Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИОНИСИЙ (ок. 1430/40 - между 1503 и 1508, Москва?), рус. художник, работал в области монументальной живописи, иконописи, книжной миниатюры. Распятие. Икона из праздничного чина собора Св. Троицы Павлова Обнорского мон-ря. 1500 г. Мастер Дионисий (ГТГ) Распятие. Икона из праздничного чина собора Св. Троицы Павлова Обнорского мон-ря. 1500 г. Мастер Дионисий (ГТГ) Документальные источники о деятельности Д. и созданных им произведениях разнообразны, особенно в сравнении со сведениями о мастерах предшествующего периода: летописи, житийная лит-ра, послание прп. Иосифа Волоцкого, описи Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря и др. источники, по большей части косвенные. Дата рождения Д. неизвестна. Она определяется на основании расчета возраста в период его работы в Пафнутиевом Боровском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре между 1467 и 1476 гг. в качестве 2-го художника или помощника при старце Симонова Старого московского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря Митрофане ( Кадлубовский. 1899. С. 125), когда Д. могло быть не более 25-30 лет. Необходимо учитывать участие сыновей Д., по крайней мере Феодосия, в следующих по времени (известных нам) работах по украшению интерьера Успенского собора Иосифова Волоколамского мон-ря в 1484-1485 гг. Время смерти Д. приходится на годы по возвращении из поездки по мон-рям Белоозера между 1499-1500 и 1502/03 гг. и определяется от даты (1503) создания и присылки по распоряжению вел. кн. Иоанна III из Москвы в Вологду образа «Прп. Димитрий Прилуцкий с житием» ( Богусевич. 1929. С. 17). 2 следующих крупных заказа - украшение Четвероевангелия великокняжеского казначея и печатника Ивана Ивановича Третьякова-Ховрина, 1507 г. (РНБ. Погод. 133), и работы в Благовещенском соборе Московского Кремля, 1508 г. (ПСРЛ. Т. 13. С. 8),- поручили Феодосию. К этому времени Д. либо скончался, либо отошел от дел. Можно предполагать, что Д.

http://pravenc.ru/text/178357.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ (1317, Москва - 10 янв. 1429, Павлов Обнорский мон-рь), прп. (память 10 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель Павлова Обнорского во имя Святой Троицы мужского монастыря . Основным источником сведений о П. является его Житие. По мнению В. О. Ключевского, различные тексты о святом существовали до появления Жития, древнейшая из редакций, Пространная, была составлена незадолго до 1538 г. ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 271-272). Житие сохранилось в списках XVI-XVIII вв., однако его лит. история до конца не изучена. По мнению М. Д. Каган и М. В. Захаровой, существовали 4 редакции. Пространная редакция изначально не имела описаний чудес, при ее подготовке для включения в ВМЧ были составлены первые 19 чудес. В связи с канонизацией святого на Соборе 1547 г. их число увеличили до 26. На основе Пространной редакции составлены Краткая и Первая Проложная редакции. Вторая Проложная редакция, вошедшая в состав печатного Пролога 1642 г., в значительной мере является самостоятельным произведением. В ней имеются сведения, отсутствующие в Пространной редакции ( Каган. 1988. С. 316; Захарова. 2005). В наст. время известны более 30 списков Жития. М. С. Егорова показала, что Пространная редакция Жития в значительной мере основана на Житиях из «Соборника» прп. Нила Сорского: в тексте имеются скрытые цитаты из Житий святых Евфимия Великого, Феодосия Великого, Иоанникия Великого, Паисия Великого, Кириака Отшельника, Петра Афонского, Симеона Дивногорца, Иоанна Безмолвника, Арсения Великого, Феодора Сикеота, Иоанна Дамаскина, Феодора Студита. Кроме того, цитируется Житие Кирилла Белозерского ( Егорова. 2016). По наблюдениям А. В. Пигина, чудеса 20-26 в 3-м варианте Пространной редакции составлены под влиянием Волоколамского патерика ( Пигин. 2001). С. П. Розанов, изучая Житие Авраамия Галичского, заметил, что в нем есть сведения из Жития П.: а именно, рассказ о жизни подвижника близ обителей преподобных Авраамия Галичского и Дионисия Глушицкого. Поскольку настоятель Павлова Обнорского мон-ря Протасий впосл. стал игуменом Авраамиева Городецкого в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужского монастыря , где и написал Житие прп. Авраамия, исследователь предположил, что Протасий, собирая сведения о жизни Авраамия, нашел новые факты о жизни П. Но поскольку «Житие Павла уже было составлено и пущено в ход, то он и помещает эти сведения в Житии Авраамия... а отсюда потом эти сведения попали в третью редакцию Жития Павла» ( Розанов. 1912. С. 234). Сведения о П. содержатся также в Житиях преподобных Сергия Нуромского и Дионисия Глушицкого.

http://pravenc.ru/text/2581815.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФО-ВОЛОКОЛАМСКИЙ ПАТЕРИК (Волоколамский патерик), сб. рассказов о святых и нравоучительных повестей, созданный в 1-й пол. XVI в., предположительно в 40-х гг., в Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресв.ятой Богородицы монастыре . В восточнослав. книжности И.-В. п. является 2-м опытом создания такого рода свода после Киево-Печерского патерика . Автор И.-В. п.- Досифей (Топорков) , инок Волоколамского монастыря, племянник и ученик прп. Иосифа Волоцкого, один из наиболее известных книжников 1-й пол. XVI в., составитель первоначальной редакции Русского Хронографа, «Надгробного слова» прп. Иосифу и одной из редакций перевода Синайского патерика, изограф. Работа Досифея над Хронографом и Синайским патериком оказала влияние на И.-В. п. Патерик создан по образцу более ранних патериков (предисловие имеет текстуальные совпадения с послесловием к Синайскому патерику), включает некоторые сведения, вошедшие в Хронограф; труд Досифея организован по хронологическому принципу, в целом характерному для рус. патериков, типично для них и включение в состав преимущественно повествовательных сюжетов. Принятое название памятника не является авторским. Первоначальная редакция И.-В. п. содержалась в авторском списке, который до 1941 г. хранился сначала в Иосифовом Волоцком монастыре, затем в музее, созданном в зданиях упраздненной обители, позднее был утрачен (см.: Строев П. М. Описание рукописей мон-рей Волоколамского, Новый Иерусалим, Саввина Сторожевского и Пафнутиева Боровского. СПб., 1891. С. 201. 29). Наиболее полно повести, составляющие И.-В. п., представлены в рукописи ГИМ. Син. 927. Л. 2-42, 60-е гг. XVI в., фрагментарно - в рукописи РГБ. Ф. 178. 1257, сер. XVI в. Входящие в И.-В. п. «Повести отца Пафнутия» (записи рассказов прп. Пафнутия Боровского) известны также в рукописи РГБ. Ф. 113. 530. Указанные 3 кодекса были переписаны волоколамским иноком Вассианом Кошкой (это обстоятельство стало причиной того, что авторство И.-В. п. иногда приписывается Вассиану; см.: Строев. Словарь. С. 44). И.-В. п. не получил распространения в древнерусской книжности в отличие от близкой к нему по стилю Повести о видении инока Павлова Обнорского монастыря Антония Галичанина («О преставлении старца Антония Галичанина»), возможно также составленной иноком Досифеем (Топорковым) ( Пигин. 2006. С. 15, 41).

http://pravenc.ru/text/673723.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. ПАВЕЛ (1317-1429), основатель Павлова Обнорского во имя Святой Троицы мужского монастыря, прп. (память 10 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ПАВЕЛ Аркадьевич Андреев (1880-1937)), прот., сщмч. (пам. 3 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Павлович Аношкин (1891-1919), свящ., сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Георгиевич Ансимов (1891-1937), прот., сщмч. (пам. 9 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Михайлович Березин (1866-1937), свящ., сщмч. (пам. 24 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Васильевич Борисоглебский (1874-1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Алексеевич Брянцев (1889-1938), свящ., сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе святых С.-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Иванович Васильевский (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 4 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Игнатьевич Гайдай (1876-1937), свящ., сщмч. (пам. 23 авг., в Соборе Одесских святых, Соборе Балтских святых, Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Александрович Дернов (1870-1918), прот., сщмч. (пам. 14 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ I ИСПОВЕДНИК († 350 или 351), свт. (пам. 6 нояб.; пам. зап. 7 июня), еп. К-польский; занимал кафедру трижды (ок. 336/7 или 340-341, 342, 346-350), видный представитель правосл. партии в арианских спорах ПАВЕЛ Николаевич Добромыслов (1877-1940), прот., сщмч. (пам. 20 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122346_54.html

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XLVIII. Епархия Туркестанская Туркестанская и Ташкентская епархия учреждена в дек. 1871 г. Епископ Софония назначен в дек. 1871 из викариев Херсонских. Епархии Упразднённые Коломенская. – Крутицкая. – Владимиро-Волынская. – Галицкая. – Перемышльская. – Луцкая. – Туровская. – Хельмская. – Переяславская (около Киева). – Белгородская (около Киева). – Юрьевская (около Киева). – Тмутараканская. – Юрьевская (Дерптская). – Корельская. Епархия Коломенская Коломенская епархия учреждена около 1350, упразднена в 1799 г. I. Епископы Коломенские 1. Афанасий упом. 1353. 2. Филимон хирот. около 1360 (не из архимандритов-ли Горицких?). 3. Герасим хирот. около 1375; † 1388. 4. Павел хирот. 1389 из архим. Владимиро-Рождественских; † 1392. 5. Григорий хирот. 1392; † 13 февр. 1405. 6. Иларион хирот. 26 авг. 1406 из архим. Симонова монастыря; † 9 мар. 1408. 8. ( Авраамий , на соборе 1441).      Один. См. Акт. Ист., ч. I. 39. стр. 74. 9. Варлаам , 1447–1449. 10. Геронтий (из архим. Симоновских) упом. с 1453, а 29 июня 1473 возведён в митрополита всея Русии. 11. Никита Семешков , из иеромонахов, хирот. 25 июля 1473; † в мае 1480. 12. Герасим Смердков хирот. 29 июля 1481. из игум. Пафнутиева монастыря: † 16 мая 1489. Погребён в Пафнутиеве. 13. Авраамий хирот. 18 нояб. 90. из игум. Угрешского монастыря; † 1501, осенью. 14. Никон хирот. 1 мая 1502, из игум. Павлова Обнорского монастыря; в янв. 1504 отрёкся и вскоре удалился в Кириллов Белоезерский. 15. Митрофан хирот. 7 февр. 1507 из архим. Спасо-Андрониева монастыря; 1 июля 1518, за немощью, отошёл в Троице-Сергиев. 16. Тихон хирот. 28 февр. 1520, из игум. Угрешского монастыря; упом. 1522. 17. Вассиан Топорков хирот. 2 апр. 1525; в мае 1542 оставил епархию; в 1553 жил на Песноше. II. Епископы Коломенские и Коширские 18. Феодосий хирот. 2 июля 1542 из архим. Новоспасских; упом. до 1555, свержен. 19. Варлаам упом. с 1560; † 21 окт. 1564. Погребён в Коломенском соборе. 20. Иосиф хирот. 18 мар. 1565 из архим. Спасо-Ярославского монастыря; упом. 22 нояб. 1569.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Кузьмин А. В., Рыков Ю. Д. Новые источники по истории вологодских монастырей Рецензия на книгу: Переписные книги вологодских монастырей XVI–XVIII вв.: Исследование и тексты/Отв. ред. М. С. Черкасова. Вологда: Древности Севера, 2011. 496 с. Работа «Переписные книги вологодских монастырей XVI–XVIII вв.» представляет собой первое комплексное издание описей XVI–XVIII вв. 8 наиболее значимых вологодских обителей. Книга подготовлена коллективом авторов в составе кандидата исторических наук О. Н. Адаменко, кандидата исторических наук Н. В. Башнина и доктора исторических наук М. С. Черкасовой при участии А. П. Анишиной, Н. А. Бараевой, Е. А. Виноградовой, А. Н. Красикова, доктора филологических наук С. Н. Смольникова, кандидата исторических наук И. Н. Шаминой. Источники публикуются впервые; большинство из них издается по подлинникам. Имущество каждой из обителей представлено двумя описями: ранней и поздней. Этот принцип вызван стремлением публикаторов продемонстрировать имущественное и хозяйственное положение каждой духовной корпорации с целью их исторического сравнения. Публикации текстов переписных книг предшествует статья Н. В. Башнина и М. С. Черкасовой «Историко-археографическое введение. Вологодские монастыри и их переписные книги» (С. 11-25). Графическая карта-схема данных обителей в XVI–XVIII вв. составлена О. Н. Адаменко и Н. В. Башниным (С. 26). Издание переписных книг вологодских монастырей составляет основную часть книги (С. 27–343). Публикуются описи Спасо-Прилуцкого, Спасо-Каменного, Дионисиева Глушицкого, Лопотова Пельшемского, Сямжемского Спасо-Евфимиева, Спасо-Преображенского Нуромского, Троицкого Павлова Обнорского и Введенского Корнилиева Комельского монастырей. Издание источников сопровождает подробный научно-справочный аппарат. В его состав входят указатели: личных имен и фамилий (С. 346–375), названий географических объектов (С. 376–388), иконографии (С. 389–405), книг (С. 406–414), высших, центральных и местных государственных учреждений, органов местного самоуправления (С. 415). Им предшествует статья «Принципы составления указателей» (С. 344–345). Имеется и «Предметно-терминологический словарь» (С. 416–423).

http://sedmitza.ru/lib/text/4157217/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ, ЕФРЕМ, ГЕРАСИМ, ИСААКИЙ († янв. 1538, Павлов Обнорский мон-рь), преподобномученики (пам. в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Обнорские, насельники Павлова Обнорского во имя Святой Троицы Комельского монастыря . Сведения об их мученической кончине содержатся во мн. списках Жития прп. Павла Обнорского XVII-XIX вв. (см., напр.: ГИМ. Увар. 1247 (107) (134); РГБ. Собр. Никифорова. 407; Муз. 1817, 8188; РНБ. Соф. 1470, 1473 и др.), в чуде 20-м «О нахождении варваров и о пленении обители преподобного». При нашествии казанских татар на вологодские земли в янв. 1538 г. пострадали мн. мон-ри, в первую очередь на юге Вологодчины - в Комельской и Обнорской волостях. Одним из первых был разорен Иннокентиев Комельский в честь Преображения Господня муж. мон-рь , расположенный недалеко от Павлова Обнорского мон-ря. Нек-рым из местных крестьян удалось бежать, они сообщили о надвигающейся беде обнорским инокам, и почти все покинули обитель. В Обнорском мон-ре остались 10 чел.: старики и те, кто «веры ради ко преподобному не хотяще оставити святаго того места» (Жития. С. 127). Они собрались вместе и молились об избавлении от нападения. Престарелый мон.-затворник Е., к-рый, «пребывая во святом том монастыри в постех и молитвах и в трудех седмьдесят лет неисходимо ис келия, в велице безмолвии пребысть» (Там же. С. 128), задремал и увидел во сне прп. Павла Обнорского, который предсказал разорение обители, мученическую кончину 3 иноков и последующее восстановление мон-ря. Е. рассказал о своем видении другим, после чего еще неск. насельников ушли в лес, но к середине дня вернулись в надежде, что в тот день татары не нападут. Во время вечернего чтения часов в трапезной старец Даниил увидел приближавшихся к мон-рю конных татар. Монахи стали прощаться друг с другом и «начаша на себе схимы налагати». Д., выбежавшему из трапезной, татары отрубили голову. Двое др. иноков скрылись в трапезной под печью, мон.

http://pravenc.ru/text/178462.html

Макарий-на-Письме. Макариево-Писемский Спасо-Преображенский женский монастырь. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Кирпичный храм построен в 1821 старанием прихожан как зимняя церковь. Состоит из невысокого двусветного пятиглавого четверика, небольшой трапезной и трёхъярусной колокольни, с классицистическим декором. В трапезной были два придела: один Павла Обнорского и Макария Писемского, второй Космы и Дамиана Римских. В годы советской власти не закрывался. Зонтиков Н.А. Макариево-Писемский Спасо-Преображенский монастырь. Кострома, 2000 Преображенская пог. Макарьева пустынь каменная, с такою же колокольнею и оградой. Построена старанием прихожан в 1821 г. Кладбище при церкви в ограде. Престолов 3: а) в ч. Преображения Господня, б) во имя преп. Павла Обнорского и Макария Писемского, в) во имя бессребреников Космы и Дамиана. Под сгоревшей в 1907 г. деревянной Преображенской церковью [пост. 1786 г.], вместо которой в 1909 г. получено разрешение устроить новую деревянную церковь, покоятся мощи преп. Макария Писемского, местночтимые. Расстояние от Костромы 80 в., от г. Буя 22 в. Ближайшие церкви: Покровская на р. Письме в 5 верстах, Воскресенская села Лужки в 8 верстах и Покровская села Рябцова в 10 верстах. До 20-х годов XVIII в. на этом месте существовал мужской монастырь, основанный в конце XIV века учеником преподобного Сергия Радонежского преподобным Макарием Писемским. После упразднения монастыря, церкви были обращены в приходские. В 1995 году в Макарьевой Пустыни возобновлен монастырь - Макариево-Писемский Спасо-Преображенский женский монастырь. В XVII в. по административно-территориальному делению монастырь входил в Костромской уезд в Шачебольский стан. По церковно-административному делению пустынь относилась к Плесской десятине. В 1620 г. упоминается церковь " преп. Дорофей на реке на Письме [монастырь] особняк " . В 1629 г. " Павлова Вологоцкого монастыря вотчина, монастырек Макарьева пустыня на реке Письме, а в нем церковь Преображение Христово, да другая церковь Благовещ. Пресв. Богородицы древяны клецки, а в церквах образы и свечи и книги и ризы и колокола и всякое церк. строенье монастырское вотчинное у монастыря двор коровей " . В 1676 г. упоминается " преп. Макария, на реке на Письме монастырь особняк " . В 1695 г. - церковь " Преображения Госп. в Макарьеве пустыни " в Судиславльской десятине.

http://sobory.ru/article/?object=09739

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография Православной Церкви ИСААКИЙ Алфанов (кон. XIV - нач. XV вв.), прп. (пам. 4 мая, 17 июня, в неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) - см. Алфановы ИСААКИЙ († 1538), преподобномученик (пам. в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Обнорский, насельник Павлова Обнорского во имя Св. Троицы Комельского мон-ря - см. Дионисий, Ефрем, Герасим, Исаакий ИСААКИЙ (Антимонов Иван Иванович; 1810-1894), схиархим., прп. (пам. 22 авг., в Соборе Курских святых и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ИСААКИЙ (Чернь; † после 1088) пещерник, прп., Киево-Печерский (пам. 14 февр., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и святых, в Малой России просиявших) ИСААКИЙ (Бобраков Иван Николаевич; 1865 - 1938), прмч. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Оптинских старцев), архим. ИСААК СИРИН [Исаак Сполетийский, Монтелукский] († ок. 550), прп. (пам. 12 апр.; пам. зап. 11 апр.), отшельник, основатель монастыря на горе Монтелуко в Умбрии (Италия) ИСАВР ДИАКОН, ИННОКЕНТИЙ АФИНЯНИН, ФИЛИКС, ЕРМИЙ, ВАСИЛИЙ, ПЕРЕГРИН, РУФ И РУФИН († 283-284), мученики Аполлонийские (Аполлониадские) (пам. 6 июля; пам. визант. 7 июля; пам. греч. 17 июня) ИСАИЯ (XI-XII вв.), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 15 мая, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих и в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ИСАИЯ Сийский (XVI в.), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Сийских святых) ИСАИЯ мч. Кесарийский (пам. 16 февр.) - см. в ст. Памфил, сщмч., пресв., и др. мученики Кесарие-Палестинские ИСАИЯ И НИКАНОР († между 1617 и 1627?) и († ранее 1615), преподобные Ручьёвские(пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Сийских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122308_64.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АННА (Благовещенская Мария Алексеевна; 30.01.1898, с. Борисоглеб Пошехонского у. Ярославской губ.- 11.03.1937, Ярославль), прмц. (пам. 26 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых). Старшая дочь свящ. Алексея Аполлосовича Благовещенского из старинного священнического рода. В 1916 г. окончила Пошехонскую жен. гимназию, в течение 5 лет преподавала в неск. школах Белосельской вол., служила псаломщицей в церкви отца. Была духовной дочерью последнего настоятеля Павлова Обнорского мон-ря архим. Никона (Чулкова). В 1921 г. в с. Захарьине Первомайского р-на архим. Никоном была организована жен. община, названная «сельскохозяйственной коммуной», из к-рой, надеясь на скорое падение советской власти, архим. Никон предполагал создать мон-рь. Первоначально в общину входили 7 человек - духовные чада старца, преимущественно дочери священников. В 1922 г. архим. Никон благословил Марию вступить в коммуну; Мария занималась пчеловодством, была счетоводом, заведовала «культурно-просветительской работой». По воспоминаниям насельниц общины, архим. Никон не благословлял их принимать монашеский постриг, объясняя это тем, что верующие и Церковь переживают тяжелые времена. Однако во всех документах коммуны и в материалах следствия 1932 и 1937 гг. Мария значится как Анна Алексеевна Благовещенская, что, по-видимому, свидетельствует о принятии ею тайного пострига. До 1925 г. насельницы общины регулярно посещали церковь с. Захарьина, после ее закрытия стали молиться тайно. К 1931 г. община насчитывала ок. 100 коммунарок и была известна как передовое хозяйство. О коммунарках писали в газетах, к ним приезжали экскурсии по обмену опытом, коммуне было присвоено имя Н. К. Крупской, однако вскоре она стала вызывать подозрения у ОГПУ. На общину, к-рую власти считали тайным мон-рем, стали собираться «агентурные сводки»; весной 1931 г. ОГПУ арестовало почти всех членов общины, началось следствие, в 1932 г. коммуна была ликвидирована. А. была арестована 29 апр. 1931 г. по обвинению в ведении религ. работы в коммуне. На допросах держалась стойко, не открыла факта существования тайного мон-ря. 23 апр. 1932 г. А. была осуждена на 3 года ИТЛ, наказание отбывала в совхозе УНКВД в Иванове. После освобождения в 1934 г. А. служила псаломщицей в церкви с. Николо-Колокша Рыбинского р-на. С ней жила 17-летняя Анна Кесарева, вместе с к-рой А. помогала архим. Никону, скрывавшемуся от следствия, связываться с его духовными чадами.

http://pravenc.ru/text/115556.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010