9 февр.) (Actes de Xéropotamou. 1964. N 8). Монастырское предание приписывает основание К. прп. Павлу Ксиропотамскому , но, по мнению нек-рых исследователей, этот святой построил др. обитель, которая сейчас посвящена прп. Павлу, а в X-XI вв. именовалась «Ксиропотам». Д. Папахрисанфу считает, что оба мон-ря носили название Ксиропотам и оба основаны Павлом Ксиропотамским ( Παπαχρυσνθου Δ. Ο Αθωνικς μοναχισμς: Αρχς και οργνωση. Αθνα, 1992. Σ. 182-188). Анализ данных о Павле Ксиропотамском в афонских актах, предпринятый П. Гунаридисом, показал, что существовало 2 одноименных подвижника, прозванных Ксиропотамскими. Павел, жаловавшийся императору в 972 г. на нововведения прп. Афанасия Афонского, в молодости основал К. и нек-рое время был его игуменом (не позднее 980 - не ранее 996), а в кон. 90-х гг. Х в. стал протом Св. Горы (упом. в 1001). Оставив должность прота, прп. Павел подвизался как простой монах. До или после исполнения обязанностей прота он ради уединения основал ближе к оконечности Афонского п-ова мон-рь прп. Павла, игуменом к-рого впосл. стал его ученик и тезка Павел, упоминаемый в актах в 1007-1018 гг. ( Γουναρδης. 1989). К. процветал в XI-XII вв., его границы на юго-западе простирались до мон-ря прп. Павла (т. е. включали территории мон-рей Симонопетра, Григориат и Дионисиат), а на севере - до владений Ивирона. В 1010 г. была достигнута договоренность между К. и Великой Лаврой о границе между ними в местности Вулевтирии (Actes de Xéropotamou. 1964. N 2), в 1081 г.- с Иверским мон-рем (Ibid. N 6). Мон-рь Ксиропотам Мон-рь Ксиропотам Среди покровителей К. были члены имп. семьи: напр., ок. 1140 г. сестра имп. Мануила I Комнина Мария предоставила мон-рю владения в Девеликии близ Иерисса и в Озолимне. Права на них были подтверждены ок. 1200 г. внуком Марии Комнины севастократором Никифором Петралифой. В Житиях свт. Саввы Сербского повествуется о том, как в нач. XIII в. этот святой помог восстановить К., пришедший в запустение из-за нападения морских разбойников.

http://pravenc.ru/text/2462155.html

Начало его, от слов, – (Бог) сначала создал человека бессмертного – до слов: посему царственность моя, заботясь о подданных: – это богословское начало целиком выписано из хрисовула, который был дан Иоанном Палеологом в монашестве Иоасафом в 6915−1407 году Лавре, Ватопеду и Свято-Павловскому монастырю на Афоне, и в котором говорится о сотворении человека бессмертным, о падении его по наваждению дьявола, о вочеловечении Сына Божия и о почитании Его умом и словом и делом (ν κα λγ κα πργματι), и о почитании Пресвятой Девы, яко виновницы спасения христиан; приводятся также слова Моисея, что и в поддельном хрисовуле Романа; упоминается о том же долге царей. Из этого Палеологского хрисовула в поддельный хрисовул Романа попали даже следующие выражения: «Я нашел (Ксиропотамскую обитель вместо города Кассандры) совершенно разрушенной, так что стены ее словно призраки в воде, σπερ τ ν τος δασιν τεχη φαινμενα: я построил стены и башни не подобные прежним, но гораздо лучшие κοδμησα τεχη κκα πργους…». Никуда не годится показываемый в Ксиропотаме хрисовул Романа старшего с 924 годом, как рукописный, так и печатный. В нём сказано, что Павел Ксиропотамский был сын царя Михаила (Куропалата Рангавэ) и супруги его Прокопии, и что в показанном году царь Роман старший вызвал его к себе с Афона для вручения ему денег и животворящего древа. Но в рукописной летописи Михаила Гликаса, от Адама до взятия Константинополя, которую я читал в Афоно-Дионисиатском монастыре нет ни слова о скопленном сыне царя Михаила Рангавэ, по имени Прокопии или Павле, тогда как перечисляются все дети его, именно, Никита, Евстартий и Феофилакт, и упоминается, что царь Лев Армянин оскопил их, и что Никита в монашестве Игнатий впоследствии был патриархом Цареградским (846−857 г.) и построил монастырь Спасителя. Здесь кстати прибавить, что если бы оный Прокопий, в монашестве Павел, был сын царя Рангавэ, родившийся в 811 году, то в 924-е лето Господне было ему 112 лет от роду, а в таких летах плавать по морю от Афона до Царьграда и обратно, строить на этой горе два монастыря Ксиропотамский и Павловский, и управлять немалочисленной братией, трудно и едва ли сбыточно.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В отрицаемом мной хрисовуле царя Романа Ксиропотамский монастырь назывался обителью св. 40 мучеников Севастийских. Но не то говорят другие дееписания в достоверности коих сомневаться нельзя. Так в Сигиллионе Севастократора Никифора Комнина, написанном на пергаменном полулисте (после 1142 г.) и подписанном этим Никифором чернилом голубым и хранящемся в самом Ксиропотаме, сказано, что эта обитель чествуется во имя св. великомученика Никифора 84 . Ранее 1142 года под вторым уставом Афонским в 1046 году подписался седьмым Илларион, монах и игумен обители св. Никифора. Эта обитель уже в хрисовуле царя Михаила Палеолога, 1276 года, прописана как Ксиропотамская обитель св. победоносных Сорока мучеников. Такую перемену я объясню ниже в кратком очерке истории Ксиропотама, а здесь сопоставлю сказку Романовского хрисовула о Павле Ксиропотамском со сказаниями о нём иноисточными. В этом хрисовуле сей преподобный отец назван сыном царя Михаила Рангавэ (811 г.), а в рассмотренных и перебелённых мной деловых записях Афоно-Павловского монастыря, основанного этим Павлом нет ни слова о царственном роде его. Напротив, в грамоте Иоанна Палеолога 1407 года сказано о нём только вот что: Παλος ν τ θ καλομενος σιος – Павел тот, который на Афоне назывался Преподобным: в хрисовуле Сербского Деспота Стефана Грьгура 1414 года он назван «Преподобным и богоносным отцом, просиявшим в посте во святой горе Афона». – Афонский монах Агапий в своём сочинении под названием Калокэрини (ν τησιν. 1801. in. 4-е), о Павле этом сказал только то, что он был один из почтеннейших и рассудительных старцев на св. горе. Заключаю всю эту критику увеселительными словами Афоно-Есфигменского игумена Феодорита. (1805−1817 г.) составившего отчётливое описание Афона, которое я нашёл в библиотеке монастыря Афоно-Григориатского: «τσον ο ξηροποταμινο, σον ο γιοπαυλται καλομενοι φησαν τος μεταγενεστρους Παλους, κα ζητοντες τν Κουροπαλτην Παλον χασαν τος δους κττορας: как Ксиропотамцы, так и Свято-Павловцы проглядели тех Павлов, которые позднее жили на Афоне, и отыскивая Павла Куропалата (811 г.) потеряли из виду своих собственных ктиторов».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Как же это прозвание досталось оной обители, тогда как Ксиропотамом назывался монастырь Павла? И когда это случилось? Полагаю, что это случилось немножко ранее 1071 года. В который Михаил монах монастыря господина Павла без прибавки, Ксиропотамского, подписался под делом, виденным мной в архиве Афоно-Руссика, и случилось так: обитель Никифора опустела, или по неимению средств содержать её, или потому что опустошали её морские разбойники; но по распоряжению Прота св. горы, перед 1071 годом, в неё перешло несколько монахов из монастыря Ксиропотамского, построенного препод. Павлом. От них-то она и стала прозываться Ксиропотамской, а прежний монастырь их удержал имя строителя своего Павла. Они принесли с собой великую часть животворящего Креста Христова, ту, что с гвоздинной пробоиной. С ними перешло в эту обитель и предание о Павле Ксиропотамском, о почёте, какой он имел у царя Романа старшего, о посольстве его к царю Болгарскому Петру и к зависевшим от него Сербам для удержания их в вере, и о пожаловании ему этим царём животворящего Древа, которое, как дар греческого царя Романа, принесено было оному Петру невестой его царевной Марией, и потом отдано вышеупомянутому Павлу. Так объясняется обмен названий монастырей Ксиропотамского и Никифоровского: первый стал именоваться Павловским, а второй Ксиропотамским. Так распознаётся и верная частица предания о Павле Ксиропотамском: действительно он строил монастырь Ксиропотамский, но не середине Афона, а у подошвы самой высокой части этой горы; он же и Древо, животворящее с гвоздинной дирою получил от Романа старшего, но не из рук его, а от породнившегося с ним царя Болгарского Петра. Около 1142 года Ново-Ксиропотамскому монастырю, в котором, однако главная церковь тогда чествуема была во имя св. великомученика Никифора, госпожа Мария Цусми завещала, для поминовения и спасения души своей, нивы Озолимны и Великии в околотке Иериссовском. Но монахи сего монастыря потеряли Сигиллион Её (грамматику со свинцовой или восковой печатью).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Всех келий при Барском в 1744 году было 70. А я не считал их. Моё внимание обращено было на водосвятный Фиал и струйник, на остатки древностей, и на соборную церковь , которая стоит в средне пространного двора монастырского: названный Фиал в виде пролётной ротонды с мраморными колоннами, и с покоящимся на них круглым куполом внизу между этими колоннами связан мраморными плитами, на коих иссечены разные изображения (к сожалению, не описанные в дневнике моём). На одной плите виден выпуклый вид Ксиропотама, каким он был в прошлом столетии. – За алтарём соборной церкви, налево от неё, недавно сооружён мраморный струйник (фонтан). Над карнизом его помещена новейшая надпись: ‘Ρωμανς κα Κωνσταντνος ν νοιστ πιστο βασιλες κα κττορες στυλη νδικτινος β: то есть – Роман и Константин во Христе верные цари и ктиторы 6438 (930) года индикта 2. Ещё левее в северной стене монастыря стоит весьма древняя башня. На ней позлащённой мозаикой смастерена греческая не старинная надпись: Роман верный царь и самодержец Ромеев. – На южной половине монастырского двора направо от главной церкви высится колокольня. Она сама по себе ничем не замечательна; но в лицевую сторону её низко вставлены два мраморные барельефа, или лучше, две изваянные головы, кои я рассмотрел с большим вниманием. Одна из них с кудрявыми волосами, невзрачная, некрасивая выдаётся за облик царицы Пульхерии, ктиторши Ксиропотама, а другая, меньшая первой, с немногими волосами на голове и без бороды, пожилая, указывается поклонникам, как лик св. Павла Ксиропотамского, строителя описываемой мной обители. Эта вторая голова вставлена в четырёхугольную каменную плиту сероватого цвета. В плите же этой вверху около головы иссечён круг в роде сияния, какое рисуется на иконах, а внизу иссечены одежда и большой крест, как бы повешенный на шее бюста на ленте; на сторонах же плиты помещена надпись: св. Павел Ксиропотамский, сын благочестивейшего царя Михаила. Барский в 1744 году не видал этих голов. Стало быть, они после него найдены были где-нибудь, или смастерены для наглядного и обязательного подтверждения известного предания о Пульхерии и Павле, яко строителях Ксиропотама.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Когда я вернулся в нашу комнату, то застал дремлющего Игоря, просматривающего отснятые кадры Георгиевича и держащего в руках мой монашеский ремень Николая. - Хороший ремень, отличная кожа, – Николай с видом знатока рассматривал уже почти намоленный Афонский сувенир. - Мне тоже нравится, качество отменное! – самодовольно поддакивал я. Мне представилось, как я надену этот ремень, вернувшись на приход. Сразу видно будет, что не просто поп идет, а духовная глыба! Ну, может, не совсем так я думал, но в таком духе. А зачем я так про себя пишу? Это чтобы не возникало на мой счет никаких иллюзий.     Угол зрения и Святой Павел Ксиропотамский Коля с уважением повесил ремень на спинку стула и закрыл глаза. Все отдыхают. Я тоже прилег на кровать, но спать не хотелось. Смотрел в потолок и пытался крепче запечатлеть осознание того, что я на Афоне. Все время в этом паломничестве мне хотелось ущипнуть себя – настолько нереальным казалось мое присутствие на этой святой земле. Я сел на кровати. За окном виднелся соборный храм очень искусной постройки. Раз, два, три, четыре..- одиннадцать глав у церкви. Почему одиннадцать? Может, по числу верных апостолов. Церковное здание построено из мрамора, а иконостас резной, из дерева – очень красиво. А пробел знаний о святом Павле Ксиропотамском, основателе обители, я восполнил. «Свое начало монастырь берёт в Х веке от сына греческого императора Михаила Куропалата Св. Павла. В миру Св. Павел носил имя Прокопий. Когда престол его отца занял Лев Армянин, то, опасаясь в малолетнем Прокопии будущего соперника в праве на престол, он изувечил его варварским оскоплением. Однако Прокопий получил прекрасное образование и, рано оставив мир, ушел на Афон, приняв иночество с именем Павла.  Подвижническая жизнь Св. Павла привлекла к нему много учеников. Так возникла новая обитель.  Император Роман в царской своей грамоте, данной Св. Павлу на построение обители, называет его величайшим из философов. Дочь сербского правителя Георгия Бранковича, принцесса Мария, будучи супругой султана Мурата I, передала в монастырь найденные в Константинопольской сокровищнице греческих императоров части злата, ливана и смирны, принесенные волхвами в дар Вифлеемскому Младенцу Иисусу. Как говорит предание, принцесса Мария сама хотела внести это сокровище в монастырь Св. Павла и уже приближалась к монастырским стенам. Но ей, как когда-то царевне Плакидии в монастыре Ватопед, было внушено свыше не нарушать строгого афонского устава, запрещающего женщинам вход в монастыри Святой Горы. На месте передачи сокровищ стоит памятник с изображением этой встречи в виде арки и ворот (1470 год).

http://isihazm.ru/1/?id=2075

Напишу здесь о ктиторе обители сея, святом Павле Ксиропотамском; я сам читал житие его. Родом он был из Константинополя, сын греческого царя Михаила Рагкавея Куропалата. Когда Лев Армянин восстал на царя Михаила Рагкавея, – царь, видевши такое неустройство в царстве, добровольно оставил царство, и ушел в монастырь, и постригся в монахи. Лев Армянин, овладев царством, после Михаила Рагкавея оставшихся двух сыновей, еще отроков, приказал оскопить, дабы, когда возрастут, не отняли у него царство, как наследники законного царя: и один, именем Игнатий, после был патриархом; а сей святой Павел вырос до совершенных лет, и узнавши свое естество – что не способен к мирской жизни, предался весь учению, и прошел все учение внешнее и духовное, и сделался весьма славен между философов и богословов, и воздавали ему великую честь. Но он, рассмотрев непостоянство и суетную славу и прелесть мира сего, удалился из Константинополя, оставил все свое богатство и мирскую славу, и скрыл свое звание: надел на себя пастушескую одежду, назвался поселянином, пастухом овец, и пришел в Святую Афонскую Гору. Но когда он пришел к Афонской Горе, – его не принимали, и сказали, что его принять в Афонскую Гору невозможно, потому что брады нет и лицо женское. Тогда безбрадых на Афоне не принимали, и ныне еще с трудом принимают; а Павел был с малолетства скопец, и у него до самой смерти не было брады. Он же плакал и просил, дабы его впустили, и пробыл много дней, плача. Братия, видевши его любовь к Богу, и великое желание к иночеству, сказали ему: «Юноше! мы бы тебя и пустили, но внутри тебя не приймут, ни в монастырях, ни в скитах». Он просил, дабы только впустили, а там Божия Матерь место покажет. Когда его впустили, – он прошел афонскую непроходимую пустыню, пришел на место Ксиропотам, вселился в пустых развалинах прежде бывшего монастыря, выстроенного царицею Пульхериею, и начал проживать один в пустыне, и проходить тихую и безмолвную жизнь, а пропитание имел от рукоделия. Познакомился с одним старцем пустынножителем, который и постриг его в монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

С его именем на Руси связывали создание сказания «Воспоминание отчасти Святыя горы Афонския» (старший список - РГБ. Троиц. 686), получившего распространение в рус. письменности не позднее 1-й четв. XVI в., а также повестей о Ватопеде и об Иверской иконе Божией Матери. С 30-х гг. XVI в. в рус. рукописях встречаются краткие афонские агиографические повести, с именем старца Герасима Святогорца в заглавии, о прп. Павле Ксиропотамском и о безымянном старце, жившем в лесу, неизвестные в южнослав. традиции и явно восходящие к устным рассказам монастырских посольств (старший список - РГБ. Вол. 659). В др. волоколамском сборнике, датируемом 1563 г. 514. Л. 459-470), помещены списки жалованных грамот мон-рю Св. Павла серб. деспотов Бранковичей (святых Ангелины и ее сыновей Георгия и Иоанна ) 1495-1496 гг., серб. вельмож на венг. службе (родственников вел. кнг. Елены Глинской) Якшичей 1506 г. и молдав. воеводы Петра Рареша 1533 г. Катапетасма. Вклад царя Иоанна Грозного в Хиландарский мон-рь. 1555 г. В 1555 г. по ходатайству посольства с А. под покровительство московских государей в качестве их «другой богомольи» (1-я «богомолья» - Русик) был принят Хиландарский мон-рь. Игумен мон-ря Паисий преподнес в дар царю крест, к-рый носил на себе свт. Савва Сербский, с Животворящим Древом внутри и мощи вмч. Стефана - небесного покровителя династии Неманичей, начиная с прп. Симеона Сербского (в миру - Стефана Немани). Паисий составил «Сказание об Афонской горе», содержавшее сведения о числе монахов, размере дани туркам и о географическом положении мон-рей. В марте 1556 г. Хиландарскому мон-рю была дана царем жалованная грамота на беспошлинный и свободный приезд за милостыней, кроме того, мон-рь получил в свое владение подворье в Китай-городе рядом с Богоявленским мон-рем. Посольство задержали в Москве до 1557 г., когда царь пожаловал мон-рю 300 р. и богатую завесу лицевого шитья к царским вратам (катапетасму), изготовленную в 1555 г. и хранящуюся в наст. время в монастырской ризнице; кроме того, посольство получило 50 р.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Во время великих праздников ходил на Карею. Прот заметил, что он не из простых, и наедине его спросил: «Как имя ему? и какого роду? и где живет?» Павел ему ответил: «Я, святейший отче, родом простой поселянин, имя мне Павел, живу в Ксиропотамских развалинах». С того времени Прот его узнал и полюбил, и назвал Павлом Ксиропотамским. Чрез несколько лет настал в Греции царь Роман, родственник святого Павла, и вспомнил о нем, начал его искать, и прислал к Проту Горы Афонской послание, дабы поискать в Афоне родственника его; и написал приметы. Получивши Прот от царя послание, догадался, что это Павел Ксиропотамский, и вскоре послал за ним. Павел скоро пришел, и Прот начал ему говорить: «Чадо Павле, зачем ты нас обманул? Почему ты нам не исповедал, что ты царский сын? Зачем ты закопал свой талант в землю? Теперь Бог тебя объявил». Павел просил прощения. А Прот показал ему царское послание, и сказал: «Теперь немедленно иди к царю в Константинополь». Павлу это показалось весьма тяжко, и он с горькими слезами просил Прота не объявлять о нем царю, и оставить его в пустыне плакаться о грехах своих. Прот сказал, что это невозможно, и что ему должно скорее отправиться к царю. Тогда Павел с скорбию отправился в Константинополь, и прибыл к царю. Царь его встретил с честью, принял его в свои чертоги, посадил по правую руку, и много с ним разговаривал: держал его руки и целовал, и слезами обливал; просил его – всегда с ним пребывать, и быть ему за отца и за наставника, и вместе с ним управлять царством. Но Павел от всего того отказался. Царь просил его пожить хотя один год, и поучить его двух сыновей. Павел захотел утешить царя, и остался. Прожив у царя полгода, соскучился, пришел к царю, и сказал: «Как рыба не может быть без воды, и когда вытащат ее на сушу, умирает: так и монах не может быть без келии; а ежели он пребывает в миру и в мирских домах, то душою умирает и погибает. Итак, царю, ежели хочешь мене видеть жива и здрава, то отпусти во Святую Афонскую Гору, в мою пустынную келию; а я среди мира больше жить не могу».

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Слава и ныне, Богородичен, глас тойже: Владычице Пречистая, Богородительнице, всего мира Прибежище и Утверждение! Уврачуй страсти неисцельныя рабов Твоих, Ты бо Благаго Спаса и Целителя душ наших родила еси. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: П роидохом сквозе огнь и воду,/и извел еси ны в покой. Стих: Р азжегл ны еси, якоже разжизается сребро. В сякое дыхание: Евангелие от Матфеа, зачало 36. По 50-м псалме стихира, глас 6: Павлу апостолу подражатель быв,/якоже той Христу,/люди многия учении Божественными просветил еси,/священномучениче Павле,/тяготу же гонений претерпевая/и светом Христовым область темную поборая,/не токмо словесы, но и дел творением/ко спасению паству твою наставил еси,/яко пастырь добрый и верный. Канон, глас 4, егоже краегранесие: С вященномучениче Павле, сим славим тя. Песнь 1 Ирмос: М оря чермную пучину/невлажными стопами/древний пешешествовав, Израиль/крестообразныма Моисеовыма рукама/Амаликову силу в пустыни победил есть. Припев: С вященномучениче Павле, моли Бога о нас. Стопами твоими Христу последовав, всехвальне Павле, на Голгофу русскую мужественне возшел еси. Волнами искушений непотопляемь явился еси, священномучениче Павле, крестом честным клокощущую пучину усмиряя. Яко кораблец малый, ветры страстей гонимый, житие наше, отче Павле. Темже молим тя: в тихое пристанище покаяния направи ны молитвами твоими. Богородичен: Щ едрот Источниче, Мати Вседержителя, Пречистая Дево Богородице, любити Сына Твоего, Христа Бога нашего, всех нас вразуми. Песнь 3 Ирмос: В еселится о Тебе Церковь Твоя, Христе, зовущи:/Ты моя крепость, Господи,/и прибежище, и утверждение. Егда постиже землю Русскую скорбь велия, душу твою за паству положил еси, Павле священне, да, подвигом добрым труды своя увенчав, славиши Христа во веки. Небоязненно и кротко страдания и злую смерть Христа ради от людей нечестивых приял еси, блаженне Павле, богомудре. Новая звезда озари землю Устюженскую, егда Господь в годину лютую яви тя миру, отче Павле, веры Православныя светильниче златозарный.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010