3-е великое благовестническое путешествие св. апостола Павла (Изъяснение Деян. 18, 22–21, 16 и Гал. 2, 11–22): опыт историко-экзегетического исследования Источник Мне éже жити, Христóс, и éже умрéти, приобретение éсть ( Флп. 1:21 ).   Яже ми бяху приобретения, сия вмених Христá рáди тщетý. Егóже рáди всех отщетихся, и вменяю вся умéты быти, да Христá приобрящу ( Флп. 3:7,8 ).   Подражáтели мне бывáйте, якоже и áз Христý ( 1Кор. 11:1 ).   Содержание Предисловие Глава I. В Иерусалиме (Деян. 18:22) Глава II. Спутники Глава III. От Иерусалима до Антиохии Сирийской (Деян. 18:22б) Глава IV. В Антиохии Сирийской (Деян. 18:23а и Гал. 2:11–21) Глава V. Ефес (Деян. 18:13–28) Глава VI. В Ефесе (Деян. 19:1–40) Глава VII. От Ефеса через Элладу в Иерусалим (Деян. 20:1–21:16)     Предисловие Задача и характер предлагаемого опыта. – Важность и значение третьего путешествия св. Ап. Павла, как предмета научного исследования. – План. – Источники и пособия. Предлагаемый опыт не есть только толкование или комментарии на указанные выше отделы книги Деяний и Послания к Галатам. Правда, это толкование – есть и в нем; но им не исчерпывается все его содержание. Он есть описание того периода из жизни св. Апостола языков, который был употреблен им на свое третье великое благовестническое путешествие. Так как главными и непререкаемыми источниками для исследования по этому вопросу служат указанные отделы из книги Деяний и Послания к Галатам, то в предлагаемом опыте и должно было найти себе место изъяснение сих отделов. Но в тоже время автор ставил для себя задачей не одно описание событий из третьего путешествия Ап. Павла, но и раскрытие той исторической обстановки, в которой они происходили. Посему он почитал необходимым дать в своем труде много места известиям, почерпаемым из сочинений древних географов, историков и других писателей. Он желал проследить шаг за шагом и описать в повествовательной форме все путешествие св. Апостола. Его цель – не наметить только, но и описать географически и археологически самый путь Ап. Павла, представить читателю картину религиозно-нравственного и бытового состояния населения тех или других мест, посещенных Апостолом, не доказывать только, что известное послание написано св. Апостолом именно во время третьего путешествия, но и показывать тесную связь содержания того или другого послания с течением жизни тех христианских общин, для которых оно было писано. Наш труд и носит посему название опыта историко-экзегетического.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Часть III-я: «Евангелие» Христово у св. Апостола Павла (глл. III-IV) Вси вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе: елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Гaл. III, 25–27 . Свое апостольское достоинство се. Павел неразрывно связал с благовестием и тем открыл простор для подробного изложения догматических воззрений. В чем же именно состоит провозглашаемое во языцех «Евангелие» Павлово в его существе и по отношению к «закону»? Первая часть вопроса не требует многих рассуждений даже для «несмысленных» Галатов (III, 1: νοητοι Γαλται), которые не столько неразумны, сколько неразсудительны (ср. 1Tuм. VI, 9 ) и потому способны увлекаться страстно и необдуманно. Естественно, что в этом настроении кто-то решительный и влиятельный приковал их к себе чисто магическим очарованием, как – по тогдашнему верованию – умели делать это некоторые змеи, парализовавшие жертву своими глазами и затем свободно уничтожавшие ее 170 . Нечто подобное случилось и с Галатийцами. Иначе нельзя объяснить происшедшую измену, коль скоро доселе их взор был всецело фиксирован на Распятом Избавителе с такою яркостью, точно живым портретом Он предначертан был перед ними, хотя бы в лице Апостола, принятого в свое время как бы за Христа Иисуса (IV, 14). Ведь это было неповиновение истине, личное противление ей, а она слишком понятна для всякого здравого соображения. Галатийцы – христиане, имеющие в себе Духа Божия и восприятием Его ставшие «пневматиками» (III, 2). Достаточно спросить себя: откуда произошло это величайшее чудо? Неужели от дел (исполнения) закона? Но – тогда – почему не было этого прежде? Неясно ли, что причина сему была в проповеданной и воспринятой слухом вере 171 , которая единением с Богом чрез Христа доставляет все духовные дары? Тут всякое уклонение было бы ниспадением до прежней низменности уже в самом христианском бытии (III, 3), ибо, начав его духовно, Галаты спустились до плотского уровня, регулируемого законничеством. Начало процесса совсем не сходится с концом 172 , когда ожидалось его торжество в достижении духовной высоты и в закреплении прочного положения по собственному усердию и усилию (πιτελεσθε ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Второе великое путешествие св. ап. Павла с проповедью Евангелия ( Дeяh. XV, 40 – XVIII, 22 ). Опыт историко-экзегетического исследования священника Д. Глаголева. Тула 1893. Стран. III-336-XII. Цена 1 рубль 75 коп. Задача настоящего сочинения ясно определялась самым заглавием; но по обычаю русских авторов – сделать из своего частного труда нечто грандиозно-колоссальное и решающее в целой научной области – и о. Д. С. Глаголев расширил ее излишне к явному ущербу в выполнении своих прямых обязанностей. Он не довольствуется желанием «представить опыт истории второго великого путешествия св. ап. Павла с проповедью Евангелия» (стрн. I), но в своих намерениях простирается до того, «чтобы дать (хотя бы сколько-нибудь) ценный материал для будущих достойных жизнеописателей, биографов великого Апостола языков» (стрн. III), которые, таким образом, поставляются в зависимость от его работы и заранее приглашаются к должной благодарности... Смирение о. Глаголева, как видим, далеко не без гордости. При этом он высказывает нужду в «богатых, основательных и разнообразных знаниях и тонкой критической способности», в обладании «чистою жизнью» 1 , «сильным литературным талантом, богатым и чистым религиозно-поэтическим воодушевлением». Естественно, что он не осмеливается усвоят себе такие и столь многочисленные совершенства и наперед отказывается «удовлетворить требованиям, имеющим место в данном случае». Уже в самой формулировке цели есть что-то неладное, роковое для всего сочинения. Нарисовать себе самую широкую и заманчивую перспективу и тут же засвидетельствовать о своей скудости и немощи – это значит нарочно навязать себе бремя, непосильное для своих плеч, и потому не донести его, куда следует. Зачем же было и брать его и почему бы не взять что-нибудь, более подходящее и удобоисполнимое? Тогда у продолжателей была бы действительная опора для дальнейших построений, между тем теперь, примыкая к о. Глаголеву, они вечно будут мучиться над старым возом, который от этого едва ли подвинется. Но во всяком случае, – раз второй миссионерский круг излагается в качестве материала для целостной биографии Апостола языков, – было бы необходимо ожидать, что автор точно определит его значение в общем ходе жизни и миссионерского служения Павла и в истории первохристианской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Введение Отношение Екатерины II к философским идеям и философам XVIII века и степень влияния на нее этих идей. Отношение Павла I к Екатерине II, ее двору и правительственной системе. Воспитание и характер Павла I Необходимо согласиться с тем, что всякое правительство так или иначе относится к своим подвластным вообще и к каждому классу их в частности, в силу известных воззрений и понятий, или унаследованных от прежних веков и заимствованных у предшествовавшего правительства, или образовавшихся под влиянием стремлений века и потребностей своего времени. Несомненно, так же и то, что и правительство императрицы Екатерины II, так же руководилось в своей деятельности известными воззрениями и понятиями. Отсюда возникает вопрос об источнике правительственных воззрений Екатерины II: откуда они? Заимствованы ли они ей у своих предшественников, сидевших на престоле Всероссийском или они возникли под влиянием новых требований ее времени и, как такие отличаются от правительственных понятий, предшествовавших ей царствований? Самая общая характеристика правления Екатерины II, при сравнении ее с характеристикой ближайших ее предшественников на русском престоле со смерти императора Петра Великого, покажет громадное отличие правительственной деятельности Екатерины II от деятельности предшествовавших ей правительств. Почти все предшествующие Екатерине правительства первой половины XVIII века носили на себе, более или менее, немецкий характер в большей или меньшей степени подчинялись немецкому влиянию. Екатерина II напротив, с самого первого появления своего в России, старалась уничтожить в себе все, что могло напоминать в ней немецкую принцессу и образовать из себя русскую великую княгиню. Она прилежно изучает русский язык, наблюдает над придворными и старается познакомиться, как можно лучше, с русскими нравами и обычаями, сближается с вельможами двора Елизаветы Петровны, чтобы лучше изучить характер русского человека, – одним словом, всеми силами старается обрусеть, сделаться русской. Предшествовавшие Екатерине царствования отличаются тираническим отношением к русскому народу, интересами и нуждами его жертвуют произволу и прихотям немецких, а иногда и русских временщиков и, в лице Петра III, доходят даже до притеснения православной Церкви, не говоря о духовенстве. Екатерина напротив, свергая с престола своего мужа, объявляет себя спасительницей русской национальности от подчинения немецкому влиянию и защитницей православной Церкви от грозивших ей притеснений со стороны Петра III, более склонного к протестантскому вероисповеданию, чем к православному. Слабость лиц, занимавших престол, и тиранизм временщиков, имевшие место при предшественниках Екатерины, заменяются при ней личной энергией императрицы, умевшей, в то же время, быть в своих отношениях к подданным либеральной и гуманной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Znamenski...

Глава III В доказательство того, что христиане свободны от подчинения закону Моисееву, Апостол ссылается на собственный опыт читателей и на пример Авраама (1–6). Сынами Авраама делаются верующие через свою веру (7–14). Временное значение закона Моисеева в истории домостроительства Божия (15–29) Гал.3:1–6 . С 1-го стиха третьей главы и по 12-й стих пятой идет отдел догматико-полемический, в котором Апостол выясняет, что христиане свободны от подчинения закону Моисееву. Прежде всего Апостол обличает читателей в непостоянстве, какое они обнаруживают теперь в отношении к проповеданному у них Павлом Евангелию. Именно они, начавши жить верою, теперь ищут оправдания через исполнение закона Моисеева, не обращая внимания на то, что даже родоначальник того народа, который получил закон, сам был оправдан Богом благодаря вере. Гал.3:1 .  О, несмыслен­ные Галаты! кто пре­льстил вас не по­коряться истине, вас, у которых перед­ глазами пред­начертан был Иисус Христос , как бы у вас распятый? Чувствуя раздражение против читателей, Апостол не называет их «братьями», как в Гал.1:11 , а просто «Галатами», т. е. обитателями провинции, в которой жили различные народности: Фригийцы, Ликаонцы, Кельты, римские колонисты и Евреи. Он называет их «несмысленными» по их поведению в отношении к Евангелию (ср. Гал.3:3 ). – «Кто прельстил вас». Поступок Галатов так поразил Апостола Павла, что он видит в этом что-то таинственное ( «прельстил» – точнее: сглазил – εβσκανεν), какое-то действие волшебства или темной демонской силы (ср. 2Кор.11:3, 13–15 и 1Сол.3:5 ). – «Не покоряться истине», т. е. истинному учению, принесенному в Галатию Апостол Павлом (этих слов, впрочем, во многих кодексах не имеется). – «Предначертан был..»., т. е. изображен со всею живостью Павлом, так что стоял у Галатов перед глазами как бы пред ними распятый ( «у вас», т. е. между вами. Это выражение не читается во многих кодексах). Ап., таким образом, хочет сказать, что в высшей степени непонятно, как Галаты, пережив сильное впечатление, полученное ими от проповеди Павла о распятом Христе, поняв все значение смерти Христа, все-таки отпадают к иному благовествованию...

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

К.Г. Исупов Содержание «Русский путь» От издателя К.Г. Исупов. Павел Флоренский: наследие и наследники I. Мемуары Свящ. А. Е. Ельчанинов. Из встреч с П. А. Флоренским (1909–1910) Андрей Белый. Начало века (фрагмент) С. И. Фудель. Об о. Павле Флоренском (1882–1943) С. А. Волков. П. А. Флоренский Л. Ф. Жегин. Воспоминания о П. А. Флоренском II. Вокруг книги «Столп и утверждение истины» Еп. Феодор. Рец. на книгу: «О духовной Истине. Опыт православной теодицеи» III. В историко-философской перспективе Н.А. Бердяев. Русская идея В. Зеньковский. История русской философии. Ч. IV, гл. VI. Метафизика всеединства IV. От отзывов к доносам С. М. Городецкий. Павел Флоренский «Мнимости в геометрии» V. В Современном контексте П. В. Палиевский. Розанов и Флоренский Иеродиакон Андроник. Основные черты личности, жизнь и творчество священника Павла Флоренского С. С. Хоружий. Философский символизм П. А. Флоренского и его жизненные истоки Н. А. Струве. К столетию священника Павла Флоренского Д. С. Лихачев. Слово о П. А. Флоренском Р. А. Гальцева. Мысль как воля и представление E. И. Иванова. Наследие о. Павла Флоренского: а судьи кто? С. М. Половинкин. П. А. Флоренский: Логос против Хаоса «...К будущему цельному мировоззрению» Н. К. Бонецкая. П. А. Флоренский и «новое религиозное сознание» M. Йованович . Проблема человека в автобиографической прозе свящ. П. Флоренского Примечания. Комментарий. Библиографические материалы Краткая библиография работ о жизни и творчестве П. А. Флоренского     «Русский путь» «Русский путь» – долгосрочный научно-исследовательский и издательский проект, задуманный и осуществляемый негосударственным образовательным учреждением – Русским Христианским гуманитарным институтом. Проект представляет собой серию книг, связанных общей тематикой и единой идеей. Замысел серии, показать судьбу русской культуры через анализ творчества, и судьбы ее ярких и значительных представителей. Каждая из книг какой-либо подсерии (философской, литературной, политической и др.) посвящена творчеству и судьбе видного деятеля отечественной истории и культуры – философа, писателя или поэта, историка либо государственного деятеля. Состав ее формируется как сборник исследований и воспоминаний, достаточно компактных по размеру и емких по содержанию, оценивающих жизнь и творчество данного представителя российской культуры и принадлежащих другим видным ее деятелям, которые выступают, тем самым, в качестве сторонников и продолжателей либо критиков и оппонентов того или иного субъекта национального культурно-исторического творчества. Таким образом, глазам читателя предстает своего рода «Малая Энциклопедия» о Н. Бердяеве , Л. Толстом или К. Победоносцеве . Серию «Русский путь» можно также оценить, как своего рода «Жизнь замечательных людей», написанную, однако, не одним сторонним исследователем, как в одноименной советской серии, а многими современниками и исследователями, что превращает каждую книгу «Русского пути» в своеобразное зеркало определенной эпохи русской культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Скачать epub pdf 4. Евангелие от Луки Евангелие, стоящее на третьем месте в корпусе книг Нового Завета, надписано именем Луки в самой ранней сохранившейся рукописи этого Евангелия – папирусе Bodmer XIV, датируемом рубежом II и III веков. Это единственное Евангелие, у которого имеется конкретный адресат – некий «достопочтенный Феофил», упоминаемый в прологе к этому Евангелию ( Лк. 1:3 ), а затем в прологе к Деяниям апостольским ( Деян. 1:1 ). Кем он был, неизвестно. Судя по имени, он был греком, а не римлянином или иудеем. Возможно, он был заказчиком («литературным патроном») обеих книг, написанных Лукой не только для него, но и для группы образованных эллинов, в которую он входил. В церковной традиции Лука считается апостолом от семидесяти, учеником апостола Павла. О том, что Лука сопровождал Павла в некоторых путешествиях, свидетельствуют отрывки из книги Деяний, где автор книги называет местоимением «мы» себя и Павла ( Деян. 16:10–17; 20:5–15; 21:1–18; 27:1–28:16 ). Со своей стороны, Павел трижды упоминает Луку. В Послании к Колоссянам Павел пишет: Приветствует вас Лука, врач возлюбленный ( Кол. 4:14 ). Во Втором послании к Тимофею Павел жалуется на то, что его сотрудники разошлись по разным странам, отмечая: один Лука со мною ( 2Тим. 4:10 ). В Послании к Филимону он включает Луку наряду с Марком в список из четырех своих сотрудников ( Флм. 24 ). Евангелие от Луки – самое длинное из Евангелий. И единственное из четырех начинается с классического греческого пролога-вступления: Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен ( Лк. 1:1–4 ). Существовало немало трактатов, в том числе философских и медицинских, которые начинались подобным образом. В частности, трактат Диоскорида Педания (I в.) «О лекарственных веществах» ( Περ λης ιατρικς) начинается со слов: «Как уже многие и древние, и современные начали составлять повествование о врачебных средствах, то рассудилось и мне, о достопочтенный Арий, по тщательному исследованию предмета...» По форме пролог Евангелия от Луки близок к данному тексту. Литературная зависимость одного произведения от другого чрезвычайно маловероятна, хотя Лука, как и Диоскорид, был врачом и, следовательно, мог интересоваться медицинскими трактатами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Галаты были народ кельтического, или галльского, племени на юго-западе Европы, откуда большими массами уже в IV-м в. до Р. Хр. они стали двигаться к востоку, а в III-м в. начали пробираться до Греции. На первых порах кельтские полчища имели тут немалый успех, но около 279 г. потерпели роковое поражение при Дельфах. Часть разбитых варваров, во главе с Лутарием, переправилась через Геллеспонт на малоазийский материк, где вскоре присоединились новые галатийские отряды, явившиеся сюда под предводительством Леоннория по приглашению Вифинийского царя Никомеда 1-го (279–246 г. до Р. Хр.), который нуждался в посторонней помощи для борьбы со своим братом. Пришельцы, исполнив свое дело, стали хищнически опустошать всю Малую Азию и были для нее истинным бичом, пока царь Пергамский Аттал 1-й (241–197 г. до Р. Хр.) не заставил их ограничиться определенной территорией на внутренней малоазийской возвышенности. Это была полоса земли длиною с юго-запада на северо-восток более 300 верст и шириною свыше 150 верст, причем в лучшей части на востоке, ближе к Каппадокии и Понту, по р. Галису (ныне Кизыл-Ирмак) подле города Тавия (теперь Нефес-кей) расположились Трокмы, на западной окраине подле древнего Пессинунта или Пессина (ныне Бала-Гиссар) и по смежности с Фригией «приобретенной» осели Толистовогии, посередине утвердились Тектосаги, столица коих Анкира (теперь Ангора, – Энгури) была метрополией всей Галатии. Г. жили здесь в полной независимости, но потом вошли в столкновение с Римлянами и уже в 189 г. до Р. Хр. должны были смириться пред римскими легионами, под начальством консула Манлия Вульсона. Правда, это не было покорением, и Рим как будто поддерживал Г., расширял их владения и возвышал государственный авторитет, возведши в царское достоинство одного из галатийских правителей Дейотара (ум. 40 г.), а второму его преемнику (после Кастора младшего) Аминте (с 36 г.) значительно увеличив площадь Галатии. Впрочем, последняя была дорога в глазах Рима лишь по административно-стратегическим интересам, с осуществлением которых галатийская самостоятельность оказалась уже помехою для римской государственной политики. Естественно, что по смерти Аминты (в 25 г. до Р. Хр.) все его царство было обращено в римскую провинцию, и – в качестве императорской – она управлялась затем через legatus Augusti pro praetore. Границы ее несколько изменялись, но несомненно, что в эпоху благовестнической деятельности св. Павла Галатия административная поглощала собою этнографическую, как составную часть, и захватывала почти все малоазийские местности первого благовестнического путешествия апостола Павла по материку Малой Азии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Л. Анисов VIII глава В годы пребывания на дипломатической службе в Швеции Н.И.Панин был свидетелем воспитания наследника престола Густава. Вступив в должность обер-гофмейстера, он подготовил «Мнение о воспитании великого князя Павла Петровича», при разработке которого использовал план воспитания шведского наследного принца и работы Г. Лейбница. Как и Лейбниц, Панин чрезвычайно мало внимания уделял религии. Согласно его плану, до четырнадцатилетнего возраста Павлу Петровичу надлежало ознакомиться с Законом Божиим, арифметикой, историей и языками – русским, французским и немецким, – причем «вначале все обучение не прямою наукою, но больше наставлениям должны быть производимы» 72 . Далее Панин считал необходимым «приступить к прямой государственной науке», то есть «к познанию коммерции, казенных дел, политики – внутренней и внешней, войны – морской и сухопутной, учреждений мануфактур и фабрик и прочих частей, составляющих правление государства, силу и славу монарха» 73 . Постоянно отвлекаемый заботами при Коллегии иностранных дел Панин предоставил свободу действий и широкие полномочия своим помощникам, штат которых утвердила сама императрица. Историю, географию и языки – русский и немецкий – преподавал «информатор», то есть наставник Тимофей Иванович Остервальд – хороший и честный человек, но ничем особо не примечательный. Арифметику и геометрию – бывший флигель-адъютант императора Петра III поручик Семен Андреевич Порошин, 28 июня 1762 года определенный кавалером при Павле Петровиче. Порошин был человеком образованным, знал несколько языков, основательно изучил математику и уважал словесность и вообще науку. Он даже перевел с французского первые две части сочинения Прево д’Экзиля «Английский философ». Симпатичная личность, Порошин горячо любил родину и старался развить в своем воспитаннике чувство уважения к России и к русским. Страстно привязанный к Павлу, он не отходил от него ни на минуту. Единственный упрек, который можно было сделать Порошину, состоял в чрезмерной доброте его к наследнику. Поверенный детских сердечных тайн Павла Петровича, он доводил доброту до слабости.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Руководство к истолковательному чтению книг Нового Завета: I. Соборные послания, II и III. Послания св. ап. Павла и Апокалипсис Источник Библиографические заметки Предмет, которому посвящены названные нами в заглавии книги и еще более цель, для которой они предназначены автором (а они предназначены служить учебным руководством при изучении книг нового завета в VI-м классе духовных семинарий), делают их явлением в нашей духовной литературе, заслуживающим внимания. К сожалению, рассмотрев их, мы не можем приветствовать их, как особенно дорогое и полезное приобретение для нашей учебной литературы. Не отрицаем некоторых достоинств труда г. Иванова. Уже одна попытка – представить в руководстве, вместе с историческим обозрением книг апостольских, объяснение самого текста их – сама по себе заслуживает полного одобрения. Затем, и в той и в другой части своего труда, автор во многих случаях воспользовался довольно удачно существующими в иностранной литературе историческими экзегетическими исследованиями и старался дать посильный ответ, и разъяснение на все представлявшиеся в том и другом случае более или менее важные вопросы и затруднения. Но, эти немногие светлые стороны руководства сильно заслоняются многочисленными и нередко столь крупными недостатками его, что только в виду крайней скудости у нас учебных пособий по св. писанию можно рекомендовать его, как учебное руководство для наших семинарий. По всему видно, что автор отнесся очень легко к своему делу и поспешил выпустить в свет свой труд, совершенно в необработанном, можно сказать – черновом виде. Посмотрим, прежде всего, на историческую часть руководства, излагающую сведения о лице писателя той или другой книги, а также о времени, месте, поводе и других обстоятельствах написания каждой из них. Удовлетворительное составление этой части, нужно заметить, при существующих многочисленных и прекрасных пособиях в иностранной, а отчасти и в нашей литературе, не представляет особенной трудности; необходимо только приложить старание о том, чтобы воспользоваться готовым и разработанным материалом с требуемой, от всякого учебного руководства, точностью и верностью в передаче исторических фактов, равно, как ясностью и отчетливостью при их изложении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010