Павла Силенциария



 001   002   003   004

«Во Иордане крещающуся Тебе Господи, Троическое ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... Антиохийский патриарх-монофизит Петр Гнафевс († 488) «постановил, чтобы [молитвенное] призывание над водами на [праздник] Богоявления совершалось с вечера». Этот факт может указывать как на установление Петром Гнафевсом чина богоявленского В., так и лишь на перенесение уже существовавшего чина на вечер накануне праздника. К VI в. чин богоявленского В. уже был общепринятым на Востоке (за исключением Персии) . В частности, Антоний из Пьяченцы (570) в соч. «Паломничество» (гл. 11) упоминает о совершении в Иерусалиме В. на Иордане утром в день Богоявления, а согласно «Описанию Св. Софии» Павла Силенциария (VI в.) , в К-поле вода на Богоявление освящалась в фонтане в атриуме храма Св. Софии, после чего народ уносил воду домой (строки 594–603) . Согласно современному православным богослужебным книгам, великое В. должно совершаться после вечерни и Божественной литургии накануне Богоявления О празднике Крещения Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, или Святого Богоявления Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица ( Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-22 ) . Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого ... текст полностью ...
ВОДООСВЯЩЕНИЕИскать в Источникеpravenc.ru
... патриарх-монофизит Петр Гнафевс († 489) «постановил, чтобы [молитвенное] призывание над водами на [праздник] Богоявления совершалось с вечера». Этот факт может указывать как на установление самим Петром Гнафевсом чина богоявленского В., так и лишь на перенесение уже существовавшего чина на вечер накануне праздника. К VI в. чин богоявленского В. был общепринятым на Востоке (за исключением Персии) . В частности, Антоний из Пьяченцы (570) в соч. «Паломничество» (Гл. 11) упоминает о совершении в Иерусалиме В. на Иордане утром в день Богоявления, а согласно «Описанию Св. Софии» Павла Силенциария (VI в.) , в К-поле вода на Богоявление освящалась в фонтане в атриуме храма Св. Софии, после чего народ уносил воду домой ( строки 594-603 ) . Согласно совр. правосл. богослужебным книгам, великое В. должно совершаться после вечерни и Божественной литургии накануне Богоявления; оно имеет следующий порядок: во время тропарей 4-го плагального ( 8-го ) гласа Θωνὴ Κυρίου̇ () все вслед за свещеносцами и клириками с Крестом, Евангелием и кадилом исходят из храма к чаше с водой; бывают чтения (Ис 35. 1-10; 55. 1-13; 12. 3-6; прокимен из Пс 26; 1 Кор 10. 1-4; аллилуиарий со ... текст полностью ...
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЧИНА ВЕЛИКОГО ...Искать в Источникеchurch.ua
... с силой великой, Струи, что лечат недуги, когда собираются люди В месяце златохитонном на празднество тайны Господней: Ночью пречистую воду в сосуды себе почерпают. Струи, что Божию волю вещают: ведь чудная влага Гниль никогда не приемлет и не подвержена порче, Хоть от истока вдали пребудет многие годы, Долго в домашних покоях хранимая в недрах кувшина. 3D-реконструкция храма Святой Софии. Перед храмом виден атриум с источником воды Атриум перед храмом. 3D-реконструкция храма Святой Софии Фонтан в атриуме перед храмом. 3D-реконструкция храма Святой Софии Нетрудно заметить, что из слов Павла Силенциария прямо следует, что и в VI веке в Константинополе сохранялась традиция, описанная уже святителем Иоанном Златоустом: богоявленской считали воду, набранную в ночь праздника из источника, которым в данном случае служил фонтан перед храмом Св. Софии. Когда же возник обычай совершать над богоявленской водой чин ее освящения, и как сложился сам этот чин? По сообщению Феодора Чтеца, церковного историка рубежа V–VI вв., обычай совершать над богоявленской водой молитву, напоминающую евхаристическую (Феодор употребляет термин ἐπίκλησις — «призывание», эпиклеза, как при ... текст полностью ...
блаженный Феофилакт БолгарскийИскать в Источникеazbyka.ru
... быть отнесены к Иоанну Лидосу. Ранее, имеются большие следы влияния какой-то хронографии, в которой материал был расположен по царствованиям и в частности были указаны здания и памятники Константинополя. Особняком стоить этюд о Св. Софии, который составлен на основании специального «Рассказа о Св. Софии», сохранившаяся, напр., в Codd. Paris, 1712 ( XIII в, Coisl. 296 ) XII в. (и Vatic. 697) XII в, (, и изданного по первому кодексу Комбефизом в сочинении «Мапiрulus rerum Constantinopolitanarum») Paris. 1664 (. Для исправления и дополненияГеоргия Кодина полезны также труды Прокопия) (, Павла Силенциария) о Св. Софии (, патриарха Фотия) о церкви Богородицы, построенной Василием Македонянином (, Никиты Акомината) трактата о статуях, разрушенных латинянами (, Георгия Пахимера) ’ (и анонимное сочинение «») «О гробницах царей, находящихся в храме свв. Апостолов» (. Можно сюда присоединить и позднейший труд французского путешественника P. Gyllius’a «Dе topographia Constantinopoleos libri quatuor, Lugduni 1561-1562».) С именем Кодина известно и другое сочинение под заглавием «» «О чинах Константинопольского двора и должностях Великой Церкви», обычно называемое в изданиях ... текст полностью ...
Происхождение и содержание чина великого ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... великой, Струи, что лечат недуги, когда собираются люди В месяце златохитонном [9] на празднество тайны Господней: Ночью пречистую воду в сосуды себе почерпают. Струи, что Божию волю вещают: ведь чудная влага Гниль никогда не приемлет и не подвержена порче, Хоть от истока вдали пребудет многие годы, Долго в домашних покоях хранимая в недрах кувшина [10]. 3D-реконструкция храма Святой Софии. Перед храмом виден атриум с источником воды Атриум перед храмом. 3D-реконструкция храма Святой Софии Фонтан в атриуме перед храмом. 3D-реконструкция храма Святой Софии Нетрудно заметить, что из слов Павла Силенциария прямо следует, что и в VI веке в Константинополе сохранялась традиция, описанная уже святителем Иоанном Златоустом: богоявленской считали воду, набранную в ночь праздника из источника, которым в данном случае служил фонтан перед храмом Св. Софии. Когда же возник обычай совершать над богоявленской водой чин ее освящения, и как сложился сам этот чин? По сообщению Феодора Чтеца, церковного историка рубежа V–VI вв., обычай совершать над богоявленской водой молитву, напоминающую евхаристическую (Феодор употребляет термин ἐπίκλησις — «призывание», эпиклеза, как при ... текст полностью ...
Церковное искусство как ...Искать в Источникеazbyka.ru
... законы Российской империи в их отношении к проектированию и строительству церквей, к должностям архитекторов духовного ведомства и т. д. Интересны также юридические тексты, относящиеся к византийскому градостроительству 104: сс. 24-27; 119: с. 66-69 7. Экфрасисы могут входить составной частью в исторические труды. Это описание базилики в Тире Х книге “Церковной истории” Евсевия [11], рассказ о постройке храма Гроба Господня в Иерусалиме и храма 12-ти Апостолов в Константинополе в III и IV книгах “Жизни Константина”. Экфрасисы могут быть отдельными произведениями: “Экфрасис Святой Софии” Павла Силенциария, поэма Константина Родосского и сочинение Николая Месарита с их описаниями храма 12-ти Апостолов, стихотворения с описаниями церквей Иоанна Геометра [119: сс. 120-133], это также легенды о Святой Софии [119: с. 109-114]. Они могут быть и отеческими трудами, даже гомилетического характера, каковыми являются Х и XVII гомилии святителя Фотия, патриарха Константинопольского [119: сс. 114-118], соответственно с описаниями “Новой базилики”, дворцового храма императора Василия Македонянина, и нового богородичного образа, освящённого для Софийского собора [32]. В этом ... текст полностью ...
Три фрагмента расписных эпистилиев и византийский ...Искать в Источникеazbyka.ru
... не указывает. Он только говорит о центральном положении медальона с образом Христа. Если принять наиболее убедительную реконструкцию Ксидиса, то длина архитрава алтарной преграды в Софии Константинопольской была равна примерно 31, 88 м либо 37, 68 м (в обоих случаях я учитываю архитравы и боковых фасадов алтарной преграды) . Чтобы равномерно разместить на архитраве такой длины медальоны с полуфигурами святых, необходимо было дать одиннадцать медальонов на фронтальной стороне алтарной преграды и минимум по семи на ее боковых частях. Тем самым становится вполне понятным свидетельство Павла Силенциария об изображении в медальонах не только Христа, Марии и ангелов, но и апостолов и пророков. Не прибегая к последним, невозможно было заполнить такое количество медальонов полуфигурами святых. Сколько было представлено на архитраве ангелов, какие из пророков и апостолов были здесь выбраны — этого мы, по-видимому, никогда не узнаем. Но весьма вероятно, что среди упоминаемых Павлом Силенциарием пророков был изображен и Иоанн Креститель, фигурирующий в литургии Иоанна Златоуста не только как предтеча, но и как пророк. Тогда наиболее логичным местоположением этого образа был ... текст полностью ...
От Академии до Афона. По Востоку и Западу. ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... менее правдоподобным реставрациям ученых мы можем теперь судить о первоначальном бесконечно прекрасном, художественном виде Святой Софии. А какая масса воспоминаний роится в голове, когда смотришь на Святую Софию! Ведь этот храм почти целое тысячелетие был центром государственной жизни Византии и религиозной— всего христианского Востока. «Предмет справедливой национальной гордости — Святая София была в глазах византийцев величайшим и великолепнейшим храмом, подобного которому не представляет история, какого никогда, со времени Адама, не было и не будет. Чудеса римского Капитолия, по мысли Павла Силенциария [3], были настолько же ниже ее, насколько идол в сравнении с истинным Богом. Окруженная ореолом чудесного в самом своем построении Святая София стала идеалом христианского храма, и ее имя сделалось заветным. Недосягаемый образец для всех церквей греческих, храм Юстинианов сделался общей их матерью, матерью всего царства и оплотом веры, самой дорогой патриотической святыней. В него по праздникам собирался на службу народ и делал торжественные выходы из дворца сам царь со своим синклитом. В нем в дни народных торжеств и тяжелых испытаний воссылали они свои благодарения и ... текст полностью ...
Православие. Том 2, Глава 1 читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... собой колоннаду с П-образным архитравом, поддерживаемым колоннами. Длина архитрава, включая боковые фасады, превышала 30 метров; на архитраве располагались медальоны с изображениями Христа, Пресвятой Богородицы и святых. От входа в алтарь в направлении восток-запад по центру шла колоннада, которая вела к амвону, стоявшему посреди храма. Амвон возвышался на несколько метров над полом, так чтобы голос чтеца или проповедника был слышен на значительное расстояние. Амвон представлял собой грандиозное сооружение из мрамора, инкрустированного драгоценными камнями. По словам византийского поэта Павла Силенциария (VI в.) , «как среди морских волн возвышается остров, украшенный колосьями и виноградными листьями, цветистым лугом и лесистыми холмами, так посреди обширного храма зрится высокий амвон, состоящий из мраморов, испещренный цветниками камней и красотами искусства». Над престолом возвышалось другое выдающееся художественное изделие — киворий (шатер) . Павел Силенциарий называет его «священной башней», поднимающейся в воздух над престолом и склоняющейся сверху четырехгранным сводом на серебряные колонны. Над сводами конусом возвышается восьмигранный верх, покрытый серебром. ... текст полностью ...
Исторические очерки Византийско-восточной церкви ...Искать в Источникеazbyka.ru
... обстоятельные рефераты, в которых с тщательностью и полным знанием дела описывались важнейшие памятники христианской архитектуры, тотчас по их возникновении. Так, Павел Силенциарий, современник Юстиниана, когда построен был знаменитый Софийский храм, описал его в двух рефератах, изложенных стихами, из которых в одном, прочитанном во дворце, Павел в подробности изобразил самый храм с его красотами, а в другом, произнесенном в патриарших палатах, описал все величие и изящество Софийского амвона, представлявшего собой тогда особое небольшое здание, находившееся в здании храма. Труды Павла Силенциария сохранили полную цену и до нашего времени, без Павла мы почти ничего не знали бы о внутреннем убранстве великолепнейшего из храмов . Мануил объявлял, что его настойчивость в вопросе проистекает из сознания его долга и его обязанности, как царя. «Я был бы неблагодарен и безрассуден, - рассуждал он, - если бы не воздал моему Владыке и Царю всяческих, Богу, хотя бы самую малую часть за все те благодеяния, которые я от Него получил, - и не употребил бы со своей стороны всякого старания о том, чтобы Его, истинного Бога, не подвергали анафеме». Чтобы привлечь на сторону своего ... текст полностью ...

 001   002   003   004

Постоянная ссылка на эту страницу: Павла Силенциария
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"