Павла Силенциария



 001   002   003   004

Водоосвящение — Статьи — Церковно-Научный Центр ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... три года, остается неповрежденной и свежей» (Ioan. Chrys. De bapt. Christi. 2) . Параллель с этим почитанием исследователи усматривают в сообщении свт. Епифания Кипрского о поклонении р. Нил и др. рекам в день 6 янв., когда вода меняла свои свойства. Свт. Епифаний сопоставлял этот феномен с чудесным превращением воды в вино в Кане Галилейской (Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 51. 30) . Феодор Чтец в «Церковной истории» (II 48) пишет, что Антиохийский патриарх-монофизит Петр Гнафевс († 488) «постановил, чтобы [молитвенное] призывание над водами на [праздник] Богоявления совершалось с вечера». Этот факт может указывать как на установление Петром Гнафевсом чина богоявленского В., так и лишь на перенесение уже существовавшего чина на вечер накануне праздника. К VI в. чин богоявленского В. уже был общепринятым на Востоке (за исключением Персии) . В частности, Антоний из Пьяченцы (570) в соч. «Паломничество» (гл. 11) упоминает о совершении в Иерусалиме В. на Иордане утром в день Богоявления, а согласно «Описанию Св. Софии» Павла Силенциария (VI в.) , в К-поле вода на Богоявление освящалась в фонтане в атриуме храма Св. Софии, после чего народ уносил воду домой (строки 594–603) ... далее ...
ВОДООСВЯЩЕНИЕ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... патриарх-монофизит Петр Гнафевс († 489) «постановил, чтобы [молитвенное] призывание над водами на [праздник] Богоявления совершалось с вечера». Этот факт может указывать как на установление самим Петром Гнафевсом чина богоявленского В., так и лишь на перенесение уже существовавшего чина на вечер накануне праздника. К VI в. чин богоявленского В. был общепринятым на Востоке (за исключением Персии) . В частности, Антоний из Пьяченцы (570) в соч. «Паломничество» (Гл. 11) упоминает о совершении в Иерусалиме В. на Иордане утром в день Богоявления, а согласно «Описанию Св. Софии» Павла Силенциария (VI в.) , в К-поле вода на Богоявление освящалась в фонтане в атриуме храма Св. Софии, после чего народ уносил воду домой ( строки 594-603 ) . Согласно совр. правосл. богослужебным книгам, великое В. должно совершаться после вечерни и Божественной литургии накануне Богоявления; оно имеет следующий порядок: во время тропарей 4-го плагального ( 8-го ) гласа Θωνὴ Κυρίου̇ () все вслед за свещеносцами и клириками с Крестом, Евангелием и кадилом исходят из храма к чаше с водой; бывают чтения (Ис 35. 1-10; 55. 1-13; 12. 3-6; прокимен из Пс 26; 1 Кор 10. 1-4; аллилуиарий со ... далее ...
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЧИНА ВЕЛИКОГО ...Искать в Источникеchurch.ua
... с силой великой, Струи, что лечат недуги, когда собираются люди В месяце златохитонном на празднество тайны Господней: Ночью пречистую воду в сосуды себе почерпают. Струи, что Божию волю вещают: ведь чудная влага Гниль никогда не приемлет и не подвержена порче, Хоть от истока вдали пребудет многие годы, Долго в домашних покоях хранимая в недрах кувшина. 3D-реконструкция храма Святой Софии. Перед храмом виден атриум с источником воды Атриум перед храмом. 3D-реконструкция храма Святой Софии Фонтан в атриуме перед храмом. 3D-реконструкция храма Святой Софии Нетрудно заметить, что из слов Павла Силенциария прямо следует, что и в VI веке в Константинополе сохранялась традиция, описанная уже святителем Иоанном Златоустом: богоявленской считали воду, набранную в ночь праздника из источника, которым в данном случае служил фонтан перед храмом Св. Софии. Когда же возник обычай совершать над богоявленской водой чин ее освящения, и как сложился сам этот чин? По сообщению Феодора Чтеца, церковного историка рубежа V–VI вв., обычай совершать над богоявленской водой молитву, напоминающую евхаристическую (Феодор употребляет термин????????? — «призывание», эпиклеза, как при ... далее ...
Три фрагмента расписных эпистилиев и византийский ...Искать в Источникеazbyka.ru
... не указывает. Он только говорит о центральном положении медальона с образом Христа. Если принять наиболее убедительную реконструкцию Ксидиса, то длина архитрава алтарной преграды в Софии Константинопольской была равна примерно 31, 88 м либо 37, 68 м (в обоих случаях я учитываю архитравы и боковых фасадов алтарной преграды) . Чтобы равномерно разместить на архитраве такой длины медальоны с полуфигурами святых, необходимо было дать одиннадцать медальонов на фронтальной стороне алтарной преграды и минимум по семи на ее боковых частях. Тем самым становится вполне понятным свидетельство Павла Силенциария об изображении в медальонах не только Христа, Марии и ангелов, но и апостолов и пророков. Не прибегая к последним, невозможно было заполнить такое количество медальонов полуфигурами святых. Сколько было представлено на архитраве ангелов, какие из пророков и апостолов были здесь выбраны – этого мы, по-видимому, никогда не узнаем. Но весьма вероятно, что среди упоминаемых Павлом Силенциарием пророков был изображен и Иоанн Креститель, фигурирующий в литургии Иоанна Златоуста не только как предтеча, но и как пророк. Тогда наиболее логичным местоположением этого образа был ... далее ...
Происхождение и содержание чина великого ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... великой, Струи, что лечат недуги, когда собираются люди В месяце златохитонном [9] на празднество тайны Господней: Ночью пречистую воду в сосуды себе почерпают. Струи, что Божию волю вещают: ведь чудная влага Гниль никогда не приемлет и не подвержена порче, Хоть от истока вдали пребудет многие годы, Долго в домашних покоях хранимая в недрах кувшина [10]. 3D-реконструкция храма Святой Софии. Перед храмом виден атриум с источником воды Атриум перед храмом. 3D-реконструкция храма Святой Софии Фонтан в атриуме перед храмом. 3D-реконструкция храма Святой Софии Нетрудно заметить, что из слов Павла Силенциария прямо следует, что и в VI веке в Константинополе сохранялась традиция, описанная уже святителем Иоанном Златоустом: богоявленской считали воду, набранную в ночь праздника из источника, которым в данном случае служил фонтан перед храмом Св. Софии. Когда же возник обычай совершать над богоявленской водой чин ее освящения, и как сложился сам этот чин? По сообщению Феодора Чтеца, церковного историка рубежа V–VI вв., обычай совершать над богоявленской водой молитву, напоминающую евхаристическую (Феодор употребляет термин ἐπίκλησις — «призывание», эпиклеза, как при ... далее ...
Церковное искусство как ...Искать в Источникеazbyka.ru
... законы Российской империи в их отношении к проектированию и строительству церквей, к должностям архитекторов духовного ведомства и т. д. Интересны также юридические тексты, относящиеся к византийскому градостроительству 104: сс. 24-27; 119: с. 66-69 7. Экфрасисы могут входить составной частью в исторические труды. Это описание базилики в Тире Х книге “Церковной истории” Евсевия [11], рассказ о постройке храма Гроба Господня в Иерусалиме и храма 12-ти Апостолов в Константинополе в III и IV книгах “Жизни Константина”. Экфрасисы могут быть отдельными произведениями: “Экфрасис Святой Софии” Павла Силенциария, поэма Константина Родосского и сочинение Николая Месарита с их описаниями храма 12-ти Апостолов, стихотворения с описаниями церквей Иоанна Геометра [119: сс. 120-133], это также легенды о Святой Софии [119: с. 109-114]. Они могут быть и отеческими трудами, даже гомилетического характера, каковыми являются Х и XVII гомилии святителя Фотия, патриарха Константинопольского [119: сс. 114-118], соответственно с описаниями “Новой базилики”, дворцового храма императора Василия Македонянина, и нового богородичного образа, освящённого для Софийского собора [32]. В этом ... далее ...
От Академии до Афона. По Востоку и Западу. ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... менее правдоподобным реставрациям ученых мы можем теперь судить о первоначальном бесконечно прекрасном, художественном виде Святой Софии. А какая масса воспоминаний роится в голове, когда смотришь на Святую Софию! Ведь этот храм почти целое тысячелетие был центром государственной жизни Византии и религиозной— всего христианского Востока. «Предмет справедливой национальной гордости — Святая София была в глазах византийцев величайшим и великолепнейшим храмом, подобного которому не представляет история, какого никогда, со времени Адама, не было и не будет. Чудеса римского Капитолия, по мысли Павла Силенциария [3], были настолько же ниже ее, насколько идол в сравнении с истинным Богом. Окруженная ореолом чудесного в самом своем построении Святая София стала идеалом христианского храма, и ее имя сделалось заветным. Недосягаемый образец для всех церквей греческих, храм Юстинианов сделался общей их матерью, матерью всего царства и оплотом веры, самой дорогой патриотической святыней. В него по праздникам собирался на службу народ и делал торжественные выходы из дворца сам царь со своим синклитом. В нем в дни народных торжеств и тяжелых испытаний воссылали они свои благодарения и ... далее ...
Да ведают потомки православных. Пушкин. Россия. ...Искать в Источникеazbyka.ru
... об этом стихотворении, - я разыскал читанную когда-то, даже цитированную (см. : «Поэзия и судьба», раздел «Космос Пушкина») , но нелепо затем забытую мною статью Н. М. Ботвинник, где убедительно показано: «Нет, я не дорожу…» — реплика в поэтическом диалоге («Временник Пушкинской комиссии. 1976». Л., 1979, с. 147-156. — В. Н.) . Диалог — с Батюшковым, он давний, с молодых лет, и продолжается сейчас, в 30-е годы. Есть у Батюшкова, в цикле «Из греческой антологии», вольное переложение по-русски французского перевода, сделанного С. С. Уваровым, тогда еще членом «Арзамаса», из греческого поэта Павла Силенциария (VIв.) , в стихотворении которого любовная опытность женщины в летах предпочитается «цветущей свежести» молодых красавиц. С пятой свой строки батюшковские стихи («Тебе ль оплакивать утрату юных дней») К. Н. Батюшков. Опыты в стихах и прозе. М., 1977; «Литературные памятники», с. 347. — В. Н. (выглядят так: Твой друг не дорожит неопытной красой, Незрелой в таинствах любовного искусства.) Но ты, владычица любви, Ты страсть вдохнешь и в мертвый камень; И в осень дней твоих не погасает пламень, Текущий с жизнию в крови. Достаточно положить эти стихи рядом с пушкинским «Нет, я ... далее ...
История русской церкви Том 2. Часть 2, Глава ...Искать в Источникеazbyka.ru
... протянут отдельно. № 59 на стр. 38: „Византийский императорский киот частицы Животворящего Древа, ныне в соборной ризнице г. Лимбурга на Лане, Х столетия”. На четырёхугольной доске, представляющей одну из сторон киота, три, идущие поперёк, ряда изображений: в среднем ряду деисус, – Спаситель с Божьей Матерью и Предтечей и двумя ангелами; в верхнем и нижнем рядах по 6 апостолов. У Спасителя и у 5 апостолов руки перстосложены, и у всех – двоеперстие. 843 У первого t. II, edition, alterae p. 135 и 183, у второго – t. I, pars III сначала. 844 Кортюм в примечаниях к своему немецкому переводу Павла Силенциария указывает таких примеров несколько) пример 55; перевод приложен к известному изданию Зальценберга Alt-christliche Baudenkmale von Konstantinopel (, см. также Таблицы к Истории древнего искусства Рангави) Πίνακες διὰ τὴν Ἱ στορίαν τῆς ὰρχαῖας καλλιτεχνίας (, – таблица 8 № 3, таблица 9 № 4, таблица 11 № 5, и таблица 12 № 2. В знаменитой группе Лаокоона один из сыновей Лаокоона изображён с поднятой и перстосложенной рукой в знак того, что он говорит, жалуется на боль, отцу. 845 С перстосложенными руками изображаются: Спаситель, пророки, апостолы и святители, т. е. лица ... далее ...
Памятники византийской литературы IV–IX вв., ...Искать в Источникеazbyka.ru
... ее пространном заглавии стоят слова «повесть о жизни Варлаама и Иоасафа») , – по композиционной сложности и соприкосновению в ее пределах нескольких сюжетных линий она, несомненно, может быть отнесена к роману, который получает настоящее развитие только в последующую эпоху. Подобно прозе VII–VIII вв. духовная и светская поэзия этого периода отмечены существенными сдвигами и изменениями. Отход от непосредственной связи с античностью выражен в резком снижении эпиграмматического творчества. Лирика в форме античной эпиграммы, подобная стихотворениям Григория Назианзина, или экфразы на манер Павла Силенциария, в этот период уже невозможны. Но церковная поэзия отбирает для себя и усваивает из античных форм анакреонтовские размеры и ямбический триметр; второй размер применяется также и в светских поэтических произведениях. Церковные поэты так усердно культивировали эти размеры, что они постепенно полностью вытеснили песнопения Романа Сладкопевца, построенные на ритмическом принципе стихосложения. Правда, церковные поэты начала VII в. еще сохраняют известную близость к предшествующему периоду, – именно такими и являются два выдающихся поэтических произведения того времени: ... далее ...

 001   002   003   004

Постоянная ссылка на эту страницу: Павла Силенциария
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"