I. Беседа иконника Попова с иргизским учителем Я писал об иконнике Иване Порфирове Попове, что по причине его перехода из поповщины в безпоповщину много было в Сызрани между старообрядцами того и другого согласия религиозных споров, и что они друг другу давали письменные вопросы и ответы 1 . Теперь скажу о том и еще несколько слов. Как только Попов начал сомневаться в правильности учения поповцев и сделалось о том известно сызранским поповцам, они стали его уговаривать, чтобы не оставлял соборную апостольскую церковь (разумея под оною свое общество) и не уходил к безпоповцам, у которых нет священств а и таинств тела и крови Господни; в успокоение же совести советовали ему съездить на Иргиз, в монастырь, где, говорили, о всем недоумеваемом получить разрешение. Попов принял такой совет с удовольствием, ибо и сам желал подвергнуть сначала тщательному рассмотрению свои недоумения о поповщине и потом уже исполнить намерение перейти в безпоповщину. Содержатель сызранской часовни купец Елистратов, Иван Петров, снабдил его письмом к настоятелю монастыря. Так поповцы старались утвердить колеблющегося своего сочлена; но и безпоповцы не оставались без действия. Чтобы не потерять свое влияние на Попова, они научили его, о чем он должен спрашивать поповщинских монастырских начетчиков. Когда Попов прибыл на Иргиз, он явился с письмом от содержателя сызранской часовни к настоятелю монастыря, и по его распоряжению был послан к одному из монастырских начетчиков, человеку, который и самой своей наружностью внушил ему уважение. Попов объяснил ему, что имеет сомнения о своем религиозном положении, и просил позволения сделать ему некоторые вопросы. Я приведу здесь нечто из их беседы, содержание которой передавал мне сам Попов. Почему, спросил он, священники в нашей церкви не рукополагаются, a приемлются от греко-российской церкви? Иргизский законник отвечал: 2-е правило св. Апостол повелевает только епископу поставлять пресвитера и диакона; а мы, по постигшим нас обстоятельствам, епископа не имеем и по сей нужде приемлем священство от греко-российской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть О молекулярных генетических экспертизах «екатеринбургских останков» Письмо японского генетика Тацуо Нагаи следователю Владимиру Соловьеву Василий Бойко-Великий   01:12 12.04.2022 1463 Время на чтение 24 минут Известный японский генетик Тацуо в 1998 году получил частицы «екатеринбургских останков», а также образцы биологического материала Императора Николая II от эксперта следствия доктора медицинских наук Вячеслава Попова. Проведённые им в Японии молекулярно-генетические исследования установили, что «екатеринбургские останки» не могут принадлежать Царской Семье. Впоследствии, получая официально материалы от эксперта следствия Вячеслава Попова, Тацуо Нагаи провёл еще ряд подобных экспертиз и сопоставил их с опубликованными молекулярно-генетическими экспертизами российского генетика Павла Иванова.

http://ruskline.ru/analitika/2022/04/11/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОЛИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Вятской и Слободской епархии , названо по г. Нолинску Вятской губ. (ныне Кировской области ), существовало в 1928-1937 гг. После издания «Декларации» 1927 г. заместителя Патриаршего Местоблюстителя Нижегородского митр. Сергия (Страгородского; впосл. патриарх Московский и всея Руси) в Вятской епархии произошло разделение последователей подписавшего «Декларацию» Вятского архиеп. Павла (Борисовского; впосл. митрополит) и подвергнувшего ее резкой критике управлявшего Вятской епархией во время ссылки архиеп. Павла Ижевского и Вотского еп. сщмч. Виктора (Островидова). После упразднения Вотской (Воткинской) епархии в окт. 1927 г. и назначения епископом Шадринским еп. Виктор не подчинился указу митр. Сергия, в дек. того же года прекратил его поминовение и, находясь в Глазове, управлял приходами Вятской епархии, которые отделились от митр. Сергия и не подчинились вступившему в управление епархией архиеп. Павлу. Для стабилизации дел в Вятской епархии по представлению архиеп. Павла Временный Священный Синод указом от 22 авг. 1928 г. учредил в ней Н. в. Нолинским епископом был назначен священник с. Емецк Холмогорского у. Архангельской губ. Алексей Попов, который отказался от назначения. 19 сент. того же года Временный Священный Синод освободил свящ. Алексея Попова от должности и назначил Нолинским епископом викария Ульяновской епархии Сызранского еп. Авраамия (Чурилина), который также отказался от должности и 20 окт. был перемещен на Скопинское викариатство Рязанской епархии. На 1 окт. 1928 г. в Нолинском у. действовали находившиеся в общении с митр. Сергием приход Никольского собора г. Нолинска и 58 приходов в Нолинском у., а также 14 викторианских и 7 обновленческих приходов (ГА Кировской обл. Ф. 237. Оп. 77. Д. 76). В нояб. того же года епископом Нолинским был избран иером. Александр (Малинин). 24 нояб. состоялось его наречение и 25 нояб.- хиротония во епископа Нолинского. Участник хиротонии Виленский и Литовский архиеп. Елевферий (Богоявленский; впосл. митрополит) ошибочно называл его Иоанном ( Елевферий (Богоявленский), митр. 1995. С. 192-198). На эту ошибку митр. Елевферию позже указал в переписке митр. Сергий (Архив ОВЦС. Д. «Митрополит Сергий. Переписка. Западная Европа». Папка «1934 г.». Л. 224 об.). В ночь на 11 дек. 1928 г., накануне отъезда в епархию, еп. Александр был арестован по обвинению в том, что он использовал наречение во епископа для произнесения «антисоветской речи на тему о гонениях на Церковь и веру в СССР». 11 янв. 1929 г. еп. Александр был приговорен к 3 годам ИТЛ и в том же году скончался в заключении.

http://pravenc.ru/text/2577921.html

Часово. Церковь Спаса Всемилостивого. Карта и ближайшие объекты Первая церковь в деревянном исполнении в селе Часово была построена  в 1713 году по благословению епископа Велико-Устюжского Преосвященного Иосифа. Наименование храма – Спасская церковь или во имя Нерукотворного Образа Спаса. В 1824 году было построено новое кирпичное здание Спасской церкви на пожертвования прихожан, которое, к счастью, сохранилось и существует  поныне. Храм построен по благословению епископа Онисифора, главный архитектор – Фохт. В церкви находились два престола: один – холодный во имя Всемилостивого Спаса, а другой – отапливаемый во имя Василия Великого. В одной связи со зданием церкви построена колокольня. В ведении церкви имелось 2 мукомольные мельницы, приносившие доход 60 рублей в год; так же она имела 30 десятин сенокосных угодий, пожертвованных издревле предками прихожан. За 1893-1914 годы была выстроена новая пятикупольная церковь во имя святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла (Подрядчик Н.Г. Кононов, резчик – П.В. Жилин, иконописец Костров). К сожалению, так и не отслужив ни одного богослужения, в 1930-е годы церковь была разобрана на кирпичи, часть которых на баржах увезена в Сыктывкар на строительство электростанции, часть была разобрана местными  жителями  для ремонта печей, а негодная часть сброшена в реку Вычегду. Деятельность священников в старой церкви была запрещена в 1937 году по решению Сыктывдинского райисполкома. В разные времена в церкви работали известные ныне священнослужители: Василий Федорович Рогов (с 1861 г.), Нафанаил Дмитриевич Вахромеев (с 1868 г.), Стефан Арсеньевич Попов (с 1871 г.),  Михаил Михайлович Быстров (с 1886 г.). Особо хочется отметить работавшего до 1916 года Павла Стефановича Попова, награжденного «за труды 1897 году темно-бронзовой медалью для ношения на груди на ленте». Он же являлся долгое время председателем Часовского Волостного Земского Собрания. Благодаря метрическим церковным книгам предоставляется огромная возможность для жителей села изучать свою родословную, чем и занимаются сейчас учащиеся школы на уроках краеведения.

http://sobory.ru/article/?object=12168

В начале 1867 года состоялся сход, куда были приглашены казачьи выборные (депутаты) от хуторов предполагаемого прихода. На сходе была обсуждена проблема отсутствия православного храма. Своим приговором депутаты решили: «1867 года, февраля 9 дня, Войска Донского жители хуторов станиц Чернышовской и Нижне-Чирской, именно: Обливскаго, Ребова, Глухманного, Попова, Лобачова, Солонецкаго, Сеньшина, Фролова, Нестеркина, Синяпкина, Малого и Большого Терновых, Лагутина и Ярскаго, содержащих Православную Веру, в нарочитом собрании своем имели совещание о том, что жительства их отсюда от приходских Станичных Церквей одних в 60, а других в 70 верстном расстоянии, что чрез это, особенно в вешнее при разливе рек и зимнее при сильных холодах, время, встречается часто чрезвычайное затруднение в поездках в станицы для исполнения необходимых христианских треб, как например: крещение детей, совершения браков и прочих треб. Поездки для этого крайне тягостны для людей больных и женского пола особенно. Что, кроме того, тягостно на душе каждого христианина невозможность видеть и слышать Божественную службу во время Великих Праздников, как например: Светлое Христово Воскресение, Рождество Христово и прочее; и что находясь в таковом затруднительном состоянии относительно исполнения христианских обязанностей своих и желая выйти из онаго в душевное утешение каждого, единодушно положили: просить Епархиальное начальство дозволить нам построить в хуторе Обливском, как центре всех абъесненных (перечисленных - Л.М.) хуторов, отстоящих от онаго от 2-х до 10 верст расстоянием, молитвенного дома во имя Великого Угодника Божия Святителя и Чудотворца Николая, празднуемого 6 числа декабря. Для свершения службы в оном, отделить от Чернышевской Церкви одного из трех священников, которому и образовать приход из наших хуторов, содержание притча (священнослужителей: дьяка, псаломщика и т.д. - Л.М.) оставить на том праве, как и в станице. Постройку молитвенного дома произвести на сумму доброхотнодательно по чертежу Нижне-Чирской Дмитриевской церкви. Предоставить это исполнить хозяйственным нашим попечением без всякого участия в этом со стороны Инженерного ведомства. Попечителями постройки, сбора и хранения суммы назначить известных своим особенным усердием к Храму Божию урядника Герасима Черничкина, Осипа Барбумова, Дмитрия Егоров(ич)а Горбункова, Павла Марянина, Самуила Егоров(ич)а Черничкина и Емельяна Никит(ович)а Ващинникова.

http://sobory.ru/article/?object=15590

Дневник 1870–1871 гг. Выслано матери письмо с одиннадцатью рублями 25 марта 1870. Получено от ней письмо 20 марта (уведомление о получении Василием Ивановичем шести, а не десяти рублей). В субботу, 30 мая, молебен в первом флигеле офицерском в двенадцать часов. Бураковой – книга о старце Серафиме, 8 августа 1870 г. Молебен в доме Карали на болоте 9 августа 1870 г. Первый дождь весной 1870 г. пошел 2 апреля, утром, на Шестой неделе Великого поста. Кадку у Баженова. Два рубля. Содовое лимонное питье пить. Очищает кровь от золотухи. Дом Пономарева – [Галк.] улица. Спросить Петра Петровича Лузинова. У отца Павла Ламанова – моя «История Ветхого и Нового Заветов» Попова. Послать денег домашним всем и сироте. 3 мая. Будь ратник за веру и благочестие христианское до конца. Не дремли. Знай, что делается. Литературный вечер. Женщина-оратор. И театры, и клубы наши беснуются злонамеренно, удов[ольствиями] развращая человечество. Доказательства налицо. [...] Говел. Грешки спросить. Розановой просфорнице дал в долг пять рублей 4 марта 1870 г. Феодосье Васильевне Дремоцкой три рубля. Шарапову «Странник» – книга, 7 марта. Черноруцкому отданы две учебные книги: «История Церкви» и «История Ветхого и Нового Заветов» с богослуж. Покровскому – книга, [...]. Неустроеву отдать сорок рублей до 16 марта, еще десять после 25 марта. Слова и действия, составляющие сущность Таинства, или обряда, или праздника, надо выговаривать и совершать особенно рачительно, спокойно и неспешно. Вечером ты сегодня поел довольно: завтра уже не ешь ничего поутру, до четырех часов вечера. 19 апреля 1870. К Толузановой Анне Николаевне 30 мая. В пятой заповеди сказать о важности сана священника в Церкви, о руководительной его должности и о необходимости руководства и духовного воспитания мирян. О необходимости благодати, или Царствия Божия, в человеке. Не препятствуют ли вселению Царствия Божия люди самомнительные, думающие о себе, что они учены и не нуждаются в руководстве Церкви, в церковном богослужении, постах, обрядах?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Красноярск. Собор Воскресения Христова. Воскресенский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Первое каменное здание Красноярска - Собор Воскресения Христова был заложен летом 1761 года по грамоте тобольского митрополита Павла. Строительство собора осуществлялось на средства прихожан приглашенными из Енисейска мастерами, сначала под руководством зодчего П.Т.Сокольникова, а с 1769 года – С. Паклина. По грамоте тобольского епископа Варлаама, собор был освящен 10 ноября 1773 года. В 1779-1782 годах были пристроены теплые придельные храмы: южный - во имя Святителя и Чудотворца Дмитрия митрополита Ростовского (грамота на освящение выдана 12 ноября 1781 г.) и северный - иконы Владимирской Богоматери (освящен 22 июня 1782 г.). В 1799-1823 годах на средства красноярских купцов П. Попова и И.Н. Яковлева вокруг здания была возведена великолепная с мотивами рококо металлическая на кирпичных устоях ограда. В западной линии ограды было выстроено одноэтажное кирпичное здание богадельни. В начале 1820-х годов под руководством красноярского мастера И. Быкасова первоначальное шатровое завершение колокольни было заменено купольным восьмигранным покрытием с главой. В 1850-х годах западная часть здания Воскресенского собора была значительно реконструирована. В процессе работ объем первоначальной колокольни был разобран до верхней отметки ее нижнего четверикового яруса. Новая колокольня, возведенная на продольной оси здания, была соединена с ранним объемом собора двухэтажной пристройкой, на втором этаже которой разместился придельный храм во имя святого великомученика Никиты. Предположительно проект новой соборной колокольни и придельного храма был выполнен губернским архитектором Я.М. Алфеевым. С апреля 1853 г. надзор за строительством осуществлялся губернским архитектором А.В. Илышевым. Храм Никиты, сооруженный на средства красноярской купчихи А.В.сМясниковой, был освящен, вероятнее всего, осенью 1855 года. В 1859 году на новую колокольню были подняты два колокола весом в 513 и 1119 пудов. Строительство колокольни завершилось в 1860-1861 гг.

http://sobory.ru/article/?object=23533

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛАРИОН (Фомин [Фокин] Иларион Мефодиевич; 21.10.1774, с. Н. Раковые Рясы (Зенкино) Переяславль-Рязанской пров.- 5.11.1853, с. Троекурово Лебедянского у. Тамбовской губ.), прп., Троекуровский (пам. в Соборах святых Рязанской, Тамбовской, Липецкой и Воронежской епархий). Род. в многодетной семье зажиточных гос. крестьян-однодворцев Мефодия Абрамовича и Феодосии Павловны (в девичестве Лутовой) Фоминых. С 7 лет, после чудесного знамения, почти все время проводил в доме деда по матери Павла Лутова, постника и молитвенника. Неск. раз вместе с ним совершал паломничества в Киево-Печерскую и Троице-Сергиеву лавры , др. обители. После смерти деда в 1788 г. вернулся в дом родителей, по настоянию которых ок. 1794 г. женился на односельчанке. Согласно жизнеописаниям, сразу после венчания тайно от родных ушел в Киев, через нек-рое время «в веригах и босым» вернулся домой. Избегал супружеских отношений. В течение 4 лет симулировал паралич правой руки. В свободное от крестьянского труда время ходил учиться грамоте в ближнее с. Головинщино к приходскому свящ. Трофиму (Краткий очерк основания Троекуровской жен. общины и некоторые черты из жизни основателя ее блж. затворника Илариона//Тамбовские ЕВ. 1870. Приб. 11. С. 615-625; 12. С. 673-693; Клоков, Найдёнов. 2007. С. 10). Решив навсегда оставить свой дом, ушел в Киев, посетил неск. обителей. Познакомился с буд. старицей Евфимией Григорьевной Поповой из с. Каликина Лебедянского у. Тамбовской губ., предсказал ее дальнейшую судьбу. Поселился в одном из мон-рей Рязанской губ. (Свято-Духовском муж. мон-ре Скопинского у. или Димитрия Солунского великомученика мужском монастыре Ряжского у.). Жена подвижника, узнав от богомольцев о его местопребывании, подала прошение в рязанскую полицию с просьбой вернуть домой мужа, пребывавшего в мон-ре без документов. Покинув обитель и скрывшись в лесу близ с. Каликина, И. жил в сооруженной им келье. Здесь преподобного навещала старица Е. Попова, пользовавшаяся его духовными советами и помогавшая отшельнику. Именно с Поповой подвижник поделился сомнением в необходимости продолжать отшельническую жизнь вдали от людей. Вскоре И. поступил в монастырь. Первый биограф преподобного Ф. З. Ключарёв утверждал, что это была сначала Саровская в честь Успения Пресвятой Богородицы пустынь , затем - Трегуляевский во имя св. Иоанна Предтечи мон-рь . Ключарёв писал, что постриг в рясофор с именем Иларий подвижник принял в Козловском во имя Св. Троицы мон-ре (ныне в г. Мичуринске Тамбовской обл.), «откуда непонятно по каким причинам» поступил в раненбургскую Петропавловскую пустынь (ныне в г. Чаплыгине Липецкой обл.) ( Ключарёв Ф. З. Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца Илариона, основателя Владимирской Троекуровской общины. Ркп.//РГБ ОР. Ф. 214. Д. 325/1. Л. 15, 53).

http://pravenc.ru/text/389135.html

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возглавил выпускной акт в Коломенской духовной семинарии 27 июня 2013 г. 15:36 24 июня 2013 года, в день Святого Духа, состоялся выпускной акт в Коломенской православной духовной семинарии. Божественную литургию и благодарственный молебен в семинарском храме Трех святителей совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий вместе с викариями  Московской епархии — епископом Балашихинским Николаем и ректором семинарии епископом Зарайским Константином . Владыкам сослужили настоятель Успенского кафедрального собора протоиерей Николай Качанкин, благочинный церквей Коломенского округа протоиерей Владимир Пахачев, настоятели коломенских монастырей — игумен Варлаам (Горбунов) и игумен Петр (Дмитриев), преподаватели семинарии и выпускники в священном сане. За богослужением митрополит Ювеналий рукоположил выпускника семинарии диакона Николая Попова во пресвитера. После Литургии Патриарший наместник обратился к преподавателям, выпускникам и гостям торжества со словами архипастырского напутствия: «Когда прощаются с людьми, принято говорить добрые пожелания и наставления. Я часто в своих проповедях обращаю внимание на то, что каждый раз за Божественной литургией, когда читается то или иное место из Священного Писания, если внимательно и вдумчиво к этому относиться, — оно обращено к сердцу каждого из нас и говорит именно о том, что нам в этот момент необходимо. И это бывает ответом на наши молитвы и духовные вопрошания. Сегодня так совпало, что и апостольское, и евангельское чтения обращены ко всем нам — " зде начальствующим, учащим и учащимся " и молящимся. Обратите внимание, как говорится в Послании апостола Павла к Ефесянам, которое мы сегодня слышали: " Братие, яка чада света ходите " (Еф. 5:8), и дальше — наставление и серьезное предупреждение. Это как любящая, строгая мать, знающая жизнь своих чад, обращает внимание на то, какими нужно нам быть, и с сожалением смотрит, какие мы есть, желая нас исправить. Так и Церковь Христова, которую мы называем Церковью-Матерью, потому что мы родились в ее купели при Святом Крещении, получили благодать Святого Духа в Таинстве Миропомазания.

http://patriarchia.ru/db/text/3068845.ht...

Москва. Церковь Василия Исповедника у Рогожской заставы. Карта и ближайшие объекты В 1895 г. на вновь заселенной местности, называемой Новая деревня близ Рогожской заставы, по проекту архитектора А.П. Попова, тремя братьями Василием, Петром и Александром Бахрушиными и другими зажиточными жителями этой местности, была произведена закладка храма. Храм был освящен в 1897 г. в честь Василия Исповедника. Правый придел освящен в честь Петра и Павла, левый - мученика Александра. В 1920 гг. храм был закрыт, колокольня сломана до первого яруса, купол, глава и крест самого храма снесены. Внутри размещался архив Института истории партии ГК КПСС. История Храма История храма преподобного Василия Исповедника в Новой Деревне, за Рогожской Заставой, одновременно уникальна и обыденна. Для наших предков было не в новинку возводить храмы Божии на средства верующих; русско-византийский стиль, в котором построен храм, типичен для России конца девятнадцатого века; а печальную судьбу этого храма после революции разделили тысячи других церквей по России, разрушенных или изуродованных до неузнаваемости. Но далеко не каждая церковь соединяет в своей истории столько уникальных деталей. Первая из них – имя Преподобного Василия Исповедника Декаполита. Единственный храм в Москве и в России, который освящен во имя этого святого, появился здесь, за границами тогдашней Москвы, благодаря Василию Алексеевичу Бахрушину – представителю удивительной русской семьи. Бахрушиных называли «профессиональными благотворителями»: так много хорошего для общества было создано на их средства в Москве и в Зарайске, откуда происходил старинный купеческий род. Самыми близкими людьми для Василия Бахрушина были его старшие братья Петр и Александр; братья втроем являлись совладельцами Товарищества кожевенной и суконной фабрик «Алексея Бахрушина Сыновья», дружили и никогда не делили капитал.  Семья Бахрушиных была патриархальной и благочестивой. Многие русские купцы традиционно жертвовали свои средства не только на материальную помощь бедным, но и на возведение церквей Божиих.

http://sobory.ru/article/?object=02315

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010