К.Г. Исупов Краткая библиография работ о жизни и творчестве П. А. Флоренского В составлении русскоязычной библиографии использованы следующие источники (13). 1 . Hagemeister М. P. A. Florenskijs «Wiederkehr». Materialen zu einer Bibliographie (19851989). Ostkirchliche Studien. Wttrzburg: Augustinus Verlag, 1990. Sept. Bd 39, H. 2/3. S. 119145. 2 . Богослов, труды. M., 1982. Т. 23. С. 280309 3 . Начала. 1993. 4. С. 159170 А. В. [В. А. Никитин]. «Уста праведника изрекают премудрость». Отклик на статью N. К. Г. «И эллины премудрости ищут» (заметки о софиологии). Вестник РХД. 1987. 149. С. 1245. Абрагам П. Павел Флоренский и Михаил Булгаков. Филос. науки. 1990. 7. С. 95100. Абрамов А. И. Предисловие к публикации «Авторефераты П.А.Флоренского». Вопр. философии. 1988. 12. С. 108112. Аверинцев С. С. Мысль Флоренского – сегодня. Сов. культура. 18. 05. 1989, 59. С. 6. Акулинин В. Н. Философия всеединства. От Вл. С. Соловьева к П. А. Флоренскому. Новосибирск, 1990. 158 с. Андроник, иеродиакон (Трубачев А. С). Епископ Антоний (Флоренсов) – духовник священника Павла Флоренского. Журн. Моск. патриархии. 1981. 9. С. 7177; 10. С. 6573. Андроник, иеродиакон (Трубачев А. С). К 100-летию со дня рождения священника Павла Флоренского (18821943). Богослов, труды. М., 1982. Т. 23. С. 264276. Андроник, иеродиакон (Трубачев А. С). Основные черты личности, жизнь и творчество священника Павла Флоренского. Журн. Моск. патриархии. 1982. 4. С. 1219. Андроник, игумен (Трубачев А. С). Священник Павел Флоренский – профессор Духовной академии. Сборник, посвященный 300-летию МДА. М., 1986. С. 226246. Андроник, игумен (Трубачев А. С). Священник Павел Флоренский , профессор МДА и редактор «Богословского вестника». Богослов, труды. М., 1987. Т. 28. С. 290314. Андроник, игумен (Трубачев А. С). Предисловие к публикации работы «Воспоминания». Лит. учеба. 1988. 2. С. 144147. Андроник, игумен (Трубачев А. С). Предисловие к статье «Гамлет». Лит. учеба. 1989. 5. С. 135137. Андроник, игумен (Трубачев А. С). «Столп и утверждение Истины». Памятные книжные даты. 1989. М., 1989. С. 5660.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

22 января 1982 года исполнилось 100 лет со дня рождения профессора Московской Духовной Академии, богослова, мыслителя и ученого- энциклопедиста священника Павла Александровича Флоренского. Его многочисленные работы, некоторые из которых были опубликованы лишь в последние 15 лет, проложили пути в самых различных областях человеческого знания: Богословие и история философии, филология и этнография, искусствоведение и история, физика и математика, электротехника и биология равно находили свое место в исследованиях отца Павла. Для него самого, впрочем, не существовало дробления единого знания на привычные нам разделы. Уникальность работ священника Павла Флоренского состоит как раз в том, что он синтезировал знания самых различных областей в единое. Для отца Павла это было не искусственным процессом, а природным даром, развитым еще в детстве. В автобиографической заметке для энциклопедического словаря «Гранат» священник Павел Флоренский указывал, что свою жизненную задачу он понимает «как проложение путей к будущему цельному мировоззрению» (Энциклопедический словарь русского библиографического института «Гранат», изд. 2-е, т. 44. М., 1927, с. 143). Биографические сведения, предваряющие «Указатель печатных трудов священника Павла Флоренского », должны: 1) помочь исследователю творчества отца Павла изучать его работы в конкретной связи с фактами его жизни и историческими условиями; 2) показать общественную позицию отца Павла, его сознательное и активное участие в культурном и научно-техническом строительстве страны после Октябрьской революции 1917 года. Священник Павел Флоренский родился 9 января 1882 года около местечка Евлах Елисаветпольской губернии (ныне Азербайджан), где его отец, инженер путей сообщения, Александр Иванович Флоренский (30 сентября 1850 – † 22 января 1990), строил участок Закавказской железной дороги. Вся семья жила в товарных вагонах па месте будущей станции. А. И. Флоренский, сын врача, был русским, костромичом. Мать, Ольга Павловна, урожденная Сапарова (Сапарьян; 25 марта 1859 – †30 октября 1951), происходила из древнего и культурного армянского рода, поселившегося в Грузии. В числе ее предков были и грузины. Кроме Павла, в семье Флоренского было еще 6 детей: Юлия, врач-психиатр; Александр, геолог-минералог, искусствовед; Ольга, художница, поэтесса; Елизавета, художница, педагог; Андрей, военный инженер; Раиса, художница.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

С.М. Половинкин Свящ. Павел Флоренский и... Теодицеи Лейбница и свящ. Павла Флоренского Здесь будет предпринята попытка сопоставления теодицей Лейбница и Флоренского. Анализ теодицеи Флоренского дан в книге игумена Андроника (Трубачева) «Теодицея и антроподицея в творчестве священника Павла Флоренского » (Томск, 1998). Существует русский перевод К. Истомина – «Опыт теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла» (журнал «Вера и разум», 1887–1892), – который переиздан в т.4 «Сочинений» Лейбница (М.,1989). Есть некоторые основания для вопроса: «Писал ли Флоренский свой «Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах» (M.,1914) как полемику с «Теодицеей» Лейбница? У Флоренского есть немногочисленные ссылки на Лейбница, но нигде нет ссылок на его «Теодицею», хотя возможна и скрытая полемика. Отметим одну примечательную аналогию. «Теодицея» Лейбница возникла в результате бесед и переписки с королевой Софией-Шарлоттой и издана после ее смерти. «Столп» есть письма к покойному другу Флоренского C. С. Троицкому . Случайно ли такое совпадение? И Лейбниц, и Флоренский традиционно строят свои теодицеи, исходя из представления о свободной воле человека. Лейбниц, конечно, не первый ставил и пытался решить проблему теодицеи, но он первый ввел само понятие «теодицеи». Он видел противоречие свободы человека и предопределения Божия: свобода, по видимости, противоречит предопределению. Отсюда и появилась «древнейшая» проблема: «Как можно совместить свободу и случайность с цепью причинной зависимости и провидением» 1 . Ссылаясь на Бейля, Лейбниц ставил вопрос: «По своей ли воле грешил Адам?». 2 Ответ «да» означал бы, что «падение не было предопределено», откуда следует, что «безошибочное предвидение возможного события является непостижимой тайной и что мы сомневаемся во всеведении Божием. Ответ «нет» означал бы, что Адам «невиновен в своем грехе», откуда следует, что «совершенно недостижим образ действия создания, которое, будучи лишено свободы, тем не менее грешит» 3 . Оба ответа Лейбниц считал тупиковыми. Непостижимости непостижимы для Лейбница. Он понимал, что решение проблемы отношения свободы и предопределения путем отдания предпочтения либо свободе, либо предопределению ведет в тупик.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

Закрыть itemscope itemtype="" > Павел Флоренский-младший: «Меня отмолил дед» 01.07.2010 1278 Время на чтение 14 минут «1959 г. 15 декабря. Служил панихиду по отцу Павлу Флоренскому, скончавшемуся в 1943 году. Затем у меня были Анна Михайловна, Кирилл Павлович, Ваня, Павлик, Наталья Ивановна, Ольга Павловна, Саша, Маша и Анна Васильевна» - это выдержка из дневников будущего архиепископа Саратовского и Волгоградского Пимена (Хмелевского); в те дни он был архимандритом и наместником Троице-Сергиевой Лавры. Запись содержит невольную ошибку: вопреки полученному семьей Флоренских официальному уведомлению, жизнь отца Павла Флоренского оборвалась не в 43-м, а в 37-м году. Он был расстрелян под Ленинг радом после длительной каторги, последние годы которой пришлись на Соловки. Анна Михайловна - это вдова отца Павла. Кирилл Павлович - второй сын отца Павла и Анны Флоренских, Ваня и Павлик - дети их старшего сына Василия, которого в 1959 году уже не было в живых. Наталья Ивановна - их мать, вдова Василия Флоренского. Ольга Павловна и Маша - дочери отца Павла Флоренского и Анны Михайловны, Саша - сын Ольги Павловны, в замужестве Трубачевой, будущий игумен Андроник, Анна Васильевна Найдышева - теща Кирилла Флоренского. Как же вышло, что отпевать Павла Флоренского выпало именно ему, будущему саратовскому владыке, тогда архимандриту Пимену? С упомянутым на вышеприведенной дневниковой страничке «Павликом», Павлом Флоренским-младшим, мы познакомились в Москве , на январских Рождественских чтениях. Вот что он рассказал нам о тех далеких днях: - Мы, семья Флоренских, были в Загорске (Сергиевом Посаде) на особом положении. И, может быть, поэтому так прилеплены были к Троице-Сергиевой Лавре (семья Флоренских жила под стенами Лавры много лет - со времени окончания Павлом Александровичем Духовной Академии; продолжала жить там и после страшной утраты.- М. Б.). Мы дружили с владыкой Гурием (Крымским потом) а когда в Лавру пришел владыка Пимен, мы пришли к нему, и он нас очень хорошо принял, он ведь добрейший был человек.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/i...

«Священник, не снявший с себя сана» Прошли годы, выросло два поколения наших соотечественников. Палачи тщательно стирали следы своих преступлений. Они рушили бараки, ровняли с землей могилы, жгли документы, смывали невинную кровь кровью своих сообщников. Так что будто ничего и не было. Не было БАМЛАГа, Беломорканала, СЛОНа и СТОНа. Но было. И подобно тому, как вечная мерзлота исторгает из земли в оттепель истлевшие корни деревьев, камни острогов и обрывки колючей проволоки, так и река времени неизбежно выносит в поток вечности свидетельства о жизни, ставшей житием. Теперь нам известны события последних месяцев жизни отца Павла Флоренского и обстоятельства его мученической кончины. Последнее письмо от з/к Флоренского П.А. пришло в Загорск 19 июля 1937 года. На запросы было сообщено, что Флоренский П.А. снова осужден «сроком на 10 лет без права переписки». И всё. Два десятилетия неизвестности и... надежд. Поминали всегда «О здравии». Новое сообщение о судьбе осужденного з/к Флоренского П.А. было получено в связи с возбуждением дела о его реабилитации. В свидетельстве о смерти П.А. Флоренского, выданном Невским ЗАГСом г. Ленинграда 3 ноября 1958 года, сообщалось, что реабилитированный П.А. Флоренский умер 15 февраля 1943 года. Эта дата соответствует сроку осуждения в 1933 году на 10 лет, но она близка и к датам смерти, которые указывали при реабилитации в 50-е годы. Хотя дата эта и вызывала сомнения, но теперь поминать о. Павла стали «За упокой» и по просьбе Анны Михайловны Флоренской был совершен наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Пименом (Хмелевским), позже архиепископом Волгоградским и Саратовским, чин погребения. «Вы спрашиваете о подробностях погребения о. Павла в Лавре (заочном), – отвечает 29 апреля 1987 года Высокопреосвященный Пимен в ответ на вопрос В.А. Никитина, родственника Флоренских, церковного публициста. – Мне уже трудно вспоминать подробности. Пришла ко мне Анна Михайловна Флоренская (я был наместником Лавры) и сказала, что получила откуда-то справку, в которой говорилось, что П.А. Флоренский умер в 1943 году. Она просила отслужить погребение. Погребение я отслужил в Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры 15 декабря 1959 года (П.В. Флоренский вспоминает, что это происходило в Трапезном храме. – Ред.) Присутствовали при службе: Анна Михайловна, Кирилл Павлович , Павлик, Ваня (второй сын Василия Флоренского. – Ред.), Наталья Ивановна, Ольга Павловна, Саша, Маша и Анна Васильевна. Затем они все были у меня в покоях, что-то рассказывали (уже не помню что, но много житейского, из своей жизни)».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Послание Флоренского Невозможно постигнуть XX век не вглядевшись в трагическую судьбу Павла Флоренского 14.08.2023 491 Время на чтение 10 минут Его давно назвали русским Леонардо да Винчи. Будучи математиком и богословом, он знал порядка тридцати современных и древних языков; философия, искусствоведение, лингвистика, антропология, инженерия – это тоже области его знаний. В обозе наследия Флоренского есть даже этнографическая поэма. Он будто явлен был в момент тектонического сдвига мировой истории для того, чтобы оставить некие маяки. Ими вполне можно считать всемирно известные теперь произведения «Столп и утверждение Истины», «Иконостас», «Философия культа», «Мнимости в геометрии», а также не менее значимое его эпистолярное наследие. В серии ЖЗЛ издательства «Молодая гвардия» вышла книга Михаила Кильдяшова «Флоренский». Почему сейчас книга о Павле Флоренском ко дню? Ведь его труды издавались ещё при жизни. С 1970-х годов они, как второе дыхание, явились духовно изголодавшемуся миру, а в 1990-е через богословские и искусствоведческие его работы тысячи людей воцерковлялись, приобщались к великой русской культуре, в том числе духовной, открывали для себя возможность развития науки, которая бы прислушивалась к существующей духовной сфере. Для кого же эта книга сегодня? Для вымороченного нестабильностью обывателя (а народ, кажется, сводят массовой антикультурой к такому состоянию)? Для разрозненных пространством и плутанием в идеологиях людей культуры? Для солдата и офицера, воюющих сегодня в невероятных условиях, когда наша армия только-только восстаёт из руин 1990-х, а против нас снова военная машина половины мира? Для школьных учителей и университетских преподавателей, у которых реформами и отчётами отбили возможность и желание воспитывать творцов? Эта книга – для всех нас. Каждый, вне сомнения, увидит в ней аналогии с тревожащими сегодня событиями, найдёт в авторе и его герое внимательных и сострадательных собеседников. Именно с таким состраданием, с такой любовью написана эта книга!

http://ruskline.ru/opp/2023/08/14/poslan...

Об отце Павле Флоренском По мере приближения конца истории являются на маковках святой Церкви новые, доселе почти невиданные розовые лучи грядущего дня немеркнущего. Священник Павел Флоренский Приоткрывая нам дверь в святыню первохристианского богослужения, апостол Павел в 14-й главе Первого послания своего к Коринфской Церкви учит, что обладающие благодатным дарованием молитвенного разговора на незнакомых языках, или «говорящие тайны духом», должны «молиться о даре истолкования», ибо «если я приду к вам… и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением». «Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу» ( 1Кор. 14, 2, 13,6, 28 ). Эти слова об «истолковании» напомнил мне один человек, когда мы говорили с ним о духовном наследстве отца Павла Флоренского. Начало понимания Флоренского для многих может сделаться началом познания Церкви. Но нынешнее состояние богословской и философской образованности при наличии колючей проволоки научной терминологии вокруг его работ делает их почти недоступными для современного читателя. Уходит в потоке времени и облик его из памяти его знавших и любивших. Продолжается, и в еще большей степени, чем при его жизни, обеднение школьного богословия и затемнение понятия Церкви – то, против чего прежде всего направлялась его не всегда понятная мысль. Все это заставило меня попытаться передать и личный облик, и учение отца Павла применительно к темам или письмам его основной книги. Эту работу я могу только начать: мало сил, знаний и возможностей для такой работы, мало материала, особенно биографического. Но боюсь откладывать, «искупующе время». Передам, что смогу, а потом буду уж не писать, а поджидать личной встречи и с ним, и со всеми, от кого сердце получало тепло, свет и радость. «Воскреснут мертвии, и востанут сущии во гробех, и вси земнороднии возрадуются» 1 . 1. Основные данные Приступивший к чтению основной работы отца Павла Флоренского «Столп и утверждение истины» видит, что многое из написанного в ней писалось в расчете на людей, уже одолевших Канта и «Критику отвлеченных начал» В. Соловьева, что она вводит его в область метафизики и отвлеченного знания. Кроме того, автор, будучи по образованию прежде всего ученым-математиком, и в этой работе часто использует данные этой науки. Его математические работы вообще идут параллельно с богословскими. В 1916 году, в самый разгар своей богословской деятельности, он печатает в «Богословском вестнике» «Приведение чисел» – математическое обоснование числовой символики. Недавно мне рассказывали, что один молодой человек хотел поступить на математический факультет только для того, чтобы «понимать Флоренского».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/n...

По мере приближения Конца Истории являются на маковках Святой Церкви новые, доселе почти невиданные, розовые лучи грядущего Дня Немеркнущего. Свящ. Павел Флоренский . «Столп и утверждение Истины». Приоткрывая нам дверь в святыню первохристианского богослужения, апостол Павел в 14-й гл. 1 Послания своего к Коринфской церкви учит, что обладающие благодатным дарованием молитвенного разговора на незнакомых языках, или «говорящие тайны духом» (2), должны «молиться и о даре истолкования» (13), ибо «если я приду к вам и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением» (6). «Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу» (28). Эти слова об «истолковании» напомнил мне один человек, когда мы говорили с ним о духовном наследстве о. Павла Флоренского. Начало понимания Флоренского – это для многих может сделаться началом познания Церкви. Но общее понимание в богословской и философской образованности, при наличии колючей проволоки научной терминологии вокруг его работ, делают их почти недоступными для современного читателя. Уходит в потоке времени и облик его из памяти его знавших и любивших. Продолжается, и в еще большей степени, чем при его жизни, обеднение школьного богословия и затемнение понятия Церкви – то, против чего прежде всего направлялась его не всегда понятная мысль. Все это заставило меня попытаться передать и личный облик и учение о. Павла применительно к темам или письмам его основной книги. Эту работу я могу только начать: мало сил, знаний и возможностей для такой работы, мало материала, особенно биографического. Но боюсь откладывать, «искупующе время». Передам, что смогу, а потом буду уж не писать, а поджидать личной встречи и с ним, и со всеми, от кого сердце получало тепло, свет и радость. «Воскреснут мертвии, и восстанут сущии во гробех, и вси земнороднии возрадуются» (канон Великой Субботы). 1. Основные данные Приступивший к чтению основной работы о. Павла Флоренского – «Столп и утверждение Истины» – видит, что много из написанного в ней писалось в расчете на людей, уже одолевших Канта и «Критику отвлеченных начал» Вл. Соловьева, что она вводит его в область метафизики и отвлеченного знания. Кроме того, автор, будучи по образованию прежде всего ученым-математиком, и в этой работе часто использует данные этой науки. Его математические работы вообще идут параллельно с богословскими. В 1916 году, в самый разгар своей богословской деятельности, он печатает в «Богословском вестнике» «Приведение чисел» – математическое обоснование числовой символики. Недавно мне рассказывали, что один молодой человек хотел поступить на математический факультет только для того, чтобы «понимать Флоренского».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/o...

С.М. Половинкин Содержание От сталинской школы к русской православной философии. Свящ. Павел Флоренский и... Теодицеи Лейбница и свящ. Павла Флоренского Понимание монархизма А.С. Хомяковым и свящ. Павлом Флоренским Π.Α.Флоренский и религиозно-философские кружки и общества в Москве I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII Московская Духовная академия от Февраля к Октябрю 1917 года Реальность 1920–1930-х годов и «Мнимости в геометрии» свящ. Павла Флоренского «Гнездо черносотенцев под Москвой» (Сергиевопосадское дело 1928 года). Высылка свящ.Павла Флоренского в Нижний Новгород (1928 г.) «Инвектива скорее, чем критика»: Флоровский и Флоренский ...И другие Персонализм И.В. Киреевского Психо-аритмо-механик (философские черты портрета Π.А. Некрасова) «Пора начинать Великую Литургию» «Московский авва» «Ревностная дружба» Свящ. Сергий Булгаков и Крым Антиплатонизм Льва Шестова и анафема на Иоанна Итала C. Н. Дурылин – учитель свв.Царских Дочерей и А. Д. Сахарова Школы, общества, течения Философский контекст московской философско-математической школы Московская философско-математическая школа На изломе веков О религиозно-философских собраниях 1901–1903 годов Религиозно-философское общество памяти Владимира Соловьева в Москве (1905–1 918) «Научная философия» – «жареный лед» Имяславцы Кавказа Евразийство и русская эмиграция     В книге Сергея Михайловича Половинкина, историка философии, исследователя и комментатора трудов П.А. Флоренского, вошли статьи разных лет, посвященные крупнейшим именам и событиям русской мысли первой половины ХХ века. Автор убежден, что русская философия – это философия православия, а христианский персонализм и соборное всеединство являются ее главными содержательными признаками. Книга адресована всем, кто заинтересован в познании основоположений русской культуры. От сталинской школы к русской православной философии. В 1953 г. я окончил среднюю школу 1 в г. Пушкино Московской области. В старших классах мне случайно попался в руки на несколько минут карманный «Философский словарь», как потом я понял – «ужаснейшего содержания», и произвел на меня неизгладимое впечатление. Я приходил в трепет от одного названия статей – идеализм, эмпириокритицизм (целая поэма в названии!), Платон, Декарт, Кант и т. д. И кто-то шептал: «Это – твое!» После этого само слово «философия» облеклось для меня ореолом сверхмудрости, которую надо постичь.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

ЦВ 24 (397) декабрь 2008 /  26 декабря 2008 г. Флоренские и Амфитеатровы: судьба двух московских семей в истории В Музее Храма Христа Спасителя проходит выставка «Московские родословные: Флоренские и Амфитеатровы». Она посвящена известным русским духовным деятелям — священнику Павлу Флоренскому (1882–1937) и протоиерею Валентину Амфитеатрову (1836–1908), а также членам их семей, подвижникам веры и благочестия. Выставка организована Музеем истории Москвы при содействии Музея-квартиры священника Павла Флоренского в Москве, представителей рода Амфитеатровых, Издательского Совета Русской Православной Церкви. «Выставка посвящена двум великим российским семействам — Флоренским и Амфитеатровым, которые дали целую плеяду духовных деятелей нашему Отечеству, — рассказал Николай Муратов, заведующий сектором экспозиционно-выставочной работы Музея Храма Христа Спасителя. — Большая часть материала рассказывает о жизни и трагедии замечательного мыслителя, яркого богослова и ученого начала ХХ века о. Павла Флоренского и о яркой судьбе о. Валентина Амфитеатрова». Павел Флоренский в юности стремился к занятиям наукой, закончил физико-математический факультет Московского университета, а в 1904 году поступил в Московскую Духовную академию. С тех пор его жизнь навсегда осталась связанной с православием. После окончания академии Павел Флоренский остался в ней преподавателем философских дисциплин, а в 1911 году принял священство. С 1912 года стал редактором журнала «Богословский вестник». Священник Павел Флоренский получил известность как богослов, историк философии, филолог, искусствовед, организатор музейного дела в Троице-Сергиевой лавре, математик, физик, электротехник, автор многочисленных изобретений в различных областях науки и техники, намного опередивший свое время. «Среди экспонатов выставки повсюду рука самого о. Павла Флоренского — это его дневники, письма, чертежи, научные работы, — продолжает рассказ Николай Муратов. — Здесь есть икона, которой о. Павла благословили при рукоположении; подлинная грамота о поставлении во священство в 1911 году; диплом о защите магистерской диссертации “Столп и утверждение истины”; храмовая икона из церкви св. равноапостольной Марии Магдалины в Сергиевом Посаде, убежища сестер милосердия, где служил о. Павел; молоточек, копие, губка и кропило — предметы, использовавшиеся при освящении этого храма и при богослужениях в нем; иконы, имевшие непосредственное отношение к судьбе и служению о. Павла, его наперсный крест; вещи его семьи из двух домов Флоренских в Сергиевом Посаде. Надо поклониться внуку о. Павла, игумену Андронику (Трубачеву), за сохранение всех этих памятных вещей».

http://e-vestnik.ru/reviews/florenskie_i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010