Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ [Сир.  ] (1-я пол. VII в.), еп. г. Теллы (Константины, территория совр. Турции), переводчик. Занимал епископскую кафедру Сирийской яковитской Церкви . Самые ранние упоминания о П. относятся к 10-м гг. VII в., когда в результате длительных военных действий против Византии войскам шаха Хосрова II (590-628) удалось занять большую часть Сирии. П. бежал в копт. мон-рь Энатон близ Александрии, в к-ром группа ученых готовила сир. перевод Свящ. Писания. Возможно, впервые П. переселился в Египет значительно раньше, когда в 599 г. нек-рые епископы были вынуждены оставить свои кафедры по причине конфликта с прп. Дометианом , еп. Мелитинским († 602), племянником имп. Маврикия . После смерти Дометиана П. мог вернуться в Теллу, а затем оставить ее повторно (см.: Honigmann. 1953. P. 222-223). Косвенным подтверждением этой т. зр. является сообщение Михаила Сирийца (XII в.), в котором упоминается некий епископ Телльский ( Mich. Syr. Chron. Vol. 4. P. 390-391). Между 613 и 617 гг. П. перевел на сир. язык (по всей видимости, впервые) ВЗ в версии LXX. В качестве оригинала П. использовал греч. текст LXX из «Гекзапл» Оригена . Подготовленный П. букв. перевод, к-рый получил название «Сирогекзаплы», использовался гл. обр. в западносир. традиции, хотя известны случаи его употребления и Церковью Востока (подробнее см. в ст. Библия ). Кроме того, П. считается переводчиком чина крещения, к-рый приписывается Севиру , патриарху Антиохийскому (Brit. Lib. Add. 14495 и 14499), а также автором молитвы (  ), сохранившейся в рукописи Paris. syr. 75. Ранее П. атрибутировался сир. перевод Ин 7. 50 - 8. 12, большая часть к-рого отсутствует в Пешитте , однако в действительности его автор - Павел, митр. Эдесский (нач. VII в.). Соч.: Codex Syro-Hexaplaris Ambrosianus/Ed. A. M. Ceriani. Mil., 1874. (Monumenta sacra et profana; 7); Lagarde P., de. Veteris Testamenti graeci in sermonem syriacum versi fragmenta octo. Gott., 1892; Baars W. New Syro-Hexaplaric Texts: Ed., comment. upon and compared with the Septuagint. Leiden, 1968; V öö bus A. The Pentateuch in the Version of the Syro-Hexapla: A facs. ed. of a Midyat ms., discovered 1964. Louvain, 1975. (CSCO; 369: Subs.; 45); idem. The Book of Isaiah in the Version of the Syro-Hexapla: A facs. ed. of ms. St. Mark 1 in Jerusalem. Louvain, 1983. (CSCO; 449: Subs.; 68).

http://pravenc.ru/text/2578465.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ [Греч. Παλος Μλανος, Παλος τν Μελανν; сир.      ] († 581), патриарх Сирийской яковитской Церкви (564-575). Род. в Александрии, до возведения на Антиохийский Патриарший престол вел монашескую жизнь в Сирии. В 1-й пол. VI в. сирийские и египетские сторонники монофизитства по-прежнему активно боролись с распространением в Византии халкидонского Православия, однако в результате низложения патриарха Севира (512-518) они на неск. десятилетий потеряли контроль над Антиохийской кафедрой: имп. власти стали последовательно назначать на нее сторонников Вселенского IV Собора . При этом неформальным лидером антихалкидонитов являлся Севир, а после смерти последнего (538) - Феодосий I , бывш. патриарх Александрийский (535-537), к-рого противоречия в антихалкидонитской среде вынудили оставить Патриарший престол и поселиться в К-поле. Здесь Феодосию покровительствовали имп. св. Феодора и, по всей видимости, имп. св. Юстиниан I (527-565). Вскоре в столицу переехал и П. Ч., к-рый начал исполнять обязанности помощника Феодосия. В период 1-го пребывания на Антиохийской кафедре свт. Анастасия I Синаита (559-570) сир. антихалкидонитам удалось положить начало созданию параллельной линии патриархов: ок. 557 г. в К-поле Иаков Барадей († 578) и его сторонники рукоположили Сергия Телльского , к-рый, однако, не имел возможности прибыть в Сирию. После смерти Сергия (560) Антиохийская кафедра оставалась вакантной в течение неск. лет. Затем Феодосий инициировал избрание на Патриарший престол П. Ч., хиротония последнего также была совершена Иаковом Барадеем. П. Ч. претендовал на то, чтобы стать лидером как сирийских, так и египетских антихалкидонитов, однако значительная часть епископов отказалась признать его избрание, к-рое, по их словам, было совершено без ведома клира и мирян. После кончины патриарха Феодосия (566) противников Халкидонского Собора фактически возглавил Иаков Барадей. В 571 г. патриарх К-польский Иоанн III Схоластик (565-577) инициировал очередное преследование антихалкидонитов, в результате к-рого П. Ч. был арестован. Находясь в заточении, он признал правосл. вероучение, после чего вышел на свободу, однако не был утвержден на кафедре. Вскоре П. Ч. раскаялся в содеянном и был принят в общение Иаковом Барадеем, причем условием этого принятия было выполнение П. Ч. 3-летней епитимии. В 575 г. Иаков организовал в Антиохии Собор, вновь признавший П. Ч. патриархом. В том же году П. Ч. содействовал избранию на Александрийскую кафедру сир. монаха Феодора, ранее жившего в Ските . Тем не менее большинство александрийских антихалкидонитов отвергли кандидатуру Феодора и поставили патриархом Петра IV (575-577). Обвинив П. Ч. в том, что он незаконно вмешался в патриаршие выборы, Петр инициировал его низложение.

http://pravenc.ru/text/2578585.html

Деятельность Иоанна Телльского продолжалась всего шесть или семь лет. Он был пойман представителями халкидонского патриарха Ефрема в 536-537 г. и скончался в заточении в Антиохии в 538 г. Это произошло, когда после 536 г. Юстиниан начал применять самые строгие меры против монофизитов. Однако вспомним, что именно Юстиниан позволил Феодосию Александрийскому поставить епископов для племени гассанидов (543 г.). Мы говорили о том, что один из них - Иаков Бар-Аддай - обошел всю Империю, ставя монофизитских епископов и священников. Позднее его называли «Вселенским митрополитом». Весьма характерно, что Феодосий отказался далее размножать параллельный епископат, и Иакову для епископских хиротоний пришлось привлечь египетских епископов Евгения и Конона, широко известных за их тритеистические взгляды. Вместе с этими двумя коллегами по «истинно православному» епископату он хиротонисал 27 архиепископов и епископов и двух патриархов. Как мы знаем, сирийская монофизитская церковь и сегодня называется «иаковитской» по его имени. Все это, помимо богословских различий, создавало дополнительные стимулы для расколов, которые возникали не только по богословскому признаку, но и по личностному - кто за кем следует. Все они постоянно враждовали и обвиняли друг друга в ересях: в «тритеизме», в «тетрадизме» (учение о четвертой ипостаси Бога, объединяющей три первые и существующей наряду с ними). Существовал также антагонизм между сирийцами и египтянами и еще больший - между епископами, проживавшими в Константинополе, сохранявшими лояльность Империи и надеющимися на «прозрение» властей и перемену имперской политики, - и, с другой стороны, монахами и простыми людьми, составлявшими подавляющее большинство среди клириков, рукоположенных Иаковом Бар-Аддаем: они были согласны только на бескомпромиссную борьбу с «синодитами» (т.е. халкидонцами) до победного конца. Иллюстрацией ко всему вышесказанному служит история двух монофизитских патриархов антиохийских - Сергия Телльского и Павла Черного. Сергий был хиротонисан Феодосием Александрийским в 557 г., но вскоре вошел в острый конфликте ним по поводу тритеизма (Сергий его поддерживал). После кончины Сергия (560-561 г.) Феодосий, наученный горьким опытом, целых три года выбирал его преемника. В конце концов он остановился на кандидатуре своего собственного секретаря, антитритеиста и александрийца Павла Черного, и попросил Иакова Бар-Аддая с коллегами хиротонисать его в патриархи, что и было сделано в 564 г. Феодосий, действуя как фактический глава всех монофизитов, хотя он реально не обладал никакими рычагами власти, направил Павла в Египет, чтобы он восстановил там монофизитскую иерархию. После неудачной поездки в Египет и смерти Феодосия (566 г.) Павел вернулся в Антиохию, где обнаружил, что последователи Бар-Аддая не признают его: он был убежденным противником тритеизма и к тому же «феодосиевцем». И это несмотря на то, что он был рукоположен Бар-Аддаем и сохранял с ним хорошие личные отношения!

http://sedmitza.ru/lib/text/434769/

Папа католикос Селевкийский Map Савришо – см. Савришо Мара Аггельский, ученик Ефрема Сирина Мара бар Серапион (III в.) аль-Марвази – см. Ишо Марузайа; Абу Йахья аль-Марвази аль-Марвази, врач (VI в.) Маре бар Шелемон (Мари ибн Сулайман) (XII в.) Мареммех, католикос Востока (645−649) Мари (Марай), апостол сирийцев; см. также «История Мар-Мари» Мари бар Тови, католикос Востока (987−1000) Мари Перс, еп. Хардашира (V в.) Марина, св. Марис и Амр Мария Египетская Мария, Пресв. Богородица; см. также «История Преблагословенной Девы Марии» Марк Монах Маркиан, император Маркиан, монах Маркион Мар-Нарсай, настоятель мон. Излы – см. Нарсай Марон (VII в.) Марон Аназарвский Мар-Папа Мар-Сава Пиргушнасп, св. Мар-Сергий – см. Сергий Мартиниан, монах Мартирий – см. Сахдона Марута Тагритский Марута, еп. Майперкатский (ок. 420) Марута, еп. Тагритский, мафриан (640−649) Мар-Феодор Кашкарский – см. Феодор бар Кони Мареммех, католикос Востока (645−649) Масавайхи (Масой) – см. Георгий Масой; Иоанн бар Масой Матфей, апостол – см. Деяния Матфея и Андрея Мафриан Маханош (=Ишо-сабран) аль-Махди, халиф Махдохт, мученица Мелетий Антиохийский Мелитон Сардский Мелитон Сардский, Псевдо Метафраст Мефодий Милее, еп. Суз, мученик Мина, хореп. Митродора, мученица Михаил, архангел Михаил I Сириец (Старший), сир. патриарх (1166−1199) Михаил Сириец – см. Михаил I, сир. патриарх Михаил, Нисибинский учитель Михрнарсе (Мирнарсай), мученик Михршапур (Миршабор), мученик Моисей, законодатель и пророк Моисей (Муше), еп. Аггельский Моисей Хоренский (Мовсес Хоренаци) Моисей, учитель в Нисибине Муавия, халиф Муайн (Map Муайн) аль-Мундир ибн Нуман, араб, вождь Мшихазха (Ишозха, Зхаишо), основатель мон. Бет-Раббан (VI – VII вв.) Надан – см. История Сенахирима Нарсай (Map Нарсай), настоятель мон. Излы (VII в.) Нарсай (Нарсе), глава Нисибинской школы (503) Нарсай из Бет-Разикайе, мученик Нарсай, еп. Сахаркадта Нафанаил, еп. Ширзора Несторий, ересиарх Николай Чудотворец, еп. Мирликийский Нил, аскетич. писатель Нонн Эдесский ан-Нуман ибн аль-Мундир, Абу Кабус, царь Хиры Онисима Орест, священник в Эдессе Ориген Павел I, католикос Востока (539−540) Павел, священник в Антиохии (VII в.) Павел Нисибинский Павел Самосатский Павел Телльский (VII в.) Павел, еп.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Эдессы (VI в.) Павел Эдесский (VI в.) – см. Павел, еп. Каллиника Павел, апостол; см. также Апокалипсис Павла, Деяния Павла и Феклы, Мученичество св. Павла Палестинские мученики Палладий Панкратий, св. Панталеон с дружиной, св. Панталеон, свящ. Папа, католикос Селевкийский (317−329) Папа, свящ., монофизит Патрикий, монах Лавры св. Саввы Пафнутий Египтянин, св. Пахомий Великий Пекида (Map Пекида), первый еп. Арбелы Пелагия, св. Пероз, св. Пероз, шаханашах Перозад Персидские мученики Петр Александрийский , св. Петр, апостол – см. Мученичество св. Петра, Учение Петра Петр Ивир (VI в.) Петр Каллиникский, сир. патриарх (581−594) Петр Кнафей, патриарх Антиохийский Петр, ученик Савришо Плакида, св. Поликарп Маббугский (VI в.) Порфирий Пров, Тарах и Андроник, св. Протоника, св. Птолемей, Клавдий Публий Раббан Иов – см. Иов Перс Раббан Иосиф Раббан Йозадаг Раббан Хормизд, основатель монастыря Раббула, en. Эдесский Роман, монах Роман, св. Руфин – см. также Рай . Сабиниан, св. Сава, диакон в Ришайне Сава, 37 учитель яковитской школы Сава Гушнйаздад, св. Савришо I, 38 католикос Востока (596−604) Савришо II, католикос Востока (832−836) Савришо, еп. Лашома (VI в.) – см. Савришо I, католикос Савришо, еп. Нисибинский Савришо Старший (Map Савришо), основатель Бет-Куки (VI в.) Салах Ад-Дин (Саладин), султан Салиба ибн Йуханна (XIV в.) Самона (Шемона Барсамья), мученик Самуил, ученик Барсаумы мohoфuзuma(Vb.) Сара, св. Саргис – см. Сергий ас-Саффах – см. Абдаллах ас-Саффах Сахдона (Мартирий) из Халамуна (VII В.) Севириан Габальский, еп. – Vbb.) Севвр Антиохийский, патриарх (512−518, 538) Севвр Нисибинский Севир Севохт из Нисибина, еп. Кеннешре (667) Севир, монах из Эдессы, составитель катен Селевк и Стратоника, св. Селива бар Йоханнан – см. Салиба ибн Йуханна Семь спящих отроков, св. Сеннахирим – см. История Сенахирима Серапион Серапион Тмуитский Сергий I Телльский, сир. патриарх (сер. VI в.) Сергий Грамматик Сергий (Саргис) Ришайнский (VI в.) врач Сергий Столпник Сергий из Шиггара, игумен Сергий (Map Сергий), св. Сергий и Вакх, св. Сергий, игумен Сергий, друг Иоанна Телльского Силуан из Карду Сильвестр, папа Римский Симеон (Шемон), антипатриарх Востока (837-?) Симеон бар Саббаэ, 39 еп. Селевкии-Ктесифона, мученик (IV в.) Симеон, en. Бет-Аршама Симеон из Габбулы Симеон из Кефар-Авдина Симеон Кукайа 40 (VI в.) Симеон Месопотамский Симеон, митр. Рев-Ардашира (VII в.) Симеон Столпник Старший Симеон Столпник Младший (Фаумастург) Симеон Шанкелавайа (Шанкелабади) (XII – XIII в.) Симеон Эдесский Симеон, автор переработки соч. Бавая Старшего – см. Симеон из Габбулы Симеон, диакон, хронист (X в.) Симеон Монах Симеон Самосатский, ученик Ефрема Сирина Симон Кефа – см. «Вопросы Симона Кефы», Созомен, историк Сократ, историк Сорок мучеников Севастийских

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Монофизитству нанесен был, таким образом, тяжкий удар после того, как попытки правительства привлечь их окончились и теперь неудачно. В Восточном диоцезе монофизиты подверглись жестокому гонению от Ефрема в 537 и 538 гг. (по сообщению Иоанна Телльского). Но Феодора не изменила своих отношений к ним. Анфиму она до своей смерти давала убежище у себя во дворце. Между прочим, по смерти Агапита его диакону Вигилию обещан был ею папский престол только под условием, если он отвергнет Халкидонский собор и согласится с Феодосием, Анфимом и Севиром. Вигилий обещал, и хотя престол был уже занят Сильверием, последний был устранен, и Вигилий 29 марта 537 г. сделался папой. Обещание он, однако, не исполнил и в 540 г. заявил в посланиях к Юстиниану и Мене о согласии с собором 536 г. Севир удалился в Египет и там умер в 538 г. Феодосии в этом году был вызван в Константинополь; за отказ принять Халкидонский собор его сослали во Фракию, в Деркос (куда был сослан и Зоора); в Александрию назначен был синодит Павел (539 г.), а потом, когда он подвергся осуждению в 542 г., — Зоил (542–551). Императрица скоро, однако, вызвала Феодосия из Фракии в Константинополь, и здесь дворец ее был местом встречи разных монофизитских деятелей (566 г.). Сама Феодора была в постоянных сношениях с монофизитами и оказывала поддержку гонимым. Но и у Юстиниана за официальной строгостью, облеченной в форму закона, скрывалось личное снисходительное отношение к несогласным. Он не только мирился по необходимости с фактом их упорства, но и находил возможным пользоваться, например, их услугами в миссионерских делах (Иоанн Ефесский). Монофизитство, во всяком случае, теперь начинает жить уже совершенно обособленной жизнью. От вызванной стесненным в силу закона положением опасности внутреннего разъединения и оскудения иерархии оно было предохранено благодаря неутомимой и самоотверженной деятельности рукоположенного Феодосием в Константинополе в 541 или 543 г. для Эдессы Иакова Барадея (t 578 г.) вместе с Феодором — для Босры, по просьбе арабского шейха Гарпта бар Габала. В течение более чем 35–ти лет он странствовал в одежде нищего по Сирии, Малой Азии, Египту и островам, рукополагая в монофизитские общины епископов, священников и диаконов и счастливо избегая преследователей. При хиротонии епископов ему содействовали два его спутника — монахи Конон и Евгений, сами рукоположенные для этой цели в Египте: один — в Тарс, другой — в Селевкию. В Антиохию Иаковом был рукоположен, после Севира, сначала Сергий, потом Павел (550 г.). Им же рукоположен Иоанн, церковный историк, в Ефес, который насчитывал до 27 епископов, поставленных Иаковом, кроме двух патриархов, число же посвященных им пресвитеров и диаконов доводящий до 100 000. От Иакова Барадея и получили монофизиты свое название «яковитов».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Известно, что Хенана допускал термин «Богородица», и в согласии с халкидонитами усматривал во Христе одно лицо и две природы. Отвергал христологическое и, сходное с пелагианским, учение Феодора Мопсуэстийского. Сообщается, что Хенана одобрял теории Оригена , а именно его заблуждения относительно апокатастасиса и воскресения. А обвинение Хенаны в фатализме со стороны Бавая Великого необоснованно. Исследования. Scher A. PO. Т. 7. Fase. 1. Р. 7−10; Baumstark. S. 127. Глава 2. Монофизитские писатели первой половины VII века Этот период был отмечен как библейскими штудиями, в результате которых был проведен пересмотр гексапларной редакции Ветхого Завета, так и философскими и экзегетическими исследованиями, которые имели в качестве своего знаменитого центра монастырь Кеннешре близ Евфрата. Труды Аристотеля пользовались большей благосклонностью монахов, нежели неоплатонические. § 118. Патриарх Афанасий I Афанасий, называемый также Гаммала, родился в Самосате и подвизался в Кеннешрине (близ Алеппо). Был рукоположен в патриарха Антиохийского в 594−595 г. и в Александрии добился примирения с монофизитами Египта в 609−610 гг. Переговоры, проведенные им в Маббуге с императором Ираклием в 621 г., оказались безрезультатными. Умер в 630 или 631 г. Михаил Сириец в своей хронике (изд. Chabot. P. 400−402,405−409; фр. перевод: Vol. II. Р. 394−399, 405−408) приводит много документов Афанасия I, среди которых сочинение, представленное Ираклию, и другие подобного рода, которые, без сомнения, были составлены на греческом языке, а также окружное послание к восточным епископам и послание к епископу Кириаку Амидскому об унии, которые были составлены по-сирийски. Существует жизнеописание Афанасия I, составленное Севиром Антиохийским, сохранившееся фрагментарно по-коотски и полностью по-эфиопски. Издание. GoodspeedE. Crum W. E. PO 4. P. 578−713 (с англ. переводом). Исследование. Baumstark. S. 185−186. § 119. Павел, епископ Телльский Согласно Севиру Антиохийскому, ему приписывается перевод чинопоследования крещения, которое остается неизданным (рукопись Brit.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Монографий экзегетических и в западной и в русской литературе эта книга не имеет, кроме выше, поименованных общих трудов (Фрича, Цокклера, Кауча и др.) на все неканонические книги. Маккавейские книги В нашей славянской Библии, согласно спискам Вульгаты, Маккавейские книги занимают предпоследнее место в ряду ветхозаветных книг. В греческой Библии они помещаются в ряду исторических книг после Товита и Иудифь. Название носят по имени главных лиц, описываемых преимущественно в первой книге и немного во второй ( 2Мак.8; 10; 11; 13 и 15 глл.), третья же Маккавейская книга совершенно не касается ни деяний, ни эпохи Маккавеев. Семейство Маккавеев, подвиги коего описываются в первой книге, называлось первоначально Асмонеями и только по имени одного из братьев Иуды «молота» (), прозванного так за свою храбрость и победы, сохранило название Маккавеев. В виду совершенно различного содержания, происхождения и авторитета Маккавейских книг, обозревать их будем раздельно. Первая Маккавейская книга Здесь описывается борьба иудеев под предводительством Маккавеев с сирийскими полчищами за свою веру и независимость. Разделить можно на 4 части: предводительствование Маттафии ( 1Мак.1–2 глл.), – Иуды ( 1Мак.3–9:18 ), – Ионафана ( 1Мак.9:19–12:53 ), – Симона и Иоанна Гиркана ( 1Мак.13–16 глл.). События здесь описываемые относятся к предпоследнему веку до Р.Х. (175–107 гг.). Первая Маккавейская книга, несомненно, первоначально написана была на еврейском или точнее арамейском языке, В этом оригинальном тексте ее видели и читали: Ориген , знавший и еврейское название ее Σαρθθ Σαρβανεελ, и Иероним, видевший ее еврейский текст (Prol. gal.). То же доказывается и языком ее и признается ныне бесспорным. Но в канон еврейский, по свидетельству Оригена и Иеронима, она не была включена и в настоящее время еврейско-арамейский оригинал ее не существует. Она сохранилась в греческом переводе списков: александрийского и синайского, в ватиканском ее нет. С греческого текста составлены древние переводы: древне-италийский и сирский. Первый более древен – ранее Иеронима, а последний – более позднего происхождения, после Ефрема Сирина и Пешито, составлен Павлом Телльским (в 618 г.). Существующий сирский перевод носит элементы Лукиановской рецензии. Слишком большой разницы (как напр. в книгах Товита и Иудифь) между этими памятниками нет; в латинском впрочем, хотя и буквалистичном, много сокращений; исправнее сирский перевод. Из греческих списков, кроме александрийского и синайского, ценными считаются cod. Venetus VIII-ro или IX-ro вв. и несколько более поздних списков.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Тогда как несторианство было отодвинуто и перенесло за пределы империи, в Персию, центр и деятельность своей пропаганды 2710 , монофизитство, напротив, со дня на день приобретало больше почвы и сепаратистические стремления сирийского населения нашли в нем прекрасное средство для своего проявления. Большая часть учителей и апостолов секты были родом из Сирии: Иаковъ Саругский, Филоксен Маббугский, умершие еще до царствования Юстиниана 2711 , наконец пылкий Иоанн Телльский 2712 , запальчивый Зоора 2713 , Петр Апамейский и многие другие 2714 , ведшие страстную борьбу против халкидонского православия, наконец Иаков Барадей 2715 и Иоанн Азийский 2716 искусная и неутомимая деятельность которых повела с 543 г. к воссозданию Яковитской церкви, до того почти уже уничтоженной предшествующими гонениями. 2717 В больших сирийских городах, в Эдессе, Телле, Амиде, и в многочисленных монофизитских монастырях это учение находило себе самых пылких сторонников и самых смелых проповедников. Но борьба получала особую остроту главным образом в Антиохии, сообразно тому занимал ли патриарший престол самый знаменитый учитель монофизитов Север 2718 (512–518) или возведенный в сан епископа бывший граф Востока Ефрем 2719 (526–545), внесший в гонения на диссидентов всю строгость православного и всю систематичность опытного чиновника. 2720 И несмотря на то, что Антиохия официально паходилась в руках халкидонцев, она постоянно оставалась для монофизитов центром их церквей, а Север, хотя и низложенный, оставался для них до самой его смерти (538 г.) истинным патриархом. После него Сергий 2721 (538–550), потом Павел, которого посвятил Иаков Барадей 2722 , были признанными главами секты. И хотя Эдесса, местонахождение епископской кафедры великого апостола В 540 г. Хозрой со всеми своими силами начал осаду Антиохии. Со стороны долины город был неприступен; но по гребням Ороказиаса, валы, над которыми господствовали очень близко расположенные скалы, представляли чрезвычайно слабое место защиты. 2733 Тщетно племянник императора, Германос, посланный с возможной поспешностью из Константинополя для защиты города, пытался поправить этот недостаток укрепления: для выполнения его приказаний не было времени, и принц, боясь плена, счел более благоразумным довольно поспешно покинуть город.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Фока и на троне остался грубым солдафоном, любившим вино, кутежи, разврат и бесчинство. Его пьяные оргии скоро стали притчей во языцех. Наружности он был довольно отталкивающей: коренастый, рыжеволосый, со сросшимися бровями, маленькими заплывшими глазками и уродливо черневшим на лице шрамом. Фока установил кровавый террор в империи (602-610 гг.). Один современник приводит историю о некоем человеке, который возопил к Богу: «За что такое наказание? За что Ты послал людям Своим такого кровожадного волка?» И Господь ответил ему: «Я старался найти похуже Фоки, чтобы наказать народ за его своеволие, но не мог. А ты не искушай впредь судеб Божиих». Вот на каком историческом фоне происходило дальнейшее развитие монофизитских церквей. 5. Во время периода терпимости и «диалога» в первую часть царствования Юстиниана (527-536) антихалкидонская оппозиция имела возможность самоорганизоваться, устроив отдельную церковь, параллельную официальному имперскому епископату. По мнению оппозиции, Севир был последним единым патриархом-монофизитом, покуда не был сослан при Юстине в 518 г. После его смещения имперское правительство восстановило на антиохийском престоле преемственность православных патриархов. Лишь в 557 г. Феодосий Александрийский, проживающий в Константинополе, поставил первого повсеместно признанного параллельного антиохийского патриарха Сергия Телльского. В 561 г. его преемником стал Павел Черный. Постепенно, помимо просто содержания своего патриарха, монофизиты начинали использовать тактику создания параллельной иерархии всюду, где только могли. Епископ Иоанн Телльский (Восточная Сирия) рукополагал клириков не только для своей епархии, но и для всех мест, которые просили его об этом. По словам Иоанна Эфесского, которого он рукоположил в диаконы, он совершил всего 170 тысяч рукоположений. Это явное преувеличение, но и реальное число должно было быть весьма велико. Мы знаем, что рукополагал он далеко не только низших клириков: совместно с другими сирийскими монофизитскими епископами он хиротонисал и епископов для Персии. Эти рукоположения были раскольническими по своей природе, т.к. подразумевали, что Халкидонская Церковь - не Церковь и нужно воздерживаться от участия в ее Таинствах любыми способами. Более того, большая часть новорукоположенных была совсем необразованна и знала лишь, что ни за что нельзя соглашаться с «синодитами» (халкидонцами). Эти люди психологически были настроены только на борьбу с имперским истеблишментом, поэтому-то Феодосий Александрийский, Севир и другие умеренные монофизиты очень не хотели вступать на путь раскола. Когда он начался, весь процесс стал неуправляемым.

http://sedmitza.ru/lib/text/434769/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010