Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ (Кратиров Павел Феодорович, 6.05.1871, с. Покровское Тотемского у. Вологодской губ.- 5.01. 1932, г. Харьков), еп. Старобельский, деятель «иосифлянства» . Из семьи священника, рано лишился матери. После сельской школы поступил в Вологодское ДУ. В 1885 г., окончив уч-ще по 1-му разряду, был зачислен в Вологодскую ДС. В конце учебы в семинарии тяжело заболел плевритом, остался жить вопреки прогнозам врачей, что укрепило его в вере. Во время выздоровления с авг. 1891 г. проживал в Новочеркасске у дяди священника. 22 нояб. того же года определен на должность учителя Новочеркасской образцовой школы грамоты. В 1892 г. поступил в КазДА. Окончил академию в 1896 г. с присвоением ученой степени кандидата богословия за соч. «Святитель Задонский Тихон как пастырь и пастыреучитель» (опубл. в 1897 в Казани). Ок. года, ожидая назначения от Учебного комитета, прожил у отца в Покровском, преподавал Закон Божий в сельской школе. 10 июля 1897 г. назначен преподавателем греч. языка в Тульскую ДС. 26 сент. 1902 г. перемещен на должность преподавателя словесности в Курскую ДС. С 12 марта 1903 г. преподаватель основного, догматического и нравственного богословия в Харьковскую ДС (до 1918). Также преподавал рус. язык и гражданскую историю в Харьковском епархиальном жен. уч-ще (до 1909), был законоучителем в мужской и женской гимназиях Харькова. Регулярно публиковался в епархиальных периодических изданиях. Резко отрицательно отнесся к революции 1905-1907 гг. Тогда впервые проявился его талант как публициста и проповедника. На лекциях в Харьковском Народном доме и на собрании духовенства епархии в Покровском мон-ре он обосновывал необходимость применения смертной казни по отношению к революционерам. Эту же позицию он отстаивал в статьях, публиковавшихся в епархиальном ж. «Вера и разум» в 1905, 1906, 1908 и 1915 гг. В 1914 г. овдовел. К Февральской революции 1917 г. отнесся «спокойно и равнодушно», приняв ее «как данность». Однако после Октябрьского переворота он решил бороться словом Божиим с надвигавшимся неверием. Неск. раз участвовал в публичных диспутах с безбожниками. В разгар большевистских гонений на веру решил принять священнический сан. 24 сент. 1921 г. был рукоположен во диакона, 26 сент.- во иерея. Служил священником в харьковском храме в честь иконы Божией Матери «Озерянская». 25 янв. 1922 г. по предложению Харьковского архиеп. Нафанаила (Троицкого) патриарх и Синод РПЦ приняли решение избрать свящ. П. Кратирова (по пострижении его в монашество и возведении в сан архимандрита) епископом Старобельским, викарием Харьковской епархии. Старобельскому архиерею предоставлялись права «полусамостоятельного епископа» и настоятеля Куряжского Преображенского монастыря. Местожительством его был назначен харьковский Покровский монастырь.

http://pravenc.ru/text/2578487.html

игумения Иулиания (Невакович) Скачать epub pdf В редакцию «Русского пастыря» попало несколько экземпляров листка «По стопам Христа» (Беркли, Калифорния). В этом листке мы нашли некоторые отрывки из воспоминаний игумении Иулиании, написанных в 1950–1953. Об игумении Иулиании (Невакович) нам известно только то, что она жила в России, была старшей сестрой храма Христа-Спасителя, сидела в Соловецком концлагере, а последние годы своей жизни провела в Успенской обители г. Калистоги (Северной Калифорния). Скончалась она 5 декабря 1972 году и похоронена на Сербском кладбище г. Сан-Франциско. Нехватающие части воспоминаний были нам предоставлены дочерью протоиерея Николая Вейгласа, издателя «По стопам Христа». Редакция. Содержание Митрополит Арсений Новгородский Епископ Павел Кратиров Митрополит Московский Макарий Митрополит Арсений Новгородский В начале революции, когда передвижения по Москве не было, извозчики исчезли, трамваи не ходили, и от снега улицы не расчищались, а зима была снежная, мы, сестры храма Христа Спасителя, считали своим митрополитом митрополита Новгородского Арсения, второго кандидата на Патриарший престол. Митрополит жил недалеко, и часто служил по воскресениям и малым праздникам, а по будням за литургией бывал почти ежедневно. Обладал хорошим голосом. Владыка был очень требователен к уставу во время службы (издана была замечательная его книга «Спутник псаломщика»). Если дьякон, перед Апостолом, забывал сказать глас, то из алтаря слышался грозный голос Владыки: «глас, глас…». Проповедник он был замечательный и по содержанию, и по форме, и по знанию. Был он Доктор Богословия… Благословляя после литургии, он любил петь с народом. В одно из воскресений вдруг спросил: – Вот мы все христиане, бываем в храмах, молимся Богу, но вот нам придется идти с крестным ходом; что мы будем петь? Что вы знаете наизусть? Послышались ответы: – Царю Небесный, Отче наш , Богородице, Верую… – Этого мало… Знаете ли «Честнейшую»? Молчание… Потом ответы: – Не все… Только начало. Митрополит улыбался и, наконец, задал урок – к следующему воскресению выучить «Честнейшую». Выучили, конечно, сестры и кое-кто из прихожан. Владыка не забыл заданный урок и сам начал петь «Честнейшую». Когда кончил похвалил тех, кто выучил, но заметил:

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

(По данным, заключающимся в дневнике святителя) Преосвящ. Евсевий (1805–1883 г.), в мире Евфимий Орлинский, сын диакона Поликарпа Ефимовича Орлинского, родился в с. Черном Верхе, Белевского уезда, Тульской губернии. Последовательно проходил служение: на должности инспектора Семинар. Вифанской и Московской, и дух. Академии Московской, на должности ректора Академий Московской и Петербургской; затем в сане епископа Самарского и архиепископа Иркутского; закончил свое земное поприще на кафедре Могилевской. Все сведения, которые мы имеем предложить вниманию читателя, заимствованы нами из собственноручно веденного дневника покойного Архипастыря, во время четырехлетнего служения его на Иркутской кафедре (57–60 г. истекш. стол.). В дневнике отмечены только числа месяцев, проведенные в обозрении епархии. Сами заметки – отрывочного характера: Святитель указывает обыкновенно ту церковь , которую посетил известного числа; отмечает ту службу, какая была им совершена в сельском храме и поучение, какое было сказано им; делает краткую характеристику приходского духовенства и – только; только в некоторых, исключительных случаях, он делает отступления, уделяя в своей (и до сих пор чистенькой) книжке – дневнике место описаниям природы и выдающихся событий, и излияниям пережитых им чувств и впечатлений; тем, не менее, прочитанные до конца, в общей своей сложности, заметки эти дают богатый материал читателю и для рассмотрения, и для размышления, и для назидания. Стараясь держаться некоторой последовательности, при изложении заинтересовавших нас в дневнике сведений, мы остановимся, прежде всего, на описании тех мест отдаленной Сибири, где Промысел Божий судил подвизаться нашему Святителю. О громадных пространствах, которые приходилось обозревать преосв. Евсевию, свидетельствуют те цифры, которые он неопустительно выставлял, подводя итог каждому своему путешествию. В продолжение времени, с 30 мая 1857 г. до конца 1858 года, в пять выездов, Святителем осмотрены церкви на пространстве 8161 версты; в 1859 г., в три выезда, 5133 ½ в., в 1860 г., в три же выезда, 5521 версты.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Kratirov...

Скачать epub pdf Оживленные и продолжительные споры, поднятые недавно в «Религиозно-философском обществе» по поводу христианского учения о Таинстве брака, и те различные взгляды, которые высказывались здесь сторонниками и защитникам различных взглядов на этот предмет, свидетельствуют о двух несомненных фактах: 1) о том,что поднятый вопрос не есть вопрос праздный и случайный, а существенно важный по своей нравственно-практической значимости для христианина, и 2), что в сознании верующего христианина не могут совместно уложиться два, по-видимому, исключающие друг друга учения Церкви – о брачной жизни, освящаемой благодатию Божию в особом Таинстве, с одной стороны, и о совершенном девстве, о господстве духовной природы над чувственною, как конечной цели человеческой жизни, с другой. Современность и важность затронутого вопроса побуждает нас способствовать уяснению его в меру нашего понимания. Мы не берем на себя задачи ответить на все возникавшие и могущие возникнуть недоумения, касающиеся этого предмета. Целью настоящей статьи поставляем – уяснить брачный союз мужчины и женщины с точки зрения целостного христианского мировоззрения и дать ответ на те только вопросы, которые имеют в глазах наших особенно важное значение. В уме христианина весьма естественно возникают следующие вопросы: как смотреть на плотскую сторону брака – чиста она в нравственном смысле, или не чиста? Если чиста, то почему плотской союз мужчины и женщины и брачный союз вне благословения Церкви считаются предосудительными и зазорными? Если не чиста, то каким образом благодать Божия, сообщаемая в Таинстве, нечистое делает чистым, не будет ли кощунством приписывать такое действие Божественной благодати? Если христианский брак свят и в этом смысле, в смысле плотского союза брачущихся, то в каком отношении брачное состояние христианина, по своей нравственной высоте, будет находиться к состоянию девственному? Постараемся ответить на первый из поставленных нами вопросов: его решение предрешит и все остальные.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Kratirov...

Скачать epub pdf Другим важным центром антисергианского движения на Украине стал Харьков – тогдашняя столица республики. В конце 1920-х в этом городе проживало много ссыльных священнослужителей. Именно из их среды вышли руководители местных иосифлян. На положении ссыльного с подпиской о невыезде с весны 1925 жил в Харькове и еп. Старобельский Павел (Кратиров) . Он не признавал митр. Сергия еще до опубликования Декларации, считая его захватчиком высшей церковной власти, которая с 1926 должна принадлежать митр. Ярославскому Агафангелу, и за это был запрещен в свя-щеннослужении экзархом Украины митр. Михаилом (Ермаковым). Резко отрицательно еп. Павел встретил и Декларацию митр. Сергия. Он отправил в конце 1927 письмо к митр. Агафангелу и остался вполне удовлетворен ответом, так как ярославский митрополит назвал Сергия «узурпировавшим церковную власть». Увидев поддержку своим действиям, еп. Павел в апреле 1928 отослал Заместителю Патриаршего Местоблюстителя официальное заявление об отделении от него. В том же месяце он был запрещен в священнослужении постановлением Свящ. Синода14. Епископ Старобельский выступил прежде всего как сильный идейный оппонент митр. Сергия. Он стал автором трех широко разошедшихся по стране произведений. Первое из них было написано в феврале 1928 и называлось «Наши критические замечания по поводу второго послания митрополита Сергия». Владыка Павел указывал, что нижегородский митрополит открыто боролся за власть в Церкви, получив же ее, самовольно вступил на новый курс и, призывая всех к миру, начал налагать на не согласных с ним церковные прещения. «Если бы митрополит Сергий действительно желал до Собора сохранить «единство Духа в союзе мира», «чтобы не разрывать хитона Христова», как он выражается, то, оказавшись всякими неправдами и правдами во главе церковного управления, он не пугал бы напрасно церковными канонами не признающих его, как это делает он все время с большим усердием; не налагал бы единолично запрещений на десятки не согласных с ним епископов, а с должным смирением, поставивши собственную каноничность под знаком вопроса «в единстве Духа и в союзе мира», ожидал бы будущаго Собора, который разобрался бы в том, кто прав и кто виноват в церковных смутах, и каждому воздаст по делам его»15. Еп. Павел призвал митр. Сергия раскаяться: «Мы же горячо убеждаем его самого принести, во имя блага Церкви, в жертву свое самолюбие и властолюбие, которыми он до сих пор руководился больше, чем боголюбием, и снова чистосердечно покаяться во всех своих церковных прегрешениях, а управление Церковью предоставить тому, у кого оно было им отнято»16.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Kratirov...

священномученик Павел (Кратиров) (6 мая 1871–23 дек./5 янв. 1932) Нравственное богословие Письма священномученик Павел (Кратиров) Епископ Старобельский, викарий Харьковской епархии. Деятель иосифлянского движения в Русской православной церкви. Биография В миру - Кратиров Павел Фёдорович, родился 6 мая 1871 года в с. Покровское, Тотемского уезда, Вологодской губернии в семье священника Молочской Троицкой церкви, который впоследствии стал епископом Саратовским Иоанном. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1891), Казанскую Духовную Академию (1896) со степенью кандидата богословия. Преподавал в Тульской, Курской, а затем Харьковской духовной семинариях. Активно печатал свои труды в периодических изданиях епархии. Был женат, имел трёх дочерей: Валентину, Инну, Зою. Вдовец с июня 1914 года. Рукоположен в сан диакона 11 сентября, в сан священника 13 сентября 1921 года. Служил в храме Озерянской Божией Матери г. Харькова. 15 января 1922 был пострижен в монашество, 2 февраля возведен в сан архимандрита. 5 февраля совершилось его наречение во епископа, а 6 февраля — хиротония во епископа Старобельского в церкви «Всех скорбящих Радосте» Покровского монастыря. Хиротонию совершили Назарий, митрополит Курский и Обоянский, Нафанаил, архиепископ Харьковский и Ахтырский, Корнилий, епископ Сумский и Никон, епископ Белгородский. 2 мая 1923 года был арестован за то, что они не признал ВЦУ как каноническое учреждение и не желал подчиняться ставленникам «Живой церкви». 8 мая 1923 освобожден под расписку и выехал в Крым. В Крыму некоторое время управлял Ялтинским викариатством Таврической епархии, но пробыл там недолго. Затем жил в Абхазии. Позже переехал в Вологду. 4 сентября 1923 года был назначен временным управляющим Вологодской епархией. 14 ноября 1923 года постановлением Патриарха Тихона и Священного Синода назначен епископом Александровским, викарием Владимирской епархии. Жил во Владимире. Затем переехал в Великий Устюг. Некоторое время жил в Москве.  С весны 1925 года жил в Харькове на улице Мариинская на положении ссыльного.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Kratirov...

Иоанн (Котляревский), игумен Будущий игумен Иоанн (в миру Михаил Михайлович Котляревский) родился 23 марта 1905 г. в Костроме в семье служащего. Окончил 5 классов гимназии в Томске в 1920 г. и школу второй ступени в 1921 г. в г. Полтаве. Весной 1921 г. заболел туберкулезом легких. С сентября 1923 г. по февраль 1927 г. обучался в Полтавской торгово-промышленной профшколе, по окончании которой в 1927 г. поступил в Полтавский учительский институт, откуда выбыл в марте 1929 г. ввиду обострения туберкулеза. Близко общался с украинскими церковными деятелями – епископами Аркадием (Остальским) , Максимом (Руберовским), протоиереями Григорием Селецким и Николаем Пискановским. Распространял церковные документы. В 1931 г. арестован по делу «Истинно-Православной Церкви». Главными обвиняемыми по делу проходили епископы Павел (Кратиров) , Иоасаф (Попов), священник Григорий Селецкий и другие священнослужители. В 1933 г. освобожден. В конце 1930-х гг. тайно принял монашеский постриг. В июле 1942 г. был зачислен в народное ополчение. В августе 1942 г. был мобилизован в ряды Красной армии, прошел боевой путь от Астрахани до Берлина и Праги. Был контужен. 29 августа 1951 г. рукоположен в иеродиакона, а 28 августа 1951 г. во иеромонаха с назначением к Спасо-Преображенской церкви с. Матвеевка Диканьского р-на – бывшей скитской церкви Великобудищанского женского монастыря 536 . Матвеевский скит стал известен, сюда потянулись люди из окрестных мест. Однако деятельность о. Иоанна вызвала недовольство властей. В 1961 г. скит был закрыт. Игумен Иоанн скончался в 1964 г. 2 декабря 1961 г. Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыка! Обращается к Вам игумен Иоанн (из г. Полтавы), хороший знакомый Бориса Васильевича Лебедева, с которым в свое время вместе работал на фабрике, знал и его покойного отца, почтенного иерея Божия. Почтительно прошу Вас помочь в разрешении таких вопросов: По поводу акафиста Божией Матери ради Ея чудотворный иконы «Горбаневския», Полтавской святыни. Автор этого акафиста, великая почитательница Божией Матери, ждет ответа, достойно ли чтение этого ея «вопля сердца» пред полтавской святыней 537 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Нарвская Основана 24.04.1887. Именование – по г. Нарва (Эстляндская губерния; Эстония). С.-Петербургское (Петроградское, Ленинградское) викариатство. Упразднена в 1945 г. В 1924–1940 гг. параллельно викариатству, состоявшему в юрисдикции Московского Патриархата, существовала также самостоятельная Нарвская и Изборская кафедра, состоявшая в юрисдикции Эстонской митрополии Константинопольского Патриархата (ее архиереи в списке отмечены курсивом). Именовалась: Нарвская; Силламяэская. 09.05.1887 24.08.1890 Владимир Шимкович 10.02.1891 23.08.1895 Никандр Молчанов 23.08.1895 16.01.1899 Иоанн Кратиров 06.02.1899 10.12.1901 Никон Софийский 10.12.1901 08.02.1903 Иннокентий Беляев 02.03.1903 08.02.1908 15.02.1908 20.03.1914 Никандр II Феноменов 20.03.1914 Геннадий Туберозов 11(24)11.1924 13(26)12.1927 30.07(12.08)1929 17(30)12.1932 20.09(03.10)1937 Павел Дмитровский 03(16)04.1945 2875 Определен на покой с пребыванием в Сергиевой пустыни. Через 5 лет назначен на Владикавказскую кафедру (см.). 2876 Хиротонисан Патриархом Св. Тихоном, титулярный викарий Ленинградской епархии, пребывал в Ленинграде 13(26)12.1927 вместе с епископом Димитрием (Любимовым) подписал акт отхода от митрополита Сергия (Страгородского) в связи с известной Декларацией (вторая дата). Запрещен в священнослужении 17(30)12.1927. Вскоре заявил о раскаянии, запрещение было снято. Далее см. Копорская. 2877 Во главе самостоятельной Нарвской епархии Эстонской митрополии Константинопольского Патриархата. Бывший архиепископ Псковский и Порховский. В 1919 (?) г. эмигрировал из Пскова в Эстонию. Вторая дата – дата кончины. По ММЛ РПИ, возглавлял «автономную русскую епархию в г. Нарве». 2878 Епископ Печерский, временно управляющий Нарвской епархией. По данным официального веб-сайта Эстонской церкви www.othodox.ee, управлял епархией после кончины архиепископа Евсевия (Гроздова). Избран на Нарвскую кафедру 06.1932 на Соборе Эстонской Православной Церкви (Эстонской митрополии Константинопольского Патриархата), состоявшей в те годы в отрыве от Московской Патриархии. От избрания уклонился. Вторая дата – определение на покой. 2879 До 1940 г. (до присоединения Эстонии к СССР) – в Эстонской Православной Церкви; затем в канонической юрисдикции Московской Патриархии. Возведен в сан архиепископа 08(21)12.1942 указом Экзарха Латвии и Эстонии (Прибалтики) митрополита Виленского и Литовского Сергия (Воскресенского). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В церкви Петра и Павла при Обуховском сталелитейном заводе В. Казанский беседовал о св. храме, о постах церковных, о богослужении таинства брака, о том, что делает нашу исповедь спасительной и полезной для души 101 . В школе при фабрике братьев Варгуниных он провел 7 бесед, а 23 апреля 1895 года, в годовщину основания местного общества трезвости, говорил слово после молебна – «О гибельности пьянства для души человека и о добрых делах, которые приносит трезвость» 102 . У варгунинцев в их маленькой домовой фабричной церкви и в школьном помещении проповедали многие студенты академии. В те годы особенно часто приезжали к ним еще два будущих митрополита – Ленинградский Григорий (Николай Чуков) и Японский Сергий (Сергей Тихомиров; 3 июня 1871 – 11 августа 1945). Настоятелем Варгунинской Александро-Невской церкви с 1889 года до кончины 2 июля 1908 года служил протоиерей Иоанн Васильевич Любимов, выпускник Новгородской духовной семинарии 1857 года 103 . Своей искренней любовью к делу отрезвления народа о. Иоанн много помог только что зародившемуся обществу, он ободрял и миссионеров трезвости, и трезвящихся. С большой теплотой он встречал еще неопытных в деле церковного учительства студентов и способствовал раскрытию их проповеднических талантов. Исторической реликвией можно назвать снимок 1895 года, на котором о. Иоанн Любимов запечатлен с четырьмя студентами-проповедниками – Николаем Чуковым, Николаем Богдановым (IV курс), Сергеем Тихомировым (III курс), Василием Казанским (II курс) и двумя десятками рабочих-трезвенников 104 . В начале III курса Василий Казанский, по давнему и глубокому зову своего сердца, принимает монашество. Постриг совершил за всенощной 14 октября 1895 года, в субботу вечером, в храме духовной академии ее новый ректор епископ Нарвский Иоанн (Кратиров; † 12 февраля 1909). Епископу сослужила вся монашествующая академическая братия, а также ректор С.-Петербургской духовной семинарии архимандрит Павел (Поспелов) – земляк новопостригаемого, – и смотритель Александро-Невского духовного училища иеромонах Константин (Булычев).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иоасаф (Шишковский-Дрылевский) епископ Малоярославский, викарий Калужской епархии; Феодор (Поздеевский) архиепископ (Данилов монастырь); Мелхиседек (Паевский) епископ Минский и Туровский; Николай (Добронравов) архиепископ Владимирский и Суздальский; Платон (Руднев) епископ Богородский, викарий Московской епархии; Валериан (Рудич) епископ Смоленский; Пахомий (Кедров) архиепископ Черниговский; Иоанн (Василевский) епископ Бронницкий; Варфоломей (Ремов) епископ Сергиевский; Алексий (Готовцев) епископ Серпуховский; Арсений (Жадановский) бывший епископ Серпуховский; Филипп (Гумилевский) епископ; Амвросий (Полянский) епископ Каменец-Подольский; Серафим (Самойлович) архиепископ Углический; Борис (Рукин) епископ Можайский, викарий Московской епархии; Парфений (Брянских) епископ Ананьевский, викарий Одесской епархии; Павел (Кратиров) бывш. епископ Старобельский, викарий Харьковской епархии, на покое; Митрофан (Поликарпов) епископ Бугумильский, викарий Казанской епархии; Стефан (Знамировский) епископ Шадринский, викарий Свердловской епархии; Зиновий (Дроздов) архиепископ Тамбовский; Иринарх (Синеоков-Андреевский) епископ Якутский 14 . Сам факт одновременного (и, понятно, вынужденного) продолжительного нахождения такого количества правящих архиереев вне территории их епархий свидетельствует об отсутствии в этот период самых минимальных условий и хотя бы ограниченных возможностей для формальной деятельности церковного управления на местах, что значительно облегчало деятельность обновленцев в епархиях. Это обстоятельство необходимо учитывать в исследованиях изучаемого нами периода истории Русской Церкви. В начале сентября 1924 г. АРК разрабатывает новую политику в отношении Патриарха. 3 сентября Комиссия принимает следующее: “б) Поручить т. Тучкову принять меры к усилению правого течения, идущего против Тихона и постараться выделить его в самостоятельную противо-тихоновскую иерархию. в) Поручить ему же начать подготовительную работу по соединению Тихона с Синодом (Евдокимом)” 15 . К этому моменту провал попытки внедрения Красницкого был уже очевиден. 9 сентября на публичном диспуте об этом заявил и сам Красницкий 16 .

http://pravmir.ru/stati-o-patriarhe-tiho...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010