Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон: Вместо того, чтобы себя познавать, начинаем искать врагов Помню, в храм приходишь, а там одни бабушки стоят. Одни бабушки, даже дедушек мало было. И я подумал: 300 миллионов человек строят коммунизм. А я — верующий человек, и должен вместе с ними атеистическое общество строить? И решил — после армии пойду трудиться в храм. 14 августа, 2013 Помню, в храм приходишь, а там одни бабушки стоят. Одни бабушки, даже дедушек мало было. И я подумал: 300 миллионов человек строят коммунизм. А я — верующий человек, и должен вместе с ними атеистическое общество строить? И решил — после армии пойду трудиться в храм. Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон уверен: поиски врагов в Церкви, деление христиан на группы и партии происходит оттого, что люди не ищут в жизни главного, единого на потребу. Об этом главном, его поисках и о том, как рассказывать о нем людям — в интервью с владыкой Тихоном. 20 лет в Новосибирске Когда я приехал в Новосибирск, в 1990 году, в епархии было два храма — кафедральный собор в центре города и сельский храм в пригороде. На три миллиона человек было четыре священника, с ними боролись атеисты на госбюджете. В советские времена в Новосибирской области было 200 тысяч идеологических работников. Советская власть старалась держать народ в невежестве, невозможно было изучать богословие, выпускать церковную литературу. Не было и воскресных школ. Люди просто не знали ничего о Боге, боялись крестить детей, венчаться, потому что об этом сразу сообщали по месту работы. Мой предшественник, владыка Гедеон, 18 лет был на одном месте, что в те времена было большой редкостью. Тогда на одном месте было сложно задержаться где-то, мотали архиереев по всему Советскому Союзу, как только светские власти чувствовали, что человек обжился, завел знакомства, начал какую-то работу, его сразу переводили. Епископы, которые служили на Новосибирской кафедре в 60-е годы, оставались здесь полгода, год, от силы — два. Среди моих предшественников были люди выдающиеся. Митрополит Нестор (Анисимов), архиепископ Павел (Голышев), митрополит Никифор (Асташевский), митрополит Варфоломей (Городцов). В тех условиях они делали главное — сохраняли веру.

http://pravmir.ru/mitropolit-novosibirsk...

В Париже молитвенно почтили память архиепископа Павла (Голышева) 22 января 2018 г. 14:33 21 января 2018 года, в 39-ю годовщину преставления ко Господу архиепископа Павла (Голышева; 1914-1979), клирик парижского Троицкого кафедрального собора иерей Иоанн Димитров совершил на месте погребения архипастыря заупокойное богослужение. Панихида состоялась на муниципальном кладбище Буа-Коломб (Bois-Colombes) в городе Аньер (Asnieres) под Парижем. Архиепископ Павел (Голышев) родился 6 сентября 1914 года в г. Екатеринославе (совр. Днепр, Украина). В 1919 году вместе с родителями эмигрировал в Бельгию. В 1935 году окончил среднюю школу в Брюсселе. 7 ноября 1936 года пострижен в рясофор, 16 марта 1937 года — в мантию.  19 марта того же года рукоположен во иеродиакона. 2 июня 1938 года рукоположен во иеромонаха, определен настоятелем церкви г. Антверпена (Бельгия). В 1939 году окончил Православный Богословский институт в г. Париже со степенью кандидата богословия. С 1941 года — настоятель поочередно двух церквей во Франции и духовник церковно-социальной организации «Православное дело» в Париже, в сане игумена. В ноябре 1947 года возвратился на Родину, был принят в число братии Троице-Сергиевой лавры , определен проповедником и казначеем и одновременно назначен переводчиком по французкому языку при иностранном Отделе Московской Патриархии. С сентября 1950 года — преподаватель Одесской духовной семинарии и казначей Успенского мужского монастыря в Одессе. С сентября 1952 года — приходской священник в г. Пскове. С октября 1953 года — преподаватель Ленинградской духовной семинарии и академии , исполняющий обязанности сектетаря Учебного комитета Русской Православной Церкви. С ноября 1954 года — настоятель в разных церквях Ставропольской епархии , затем настоятель церкви в Кисловодске. 7 июля 1957 года хиротонисан во епископа Молотовского (Пермского) и Соликамского. Чин хиротонии совершали митрополит Крутицкий и Коломенский Николай , епископ Финляндской Православной Церкви Павел и епископ Чкаловский и Бузулукский Михаил. С 15 сентября 1960 года — епископ Астраханский и Енотаевский. 25 февраля 1964 года возведен в сан архиепископа с правом ношения креста на клобуке. С 23 июня 1964 года — архиепископ Новосибирский и Барнаульский. 2 февраля 1972 года назначен архиепископом Вологодским и Великоустюжским. В том же году освобожден от управления Вологодской епархией и почислен на покой; проживал в г. Кисловодске.  В октябре 1975 года выехал во Францию к брату. Скончался 21 января 1979 года. Отпевание состоялось 23 января 1979 года в Брюсселе . Корсунская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5134635.ht...

В собрании центра хранения архивного фонда Алтайского края есть сообщение о праздновании Пасхи в Успенской церкви Бийска в мае 1948 года, адресованное секретарю Бийского горисполкома Петропавловскому, в котором, в частности, говорится: " В ночь с 1-го на 2-е мая 1948 г., т.е. под пасхальные дни, в Успенской церкви было народу примерно от 6000 до 8000 человек. Причем, надо заметить, очень много было населения из окружающих сел. Это было видно из разговоров присутствующих. Все присутствующие отправляли религиозные обряды, имея при себе куличи и яйца, принесенные для освящения... " В послевоенные годы на территории Алтайского края действовало всего несколько храмов, из которых два - Успенский и Покровский - находились в Бийске. После сноса в 1961 году заречной Покровской церкви Успенский храм Бийска стал единственным действующим на многие десятки километров... В 50-70-е годы над Успенским храмом неоднократно нависала угроза его вторичного закрытия. И только благодаря горячей молитве и сплоченности прихожан, священно- и церковнослужителей его удалось отстоять от очередного поругания. В эти годы настоятелями храма были отец Евтихий Сафановский, отец Иоанн Покровский, отец Виктор и отец Виталий Пашутов, отец Григорий и отец Владимир Миненков, отец Роман и другие... Вот уже более 30 лет, с февраля 1969 года, настоятелем Успенского храма является архимандрит Ермоген (Росицкий). При нем были реконструированы иконостасы, мастерами-иконописцами заново расписаны стены и своды, отреставрированы фасады, кровля и купола. За эти годы стараниями отца Ермогена и трудами прихожан построены крестильный храм, административное здание, ограда и ворота, благоустроена территория. В 1989 году на колокольню подняты пять новых колоколов, отлитых в городе Воронеже... Стены святого собора хранят память о многих известных священнослужителях: здесь бывали и служили святитель Макарий (Невский), митрополит Алтайский, архиепископ Бийский Иннокентий (Соколов), епископы Бийские - Макарий (Павлов), священномученик Никита (Прибытков), Никандр (Вольяников) и Донат (Щеголев), епископ Томский Анатолий, Новосибирские и Барнаульские архиереи - митрополит Варфоломей (Городцев) и митрополит Нестор (Анисимов), архиепископ Павел (Голышев) и митрополит Гедеон (Докукин), архиепископ Тихон (Емельянов): 12 мая 1991 года Успенский храм посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

http://sobory.ru/article/?object=12116

Епископ Павел (в миру Евгений Павлович Голышев) родился 6 сентября 1914 г. в семье горного инженера в г. Днепропетровске. В 1919 г. в пятилетнем возрасте был вывезен родителями через Турцию и Италию в Бельгию. Жил во Франции, где в совершенстве овладел французским и английским языками. Среднее классическое образование получил в Бельгии. 16 марта 1937 г. пострижен митрополитом Евлогием (Георгиевским) в монашество. 19 марта 1937 г. рукоположен тем же архипастырем в иеродиакона, 2 июня 1938 г. — в иеромонаха. С июня 1938 г. по январь 1942 г. — настоятель Свято-Георгиевского прихода в Антверпене (Бельгия). В 1939 г. окончил Православный богословский институт в Париже. За сочинение на тему «Ефесская Церковь» был удостоен ученой степени кандидата богословия. В 1942 г. был выслан фашистами во Францию, где служил настоятелем Свято-Сергиевского прихода в Коромбеле. С весны по декабрь 1946 г. был духовником церковно-социальной организации «Православное дело» в Париже. С декабря 1946 по октябрь 1947 г. — настоятель Воскресенского прихода в Тулоне (Франция). В 1947 г. вернулся на Родину в сане игумена. Занимал должности казначея, проповедника и духовника Троице-Сергиевой лавры. С сентября 1950 г. по июль 1952 г. — казначей Успенского монастыря в Одессе и преподаватель сравнительного богословия, истории сектантства и латинского языка Одесской духовной семинарии. С августа 1952 г. по октябрь 1953 г. — настоятель Свято-Дмитриевской церкви Пскова. С октября 1953 по октябрь 1954 гг. исполнял обязанности секретаря Учебного комитета при Священном Синоде в Ленинграде. Преподаватель общей церковной истории Ленинградских духовных семинарии и академии. С ноября 1954 г. по сентябрь 1956 г. — настоятель Свято-Николаевского прихода в г. Кизляр, Ставропольской епархии. С сентября 1956 г. по февраль 1957 г. — настоятель Свято-Пантелеимоновского прихода в г. Георгиевске той же епархии. С февраля 1957 г. — настоятель Свято-Пантелеимоновского храма в г. Кисловодске и благочинный Минераловодской группы церквей. С 7 июля 1957 по 15 сентября 1960 г. — епископ Молотовский (Пермский) и Соликамский. За сопротивление властям и конфликт с уполномоченным Совета по Молотовской области П. С. Горбуновым переведен на Астраханскую кафедру. С 15 сентября 1960 г. по 23 июня 1964 г. — епископ Астраханский и Енотаевский .

http://bogoslov.ru/article/6176448

За патриотическое служение в годы войны архиеп. Варфоломей, благочинный церквей Новосибирска архим. Никандр (Вольянников; † 1957) и настоятель Успенской ц. прот. Николай Сырнев († 1960) 5 нояб. 1946 г. были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Боевыми орденами и медалями отмечен подвиг мн. представителей новосибирского духовенства, воевавших на полях сражений: архим. Нифонта (Глазова; † 2004), прот. Александра Смолкина († 2002), прот. Валентина Бирюкова (в постриге иером. Иосиф; † 2018), старшего пономаря Александро-Невского собора А. А. Михеева. На фронте в составе народного ополчения находился буд. еп. Новосибирский и Барнаульский Донат (Щёголев). Иером. Павел (Голышев), позднее управлявший Новосибирской епархией в сане архиепископа, в годы войны принимал участие во франц. движении Сопротивления. На 1 янв. 1947 г. на территории Новосибирска и Новосибирской обл. действовали 5 церквей и молитвенный дом, в к-рых служили 12 священников и 2 диакона (Там же. Ф. Р-1418. Оп. 1. Д. 23). В послевоенные годы митр. Варфоломей стал духовным собирателем Сибири. В течение 13 лет территория подведомственных ему епархий простиралась «от Тюмени на западе до города Владивостока на востоке, от города Енисейска на севере до Тувинской автономной области на юге». В разные периоды архиерею поручалось управление епархиями: Красноярской (янв. 1944 - 4 авг. 1947, с апр. 1949) (см. Красноярская и Ачинская епархия ), Омской (до 28 нояб. 1946) (см. Омская и Таврическая епархия ), Иркутской (до 3 июня 1948) (см. Иркутская и Ангарская епархия ), Владивостокской (1947-1948) (см. Владивостокская и Приморская епархия ), Семипалатинской (1950-1951) (см. Усть-Каменогорская и Семипалатинская епархия ). Архиерей объезжал свою обширнейшую епархию, рукополагал священников и диаконов, заботился об укреплении материальной базы церквей и улучшении условий жизни священно- и церковнослужителей, помогал нуждающимся, писал духовные книги, проповедовал. Благодаря его трудам по всей Сибири начали открываться храмы. Ближайшими помощниками митр. Варфоломея были викарный Бийский еп. Никандр (Вольянников), хиротонисанный 27 февр. 1949 г., и протодиак. Олег Зырянов.

http://pravenc.ru/text/2577865.html

Храм имеет форму правильного креста и, восходя к типу «трапезного», связан с колокольней (высотой 27 м) в одно здание. Изначально церковь имела иконостас «длиною 10,5 аршин и высотой 13 аршин», отапливалась пятью голландскими печами и была обнесена кованной металлической оградой. В 1890 г. колыванский купец второй гильдии Евграф Жернаков построил рядом с храмом церковно-приходскую школу. Почти сразу после революции все храмы в Колывани были закрыты и разрушены, кроме храма во имя святого Александра Невского, который впервые был закрыт только в 1934 г., но в 1946 г. вновь открыт по многочисленным просьбам верующих. Окончательно его закрыли в 1962 г. Через шесть лет в бездействующем храме разбили звонницу, снесли все купола, разломали крышу, двери и окна, растащили уникальный липовый пол. Более двадцати лет разоренный храм находился в заброшенном состоянии, были планы приспособить, то, что осталось от храма под цементный завод и склад. Долго стоял храм как символ запустения и разрушения. Верующие люди без слез не могли смотреть на это надругательство над красотой и святыней. Высокопреосвященный владыка Павел (Голышев), архиепископ Новосибирский и Барнаульский (1964-1972 гг.) предпринимал целый ряд шагов, чтобы сохранить колыванский приход и возвратить верующим их храм, но все усилия его тогда казались тщетными. Храм был возвращен Русской Православной Церкви только в 1990 г. и сразу же началось его восстановление под руководством протоиерея Николая Чугайнова (+ 1994). Тогда же были возвращены в храм три алтарные иконы, находившиеся в запасниках Новосибирской картинной галереи, и Распятие, хранившееся в тайнике у Анны Сизиковой, старосты прихода. Преосвященный Тихон, епископ Новосибирский и Барнаульский (ныне - митрополит Новосибирский и Бердский), прибыл на Новосибирскую кафедру в 1990 г., и, увидев в Вознесенском кафедральном соборе г. Новосибирска большое количество монашествующих, вскоре же начал заботиться об устройстве женского монастыря в Новосибирской епархии. Местом для будущей обители был избран находящийся в сорока километрах от Новосибирска рабочий поселок Колывань.

http://sobory.ru/article/?object=19202

Но уполномоченный был такой в Краснодаре – Бабушкин, он противник был всякого рукоположения, особенно молодежи, и говорит: «Пускай идет работать в колхоз, а не в Церковь!» И вот тогда я решил написать прошение в епархию. В несколько епархий. Здесь в Астрахани был такой архиепископ Павел (Голышев), который имел двойное гражданство – французское и русское подданство. И с ним в то время считались. Боялись, чтобы за границу не пошли сведения, что здесь творят атеисты. Здесь в Астрахани тогда на свой риск архиепископ Павел рукоположил меня во диаконы. И уполномоченный, скрипя зубами, выдал регистрацию как служителю культа, и направили меня в храм святителя Иоанна Златоуста , где я прослужил 46 лет, в этом храме, минус 6 лет, которые я служил на кладбище настоятелем. И здесь же, в этом храме Иоанна Златоуста, я настоятелем более тридцати лет и благочинным округа. – Если молодежь воцерковленную так активно притесняли, как они оставались христианами в то время? Как пробирались на богослужение? Какие они испытывали трудности? – На богослужение пробирались исключительно семьи верующих. Особенно бабушки приводили своих детей. А таких, семнадцатилетних, двадцатилетних тогда в храме не было. Не было совершенно венчаний. Крещение совершали тайно. А если Крещение совершали явно, были специально разработаны уполномоченным бланки – голубые для города и розовые для сельской местности – и эти бланки заполнялись: Ф.И.О. родителей, место их работы, место работы крестных, и все эти сведения в конце месяца передавались уполномоченному по делам религии, который их рассортировывал по районам и посылал туда комитет партии. А те вызывали на ковер – лишали или работы, или еще как-то наказывали людей за то, что они исполнили то или иное церковное таинство. Очень тогда духовенству было напряженно. Запрещалось на квартирах совершать отпевание, соборование разрешали совершать, чтобы присутствовал при болящем только один человек. Если два человека присутствует, это считалось уже организацией молитвенной – устроил молитвенный дом и в присутствии многих совершает богослужение.

http://pravoslavie.ru/101732.html

Вступив в должность, Куроедов начал осуществлять реформу в духе «чья власть, того и церковь». Смысл её – подчинить земную структуру Церкви безбожному государству и законодательству, низвергнув каноническое право и отобрав все движимое и недвижимое имущество, доходы и административную власть в приходах; заставить более эффективно работать по международной линии для победы соцлагеря над капитализмом. Церковь сначала должна была стать «красной», а потом исчезнуть совсем. Для этого нужно было тайно поставить во главе епархий и приходов советских чиновников. Об антиканоническом вмешательстве уполномоченных Совета по делам РПЦ в церковную жизнь красноречиво свидетельствуют высказывания Святейшего Патриарха Алексия I: «Правящим в епархии по церковным канонам является архиерей. Но архиерей не управляет, а архиерействует, а уполномоченный управляет». В своём письме к Хрущеву в 1962 году архиепископ Ермоген (Голубев) сравнивал административный статус архиепископа со статусом старшего благочинного при уполномоченном. В результате давления государства, 1961-1962 годы стали периодом смерти многих прекрасных владык, некоторые из них ныне канонизированы как исповедники: святитель Афанасий (Сахаров), Лука (Войно-Ясенецкий). Тогда же скончались митрополит Николай (Ярушевич), митрополит Нестор (Анисимов), архиепископ Симон (Ивановский). Многие архиереи подверглись травле в СМИ из-за отказа закрывать храмы, двое попали в тюрьму. В газетах поносились даже скончавшиеся владыки. В 1970-е годы людей очень часто упекали в психушки за то, что они верят в Христа Бога. В 1968 году Синод без предупреждения провёл суд над архиепископом Ермогеном (Голубевым) под давлением В.А. Куроедова. Дух патриарха Тихона, который унаследовал архиепископ Ермоген, был ненавистен. Только законы государства должны были главенствовать, все, кто вспоминал об альтернативном законодательстве – о канонах, подвергались травле, как владыка Ермоген. В 1972 году заочно, лишённый возможности защищаться, Синодом был осужден архиепископ-реэмигрант Павел (Голышев). За всем этим стоял Куроедов, который разорял Церковь «церковными руками» и потом победно рапортовал в ЦК, что сама Церковь осудила смутьянов (то есть тех, кто не повиновался безбожникам).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/08/o_...

«Огласите, пожалуйста, весь список!» Кого же они пригласили на свою Конференцию? Придётся утомлять читателя перечислением имён и званий, дабы все было официально и никто не был оскорблён нашим пренебрежением: «С докладами выступили: священник Павел Адельгейм («Права клириков и мирян в РПЦ МП»), ведущий научный сотрудник Института свободы совести Сергей Бурьянов («Светскость государства как необходимое условие церковных реформ в России»), главный редактор Credo. Ru Александр Солдатов («Об автокефалистском движении внутри РПЦ МП»), епископ РПАЦ Григорий Лурье («Проблематичность реформы: между социологией и догматикой»), доцент НИУ «Высшая школа экономики» Борис Кнорре, сотрудник «The New Times» Зоя Светова, публицист, драматург Владимир Голышев, старший научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Филатов («Политическое православие патриарха Кирилла»), экономист Иван Стариков, главный редактор интернет-журнала «Русский яппи» Илья Хаськович («Организационная реформа корпорации РПЦ МП»), филолог Илья Бражников («Православная анархия»), главный редактор портала «Правая.Ру» Яна Бражникова («Патриарх Кирилл и «постмодернизм». Эмоциональный капитализм в Церкви»), главный редактор портала «Россия для всех» Роман Багдасаров («Проблема иконичности в структуре Церкви»), писатель, историк философии Василина Орлова («О необходимости утверждения атеистического дискурса для правильного позиционирования церкви в обществе»)». Конечно, православные люди не могут называть расколоучителя Лурье, " епископом " , но, дерзну утверждать, что православными организаторы Конференции не являются, как и подавляющее большинство её участников. Речь идёт, как понимает читатель, не о формальном факте принятии крещения большинством из них, а об их " позиционировании " , публичном отношении к своей Поместной Церкви и Ея Святейшему Предстоятелю. А отношение это - отношение " внешних " , ибо хула на Матерь-Церковь, равно как и поддержка таковой хулы, для верных чад Церкви является неприемлемой! Однако, именно этот момент - хула под видом " критики " , глум " под соусом реформации " - и явился объединяющим для участников Конференции. Об этом говорят сами темы их докладов. Причем, поддержка " реформаторов " , ОХП и " пусси райот " является их сознательной гражданской и " церковной " (правильнее сказать - антицерковной!) позицией. Никто там не обманывался, и никто там людей " своего круга " не обманывал - у них это не принято! Невиновных там нет, точнее - все они считают себя " невинными жертвами политики РПЦ МП " , забыв о мудрой церковной поговорке - " чужими грехами своей праведности не соделаешь! "

http://ruskline.ru/analitika/2012/11/01/...

Пути эмиграции ряда представителей этой волны были и иными, но они не носили массового характера. Религиозная деятельность первой волны эмиграции оказала огромное влияние на духовную жизнь не только русского зарубежья, но и населения самих тех стран, в которых оказались русские изгнанники. В качестве примеров можно назвать создание и деятельность Русского студенческого христианского движения (РСХД), Свято-Сергиевского Православного богословского института в Париже, Института им. Н. П. Кондакова в Праге, Свято-Владимирской Православной духовной семинарии в Крествуде (США), Свято-Троицкой Православной духовной семинарии в Джорданвилле (США) и многие другие. Приведем некоторые вехи развития религиозной деятельности первой волны эмиграции. В начале 1920-х годов создается Русское студенческое христианское движение (РСХД). Начало организованному Движению было положено 1–8 октября 1923 года на I общем съезде РСХД в местечке Пшеров близ Праги (Чехословакия). В 1925 году начинает работу Свято-Сергиевский Богословский институт в Париже, преподавателями которого в разные годы были ведущие православные богословы и религиозные деятели русского зарубежья: епископ (впоследствии митрополит) Вениамин (Федченков), протопресвитеры Борис Бобринской, Василий Зеньковский, Алексий Князев, архимандрит Киприан (Керн), протоиереи Сергий Булгаков, Георгий Флоровский; А. В. Карташев, Г. П. Федотов и другие. Институт окончили или учились в нем митрополит Николай (Еремин), архиепископы Георгий (Вагнер), Никон (Греве), Павел (Голышев), Серафим (Дулгов), Серафим (Родионов), епископы Александр (Семенов Тян-Шанский), Дионисий (Лукин), Константин (Ес­сен­ский), Мефодий (Кульман), Феодор (Текучев), протопресвитеры Александр Шмеман и Иоанн Мейендорф, протоиереи Николай Озолин, Михаил Фортунато, иеромонах Савва (Струве), один из руководителей Русского студенческого христианского движения К. А. Ельчанинов, видные православные богословы П. Н. Евдокимов и И. М. Концевич и др. В ноябре 1927 года в храме Свято-Сергиевского подворья в Париже была совершена первая литургия на французском языке, а в конце 1928 — начале 1929 годов родился первый франкоязычный православный приход святой Женевьевы (Геновефы Парижской), настоятелем которого был назначен о. Лев (Жил­ле). Первые богослужения проходили в помещении РСХД на бульваре Монпарнас, д. 10, а затем, благодаря содействию П. Н. Ев­докимова, приходу был предоставлен бывший лютеранский храм Святой Троицы в 13-м округе Парижа 1 .

http://pravmir.ru/chetyire-volnyi-russko...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010