1965 г. — физический факультет МГУ (кандидат физико-математических наук). 1980 г. — Московская духовная семинария. 1982 г. — Московская духовная академия. Место работы: Синодальная комиссия по канонизации святых (Секретарь) Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ) (Ректор) Место работы: Храм святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой Слободе (Москва) (Настоятель) Место работы: Синодальная комиссия по иконописи (Секретарь)   Научные труды, публикации: Современные проблемы пастырского служения//Вестник пастырского семинара, 1. 1996. С. 10-15. Православное учение о браке//Православная беседа, 5. 1996. С. 9-14. Покаяние. Исповедь. Духовное руководство. М., 1997. Перспективы высшей православной школы//V Международные Рождественские образовательные чтения: Сб. докладов. М., 1997. С. 57-67. Особенности документов следственных дел 20-40-х гг.//Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы, 1997. М., 1997. С. 163-166. Память о новомучениках и новейшая история Русской Православной Церкви//Там же, 1998. М., 1998. С. 182-186. Некоторые проблемы богословско-исторической науки и церковной жизни в России накануне 2000-летия Рождества Христова//Там же, 2000. М., 2000. С. 257-267. Пастырское служение в Русской Православной Церкви. XX в.//ПЭ. Т.: РПЦ. М., 2000. С. 295-304. Некоторые проблемы канонизации святых сегодня//Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы, 2002. М., 2002. С. 156-162. Религиозное образование в современной России//Религия и школа в современной России: Документы. Материалы. Выступления. Материалы конференции «Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования» (Москва, 10-11 октября 2002 г.). М., 2003. С. 89-107. Литургическое предание Православной Церкви: Православные таинства и монашеский постриг. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во ПСТГУ, 2022. — 650 с. «Блаженны вы, егда поносят вас и ижденут…» : Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в тюрьме и лагере . М.: Издательство ПСТГУ, 2023. — 400 с. Награды:

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198383...

-Почему программу решили сделать именно в формате дистанционного обучения? -Дистанционное обучение более доступно по сравнению с традиционной дневной или вечерней формой обучения. Не каждый потенциальный слушатель, в силу загруженности на работе или обремененности семейными заботами, имеет возможность прибегнуть к получению образования стандартным путем. Институт дистанционного образования предоставляет возможность людям, даже находящимся далеко за пределами нашей страны, пройти курс обучения и приобрести необходимые навыки в той области, которая их интересует. У меня, как я уже говорил, небольшой опыт участия в дистанционном обучении. В прошлом году я окончил курсы повышения квалификации в ПСТГУ по программе «Теория и методика дистанционного обучения» (ТМДО). В ходе учебного процесса имел возможность побыть и учащимся, и при выполнении практического задания попробовать себя в роли преподавателя системы дистанционного обучения. Эти курсы повышения квалификации стали первой областью в сфере дистанционного образования, где я смог применить преподавательский опыт, полученный в ПСТГУ. -Поступающим всегда интересна личность преподавателя. Расскажите немного о себе. -В 2000 году я окончил с отличием дневное отделение Богословско-пастырского факультета Православного Свято-Тихоновского Богословского института. После окончания ПСТБИ был приглашен на должность преподавателя кафедры Литургического богословия Богословского факультета (с 2005 года – в должности старшего преподавателя). С 2010 года – старший преподаватель кафедры Практического богословия Богословского факультета ПСТГУ. Имею несколько научных публикаций по литургике. С 2004 года являюсь сотрудником Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви, где в должности ведущего редактора работаю над составлением ежегодника «Богослужебные указания» и принимаю участие в выпуске официального патриаршего Православного церковного календаря. До принятия священного сана, в течение почти 15-ти лет, нес послушание алтарника и чтеца. 2 сентября 2007 года, в праздник Собора Московских святых, рукоположен во пресвитера. Являюсь клириком г. Москвы и служу в храме иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине.

http://pravmir.ru/vedushhiy-redaktor-bog...

РЕКТОР ПСТГУ ПРОТОИЕРЕЙ ВЛАДИМИР ВОРОБЬЕВ: " ВОСПИТЫВАЕМ КАДРЫ ДЛЯ ЦЕРКВИ, РАБОТАЕМ НА ВСЮ СТРАНУ " PDF-bepcuя От института к университету... и обратно — Ваше Высокопреподобие, многие источники, и официальный сайт вашего вуза не исключение, подробно вспоминают самые первые шаги Богословского института, в который благословением Патриарха Алексия II 25 лет назад были преобразованы Богословско-катехизаторские курсы, созданные годом ранее по инициативе московского духовенства. Не можете ли вы вспомнить, кому персонально принадлежала идея присвоения институту имени святителя Московского Тихона? — Это случилось на одном из первых заседаний Ученого совета вуза, в который помимо меня входили протоиереи Валентин Асмус, Николай Соколов, Сергий Романов, Александр Салтыков, Димитрий Смирнов, Аркадий Шатов, профессора Николай Емельянов, Андрей Ефимов и Александр Щелкачев (теперь тоже священник). Предлагались самые разные варианты. Имя святителя Тихона едва ли не одновременно произнесли несколько человек, и я в том числе. Можно сказать, это была коллективно высказанная идея, витавшая в воздухе. Первый после воссоздания патриаршества Предстоятель, положивший жизнь свою за Церковь в период страшного гонения на веру, был только недавно канонизирован. Подавляющее большинство присутствовавших сразу же проголосовали за это предложение, Патриарх Алексий II утвердил его, и с тех пор Православный богословский институт официально стал называться Свято-Тихоновским. — Поначалу вы открыли прием студентов на пять факультетов. В дальнейшем их число росло параллельно с освоением новых специальностей и направлений, по которым ПСТГУ готовил специалистов. Обрисуйте, пожалуйста, основные вехи этого процесса применительно как к развитию российских духовных школ, так и к совершенствованию всей системы высшего образования в стране. — Попробую, хотя кратко сделать это трудно. Прежде всего напомню: ПСТБИ в 1992 году был учрежден Патриархом Алексием II как религиозная организация. Тогда это представлялось логичным и единственно верным шагом. Ведь основным факультетом сообразно всей выстра­ивавшейся у нас учебной программе считался богословско-пастырский, куда принимались исключительно лица мужского пола, не имеющие канонических препятствий к рукоположению. Но уже тогда как священноначалию, так и всем специалистам и ответственным лицам системы духовных школ было очевидно: женщинам тоже пришло время получать богословское образование. Да и среди мужчин, желавших получить полноценный вузовский диплом по теологии, было множество таких, которые не связывали свое будущее с принятием священного сана. Поэтому тогда же мы открыли историко-филологический факультет (впоследствии он разделился на три — исторический, филологический и педагогический), миссионерско-катехизаторский факультет и факультеты церковного пения и церковных художеств.

http://e-vestnik.ru/church/yubiley_pstgu...

В направлении «теология» есть семь профилей, большинство из которых разработаны в ПСТГУ: библейский, систематический, патрологический, культуры православия и церковно-государственных отношений. Независимо от профиля все студенты-богословы проходят «стержневой курс»: история богословского образования, история и методология теологии, методика преподавания теологии. Церковно-исторический профиль – один из самых сильных на БФ ПСТГУ, поскольку на факультете работают 2/3 докторов церковной истории РПЦ. Практический профиль реализуется в рамках Богословского института Свято-Тихоновского университета (ПСТБИ), в который ради дополнительной пастырской подготовки поступают те студенты Богословского факультета, которые собираются в будущем принять священный сан. Профиль «культура православия» особенно актуален для подготовки к мировоззренческому диалогу, в частности, в рамках преподавания ОПК. Священник Константин Польсков, проректор по научной работе ПСТГУ рассказал об истории устройстве аспирантуры Свято-Тихоновского университета, деятельность которой соответствует всем государственным стандартам: вступительные экзамены, кандидатские экзамены, система отчетности, обязательность научных публикаций и т.д. В связи с правовыми сложностями из-за отсутствия теологии в номенклатуре специальностей научных работников РФ богословскую аспирантуру пришлось формально перевести из системы аккредитованного государством ПСТГУ в открытый при нем Богословский институт (ПСТБИ). Помимо церковного диссертационного совета по богословию и церковной истории при ПСТГУ действует государственный диссертационный совет, в котором аспиранты имеют возможность защищать кандидатские и докторские диссертации по специальностям «философии религии» и «отечественная истории». Докладчик назвал важным моментом в деятельности аспирантуры – наличие собственного научного журнала «Вестника ПСТГУ», каждая из пяти серий которого входит в перечень ведущих периодических изданий рецензируемых ВАК РФ. Сухова Наталья Юрьевна, глава Научного центра истории богословия и богословского образования ПСТГУ в первой части выступления обозначала задачи научных центров вообще, как новых институтов для развития богословской науки – разработка коллективных научных проектов, вовлечение в научные проекты региональных исследователей, вовлечение в научные проекты студентов и аспирантов.

http://bogoslov.ru/article/3009217

В Санкт-Петербургских Духовных Школах трудится 83 преподавателя, в том числе 2 заслуженных профессора, 10 профессоров, 6 доцентов. В Санкт-петербургских Духовных Школах в 1999/2000 учебном году обучалось по стационару 99 студентов в Академии, 230 в Семинарии, 95 в Регентской Школе, а также 29 в Иконописной школе. Кроме того по экстернату обучалось 65 студентов Академии и 67 в Семинарии. В 2000 году Санкт-петербугские Духовные Школы закончило 131 лицо в том числе 44 священнослужителя. Преподаватели Санкт-Петербугских Духовных Школ помимо педагогического и пастырского служения, занимаются также научно-богословской деятельностью, публикуют книги и статьи, участвуют в научных конференциях. Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт имеет 6 факультетов, дневное, вечернее, заочное и подготовительное отделения. При Институте действует Центр духовного образования военнослужащих. В Институте трудятся 314 преподавателей, совмещающих с преподаванием в ПСТБИ с педагогической деятельностью в МДА, МГУ и других учебных заведениях. В числе преподавателей 15 докторов. Всего на очном отделении учится более 1000 студентов, на заочном - около 2000. В Институте проводится Ежегодная Международная Богословская конференция, ведется значительная научно-исследовательская и учебно-методическая работа. Издан ряд монографий по новейшей истории Русской Православной Церкви, регулярно издаются институтские учебные пособия. Обучение в институте построено по принципу соединения богословского, гуманитарного и специального образования. Студенты всех факультетов регулярно проходят практику, участвуют в миссионерских поездках. Институт имеет государственную аккредитацию по специальностям История, Филология, Искусствоведение, Религиоведение, а также по образовательным направлениям Теология, Религиоведение, Педагогика. По этим специальностям студенты получают государственные дипломы. В Киевской Духовной Академии в истекшем учебном году обучалось 160 студентов по стационару, 278 по сектору заочного обучения и 17 по экстернату. В 2000 году Киевскую Духовную Академию закончило 28 выпускников, в том числе 11 лиц в священном сане. В Белорусской (Минской) Духовной Академии в прошедшем учебном году обучалось 32 студента. Из 11 выпускников Академии 2000 года 5 лиц закончили ее в священном сане. В Кишиневской Духовной Академии в 1999/2000 учебном году обучалось 120 студентов по стационару, а также 95 по заочному сектору и экстернату. По стационару Академию закончило 19 выпускников, в том числе 8 священнослужителей.

http://sedmitza.ru/lib/text/429364/

Отец Александр Ильяшенко служит на ниве Христовой в сане иерея уже 12 лет . Долгие годы жизни посвятил работе в Институте атомной энергии им. Курчатова, занимаясь нейтронно-физическим расчетом ядерных реакторов. В 1995 году, по окончании Православного Свято-Тихоновского Богословского Института (ПСТБИ, Богословско-Пастырский факультет), он принял сан священника. Отец Александр ведет не только активную миссионерскую работу, восстанавливает храм, но и много трудится в секторе по взаимодействию с МВД Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с вооруженными и правоохранительными силами, читает лекции в академии МВД, а также успевает не только руководить работой портала «Правмир» — одного из крупнейших православных сайтов , но и отвечать на вопросы читателей , давать интервью и писать статьи . Отец Александр и матушка Мария воспитали 12 детей, сегодня у них уже 15 внуков. Старший сын Филипп — диакон, у него уже 6 детей, старшая дочь — кандидат филологических наук и мама троих малышей. Все дети имеют или получают высшее образование, кроме двоих младших: они пока еще школьники. Еще раз горячо поздравляем дорогого батюшку с высокой наградой, желаем ему сил и многих и благих лет! Фото: Сергей Власов, Патриархия.ру, Анатолий Данилов «Правмир» Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 14 августа, 2009 12 августа, 2009 8 ноября, 2013 25 мая, 2011 20 января, 2011 16 сентября, 2010 19 августа, 2010 23 июня, 2010 23 сентября, 2009 14 августа, 2009 12 августа, 2009 8 ноября, 2013 25 мая, 2011 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/rukovoditel-sajta-prav...

Хотя негосударственным образовательным учебным заведением мы стали вынужденно, по федеральному закону о свободе совести ПСТГУ был не вправе готовить своих студентов к рукоположению. А мы с самого начала, основывая богословский факультет, преследовали конкретную цель: готовить к принятию священного сана контингент, не охваченный духовными семинариями. — О ком конкретно идет речь? — О женатых мирянах. Поступить в семинарию им было практически нереально: на дневное отделение туда принимали только холостых, а на заочное — исключительно рукоположенных. Я сам через это прошел и прекрасно помню трудности, с которыми довелось столкнуться (притом что семинаристам дневного отделения благословлялось жить в общежитии, а семью предстояло кормить на 15-рублевую ежемесячную стипендию). А ведь семейные взрослые люди с жизненным опытом и с уже сложившимся мировоззрением, сознательно сделавшие свой выбор, — наиболее подготовленные к принятию священного сана кандидаты. Поэтому перекрыть дорогу выпускникам богословско-пастырского факультета к рукоположению значило отнять у университета возможность принести Церкви свой уникальный дар — целую плеяду прекрасных зрелых священников с качественным высшим образованием и государственным дипломом в активе. Единственный выход, который нам удалось найти, — заново учредить (вернее, возродить), опять же в организационно-правовой форме религиозной организации, Православный Свято-Тихоновский богословский институт. Теперь это высшее духовное учебное заведение дает пастырскую подготовку студентам нашего богословского факультета, желающим принять священный сан и не имеющим к этому канонических препятствий. Выпускники ПСТБИ вправе претендовать на поставление во диаконы и затем во пресвитеры. Как и ПСТГУ, ПСТБИ был учрежден Святейшим Патриархом и Священным Синодом, а в Уставе института записано, что его ректором по должности является ректор ПСТГУ. Платит меценат — учится студент — ПСТБИ располагается здесь же, в стенах Московского епархиального дома, где мы беседуем?

http://e-vestnik.ru/church/yubiley_pstgu...

Будучи уже пожилым человеком, отец Иоанн не мог принимать всех посетителей, потому что поток верующих, приезжавших за советом к старцу в Псково-Печерский монастырь, был очень велик. Тогда я передал через одного своего знакомого, который был другом Псково-Печерской обители, письмо отцу Иоанну, в этом письме я изложил суть проблемы. Вскоре я получил ответ старца. Поступив в соответствии с советом архимандрита Иоанна, я стал студентом Богословско-пастырского факультета Православного Свято-Тихоновского богословского института (тогда еще этот вуз не имел статуса университета). Во время обучения я старался регулярно приезжать в Троице-Сергиеву лавру к мощам преподобного Сергия, поэтому практически не ощущал, что обучение мое проходит вне стен его обители. Как особое благословение преподобного Сергия я воспринял то обстоятельство, что спустя много лет, в 2007 году, моя священническая хиротония была совершена в один из дней его памяти — в праздник собора Московских святых, в храме его имени, и в обители, основанной одним из его ближайших учеников — преподобным Мефодием Пешношским. — Почему Вы избрали литургику в качестве специализации? — Как я уже сказал, еще до поступления в институт меня с особой силой привлекало православное богослужение. Я старался разобраться в его структуре и особенностях, понять содержание богослужебных текстов, священнодействий и обрядов. Читая на клиросе, изучал богослужебные книги, старался читать и специальную литературу, которая после свойственного советскому периоду дефицита богословских книг к тому времени становилась уже доступной. Проходя обучение в ПСТБИ, я стремился тщательно и внимательно относиться к богословским дисциплинам: Священному Писанию, догматическому богословию, патрологии, истории Церкви и, конечно, к литургике, которой в соответствии с программой обучения уделялось значительное время и которая изучалась в различных аспектах и с разных сторон. Уже на первом курсе достаточно подробно рассматривались Таинства Церкви. Я благодарен отцу ректору протоиерею Владимиру Воробьеву за интересный и содержательный курс введения в литургическое предание, а также за курс пастырского богословия, которые он читал с большим воодушевлением. Богослужебный устав, который в течение нескольких лет мы изучали под руководством Марии Сергеевны и Ильи Александровича Красовицких (о них я всегда вспоминаю с большой теплотой и благодарностью), находился в центре моих интересов.

http://pravoslavie.ru/128056.html

Отец Иоанн вступил на путь подготовки к священническому служению в один из самых тяжелых периодов истории Русской Церкви прошедшего столетия, который получил название хрущевских гонений. Будучи рукоположенным во пресвитеры в феврале 1965 года, он через всю свою жизнь пронес любовь к Церкви и богослужению. Иерейская хиротония отца Иоанна была совершена митрополитом Крутицким и Коломенским Пименом (будущим Патриархом Московским и всея Руси) на праздник иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в храме святителя Николая в Кузнецах. Пастырское служение было его призванием, оно занимало все его время и силы. И пример отца Иоанна во многом вдохновил меня на принятие священного сана. Мне нравилось богослужение, церковное пение, иконопись, а главное — ни с чем несравнимая красота и сила молитвы, которыми пронизан весь строй православного богослужения. Летом 1993 года отец Иоанн благословил меня пономарить в алтаре и читать на службе. Таким образом, ко времени окончания школы вопрос о выборе жизненного пути был для меня уже делом решенным. Духовное образование, которое мне предстояло получить на Богословско-пастырском факультете Свято-Тихоновского института, я воспринимал как необходимое условие для того, чтобы совершать свое служение полноценно, в согласии с традицией и учением Православной Церкви. — Почему Вы не пошли в семинарию? — Выбор учебного заведения для получения духовного образования является, на мой взгляд, одним из самых важных для будущего священника, потому что во многом определяет дальнейший духовный путь ставленника и формирует его отношение к предстоящему служению. В середине 1990-х годов список духовных учебных заведений был не таким обширным, как сейчас. Изначально я хотел поступать в Московскую духовную семинарию. Главным аргументом для меня было то обстоятельство, что семинария находилась в Троице-Сергиевой лавре, в которой пребывали мощи моего небесного покровителя — преподобного Сергия Радонежского. Однако осуществлению моего намерения мешало то, что по еще советской традиции тогда в семинарию принимали только с 18 лет, а школу оканчивали в 17 лет. В Свято-Тихоновском институте такого требования не было: поступить в него можно было сразу после школы. Проблема возможной потери года при поступлении в семинарию наложилась также и на некоторые семейные обстоятельства, которые влияли на окончательный выбор учебного заведения. Находясь перед дилеммой — поступать сразу по окончании школы в ПСТБИ или подождать год и поступать в семинарию, я решил обратиться за советом к архимандриту Иоанну (Крестьянкину).

http://pravoslavie.ru/128056.html

— С самого начала существования нашего университета был организован отдел новейшей истории Русской Православной Церкви, при котором создавалась компьютерная база данных " За Христа пострадавшие " . Эта база содержит уникальные материалы о 34 тысячах православных людей, пострадавших в годы советских гонений, и, можно сказать, необходима для написания истории нашей Церкви в XX веке. Работа с базой данных привела к созданию кафедры информатики, из которой со временем вырос полноценный факультет, оказавшийся востребованным. На нем собраны сильные преподаватели, факультет развивается и помогает другим факультетам в развитии собственных проектов. Для примера можно указать на базу данных " Памятники восточнохристианского искусства " , над которой трудятся на факультете церковных художеств. — В чем основное отличие образования в Богословском институте в первые годы его существования и в Православном университете наших дней? — Вначале мы исходили из учебных планов духовных школ. Теперь, наоборот, мы помогаем духовным школам перейти на реализацию государственного стандарта по теологии, для того чтобы их выпускники тоже имели возможность получить дипломы государственного образца. При этом необходимо сохранить важнейшую составляющую, которая, собственно, и является " духовным образованием " , — пастырскую подготовку. У себя мы тоже снова создали Богословский институт, ПСТБИ, который дает дополнительную пастырскую подготовку студентам богословского факультета. Если вначале мы принимали на богословский факультет мужчин, не имеющих канонических препятствий к рукоположению, то есть только тех, кто будет затем рукополагаться в священный сан, то теперь мы принимаем на богословский факультет и мужчин и женщин, причем никаких особых требований к мужчинам не предъявляем, но, если у них есть желание служить в священном сане, они должны поступить и в ПСТБИ и получить там диплом духовной школы. ПСТБИ можно рассматривать как пастырскую магистратуру и богословскую аспирантуру. В итоге тем выпускникам богословского факультета, которые намерены принять священный сан, мы выдаем два диплома: диплом теолога ПСТГУ и диплом духовной школы ПСТБИ, которые в сумме позволяют претендовать на рукоположение. Конечно, очень развились и другие факультеты, им тоже пришлось искать легитимные формы соединения профессионального и богословского образования.

http://e-vestnik.ru/interviews/yubiley_p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010