Недостаток земли рядом с мон-рем вызвал, вероятно, конфликт с посадником Григорием Посахно, к-рый запретил братии выпас скота и ловлю рыбы в Веряже и «болоте» (Там же. С. 93-95). В XVI в. обитель в основном сохраняла прежние владения. В 1547 г. царь Иоанн Грозный пожаловал К. м. дер. Заболотье Курецкого погоста вместо 3 деревень Локоцкого погоста Деревской пятины (РГАДА. Ф. 1194. Оп. 1. Д. 142. Л. 1-9; Новгородские писцовые книги. 1905. Т. 5. С. 405). В жалованной грамоте царя Иоанна 1560 г. (упом. в описи 1617 г. и книге копий грамот) перечислены вотчины в Шелонской и Водской пятинах и названо общее количество принадлежавшей обители земли - 89 обжей. Т. о., К. м. не относился к числу крупных земельных собственников и не входил в число богатых новгородских мон-рей (Опись Новгорода. 1984. Ч. 1. С. 96; РГАДА. Ф. 96. Оп. 1. Д. 7. Л. 202). Период с кон. XV в. до 80-х гг. XVI в. называют «золотым» для К. м. В XVI в. здесь складывается уникальный архитектурный ансамбль, ядро к-рого составили 2 каменных храма. В 1581 г. войска польск. кор. Стефана Батория , захватив Русу и Поозерье, остановились вблизи Новгорода (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. С. 262-263); разорен был, вероятно, и К. м. О запустении вотчин в Поозерье, Поверяжье и Заверяжье в 80-х гг. XVI в. свидетельствует НПК. Всего в этом регионе у К. м. «в живущем» осталось 20 обжей, а 22 обжи запустели. Дер. Устье (ныне Ямок Новгородского р-на и обл.) «жжена и воевана от литовских людей», пострадали и 8 деревень «с полудеревней», находившиеся в общем владении с др. собственниками. В результате неблагоприятной политической обстановки и экономических затруднений в 1582 г. возведенный Троицкий собор оставался неосвященным ( Неволин. 1853. Прил. 3. С. 3-17). В 1583 г. царь Иоанн Грозный пожаловал К. м. часть дворцовых земель в Поозерье. В с. Ракомо Курецкого погоста монастырские земли перемежались с дворцовыми. По указу царя из пограничных дворцовых земель в пользу К. м. было отмежевано 22 обжи. XVII-XVIII вв. Польско-литов. и швед. войны нач.

http://pravenc.ru/text/1841457.html

11. Splendori di Byzanzio. Milano, 1990. Cat N 42, p. 112-113. 12. Смирнова Э.С. Указ. соч. С. 220, илл. 132, 134, 135. 13. Там же, с. 229. 14. Там же, илл. 134 на с 223. 15. Там же, илл. 132 на с 221, с. 232. 16. Э.С. Смирнова замечает, что трудно сделать вывод о первоначальной иконографии иконы: под слоем живописи 1701 г. крупные древние фрагменты отсутствуют. - Смирнова Э.С. Там же, с. 234. 17. Там же, с. 231. 18. Там же. 19. Grabar A. Quelques reliquires de Saint Demetrius et la martirium de Saint a Salonique.//DOP. 1950. Vol. 5, p. 2-28; Смирнова Э.С, указ. соч., с. 239. 20. Tapkova-Zaimova В. Qelques representation icono-graphiques de Saint Demetrius et I " insurrection des Assenides - premiere sission dans son culte " occu-menique " .//Byzantino-bulgarica. Sofia, 1978. Vol. 5, p. 265. 21. Ibid. 22. ПСРЛ. Л., 1927. T. 1. Лаврентьевская летопись. Вып. 2. Стб. 422. 23. Tapkova-Zaimova В. Op. cit., p. 262-263. 24. Ibid. 25. Прохоров Г.М Повесть о Митяе. Л., 1976. С 16-21. 26. Рындина А. В. Художественный металл Москвы XIV-XV веков. Типология и стилеобразование. Автореф. дис докт. искусствоведения. М., 1990, с 25; Рындина А. В. К истории реставрации окладов иконы " Богоматерь Владимирская " в XV веке.//Древнерусское искусство. Исследования и атрибуции. СПб., 1997, с. 136-147. 27. Стерлигова И.А. Иерусалимы как литургические сосуды в Древней Руси.//Иерусалим в русской культуре. М., 1994. С. 52. 28. ПСРЛ. Т. II. С. 608. 29. Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов. М.-Л., 1950, с. 297. 30 Айналов ДВ. Некоторые данные русских летописей. о Палестине,//Сообщения Православного Палестинского Общества. СПб, 1906, т. XVII, вып. 3, с 345-350. 31. Стерлигова И.А. Указ. соч., с. 46. 32. Рындина А. В. Особенности сложения иконографии в древнерусской мелкой пластике.//Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода. М., 1968, с. 224-236. 33. Рындина А.В. Древнерусские паломнические реликвии. Образ небесного Иерусалима в каменных иконах XIII-XV вв.//Иерусалим в русской культуре. С. 63-77.

http://sedmitza.ru/text/514948.html

Ист.: ДРВ. 17892. Ч. 12. С. 388-401; ААЭ. Т. 1. С. 358, 293; С. 385-387, 325; С. 439-442, 360; Т. 2. С. 1-6, 1; С. 13-58, 6-8; С. 61, 11; С. 63-64, 14; С. 379-380, 222; С. 380-383, 223; Т. 3. С. 151-152, 110; АИ. Т. 1. С. 409; ДАИ. Т. 1. С. 229, 137; С. 239-249, 255-256, 151; РИБ. Т. 13. Стб. 16, 923-950 [История о первом патриархе Иове Московском и всея России]; Т. 32. Ч. 1. Стб. 536, 617, 632-633, 654-656, 679-680; Чествование памяти 1-го патриарха Всерос. Иова в г. Старице 19 июня 1907 г.//Тверские ЕВ. 1907. 14. С. 454-457; Книги переписные Успения Пречистой монастыря, что в Старице на посаде, у Волги на берегу//Тверская старина. Старица, 1911. 2. С. 14; 3. С. 23-26; Описные книги старицкого Успенского мон-ря. 7115/1607 г. Старица, 1912. С. 23, 33-35, 74-75; АФЗХ. Ч. 1. С. 129, 144; Ч. 2. С. 458-461, 407, 408; Ч. 3. С. 37, 18; С. 43-47, 23, 24; С. 62-64, 32; С. 66-72, 34-38; С. 77-82, 44-46; С. 100, 58; С. 123-235, 259, 290, 360, 1; С. 365-369, 4, 5; Разрядная книга: 1475-1598 гг. М., 1966. С. 535, 537-539; Опись архива Посольского приказа 1626 г. М., 1977. Ч. 1. С. 69, 70, 77, 210, 218, 263, 316, 393; Первое празднование Собору Тверских святых//ЖМП. 1979. 11. С. 15-21; АФЗХ: Акты Моск. Симонова мон-ря (1506-1613 гг.)/Сост.: Л. И. Ивина. Л., 1983. С. 262, 215; Минея (МП): Июнь. Ч. 1. С. 94-97; Посольская книга по связям России с Грецией (правосл. иерархами и мон-рями), 1588-1594 гг./Подгот. текста: М. П. Лукичёв, Н. М. Рогожин. М., 1988. С. 9, 26, 38, 64, 69, 75-79, 97, 104, 132; Турилов А. А. Из истории проектов ликвидации Брестской унии: (Неизв. послание кн. Константина Острожского патр. Иову)//Славяне и их соседи. М., 1991. Вып. 3. С. 128-140; Акты служилых землевладельцев XV - нач. XVII в. М., 1998. Т. 2. С. 19, 45-46, 29; С. 59, 43; С. 76-77, 64; С. 257-259, 286; 2002. Т. 3. С. 63, 77; С. 68, 81; С. 378, 460; Хроники Смутного времени. М., 1998. С. 168-170, 176, 209-210; ПСРЛ. Т. 14. Ч. 2. С. 5-21, 37, 38, 44, 50, 51, 59; Т. 31. С. 139, 146-149; Т. 34. С. 242 (по указ.); Антонов А. В. Из частной жизни служилых людей рубежа XVI - XVII вв.//РД. 1999. Вып. 5. С. 164, 1; он же. Костромские мон-ри в док-тах XVI - нач. XVII в.//Там же. 2001. Вып. 7. С. 163-166, 363; он же. Частные архивы рус. феодалов XV - нач. XVII в.//Там же. 2002. Вып. 8. С. 42, 273; С. 67, 481; С. 79, 585; С. 121, 923; С. 155, 1207; С. 245, 1936; С. 340, 2703; Канонизация святых в ХХ в. М., 1999. С. 91-92; История о первом Иове, Патриархе Московском и всея России//Троицкий сб. Серг. П., 2001. 1. С. 65-80; Памятники лит-ры древней Твери/Ред.: В. З. Исаков. Тверь, 2002. С. 91-98; Анхимюк Ю. В. Разрядная книга 1598-1602 гг.//РД. 2003. Вып. 9. С. 375-377; Антонов А. В., Маштафаров А. В. Об архиве Суздальского Покровского девичьего мон-ря XV - нач. XVII в.//Там же. 2004. Вып. 10. С. 316, 315.

http://pravenc.ru/text/578144.html

Ист.: ПСРЛ. Т. 3. С. 193; Т. 6. С. 171, 221; Т. 8. С. 77, 113, 200, 271; Т. 12. С. 65, 189; Т. 13. С. 45, 278; Т. 14. С. 59; Т. 16. С. 188; Т. 18. С. 194; Т. 20. С. 257, 258, 335, 404, 580; Т. 21. С. 51, 421, 463; Т. 23. С. 204; Т. 25. С. 262, 263, 323; Т. 26. С. 197, 198; Т. 27. С. 109; Т. 28. С. 104, 270, 271; Т. 29. С. 253; Т. 31. С. 97, 105; Т. 33. С. 105; Т. 34. С. 15; Т. 35. С. 166; ДРВ. Ч. 5. С. 372; Ч. 11. С. 245; Ч. 19. С. 364; Продолж. Ч. 3. С. 169; Ч. 7. С. 68, 141; СГГД. 1813. Ч. 1. 96, 196, 200, 203; 1819. Ч. 2. 59; 1822. Ч. 3. 16; ААЭ. 1836. Т. 1. 303; Т. 2. 7; Т. 3. 8, 291, 294, 298, 301; Т. 4. 15, 95, 99; Сказания современников о Димитрии самозванце. СПб., 18372. Ч. 2. С. 191; Акты юридические. СПб., 1838. 10, 223, 378, 386; ДАИ. 1846. Т. 1. 131. С. 196; 1853. Т. 5. 26, 102; 1872. Т. 12. 57; 1875. Т. 9. 9, 106; АИ. 1841. Т. 2. 87, 128; 1842. Т. 3. 224; 1848. Т. 1. 25, 29, 38, 55, 70, 71, 75, 76, 83-88, 91, 92, 96, 99, 102, 107, 116, 126, 148, 167, 177, 182, 209, 220, 243, 249; Опись книгам, хранившимся в суздальском Спасо-Евфимиевом мон-ре//ВОИДР. 1850. Кн. 5. Отд. 3. С. 43-51; Дворцовые разряды. СПб., 1852. Т. 3. С. 410, 651, 982, 1151; АЮБДР. 1857. Т. 1. 52. С. 240; 63. С. 441; 1864. Т. 2. 147. С. 365; Прошение к пожертвованию от настоятеля суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря Илариона с краткими ист. сведениями о мон-ре//ДЧ. 1862. 5. С. 6; Извлечение из описи суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря 1660 г./Сообщ.: К. Тихонравов//Владимирские ГВ. 1867. Ч. неофиц. 14; ПКМГ. 1872. Т. 1. Отд. 1. С. 222; Описная книга суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря 1660 г./Сообщ.: К. Н. Тихонравов//Владимирские ГВ. 1877. Ч. неофиц. 12-26; То же. Владимир, 1878; РИБ. 1891. Т. 13. Стб. 17, 155, 796; Переписные книги г. Москвы, сост. в 1738-1742 гг. М., 1881. Т. 1. С. 86; Переписка И. А. Голышева с разными учеными лицами. Владимир, 1898. С. 100-101, 144, 262-264, 400, 424, 425; Город Суздаль в 7136-7138 (1628-1630) гг.: Список с писцовой книги г. Суздаля/Изд. Владимирской УАК. Владимир, 1905. С. 66; АСЭИ. 1958. Т. 2. С. 478-548; 1964. Т. 3. С. 465-482; Акты суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря 1506-1608 гг. М., 1998; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 2001. Т. 2. С. 351-373, 405-408; Кат. писцовых книг Рус. гос-ва. М., 2007. Вып. 3: Писцовые книги вост. Замосковья.

http://pravenc.ru/text/187637.html

Памятникам архитектуры были посвящены статьи «Орнаментика и современное состояние старинных Самаркандских мечетей» С. М. Дудина (1903. Вып. 7. С. 49-73), «Смоленская крепостная стена: Отчет об осмотре ее в 1903 г.» П. П. Покрышкина (1904. Вып. 12. С. 1-25), «Остатки Якутского острога и некоторые другие памятники деревянного зодчества в Сибири» Н. В. Султанова (1907. Вып. 24. С. 1-154) и др. Начиная с 1911 г. на страницах издания печатались описания памятников рус. архитектуры по губерниям, в основном северным (1911. Вып. 39. С. 102-162; Вып. 41. С. 78-222; 1912. Вып. 44. С. 95-142; Вып. 46. С. 91-137; 1913. Вып. 48. С. 55-129; Вып. 50. С. 99-138; 1914. Вып. 52. С. 128-172; 1915. Вып. 57. С. 125-177; Вып. 59. С. 107-190). Эти публикации не были доведены до конца. Отдельными выпусками на страницах ИИАК с 1908 г. публиковались «Вопросы реставрации», в к-рых размещались протоколы реставрационных заседаний Археологической комиссии. Там содержатся ценные сведения по архитектурной археологии, реставрации и истории рус. архитектуры. Всего вышло 19 выпусков (как правило, появлялись 2 раза в год) (1908. Вып. 26. С. 1-61; Вып. 28. С. 1-106; 1909. Вып. 31. С. 1-66; Вып. 32. С. 1-90; 1910. Вып. 34. С. 1-54; Вып. 36. С. 1-62; 1911. Вып. 39. С. 1-76; Вып. 41. С. 1-77; 1912. Вып. 44. С. 1-94; Вып. 46. С. 1-90; 1913. Вып. 48. С. 1-42; Вып. 50. С. 1-98; 1914. Вып. 52. С. 1-127; Вып. 55. С. 1-130; 1915. Вып. 57. С. 1-124; Вып. 59. С. 1-95; 1916. Вып. 61; 1917. Вып. 64; 1918. Вып. 66). Церковной археологии в издании изначально отводилось скромное место. В основном выходили статьи, посвященные отдельным памятникам, напр. «Раскопки развалин церкви св. Григория близ Эчмиадзина» архим. Месропа (Тер-Мовсесяна) (1903. Вып. 7. С. 1-48), «Армянская церковь в Аруче» Н. Я. Марра (1904. Вып. 12. С. 61-64). Со временем (особенно с появлением «Вопросов реставрации») внимание к церковной археологии резко возросло, стали публиковаться большие отчеты об исследованиях, обобщающие статьи по типологии церковных памятников и методам их изучения и сохранения: «Церкви Псковского типа XV-XVI столетия» Покрышкина (1907. Вып. 22. С. 1-37), «Церковь с. Дубровиц» М. В. Красовского (1910. Вып. 34. С. 55-71), «Савиновская церковь близ Казани» Печенкина (Там же. С. 72-84), «Упраздненный Николо-Сторожевский монастырь» Репникова (1914. Вып. 52. С. 173-179), «Спасо-Вифанский монастырь и его здания» А. А. Захарова (1916. Вып. 61) и др. С 1913 г. в ИИАК публиковались материалы по церковным рукописям и др., напр. «Житие святых епископов Херсонских в грузинской Минее» (1913. Вып. 49. С. 75-88).

http://pravenc.ru/text/293850.html

В предварительных статьях Никоновской лет. список Тверских архиереев выглядит следующим образом: Симеон из Полоцка, Андрей из Литвы, Варсонофий, Феодор, Феодор, Василий, Евфимий, Арсений Чудотворец, Антоний, Илия, Моисей, Геннадий, Вассиан, Нил Гречин, Акакий (ПСРЛ. Т. 9. C. XXII). 4566 Андрей Ерденев или Эрдена – из князей литовских, двоюродный брат Псковского князя св. Довмонта (Тимофея). Первая дата – дата поставления, по Воскресенской лет. (ПСРЛ. Т. 7. С. 179). Возводил клевету на митрополита Петра Патриарху, для разбора которой в Переяславле в 1311 г. был созван собор, на котором клевета была разоблачена. Вторая дата – дата ухода на покой (ПСРЛ. Т. 7. С. 187). Преставился, по Никоновской лет. в 1321 г., пребывая на покое в своем Введенском монастыре на р. Шеше (ПСРЛ. Т. 10. С. 188). 4567 Первая дата – дата поставления, по Воскресенской лет. (ПСРЛ. Т. 7. С. 187). Упоминается в 1325 г. как участник похорон князя Юрия Даниловича. (ПСРЛ. Т. 7. С. 199). Вторая дата – по: Титов A. А. Тверские епископы. Материалы для истории русской церкви. M., 1890. С. 12. 4569 Упоминается в Никоновской лет. под 1344 г. (ПСРЛ. Т. 10. С. 216). Вторая дата – дата ухода на покой. (ПСРЛ. Т. 10. С. 232). Скончался, по данным Воскресенской лет. 20.03.1367 в Отроче монастыре (ПСРЛ. Т. 8. С. 14). 4571 Первая дата – дата поставления, по Никоновской лет. (ПСРЛ. Т. 11. С. 21). Вторая дата – дата снятия с кафедры (ПСРЛ. Т. 11. С. 125). 4572 Митрополичий протодиакон. Первая дата – дата поставления (ПСРЛ. Т. 11. С. 126). Вторая дата – дата кончины. Воскресенская лет. относит дату кончины к 1409 г. (ПСРЛ. Т. 8. С. 84), а Никоновская – к 1410 г. (ПСРЛ. Т. 11. С. 211–212). Никоновская лет. приводит наиболее полный рассказ о кончине святителя Арсения, а ее датировка лучше согласуется с датой поставления следующего епископа. Память – 02.03. 4573 Первая дата – дата поставления, по Никоновской лет. (ПСРЛ. Т. 11. С. 215). Упоминается при поставлении Новгородского архиепископа Симеона в 1416 г. (ПСРЛ. Т. 8. С. 88).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2970 Лаврентьевская лет: «В лто 1036 иде рославъ Новугороду и посади сына своего Володимера Новгород епископа постави Жидту» (В год 1036 поехал Ярослав в Новгород и посадил (на княжение) сына своего Владимира в Новгороде. Епископа поставил Жидята [Луку]) (ПСРЛ. Т. 1 Стб. 150–151) Дата преставления различается в Никоновской и в Софийской первой лет.: 1059 и 1060 гг. соответственно. В числах оба источника сходятся – 15.10 (ПСРЛ. Т. 9. С .91; Т. 6. Стб. 183). Память в Соборе Новгородских святых в 3-ю Неделю по Пятидесятнице. 2971 По Никоновской лет., дата хиротонии – 1060 г., по Софийской – 1061 г. (ПСРЛ. Т. 9. С. 92; Т. 6. Стб. 184) Предпочтительной кажется вторая дата: временной интервал до поставления следующего епископа должен быть значительным. О насильственной смерти еп. Стефана в Софийской лет. говорится следующее: «И иде владыка Стефанъ въ Киевъ, и тамо свои холопи удавиша его». Дата в обоих случаях одинакова – 1068 г. (ПСРЛ. Т. 6. Стб. 189; Т. 9. Стб. 96). 2972 Упоминается в 1071 г. в связи с мятежом язычников в Новгороде (ПСРЛ. Т. 6. Стб. 196. Т. 9. Стб. 99 и др.). Дата преставления – 1077 г. (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. Стб. 18), причем в приложении к лет. указано, что скончался, покусанный собственным псом (Там же. Стб. 473). 2973 Первая дата по Никоновской лет. – ПСРЛ. Т. 9. Стб. 109. Местночтимый святой Новгородской епархии. 2974 Дата поставления – по Никоновской лет. (ПСРЛ. Т. 9. Стб. 125). Дата преставления – 31.01.1109 (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. Стб. 203), 01.01.1109 (Никоновская лет.; ПСРЛ. Т. 9. Стб. 141), 15.01.1109 (ПСРЛ. Т. 6. Стб. 218). Дата в списке считается общепризнанной. Память – 31.01, 30.04, 14.05. 2975 Дата поставления различается – 1108 г. в Никоновской, 1110 г. – в Софийской лет. (ПСРЛ. Т. 9. Стб. 141; Т. 6. Стб. 218). Противоречие разрешает Новгородская Первая лет.; «В лто 1110. Прииде в Новъгород архиепископъ Иоанн, мсяца декабря въ 20» (ПСРЛ. Т. 3. С. 203). (В год 1110 прибыл в Новгород архиепископ Иоанн, 20 декабря). Полагаем, что поставление относится к 1110 г. «Въ лто 6638 Въ се же лто отвьржеся архепископъ Иоанн Новагорода» («В этот год отвергся архиепископ Иоанн Новгорода») (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. Стб. 473; Никоновская лет. ПСРЛ. Т. 9. Стб. 156).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В летописях далее говорится, что Феодор Ростовский получил от патриарха Константинопольского сан архиепископа. По Воскресенской лет. преставился 28.11.1394 (ПСРЛ. Т. 8. С. 64, Т. 24. С. 160). Память – 28.11. 5338 По данным Воскресенской и Типографской лет. поставлен 14.03.1396 епископом для Ростова, Ярославля, Белоозера и Углича (ПСРЛ. Т. 8. С. 69; Т. 24. С. 165). Никоновская лет. уточняет, что этот архиерей – второй архиепископ Ростовский (ПСРЛ. Т. 11. С. 164). Вторая дата – дата кончины, причем в Типографской лет. архиепископ Григорий именуется Ростовским и Ярославским (ПСРЛ. Т. 24. С. 178). Память – 23.05 в Соборе Ростово-Ярославских святых. 5339 Первая дата – дата поставления, по Типографской лет. (ПСРЛ. Т. 24. С. 180). Вторая дата – дата кончины (ПСРЛ. Т. 8. С. 94). Кончина его датируется 1427 г., но говорится, что следующий архиерей, Ефрем, был поставлен полугодом ранее – 13.04.1427, что невозможно. Однако в Воскресенской лет. говорится, что архиепископ Дионисий был на кафедре 7 лет и 5 месяцев, в то время как по датам, приведенным в нашем списке, 8 лет и 3 месяца, а, учитывая даты той же Воскресенской лет. – 9 лет и 3 месяца. Следовательно, дату кончины следует отнести к предыдущему, 1426 г. По A. А. Титову , упоминается как местночтимый святой Ростовской земли (Титов A. А. Синодики XVII и XVIII вв... С. 7 со ссылкой на «Книгу, глаголемую описание о Ростовских святых»). Память – 23.05 в Соборе Ростово-Ярославских святых. 5340 Первая дата – дата поставления, по Типографской лет. (ПСРЛ. Т. 24. С. 182). Вторая дата – дата кончины, по Софийской Второй лет. (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 127). 5341 Бывший духовник Великой княгини Софьи Витовтовны. Первая дата – дата поставления (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 127). Прибыл в Ростов 23.06 (ПСРЛ. Т. 24. С. 184). Вторая дата, по Типографской лет. – дата избрания митрополитом всея Руси (ПСРЛ. Т. 24. С. 185). Память в Соборе Московских святых – в Воскресенье перед 26.08. 5342 Духовник Великого князя Василия Темного. Первая дата – по Типографской лет. (ПСРЛ. Т. 24. С. 185). Вторая дата – дата ухода на покой (ПСРЛ. Т. 24. С. 186). По словам A. А. Титова , упоминается как местночтимый святой Ростовской земли (Титов A. А. Синодики XVII и XVIII вв... С. 7 со ссылкой на «Книгу, глаголемую описание о Ростовских святых»). Память – 23.05 в Соборе Ростово-Ярославских святых

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

794 Упоминается в Никоновской лет. (ПСРЛ. Т. 11. С. 3). Вторая дата повторного пребывания на кафедре – дата кончины; дана По Воскресенской лет. (ПСРЛ. Т. 8. С. 13) 795 Первая дата – дата поставления По Воскресенской лет. (ПСРЛ. Т. 8. С. 20). В 1382 г. Константинопольский Патриарх возвел Св. Дионисия в сан архиепископа (Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. 1. СПб., 1841. С. 471–472). Возможно, имел полномочия Патриаршего Экзарха, поскольку посетил Новгород и Псков и др. города как архиерей, имеющий властные полномочия в делах архипастырского попечения и церковного управления вне пределов собственной епархии. В 1384 г. поставлен в Константинополе Патриархом Нилом в митрополиты Киевские. Скончался в заточении в Киеве 15.10.1385 (ПСРЛ. Т. 8. С. 49). См. Всероссийская. Память – 26.06. 796 Архиепископ. По Воскресенской лет. в 1386 г. отбыл в Царьград для поставления во епископы Суздальские (ПСРЛ. Т. 8. С. 50). По Воскресенской лет. прибыл на Русь вместе с митрополитом Киприаном в 1390 г. в сане архиепископа (ПСРЛ. Т. 8. С. 60). Под 1406 г. в Воскресенской лет. содержится сообщение о поставлении в Суздаль нового епископа еще во время правления старого, что было совершенно невозможно (ПСРЛ. Т. 8. С. 78). Вероятно, епископ Евфросин в это время пребывал на покое. По Воскресенской лет. скончался 25.03.1407 (ПСРЛ. Т. 8. С. 81). 798 Упоминается в 1437 г. как сопровождающий митрополита Исидора на Флорентийский собор (ПСРЛ. Т. 8. С. 101). Упоминается под 1449 г. в числе членов собора, избравшего митрополитом Св. Иону (ПСРЛ. Т. 8. С. 121). 799 Вторая дата – дата поставления в митрополиты собором епископов по Софийской II лет. (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 160). Преставился 5.04.1473 (ПСРЛ. Т. 8. С. 177). Память – в воскресенье перед 26.08 в Соборе Московских святых. 800 Бежал с Брянско-Черниговской кафедры от литовцев, по Типографской лет. (ПСРЛ. Т. 24. С. 186): «...прибеже на Москву Еуфимей, епископ Брянскый и Черниговскый, покиня свою епископью. И даша емоу Соуждаль и Колугу и Торусоу...»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Им же полюбился его духовный отец Климент, Богом отмеченный, и благословил его архиепископ Далмат на епископство собственной рукой.) Был поставлен в Киеве зимой 1276 г. (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 323). Дата преставления – 22.05.1299 (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 329–330, 473). 2992 Был избран управляющим епархией в 1299 г. (Новгородская Первая лет.; ПСРЛ. Т. 3. С. 330). Там же сказано, что на поставление в Новгород прибыл митрополит Максим с Ростовским епископом Симеоном и Тверским епископом Андреем, которые и совершили епископскую хиротонию 29.07.1300 (ПСРЛ. Т. 3. С. 330). По сообщению Новгородской Первой лет. в 1308 г. ушел на покой из-за болезни, благословив на свое место Давида (ПСРЛ. Т. 3. С. 332) Скончался в 1310 г. в Благовещенском монастыре (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 369–370). Память – 23.12 и 23.01. 2993 По сообщению Новгородской Первой лет., был избран народом, а затем благословлен архиепископом Феоктистом на поставление в 1308 г. 05.06.1309 был поставлен во архиепископа Новгородского во Владимире (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 332–333). Вторая дата – дата кончины, по Новгородской Первой лет. (Там же. Стб. 339, 474). 2994 По сообщению Новгородской Первой лет. избран новгородцами после кончины архиепископа Давида в 1324 г. В 1325 г. он упоминается уже как архиепископ, а в 1326 г. прибыл в Новгород (ПСРЛ. Т. 3. С. 340). В 1330 г. архиепископ Моисей покинул кафедру и принял схиму, благословив себе преемника (ПСРЛ. Т. 3. С. 342). В 1352 г. в связи с кончиной архиепископа Василия, бывшего преемником святителя Моисея, новгородцы, по сообщению Никоновской лет., послали письмо к митрополиту Св. Феогносту с просьбой вернуть им в качестве архиепископа Моисея и получили благословение митрополита (ПСРЛ. Т. 10. С. 224). В 1359 г., по свидетельству Новгородской Первой лет., архиепископ Моисей вторично добровольно оставил кафедру (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 365). Под 1362 г. в Новгородской Первой лет. говорится: «Постави Моисии владыка церковь камену святое Благовщение на Михаилов улиц». (ПСРЛ. Т. 3. С.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010