Иная версия происхождения М. Д. приводится в Средней редакции «Повести о Довмонте», составленной, по В. И. Охотниковой, в Пскове, а также в псковском «Сказании о чуде иконы Мирожской Богоматери» (XVI в.) и в записи на псковской чудотворной иконе Пресв. Богородицы («Мирожской Оранте», 2-я пол. XVI в.). В памятнике говорится, что М. Д., жена Довмонта, была дочерью Владимирского, Новгородского и Переяславского св. блгв. вел. кн. Александра Невского ( Столярова. 1998. С. 236-237). Поэтому в историографии высказывалось мнение, что сообщения летописей о Довмонте как зяте Димитрия Александровича являются поздней вставкой или переосмыслением ( Энгельман А. [Е.] Хронологич. исследования в области рус. и ливонской истории в XIII и XIV ст. СПб., 1858. С. 49. Примеч. 120; Серебрянский. С. 267; см. также: Столярова. 1998. С. 234-238). Нельзя исключать и др. версию, согласно к-рой в 1266-1267 гг. Димитрий Александрович мог выдать замуж за Довмонта одну из своих младших сестер (А. В. Кузьмин). Это вполне соответствовало бы династическим планам князей Сев.-Вост. Руси, стремившихся в 60-х гг. XIII в. посредством ряда браков укрепить свои политические и родственные узы с правителями Сев.-Зап. Руси и Литвы. Возможно, с именем М. Д. связан заказ пергаменного Евангелия-апракос 1296 г. Его по повелению княгини «Марины» (имя читается неуверенно) написал писец Захарий, прославлявший в выходной записи 25 марта 1296 г. свою «боголюбивую» заказчицу, Св. Троицу и Пресв. Богородицу. Евангелие было пожертвовано на Волоке Ламском местному Покровскому муж. мон-рю, настоятелем к-рого был игум. Антоний (ГИМ. Син. 235. Л. 337а - 338б). Эта рукопись почти не сохранилась. Два ее листа позднее были вшиты в пергаменную Псалтирь 1-й пол. XIV в. ( Столярова. 1998. 24(14). С. 316-321). В пользу версии о том, что М. Д. была заказчицей Евангелия 1296 г., указывает тот факт, что в 1294 г. возвращавшийся в Сев.-Вост. Русь Димитрий Александрович тяжело заболел и умер, перед смертью приняв монашеский постриг «близ Волока» ( Приселков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950; СПб., 2002. С. 347; ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 484; Т. 6. Вып. 1. Стб. 363). Не исключено, что памятный вклад княгини в волоцкий Покровский монастырь был связан именно с этим событием.

http://pravenc.ru/text/2562134.html

Свт. Игнатий, еп. Ростовский. Фрагмент иконы «Богоматерь с Младенцем и предстоящими Ростовскими чудотворцами». Кон. XVII в. (ГМЗРК) Свт. Игнатий, еп. Ростовский. Фрагмент иконы «Богоматерь с Младенцем и предстоящими Ростовскими чудотворцами». Кон. XVII в. (ГМЗРК) Согласно Житию прп. Петра, царевича Ордынского, составленному на основе местного предания, скорее всего, в кон. XV в. (см.: Белякова М. М. «Повесть о Петре, царевиче ордынском» в ист.-лит. контексте: К вопр. о датировке произведения//ТОДРЛ. 1993. Т. 46. С. 74-87), прп. Петр по благословению И. основал в Ростове мон-рь во имя св. апостолов Петра и Павла, после того как они явились святителю во сне. В Житии И. назван «святым владыкой» (БЛДР. 2000. Т. 9. С. 72, 74, 76), в летописях 1-й пол. XV в. в сообщениях о кончине И. в 6796 (1287/88) г.- «великим чудотворцем» (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 361; Т. 4. Ч. 1. С. 247). Святители Игнатий и Исаия Ростовские. Роспись ц. свт. Иоанна Златоуста в с. Годеново Ярославской обл. 1859 г., поновление 1900-1903 гг. Худож. А. Глебов Святители Игнатий и Исаия Ростовские. Роспись ц. свт. Иоанна Златоуста в с. Годеново Ярославской обл. 1859 г., поновление 1900-1903 гг. Худож. А. Глебов Почитание Житие И., по-видимому, было написано в кон. XIII в. ( Дмитриева, Семенченко. 1987. С. 150). Известны 115 списков памятника ( Босли. 1993). Исследователи Жития отмечают, что оно лишено биографических подробностей, «написано с соблюдением агиографического канона... деятельность Игнатия охарактеризована общими чертами» ( Дмитриева, Семенченко. 1987. С. 150). Однако в тексте приведены дата и даже время кончины святителя: «В лето 6796-е преставися к Богу священноепископ Игнатии месяца маия в 28 день, в пяток, по вечерни», а также перечислены лица, присутствовавшие на отпевании. Подробно описаны неск. чудес, происшедших при погребении. Монахини Феодосия и Аксиния, а также др. молящиеся видели, как И. поднялся из гроба, пошел по воздуху, встал над церковью и благословил людей и город. Потом святитель «съступи над нижнюю комару, еже пред жертвенником, ту положиша тело его святое Божиим изволением». Второе чудо произошло с архим. Стефаном, к-рый получил исцеление, прикоснувшись скрюченной от рождения рукой к телу святителя. Третье чудо состояло в том, что И., словно живой, «простер руку, прият» свиток с именами всех рукоположенных им священников и диаконов (РГБ. Ф. 310. Унд. 1296. Л. 237 об.- 238, кон. XV в.). Источником Жития И., вероятно, послужила записка, составленная очевидцем погребения святителя ( Ключевский. С. 43).

http://pravenc.ru/text/293397.html

Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо, отразились на церковном статусе города. Поставленный по выбору Всеволода III на Ростовскую кафедру 11 марта 1185 г. Лука имел титул епископа «Ростову, и Володимерю, и Суждалю» (ПСРЛ. М., 2001. Т. 1. Стб. 391); такой же титул до 1214 г. носил и преемник Луки свт. Иоанн . Кн. Всеволод продолжил храмоздательную деятельность брата и «многы же церкви созда по власти своеи». После опустошительного пожара во Владимире в 1185 г., когда сгорели 32 церкви и получил значительные повреждения Успенский собор, последний был не только восстановлен (к 1189), но и расширен за счет пристроек с севера, юга и запада. В 1192 г. был заложен, в 1197 г. освящен храм в честь Рождества Пресв. Богородицы и при нем основан владимирский в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь . В 1194-1197 гг. шло сооружение дворцового во имя вмч. Димитрия Солунского собора , князь украсил его «дивно иконами и писаньем» и вложил в храм «доску гробную из Селуня святаго мученика Димитрия, мюро непрестанно точащю» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 414) и сорочку мученика. В 1196-1197 гг. по повелению свт. Иоанна на вратах, ведущих в Успенский собор, была возведена ц. во имя Богоотец Иоакима и Анны. В 1200 г. заложен и через 2 года освящен храм Успения Пресв. Богородицы во владимирском Княгинином жен. мон-ре . Церкви во имя первомч. архидиак. Стефана (1780) и во имя св. князей Бориса и Глеба (1152) в Кидекше (Суздальский р-н). Фотография. 2003 г. Церкви во имя первомч. архидиак. Стефана (1780) и во имя св. князей Бориса и Глеба (1152) в Кидекше (Суздальский р-н). Фотография. 2003 г. Наиболее раннее известие о церковном строительстве в Суздале зафиксировано в летописной статье под 1096 г., рассказывающей о вторжении муромского кн. Олега Святославича в Ростово-Суздальскую землю. Описывая разорение города, летописец сообщает о наличии в нем ц. вмч. Димитрия и двора Киево-Печерского мон-ря (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 237, 238). С кон. XI в. известен суздальский во имя вмч. Димитрия мон-рь, находившийся за р.

http://pravenc.ru/text/154964.html

37), в святцы Коряжемского мон-ря 1621 г.- под 9 нояб., 6 янв. и 11 марта (ГИМ. Унд. 237. Л. 71, 111 об., 149 об.). В Уставе церковных обрядов московского Успенского собора (ок. 1634) говорится: «[Марта] в 11 день: Еуфимия, архиепископа Новгородскаго; благовест в лебедь, трезвон середней» (РИБ. Т. 3. Стб. 57). Имя Е. включено в Собор Новгородских святых, празднование которому было возобновлено 10 июля 1981 г. (Собор учрежден ок. 1831). Ист.: Повесть о Евфимие, архиеп. Новгородском// Кушелев-Безбородко. Памятники. 1862. Вып. 4. С. 16-26 [Житие Е. по ркп. РНБ. Соф. 1402]; Житие иже во святых отца нашего Евфимия, архиеп. Новгородского, чудотворца//Новгородские ЕВ. 1897. 8. Ч. неофиц. С. 501-515 [Житие Е. по неизв. списку]; Памятники древнерус. церк.-учительной лит-ры. СПб., 1898. Вып. 4. Ч. 2. С. 50-53 [Проложная ред. Жития Е.]; НПЛ. С. 415-427; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 433-444; Т. 5. Вып. 2. С. 133-143; Т. 16. Стб. 178-197; Т. 18. С. 22, 192, 204, 211, 212; Повесть об Ионе, архиеп. Новгородском//БЛДР. 1999. Т. 7. С. 232, 234, 238, 242, 252. Лит.: СИСПРЦ. С. 94-95; Филарет (Гумилевский). РСв. Март. С. 67-77; Никитский А. И. Очерк внутренней истории Церкви в Вел. Новгороде. СПб., 1879. С. 118-119; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 186-189; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 46-47; Зверинский. Ч. 2. С. 223; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 71; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Март. С. 79-82; Голубинский. Канонизация святых. С. 82, 103; Яблонский В. М. Пахомий Серб и его агиогр. писания: Биогр. и библиогр.-лит. очерк. СПб., 1908. С. 80-83; Греков Б. Д. Новгородский дом Св. Софии. СПб., 1914. Ч. 1. С. 30-31; Порфиридов Н. Г. Др. Новгород: Очерки из истории рус. культуры XI-XV вв. М.; Л., 1947. С. 263-265; Бернадский В. Н. Новгород и Новгородская земля в XV в. М.; Л., 1961. С. 237-263; Хорошев А. С. Церковь в соц.-полит. системе Новгородской феод. республики. М., 1980. С. 14, 37, 46, 89-91, 93, 94, 97, 104-107, 109, 110, 114, 136, 151, 189; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э.

http://pravenc.ru/text/187753.html

177 Для предположения, что разбитые под Переяславлем-Рязанским татары были связаны с Ногаем (Борисов Н.С. Политика московских князей: конец XIII – начало XIV века. М., 1999. С. 75) нет достаточных оснований: с «проногайской» коалицией князей был связан, по-видимому, предшественник Константина на рязанском столе Ярослав (см.: Горский А.А. Политическая борьба на Руси в конце XIII века и отношения с Ордой. С. 81) и его сыновья; соответственно, можно полагать, что противник последних Константин был лоялен к Волжской Орде. 179 ПСРЛ. Т. 1. Стб. 486; Кучкин. В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв. С. 128–130. 181 См.: Веселовский С.Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969. С. 211–212, 230–231, 237–238. 182 Клосс Б.Н. Избранные труды. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. С. 304. Василий Кочева – явно не одно лицо с татарином Кочевой, родоначальником Поливановых, поскольку последний, согласно родословцам, выехал к Дмитрию Донскому и имел крестильное имя Онцифор (PVIP. М., 1977. Вып. 2. С. 55, 175). Василий Кочева был, по-видимому, отцом «болшего боярина» Дмитрия Юрия Васильевича Кочевина-Олешенского, возглавлявшего посольство, отправившееся в 1379 г. в Константинополь для поставления на митрополию ставленника великого князя Митяя (ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стб. 129; Т. 18. С. 124). 183 Воронцов-Вельяминов Б.А. К истории ростово-суздальских и московских тысяцких//История и генеалогия. М., 1977. 185 См.: Словарь книжников и книжности Древней Руси: Вторая половина XIV – XVI в. Л., 1988. Ч. 1: А-К. С. 243–244. 188 В отношении чтения «черниговских» такое мнение высказал Я.С. Лурье (Лурье Я.С. Общерусские летописи XIV-XV вв. Л., 1976. С. 158–159, примеч. 99). 189 Кучкин В.А. Из литературного наследия Пахомия Серба (Старшая редакция Жития митрополита Алексея)//Источники и историография славянского средневековья. М., 1967. С. 246. 190 Слово «литовскыхъ», имеющееся в Симеоновской летописи, явно вторично (это не было учтено О. Русиной, подвергнувшей на основе этого чтения сомнению черниговское происхождение Федора Бяконта – Русина О. Оверська земля у склада Великого khязibcmba Литовського. Киïв), 1998. С. 140–14), так как оно вносит в текст противоречие – Алексей оказывается из рода «литовских бояр от области Московской». Составитель Симеоновской летописи (конец XV в.) имел в числе своих источников Московский свод конца XV в. (см.: Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Ч. 2. С. 56–57), где говорилось о черниговском происхождении митрополита; очевидно, поэтому он и внес в текст добавление, но вместо эпитета «черниговский» употребил обобщенное наименование земель, вошедших в Великое княжество Литовское (Чернигов пребывал в его составе с 60-х годов XIV до начала XVI в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Канонизацией К. следует считать включение его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, состав к-рого был определен в сер. 70-х гг. XX в. при подготовке к изданию богослужебных Миней (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 357). Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 472-474, 476, 525-526; Т. 2. Стб. 791, 792, 794, 809; ПДРКП. Стб. 83-99; НПЛ. С. 80, 84, 89, 304, 306, 309, 321, 323-324; ПРП. 1955. Вып. 3. С. 467-468; Щапов Я. Н. К истории болгарской рукописи, бывшей протографом Рязанской Кормчей 1284 г.//Studia Savico-Byzantina et mediaevalia europensia. София, 1988. Vol. 1. С. 309-316; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. СПб., 2002. С. 323-325, 327, 330, 332, 333, 337-338. Лит.: Макарий. История РЦ. Кн. 3 (по указ.); Голубинский. История РЦ. Т. 2. 1-я пол. С. 50-89; Соколов П. П. Рус. архиерей из Византии и право его назначения до нач. XV в. К., 1913. С. 159-192; Насонов А. Н. Монголы и Русь. М.; Л., 1940. С. 33-47; Пашуто В. Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М., 1950. С. 226, 228, 237-238, 271-272; St ö kl G. Kanzler und Metropolit//Studien zur Geschichte Osteuropas. W., 1966. Bd. 3. S. 150-174; Шаскольский И. П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII-XIII вв. Л., 1978. С. 206-216; Щапов Я. Н. Визант. и южнославян. правовое наследие на Руси в XI-XIII вв. М., 1978. С. 139-152, 159-185, 234-246; Жаворонков П. И. Никейская империя и княжества Древней Руси//ВВ. 1982. Т. 43. С. 84-85; Поппе А. В. Митрополиты Киевские и всея Руси (988-1305 гг.)// Щапов Я. Н. Гос-во и Церковь Др. Руси: X-XIII вв. М., 1989. С. 204-206 [Библиогр.]; То же// Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237 гг.). СПб., 1996. С. 468-471 [Библиогр.]; Творогов О. В. Кирилл//СККДР. Вып. 1. 1987. С. 225-227 [Библиогр.]; Лаушкин А. В. Митр. Кирилл II и осмысление ордынского ига во 2-й пол. XIII в.//БТ. 2002. Вып. 10. С. 211-224; Письменные памятники истории Др. Руси: Летописи, повести, хождения, поучения, жития, послания/Ред.: Я. Н. Щапов. СПб., 2003 (по указ.); Григорьев А. П. Сборник ханских ярлыков Русским митрополитам: Источниковедческий анализ золотоордынских док-тов. СПб., 2004 (по указ.); Флоря Б. Н. У истоков религиозного раскола славянского мира (XIII в.)//Исследования по истории Церкви: Русское и славянское средневековье. М., 2007. С. 202, 209; Печников М. В. К изучению соборных правил 1273 г.//ДРВМ. 2009. 4(38). С. 97-107; Майоров А. В. Русь, Византия и Зап. Европа: Из истории внешнеполит. и культурных связей XII-XIII вв. СПб., 2011. С. 460, 595, 702.

http://pravenc.ru/text/1840359.html

734 B качестве “плети, [подстегивающей] к деятельному послушанию”, упоминается также “аналав” (греч. νλαβος) – небольшой плат с изображением Страстей Спасителя, носившийся на теле под одеждою. Ср. сказанное ниже о ефоде. 735 Так автор трактует текст оригинала: “аналави... рекше плетьце, творящи делом послушание”. Это и в самом деле не совсем ясное место (каким образом ношение аналава является “деятельным послушанием”?). В то же время бесспорно, что мы имеем дело не с метафорой, как полагает Г. Подскальски, а с древнерусским названием аналава-параманда, встречающимся и в других памятниках (например, в Новгородской синодальной кормчей 1282 г.); см.: Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка. СПб, 1895. Т.2. Стб.963–964 (“плети”, “плетьць”). (А.Н.) 736 См. основательное исследование: Frank S. ΑΓΓΕΛΙΚΟΣ ΒΙΟΣ: Begriffsanalytische und begriffsgeschichtliche Untersuchung zum “engelgleichen Leben” im frühen Mönchtum. (Beiträge zur Geschichte des alten Mönchtums und des Benediktinerordens. Bd.26). Münster, 1964; а также: Ranke-Heinemann U. (прим. 725). S. 65–82. 737 В глазах основателей греко-византийского монашества все христиане, как монахи, так и миряне, выступали равноправными членами фундаментальной общности: Hausherr I. Vocation chrétienne et vocation monastique selon les Pères//La’icat et sainteté. Rome, 1963. T.l. P.33–115. 738 Слово Кирилла о черноризческом чине вошло также в Кормчую книгу. Калачев Н. (прим. 369). С.22 и сл. 742 ПСРЛ. Т.1. Стб.424 (под 1206 г.), 438 (под 1214 г.), 439 (под 1216 г.), 444 (под 1225 г.), 448 (под 1226 г.), 455 (под 1230 г.). 745 См. прим. 828–855. Текст Слова в Патерике отличается от древнейшей редакции этого полемического сочинения, представленного здесь в поздней переработке. 746 Шахматов А.А. Житие Антония и Печерская летопись//ЖМНП. 1898. Март. 4.316. С. 105–149; он же. Разыскания (прим. 90). С. 257–289; Приселков М.Д. (прим. 73). С.238–274; Пархоменко В. В какой мере было тенденциозно несохранившееся древнейшее житие Антония Печерского?//ИОРЯС. 1914. Т. 19. 1. С. 237–241; Розанов С. К вопросу о житии Антония Печерского//Там же. С.34–46; Heppell Μ. The “Vita Antonii”, a Lost Source of the “Patericon” of the Monastery of Caves//ByzSlav. 1952/53. T. 13. P. 46–58. Содержательное греческое житие “Антония Есфигменита” (Затворника. – Прим, перевод.) (BHG. У 2034) издано в собрании: Doukakes К. Μγας συναξαριστς πντων των αγων... Athenai, 1889–1896. Т.1–12 (Т.7. Р. 145–172). О предполагаемых сочинениях Антония см.: Никольский Н.К. (прим. 37). С. 149–157; о его канонизации см.: Васильев В. (прим. 310). С. 109–111 [ср., однако, прим. 292. – Прим. изд. (А.Н.)].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2970 Лаврентьевская лет: «В лто 1036 иде рославъ Новугороду и посади сына своего Володимера Новгород епископа постави Жидту» (В год 1036 поехал Ярослав в Новгород и посадил (на княжение) сына своего Владимира в Новгороде. Епископа поставил Жидята [Луку]) (ПСРЛ. Т. 1 Стб. 150–151) Дата преставления различается в Никоновской и в Софийской первой лет.: 1059 и 1060 гг. соответственно. В числах оба источника сходятся – 15.10 (ПСРЛ. Т. 9. С .91; Т. 6. Стб. 183). Память в Соборе Новгородских святых в 3-ю Неделю по Пятидесятнице. 2971 По Никоновской лет., дата хиротонии – 1060 г., по Софийской – 1061 г. (ПСРЛ. Т. 9. С. 92; Т. 6. Стб. 184) Предпочтительной кажется вторая дата: временной интервал до поставления следующего епископа должен быть значительным. О насильственной смерти еп. Стефана в Софийской лет. говорится следующее: «И иде владыка Стефанъ въ Киевъ, и тамо свои холопи удавиша его». Дата в обоих случаях одинакова – 1068 г. (ПСРЛ. Т. 6. Стб. 189; Т. 9. Стб. 96). 2972 Упоминается в 1071 г. в связи с мятежом язычников в Новгороде (ПСРЛ. Т. 6. Стб. 196. Т. 9. Стб. 99 и др.). Дата преставления – 1077 г. (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. Стб. 18), причем в приложении к лет. указано, что скончался, покусанный собственным псом (Там же. Стб. 473). 2973 Первая дата по Никоновской лет. – ПСРЛ. Т. 9. Стб. 109. Местночтимый святой Новгородской епархии. 2974 Дата поставления – по Никоновской лет. (ПСРЛ. Т. 9. Стб. 125). Дата преставления – 31.01.1109 (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. Стб. 203), 01.01.1109 (Никоновская лет.; ПСРЛ. Т. 9. Стб. 141), 15.01.1109 (ПСРЛ. Т. 6. Стб. 218). Дата в списке считается общепризнанной. Память – 31.01, 30.04, 14.05. 2975 Дата поставления различается – 1108 г. в Никоновской, 1110 г. – в Софийской лет. (ПСРЛ. Т. 9. Стб. 141; Т. 6. Стб. 218). Противоречие разрешает Новгородская Первая лет.; «В лто 1110. Прииде в Новъгород архиепископъ Иоанн, мсяца декабря въ 20» (ПСРЛ. Т. 3. С. 203). (В год 1110 прибыл в Новгород архиепископ Иоанн, 20 декабря). Полагаем, что поставление относится к 1110 г. «Въ лто 6638 Въ се же лто отвьржеся архепископъ Иоанн Новагорода» («В этот год отвергся архиепископ Иоанн Новгорода») (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. Стб. 473; Никоновская лет. ПСРЛ. Т. 9. Стб. 156).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вып. 3. Стб. 201-205) и «Славянские рукописи Британского музея в Лондоне и Бодлейской библиотеки в Оксфорде» (1872. Т. 7. Вып. 3. Стб. 233-236) Срезневского; «Камни, хранящиеся во Владимирском Успенском соборе» К. Н. Тихомирова (1863. Т. 4. Вып. 4. Стб. 369-370); «Описи свияжского Богородичного мужского монастыря, составленные в 1614 г.» Н. И. Суворова (Там же. Вып. 6. Стб. 548-589); «План Новгорода на иконе Знамения Божией Матери в Новгородском Знаменском соборе» И. И. Горностаева (1865. Т. 5. Вып. 3. Стб. 145-150); «Сведения о доме в Москве, принадлежавшем в XVII в. боярину Н. И. Романову» П. П. Пекарского (Там же. Вып. 4. Стб. 258-259); «О старинных русских мерах протяжения» (1872. Т. 7. Вып. 3. Стб. 258-274), «Разбор прописи на Мстиславовом Евангелии» (Там же. Стб. 275-284), «О значении царского титула до принятия русскими государями титула императорского» (1877. Т. 8. Вып. 3. Стб. 193-218; Вып. 5. Стб. 449-477; 1880. Т. 9. Вып. 2/3. Стб. 201-271) и «О размерах Большого Чертежа» (1884. Т. 10. Вып. 2. Стб. 118-130) Д. И. Прозоровского; «О времени написания фресков Киево-Софийского собора» прот. П. Г. Лебединцева (1877. Т. 8. Вып. 1. Стб. 67-71); «Греческая икона 1771 г., изображающая г. Иерусалим с окрестностями» (1884. Т. 10. Вып. 1. Стб. 35-44) и «Составление первого руководства по церковной археологии» (Там же. Вып. 2. Стб. 93-118) прот. К. Т. Никольского ; статьи А. Ф. Бычкова, Н. А. Абрамова, К. И. Невоструева и др. Серию статей по филологии Византии опубликовал Г. С. Дестунис : «Ватопедский снимок Птолемеевой географии» (1861. Т. 2. Вып. 1. Стб. 16-22), «Объяснение стихов на Византийском складне» (Там же. Вып. 4. Стб. 229-232), «Заметки на ватопедский список географии Страбона» (1861. Т. 3. Вып. 1. Стб. 29-32) и др. В неск. томах печаталась известная работа Срезневского «Из обозрения глаголических памятников» (Там же. Стб. 1-18; Вып. 3. Стб. 185-198; Вып. 6. Стб. 437-457; 1863. Т. 4. Вып. 1. Стб. 1-16; Вып. 2. Стб. 93-119; Вып. 3. Стб. 197-201; Вып. 4. Стб. 273-308; Вып.

http://pravenc.ru/text/293864.html

1. С. 14). На церковно-общественные темы активно писали прот. Н. Боголюбов («К вопросу о составе имеющего быть Собора Всероссийской Церкви» (1906. 1. Стб. 8-12)), прот. Н. Спасский («Духовенство и политика» (1906. 6. Стб. 153-155), «Вопрос о созыве Всероссийского Собора» (1906. 48. Стб. 1337-1340)), М. Подольский («Современные церковные вопросы: (Обзор духовных журналов)» (1906. 10. Стб. 269-280; 16. Стб. 421-430)), свящ. А. Г. Альбицкий («По вопросам жизни: Христианство и социализм» (1906-1907)), еп. сщмч. Макарий (Гневушев) («Кто среди нас друзья немцев» (1916. 25. Стб. 460-462), «Общественная деятельность пастырей Церкви» (1916. 50. Стб. 772-774; 1917. 2. Стб. 31-33, публикация не закончена)) и др. Множество публицистических статей и заметок печатались анонимно или были подписаны криптонимами (напр., «Русское революционное движение» (1906. 3. Стб. 65-71), «Церковь и культурно-историческое движение» (1906. 20. Стб. 533-538; 21. Стб. 559-564)). Член Гос. думы свящ. А. Г. Бельский в 1912-1916 гг. печатал свои отчеты под рубрикой «Из Таврического дворца», а также опубликовал ряд статей на церковно-общественные темы («К вопросу об обеспечении духовенства казенным жалованьем» (1913. 39. Стб. 1024-1028; 40. Стб. 1043-1046), «Церковные вопросы в Гос. Думе» (1916. 22. Стб. 417-419) и др.). Собственно богословских статей было немного (напр., «Творение и искупление» прот. Н. Боголюбова (1906. 22. Стб. 589-594; 23. Стб. 613-619; 24. Стб. 637-644; 25. Стб. 672-675; 26. Стб. 709-713; 27. Стб. 738-744; 28. Стб. 768-772). В 1912-1917 гг. печатались воспоминания свящ. Владимира Тенищева, а в 1914-1916 гг.- «Воспоминания старого профессора» А. Л. Катанского. В 7 за 1917 г., содержащем только неофиц. часть, был опубликован царский манифест об отречении, в последующих номерах нет разделения на офиц. и неофиц. части (кроме 2 и 3 за 1918 г., где офиц. часть помещена в конце журнала). В редакционных и авторских статьях декларировалась лояльность к Временному правительству и выражались надежды на обновление церковной жизни (напр., в анонимной ст.

http://pravenc.ru/text/2565208.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010