По мнению А. А. Титова, И. скончался 7 марта 1608 г., но остается неясным, на основании каких документов приведена эта дата. Архиерей был похоронен в Успенском соборе Ростова Великого у юж. стены, 3-е захоронение от зап. угла. Имя И. внесено в «Список угодников Божьих... подвизавшихся в Ярославской епархии...» (1887), где он назван прозорливым, память указана под 16 марта и 22 сент. Арх.: РГБ. Егор. 869; ГИМ. Увар. 310; Хлуд. 4о; РГАДА. Ф. 381. 346; РНБ. Погод. 282, 285, 296 [рукописи, написанные по заказу И.]. Соч.: Артемьев А. И. Разгадка старинной анаграммы, помещенной в послесловии к Житию св. Александра Невского//ЗРАО. 1851. Т. 4. С. 140-143; Мансикка В. П. Житие Александра Невского. СПб., 1913. Прил. С. 49-125. (ПДПИ; 180). Ист.: Список угодников Божиих и других лиц, подвизавшихся в пределах Ярославской епархии и упомянутых в разных печатных и рукописных святцах и ист. указателях//Ярославские ЕВ. 1887. 22. Ч. неофиц. Стб. 357-360; Летописец о Ростовских архиереях/Примеч.: А. А. Титов. СПб., 1890. С. 11; Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись//Ист.-филол. сб. Сыктывкар, 1958. Вып. 4. С. 268; ПСРЛ. Т. 29. С. 222. Лит.: Муравьёв A. H. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Т. 1. С. 207, 246, 294; Иерархи ростовско-ярославской паствы в преемственном порядке с 992 г. до наст. времени. Ярославль, 1864. С. 119-120; Титов А. А. Ростовская иерархия. М., 1890; Серебрянский Н. И. Древнерус. княжеские жития. М., 1915. С. 218-222; Сперанский М. Н. Из истории рус.-славян. лит. связей. М., 1960. С. 192-197; Тихомиров М. Н. Рус. культура X-XVIII вв.: Сб. ст. М., 1968. С. 332; Тихомировские чт., 1970 г.: Мат-лы науч. конференции, посвященной опыту организации археогр. экспедиций в РСФСР. М., 1970. С. 109; Флоря Б. Н. О реконструкции состава древнерусских библиотек//ДРИ. М., 1972. [Вып.:] Рукописная книга. С. 57-59; Синицына Н. В. Максим Грек в России. М., 1977 (по указ.); Буланин Д. М. Вологодский архиеп. Иона (Думин) и рукописная традиция сочинений Максима Грека//Источниковедение лит-ры Др. Руси. Л., 1980. С. 174-180; он же. Владимирский Рождественский мон-рь как культурный центр Др. Руси//ТОДРЛ. 1981. Т. 36. С. 73-74, 77-78; он же. Переводы и послания Максима Грека: Неизд. тексты. Л., 1984. С. 232 -233; он же. Иона (Думин)//СККДР. 1988. Вып.2. Ч. 1. С. 430-432; Покровский Н. Н. Замечания о рукописи Судных списков Максима Грека//ТОДРЛ. 1981. Т. 36. С. 80-102; Евгений. Словарь. С. 166; Сиренов А. В. Степенная книга редакции Ионы (Думина)//Опыты по источниковедению: Древнерус. книжность. СПб., 2000. Вып. 3. С. 256-304; он же. Степенная книга: История текста. М., 2007 (по указ.); Вахрина В. И. Успенский собор Ростова Великого: [Альбом]. М., 2001. С. 52; Спасский Ф. Г. Рус. литургическое творчество. М., 2008 2. С. 145, 168, 469.

http://pravenc.ru/text/578308.html

5. Стб. 8, 95; АЮБДР. Т. 2. С. 184. 139; РИБ. Т. 2. Стб. 485-489. 142; Т. 5. Стб. 222-224. 86; Стб. 251-274. 90; Стб. 546-550. 206; Стб. 926-927. 383; НовгорЛет. С. 33, 62, 63, 234, 335, 336; Голубцов. Чиновник. С. 54, 99, 122, 124, 168, 179; Лихачёв Н. П. Духовное завещание старца Варлаама 1590 г.//ИРГО. 1909. Вып. 3. С. 110-112; ПСРЛ. Т. 4. Вып. 1; Т. 16, 30, 42, 43; НПЛ; Анпилогов Г. Н. Новые док-ты о России кон. XVI - нач. XVII в. М., 1967. С. 412-415; Вел. Новгород во 2-й пол. XVI в.: Сб. док-тов/Сост.: К. В. Баранов. СПб., 2001; Анкудинов И. Ю., Баранов К. В. Акты новгородского Духова мон-ря 1574-1595 гг.//РД. 2003. Вып. 9. С. 339-353; Писцовые и переписные книги Новгорода Великого XVII - нач. XVIII в.: Сб. док-тов/Сост.: И. Ю. Анкудинов. СПб., 2003 (по указ.). Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 66-69; Ратшин. Монастыри. С. 389-390; Макарий (Миролюбов), архим. Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. СПб., 2003р. Ч. 1. С. 121-131, 173, 334, 536; Ч. 2 (по указ.); Строев. Списки иерархов. Стб. 43, 89-90; Зверинский. Т. 1. 179. С. 137-138; Валдайский С., свящ. Новгородский 1-кл. Свято-Духов жен. мон-рь: Кр. ист. описание. Новг., 19102; Петров Д. А. Проблемы ист. топографии Новгорода. М., 1999. С. 169-186; Ядрышников В. А. Формирование ансамбля Свято-Духова монастыря в Новгороде//НовгАВ. 1999. Вып. 1. С. 27-36; он же. Духов (Свято-Духов) [мон-рь]//Вел. Новгород: История и культура IX-XVII вв.: Энцикл. слов. СПб., 2009. С. 304; Петрова Л. И. и др. Топография пригородных мон-рей Новгорода Великого//НИС. 2000. Вып. 8(18). С. 95-157; Бобров А. Г. Монастырские книжные центры Новгородской республики//КЦДР. 2001. [Вып.:] Севернорус. мон-ри. С. 93-94; Гордиенко Э. А., Ядрышников В. А. [Церковь] Троицы с трапезной палатой в Духовом мон-ре//Там же. С. 510-511; Гордиенко Э. А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001. С. 345-348; Анкудинов И. Ю. Пригородные новгородские мон-ри на планах Елизаветинского и Генерального межеваний//НовгАВ. 2005. Вып.

http://pravenc.ru/text/2577781.html

Ист.: ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. С. 398-399; Т. 15. Стб. 129-130; 1908. Т. 21. Ч. 1: Книга Степенная царского родословия. С. 317; 1965. Т. 30. С. 138, 143; ДДГ. 1950. С. 371; Роспись жалования 1677 г.//ДАИ. Т. 9. 107; АЮБДР. 1864. Т. 2. С. 338; Забелин И. Е. Мат-лы для истории, археологии и статистики Москвы. М., 1884. Ч. 1. Стб. 540-552; 1891. Ч. 2. С. 314, 332, 373, 409, 422, 423, 468, 544-545; Игнатий (Лебедев), схиархим. Письма из заключения// Игнатия (Петровская), мон. Старчество на Руси. М., 1999. С. 214-315; он же. Письма мон. Ксении// Игнатия (Петровская), мон. Старчество в годы гонений: Прмч. Игнатий (Лебедев) и его духовная семья. М., 2001. С. 290-314. Лит.: Крылов И. З. Достопамятные могилы в моск. Высокопетровском мон-ре. М., 1841; [Высокопетровский мон-рь в 1812 г.]//ЧОИДР. 1858. Т. 4. Отд. 2. С. 41-42; Григорий (Воинов-Борзецовский), архим. Высокопетровский мон-рь. М., 1873; он же. Списки настоятелей Моск. Высокопетровского мон-ря и его же надгробные памятники. М., 1874; он же. Древние и др. замечательные предметы в моск. Высокопетровском мон-ре. М., 1875; Высокопетровский мон-рь в Москве//Рус. достопамятности. М., 1880. Т. 3; Высоко-Петровский муж. 2-кл. мон-рь в Москве. М., 1899; Потапов А. А. Очерк др. рус. гражданской архитектуры//Древности: Тр. МАО. 1904. Т. 20. Гл. XXXVIII; Дедушенко Б. П. К истории ансамбля моск. Высоко-Петровского мон-ря//ДРИ. М., 1964: XVII в.; он же. Собор Петра митр. Высоко-Петровского мон-ря в Москве//Вопр. охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. М., 1976. Вып. 4; Памятники архитектуры Москвы: Белый город. М., 1989. С. 180-188; Датюк Т. Московский Высоко-Петровский мон-рь: Ист.-археол. справка//ППр. 1993. 1. С. 12-18; Беляев Л. А. Древние мон-ри Москвы по данным археологии. М., 1994. С. 152-176; Гарькавый И. Страница жизни Церкви//АиО. 1995. 1(4). С. 114-125; Игнатия (Петровская), мон. Высоко-Петровский мон-рь в 20-30 гг.//Там же. 1996. 1(8). С. 114-135; она же. Патриарх Сергий и Высоко-Петровский мон-рь//Там же. 1999. 3(21). С. 181-185; Беглов А. Архиеп. Варфоломей (Ремов): Argumentum advocati Dei: Настоятель Высоко-Петровского мон-ря по мат-лам архивов его прихожан//Церковь в истории России. М., 2003. Вып. 5. С. 222-240; Высоко-Петровский мон-рь: Патриаршее подворье. М., 2004.

http://pravenc.ru/text/161083.html

2970 Лаврентьевская лет: «В лто 1036 иде рославъ Новугороду и посади сына своего Володимера Новгород епископа постави Жидту» (В год 1036 поехал Ярослав в Новгород и посадил (на княжение) сына своего Владимира в Новгороде. Епископа поставил Жидята [Луку]) (ПСРЛ. Т. 1 Стб. 150–151) Дата преставления различается в Никоновской и в Софийской первой лет.: 1059 и 1060 гг. соответственно. В числах оба источника сходятся – 15.10 (ПСРЛ. Т. 9. С .91; Т. 6. Стб. 183). Память в Соборе Новгородских святых в 3-ю Неделю по Пятидесятнице. 2971 По Никоновской лет., дата хиротонии – 1060 г., по Софийской – 1061 г. (ПСРЛ. Т. 9. С. 92; Т. 6. Стб. 184) Предпочтительной кажется вторая дата: временной интервал до поставления следующего епископа должен быть значительным. О насильственной смерти еп. Стефана в Софийской лет. говорится следующее: «И иде владыка Стефанъ въ Киевъ, и тамо свои холопи удавиша его». Дата в обоих случаях одинакова – 1068 г. (ПСРЛ. Т. 6. Стб. 189; Т. 9. Стб. 96). 2972 Упоминается в 1071 г. в связи с мятежом язычников в Новгороде (ПСРЛ. Т. 6. Стб. 196. Т. 9. Стб. 99 и др.). Дата преставления – 1077 г. (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. Стб. 18), причем в приложении к лет. указано, что скончался, покусанный собственным псом (Там же. Стб. 473). 2973 Первая дата по Никоновской лет. – ПСРЛ. Т. 9. Стб. 109. Местночтимый святой Новгородской епархии. 2974 Дата поставления – по Никоновской лет. (ПСРЛ. Т. 9. Стб. 125). Дата преставления – 31.01.1109 (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. Стб. 203), 01.01.1109 (Никоновская лет.; ПСРЛ. Т. 9. Стб. 141), 15.01.1109 (ПСРЛ. Т. 6. Стб. 218). Дата в списке считается общепризнанной. Память – 31.01, 30.04, 14.05. 2975 Дата поставления различается – 1108 г. в Никоновской, 1110 г. – в Софийской лет. (ПСРЛ. Т. 9. Стб. 141; Т. 6. Стб. 218). Противоречие разрешает Новгородская Первая лет.; «В лто 1110. Прииде в Новъгород архиепископъ Иоанн, мсяца декабря въ 20» (ПСРЛ. Т. 3. С. 203). (В год 1110 прибыл в Новгород архиепископ Иоанн, 20 декабря). Полагаем, что поставление относится к 1110 г. «Въ лто 6638 Въ се же лто отвьржеся архепископъ Иоанн Новагорода» («В этот год отвергся архиепископ Иоанн Новгорода») (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. Стб. 473; Никоновская лет. ПСРЛ. Т. 9. Стб. 156).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вып. 3. Стб. 201-205) и «Славянские рукописи Британского музея в Лондоне и Бодлейской библиотеки в Оксфорде» (1872. Т. 7. Вып. 3. Стб. 233-236) Срезневского; «Камни, хранящиеся во Владимирском Успенском соборе» К. Н. Тихомирова (1863. Т. 4. Вып. 4. Стб. 369-370); «Описи свияжского Богородичного мужского монастыря, составленные в 1614 г.» Н. И. Суворова (Там же. Вып. 6. Стб. 548-589); «План Новгорода на иконе Знамения Божией Матери в Новгородском Знаменском соборе» И. И. Горностаева (1865. Т. 5. Вып. 3. Стб. 145-150); «Сведения о доме в Москве, принадлежавшем в XVII в. боярину Н. И. Романову» П. П. Пекарского (Там же. Вып. 4. Стб. 258-259); «О старинных русских мерах протяжения» (1872. Т. 7. Вып. 3. Стб. 258-274), «Разбор прописи на Мстиславовом Евангелии» (Там же. Стб. 275-284), «О значении царского титула до принятия русскими государями титула императорского» (1877. Т. 8. Вып. 3. Стб. 193-218; Вып. 5. Стб. 449-477; 1880. Т. 9. Вып. 2/3. Стб. 201-271) и «О размерах Большого Чертежа» (1884. Т. 10. Вып. 2. Стб. 118-130) Д. И. Прозоровского; «О времени написания фресков Киево-Софийского собора» прот. П. Г. Лебединцева (1877. Т. 8. Вып. 1. Стб. 67-71); «Греческая икона 1771 г., изображающая г. Иерусалим с окрестностями» (1884. Т. 10. Вып. 1. Стб. 35-44) и «Составление первого руководства по церковной археологии» (Там же. Вып. 2. Стб. 93-118) прот. К. Т. Никольского ; статьи А. Ф. Бычкова, Н. А. Абрамова, К. И. Невоструева и др. Серию статей по филологии Византии опубликовал Г. С. Дестунис : «Ватопедский снимок Птолемеевой географии» (1861. Т. 2. Вып. 1. Стб. 16-22), «Объяснение стихов на Византийском складне» (Там же. Вып. 4. Стб. 229-232), «Заметки на ватопедский список географии Страбона» (1861. Т. 3. Вып. 1. Стб. 29-32) и др. В неск. томах печаталась известная работа Срезневского «Из обозрения глаголических памятников» (Там же. Стб. 1-18; Вып. 3. Стб. 185-198; Вып. 6. Стб. 437-457; 1863. Т. 4. Вып. 1. Стб. 1-16; Вып. 2. Стб. 93-119; Вып. 3. Стб. 197-201; Вып. 4. Стб. 273-308; Вып.

http://pravenc.ru/text/293864.html

1. С. 14). На церковно-общественные темы активно писали прот. Н. Боголюбов («К вопросу о составе имеющего быть Собора Всероссийской Церкви» (1906. 1. Стб. 8-12)), прот. Н. Спасский («Духовенство и политика» (1906. 6. Стб. 153-155), «Вопрос о созыве Всероссийского Собора» (1906. 48. Стб. 1337-1340)), М. Подольский («Современные церковные вопросы: (Обзор духовных журналов)» (1906. 10. Стб. 269-280; 16. Стб. 421-430)), свящ. А. Г. Альбицкий («По вопросам жизни: Христианство и социализм» (1906-1907)), еп. сщмч. Макарий (Гневушев) («Кто среди нас друзья немцев» (1916. 25. Стб. 460-462), «Общественная деятельность пастырей Церкви» (1916. 50. Стб. 772-774; 1917. 2. Стб. 31-33, публикация не закончена)) и др. Множество публицистических статей и заметок печатались анонимно или были подписаны криптонимами (напр., «Русское революционное движение» (1906. 3. Стб. 65-71), «Церковь и культурно-историческое движение» (1906. 20. Стб. 533-538; 21. Стб. 559-564)). Член Гос. думы свящ. А. Г. Бельский в 1912-1916 гг. печатал свои отчеты под рубрикой «Из Таврического дворца», а также опубликовал ряд статей на церковно-общественные темы («К вопросу об обеспечении духовенства казенным жалованьем» (1913. 39. Стб. 1024-1028; 40. Стб. 1043-1046), «Церковные вопросы в Гос. Думе» (1916. 22. Стб. 417-419) и др.). Собственно богословских статей было немного (напр., «Творение и искупление» прот. Н. Боголюбова (1906. 22. Стб. 589-594; 23. Стб. 613-619; 24. Стб. 637-644; 25. Стб. 672-675; 26. Стб. 709-713; 27. Стб. 738-744; 28. Стб. 768-772). В 1912-1917 гг. печатались воспоминания свящ. Владимира Тенищева, а в 1914-1916 гг.- «Воспоминания старого профессора» А. Л. Катанского. В 7 за 1917 г., содержащем только неофиц. часть, был опубликован царский манифест об отречении, в последующих номерах нет разделения на офиц. и неофиц. части (кроме 2 и 3 за 1918 г., где офиц. часть помещена в конце журнала). В редакционных и авторских статьях декларировалась лояльность к Временному правительству и выражались надежды на обновление церковной жизни (напр., в анонимной ст.

http://pravenc.ru/text/2565208.html

под 1210 г. (ПСРЛ. Т. 7. С. 117; Т. 10. С. 62). Дата кончины указана в Лаврентьевской лет. (ПСРЛ. Τ. 1. Стб. 444–445). 1041 Был поставлен, по сведениям Лаврентьевской лет. 06.01.1224 (ПСРЛ. Τ. 1. Стб. 447). Принимая поправку на мартовский стиль, дата поставления – 06.01.1225. 1042 Прибыл на Русь, по Воскресенской и Софийской второй лет., в 1237 г. (в Никоновской лет. – в 1236 г.) (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 288; Т. 7. С. 139; Т. 10. С. 104). Дальнейшая судьба неизвестна. 1043 О Иоасафе, епископе Холмском (или Угровском), в Ипатьевской лет. записано: «...Асафъ Воугровьскъуи иже скочи на столъ митрофоличь и за то сврженъ бъусть стола своего и переведена бьусть пискоупьв во Холмъ». («... Иоасаф Угровский, который занял престол митрополичий и за это был свержен со своей кафедры и переведен был епископом в Холм».) (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 739–740). Летопись это событие относит к 1223 г., но представляется более верной датировка – 1240–1244 гг., время смуты после татаро-монгольского разгрома и междупатриаршества в Никее (где поставлялись митрополиты из-за захвата Константинополя крестоносцами), т. к. самовольный захват митрополичьей кафедры явился бы вопиющим нарушением церковных канонов, что в относительно стабильный домонгольский период было почти невозможно, ибо вызвало бы значительную смуту, данных о которой не имеется. Летописную датировку следует признать сомнительной. 1044 Епископ Холмский, нареченный. В Ипатьевской лет. под 1243 г. упоминается как митрополит (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 794). 1045 По Ипатьевской лет. отправился на поставление в 1250 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 808). Упоминается в 1250 г. в Суздале и в 1251 г. в Новгороде (ПСРЛ. Τ. 1. Стб. 472). Упоминается в Никоновской лет. под 1263 г. при похоронах Св. князя Александра Невского (ПСРЛ. Т. 10. С. 143). Вторая дата – дата кончины, по Новгородской Первой лет. (ПСРЛ. Т. 3. С. 324). В приложении к монографии Я. Н. Щапова со ссылкой на граффити Киевского Софийского собора уточняется, что митрополит скончался 27.11.1281, а 06.12.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В предварительных статьях Никоновской лет. список Тверских архиереев выглядит следующим образом: Симеон из Полоцка, Андрей из Литвы, Варсонофий, Феодор, Феодор, Василий, Евфимий, Арсений Чудотворец, Антоний, Илия, Моисей, Геннадий, Вассиан, Нил Гречин, Акакий (ПСРЛ. Т. 9. C. XXII). 4566 Андрей Ерденев или Эрдена – из князей литовских, двоюродный брат Псковского князя св. Довмонта (Тимофея). Первая дата – дата поставления, по Воскресенской лет. (ПСРЛ. Т. 7. С. 179). Возводил клевету на митрополита Петра Патриарху, для разбора которой в Переяславле в 1311 г. был созван собор, на котором клевета была разоблачена. Вторая дата – дата ухода на покой (ПСРЛ. Т. 7. С. 187). Преставился, по Никоновской лет. в 1321 г., пребывая на покое в своем Введенском монастыре на р. Шеше (ПСРЛ. Т. 10. С. 188). 4567 Первая дата – дата поставления, по Воскресенской лет. (ПСРЛ. Т. 7. С. 187). Упоминается в 1325 г. как участник похорон князя Юрия Даниловича. (ПСРЛ. Т. 7. С. 199). Вторая дата – по: Титов A. А. Тверские епископы. Материалы для истории русской церкви. M., 1890. С. 12. 4569 Упоминается в Никоновской лет. под 1344 г. (ПСРЛ. Т. 10. С. 216). Вторая дата – дата ухода на покой. (ПСРЛ. Т. 10. С. 232). Скончался, по данным Воскресенской лет. 20.03.1367 в Отроче монастыре (ПСРЛ. Т. 8. С. 14). 4571 Первая дата – дата поставления, по Никоновской лет. (ПСРЛ. Т. 11. С. 21). Вторая дата – дата снятия с кафедры (ПСРЛ. Т. 11. С. 125). 4572 Митрополичий протодиакон. Первая дата – дата поставления (ПСРЛ. Т. 11. С. 126). Вторая дата – дата кончины. Воскресенская лет. относит дату кончины к 1409 г. (ПСРЛ. Т. 8. С. 84), а Никоновская – к 1410 г. (ПСРЛ. Т. 11. С. 211–212). Никоновская лет. приводит наиболее полный рассказ о кончине святителя Арсения, а ее датировка лучше согласуется с датой поставления следующего епископа. Память – 02.03. 4573 Первая дата – дата поставления, по Никоновской лет. (ПСРЛ. Т. 11. С. 215). Упоминается при поставлении Новгородского архиепископа Симеона в 1416 г. (ПСРЛ. Т. 8. С. 88).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1095 г. вместе с горожанами удалился из города, спасаясь от половецкого погрома (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 228–229), вследствие которого кафедра временно была перенесена в Канев. Упоминается как святой в труде архиепископа Сергия (Спасского) (Полный месяцеслов Востока. Т. 3. Святой Восток. M., 1997. С. 566. Здесь же датой кончины показан 1095 г.). 388 По Воскресенской лет. поставлен в 1113 г. (ПСРЛ. Т. 7. С. 23), по Лаврентьевской лет. – в 1114 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 289). Никоновская лет. называет точную дату поставления – 06.11.1114 (ПСРЛ. Т. 9. С. 143). Преставился 09.09.1122 (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 292). 389 Упоминается в 1147 г. под титулом «Юрьевский» в числе членов Собора, избравшего митрополитом Климента Смолятича (Ипатьевская лет.; ПСРЛ. Т. 2. Стб. 341–342). Упоминается также в 1154 г. в Лаврентьевской лет. под титулом «Каневский», возможно, по месту пребывания (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 345–346). Именование епископов не по кафедральному городу, а по месту его временного пребывания в древних памятниках не единично. Подобное именование имело место и у древних Ростовских епископов – то Ростовский, то Суздальский (См. Ярославская епархия). 391 Под 1190 г. в Ипатьевской лет. сказано: «Того же лта преставися епископъ Блогородьскии Максимъ Рюрикъ же в него мсто постави епископмъ ωтца своего духовнаго игоумена святаго Михаила Андряна Въудобъучиского» (ПСРЛ. Т. 2 Стб. 665 – 666) («В этот же год преставился епископ Белгородский Максим. Рюрик же на его место поставил епископом отца своего духовного игумена монастыря св. Михаила Адриана Выдобичского».) Под 1198 г. там же говорится об освящении каменной церкви в Белгороде. В её освящении участвовали Митрополит Киевский и Епископ Адриан. Причем имена епископов упомянуты дважды. Первый раз после имени сказано, что «тоя церкви столъ добр правяща епископомъ Юрьевьскъумъ», а второй раз назван титул епископа – Андреян Юрьевский (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 707–708). Таким образом, белгородский епископ именуется одновременно и Юрьевским. В этот же год была создана церковь Святого Василия в Киеве на Новом дворе. По тому же источнику в её освящении также принимал участие епископ Белгородский Адриан, который назван и Юрьевским. «И епископомъ Блогородьскъумъ Андряномъ и Юрьевьскъумъ епископомъ». (Там же). Можно предположить, что Белгородский архиерей являлся одновременно и временно управляющий Юрьевской епархией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ист.: Личный состав служащих в духовно-учеб. заведениях Таврической епархии в 1903-1904 уч. г.//Таврические ЕВ. Ч. офиц. 1903. 21. С. 1406-1426; Последние дни пребывания в Симферополе бывш. инспектора семинарии иером. Лаврентия и его отъезд к новому месту служения//Таврический церк.-обществ. вестн. Симф., 1912. 9. С. 374-380; 10/11. С. 422-423; Определения Св. Синода//ЦВед. 1912. 10. С. 61; Высочайшие повеления//Там же. 1917. 6. С. 33; Отъезд депутации от Братства//Вестн. Виленского правосл. Св.-Духовского братства. 1913. 5(143). С. 114; Новые духовные академии//Там же. 1914. 7/8(169/170). С. 156; Ивановский В. Отчет о деятельности состоящего под Высочайшим Его Императорского Величества покровительством Виленского правосл. Св.-Духовского братства за 1913 г.//Там же. 19(181). С. 406-409; Наречение архим. Лаврентия во епископа//Нижегородский церк.-обществ. вестн. 1917. 6. Стб. 97; Хиротония//Там же. Стб. 97-98; Назначение преосвященного Лаврентия//Там же. Стб. 98; Духовенство и новый строй//Там же. 7. С. 109-113; Телеграмма высокопреосв. Иоакима//Там же. Стб. 113; Молебен в кафедральном соборе//Там же. 8. Стб. 126; Собрание городского духовенства//Там же. 10. Стб. 157-161; Собрание ревнителей православной веры//Там же. 11. Стб. 185; Пастырское собрание//Там же. 12. Стб. 200; Общее собрание Спасо-Преображенского братства//Там же. 13. Стб. 219; Управление Нижегородскою епархиею//Там же. 14. Стб. 139; Спасо-Преображенское братство//Там же. Стб. 140; Епархиальный съезд//Там же. 16. Стб. 182-184; Епархиальный съезд//Там же. 24. Стб. 319-320; Порфирьев А. А., прот. Вниманию отцов благочинных//Там же. 25. Стб. 338-339; Собрание законоучителей и родителей учащихся//Там же. 29. Стб. 406-407; Собрание духовенства и мирян//Там же. Стб. 408-409; Предвыборное собрание//Там же. 32. Стб. 467-468; Священный Собор Правосл. Рос. Церкви 1917-1918 гг.: Обзор деяний. 3-я сессия/Сост.: А. Г. Кравецкий, Г. Шульц. М., 2000. С. 148; Следственное дело Патриарха Тихона: Сб. док-тов/Ред.: прот. В. Н. Воробьев; отв. сост.: Н. А. Кривова. М., 2000. С. 456.

http://pravenc.ru/text/Лаврентий ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010