Закрыть itemscope itemtype="" > «Всё будет хорошо» Митрополит Тихон обратился к духовенству, братии и всем богомольцам Псково-Печерского монастыря с прощальным словом 16.10.2023 1215 Время на чтение 5 минут Фото: Псковская епархия В субботу, 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, митрополит Симферопольский и Крымский Тихон совершил Божественную литургию в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, сообщает Псковская епархия. Его Высокопреосвященству сослужили: архимандрит Мефодий (Леонтьев), архимандрит Филарет (Кольцов), архимандрит Марк (Быстриков), благочинный Печорского округа протоиерей Владимир Семиндяев, исполняющий обязанности наместника Спасо-Преображенского Мирожского монастыря иеромонах Серафим (Козулин), исполняющий обязанности ректора Псково-Печерской духовной семинарии иеромонах Андрей (Коротков), иеромонах Иларион (Карандеев), иеромонах Прохор (Андрейчук), братия монастыря и гости обители в священном сане. Песнопения Литургии исполнили: Архиерейский хор под управлением диакона Александра Амерханова и братский хор Псково-Печерского монастыря под управлением инока Олега (Гладышева). Попрощаться с дорогим владыкой в обитель собрались многочисленные прихожане, студенты Псково-Печерской духовной семинарии, православные верующие города Печоры и других районов Псковской области. По окончании богослужения митрополит Тихон обратился к духовенству, братии обители и всем богомольцам с прощальным словом: «Счастлив человек, у которого на Земле есть место, которое он больше всего любит, к которому привязано его сердце. Место, земля, которая, как в древнем сказании, подпитывает его силами. И для меня есть такое место на земле. Это Псково-Печерский монастырь. Самая прекрасная, самая любимая, не промененная ни на что в сердце моем, хотя я и вырос в Москве, и бывал во многих местах России, во множестве стран, но... прекраснее, теплее, роднее, чем Псково-Печерский монастырь, места нет! Я от всего сердца благодарю Бога, что спустя 31 год после того, как по послушанию мне пришлось удалиться в Москву, Он услышал мои молитвы (31 год!) – и вернул сюда. Как я мог подумать, что паломник, потом послушник на коровнике вдруг вернется в Псково-Печерский монастырь, который весь был и остается для меня святыней – от каждого камушка до людей, конечно же, – и поставит грешного и недостойного на игуменское место...

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/16/vs...

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) ЖМП 8 август 2023 /  1 сентября 2023 г. 18:00 Божие благословение людям ПСКОВО-ПЕЧЕРСКАЯ ОБИТЕЛЬ И ТРАДИЦИИ СТАРЧЕСТВА Псково-Печерский Успенский монастырь, древний удел Пресвятой Богородицы  на северо-западе Руси, имеет важное значение для истории Русской Православной Церкви и русского монашества. Среди иноков выдающиеся церковные деятели, в том числе два Патриарха — Иоаким и Пимен — и восемь епископов. Печерская обитель, отмечающая 550-летие в 2023 году, за многовековую историю прославилась своими старцами.  PDF-bepcuя. Сохраняя традиции Святой Руси Традиция старческого окормления всегда бережно сохранялась в  Псково-Печерском монастыре . B XV–XVII столетиях в обители подвизались преподобные Марк, Иона, Васса, Вассиан, Дорофей Югский, преподобномученик Корнилий. Здесь преподобный иеросхимонах Лазарь Прозорливый принял постриг в 1785 году и пребывал безвыходно до самой кончины. Это был замечательный аскет, делатель Иисусовой молитвы, получивший (по образу евангельского Лазаря, друга Христова) таинственный опыт временной кончины, за которой последовало его возвращение к жизни. C XVI по XX столетие Псково-Печерский монастырь неизменно пребывал надежным военным и духовным оплотом Древней Руси, а также России нового и новейшего времени — на ее северо-западных рубежах. В качестве «государевой крепости» обитель выдержала с середины XVI по начало XVIII столетия целый ряд вражеских осад и нападений. В эпоху польской интервенции, шведской экспансии, в годы революции, в период Гражданской и Великой Отечественной войн Псково-Печерский монастырь был защитником для проживавших в этих краях православных русских и эстонцев, одновременно способствуя сохранению чистоты православной веры.   В Средневековье Печерская обитель являлась одним из значимых центров иконописи, книжности, летописания. Монастырь был и важнейшим миссионерским центром: силами насельников — в первую очередь преподобномученика Корнилия и его учеников — полиэтническое население окружавших обитель территорий оказалось обращено в Православие. Монастырь объединил вокруг себя и русское население Псковской земли и Печорского края, являясь хранителем и проповедником Христовой истины, осуществляя духовное окормление верующих. Когда эти места находились в составе Эстонского государства (1920–1940), Псково-­Печерский монастырь бережно сохранял и приумножал те традиции Святой Руси, что в тот же самый исторический период — в годы развернувшихся в СССР атеистических репрессий — уничтожались советской властью.  

http://e-vestnik.ru/church/pskovo_pecher...

Псково-Печерский монастырь (фото) Материал из Азбука паломники Перейти к навигации Перейти к поиску Использованы материалы книги: Архимандрит ТИХОН (Секретарев) «БОЖИЯ МАТЕРЬ – ЧУДО ВСЕЛЕННОЙ Паломничество по Свято-Успенскому Псково-Печерскому монастырю» Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь в 2013 году отметил 540-летие освящения пещерного Успенского собора. Порядок изложения монастырской истории будет представлен в виде паломничества по обители… Начиная со смотровой площадки благочестивый паломник увидит монастырь от начала ХХ века по настоящее время… Божия Матерь хранит и благословляет Свою обитель, братию и паломников... Содержание Смотровая площадка [ править править код ] Перед нашим взором открывается пересеченная местность… По дну глубокого оврага течет речка Каменец... Склоны и дорожки напоминают палестинское место Горнее, куда пришла Дева Мария к Своей родственнице Елисавете и ею Духом Святым Она была названа Богородицею: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк.1:43). У Святых врат [ править править код ] Святые врата, которыми мы входим в монастырь, были построены по указу императора Петра I в благодарность за заслуги Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря в Северной войне. Никольский храм [ править править код ] В XVI веке, во время строительства крепостной стены вокруг монастыря, над входом в обитель по личному проекту преподобномученика Корнилия был устроен храм в честь святителя и чудотворца Николая - защитника Православия. Святителю Николаю чудотворцу вручил Преподобный охранять обитель от ересей и расколов, врагов видимых и невидимых… В храме находятся чудотворные иконы святого святителя Николая: Можайский, Великорецкий и Житийный образ с частицей святых мощей. Святитель Николай помогает людям в путешествиях на море, в воздухе. С особенной ревностью, усердием Святитель защищает веру в сердцах людей. Святитель Николай - самый почитаемый угодник Божий на Руси. Никольский храм Псково-Печерского монастыря. Конец XIX века. Фотограф К. И. Кампрада. Императорская Археологическая комиссия

http://azbyka.ru/palomnik/Фотопаломничес...

«Держит меня в Своей руке Господь» Изречения псково-печерских старцев Симеона (Желнина), Серафима (Розенберга), Михаила (Питкевича), Агапия (Агапова), Саввы (Остапенко) Часть 1: «Миром правит только Промысл Божий» Опыт жизни во Христе старцев Псково-Печерской обители, их поучения и наставления – золотой фонд русской духовности. Монастырь не закрывался даже в годы безбожных гонений, сохранив преемственную связь от подвижников былых времен к тем, кто подвизался здесь в наше время. Более того, в обители уже в преклонных летах жили старцы Валаамского монастыря, аскеты и отшельники, передав печерским насельникам и свой духовный опыт. Во 2-й части нашей подборки изречений псково-печерских старцев, которую мы сопроводили архивными фото, – наставления старцев Симеона (Желнина), Серафима (Розенберга), Михаила (Питкевича), Агапия (Агапова), Саввы (Остапенко), Александра (Васильева) и владыки Феодора (Текучева). Преподобный Симеон (Желнин; 1869–1960; память 5/18 января, 19 марта/1 апреля и в Соборе Псково-Печерских святых) – схимник и аскет, смиренный и усердный молитвенник, которому Бог даровал прозорливость, дар врачевания духовных и телесных недугов: он рассказывал о болезнях людей, которых никогда не знал, и отвечал на письма, еще только идущие в обитель. Старец учил жить в любви друг к другу и прощению обид, снисходительности к другим и строгости к себе. «Думай: хочу того, чего Бог хочет…» – наставлял отец Симеон. Архимандрит Серафим (Розенберг; 1909–1994) подвизался в Псково-Печерской обители 62 года. Внешне строгий и необщительный, он вел напряженную внутреннюю жизнь, сокрытую от других. И братия монастыря особо полагалась именно на молитвы старца Серафима. «Все отдавали предпочтение его молитвам. Быть может, именно его молитвами монастырь и держался в прежние трудные годы», – вспоминал о старце один из насельников. Иеросхимонах Михаил (Питкевич; 1877–1962) пришел в Псково-Печерский монастырь уже в весьма преклонных годах, принеся сюда духовную традицию Валаамской обители, в которой подвизался долгие годы, ведя жизнь отшельника и аскета. При этом старец основной смысл христианской жизни видел в евангельской любви и потому нарушал затвор ради наставления и душепопечения приходивших к нему. Любви и терпеливому несению скорбей, внимательной духовной жизни он и учил.

http://pravoslavie.ru/118322.html

(1501 - 20.02.1570), прмч. (пам. 20 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских и в Соборе святых Эстонской земли), игум. Псково-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , иконописец, писатель. Основными источниками сведений о жизни К. являются псковские летописи и разные редакции Повести о Псково-Печерском мон-ре, в т. ч. Повесть, составленная самим К. в 1531 г. (о редакциях Повести см.: Охотникова. 1989. С. 269-271). Вкладная книга Псково-Печерского мон-ря 1558 г. сохранила имена родителей К.: «Месяца февраля… в 20 день преставление Печерскаго игумена Корнилия, с ним же поминаем отца его Стефана да матерь его Марию» ( Апухтин. 1914. С. 14-15). В многочисленных биографических очерках о К. повествуется о его воспитании в стенах псковского Мирожского в честь Преображения Господня мужского монастыря , о влиянии на формирование личности К. псковского дьяка М. Г. Мунехина, однако письменных подтверждений этим сведениям нет. В Повести о Псково-Печерском мон-ре К. описывал как очевидец монастырскую жизнь при игуменах Дорофее (1520(?)-1526) и Герасиме (1526-1529), следов., он пришел в обитель в нач. 20-х гг. XVI в. Вместе со всеми переносил лишения и трудности монастырской жизни. «Многажды же и не обрташеся что ясти, и еже обрташеся, отколе что Богъ пошлет или от жита или овса, то своима руками измилаху и в том хлбы себ творяху, такых же хлбов и яз застах в том монастыр» ( Серебрянский. 1908. С. 548). В 1529 г., в возрасте 28 лет, он был поставлен игуменом и возглавлял обитель 41 год вплоть до своей мученической кончины. Назначение К. игуменом в столь молодом возрасте исследователи объясняют его происхождением (Н. Н. Масленникова), промосковскими взглядами (Н. Е. Андреев), поддержкой свт. Макария , архиеп. Новгородского и Псковского (впосл. митрополит Московский), заинтересованного в продвижении образованных и деятельных представителей духовенства ( Малков. 1993. С. 96).

http://pravenc.ru/text/2458689.html

«Миром правит только Промысл Божий» Изречения псково-печерских старцев Иоанна (Крестьянкина), Нафанаила (Поспелова) и Алипия (Воронова) Опыт жизни во Христе старцев Псково-Печерской обители, их поучения и наставления – золотой фонд русской духовности. Неиссякаемый поток людской тек в обитель, чтобы почерпнуть у старцев стойкость в вере, получить совет, выправить жизненный путь, разрешить сомнения. Они видели современного человека насквозь, знали его немощи и страсти, болевые точки и слабые места, и потому их наставления и назидания так важны и значимы для нас. Предлагаем подборку изречений псково-печерских старцев, которую мы сопроводили архивными фото. Высказывания старцев Алипия (Воронова), Иоанна (Крестьянкина), Нафанаила (Поспелова) составили 1-ю часть публикации, во 2-й части читатели найдут изречения старцев Симеона (Желнина), Серафима (Розенберга), Михаила (Питкевича), Агапия (Агапова), Саввы (Остапенко) и др. Архимандрит Алипий (Воронов; 1914–1975) – «великий наместник» Псково-Печерского монастыря, трудами и мужеством которого обитель была не только спасена от закрытия, но и украсилась цветом старчества. Это была самоотверженная личность во всех проявлениях своего христианского служения. Ярко характеризуют отца Алипия его же собственные слова: «Побеждает тот, кто переходит в наступление. Обороняться мало, надо переходить в наступление». Об этом надо помнить каждому христианину в его борьбе со своим ветхим человеком, с немощами и грехами. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин; 1910–2006) – известный не только православному миру пастырь и духовник. Старец называл духовную жизнь человека наукой из наук, требующей упорного, нескончаемого труда. Главным делом самого батюшки Иоанна было духовное окормление людей, возвращение заблудших к Богу, открытие им воли Божией. Только в Церкви и с Богом видел он возрождение каждого человека, страны и мира в целом. Архимандрит Нафанаил (Поспелов; 1920–2002) – строгий монах, усердный постник и молитвенник, имевший «премудрость Соломонову и ревность Илиину», как сказал о нем старец Симеон. И эта премудрость и ревность привели отца Нафанаила к твердому убеждению: во всех жизнен­ных обстоятельствах мы долж­ны видеть Божию волю, а послушание – самый верный и короткий путь ко спасению. Сам старец много потрудился на самых разных послушаниях – от сторожа монастырского огорода до экскурсовода по пещерам и заместителя наместника.

http://pravoslavie.ru/118252.html

" Утешайте, утешайте, люди Моя " РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_62096.html 06 февраля 2009 Архимандрит Тихон (Секретарев), Александра Никифорова " Утешайте, утешайте, люди Моя " Источник:  http://www.pravoslavie.ru/put/29195.htm Православие. ру 2006 год. Февраль. Морозный день. Сверкающий снег. Воздух пахнет дымком топящихся печек. Мы вновь в Печорах. Для прихожан домового храма МГУ это традиция – на масленицу отправляться в Псково-Печерский монастырь, из которого в наш храм была принесена в дар частица мощей мученицы Татианы. В те дни, три года тому назад, обитель жила памятью о новопреставленном архимандрите Иоанне (Крестьянкине). " Земной ангел и небесный человек " Вспоминает наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарёв). – Старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) войдет в историю Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и по времени, и по высоте служения, и по благодати дарования как продолжатель святого старчества на Руси. Одна благочестивая прихожанка рассказывала, как келейница старца Симеона матушка Александра где-то в 1959 году собралась в паломничество по святым местам и пришла к старцу за благословением. Но он сказал ей: " Матушка, зачем вам ехать куда-то? Смотрите, сколько святынь здесь, в обители, – и чудотворные иконы, и мощи... " . Она отвечала: " Я бы хотела пообщаться с отцом Иоанном Крестьянкиным " . Старец Симеон сразу оживился: " Вот-вот, к нему-то съездите обязательно. Он земной ангел и небесный человек " . Зерно, посаженное на смирении сердца отца Иоанна – Однажды, в 1977 году, я был в храме в полиелейный день. Батюшка проповедовал, и мне подумалось тогда: " Как жаль, что его замечательное слово слышат лишь сто человек, стоящих в храме " . Чудо, что сегодня проповеди батюшки переведены на английский, греческий, финский языки и звучат по всему миру! Вот как разрослось скромное зернышко, посаженное на смирении сердца отца Иоанна. – А в каком году отец Иоанн пришел в Псково-Печерский монастырь?

http://religare.ru/2_62096_1_21.html

Святой подвиг Псково-Печерских старцев – назидательный пример Жития во Христе (По книге: «У пещер Богом зданных») Да послужат жизнеописания псковских подвижников назидательным примером того, как следует нам жить «по Христу», сообразуя с Ним и с Его Вечной Истиной все наши дела, устремления и надежды 203 Надо постепенно в Царствие Небесное идти, и тебе надо ещё потрудиться над собой. Кто бежит бегом туда, то его тащат назад. Он – пустой. Чего там такому делать? А ты потихоньку – и дойдёшь туда, только не спеши 204 Что в жизни достойно удивления? Человек добрый между злыми 205 Введение Узреть Бога ( Мф. 5, 8 ) – это не значит увидеть или уразуметь существо Божие. Оно непостижимо – и даже предстоящие у Престола Божия Херувимы и Серафимы закрывают свои лица. Это значит – увидеть славу Божию, нерукотворный свет. Узреть сие удостаиваются немногие – великие подвижники веры и благочестия. К ним и относятся Псково-Печерские старцы, истинные Божии люди. Псковская земля на протяжении веков взрастила многих и многих святых – славных святителей, преподобных отшельников, блаженных юродивых, благоверных князей, великих праведников, проходивших свой земной путь как в монастыре, так и в миру. Это было. Это, слава Богу, и есть, о чём свидетельствует и сообщение о них в изданной Московским Сретенским монастырём в 2000 году книге «У пещер Богом зданных», и живая добрая сегодняшняя весть о них. «На протяжении половины тысячелетия, – свидетельствует братский духовник девяностолетний старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) , – Псково-Печерская обитель была и остаётся духовной святыней, куда стекались и стекаются паломники со всех концов России, где каждая верующая душа находила и находит путь к покаянию и утешению» (489) 206 . Промысл Божий так устроил, что псковская обитель, по праву именуемая «Домом молитвы», стала в лихие годы истории Русской Православной Церкви местом приюта иноков, изгонявшихся из закрываемых атеистическими властями монастырей: из Оптиной, Глинской, Вышенской пустыней, из монастырей Украины и Молдавии. В конце пятидесятых годов XX века сюда прибыли старцы и Ново-Валаамского монастыря из Финляндии. Здесь они и завершили свой земной путь 207 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

сост. Александр Ратшин Псковской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: ПСКОВО-ПЕЧОРСКИЙ, муж. 1 класса, при заштатном городе Печорах, в 20 верстах от древнего Изборска, на устье речки Пачковки, впадающей в Пимшу; находится под управлением архимандрита. Обитель эта существует с XV века; она, а впоследствии и город Печоры, получили название от пещер, ископанных в горе у реки Каменца, в которых в древние времена жил Преподобный отшельник, старец Марко. Чрез долгое время после Преподоб. Марка, поселился здесь, в горе близ пещер, также отшельник, Преподобный Иона, и, 1473, устроил малую обитель, а в пещере церковь Успения Богородицы. По кончине св. Ионы, преемник его, инок Михаил, основал над горою, в исходе XV века, новую обширнейшую обитель, с церковью св. Антония и Феодосия Киево-Печерских. Это было началом нынешнего Псково-Печорского монастыря, который, после многих разорений от лифляндцев и поляков возобновлен в 1519 году; а совершенным своим устройством обязан он Преподобному Корнилию, бывшему здесь во второй половине XVI века игуменом: он оградил обитель каменными степами, с башнями, валами и рвами так, что она выдерживала невредимо неоднократные осады от лифляндских рыцарей. Ныне здесь находится 5 церквей: 1) Соб. двухэтажная, в коей внизу, в самой пещере, престол Успения Богородицы, где иконостас весь железный; а вверху Покрова Божией матери; отсюда сделан ход в пещеры. Церковь эта сооружена в 1523 году. Здесь находятся две чудотворные иконы Пресвятой Богородицы, именуемые одна Умиление, а другая Пскова-Печорскою. Первая икона, писанная в 1521 году, пожертвована сюда, в обитель, псковскими купцами Феодором и Василием; празднество ей, установленное в 1601 году, в память избавления Пскова от осады короля Стефана Батория, 1581, совершается в седьмое воскресение по Пасхе. Вторая икона просияла чудесами в 1523; явилась же она в 1472; а празднуют ей в Псково- Печорском монастыре дважды в год: 15 августа и в седьмое воскресение по Пасхе; при чем, в это последнее празднество, совершается отсюда в Псков, вместе с иконою, крестный ход, установленный Геннадием епископом псковским, после освобождения Пскова и Печорского монастыря от нашествия, в 1581, короля Стефана Батория. 2) Благовещения Богородицы, трапезная. 3) Николая Чудотворца, над вратами. 4) Димитрия Ростовского . 5) Праведного Лазаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Закрыть «Вспоминаем их подвиги человеческие и радуемся их нынешней небесной славе...» 24 июня - Собор преподобных отцев Псково-Печерских 22.06.2018 1063 Время на чтение 9 минут Со­бор Пско­во-Пе­чер­ских свя­тых - празд­но­ва­ние Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в честь свя­тых Пско­во-Пе­чер­ской Успен­ской оби­те­ли. Празд­ну­ет­ся в 4 неде­лю по Пя­ти­де­сят­ни­це. Дол­гое вре­мя па­мять пре­по­доб­ных Пско­во-Пе­чер­ских со­вер­ша­лась от­дель­но каж­до­го. Но неза­дол­го до сво­ей кон­чи­ны пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си Пи­мен, быв­ший в свое вре­мя игу­ме­ном Пско­во-Пе­чер­ской оби­те­ли, бла­го­сло­вил уста­но­вить день празд­но­ва­ния Со­бо­ра всех Пско­во-Пе­чер­ских свя­тых. К то­му же еще во вре­мя пре­бы­ва­ния его в оби­те­ли им из осо­бой люб­ви к свя­тым по­кро­ви­те­лям Пско­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря был со­став­лен осо­бый ака­фист его свя­тым. Для празд­но­ва­ния Со­бо­ра Ю.Г. Мал­ков со­ста­вил по бла­го­сло­ве­нию ар­хи­манд­ри­та Иоанна (Крестьянкина) текст служ­бы. В 1988 го­ду, в юби­лей­ный год 1000-ле­тия Кре­ще­ния Ру­си, на Свя­той гор­ке Пско­во-Пе­чер­ской оби­те­ли был за­ло­жен храм в па­мять сон­ма свя­тых пре­по­доб­ных Пско­во-Пе­чер­ских. В 1994 го­ду впер­вые воз­нес­лась в церк­ви об­щая мо­лит­ва и служ­ба всем Пско­во-Пе­чер­ским свя­тым. В лик Пско­во-Пе­чер­ских свя­тых вхо­дят: Прп. Марк (XV в., па­мять 29 мар­та) Прп. Иона († ок. 1480, па­мять 29 мар­та) Прп. Вас­са († ок. 1473, па­мять 19 мар­та) Прмч. Кор­ни­лий († 1570, па­мять 20 фев­ра­ля) Прмч. Вас­си­ан Му­ром­ский († 1570, па­мять 20 фев­ра­ля) Прп. До­ро­фей Юг­ский († 1622) Прп. Ла­зарь про­зор­ли­вый, схим­ник († 1824) Сщ­мч. Алек­сандр (Пет­ров­ский), ар­хи­еп. Харь­ков­ский († 1940, па­мять 11 мая, 30 ок­тяб­ря) Прп. Си­ме­он (Жел­нин), иерос­хим. († 1960, па­мять 5 ян­ва­ря) Публикуем слово ар­хи­манд­ри­та Иоанна (Крестьянкина) на освящение храма во имя Собора Псково-Печерских святых. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Днесь обитель Псково-Печерская светло празднует, преподобных своих собор почитающи...

http://ruskline.ru/analitika/2018/06/23/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010