1. Данные пред Богом обеты должно исполнять (Из жизни преподобного Петра Афонского. Патерик. Ч. 1, стр. 12–17). Очень многие из христиан дают благочестивые обеты пред Богом. Одни в счастье, другие в несчастье, иные просто, по благочестию, из любви к Богу, говорят: «не буду, Господи, делать того-то худого, или буду делать то или другое доброе». Все это прекрасно, братии, но не забывайте, что уже если раз дали тот или другой обет пред Господом, то и не медлите исполнить его. Иначе знайте, что Господа обмануть нельзя. Он все видит и знает, и за неисполнение обетов так или иначе, но непременно с вас взыщет. Аще обещаешь обет Господеви Богу твоему, говорит Слово Божие, да не умедлиши воздати его, яко взыская взыщет Господь Бог твой от тебе и будет на тебе грех ( Втор.23:21 ). Так и должно быть непременно: ибо если и слово, которое даем человеку, налагает на нас непременную обязанность держать оное, то сколь несравненно более обязывает нас к тому слово, данное Богу? Бог есть истина и мы должны, и говорить пред Ним только истину и поступать по истине. В противном же случае мы конечно оскорбляем Его и подвергаем себя праведному суду Божию; ибо Бог подлинно лжи не терпит и на говорящих и поступающих по лжи гневается ( Пс.5:6 ). Хотите ли, чтоб мы доказали вам последнее самым делом? Выслушайте следующее повествование из жизни Преподобного Петра Афонского и вы убедитесь в истине слов наших. Св. Петр, именуемый Афонским, был родом из Царь-града. До иночества он служил в военной службе и имел чин полководца. Так как был искусен в воинском деле, то царь многократно посылал его на войну. Случилось, что в один из походов, попущением Божьим, Петр потерпел совершенное поражение. Он был взят в плен и варвары отвели его в одну из сильных в Аравии крепостей – Самару. Тут обложили пленника тяжкими оковами и ввергли в смрадную темницу, под крепкую стражу, запретив к нему всякий вход, и таким образом лишив его всякого утешения. Неся столь горькую участь, Петр стал испытывать себя: не был ли он сам причиною такого своего несчастья? И вспомнил, что когда то, не один раз, обещал он Богу оставить мир и вся яже в мире, и быть иноком, а между тем и доныне не исполнил своего обещания. Поэтому, вполне сознавая себя достойным своего злополучия, он много и жестоко обвинял себя и с благодарением терпел ниспосланное ему от Бога наказание.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

сост. А.А. Маркова Преподобномученик Макарий Новый Преподобномученик Макарий происходил от бедных родителей-поселян, живших в селении Кион, в Вифинской области. Отца его звали Петр, а мать – Анфуса. Их сын во святом крещении назван был Мануилом. Когда он был подростком, родители отдали его одному ремесленнику-портному, от которого он научился не только этому мастерству, но и христианскому благочестию, так как. ремесленник отличался примерной благочестивой жизнью. Мануил прожил у своего хозяина портного до восемнадцатилетнего возраста. В это время отец его, Петр, отрекся от христианской веры и принял ислам. После этого он поселился в многолюдном мусульманском городке Бруссе. Однажды Мануил, по поручению своего хозяина, пришел в Бруссу, чтобы купить материалы. На рынке он случайно встретился с отцом, который, схватив его насильно, поволок в судилище, где заявил, что в то время, когда он принимал мусульманскую веру, то и сын его обещался будто бы последовать его примеру. Он просил судью теперь присоединить сына его к мусульманской вере. Мануил, слыша клевету своего отца, утверждал, что он не только не давал своему отцу такого обещания, но и в помысле никогда не имел намерения отречься от истинной христианской веры и принять мусульманство. Однако, сколько юноша не силился доказать свою правоту и нежелание принять ислам, мусульмане избили его и насильственным образом совершили над ним обрезание. Через несколько дней после обрезания Мануил скрылся из Бруссы и удалился на Афонскую Гору, где, обойдя все монастыри и скиты, он избрал скит святой Анны. Здесь, подчинившись одному добродетельному и искусному в иноческих подвигах старцу, начал проводить жизнь в посте, бдении и молитвах. Прожив некоторое время под руководством старца, Мануил стал просить постричь его в иночество, на что старец охотно согласился и постриг его с именем Макарий. Приняв постриг, Макарий усугубил и иноческие свои подвиги. Но сколько ни удручал себя подвигами, душа его не была покойна: он страдал от совершенного над ним турками обряда. Из-за этого он проливал горькие слезы и невольное свое падение считал происшедшим по его свободной воле. Макарий постоянно просил милосердного Бога простить ему невольное его падение.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/afon-i...

Скачать epub pdf Некоторые аспекты вопроса Содержание Страстность человека как его природная норма Естественная страстность и греховные страсти Возможно ли обожение страстности человека? «Один лишь Бог действует»     В наследии преподобного Максима Исповедника страстное начало в человеке, с одной стороны, характеризуется как, овладевающее нами и властвующее в нас, начало греха. Такая страстность возникла в Адаме как следствие грехопадения и распространилась во всем человеческом роде путем страстного образа рождения. Как пишет преподобный Максим , «через преступление [Адама] вошел в естество человеческое грех, а через грех – страстность по рождению» 1 . С тех пор, по характеристике Жана-Клода Ларше , в соответствии с учением преподобного Максима , «страстность, слитая с грехом через происхождение (страстное рождение. – П.М.), сообразное наслаждению, становится во всех случаях очагом демонических сил и их действований во всем человеке… Все греховные страсти развиваются в ответ на две основные тенденции страстности: поиски наслаждения и бегство от страданий, – которые действуют то по отдельности, то сообща» 2 . Итак, после грехопадения, именно через греховное страстное людское начало, человек постоянно испытывает бесовские нападения и прилоги, пасуя перед ними и склоняясь своей волей к торжеству в нем губительных страстей. Как говорит преподобный Максим , «посредством них [страстей] действовала всякая лукавая сила, по страстности естества побуждая волю через естественные страсти [обратиться] к тлению неестественных страстей» 3 . Однако, с другой стороны, в писаниях преподобного Максима обнаруживаются и совсем иные характеристики понятия «страсть», иногда определяющие нашу страстность как явление положительное и даже как способное послужить человеческому спасению. В своих знаменитых «Амбигвах», говоря о понятии «обожения», преподобный Максим, пусть и символически, но дерзает соотнести его с понятием «страсть» и даже использует их как синонимы. «Что для достойных может быть вожделеннее обожения, в котором Бог, соединяясь со ставшими богами, соделывает по благости все Своим», – восклицает преподобный и затем, приводя различные символические именования такого пребывания души в состоянии обожения («радость», «удовольствие»), в том числе прямо называет его и «страстью» 4 . Парадоксальным образом та резко негативная характеристика понятия «страсть», что столь распространена в православной святоотеческой аскетической традиции, здесь как бы «уравновешивается» преподобным Максимом высоким учением о человеческой страстности, способной – уже в положительном смысле – послужить делу благодатного единения с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/uc...

Разделы портала «Азбука веры» Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси,/добре во благочестии пожив, блаженне Петре,/тако и с супружницею твоею премудрою Феврониею,/в мире Богу угодивше, и преподобных житию сподобистеся./С нимиже молитеся Господеви,/сохранити без вреда отечество ваше,//да вас непрестанно почитаем. Перевод: Как от благочестивого корня драгоценною отраслью был ты, блаженный Петр, прекрасно во благочестии пожив, то и с супругою своею, премудрою Февронией, вы в мире Богу угодили, и преподобных жития сподобились. С ними молитесь Господу сохранить без вреда Отечество ваше, дабы мы вас непрестанно почитали. Кондак, глас 8 1 Мира сего княжение и славу временну помышляя,/сего ради благочестно в мире пожил еси, Петре,/купно и с супружницею твоею премудрою Феврониею,/милостынею и молитвами Богу угодивше./Темже и по смерти неразлучно во гробе лежаще,/исцеление невидимо подаваете,/и ныне Христу молитеся//сохранити град же и люди, иже вас славящих. Перевод: Княжение и славу мира сего временной считая, благочестиво в мире пожил ты, Петр, вместе с супругою твоею, премудрою Февронией, милостынею и молитвами Богу угодив. Потому и по смерти во гробе покоясь неразлучно, вы исцеления невидимо подаете, и ныне Христу молитесь, сохранить город и людей, вас славящих. Молитва 1я 1 О, велицыи угодницы Божии и предивнии чудотворцы, благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстатели и хранители и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам молимся со усердием крепким: принесите за нас, грешных, святыя молитвы ваша ко Господу Богу, и испросите нам у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, душам и телесем здравие и вечное спасение. Исходатайствуйте у Царя Небеснаго Церкви Святей и всей стране Российстей мир, тишину и благоустроение и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите отечество ваше, град Муром и вся грады Российския от всякаго зла и вся правоверныя люди, к вам приходящия и мощем вашим покланяющияся, осените благодатным действом благоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам возносимых, но будите о нас приснии предстатели ко Господу и сподобите нас помощию вашею святою спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати, да славословим неизреченное человеколюбие Отца, и Сына, и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitva-bla...

Похвальная беседа в честь Божией Матери. Преподобного Ефрема Сирина В великое изумление, возлюбленные, приидет всякий, кто размыслит о том чуде, как Бог снизшел, и в матернем чреве уготовал Себе жилище, – как Божие естество облеклось человеческою плотью, и не погнушалось девять месяцев обитать во чреве, – как чрево, будучи плотью, могло носить в себе огонь, – как в слабой утробе пребывал пламень, и не опалил ее. Как купина на Хориве во пламени вмещала Бога: так Мария во чреве носила Христа. Чрез слух всецело вошел во чрево Бог, и из чрева чисто изшел в мир Богочеловек. Дева зачала во чреве Бога, вместе с Девою носила во чреве и неплодная; и сын неплодной взыграл, сретив Плод девственного чрева. Новое чудо творит Бог среди земнородных: и Сам рождается от не познавшей мужа, и провозвестник Его рождается не по чину естества. Небо измеряет Он Своею пядью, и полагается в яслях на протяжении земной пяди. Море объемлет Он Своею горстью, и рождается в вертепе. Небеса полны славы Его, и ясли исполняются величием Его. Моисей желал видеть славу Его, но не мог увидеть, как хотелось бы ему ( Исх. 33:18 ). Теперь пусть приидет и увидит ее, потому что она в яслях повита пеленами. Не мог тогда человек видеть Бога и остаться живым ( Исх. 33:20 ); теперь всякий, кто видит Его, спасен будет от смерти второй (Апокал. 20:6). Моисей изобразил сию тайну, потому что увидел огнь в купине. Волхвы увидели исполнение тайны, потому что узрели свет в пеленах. Глас воззвал Моисею из купины: иззуй сапоги от ног твоих ( Исх. 3:5 ); звезда, молча, возвещала волхвам, чтобы шли на место Святое. Моисей не мог видеть Бога лицом к лицу, волхвы пришли, и увидели Бога в лице человека. И тот и другой вертеп сходны между собою: и Моисей был подобен волхвам. Слушатель скажет: какое сравнение между Моисеем – главою пророков, и волхвами – персидскими князьями? В таком сомнении успокоивает его Бог, премудрейший решитель недоумений. Если бы не Сам Он заранее избрал волхвов быть проповедниками Его, то не принял бы даров из рук несвятых.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Пусть [никто] не считает жалким окончившего жизнь свою на чужбине, преставившегося от этого мира в пустыне. Не он достоин сожаления, а тот, кто умирает в грехах, хотя бы он кончил жизнь на своем ложе, в собственном доме, хотя бы в присутствии своих друзей. И никто не говорил мне этих пустых, достойных смеха и безрассудных речей: такой-то умер бесчестнее пса – при нем не было никого из знакомых; не сделано ему и приличного погребения, а на сложенное от разных лиц иждивение устроено то, что нужно для погребения. Не значит это, о, человек, умереть бесчестнее пса, потому что какой оттого вред потерпел такой человек? То только худо, если он не имел для своего прикрытия одежды добродетели. Что все другое не причиняет никакого вреда добродетельному, убедись из того, что большая часть праведников, разумею пророков и апостолов, за исключением немногих, неизвестно, где и погребены: одни были усечены в главу, другие, будучи побиты камнями, таким образом окончили жизнь, иные, предав себя самих бесчисленным и разнообразным наказаниям, все пострадали за Христа. Но никто не дерзнет сказать о них, что смерть их была бесчестна, а скажет вслед за Божественным Писанием: «Честна пред Господом смерть преподобных его» ( Пс. 115:5 ). И как называет оно смерть преподобных честной, так, послушай, называет оно смерть грешников: " Смерть, – говорит, – грешников люта» (см. Пс. 33:22 ). Хотя бы кто расстался с жизнью в своем доме, в присутствии жены и детей, в собрании родственников и знакомых, но, если не имел добродетели, люта смерть его. Напротив, стяжавший добродетель, хотя бы умер на чужбине, поверженный на землю, – да и что я говорю: на чужбине или на земле? – хотя бы впал в руки разбойников, хотя бы сделался добычей зверей, честна будет смерть его. Скажи мне: сын Захарии не во главу ли был усечен? А Стефан, первый украсившийся венцем мученичества, не скончался ли, будучи побит камнями? А Павел и Петр не преставились ли от настоящей жизни, первый, будучи усечен, второй – противоположным Господу образом приняв крестное мучение? И не за то ли особенно они и прославляются и воспеваются по всей вселенной? Соображая все это, не будем считать жалкими умирающих на чужбине, ни ублажать разлучающихся с жизнью в собственном доме; но, последуя правилу Божественного Писания, поживших в добродетели и так преставившихся будем ублажать, а умирающих в грехах признавать несчастными. Как добродетельный проставляется в лучшую жизнь, получая возмездие за свои труды, так не имеющий добродетели, умирая, уже испытывает начатки мучений, и, отдавая отчет в делах своих, подвергается невыносимым страданиям. При мысли об этом нужно поэтому заботиться о добродетели и в настоящей жизни, как на ристалище, подвизаться так, чтобы по окончании зрелища украситься светлым венцом и напрасно не раскаиваться. Пока еще продолжается время подвигов, можно, если захотим, отложить леность и преуспеть в добродетели, дабы получить предлежащие венцы (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

1) Петр, Апостол Иисуса Христа, избранным пришельцам рассеяния Понта, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, 2) по предведению Бога Отца, в освящении Духом, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится. 3) Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Который по великому Своему милосердию возродил нас к упованию живому чрез воскресение Иисуса Христа из мертвых, 4) к наследству нетленному и нескверному, и неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, 5) которые посредством силы Божией соблюдаются через веру ко спасению, готовому открыться в последнее время. 6) О нем же возрадуйтесь, немного теперь, если нужно, побыв скорбными, в различных искушениях, 7) дабы испытание веры вашей оказалось много драгоценнее золота (что огнем испытывается), обретется к похвале, и славе, и чести, и славе в откровении Иисуса Христа, 8) Которого, хоть и не видите, любите; в Которого ныне, хоть и не видя, веруете; веруя же, радуетесь радостью неизреченною и прославленною, 9) достигая цели веры вашей – спасения душ. 10) О коем спасении изыскивали и испытывали пророки, которые предсказали грядущую для вас благодать, 11) испытывая, которое или какое время обозначал в них Дух Христов, предвозвещая Христовы страсти, какие у Него будут, и последующие прославления. 12) Им открыто было то, что не им самим, а вам служило – то, что ныне было вам возвещено теми, кои благовествовали вам Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы. 13) Сего ради, препоясав чресла ума вашего, трезвясь, совершенно уповайте на ту благодать, что подается вам в откровении Иисуса Христа. 14) Как чада послушания, не сообразующиеся с похотями, бывшими в прежнем неведении вашем, 15) но, подобно призвавшему вас Святому, и сами будьте во всем поведении святы. 16) Ибо написано: «Святы будьте, ибо Я свят есмь» ( Лев. 11:44 ). 17) И если вы призываете как Отца Того, Который нелицеприятно судит по делам каждого, то со страхом проводите время пребывания вашего [на чужбине], 18) зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетного вашего образа жизни, преданного вам от отцов, 19) но драгоценною Кровию Христа, как Агнца непорочного и чистого, 20) предуведанного же прежде основания мира, явленного же в последние времена ради вас, 21) которые чрез Него стали верующими в Бога, Который воздвиг Его из мертвых и дал Ему славу, да будет в Боге вера ваша и упование ваше. 22) Души ваши очистив в послушании любви, в братолюбии, в простоте сердца все внимательнее любите друг друга, 23) возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Бога, Живущего и Пребывающего вовек. 24) «Ибо всякая плоть – как сено, и всякая слава человеческая – как цвет на сене: высохло сено, и цвет его опал. 25) Слово же Господне пребывает вовек» (ср. Пс. 101:12–13 ; Ис. 40:6–7 ). Сие же есть [то] слово, которое благовествовано среди вас. Глава II

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

1) Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, к тем, кто наравне с нами получил по жребию веру, по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа: 2) благодать вам и мир да преисполнятся в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего. 3) Как Божественною силой Его даровано было нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Того, Кто призвал нас Своей славою и силою, 4) посредством которых даровал нам великие и драгоценные обетования, дабы вы чрез сих сделались причастниками Божеского естества, убежав от сущего в мире растления похотью. 5) Вы же, прилагая всю заботу, добавляйте в вере вашей добродетель, в добродетели же ведение, 6) в ведении же воздержание, в воздержании же терпение, в терпении же благочестие, 7) в благочестии же братолюбие, в братолюбии же любовь. 8) Ибо это, если оно у вас есть и умножается, ни праздными, ни бесплодными не оставит вас в познании Господа нашего Иисуса Христа. 9) Ибо кто не хранит сего, тот слеп и идет на ощупь, позабыв, что очищен от прежних преступлений своих. 10) Посему, братия, все более озаботьтесь, чтобы добрыми делами делать твердым ваше призвание и избрание; ибо так поступая, никогда не согрешите. 11) Ибо так изобильнее предоставлен вам будет вход в вечное Царствие Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. 12) Для того я всегда начинаю увещевать вас о сем, хотя вы и знаете, и утверждены в настоящей истине. 13) Справедливым же почитаю, доколе есмь в этом шатре, возбуждать вас увещеванием, 14) будучи уверен, что скоро убран будет шатер мой, как и Господь наш Иисус Христос обозначил мне. 15) Буду же стараться, чтобы вы и после моей кончины часто бы имели об оном воспоминание. 16) Ибо мы не хитросплетенным басням последовав, сделали вам известными силу и присутствие Господа нашего Иисуса Христа, но были очевидцами Его величия. 17) Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу таким образом, что ниспал к Нему глас от великой славы: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайте». 18) И этот глас, принесенный с небес, мы слышали, когда были с Ним на святой горе. 19) И мы имеем самое твердое пророческое слово; обращаясь к коему, как к светильнику, сияющему во мраке, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, вы хорошо делаете; 20) сие уразумев в первую очередь, что всякое пророчество в Писании не подлежит толкованию по собственному разумению. 21) Ибо никогда пророчество не исходило по воле человеческой, но, будучи вдохновлены Духом Святым, говорили святые Божии человеки. Глава II

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Вера Вера рождает добрую мысль, а добрая мысль – река воды живой. Кто приобрел ее, тот наполнится водами ее. Без елея не будет гореть светильник, и без веры никто не приобретает доброй мысли Вооруженный воин страшен на брани, и облекшийся в веру страшен невидимым врагам. Золото не дает терпения, а вера ставит на прочном основании того, кто приобрел ее. Всем сердцем своим веруй в Господа, и во всякое время обретешь благодать. Если в Нем пребываешь, то не погубишь мзды своей. Твердость веры твоей обнаруживается не тогда, когда тебе прислуживают и выслушиваешь ты льстивые речи, но когда переносишь гонения и побои. Блажен, кто просиял верой в Господа, как ясный светильник на высоком подсвечнике, и просветил души омраченные, которые последовали учению неверных и злочестивых. Блажен, у кого сердце, как пальма, процвело правотой веры, а не подавлено, как терниями, учением неверных и нечестивых. Голова предпочтительнее для тебя всех членов тела твоего. И если занесены на тебя камень, или палка, или меч, то подставляешь прочие члены тела, только бы отвести удар от головы, зная, что без головы невозможно и жить. Так пусть будет для тебя всего предпочтительнее вера в Святую и Единосущную Троицу, потому что без этой веры невозможно никому жить истинной жизнью. Сбрось с себя двоедушие и во всем облекись верой, чтобы Господь, видя ревность души твоей, укрепил тебя в деле. Вместо брони восприми подобную горчичному зерну веру в Единосущную и Нераздельную Троицу. Ибо горчичное зерно совершенно округло, не имеет ни расщеплений, ни углов, но совершенно кругло и как бы самодвижно. Ее-то (такую веру) приобрел верховный апостол Петр и, исповедав Христа Сыном Бога Живого, принял ключи Царства Небесного. Это-то совершенное вооружение приобрети и ты, брат мой, чтобы получить тебе дарование, как научил Господь, говоря: Если будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас ( Мф. 17, 20 ). Видишь, как имеющий веру сподобился дарования? Ему дается дарование – дух разумения, ибо, когда кто уверует, тогда уразумеет (см. Ис. 7, 9 ); дарование – не осуждать ближнего, потом – слово премудрости, потом – дарование исцелений, потому что врачует немощных в вере и восставляет падших сердцем; ибо все сие производит один и тот же Дух ( 1Кор. 12, 11 ). Иные имеют веру, но не имеют дел; это – не вера, потому что мертва, ибо сказано: Вера без дел мертва ( Иак. 2, 20 ). Кто имеет веру и делает дела веры, в том вера, как самодвижное горчичное зерно. Ее приобрети, брат мой, и будь здрав и невредим в вере, горя произволением в заповедях Спасителя нашего, чтобы и тебе услышать от Него: Хорошо, добрый и верный раб... войди в радость Господа твоего ( Мф. 25, 23 ). Добрым наименовал его Господь за дела, а верным – за веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/si...

...Диавол ничего не может произвести для нашей погибели: ни произволения противного, ни изнеможения, ни неведения непроизвольного, ни отнюдь чего-либо иного к принуждению человека, а влагает только напоминание зла (сщмч. Петр Дамаскин , 73, 12). ...Диавол, чрез неразумие и гордость, лишившись ведения, дарованного Богом, по нужде сделался несмысленным, и сам собою не может знать, что должно делать, но смотрит, что делает Бог для спасения нашего, и из этого научается и ухитряется делать подобное к погибели нашей. Он ненавидит Бога, не в состоянии будучи ничего сделать против Него, воюет против нас, созданных по образу Его, думая этим мстить Богу; и находит нас послушными воле своей... Видя, что Бог сотворил Еву на помощь Адаму, диавол сделал ее содействующею в преступлении и преслушании. Бог дал заповедь, чтобы Адам, исполняя ее, сохранил памятование о стольких дарованиях, и был признателен к Благодетелю; диавол же сделал заповедь эту причиною преслушания и смерти, и вместо пророков (возбуждал) лжепророков, вместо апостолов – лжеапостолов, вместо закона – беззаконие, вместо добродетелей – зло, вместо заповедей – преступления, вместо всякой праведности – всякий грех и вместо правильных догматов – гнусные ереси. И опять, видя, что Христос по крайней благости Своей снисходит к святым мученикам и преподобным отцам, являясь им или Сам, или через Ангелов, или иным неизъяснимым образом (Домостроительства), как Он сказал (см.: Ин. 14, 21 ); начал и диавол представлять некоторым многие обольщения в погибель. Потому и написали рассудительные отцы, что ничего такого не должно принимать: ни каких-либо изображений, ни света, ни огня, ни иного какого-либо обольщения. Ибо диавол ухищряется хотя этим обольстить нас в сновидениях, или чувственно. Если мы и это принимаем, то заставляет ум от самомнения и крайнего неразумия мечтательно представлять себе некоторые образы, или виды, дабы он по думал, что это явление Бога или Ангелов. Многократно показывает и демонов в сновидениях и чувственно, как бы побеждаемых, и просто всякую кознь устроивает к нашей погибели, в покоряющихся ему.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010