Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.   Прозоров В. Иоанн Кассиан//Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2005 – Т. 2.  Светлов М. Преподобный Иоанн Кассиан, его жизнь и аскетические творения//Богословский вестник. – Сергиев Посад, 1894. – Т. 4. Серафим (Роуз) Православное монашество в Галлии V – VI веков. – СПб., 1996. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. – Б.м.: Православный паломник, 1998. С.237–253. Скабаланович М.Н. Толковый типикон. – М.: Паломник, 1995. – Вып. 1. (Репринт). С.162–166, 238–243. Скурат К.Е. Великие учители Церкви. – Клин: Фонд " Христианская жизнь, 1999. С.146–209. Скурат К.Е. Золотой век святоотеческой письменоости (IV – первая половина V века). Учебное пособие по патрологии. –  Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 2003. С.245–302. Смирнов Е.И. История христианской церкви: Репринтное издание. – Свято–Троицкая Сергиева лавра, 1997. С.242–243. Смирнов С.И. Духовный отец в древней восточной Церкви. – М.: Православный свято–Тихоновский богословский институт, 2003.    Смирнов Ф.А. Монашество//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – T.II. Феодор (Поздеевский) иеромонах. Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана (пресвитера Массилийского). – Казань, 1902. Феодор (Поздеевский), архимандрит. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин Его жизнь и богословско–аскетические воззрения). – Казань, 1908. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви/Репринтное издание в 3–х томах. – М.: б.и., 1998. – Т. 3. С.40–44. 2568. Читти Д. Град Пустыня/Пер. с англ. А. Чех. – СПб.: Библиополис, 2007. Библиография работ автора: Писания преподобного Отца нашего Иоанна Кассиана Римлянина/  Пер. с лат.:  еп. Петр. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1993. (Репринт изд. 1892 г.). То же: М.: АСТ; Минск:  Харвест. 2000. Обозрение духовной брани//Добротолюбие. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1993. –  Т. 2.

http://bogoslov.ru/person/2861319

Между тем, в Вифлееме они оставались недолго и по Промыслу Божию вскоре опять возвратились в Египет. Общее время пребывания Иоанна Кассиана на территории Египта исследователи определяют десятью годами. За это время он возрос возрастом духовным, приобрел неоценимый аскетический опыт, стяжал мудрость, собрал материал для будущих сочинений. Константинопольский и римский периоды В 399 году в Египте возникли волнения, связанные с критикой учения антропоморфитов — еретиков, утверждавших, что Бог обладает чертами, схожими с чертами, присущими человеческому телу. Критический отзыв об антропоморфитах, прозвучавший из уст архиепископа Александрийского Феофила, встретил одобрение в лице братий общины аввы Пафнутия и вообще в лице многих пустынников. Недовольные таким ходом событий еретики стянулись в Александрию и стали угрожать Феофилу. Они потребовали от него отречения от оригенистских воззрений, и он к ним прислушался. В 400 году Феофил обличил лжеучение Оригена публично. Состоявшиеся вскоре после этого Соборы в Александрии и Нитрии официально осудили оригенизм. И вот, монахи-оригенисты подверглись гонениям и вытеснению из Египета как со стороны духовенства, так и со стороны государственных властей. Многие иноки вынуждены были искать кров, пропитание и поддержку на территории других стран. Около 50 монахов обрели сочувствие в лице главы Константинопольской Церкви, святителя Иоанна Златоуста . Как считают, в числе этих пятидесяти прибывших были Иоанн Кассиан Римлянин и Герман. В Константинополе заметили достоинства друзей. Иоанн был возведен в сан диакона. Кроме того, ему доверили должность комита сокровищницы при кафедральном соборе. В свою очередь, Герман был рукоположен во священника. Когда святитель Иоанн Златоуст был незаслуженно обвинен в злоупотреблениях, а затем выслан из Константинополя, отцы Иоанн Кассиан Римлянин и Герман отправились на Запад искать поддержки у Римского епископа Иннокентия I. Константинопольский клир снабдил их особым посланием, которое они передали по назначению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Прожив здесь два года, он вместе со своим другом Германом около 390 г. оставил Вифлеем и отправился в египетскую пустыню к знаменитым старцам-подвижникам. Единственной целью друзей было научиться “чистым оком созерцать глубокие и сокровенные тайны, чего никак не доставит светская ученость, а одна чистота духа посредством просвещения Святого Духа” (с. 429). В пустыне они провели целых семь лет, встречаясь со многими опытными подвижниками, запоминая и записывая их поучения, их впечатляющие рассказы о многообразии духовного опыта. Вернувшись в Вифлеем, друзья, уже не удовлетворяясь сравнительно легкими условиями жизни в своей киновии, вскоре снова покинули ее и ушли еще на 3 года обратно в египетскую пустыню. Но обострившиеся в это время в Египте и Палестине смуты и преследования (в связи с ересью антропоморфитов и оригенистов 13 ) настолько нарушили тишину монашеской жизни, что преподобный Иоанн Кассиан был наконец вынужден, навсегда простившись с Востоком, направиться в Константинополь. В довольно скором времени (ок. 404 г.) он был посвящен здесь святителем Иоанном Златоустом в диакона. Во время воздвигнутого на святого Иоанна Златоуста гонения преподобный Кассиан как особо доверенное лицо был направлен в 405 г. в Рим в составе специальной миссии, посланной к папе Иннокентию I 14 с просьбой о защите святителя Иоанна. После завершения посольства преподобный Кассиан в Константинополь уже не вернулся. Он поселился на юге нынешней Франции и вскоре был посвящен папой во пресвитера города Массилии (Марселя). Здесь он, используя свои обширные и глубокие знания в области восточной православной аскетики, создал по правилам египетских и палестинских общежительных монастырей две обители — мужскую (впослед­ствии бенедиктинский монастырь) и женскую. Вследствие возникшей при этом нужды в общих сводах правил духовной жизни и удовлетворяя многочисленные просьбы иерархов и настоятелей некоторых галльских обителей, преподобный Кассиан, начиная примерно с 417 года, написал 12 книг “De Institutis Coenobiorum” (О правилах общежительных монастырей) и 24 книги “Collationes patrum” (Собеседования отцов) — все о сущности, целях и правилах монашеского подвига.

http://pravmir.ru/soteriologiya-prepodob...

Овладев за годы усердного труда начатками аскетического опыта, им захотелось больше узнать о подвижничестве, усилить подвиги, и они помыслили отправиться на родину иночества, в Египет. Египетский период Помолившись как следует перед дорогой, испросив благословения и пообещав настоятелю возвратиться в обитель, друзья отправились в путь. Путь был нелегким, но Бог был им в помощь. По морю они дошли на корабле до порта Танис, а оттуда, в сопровождении епископа Архебия, добрались до Панефиса. Там находилась обитель известного аввы Пинуфия. Господь свел их с монахами, жившими и подвизавшимися среди соленых озер, на местных холмах, аввами Нестором, Херемоном, а также с аввой Пинуфием, жившим вблизи обители, в келье. Пробыв в Панефисе какое-то время, Иоанн и Герман, воздав благодарение Богу, отправились дальше и прибыли в город Диолк. Здесь они черпали мудрость, общаясь с отцами: Архебием, Иоанном, Пиаммоном и другими. Очередным пунктом паломничества была выбрана пустыня Скит. В IV веке ее населяло множество благочестивых отшельников. Посещая тамошних подвижников, друзья участвовали в совместных молитвах, интересовались различными аскетическими упражнениями, задавали вопросы, испрашивали советов, слушали душеполезные увещевания. Им посчастливилось общаться с духовно зрелыми отцами: Пафнутием, Моисеем, Исааком, Серапионом, Феоной, Даниилом. Вскоре Иоанн и Герман вступили в общину, находившуюся под руководством аввы Пафнутия. Этот авва был монахом-оригенистом, служил пресвитером в одном из храмов Скита. По субботам и воскресеньям храм наполнялся сходившимися для богослужения отшельниками. Пребывая в Скиту, Иоанн Кассиан Римлянин изнурял свое тело постами и физическими трудами, много и искренне молился. Утверждается, что в этот период он вместе с Германом посетил пустыню Келлии, располагавшуюся приблизительно в 80 милях от Скита. Там друзья виделись с аввой Феодором. Через семь лет непрестанного аскетического делания в Египте Иоанн отправился в Палестину и опять вместе с Германом. Друзья хотели исполнить обещание, данное настоятелю Вифлеемского монастыря, благословившему их на паломничество, когда они еще только готовились к путешествию по Египту.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Ответьте на вопросы: Как Вы понимаете, что такое искушение? Как Вы понимаете смысл этого прошения? О чем мы просим Бога? Справочная информация По-гречески то слово, которое здесь и в других местах Нового Завета переведено как «искушение», имеет значение «искушение, испытание». Глагол, от которого это слово происходит, означает «делать попытку, пытаться», «подвергать испытанию, испытывать, пробовать», «соблазнять, совращать». Т.е. каждый раз, когда речь идет об искушении нас, речь идет одновременно и об испытании нашей веры и нашей верности Богу. Помолчите еще минуту, не читая ничего, и снова помолитесь . Медленно, два-три раза прочитайте отрывок из послания апостола Иакова. Послание апостола Иакова, глава 1 2 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, 3 зная, что испытание вашей веры производит терпение; 4 терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. 12 Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. 13 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, 14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; 15 похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. 16 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. 17 Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены. Запишите мысли и вопросы, которые у вас появились. Сформулируйте и запишите христианское отношение к искушению на основании прошения «И не введи нас во искушение» и отрывка из послания апостола Иакова. Если вы хотите поделиться вашими мыслями с другими людьми, вы можете ответить на вопросы здесь. Прочтите одно-два толкования на прошение «и не введи нас во искушение» Св.Иоанн Кассиан Римлянин Свщмч.Киприан Карфагенский Свт.Иоанн Златоуст Свт.Николай Сербский   Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

http://blog.predanie.ru/article/i_ne_vve...

287-289 289-290 273-277 ИОАНН ИТАЛ (2-я пол. 20-х гг. XI в.- нач. 30-х гг. XI в. - после 1082), визант. философ, ученик Михаила Пселла 290-293 293-294 294-295 ИОАНН КАНТАКУЗИН (ок. 1295 - 1383), в монашестве Иоасаф (с 4 или 10 дек. 1354), византийский император (Иоанн VI Кантакузин; 1341-1354), гос. деятель, богослов, писатель 296-309 309-310 ИОАНН КАПИСТРАНСКИЙ [Иоанн Капистран, Иоанн из Капестрано] (1386-1456), францисканец, проповедник, политический деятель, св. католич. Церкви (пам. 23 окт.) 310-314 314-319 ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН (IV-V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества 319-340 340-343 343-344 ИОАНН КЛАДА (2-я пол. XIV - нач. XV в.), лампадарий Великой ц. в К-поле, визант. мелург, учитель пения 344-349 349-351 ИОАНН КОЛОВ (кон. IX в.), подвижник, ученик прп. Евфимия Нового Фессалоникийского, основатель мон-ря Иоанна Колова на Афоне 351-352 ИОАНН КОРМЯНСКИЙ (Гашкевич Иван Иванович; 1837-1917), прот., св. прав. (пам. 27 авг., 18 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) 352-353 ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ (Сергиев Иоанн Ильич; 1829-1908), св., прав. (пам. 1 июня, 20 дек.; в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых; 18 нояб.- в Соборе святых Эстонской земли) 353-382 382-383 383-384 ИОАНН КУКУЗЕЛЬ [Пападопул] († до 1341), прп. (пам. греч. 1 окт.; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), маистор (руководитель придворного хора), мон. Великой Лавры на Афоне, визант. мелург и муз. теоретик 384-396 396-399 399-401 401-404 ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК (VI-VII вв.), игум. Синайского монастыря, прп. (пам. 30 марта и в 4-ю Неделю Великого поста) 404-431 431-432 ИОАНН ЛИКОПОЛЬСКИЙ [Иоанн Ликийский, Иоанн Прозорливый († 394 или 395), прп. (пам. 27 марта; пам. греч. 6 февр.; пам. зап. 27 марта; пам. копт. и эфиоп. 21 хатура/хедара (17 нояб.)) 432-434 ИОАНН МАВРОПОД (после 1000? - после 1081?), свт. (пам. греч. 5 окт.), митр. Евхаитский, визант. писатель, интеллектуал 434-435

http://pravenc.ru/vol/xxiv.html

Пост утончает душу для покаяния. Когда усмиряются страсти – просветляется духовный разум. Человек начинает лучше видеть свои недостатки, у него появляется жажда очистить свою совесть и покаяться пред Богом. По словам святителя Василия Великого, пост делается как бы крыльями, возносящими молитву к Богу. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что «молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствий». Для такой покаянной молитвы пост – самое благодатное время. «Воздерживаясь от страстей во время поста, насколько у нас хватает сил, мы будем иметь полезный телесный пост, – поучает преподобный Иоанн Кассиан. – Утруждение плоти, соединенное с сокрушением духа, составит приятную жертву Богу и достойную обитель святости». И действительно, «можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о невкушении скоромного в постные дни? – ставит риторический вопрос святитель Игнатий (Брянчанинов), – Будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи, мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву?» «Посредством поста утончается дух, приобретается чистота сердца и тела, и потому удобнее можно соединяться с Богом», – пишет преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Так, пророк Моисей постился сорок дней перед восхождением на гору Синай, где лицезрел Бога, говорил с Ним и принял Его Закон. Пророка Илию, как пишет Василий Великий, также «пост сделал зрителем великого видения; ибо очистив душу сорокадневным постом, удостоился он в Хоривской пещере видеть Господа, сколько можно видеть Его человеку». Апостолы и все христианские подвижники, достигшие святости и богообщения, свидетельствуют о необходимости поста. Пост – благоприятное время для соединения со Христом в таинстве Причащения. Сам безгрешный Богочеловек, Господь наш Иисус Христос для примера нам сорок дней постился в пустыне, откуда возвратился в силе духа (Лк. 4, 14), одолев все искушения врага. «Пост есть оружие, уготованное Богом, – пишет преподобный Исаак Сирин. – Если постился Сам Законоположник, то как же не поститься кому-либо из обязанных соблюдать закон?.. До поста род человеческий не знал победы и диавол никогда не испытывал поражений… Господь наш был вождем и первенцем этой победы… И как скоро диавол видит это оружие на ком-нибудь из людей, этот противник и мучитель тотчас приходит в страх, помышляя и вспоминая о поражении своем в пустыне Спасителем, и силы его сокрушаются».

http://pravoslavie.ru/2133.html

«Если крайнее тщеславие есть, когда человек, не видя при себе никого, кто бы его хвалил, [и наедине] обнаруживает тщеславные поступки, то признак совершенного нетщеславия есть, чтобы и при посещениях других никогда не окрадываться тщеславной мыслью» с. 245]. Страсть тщеславия очень «хитрая», она часто маскируется под другие страсти или под что-то «хорошее», что на поверку оказывается нередко просто другой страстью. «На иного напускает она желание священства или дьяконства, рисуя ему в мысли, что он с такой святостью и строгостью исполнял бы тогда свое дело, что и прочим священникам мог бы послужить примером святости, а кроме того, многим доставил бы пользу и своим поведением и оказыванием поучений. Иногда и того, кто живет в пустыни или уединенничает в келлии, заставляет оно мечтать в уме своем, будто он обходит домы разных лиц и монастыри и действием своих воображаемых убеждений многих обращает на путь должной жизни. И водится таким образом бедная душа туда и сюда такою суетностью, бредя как бы в глубоком сне, и, увлеченная сладостью таких помышлений и такими мечтами исполненная, большею частью бывает не в состоянии замечать ни своих действий, ни присутствия братий, если б они в самом деле были пред глазами, будучи вся сладостно погружена, как в истинно происходящее, в то, чем, не спя, бредит, как во сне, в блуждании помыслов своих», – пишет преподобный Иоанн Кассиан Римлянин с. 78]. Преподобный Иоанн Лествичник говорит о том, что, кто сделался рабом тщеславия, тот ведет двойную жизнь: одну – по наружности, а другую – по образу мыслей и чувств: одну – наедине с собой, а другую – на людях [см.: 7, с. 153]. «Все другие страсти, – рассказывает святой Иоанн Кассиан , – будучи преодолеваемы, увядают и, будучи побеждаемы, с каждым днем становятся все слабее, также под влиянием места или времени истощаются они и стихают; или всячески, по причине их раздора с противоположными им добродетелями, удобнее бывает предостерегаться от них и избегать их. Но эта, будучи поражена, с большим ожесточением восстает на брань и, когда почитается испустившею дух, чрез смерть свою делается еще более живою, здоровою и мощною. Прочие страсти тиранствуют только над теми, которых победили в борьбе; а эта победителей своих еще ожесточеннее теснит и, чем сильнее была поражена, тем чрезмернее борет помыслом возношения по случаю победы над собою» с. 76].

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Святитель Григорий Нисский и блаженный Иероним толковали библейский текст – иносказательно, как речь о «духовном вине», не о «плотском вине». Детальнее этот стих Притчей объяснил преподобный Иоанн Кассиан Римлянин : тому, кто в покаянии угнетается скорбью, дайте сладость духовного знания, «поите спасительным словом» 3 , духовным вином. Утешьте того, кто совершает покаянное очищение от грехов, на смену горечи духовного очищения приходит отрадное для человека познание (благодатное просвещение, ведение). Не только преподобный Кассиан, но и преподобный Исаак Сирин пишет о высоком духовном опыте иносказательно – как о «вкушении вина»: «Начало исхода из мира – страх Божий и опьянение верой. Пока душа не придёт в опьянённость верою в Бога, впитывая силу веры, она не уврачует болезни чувств и не сможет преодолеть коварное видимое вещество, которое служит преградой для того, что обретается внутри» 4 . Отметим, что преподобный Исаак сравнивает общение с Богом в сердце с состоянием опьянения вином не для того, чтобы похвалить вредную привычку. Он подчеркивает, насколько благодать меняет жизнь человека, врачует болезни, чувственные страсти, услаждает богообщением, ничего подобного человек в своей бездуховной жизни пережить не может. Итак, для Библии и Отцов злоупотребление алкоголем – это, прежде всего, страсть алкоголизма. Как и всякая страсть, алкоголизм уводит человека с пути к Царству небесному. И еще, здравый смысл подсказывает людям: «Алкоголику пить нельзя совсем» 5 . Аскетика утверждает то же самое, но конкретнее: «Каждое проявление страсти алкоголизма, то есть каждое опьянение алкоголика, – это грех, его нужно очищать покаянием и борьбой со страстью алкоголизма». Многие из нас знают людей, которым с Божьей помощью удалось победить страсть пьянства, теперь они не употребляют алкоголь совсем, хотя годами пили безбожно. Аскетика и наркология: стадии развития алкогольной страсти Алкоголизм – это страсть и зависимость, она развивается в несколько стадий. Обратимся к опыту наркологов, его изложил в своем замечательном учебнике по психиатрии доктор Ю. Тюльпин 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Serzhant...

16 Филарет, епископ Харьковский . Обзор русской духовной литературы (862—1720) СПб., 1857. 74. С. 78. 17 Преподобный Феодор Студит . Огласительные поучения и Завещание. Калуга, 1896. С. 332—333. 18 Далее: в.-о. ... – Прим. авт . 19 К «Догматическим темам» см. также: «Бог. Душа. Образ Божий. Человек. Воздаяние. Вечность. Суд Божий» в алфавитном указателе к наставлениям, содержащимся в творениях преподобного аввы Дорофея. Преподобный Дорофей. Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. Седьмое издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Калуга, 1895. Репринт. М., 1991. С. 287—289, 291, 292, 297, 305, 306. 20 См. также о разумном «складывании» добродетелей – их постепенном гармоническом делании – в четырнадцатом поучении святого Дорофея «О созидании и совершении душевного дома добродетелей». Содержание этого поучения изложено выше – в разделе «Творения». 21 Святой Исаак Сириянин . Творения. Сергиев Посад, 1911. С. 205. 22 См.: «Молитва» в алфавитном указателе к наставлениям, содержащимся в творениях преподобного аввы Дорофея. Указ. соч. С. 296. 23 В мировоззрении святителя Амвросия заметны следы особенностей путей западного богословского направления. 24 На основании того, что в одном из писем 59) святитель Амвросий говорит о себе как имеющем 53 года от рождения, годом рождения считают 333 или 340, смотря по тому, как понимают упоминающуюся в этом же письме войну Феодосия с претендентами на престол Западной Римской империи – с Максимом ли в 387—388 гг., или с Евгением в 393—394 гг. 25 Стоящая в скобках цифра (или цифры) указывает страницу творений преподобного Кассиана по книге: Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин . Писания. Перевод с латинского. Репринтное издание. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. РФМ. 1993. 26 Преподобный Кассиан именует Германа «святым аввой» и свидетельствует: с ним «у меня с самого начала монашеской жизни, с первых опытов духовного воинствования было нераздельное пребывание как в киновии, так и в пустыне, так что все для означения дружества и одинакового намерения нашего говорили, что в двух телах находятся один ум и одно сердце» [с. 167].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3556...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010