ПРЕМУДРОСТИ СОЛОМОНА



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Введение в Ветхий Завет, Книга 6 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... что автор книги – Соломон, четко обозначаемый в Прем 9: 7–8, 12, хотя и не называемый по имени. Поэтому по-гречески книга и называется “Премудрость Соломона” (в западной традиции принято название “Книга Премудрости”. Пер.) . Он говорит в книге как царь ( 7: 5; 8: 9–15 ) и обращается к своим собратьям по трону ( 1: 1; 6: 1–11, 21 ) . Но при этом здесь явно присутствует литературный художественный прием, благодаря которому это писание Премудрости, также как Еккл или Песн, связывается с именем величайшего мудреца Израиля. В действительности вся книга написана по-гречески, в том числе и первая часть (Прем 1–5) , для которой иногда безосновательно предполагается наличие еврейского оригинала. В соответствии с единичностью автора находится и единообразие языка книги, который в своей патетике и риторике согласуется со стилистическим восприятием эпохи эллинизма. Автор – наверняка еврей, исполненный веры в “Бога отцов” ( 9: 1 ) , гордящийся тем, что принадлежит к “святому народу” и “непорочному семени” ( 10: 15 ) , но это – еврей эллинистической эпохи. Подчеркивание им событий исхода, разработанное противопоставление египтян и израильтян, критика культа животных ... далее ...
Исторический путь церковного права на Западе (по ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... ей канонической парадигмы. Он склонен видеть некоторые черты «гностико-сапиенциального мировоззрения», свойственного библейско-патристическому богословию, также и в канонических источниках древней Церкви и утверждает, что древние каноны имеют «характер преимущественно сапиенциальный» и образуют таким образом «сапиенциальное право» [12]. Что значит «сапиенциальный» в этом контексте? Как известно, в библеистике есть понятие «сапиенциальной» литературы, которая включает такие книги, как книга Иова, некоторые псалмы, книга Екклесиаста, книга Притчей, книга Иисуса сына Сирахова, книга Премудрости Соломона. Как замечает С. С. Аверинцев, мировоззрение создателей этой литературы обнаруживает одну важную особенность – интеллектуальное знание в нем не отделяется, но совпадает с практическим благочестием: «Тонкость ума, имея своим началом и корнем «страх Божий» (Притч 1: 7; 9: 10, ср. 15: 33 и сл, также Иов 28: 28 и проч.) , представляет собой прежде всего иного особую чуткость к постижению воли Божьей и особую способность к ее исполнению» [13]. Педагогический характер «сапиенциальной» литературы еще более раскрывает эту особенность: библейский автор стремится научить ... далее ...
Историческое обозрение священных книг Нового ...Искать в Источникеazbyka.ru
... положения дела, и прежде не остававшиеся незамеченными 344, открылись во всей ясности в конце XV века, когда просвещеннейший в среде своих современников и ревностный поборник Православия против «жидовствующих» – Геннадий архиепископ Новгородский приступил к собранию священных книг в один состав. Оказалось, что некоторые книги были совершенно затеряны; по крайней мере их нельзя было отыскать даже в знаменитейших монастырях того времени; пришлось переводить вновь – и притом с латинской Вульгаты. Так были переведены две книги Паралипоменон, три книги Эздры, книги Неемии, Товта, Юдифь, Премудрости Соломона и две книги Маккавейские, равно как недостававшие части в некоторых других книгах 345. Список составленной таким образом первой полной Библии в Poccии и представляет собою принадлежащая Московской Синодальной библиотеке Библия 1499 г. 346. Но очевидно и после трудов Геннадия подобные полные списки Библии же могли быстро распространяться тогда в России по причине крайней затруднительности и дороговизны изготовления их; списывание по-прежнему ограничивалось отдельными книгами, хотя дело исправления их и приведения в полный состав продолжало и в XVI в. обращать на себя ... далее ...
К характеристике внутренней жизни еврейского ...Искать в Источникеazbyka.ru
... богам; если чрез 500 лет после плена народ, кроме того, имеет уже много высоких религиозно-нравственных понятий, имеет представление о Мессии и его царстве, – то это уже, с общей культурной точки зрения, такой большой прогресс, какой только знает история. 1Правда, по общепринятому мнению, в учительных книгах выразился благочестивый взгляд иудейского теократа на исторические судьбы своего народа, его „желания и верования, мысли и рассуждения, сомнения и надежды, радости и скорби“. (Ср. свящ. Н. Вишняков, „О Происхождении Псалтири“. СПБ. 1875 г., стр. 36–38; проф. Д. В. Поспехов, „Книга Премудрости Соломона, ее происхождение и отношение к иудейско-александрийской философии“. Киев. 1873 г., стр. 42) . С этим, разумеется, нельзя не согласиться. Но это, во 1-х, взгляд и мысли единичных личностей – избранников Божиих и во 2-х, что важнее, личностей боговдохновенных. Наоборот, послепленная литература, или точнее, – апокалиптика есть „Literatur der aufsteigenden, ungebildeten Schicht des Volkes“. За это говорит ее размашистый стиль (breit stil) , не дисциплинированная мысль, любовь в чудовищному и легендарному, излишек фантазии, недостаток критики, соединение мыслей и ... далее ...
Дух дышит, где хочет. Введение в православное ...Искать в Источникеazbyka.ru
... понятия внутреннего самопроизволения ( yezer, LXX: διαβουλίον αύτοΰ ) человека ( см. : Сир 15: 14 ) . Раввинистическое богословие противопоставляет злому произволению (yezer hara) – доброе (yezer hatob) , однако эти два произволения суть более психологические, нежели метафизические реальности, находящиеся в сердце каждого человека и борющиеся за контроль над волей человека 66. Иоанн Брек отмечает, что идентификация Премудрости с Торой в книге Сирах наметила раздвоение в учительной традиции: одна часть традиции переросла в раввинистическое учение, а другая часть, представленная книгой Премудрости Соломона, ассимилировала эллинистические идеи, приготовляя путь для христианского гностицизма 67. Существует согласное мнение относительно времени (I век до Р. X.) и места (Александрия) составления книги Премудрости Соломона (хотя о времени и месте имеются и другие точки зрения) . Ставится также вопрос о различении авторов 1–9 и 10–19 глав книги. Однако недавний анализ стиля книги показал, что скорее всего она принадлежит одному автору, который использовал ряд различных источников и который является важнейшим богословом позднеиудаи-стического периода 68. Самое важное ... далее ...
Септуагинта: древнегреческий текст Ветхого Завета ...Искать в Источникеazbyka.ru
... это αἰών {век, эон}, соотв. евр. םלוע. Последний термин выражал идею как «века», так и «мира»; с ним соединено понятие о бесконечном: «Все сотворил Он прекрасным в свое время (ἐν καιρῷ αὐτοῦ) , и век (םלעה תא, τὸν αἰῶνα) дал на сердце им, так что не сможет обрести человек творение, которое сотворил Бог, от начала до самого конца» ( Екк 3: 11 ) . Поэтому Премудрость Божия, которая, согласно кн. Сираха, произведена «прежде века, от начала», и не скончается «до века» ( Сир 24: 10 ) , значит, признается предшествующей бытию мира и сопутствующей ему в нескончаемой длительности. В книге Премудрости Соломона слово χρόνοι (мн. ч.) может означать в целом время жизни человека ( ст. 4: 13 ) , тогда как «всякому надлежащему времени» (παντὶ καιρῷ) соответствует и «всякое место» ( τόπος, ст. 19: 22 ) , т. е. «надлежащее время» равняется случаю. Знание «перемен», которое высоко ценили древние, было прежде всего знанием о превратностях случая, а тем самым и «времени» как смены метаморфоз. Идеал такого знания выражен, к примеру, в книге Екклесиаста, где неоднократно повторяется: «[свое] время всякой вещи» (ץפח לכל תע, καιρός τῷ παντὶ πράγματι) . Это значит, что каждое дело или ... далее ...
Введение в Ветхий ЗаветИскать в Источникеpravmir.ru
... — беглая по переводу LXX, введенная папой Дамасом в римскую литургию и известная под именем Psalterium Romanum; до XVI в. была употребительной в Риме, до 1808 г. в капелле дожей в Венеции и доселе сохраняется в храме Петра и Павла в Риме в Амвросианском ритуале. Вторая редакция, сделанная Иеронимом по гексаплам Оригена, распространилась в Галлии под. именем Psalterium Gallicanum, потом вошла в римский бревиарий, в Вульгату и признана для католиков каноническим переводом. — Полностью из италийского перевода, без критического исправления Иеронима, вошел в Вульгату текст неканонических книг: Премудрости Соломона, Премудрости Сираха, Маккавейских и Варуха. Замечательно, что Псалтирь в настоящих наших славянских печатных изданиях очень значительно сходна с латинским изданием ее в печатной Вульгате: или поправлялась по Вульгате, или греческие оригиналы обоих переводов очень сходны были. Перевод бл. Иеронима Выше было замечено, что обозрение древнего италийского перевода необходимо для нас, как вступление к главному отделу — переводу Иеронима, составляющему Вульгату. Бл. Иероним родился в Стридоне, городке пограничном с Далмацией и Паннонией, в 346 г. Обучался он сначала в родной ... далее ...
ЕККЛЕСИАСТА КНИГА • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... ) . Сохранились греч. (Κωέλεθ - Orig. In Ps. PG. 12. Col. 1084; Κωλεθ - Krüger. 2004. P. 38) и лат. ( Coeleth - Seow. 1997. P. 3 ) транслитерации этого слова, однако в европ. традиции закрепился его греч. перевод (᾿Εκκλησιαστής) . Названия книги на мн. др. языках представляют собой передачу этого греч. слова ( лат. Ecclesiastes, рус. Екклесиаст ) либо попытку его перевода ( нем. der Prediger - вариант M. ) Хотя тот факт, что ее автором считался Соломон, и сыграл важную роль в процессе канонизации, главным стало, по-видимому, не это (в противном случае и такие произведения, как Книга премудрости Соломона и Оды Соломона, также были бы включены в канон - Seow. 1997. P. 4) . Иосиф Флавий, говоря о 22 книгах, признаваемых иудеями, делит их на «пять книг Моисея», 13 пророческих книг и 4 книги, содержащие «гимны Богу и наставления людям» (τέσσαρες ὕμνους εἰς τὸν θεὸν κα τοῖς ἀνθρώποις ὑποθήκας τοῦ βίου περιέχουσιν - Ios. Flav.) Contr. Ap. I 38-41 (. «Гимны Богу» - это скорее всего Книга псалмов, в то время как «наставления людям» являются важной темой Книги притчей, Е. к. и Песни Песней Соломона) Seow. 1997. P. 4 (; тем не менее в явном виде Е. к. Иосифом Флавием в ... далее ...
ПРИХОД храма святого праведного ИОАННА ...Искать в Источникеprihod.ru
... Божий; и иное дело - человеческая природа, которую Он воспринял в последнее время согласно домостроительству » [76]. Христа называют различными именами, смотря по обстоятельствам. « Так, - продолжает Ориген, - Он называется Премудростью, как это мы встречаем в словах Соломона: «Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя прежде, чем что-либо совершил, прежде век основа Мя. В начале, прежде неже землю сотворити, и прежде неже бездны соделати, прежде неже произыти источником вод, прежде неже горам водрузитися, прежде же всех холмов рождает Мя » ( Притч. 8: 22-25 ) . Рассказывая о книге Премудрости Соломона, Ф. Скорина говорит, что она так называется «понеже пишет в ней о Премудрости вечной, еже ест Слово Божие Избавитель наш Исус Христос» (Пред. к Прем.) . Господь Бог « принял человечество от Пречистое Богородици Марии » (Пред. к Притч.) . Свт. Тихон Задонский восклицает: « Дух Невещественный, плотью одушевленной и нам подобно одевшийся, прежде веков от Отца, Бог от Бога, Свет от Света нетленно воссиявший, от Девы Неискусобрачной и Пресвятой родиться изволил, и Ее Матерью называть, и Ее Сыном называться - о чудо из чудес! » [77] Таким образом, совершенный по естеству ... далее ...
Вопросы канона Ветхого Завета в отечественном ...Искать в Источникеsdsmp.ru
... воззрений на состав ветхозаветного канона в трех основных христианских конфессиях является наиболее выразительным свидетельством ошибочности представлений о единстве и согласии по нему в неразделенной Церкви, поскольку если бы имел место декларируемый consensus, не было бы и настоящего разномыслия, в том числе и внутри самого Православия. Остановимся еще на одном примере нарочито тенденциозного толкования, где материал с очевидным насилием над смыслом подгоняется под заданную концепцию. Юнгеров, комментируя решение Иерусалимского собора 1672 г., признавшего «Священным Писанием» книги: Премудрости Соломона, Иудифи, Товита, главы 13–14 Даниила, Маккавейские, Иисуса сына Сирахова, пишет: «1 (Неканонические книги должны быть считаемы не „естественными и обычными) ἐὰ αὶ έα (“, а „добрыми и назидательными) αὰ αὶ ἐάρετα (“) по Константинопольскому собору (. 2) Они, наравне со всеми другими каноническими книгами, должны считаться неизменной частью Священного Писания и в этом смысле каноническими. 4 (Из общего соборного положения о неизменности библейского кодекса можно делать вывод, что все неканонические отделы… также признаются частью Св. Писания. 5) Умолчано о ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: ПРЕМУДРОСТИ СОЛОМОНА
Справочник - ПОИСКОВ.РФ