Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОСИОС МЕЛЕТИОС [Греч. Ιερ Μον Οσου Μελετου], жен. действующий мон-рь, принадлежит Мегарской и Саламинской митрополии Элладской Православной Церкви, расположен на сев.-вост. склоне горного хребта Китерона (древний Киферон), недалеко от сел. Панакто, в 6 км от городка Инои. В визант. период О. М. являлся одним из наиболее важных монашеских центров на территории совр. Греции. История Сведения о возникновении мон-ря содержатся в Житиях его основателя - прп. Мелетия Нового (ок. 1030/35 - 1105-1110), написанных в сер. XII в. Николаем, еп. Мефонским, и Феодором Продромом (BHG, N 1247-1248). Согласно этим источникам, прп. Мелетий, стремясь к уединению и избегая земной славы, покинул основанный им близ Фив мон-рь вмч. Георгия Победоносца и переселился на труднодоступную гору Киферон, называемую тогда Миупольской (Миопольской). Там его принял Феодосий - игумен монастыря Симвул (Символ) в честь Таксиархов, к-рый находился на склоне горного массива (ныне Пастра) к востоку от древних Элевфер, на границе Аттики и Беотии. Феодосий разрешил преподобному поселиться около часовни Христа Спасителя, располагавшейся на сев. склоне Киферона. Вскоре часовня была перестроена и освящена как церковь, вокруг нее были сооружены кельи для приходивших к Мелетию христиан, стремившихся к монашеской жизни. Через нек-рое время в общине преподобного было ок. 100 чел. Т. к. число желавших подвизаться под рук. Мелетия постоянно росло, то он построил церкви Пресв. Богородицы и прор. Илии, затем занялся устройством малых лавр (паралаврий), число к-рых достигло 22 (или 24) и в к-рых подвизались не менее 8-12 монахов. По благословению К-польского патриарха Николая III Грамматика (1084-1111) Мелетий был рукоположен во иерея и после смерти игум. Феодосия возглавил мон-рь Симвул. Он возвел новые здания в обители, возможно, полностью перестроил старый кафоликон. Ок. 1084 г. имп. Алексей I Комнин (1081-1118) назначил из податных сборов Аттики ежегодные выплаты мон-рю в размере 422 золотых монет ( Николай, еп. Мефонский, Феодор Продром. Жития Мелетия Нового//ППС. 1886. Т. 6. Вып. 2(17). С. 17-19, 47-49). Вскоре после кончины прп. Мелетия мон-рь Симвул стал называться его именем; как передает Николай Мефонский, спустя 36 лет там проживали ок. 300 монахов, к-рые ни в чем не имели нужды (Там же. С. 21).

http://pravenc.ru/text/2581615.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛЛИЯ [Кали; греч. Καλ], прп. (пам. визант. 22 мая). Время и место жизни неизвестны. Сохранился канон, составленный в честь этой святой, который содержится в рукописях Sinait. gr. 616, XIV (XV?) в. и Lesb. Leim. 147, 1575 г. (Ταμεον. Σ. 203. N 616). В акростихе канона читается прозвище автора - Критянин. Речь идет либо о свт. Андрее , архиеп. Критском, либо о титулярном Критском митр. Никифоре Мосхопуле (1285-1311/12; также митрополит Лакедемонский в 1289-1311/12 и до 1305 митрополит Мифимны на Лесбосе, что может объяснять его интерес к местным лесбосским святым). Э. Фотопулу-Илиопулу предположила, что К. и подвижница Каллия, мать прп. Фомаиды Лесбосской (1-я пол. Х в.) - одно и то же лицо. Как примерная супруга и мать, К. упоминается в 1-м анонимном Житии прп. Фомаиды (BHG, N 2454 - ActaSS. Nov. T. 4. P. 233-242), во 2-м Житии, видимо написанном Михаилом Пселлом (BHG, N 2455 - Halkin F. Hagiologie byzantine. Brux., 1986. P. 185-219. (SH; 71)), в Энкомии Константина Акрополита (BHG, N 2457 - ActaSS. Nov. T. 4. P. 242-246) и в стишном Синаксаре (BHG, N 2456 - Θουντολης Ι. Μ. Η γα Θωμας Λεσβα//Ο Ποιμν. Μυτιλνη, 1962. Τ. 27. App. 8-10). Будучи бесплодной, она горячо молилась и удостоилась видения Пресв. Богородицы, Которая предсказала ей рождение дочери. После смерти мужа К. приняла постриг и жила затворницей в к-польском монастыре Микра-Ромеу (τ Μικρ Ρωμαου), а затем была избрана игуменией этой обители. Однако в греч. источниках она нигде не названа святой. О ее посмертном почитании мы узнаем из «Хожения» диак. Зосимы (1419-1422): «Монастырь женскии Повасильясь, ту лежит святая Калия белица. Муж ея был богат и гостил по морю 3 лет, она ж мудра и богобоязнива и милостива, и раздая имение без мужа все; муж же ея пришед и замучи ю; он творит, что в лихое дело подая; и дасть еи Господь исцеленье: хромии и болнии гробу ея бьють челом и исцеляюсь» (Хожение инока Зосимы//ППС. 1889. Т. 8. Вып. 3(24). С. 33). Однако в этом «Хожении» К. приписываются факты из биографии ее дочери Фомаиды Лесбосской. Непонятно также, почему ее мощи находились не в мон-ре Микра-Ромеу, а в некоем мон-ре Повасильяс, идентифицировать к-рый исследователи затрудняются ( Majeska G. Russian Travelers to Constantinople in the 14th and 15th Cent. Wash., 1984. P. 283).

http://pravenc.ru/text/1320127.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Колодец Иаковав Наблусе, Израиль [греч. Θραρ το Ιακβ; лат. Puteus (Fons) Jacob; араб.    ] находится у подножия горы Гаризим (ныне Джабаль-эт-Тур), примерно в 2 км от библейского Сихема (визант. Неаполь, ныне Наблус). Здесь, согласно Евангелию от Иоанна (Ин 4. 5-43), Христос беседовал с самарянкой (см. подробнее в ст. Фотина Самаряныня , мц., Виктор и Иосия , мученики). Местоположение К. И. описано в Евангелии: недалеко от самаритянской дер. Сихарь (в ВЗ не упом.; его отождествляют с нынешним Аскаром у подножия горы Гевал), около участка, переданного ветхозаветным патриархом Иаковом своему сыну Иосифу (ср.: Быт 33. 19 (покупка Иаковом участка земли около Сихема) и Быт 48. 22 (дар этой земли Иосифу; ср.: Нав 24. 32)). К. И. являлся местом паломничества с первых веков христианства. В соч. Евсевия Кесарийского «Ономастикон» (ок. 326-331) и в Бурдигальском итинерарии (333) не упоминаются к.-л. постройки там с колодцем. Автор Бурдигальского итинерария уточняет, что там находились платаны, посаженные Иаковом, и водоем, наполнявшийся водой из К. И. (Itinerarium Burdigalense//Itineraria et alia Geographica. Turnholti, 1965. P. 14; рус. пер.: Бордоский путник 333 г.//ППС. 1882. Т. 1. Вып. 2(2). С. 24). Предполагают, что в 30-х гг. IV в. христиане совершали здесь крещения ( Pringle. 1998. Р. 258). Впервые о существовании церкви говорится в «Итинерарии» мон. Эгерии (ок. 384) и в описании паломничества св. Павлы в 385-386 гг., составленном блж. Иеронимом Стридонским ок. 404 г. ( Hieron. Ep. 108//PL. 22. Col. 888). Рассказ Эгерии о К. И. сохранился в составе сочинения Петра Диакона из Монте-Кассино (1-я пол. XII в.); в нем сообщается, что в 500 шагах от церкви с колодцем находилась др. церковь, в к-рой был погребен Иосиф (Appendix ad Itinerarium Egeriae. II, Q 588//Itineraria et alia Geographica. Turnholti, 1965. P. 98; рус. пер.: ППС. 1889. Т. 7. Вып. 2(20). С. 193). Соборный храм мон-ря в Наблусе, Израиль

http://pravenc.ru/text/1841770.html

Мужской монастырь Илии Пророка (Иерусалим) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Мужской монастырь Илии Пророка находится на пути из Иерусалима в Вифлеем, недалеко от гробницы Рахили. Впервые этот монастырь упоминается западными паломниками около 1160 года. Принадлежит Иерусалимской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] По сообщению Иоанна Фоки (1185), монастырь Илии Пророка, «древнейшими боголюбивыми мужами воздвигнутый», был разрушен землетрясением и восстановлен игуменом-сирийыем на средства византийского императора Мануила I. (Иоанна Фоки сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о св. местах Палестины конца XII в.//ППС. 1889. Т. 8. Вып. 2 (23). С. 24, 54). По всей видимости, имеется в виду землетрясение, происшедшее ок. 1157 г. Согласно греч. анонимному паломнику (1187), монастырь, имевший церковь с куполом (PG. 133. Col. 989), находился на том месте, где пророку Илии скрывшемуся в пустыне от Иезавели явился Ангел (3 Цар 19, 4-8). К этому преданию апеллировали зап. паломники (в т. ч. Филипп из Савоны (1283) и Николай из Поджибонси (1346-1350)), тогда как пилигримы жившие позднее ошибочно связывали основание мон-ря либо с местом рождения прор. Илии - Номпар де Гомон (1418), Иоанн Полонер (1422), Б. Амико (1620) - либо с местом, куда пророк удалился во время засухи (3 Цар 17, 1-7),- Игнатий Смолянин (1396-1402) (Хождение Игнатия Смолянина//ППС. 1887. Т. 4. Вып. 12(3). С. 22), либо даже с местом, где он был взят на небо - Петр де Пеннис (ок. 1350). Последние 2 события ветхозаветной истории традиционно связываются с пещерой прор. Илии в монастыре Хозива и с ущельем Харран за р. Иордан. С монастырем Илии Пророка также связывают ряд новозаветных преданий. Считается, что здесь прав. Иосифу явился во сне ангел, сказав: «Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого» (Мф 1. 20), и что на этом месте волхвы снова увидели звезду, которую потеряли из виду, когда пришли в Иерусалим, чтобы спросить, «где родившийся Царь Иудейский» (Мф 2. 2) (RapmTpouloj. 1996. S. 140-141).

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИИ ПРОРОКА МОНАСТЫРЬ [Дейр-Мар-Ильяс; греч. Μον το προφτου Ηλιο; араб.      ], муж., действующий, принадлежит Иерусалимской Православной Церкви, находится на пути из Иерусалима в Вифлеем, недалеко от гробницы Рахили. Высказывались предположения об основании И. п. м. равноап. Еленой или свт. Илией I (494-516), патриархом Иерусалимским (ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 40). Однако впервые этот монастырь упоминается западными паломниками ок. 1160 г. По сообщению Иоанна Фоки (1185), И. п. м., «древнейшими боголюбивыми мужами воздвигнутый», был разрушен землетрясением и восстановлен игуменом-сирийцем на средства визант. имп. Мануила I ( Иоанна Фоки Сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о св. местах Палестины конца XII в.//ППС. 1889. Т. 8. Вып. 2(23). С. 24, 54). По всей видимости, имеется в виду землетрясение, происшедшее ок. 1157 г. Согласно греческому анонимному паломнику (1187), монастырь, имевший церковь с куполом (PG. 133. Col. 989), находился на том месте, где прор. Илии , скрывшемуся в пустыне от Иезавели, являлся Ангел (3 Цар 19. 4-8). К этому преданию апеллировали зап. паломники (в т. ч. Филипп из Савоны (1283) и Николай из Поджибонси (1346-1350)), тогда как пилигримы, жившие позднее, ошибочно связывали основание мон-ря либо с местом рождения прор. Илии - Номпар де Гомон (1418), Иоанн Полонер (1422), Б. Амико (1620), либо с местом, куда удалившемуся во время засухи пророку приносили пищу вороны (3 Цар 17. 1-7),- Игнатий Смолянин (1396-1402) (Хождение Игнатия Смолянина//ППС. 1887. Т. 4. Вып. 12(3). С. 22), либо даже с местом, где он был взят на небо,- Петр де Пеннис (ок. 1350). Последние 2 события ветхозаветной истории традиционно связываются с пещерой прор. Илии в мон-ре Хозива и с долиной Харрар (в настоящее время на территории Иордании). Мон-рь во имя прор. Илии Иерусалимской Православной Церкви Мон-рь во имя прор. Илии Иерусалимской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/389257.html

Второй, отмеченный на карте как «Енон, где сейчас Сапсафа [греч. Σαπσαφας, от евр.   - ива]», находился значительно южнее, на левом берегу Иордана, напротив Иерихона, чуть западнее горы Нево (ныне Эн-Наба). На карте можно рассмотреть остатки сводчатого строения, возможно пещерной церкви, и обильную растительность. Судя по древним свидетельствам, в визант. эпоху именно эта местность привлекала множество паломников. Паломник из Пьяченцы (ок. 570) указывает: «В этой части Иордана находился источник, который в двух милях от Иордана, где крестил Св. Иоанн, и Илия был в этой долине, когда ворон принес ему хлеба и мяса. Вся долина полна отшельников» ( Anton . Placent . Itinerarium. 9. 7-9). «Место, называемое Сапсас» и «малая пещера, что больше горы Синайской» упомянуты также у блж. Иоанна Мосха в «Луге духовном», согласно к-рому в нач. VI в. в пещере был устроен храм, а вокруг начали селиться отшельники ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 1). В отличие от сев. Е. возле Салима юж. Е. оставался важным местом паломничества до эпохи крестовых походов. О нем упоминает греч. паломник Иоанн Фока в кон. XII в. (Сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о святых местах Палестины//ППС. 1889. Т. 8. Вып. 2(23). С. 51, 53). Î Е. пишет в «Хожении» (нач. XII в.) игум. Даниил: «...и тут же к востоку есть поблизости место, примерно в двух перестрелах от реки, где пророк Илия восхищен был на колеснице огненной. Тут же и пещера святого Иоанна Крестителя. И есть тут поток, водой исполненный, и течет красиво по камням в Иордан. Вода та холодная весьма и очень вкусная. И ту воду пил Иоанн Предтеча Христов, когда тут жил в пещере той святой» («Хожение» игум. Даниила в Св. Землю в нач. XII в./Изд. подгот.: О. А. Белоброва и др.; отв. ред.: Г. М. Прохоров. СПб., 2007. С. 53). Со временем, видимо, местность обезлюдела и паломничество в Е. стало опасным. Память о нем, однако, сохранялась до XIV в. Так, ок. 1370 г. смоленский архим. Агрефений отмечает: «Говорят, за Иорданом можно увидеть пещеру Святого Иоанна, и она близ Салима в Еноне, где много воды и где Святой Иоанн крестил народ. Мы туда не пошли из-за страха перед арабами» (Хождение Агрефения в Палестину/Текст и археогр. примеч.: Н. И. Прокофьев//Литература Древней Руси. М., 1975. Вып. 1. С. 150).

http://pravenc.ru/text/189979.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО ВИДЕВШЕ» [греч. Ανστασιν Χριστο θεασμενοι; слав.       - [Мы], увидевшие Воскресение Христово], одно из главных воскресных песнопений в правосл. богослужебной традиции. Указания относительно «В. Х. в.» присутствуют уже в памятниках студийского периода. Оно исполняется на пасхальной утрене по 6-й песни канона (в студийском «Ипотипосисе» не указано количество повторений «В. Х. в.»; в более поздних памятниках, описывающих чин пасхальной утрени, указано произносить его трижды), на утрене перед Пс 50 (на Светлой седмице перед каноном) ежедневно в течение периода от Пасхи до Вознесения (включительно), на утрене перед Пс 50 всех воскресений года (кроме особых случаев) и на Воздвижение ( Пентковский. Типикон. С. 256; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 226, 500, 502, 558; Arranz. Typicon. P. 11, 24, 252). Иерусалимский устав, принятый ныне в правосл. Церкви, предписывает исполнять «В. Х. в.» в тех же случаях, а также на пасхальных часах. По аналогии с пасхальной утреней это песнопение присутствует в пасхальном чинопоследовании отпевания (Требник большой. Л. 125 об.- 126). Кроме того, Иерусалимский устав предписывает в воскресные дни между Пасхой и Вознесением произносить «В. Х. в.» трижды. В различных редакциях Иерусалимского устава, вплоть до совр. печатных изданий, тип исполнения не уточняется (Типикон. [Т. 1.] С. 21; [Т. 2.] С. 934). В греч. богослужебной практике 1-й пол. XIV в., согласно «Диатаксису священнослужения» Патриарха К-польского Филофея Коккина, «В. Х. в.» исполнялось певчески братией ( Goar. Euchologion. P. 6). По описанию Арсения (Суханова) , в XVII в. в греч. храмах «В. Х. в.» «говорили на оба лика поделяся по строкам» (Проскинитарий Арсения Суханова 1649-1653//ППС. 1889. Т. 7. Вып. 3 (21). С. 240). В совр. греч. богослужебных книгах указано чтение «В. Х. в.», на практике его читает предстоятель (стоящий в хоре игумен или архиерей) или чтец (Εχολγιον τ Μγα. Σ. 9; Святогорский устав. С. 52).

http://pravenc.ru/text/155308.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУРДИГАЛЬСКИЙ ИТИНЕРАРИЙ [лат. Itinerarium Burdigalense; Бордоский путник - название, закрепившееся в рус. научной лит-ре], древнейшее сохранившееся описание паломничества в Св. землю, датируемое 333 г. Считается, что его анонимный составитель был жителем Бурдигалы (совр. Бордо), поскольку он начал свой путь из этого города. В основу этого памятника положен рим. итинерарий (дорожник), в начале автор Б. и. дает лишь краткие сообщения о пройденных милях, перечень станций и гостиниц. Достигнув Св. земли, он описывает увиденные им в пути святыни, ставшие впосл. основными центрами паломничества: Птолемаиду (Акко) , гору Кармил, Кесарию Палестинскую, Скифополь (Беф-Сан) , Неаполь (Сихем, совр. Наблус), гору Гаризим, Иерусалим, Вифанию, Иерихон, Мёртвое м., Иордан (место Крещения), Вифлеем, Мамврийский дуб около Хеврона, Хеврон, Иерусалим, Никополь (Амуас) , Лидду, Антипатриду, вновь Кесарию Палестинскую. Описание святых мест в Б. и. содержит ряд уникальных сведений, не встречающихся в др. источниках. Часто в этом памятнике отражены древние традиции, напр. предание, согласно к-рому Преображение Господне произошло на Елеоне, а не на горе Фавор. Автор описывает 4 существовавшие в тот момент постройки имп. Константина Великого : храм Гроба Господня в Иерусалиме (завершенный, но еще не освященный), базилики Рождества Христова в Вифлееме, на Елеоне и на месте явления Св. Троицы Аврааму близ Хеврона. Текст Б. и. дошел до нас в ранних списках, относящихся к VIII-IX вв. (Veronensis LII VIII-IX вв.; Sangallensis 732, IX в.; Paris. BNF. Lat. 4808, IX в., и др.). Изд.: Бордосский путник 333 г.//ППС. 1882. Т. 1. Вып. 2. (Вып. 2); Itinerarium Burdigalense//Itineraria et alia Geographica. Turnholti, 1965. P. 1-26. (CCSL; 175). Лит.: Leclercq H. Itinéraires//DACL. T. 7. Col. 1853-1858; K ö tting B. Peregrinatio religiosa. Münster; Regensburg, 1950. S. 89-110, 345-353; Gelsomino R. L " Itinerarium Burdigalense//Vetera Christianorum. 1966. T. 3. P. 161-208; Williamson J. Egeria " s Travels. L., 1971. P. 153-163; EEC. Vol. 1/5. P. 427. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова: БРЕЙДЕНБАХ Бернхард фон (1440-1497), пребендарий Майнцского собора, совершивший в 1483-1484 гг. паломничество в Св. землю и на Синай ВИФЛЕЕМ поселение на Иудейском нагорье, согласно Евангелиям, место рождения Иисуса Христа, одно из самых почитаемых св. мест христианства

http://pravenc.ru/text/153655.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ НОВЫЙ (ок. 785 - ок. 864), прп. (пам. греч. 11 нояб. и 1 дек.). Согласно житию, написанному, вероятно, его современником, А. Н. род. в Палестине, недалеко от Иерусалима, и был наречен при Крещении Иоанном. Некий отшельник предсказал ему, что он будет управлять многими городами Византии, а затем сам станет отшельником. После смерти матери Иоанн с братом переселился в Атталию. Имп. Михаил II назначил его управителем фемы Кивирриотов. Иоанн участвовал в подавлении мятежа Фомы Славянина . В возрасте 40 лет принял постриг с именем Антоний. После долгих скитаний святой поселился на горе Олимп в Вифинии. Прожив многие годы отшельником, он поступил в общежительный мон-рь в Киосе (Вифиния). Настоятель подвергал А. Н. суровым испытаниям и поручал самую тяжкую работу, к-рую А. Н. послушно исполнял. Через нек-рое время А. Н. вернулся на Олимп, а затем был послан своим духовным наставником в К-поль. 7 лет А. Н. прожил в полном уединении и прославился чудесами и исцелениями, напр. вылечил брата императрицы Феодоры Петрону, после чего стал его духовным отцом. А. Н. предсказал Петроне, что тот одержит выдающуюся победу над арабами, и тот в битве при Посонте действительно разбил неприятеля и вернулся в столицу с триумфом (863). Вскоре святой тяжело заболел и умер. Петрона скончался в тот же день. Память А. Н. содержится в ряде визант. синаксарей под 1 дек. (напр.: ГИМ. Син. греч. 354. Л. 140 об., 1295 г.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 528), а также упоминается 11 нояб. в нек-рых месяцесловах греч. Евангелий ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 352). Ист.: BHG, N 142-143a. Лит.: Житие и деяния прп. Антония Нового/Пер. В. Латышева//ППС. 1907. Вып. 57. Т. 19. Вып. 3. С. 186-243; Halkin Fr. Saint Antoine le Jeune et Petronas le vainqueur des arabes en 863//AnBoll. 1944. T. 62. P. 187-225. И. В. Т. Рубрики: Ключевые слова: АНТИОХ (VI-VII вв.), писатель, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов , в подвиге просиявших; пам. греч. 24 дек.)

http://pravenc.ru/text/116090.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ († после 1489), митр. Смирнский (1470/71-1481), Эфесский (1478 - июль 1488), церковный деятель, писатель. По поручению патриарха Максима III К-польского (1476-1481/82) совершил инспекционную поездку по Сирии, Палестине и Египту. В 1483/84 г. местоблюститель патриарха Григория V Александрийского. Д. участвовал в избрании патриарха Нифонта II К-польского (кон. 1486 - нач. 1488). Одной из отличительных черт главного произведения Д.- «Рассказ и путешествие по Св. местам» (ιϒησις κα περοδος τν ϒων τπων) - является то, что оно основано на впечатлениях и наблюдениях автора и рассказах местных жителей. Д. не использует материала из предшествующей письменной традиции хождений по св. местам. Основное внимание Д. уделяет описанию святынь Иерусалима и Синая, в меньшей степени - Каира. Кроме того, присутствует описание дохрист. памятников, таких как егип. пирамиды и недостроенный, по мнению Д., при Александре Македонском канал между Средиземным и Красным морями. При описании местных достопримечательностей автор активно использует сравнение с К-полем, обращаясь к читателю-соотечественнику. Ширину Нила он сопоставляет с размерами бухты Золотой Рог, а храм Рождества Христова в Вифлееме - с ц. св. Апостолов в К-поле. Перу Д. принадлежат канон прп. Христодула (пам. греч. 16 марта), основателя и ктитора мон-ря ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос (XI в.), и неск. писем. Сохранились переписанное его рукой Евангелие (Kosinitza, N 223) и грамота, подписанная Д. в качестве патриаршего экзарха о-ва Лесбос. Соч.: Mingarelli G. L. Graeci codices manuscripti apud Nanios patricios Venetos asservati. Bononiae, 1784. P. 282-297; Рассказ и путешествие по Св. местам Даниила, митр. Эфесского/Пер.: Г. С. Дестунис//ППС. 1884. T. 3. Вып. 2(8); Ελληνικς φιλολοϒικς σλλοϒος. Κωνσταντινοπολις, 1881-1882. Τ. 17. Παρρτημα . Σ. 55-56. Лит.: PLP, N 5133; Crusius M. Turcograeciae libri octo. Basileae, 1584. P. 138; Σθας Κ. Ν. Νεοελληνικ Θιλολοϒα. Αθναι, 1868. Σ. 103; Krumbacher. Geschichte. Sp. 421; Kotter B. Daniel metr. de Smyrne//LTK. Bd. 3. Sp. 155; Σολομωνδης Χρ. Σ. Η Εκκλησα τς Σμρνης. Αθναι, 1960. Σ. 165; ανιλ// ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 955; Seemann K. D. Die altrussische Wallfahrtsliteratur. Münch., 1976. S. 37; Laurent V. Daniel métr. de Smyrne//DHGE. T. 14. P. 72f. Р. Б. Буганов Рубрики: Ключевые слова: ЕВСТАФИЙ (ок. 1115, - после 1195), митр. Фессалоникийский (после 1178 - до 1196/97); визант. ученый, филолог, историк, писатель, свт. (пам. греч. 20 сент.) ИОАНН АПОКАВК (ок. 1155-1233), митр. Навпактский (1199/1200-1232), визант. церковный и политический деятель Эпирского деспотата, канонист, писатель АВЕРКИЙ († 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков

http://pravenc.ru/text/171238.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010