IV. Сир. житие Е. С. (сер. VI в.) сохранилось как минимум в 3 различных редакциях: 1. Рукопись Vat. Syr. 117 (ок. 1100; BHO, N 270), обозначается буквой «V». Издана полностью в Assemani. 1737. T. 4. P. XXIII-LXIII и с нек-рыми сокращениями в Assemani. BO. T. 1. P. 26-55. В этих 2 изданиях разная разбивка на разделы, более удачное - в 1-м. 2. Рукопись Paris. Syr. 235 (XIII в.; BHO, N 269), обозначается буквой «P». Издания: Lamy. 1886. Vol. 2. Col. 3-89; Bedjan. Acta. T. 3. P. 621-665. Находящаяся в Дамаске рукопись XII в. Ms. 12/17, принадлежащая сир. ортодоксальному Патриархату, судя по начальным словам, содержит тот же текст (Fol. 220-226). 3. Хранящиеся в Брит. б-ке неопубликованные рукописи Lond. Brit. Lib. Or. 4404 и Or. 9384 (обе - XIX в.) обозначаются буквой «L». В предисловии, имеющемся во 2-й рукописи, говорится, что ее автор получил большую часть сведений от ученика Е. С. Симеона (Шемуна) Самосатского. Это утверждение, по-видимому, безосновательно, поскольку Житие на основании внутренних свидетельств самого текста не может быть датировано ранее сер. VI в. Груз. перевод Жития в основном следует P. Издание и лат. пер.: CSCO. Vol. 171-172. Iber. T. 7-8. Арм. пер., сделанный с сир. в 1101 г., также ближе к тексту P, чем к V, однако в нек-рых местах он следует L. Издание: CSCO. Vol. 473-474. Armen. T. 15-16. Тексты 3 рукописей Vat. Syr. 117, Paris. Syr. 235 и Lond. Brit. Lib. Or. 9384 представлены в виде синопсиса в неопубликованной диссертации: Amar J. P. The Syriac «Vita» tradition of Ephrem the Syrian: Diss., Wash., 1988 (текст: P. 65-191; англ. пер.: P. 195-336). Небольшой, но важный фрагмент Жития принадлежит Екатерины мон-рю на Синае: Sinait. Sparagma 53. Эта рукопись X в. и, т. о., является древнейшим свидетельством жития Е. С. Имеется также рукопись XVII-XVIII в. в Рос. Национальной б-ке в С.-Петербурге ( Пигулевская Н. В. Каталог сирийских рукописей Ленинграда//ППС. 1960. Вып. 6(69). С. 146-147). 3 редакции сир. Жития Е. С. тесно связаны. Изданный Т. Ж. Лами текст P используем как нормативный, поскольку он, по-видимому, был наиболее известным и в наст. время является самым доступным. Нумерация разделов соответствует этому изданию (она же используется в диссертации Амара, но в издании Ассемани - лишь до раздела 18).

http://sedmitza.ru/text/967821.html

Литература РГБ ОР. Ф. 188. Картон 7. Ед. хр. 30 [письма К. к А. Н. Муравьеву]; Ф. 188. Картон 3. Ед. хр. 18 [письма А. Н. Муравьева к К.]; Ф. 188. Картон 3. Ед. хр. 10 [письма А. Н. Муравьева к Александрийскому патр. Иерофею II] АВП РИ. Ф. 161. Оп. 46. Ед. хр. 14. Л. 1 об.- 2 об. [Дело о награждении К., архиеп. Синайского, орденом св. Александра Невского]. [Mouravieff A. N.]. Question religieuse d " Orient et d " Occident. Moscou, 1856. [T. 1]; St.-Pb., 1858. T. 2 он же (Муравьев А. Н.). Мои воспоминания. М., 1913 он же. Записка о состоянии Правосл. Церкви на Востоке. М., 1914 он же. Ответ г-ну Э. Боре на вопрос о святых местах//ППС. 2005. Вып. 40(103). С. 109-133 К. З. Воспоминания очевидца о великом Патриархе Константине//Странник. 1860. 6. С. 246-255 Филарет (Дроздов), свт. Письма к А. Н. М[уравьеву]. К., 1869 он же. Собр. мнений. 1886. Т. 4 Порфирий (Успенский), еп. Книга бытия моего: Дневники и автобиогр. зап. СПб., 1894-1902. Т. 1-8. Γεδεν. Πνακες. Σ. 689-692 он же. [Соколов И. И.] История Греческих Церквей в XIX в.//История Правосл. Церкви в XIX в. Пг., 1901; М., 1998р. Кн. 1: Православный Восток. С. 72-73 он же. К-польская Церковь в XIX веке. СПб., 1904. Т. 1. С. 224-231, 522-537 он же. Антиохийский Патриарх Мефодий (1823-1850): Краткий очерк его деятельности//СИППО. 1905. Т. 16. Вып. 1. С. 28-42 Базили К. М. Сирия и Палестина под тур. правительством в ист. и полит. отношениях. М. Иерусалим, 2007 Лисовой Н. Н., Смирнова И. Ю. Иерофей, Патриарх Антиохийский, и его деятельность по мат-лам рос. архивов. Ч. 2//ППС. 2008. Вып. 106. С. 193-251 Смирнова И. Ю. Межконфессиональный «треугольник»: К истории церк. дипломатии России, Франции и Англии в Св. Земле (30-е гг. XIX в.)//Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. М., 2011. Вып. 1. C. 66-91. Использованные материалы И. Ю. Смирнова, Л. А. Герд. " Констанций I "http://Православная энциклопедия, т. 37, с. 344-348 http://www.pravenc.ru/text/2057130.html Лопухин, А. П., История Христианской Церкви в XIX веке. Том II. Православный христианский Восток, Петроград, бесплатное приложение к журналу Странник за 1901, (Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, репринт 1998 в 2-х томах, том " Православный Восток " ), 72-73. " Κωνστντιος Α, πατριρχης Κωνσταντινουπλεως " , страница сайта " Search Culture " . (взята иллюстрация)

http://drevo-info.ru/articles/7519.html

К 1335 г. относится 1-е упоминание о хранящейся в И. П. м. в кипарисовом ковчеге левой руке св. Иоанна Предтечи (Le pèlerinage du moine augustin Jacques de V é rone. 1902. Р. 211). По-видимому, эта реликвия была перенесена туда после 1187 г. из кафедрального собора Севастии (в 10 км от Наблуса). Примерно в это же время Стефан Новгородец (1348 или 1349), упоминая при описании святынь К-поля десницу св. Иоанна Предтечи, говорит, что его левая рука хранилась в И. П. м. ( Majeska G. P. Russian Travelers to Constantinople in the 14th and 15th Cent. Wash., 1984. P. 45). Архим. Агрефений (ок. 1360 или 1370) считает, что вышеупомянутая реликвия - «рука левая по запястие никоего святаго старьца» не сгорела, когда сарацины бросили монахов в печь, потому что за нее старца держал св. Иоанн Предтеча (Хождение архим. Агрефенья обетели Пресвящыя Богородица//ППС. 1896. Т. 16. Вып. 3(48). С. 17). По словам этого автора, И. П. м. находился на расстоянии полверсты от Иордана, а руины ц. Св. Троицы на месте Крещения - на противоположном берегу (Там же. С. 16). В 1384 г., по сведениям флорентийских паломников Л. Фрескобальди и Дж. Гуччи, в мон-ре оставались всего 1-2 монаха (Visit to the Holy Places. 1948. Р. 78, 134). В 1421 г. диак. Зосима уже застал мон-рь заброшенным: «Ту стоит церковь святая Троица, был монастырь, ныне же от злых арапов разорена» ( Прокофьев Н. И. Хожение Зосимы в Царьград, Афон и Палестину: Текст и археогр. вступление//Вопросы рус. лит-ры. М., 1971. С. 35. (УЗ МГПИ; 455)). По словам Ф. Фабера, в нач. 80-х гг. XV в. в мон-ре жили араб. разбойники (The Book of the Wanderings of Brother Felix Fabri. 1887. Vol. 2. Р. 35). В 1515 г. И. П. м. находился в запустении, но в 1561 г. в нем снова проживали греч. монахи (Хождения купца Василия Познякова по святым местам Востока, 1558-1561 гг./Ред.: Х. М. Лопарев//ППС. 1887. Т. 6. Вып. 3(18). С. 61). В кон. XVI в. мон-рь был окончательно заброшен и постепенно разрушался. Неизвестно почему местные арабы стали называть эти развалины Каср-эль-Яхуд, т. е. «замок евреев».

http://pravenc.ru/text/577918.html

39). Здесь же он совершил еще одно чудо, укротив бушевавшее после землетрясения море, к-рое грозило смыть город (Ibid. 40). И. В., сокрушаясь, что «даже если язык молчит о нем, то чудеса говорят» (Ibid. 39), бежал ок. 365 г. на Кипр. Сначала он подвизался близ Пафоса, но и здесь многочисленные посетители досаждали ему. Спустя 2 года Исихий нашел ему труднодоступное место в горах, где росли фруктовые деревья (плодов к-рых он, однако, не ел) и был источник. Также здесь были руины старинного храма, в к-ром обитали демоны, оглашавшие окрестности криками днем и ночью. Местность понравилась И. В., и он провел там последние 5 лет жизни (Ibid. 43). Здесь в 367 г. его навестил Епифаний, с которым тот познакомился еще в монастыре св. Илариона близ Газы. И. В. предсказал ему избрание архиепископом Кипрским (Vita S. Epiphanii. 33//PG. 41. Col. 66). Перед смертью И. В. распорядился о немедленном погребении, чтобы местные жители не смогли сделать его мощи предметом поклонения. В момент смерти И. В. Исихий находился в Палестине, однако, узнав о смерти наставника, вернулся на Кипр и, обманув бдительность местных жителей, охранявших могилу, увез тело И. В. в Палестину, в мон-рь св. Илариона, где оно и было похоронено. Однако и на месте первоначального погребения преподобного на Кипре продолжали совершаться чудеса (Hieron. Vita Hilar. 47). Ист.: BHG, N 751-756n; BHO, N 380-382; BHL, N 3880; PL. 23. Col. 29-64; PG. 65. Col. 164, 241; ActaSS. Oct. T. 9. P. 43-59; Rossi F. Vita di St. Ilarione e Martirio di St. Ignazio vescovo d " Antiocha: Transcritti e tradotti dai Papiri Copti del Museo di Torino//Memorie della Reale Accad. delle Scienze di Torino. Torino, 1888. Ser. 2. Pt. 38. P. 7-52, 75-94; Житие прп. отца нашего Иллариона Великого/Пер.: И. Помяловский//Палестинский патерик. СПб., 1893. Вып. 4; Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Τ. 5. Σ. 82-136; Apopht. Patr. (Guy). Т. 1. P. 192-193; Т. 3. P. 12-13.   Лит.: ActaSS. Oct. T. 9. P. 16-43; Феодосий (Олтаржевский), иером. Палестинское монашество с IV до VI в.//ППС. 1896. Т. 15. Вып. 2(44). С. 4-23; Nau F. St. Jérôme hagiographe//ROC. 1900. Vol. 5. P. 654-659; Winter P. Der literarische Character der «Vita beati Hilarionis des Hieronymus». Zittau, 1904; Labriolle P., de. Vie de Paul de Thèbes et vie d " Hilarion. P., 1907; Strout R. F. The Greek Versions of Jerome " s Vita Sancti Hilarionis//Studies in the Text Traditions of St. Jerome " s Vitae Patrum/Ed. W. A. Oldfather et al. Urbana, 1943. P. 312-332; Gordini G. D. Ilarione//BiblSS. Vol. 7. Col. 731-733; Camelot P.-Th. Hilarion de Gaza//DHGE. T. 24. Col. 471-472.

http://sedmitza.ru/text/1618200.html

Крупные тексты на К., кроме сиро-палестинских, как правило, транслитерированы с выполненных араб. письмом и за небольшими исключениями, отмеченными выше, сохраняют традиц. араб. орфографию, но часто содержат ошибки из-за неправильного прочтения араб. протографа, особенно вслед. неверного соотнесения диакритических точек с буквами. К. применялось не только для записи христианских текстов. Известен фрагмент Корана на К. в рукописи Berolin. SB. Sachau. 98. Fol. 7-16 (XVII в. или ранее), причем заголовки сур выполнены т. н. алфавитом Бардесана (тайнописью, употреблявшейся в гностической секте бардесанитов). Сирийское письмо применялось также для записи текстов на других языках: тюркском и согдийском - в Ср. Азии, малаялам - в Индии, турецком, азербайджанском, персидском, курдском, монгольском. Известна транскрипция итал. текста 1561 г., предназначенная, несомненно, для заучивания наизусть и обращения к Римскому папе ( Пигулевская Н. В. Каталог сирийских рукописей Ленинграда//ППС. 1960. Вып. 6(69). С. 138). Существует рукописный сиро-арм. словарь (Beinecke Syr. 9 (New Haven. Yale University - б-ка Байнеке, Йельский ун-т, Нью-Хейвен, шт. Коннектикут, США)), в котором арм. соответствия даны в сир. транскрипции в графике серто. Лит.: Šay L. Al lafzat al-Karšn//Al-Mašriq. Bayr  t, 1904. T. 7. P. 688; Mingana A. Garsh  ni or Karshu  ni?//JRAS. 1928. Vol. 60. N 4. P. 891-893; Assfalg J. Arabische Handschriften in syrischer Schrift (Karshuni)//Grundriss der arabischen Philologie/Ed. W. Fischer, H. Gatje. Wiesbaden, 1982. Bd. 1. S. 297-302; M ida md ad-D n S lim. Al-Karšniyya rib lugaw bayn al " arabiyya wa-s-suryniyya. Al-Qhira, 1988; Bobzin H.Über eine bisher unbekannte Europäische Bezeugung des Terminus " Karš  n " im 16. Jahrhundert//JSS. 1991. Vol. 36. N 2. P. 259-261; Edris S. M. Teile des Qur " ä n in Garš n Umschrift: Eine Studie zur Berliner Handschrift Nr. Sachau 98//PdO. 1997. Vol. 22. P. 641-665; Briquel-Chatonnet F. De l " intérêt de l " étude du garshouni et des manuscrits écrits selon ce système//L " Orient chrétien dans l " empire musulman: Hommage au prof. G. Troupeau/Ed. G. Gobillot. Versailles, 2005. P. 463-475; Rio S á nchez F., del. El árabe karšu  n como preservación de la identidad arameo-siríaca//Lenguas en contacto: el testimonio escrito/Ed. P. Bádenas et al. Madrid, 2005. P. 185-194; Moukarzel J. Remarques sur une note garshouni du MS. BL Add. 14644//Mélanges offerts au Père Abbé Paul Naaman. Kaslik, 2008. P. 81-100; Mengozzi A. The History of Garshuni as a Writing System: Evidence from the Rabbula Codex//Camsemud 2007: Proc. of the 13th Italian Meeting of Afro-Asiatic Linguistics, held in Udine, May 21st-24th, 2007/Ed. F. M. Fales, G. F. Grassi. Padova, 2010. P. 297-304.

http://pravenc.ru/text/1681213.html

IV. Сир. Житие Е. С. (сер. VI в.) сохранилось как минимум в 3 различных редакциях: Прп. Ефрем Сирин. Гравюра на титульном листе собрания сочинений прп. Ефрема Сирина. Кёльн, 1603 Прп. Ефрем Сирин. Гравюра на титульном листе собрания сочинений прп. Ефрема Сирина. Кёльн, 1603 1. Рукопись Vat. Syr. 117 (ок. 1100; BHO, N 270), обозначается буквой «V». Издана полностью в Assemani. 1737. T. 4. P. XXIII-LXIII и с некоторыми сокращениями в Assemani. BO. T. 1. P. 26-55. В этих 2 изданиях разная разбивка на разделы, более удачная - в 1-м. 2. Рукопись Paris. Syr. 235 (XIII в.; BHO, N 269), обозначается буквой «P». Издания: Lamy. 1886. Т. 2. Col. 3-89; Bedjan. Acta. T. 3. P. 621-665. Находящаяся в Дамаске рукопись XII в. Ms. 12/17, принадлежащая сир. ортодоксальному Патриархату, судя по начальным словам, содержит тот же текст (Fol. 220-226). 3. Хранящиеся в Брит. б-ке неопубликованные рукописи Lond. Brit. Lib. Or. 4404 и Or. 9384 (обе - XIX в.) обозначаются буквой «L». В предисловии, имеющемся во 2-й рукописи, говорится, что ее автор получил большую часть сведений от ученика Е. С. Шемуна (Симеона) Самосатского. Это утверждение, по-видимому, безосновательно, поскольку Житие на основании внутренних свидетельств самого текста не может быть датировано ранее сер. VI в. Груз. перевод Жития в основном следует P. Издание и лат. пер.: CSCO. Vol. 171-172. Iber. T. 7-8. Арм. пер., сделанный с сир. в 1101 г., также ближе к тексту P, чем к V, однако в нек-рых местах он следует L. Издание: CSCO. Vol. 473-474. Armen. T. 15-16. Тексты 3 рукописей Vat. Syr. 117, Paris. Syr. 235 и Lond. Brit. Lib. Or. 9384 представлены в виде синопсиса в неопубликованной диссертации: Amar J. P. The Syriac «Vita» tradition of Ephrem the Syrian: Diss. Wash., 1988 (текст: P. 65-191; англ. пер.: P. 195-336). Небольшой, но важный фрагмент Жития принадлежит Екатерины вмц. мон-рю на Синае: Sinait. Sparagma 53. Эта рукопись X в. и, т. о., является древнейшим свидетельством Жития Е. С. Имеется также рукопись XVII-XVIII вв. в Рос. Национальной б-ке в С.-Петербурге ( Пигулевская Н. В. Каталог сирийских рукописей Ленинграда//ППС. 1960. Вып. 6(69). С. 146-147).

http://pravenc.ru/text/376984.html

Л. внесли значительный вклад в развитие культуры доислам. арабов. При их дворе устраивались поэтические состязания и жили мн. выдающиеся поэты, в т. ч. христианин Ади ибн Зайд аль-Ибади . Считается, что именно в Хире сложилось то поэтическое койне, на к-ром создавались шедевры классической араб. поэзии. Ист: надпись из Немары: Calvem Y., Robin Ch. Arabie heureuse, Arabie déserte: Les antiquités arabiques du Musée du Louvre. P., 1997. P. 265–269. N 205 (AO 4083); визант.: Procop. Bella. I 17. 1, 30–48; 18. 9–12; II 1. 1–3, 12–15; 3. 47; 4. 17–26; 16. 17–19; 19. 34; 28. 12–14; Ioan. Malal. Chron. 2000. P. 363, 372, 386–388, 390, 431; Theoph. Chron. P. 141, 144, 146–147, 170–171, 178–179, 240; сир.: Bedjan. Acta. T. 4. P. 507–644; The Chronicle of Joshua the Stylite composed in Syriac A. D. 507/Ed., transl. W. Wright. Camb., 1882. P. 47–49, 54–57; Chabot. Synod. orient. P. 25–60, 526–527 [texte], 299–307, 532–533 [trad.]; Пигулевская Н. В. Сирийская средневек. историография: Исслед. и пер. СПб., 2000. С. 559–560, 597–603; араб.: Geschichte der Perser und Araber zur Zeit der Sasaniden: Aus der arabischen Chronik des Tabari/Übers. Th. Nöldeke. Leiden, 1879. S. 86–98, 132, 148, 167–169, 172, 221, 238, 254, 312–317, 345–349, 465–466; Hamzae Ispahanensis Annalium libri X/Ed. I. M. E. Gottwaldt. Petropoli; Lipsiae, 1844. T. 1: Textus arabicus. P. 94–114; 1848. T. 2: Translatio latina. P. 73–89; Ibn Wâdhih qui dicitur al-Ja‘qubî. Historiae: Pars prior historiam ante-islamicam continens/Ed. M. Th. Houtsma. Lugd. Batav., 1883. P. 236–246; Caskel W. amharat an-Nasab: Das genealogische Werk des Hišâm ibn Muammad al-Kalbî. Leiden, 1966. Bd. 1. Taf. 176, 246; Bd. 2. S. 354, 375. Лит.: Rothstein G. Die Dynastie der Lahmiden in al-Hîra: Ein Versuch zur arabisch-persischen Geschichte zur Zeit der Sasaniden. B., 1899; Пигулевская Н. В. Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв. М.; Л., 1964. С. 22-35, 57-123; Колесников А. И. Сражение при Зу  -Ка  ре//ППС. 1969. Вып. 19(82). С. 76-86; Trimingham J. S. Christianity among the Arabs in Pre-Islamic Times. L.; N. Y., 1979; Shah î d I. Byzantium and the Arabs in the 4th Cent. Wash., 1984; idem. Lakhmids//EI. 19862. Vol. 5. P. 632-634; idem. Byzantium and the Arabs in the 5th Cent. Wash., 1989; idem. Byzantium and the Arabs in the 6th Cent. Wash., 1995-2009. 2 vol., 4 pt.

http://pravenc.ru/text/Лахмана.html

Ист.: BHG, N 823z - 827g; BHL, N 4276-4278; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 432-434; ЖСв. Дек. С. 804-810; Житие и хождение Даниила, Русския земли игумена//ППС. 1883. Т. 1, вып. 3. (Вып. 3); Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест 1-й пол. IX в.//ППС. 1886. Т. 4, вып. 2. (Вып. 11); Путник Антонина из Плаценции конца VI в.//ППС. 1895. Т. 13, вып. 3. (Вып. 39); Wilkinson J. Jerusalem Pilgrimage. L., 1988. Лит.: Holweck F. G. Holy Innocents//The Catholic Encyclopedia. 1910. Vol. 7; Leclercq H. Innocents (Massacre des)//DACL. 1926. Fasc. 70-71. Col. 608-611; Holzmeister U. Quot pueros urbis Bethlehem Herodes rex occiderit//Verbum Domini. 1935. T. 15. P. 373-379; Denis A. -M. L " Adoration des Mages une par S. Matthieu//NRT. 1960. T. 92. P. 32-39; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 349; Scorza Barcellona F. La celebrazione dei santi Innocenti nell " omiletica latina dei secoli IV-VI//Studi Medievali. Ser. 3. 1974. Vol. 15. P. 705-767; idem. Innocents, feast of the//EEC. Vol. 1 (5). P. 410; Spadafora F. Innocenti//BiblSS. Vol. 7. Col. 819-823; Scorza Barcellona F. Innocents, feast of the//EEC. Vol. 1 (5). P. 410; Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdome of Jerusalem: A Corpus. Camb.; N. Y., 1993. Vol. 1. P. 138, 155. О . В . Л . Гимнография Согласно Типикону Великой ц. (Mateos. T. 1. P. 166-168), 29 дек. поется следующее последование: на Пс 50 тропарь 1-го гласа «Τς λγηδνας τν γων, ς πρ σο παθον» (            ), на литургии прокимен 4-го гласа Пс 112. 1, 2 (слово «рабы» в тексте прокимна заменено на слово «отроцы»), Апостол Евр 2. 11-18, аллилуиарий 4-го гласа, со стихом Пс 131. 8. Евангелие Мф 2. 13-16. Причастен Пс 32. 1. В различных редакциях Студийского и Иерусалимского уставов в этот день предполагается соединение 3 последований: попразднства Рождества Христова, В. м. и прп. Маркелла; служба излагается в целом одинаково. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 312) на утрене указан общий канон младенцев и прп.

http://pravenc.ru/text/158896.html

В наст. время архив Д. хранится в ОР РНБ, Отделе древних книг и рукописей научной б-ки СПбГУ, в ОР ИРЛИ. Соч.: О жизни и трудах Константина Экономоса//Странник. 1860. 7. Отд. 1. С. 1-23; Ватопедский снимок Птолемеевой географии: (Письмо к П. И. Севастьянову)//ИИАО. 1861. Т. 2. Вып. 1. Стб. 16-22; Какими путями нужно исследовать древний классический греч. мир?//ЖМНП. 1868. Ч. 140. Дек. Отд. 2. С. 887-895; О каталоге греч. афонских рукописей, сост. летом 1880 г.: (Извлеч. из отчета греч. ученого Ламбра о командировке его на Афон)//Там же. 1881. Ч. 213. Февр. Отд. 2. С. 159-171; Топография средневек. Константинополя//Там же. 1882. Ч. 219. Янв. Отд. 2. С. 1-132; 1883. Ч. 225. Янв. Отд. 2. С. 1-29, 229-263; Разыскания о греч. богатырских былинах средневек. периода. СПб., 1883; Статьи по Византии в греч. журнале «Афиней»//ЖМНП. 1883. Ч. 230. Дек. Отд. 2. С. 415-446; Новая греч. книга об Афоне: [Рец. на: Мануил И. Гедеон. Об Афоне: Воспоминания и докум. заметки. К-поль, 1885 [на греч. яз.]]//Там же. 1886. Ч. 245. Май. Отд. 2. С. 349-375; Ист.-топогр. очерк сухопутных стен Константинополя//Тр. VI Археол. съезда. Од., 1887. Т. 3. С. 235-280; Каталог греч. афонских рукописей: (Обзор книги Сп. Лампроса. Афины, 1888 [на греч. яз.])//ЖМНП. 1889. Ч. 264. Июль. Отд. 2. С. 132-157; Живые остатки визант. терминологии//ЛетИФО. 1891. Т. 2. Визант. отд. Вып. 1. С. 1-24; [Рец. на.:] Иерусалимский изборник, печатаемый на счет ИППО, сост. и изд. А. Пападопуло-Керамевсом. СПб., 1891. Т. 1//ЖМНП. 1892. Ч. 282. Май. Отд. 2. С. 385-400; Опыт биографии Георгия Франдзия//Там же. 1893. Ч. 287. Июнь. Отд. 2. С. 427-497; Заметки по исправлению текстов в обеих летописях Франдзия//Там же. 1894. Ч. 291. Янв. Отд. 5. С. 1-11; Заметки по тексту Феофанова Временника//ВВ. 1894. Т. 1. Отд. 1. С. 307-318; Изд.: Повесть Епифания о Иерусалиме//ЖМНП. 1886. Ч. 247. Сент. Отд. 2. С. 125-143; Дополнение к визант. источникам//Там же. 1881. Ч. 276. Июль. Отд. 2. С. 204-213; Рассказ и путешествие по Святым местам Даниила, митр. Ефесскаго: 1493-1499 гг.//ППС. 1884. Т. 3. Вып. 2(8).

http://pravenc.ru/text/171757.html

А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. СПб., 1903. Т. 2/1. С. 358-359, 367. (ППС; Т. 17. Вып. 50); Антиохийские патриархи в арабском списке свящ. Иоанна Жеми 1756 г.//ТКДА. 1875. Март. С. 475; Бенешевич В. Н. Описание греч. рукописей мон-ря св. Екатерины на Синае. СПб., 1911. Т. 1. С. 582, 599 [«Тактикон» Никона Черногорца]; Леонид (Кавелин), архим. Мат-лы для истории патриархов Иерусалимского и Антиохийского XI в.: Из Тактикона Никона Черногорца//ППС. 1889. Т. 6. Вып. 1: Три статьи к рус. палестиноведению. С. 44-45, 47-48. Grumel V. Les patriarches grecs d " Antioche du nom de Jean (XIe et XIIe siècles)//EO. 1933. Vol. 32. P. 281-284; Darrouzès J., éd. Epistoliers byzantins du Xe siècle. P., 1960. P. 176-179, 201-203, 253-254; Nasrallah. Histoire. T. 3(1). P. 83; Aubert R. Jean III (85)//DHGE. T. 26. Col. 1231; Todt K.-P. Region und griechisch-orthodoxes Patriarchat von Antiocheia in mittelbyzantinischer Zeit und im Zeitalter der Kreuzzüge (969-1204): Diss. Wiesbaden, 1998. Tl. 2. S. 654-660. Использованные материалы К. А. Панченко. " Иоанн III Полит "http://Православная энциклопедия, т. 23, с. 509-510 http://www.pravenc.ru/text/469622.html   Paris. gr. 1304. Fol. 37; изд. фрагмента: Allatius L. De aetate et interstitiis in collatione ordinum. R., 1638. P. 215   N 14-16, 47-50; The Correspondence of Leo, Metropolitan of Synada and Syncellus/Ed., transl., comment.: M. P. Vinson. Wash., 1985. P. 24-29, 74-77, 103-107, 130-132   N 5-7; Darrouzès. 1960. P. 253-254   Laurent V. Le corpus des sceaux de l " Empire byzantin. P., 1965. Vol. 5/2. N 1517; Cheynet J.-C., Morrisson C., Seibt W. Les sceaux byzantins de la collection H. Seyrig. P., 1991. N 233a-233b Редакция текста от: 08.02.2022 06:28:05 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13680905.h...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010