Скачать epub pdf Июль-Август Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 7–8: (Ин.11:53–12:21)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1907. Т. 2. 7/8. С. 65–80 (1-я пагин.) —65— ибо пророческий дух не составляет злоумышлений на Христа, но по некоторому случайному совпадению с действительным и будущим событием. Допущено ему было коснуться такого предведения потому, что быль архиерей, дабы устами его объявлено было дотоле сокровенное для людей и неизвестное]. ( Ин.11:53 ). От того убо часа совещаша, да убиют Его. 2090 Имели пожелание убить Христа. Начало получило оно с того времени, как собрался синедрион, когда обнаружилось общее на это согласие, ибо Евангелист не сказал, что «от того часа решились совершить убийство», но «совещались», то есть то, что казалось каждому отдельно, понравилось сообща всем. ( Ин.11:54 ). Иисус же ктому не яве хождаше во иудеех, но отиде оттуду близ пустыни, во Ефрем нарицаемый град и ту пребысть со ученики своими. 2091 И здесь таким образом, как Бог, зная их тайную мысль и без всякого осуждения Иудеев, уходит не потому, что убоялся, но, чтобы не показаться возбуждающим их, хотя они уже и замышляли убийство Его. И нас научает уступать тем, кто находится в состоянии крайнего гнева, и не бросаться в опасности, хотя бы даже за истину, но, когда схвачены, стоять, а, если можно, стараться уклоняться, пока неизвестен исход дела. Б духовном 2092 же смысле должно сказать, что —66— Иисус некогда явно ходил среди Иудеев чрез пророков, ныне же не ходит уже, ибо нет у них слова Божия, но отошло от них в пустыню, о коей говорится, что «много чад у пустыни, более чем у имеющей мужа» ( Ис.54:1 ; Гал.4:27 ). Ефрем толкуется «плодоношение», а он был братом старшего Маннассии, сущего «от забвения», ибо после народа, который «от забвения» появилось «плодоношение» из язычников. 2093 ( Ин.11:55 ). Бе же близ пасха иудейска, и взыдоша мнози в Иерусалим от страны, прежде пасхи, да очистятся. 2094 Минуя все (прочее), Евангелист приходит ко времени страдания. Иудейскою называет пасху прообразную, ибо истинная пасха не у Иудеев, а у христиан, ядущих плоть Христа, истинного агнца. По древнему обычаю прежде пасхи очищались согрешившие добровольными или невольными грехами, и не всякий совершал прообразную пасху, ни язычник, ни необрезанный, ни пришлец, ни наемник, ни оскверненный, что все духовно бывает у христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

44 сим побеждай (греч.) 45 по большому счету (лат.) 46 богоприличные слова (греч.) 47 в пути (лат.) , т. е. Церковью «воинствующей» 48 в отечестве (лат.) , т. е. как Церковь «торжествующая» 49 букв. .: способным к Богу (лат.) ; выражение блаж. Августина. 50 здесь: значение (лат.) 51 предел (греч.) 52 здесь: общностью (греч.) 53 здесь : места (лат.) 54 обезумевшие христианские истины (фр.) 55 повестка дня (лат.) 56 Первая публикация в St. Vladimir " s Theological Qusrterly. Vol. 15 (1971). 1 2. P. 3—27. 57 Единой Святой. — Ред. 58 от Предания (лат.) 59 быть (лат.) 60 нерушимо (лат.) 61 права (лат.) 62 здесь : закону (лат.) 63 власти (лат.) здесь : светская, т. е. императорская, власть. 64 священства (лат.) 65 Имеется в виду возникновение автокефальной Элладской Церкви. 66 вследствие самого этого факта (лат.) 67 признак (лат.) 68 конечная точка (лат.) 69 здесь : бытию (лат.) 70 признак Церкви (лат.) 71 основе (лат.) 72 по Божественному праву (лат.) 73 Статья написана примерно за восемь лет до кончины прот. Георгия Флоровского, последовавшей 11 августа 1979 г. 74 Первоначально — доклад, прочитанный на 1-й Конференции православных богословов в Америке (сентябрь 1966 г.) и опубликованный в: St. Vladimir " s Theological Quarterly. Vol. 10 (1966). 4. Р.180—188. 75 смыслом (фр.) 76 снискать благоволение (лат.) 77 c надлежащими изменениями (лат.) 78 Прочитано как доклад на I Международном конгрессе православных богословов в Греческой православной богословской школе Св. Креста (Бруклин, Массачусетс) в 1970 г. и первоначально опубликовано в “Тне Greek Theological Review» Vo1. 17(1972). 1. Р. 86—100. 79 закон молитвы (лат.) 80 Здесь и далее под “leitourgia” подразумевается общественное служение Церкви в широком смысле. Говоря о богослужении, в том числе и о Божественной литургии, автор использует термин “liturgy”. 81 самим по себе (лат.) 82 законе веры (лат.) 83 законе молитвы (лат.) 84 того, что относится к ведению богословия (лат.) 85 перехода (фр.) 86 чина (лат.) 87 по преимуществу (фр.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2629...

Состоялась итоговая пресс-конференция по принесению в Россию мощей святителя Николая июля 2017 В Доме журналиста 27 июля состоялась пресс-конференция по завершению пребывания мощей святителя Николая Чудотворца в России. В ней приняли участие вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Говорунов, наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий , руководитель пресс-службы, пресс-секретарь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла иерей Александр Волков, председатель комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга Леонид Богданов. Вела пресс-конференцию руководитель сектора коммуникаций при епархиальном информационном отделе Наталья Родоманова . Наталья Родоманова напомнила, что принесение мощей святителя Николая Чудотворца из итальянского города Бари проходит с 21 мая; 53 дня святыня находилась в Москве, а 13 июля была привезена в Санкт-Петербург. Завтра, 28 июля, Санкт-Петербург попрощается со святыней, которая будет увезена обратно в Италию. Александр Говорунов поблагодарил журналистов за информационную поддержку и подчеркнул, что в Санкт-Петербурге имеется большой опыт проведения массовых мероприятий; благодаря хорошей координации различных служб была обеспечена безопасность и создана спокойная, дружелюбная обстановка. По предварительным данным, приложиться святыне в Санкт-Петербурге пришли более 500 тыс человек, из них около 80 тыс прошли через социальную очередь, а всего за 67 дней пребывания святыни в Москве и Санкт-Петербурге общее число паломников составило более 2 млн человек. Упомянул вице-губернатор и об организованных группах паломников - приехало более двухсот автобусов из 45 городов России и четырнадцати стран: Белоруссии, Эстонии, Латвии, Литвы, Молдавии, Украины, Сербии. Больше всего автобусов прибыло из Великого Новгорода и Новгородской области - 44 автобуса. Александр Говорунов обратил внимание на то, что 26 июля было зафиксировано рекордное число паломников, 46 тыс человек, и было принято решение не закрывать собор на ночь, так что доступ к мощам был круглосуточным.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=119...

ИИСУС ХРИСТОС ...Небо и земля все сущее во Христе Иисусе гармонически сочетавается. Затем все текущее во времени в Нем имеет свое средоточие. И есть Он посему ключ к уразумению таин миробытия и мироправления (38, с. 80). Определение быть спасению через искупление во Христе было первоначальное, совершенно свободное определение воли Божией. Первоизбранник Христос. Но как Он не Себя ради, а ради спасаемых, то в избрании Его избраны и сии. Божие благословение все почиет на Христе, а ради Его и на всех верующих в Него. В них все от Бога чрез Христа (38, с. 53). Движимый любовью Господь, не терпя, чтоб любимое Его творение человек погибал в сем бедственном положении, благоволил низойти на землю, принять на Себя человеческое естество, страданием и смертью удовлетворить правде Божией и, по воскресении, вознестись на небо и, седши одесную Бога и Отца, снова открыть человеку свободный доступ к живому Богообщению (44, с. 15). Затем и воплотился Единородный Сын Божий и Бог, что Премудрость Божия не находила иного удобнейшего способа к нашему спасению (44, с. 26). Бог Слово восприемлет человечество, чтоб опять возсоединить его с Богом (38, с. 123). ...Непостижимо великое дело воплощения, сила которого простирается на всю вечность, прикрыто отовсюду глубоким самоуничижением и смирением, и совершилось в смиренной хижине древоделателя, в городе, от которого никто не чаял ничего доброго (51, с. 99). Как в семени, знающие дело, видят все древо, так при виде Младенца Иисуса все изострившие свое умное зрение посредством пророческого света тот час уразумели в Нем Господа (51, с. 309). Бог в Господе Иисусе Христе учредил новый, лучший и действеннейший образ жизни по Богу. Почему кто хочет ныне жить Богу, то есть вполне по воле Его... тот должен бросить закон и веровать в Господа: ибо такова ныне воля Божия, чтоб Богу жить не иначе, как во Христе и через Христа (31, с. 197). Вся история прежде Христа Господа была педагогического свойства. Все там клонилось к тому, чтобы приготовить человечество к величайшему делу Божию, явленному во Христе (38, с. 75).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/119/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОНУФРИЙ (? - 23.07.1628, Астрахань), архиеп. Астраханский и Терский (1615-1628), видный деятель Смутного времени. Происходил, возможно, из семьи новгородских детей боярских. Предположительно принял постриг в Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре в Новгороде, в соборе к-рого был придел прп. Онуфрия Великого . Можно предположить, что именно О. упоминается в дозорной книге Ст. Руссы 1611 г. и в труде П. М. Строева в качестве игумена старорусского на Острову в честь Преображения Господня мужского монастыря (Писцовые и переписные книги. 2009. С. 88, 204; Строев. Списки иерархов. Стб. 80). В дозорной книге 1611 г. приведены сведения из несохранившегося писцового описания Ст. Руссы 1606/07 г. Согласно им, в 1607 г. игуменом Преображенского мон-ря был Онуфрий, а к 1611 г. его сменил игум. Варлаам. Если это предположение верно, то, вероятно, что О. вместе с оставшимися в живых монахами бежал в Новгород после разорения Ст. Руссы поздней осенью 1608 - весной 1609 г. (отрядом тушинского полковника Я. Кернозицкого (Керножицкого)) или в кон. 1609 - нач. 1610 г. (отрядами тушинцев или польско-литов. войск). По всей видимости, О. был хорошо известен Исидору , митр. Новгородскому (1603-1619), к-рый не позднее 1611 г. поставил его игуменом Антониева мон-ря в Новгороде. Впервые предположение о тождестве О. и соименного ему игумена Антониева мон-ря выдвинул Строев ( Строев. Списки иерархов. Стб. 59), из совр. исследователей деятельность О. в качестве игум. Антониева мон-ря рассматривала Е. И. Кобзарёва ( Кобзарёва. 2003. С. 353). Подпись О. стояла 1-й на обороте Приговора от 25 дек. 1611 г. о приглашении в Русское государство швед. королевича (ДАИ. Т. 1. 162. С. 283-285). О. часто упоминается в документах Новгородского оккупационного архива в нач. 1612 г., в частности, о взятии денег с Антониева мон-ря (11 февр. 1612; см.: Роспись. Л. 773-775) и о взятии «мобилизационных» денег за выставление воинов (1 нояб. 1612 за 3 месяца за даточных людей, 21 конного и 21 пешего воина, было взято 186 р.; см.: Приходно-расходные книги 1612/13 г. С. 49-53). В том же году О. написал челобитную руководителям новгородского правительства Я. П. Делагарди и кн. И. Н. Одоевскому Большому Мнихе, в к-рой жаловался на произвол властей: «...в нынешнем 120 г. по вашему указу иманы деньги палатнику Клаусу Храмбору с монастырской вотчины в Деревской и Бежецкой пятинах вдвое, а теперь правят за монастырскую вотчину в Обонежской пятине» (Дело по челобитным. Л. 88-91).

http://pravenc.ru/text/2578461.html

Дмитрий [Митя Малый, Дмитрий толмач] (ок. 1465 - после 1536), переводчик, книжник, участник дипломатических миссий, младший брат Герасима Поповки (по к-рому, видимо, получил прозвище Герасимов). В юности Г. учился в Ливонии, где хорошо овладел лат. языком. С кон. 80-х гг. XV в. Г. вместе с братом, ставшим к тому времени владычным архидиаконом, принимал активное участие в трудах кружка книжников, существовавшего при дворе Новгородского архиеп. св. Геннадия (Гонзова) , получил прозвище Митя Малый (в отличие от др. участника кружка, Д. М. Траханиота, прозванного Дмитрием Старым). Г. входил в ближайшее окружение свт. Геннадия. Он сопровождал архиерея в поездке в Псков в 1495 или 1499 г., когда, как Г. сообщал позднее псковскому дьяку М. Г. (Мисюрю) Мунехину , псковские иконники спорили с архиеп. Геннадием относительно иконографии одного местного образа. Большое значение для деятельности Геннадиевского кружка (а позднее и прп. Максима Грека ) имела «Грамматика» Э. Доната, переведенная Г., возможно, еще в бытность его в Ливонии. В 1489 г. «в влыдычне дворе, повелением диакона Герасима Поповки» Г. переписал с болг. списка X в. творения свт. Афанасия I Великого , посланные затем в Кириллов Белозерский мон-рь (РНБ. Погод. 968. Л. 222 об.). Г. участвовал в переводе с латыни отдельных книг Геннадиевской Библии . В 1500 г. он завершил перевод надписаний псалмов из нем. Псалтири, начатый в 1498 г. толмачом Власием Игнатовым. Сохранилась рукопись, связываемая с именем Г., в к-рой кириллицей переписана лат. Псалтирь (ГИМ. Чуд. 53 (29)), в 1504 г. вместе со свт. Геннадием она переместилась из Новгорода в Чудов мон-рь. В 1501 г. по благословению свт. Геннадия Г. перевел антииудейский трактат Николая де Лиры «Contra perfideam Judeorum» (перевод опубл. Е. С. Фёдоровой). Возможно, именно Г. в 1504 г. перевел с латыни антииудейский трактат Самуила Евреина, изданный в Кёльне в 1493 г. (Т. Н. Копреева нашла принадлежавший Г. автограф данного перевода). Г. иногда ошибочно приписывалось авторство «Повести о белом клобуке» (на том основании, что в начале «Посыльной грамоты Дмитрия грека толмача», сопровождающей позднейшие списки «Повести...», упоминается «слуга архиепископа Геннадия Митя Малый»), а также послания архиеп. Геннадию «О летах седьмой тысячи», автором к-рого был Траханиот.

http://pravenc.ru/text/164623.html

протоиерей Димитрий Карпенко 10 января 2012 г. 01:00 Подготовка к причастию: канонические нормы и практика Поместных Православных Церквей Доклад протоиерея Димитрия Карпенко на XX съезде духовенства Белгородской и Старооскольской епархии  Ваше Высокопреосвященство! Всечестные отцы, братья и сестры! Если не будете есть Плоти Сына Человеческого И пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. (Ин. 6, 53-54) Евангельская заповедь, данная нам Христом Спасителем о необходимости вкушения Его Тела и Крови, является тем основанием, на котором созиждется Церковь. Для православного христианина это утверждение представляется настолько очевидным, что, казалось бы, оно не требует какого-то специального доказательства, ведь действительно, без таинства причащения невозможна истинная духовная жизнь. В то же время, в церковной среде до сих пор нет однозначного мнения по поводу того, как часто следует верующему православному народу приступать к таинству причастия и какова должна быть подготовка к этому таинству. Для начала хотелось бы привести несколько цитат: Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного (9 Апостольское правило). По объяснению крупнейшего толкователя канонов патриарха Феодора Вальсамона " определение настоящего правила весьма строго. Ибо отлучает бывающих в церкви, но не остающихся до конца и не причащающихся. И другие правила (80 правило VI Вселенского Собора, и 11 правило Сардикийского Собора) подобным образом определяют, чтобы все были готовы и достойны причащения, и подвергают отлучению не причащающихся в три воскресных дня " . Таким образом, мы видим, что причастие православного христианина, совесть которого не отягощена смертными грехами, за каждой литургией является канонической нормой Церкви, отступление от которой чревато отпадением от Церкви.

http://e-vestnik.ru/analytics/podgotovka...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Единые ради Сербии»: Русский Брянск снова под огнём нацистов 19.04.2022 495 Время на чтение 5 минут Источник:  «Геостратегия»  Фото: Durchgangslager Транзитный лагерь ноябрь 1941 г. Фотография из личного архива Павла Марченкова archive-bryansk.ru, bryanskobl.ru Брянская область расположена в западной части России на границе с Украино й и Белоруссией.  Город Брянск удостоен высокой чести называться городом партизанской славы. Партизанское движение на территории Брянской области,  тогда в составе Советского Союза, возникло во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.  Причиной его возникновения стали тяжелые поражения советской армии в 1941 году, когда б о льшая часть этой территории была оккупирована, а радом находились  многочисленные «котлы», в которых были сотни тысяч захваченных в плен советских солдат. Многие из них погибли, многие попали в плен, а некоторым удалось вырваться на свободу.  Именно совершившие побег пленные начали формировать первые партизанские отряды.  Чем более бесчеловечно вели себя оккупанты, тем сильнее становились партизанские отряды. Так Брянская область стала крупнейшим центром партизанского движения. Несмотря на то, что Брянск свято чтит память о страшных страданиях, которые выпали на долю населения во время Второй мировой войны, вся история тех событий до конца не известна. В конце 2019 года в  Жуковском районе Брянской области обнаружено новое массовое захоронение. Толчком для поисков послужили мемуары Тамары Михайловны Фроловой, которая больше 70-ти лет назад стала очевидцем расстрела. Найти захоронение помогла учительница истории Ирина Гакова и ее ученики.  Установлено, что в нескольких ямах находятся человеческие останки с отверстиями от пуль в передней части черепа. Команда, которая вела раскопки, сообщила о находке уполномоченным органам власти, которые начали расследование. Также в прошлом году в Брянске открыто кладбище бывшего немецкого лагеря для военнопленных.  Исследования продолжаются. Площадь территории, на которой расположены массовые захоронения, составляет 53 гектара.  По имеющимся данным через Дулаг-142 прошло за два года до 80-ти тысяч советских граждан, половина из них умерли. Всего на оккупированных территориях Советского  Союза во время войны было 40 таких лагерей. В нацистской Германии существовало 14 тысяч разновидностей лагерей: лагеря смерти, лагеря для солдат и офицеров, но самыми распространенными  были транзитные лагеря, которые назывались дулаг (сокращенно от немецкого названия  Durchgangslager – транзитный лагерь для военнопленных). Хотя название транзитный лагерь не звучит устрашающе, в этих лагерях умирало людей не меньше, чем в лагерях смерти. 

http://ruskline.ru/opp/2022/04/19/edinye...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ждать решения об автокефалии? В УПЦ МП созвали Архиерейский Собор 27.05.2022 1550 Время на чтение 5 минут Фото: news.church.ua Как сообщалось , сегодня в Свято-Пантелеймоновском женском монастыре (Феофания), где находится резиденция Предстоятеля УПЦ МП, прошло собрание епископов, духовенства, монашества и мирян Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, инициированное на последнем заседании Священного Синода. Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий выступил на открытии собрания, сообщает портал «Православная жизнь». Он напомнил, что «27 мая 1992 года, ровно 30 лет назад, произошло историческое событие для Украинской Православной Церкви. В городе Харькове был созван Собор епископов Украинской Православной Церкви, вошедший в историю как Харьковский Архиерейский Собор. Принятые решения определили дальнейший исторический путь нашей Церкви. Прошедшие 30 лет церковной жизни показали правильность и целесообразность этих постановлений. В те непростые для Украины 90-е годы Собор смог не только сохранить единство нашей Церкви, но и защитить его от сил, пытавшихся использовать институт Церкви в своих целях». «Сегодня Украина переживает тяжелейшие времена», - сказал Владыка и заявил, что «более трех месяцев идет война, которую начала Российская Федерация против Украины». По его словам, «военные действия уже унесли тысячи жизней наших соотечественников, разрушены дома, осиротели семьи, страдают невинные люди. Все последствия еще продолжающейся войны невозможно описать, так же как и невозможно подобрать слова, чтобы передать всю боль миллионов украинцев. Не потерять человечность и образ Божий, когда зло заполонило сердца, не поколебаться в вере в Бога – эти сверхсложные задачи стоят перед каждым из нас». «С первого дня военного вторжения русских войск на территорию нашего суверенного и независимого Государства Украинская Православная Церкви осудила эту военную агрессию и призвала прекратить кровопролитие, - заявил Предстоятель УПЦ МП. - Голос нашей Церкви, к сожалению, остался неуслышанным. От боевых действий особенно страдают 14 из 53 епархий нашей Церкви, разрушены более 80 храмов, убиты священнослужители, монахи и верующие нашей Церкви. Кроме усиленной молитвы о мире в Украине, в храмах и святых обителях с первых дней войны были обустроены укрытия от обстрелов и бомбардировок. Церковь приобщилась не только к защите Родины, но и всесторонней помощи украинским военнослужащим, больницам, мирным жителям, беженцам и всем нуждающимся».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/27/zh...

«Имейте добрую память» 24.10.2023 16:50:53 8 сентября 1943 года в Москве состоялся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, на котором ее Предстоятелем был избран Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский). Со дня этого события прошло 80 лет, время совсем краткое с точки зрения вечности и в то же время исключительно судьбоносное и насыщенное событиями в религиозной жизни православного народа нашего Отечества. Статья опубликована в сентябрьском номере «Журнала Московской Патриархии» ( 9, 2023 , PDF-bepcuя ). Какова историческая канва событий? Подвергавшаяся невиданным со времен христианской древности гонениям, Русская Церковь к началу 1940-х годов находилась в крайне бедственном положении. Бесчисленное множество архиереев, священников, диаконов, монашествующих и мирян были подвергнуты репрессиям: лишены прав гражданского состояния и средств к существованию, осуждены к длительным срокам заключения в тюрьмах и лагерях, где умирали от непосильного труда и болезней, или были расстреляны. Так совершали свой путь на личную голгофу многочисленные страдальцы за веру, и первые среди них — новомученики и исповедники Церкви Русской ХХ века. Шло разрушение и уничтожение монастырей, храмов и святынь. Велась целенаправленная агрессивная и поразительно вульгарная по содержанию борьба за искоренение православной культуры. И в то же время жизнь Церкви «на воле», если так можно охарактеризовать общественную действительность советской эпохи того времени, продолжалась. Для этого требовалось немало мужества, решимости и мудрости. Безбожная власть, осознавая глубокую укорененность православной веры в народном сознании, проявляла коварную изобретательность, чтобы добиться разрушения Церкви руками ее собственных чад. Потому, например, на время получил презрительно-снисходительную поддержку партийной бюрократии обновленческий раскол, впоследствии засвидетельствовавший в ее глазах свою неэффективность. В условиях жесткой фильтрации и блокады информации, кажущихся невероятными для современного человека, порученцы высшего руководства стремились манипулировать уважаемыми иерархами Церкви, вводя их в заблуждение относительно реальных событий или позиции того или иного авторитетного архиерея. Иногда власть маневрировала, будучи заинтересована в развитии международных связей и повышении собственного престижа, стремилась показными уступками закамуфлировать свою антирелигиозную политику, что, правда, больше сказывалось на пропаганде, не приводя к улучшению реального положения дел.

http://radonezh.ru/2023/10/24/imeyte-dob...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010