В воспоминание этих событий Патриарх Фотий установил ежегодное празднование Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (V) 2/15 июля. Во время Крестовых походов XIII века хитон Богородицы не попал в руки грабителей: среди священных реликвий, похищенных крестоносцами из Влахернского храма, упоминается только головной убор Божией Матери, переданный Генрихом де Ульменом монастырю в Трире. Русский митрополит Пимен, путешествовавший по Святым местам, упоминает в своих записках, что в 1387 году он «в день Положения ризы Богоматери» был во Влахерне и целовал там святую раку, в которой лежали чудесный хитон и пояс Богородицы. В 1434 г. Влахернский храм сгорел, части одежд Богоматери были переданы в разные места. Часть ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским († 1385; память 26 июня/9 июля) , и хранилась в Москве в Успенском и Благовещенском соборах. Святая риза Богоматери, хранившая прежде столицу Византии, спасала впоследствии от неприятеля и первопрестольную Москву. Летом 1451 года под стены Москвы подступали татарские полчища царевича Мазовши. Святитель Иона, митрополит Московский, непрестанными молитвами и церковными службами укреплял защитников столицы. В ночь на 2 июля, сообщает летопись, в татарском стане случилось великое смятение, враги бросили награбленное добро и в беспорядке поспешно отступили. В память чудесного избавления Москвы святой митрополит Иона (†1461; память 31 марта и 27 мая) в том же году воздвиг в Кремле церковь Ризоположения. Она сгорела, но на её месте в 1484–1486 годах была построена новая, также посвященная празднику Положения ризы Богоматери и сохранившаяся до настоящего времени. Сейчас раз в году, в праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (215 июля), Святейший Патриарх Московский и всея Руси совершает Божественную литургию и молебен перед частицей ризы Богородицы в Ризположенском храме Московского Кремля. В наши дни хитон Богородицы хранится в историческом музее в Зугдиди (Грузия), расположенном во дворце князей Дадиани. Подлинность святыни была засвидетельствована греческими и грузинскими специалистами. В Зугдидском историческом музее хранятся святыни, которые были изъяты из разных церквей и монастырей в период советского безбожия. Среди них находится и знаменитая риза Богородицы.

http://azbyka.ru/palomnik/Риза_Богородиц...

Иконостас бородавского храма в соответствии с размерами четве­рика был невелик и состоял из двух ярусов. Нижний включал со­хранившуюся до наших дней храмовую икону Положения ризы Богома­тери справа от Царских врат. Вторым ярусом был деисусный чин. Обычные для более крупных сооружений того времени праздничные иконы и до­статочно часто встречающийся пророческий чин здесь отсутствовали. Начиная с XVI века некоторые утраченные произведения из иконостаса 1485 года неоднократно восполнялись. К наиболее значительным из таких новых икон относятся центральные образы деисусного чина и Царские врата. Причиной замены в данном случае, насколько можно судить, был пожар, следы которого заметны на храмовой иконе. К настоящему времени от первоначального ансамбля уцелела ико­на «Положение ризы и пояса Богоматери», а также иконы деисусного чина «Святитель Василий Великий», «Великомученик Георгий» и «Великомученик Димитрий». К началу XVI столетия отно­сится выносная запрестольная икона с «Богоматерью Одигитрией» на лицевой стороне и поясным изображением святителя Николая Чудотворца на обороте. Большинство произведений из Бородавы, как современных освяще­нию церкви, так и позднейших, созданных в XVI веке, относятся к значительным явлениям иконописи своего времени. Образуемый ими ряд вполне наглядно иллюстрирует эволюцию художественной жизни Белоозера на протяжении конца XV и XVI столетий. Бородавскую церковь Положения ризы Богоматери освятили ровно че­рез два месяца после окончания строительства митрополичьего Ризоположенского храма в Московском Кремле, сменившего церковь при «камен­ной полате» митрополита Ионы. Так называемая «полата» была поставле­на незадолго до памятного события 1451 года — «скорой татарщины», когда «в пяток, в 2 июля на Положение риз Богородици» под стенами Мо­сквы появились отряды татар, внезапно отступившие на следующее утро. Посвящение бородавского храма Положению ризы лишний раз указывает на известную по документам причастность Иоасафа к столичным кругам, в данном случае — к митрополичьему окружению. Для нас важен факт су­ществования московской иконы 1485 года (поскольку трудно предпола­гать, чтобы храмовая икона 1450 г. уцелела в упоминаемом летописями по­жаре 1473 г.) с относительно редким в русской живописи сюжетом «Поло­жение ризы Богоматери».

http://sobory.ru/article/?object=54355

Пимен, русский митрополит, упоминает в 1387 году, что он «в день Положения ризы Богоматери» был во Влахерне и целовал там святую раку, в которой лежат риза и пояс Богородицы. Усердием князя Василия Голицына часть ризы принесена в Россию и хранится в Московском Успенском соборе. Со времени положения священной ризы во Влахернском храме Церковь ежегодно празднует 2 июля это торжество, благодаря Пресвятую Деву, что Она даровала ризу тела Своего, как «державное граду обложение, необоримую стену, исцелений сокровище, чудес источник, пристанище спасительное». Чудотворную силу ризы Богоматери испытали на себе в 626 году персы и авары, в 673 и 716 – сарацины, а в 866 году – витязи и язычники русские Аскольд и Дир. Во время осады Царьграда неприятельскими войсками риза Богоматери, при пении священных песней и при слёзных молитвах народа, была принесена на берег моря, и, едва коснулась воды, вдруг море, дотоле тихое, взволновалось, и буря поднялась и сокрушила неприятельский флот. Аскольд и Дир стремились покорить Византию, но, поражённые чудом, сами были покорены Иисусу Христу: они кончили жизнь свою под покровом христианской веры. Честней ризе прикоснемся, ею же Владыку объемши, яко отроча носила. Кроме ризы Пресвятой Богородицы, сохранился между христианами и честный пояс Её, который, по успении Божией Матери, Ею Самою был вверен апостолу Фоме. В царствование Аркадия, сына Феодосия Великого, пояс Пресвятой Богородицы перенесён из Палестины в Константинополь и дочерью его, св. Пульхерией, положен в драгоценном ковчеге, за царскою печатью, во Влахернском храме, ею же построенном во имя Богородицы (408–450). В IX веке написан был Иосифом Студитом канон на день положения пояса с акростихом: «Крепостию мя Твоею опояши, Чистая Дева». В X веке царица Зоя, жена Льва Философа, долгое время страдала от болезни, от которой врачебные средства не помогали; однажды она получила во сне откровение, что выздоровеет немедленно, если будет возложен на неё пояс Пресвятой Богородицы. Тогда в присутствии императора Льва ковчег был открыт, и пояс, найденный совершенно невредимым, был возложен руками патриарха на больную, которая тотчас же и получила исцеление. После этого всенародно были принесены благодарственные молитвы Господу Богу и Пречистой Его Матери, и пояс с торжеством был опять положен в тот же ковчег. В воспоминание этого чуда, бывшего над больною царицей, Церковь установила в начале X в. праздник в честь положения пояса Пресвятой Богородицы 31 августа, прославляя в честном Её поясе залог благословения и утверждения православных царств.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Влахернскую церковь стали посещать множество паломников, приезжавших, чтобы поклониться ризе Пресвятой Богородицы. Здесь побывали, например, русский паломник XIV века Стефан Новгородец и митрополит Киевский и всея Руси Пимен. В 1434 году церковь была уничтожена в пожаре (она так и не была восстановлена вплоть до XIX века). Однако риза была спасена. Святыня находилась в Византии еще некоторое время до 1453 года. Когда страну захватили турки, христианам удалось вывезти ценную реликвию. Читайте также: Ризоположение: что это такое? Теперь ее частицы находятся в разных местах мира. Это, например, Латеранская базилика в Риме (здесь же находится часть губки со следами крови, с которой, по преданию, напоили Иисуса Христа уксусом при распятии), Влахернская церковь в грузинском городе Зугдиди (где хранятся и другие святыни, спасенные из влахернского пожара, в том числе и пояс Богородицы). Наконец, часть ризы находится вместе с другими святынями в «ковчеге Дионисия» — мощевике, изготовленном по заказу суздальского князя Дмитрия Константиновича (1322–1383). Частицу ризы из Константинополя на Русь привез архиепископ Дионисий Суздальский еще в 1381 году. Мощевик на протяжении веков хранился в Благовещенском соборе, а сейчас он находится в Оружейной палате Московского Кремля. В 2008 году частица ризы Богоматери была передана в Храм Христа Спасителя. Несколько интересных фактов: Влахерны — пригород Константинополя, стоящий у моря. Это место скоро стало известным именно благодаря церкви Пресвятой Богородицы. Здесь в специальном ковчеге хранилась не только риза Пречистой Матери, но и часть Ее пояса и головной убор. Именно в этом храме через несколько веков после ризоположения, в 910 году, произошло чудо Покрова Пресвятой Богородицы: во время нападения на Константинополь варваров Божия Матерь явилась на всенощной святому юродивому Андрею и распростёрла над городом свой головной убор — омофор (покров), после чего враги отступили. История ризы Пресвятой Богородицы неразрывно связана и с русской историей. 18 июня 860 года русский флот князя Аскольда подступил к Константинополю. Император Михаил III (842–867), остановив начатый поход на арабов, вернулся в столицу и всю ночь молился в храме Влахернской Божией Матери. По мере того как опасность приближалась, было принято решение спасать церковные святыни, прежде всего святую ризу Богородицы. После всенародного молебна ризу обнесли с крестным ходом вокруг городских стен, погрузили с молитвой в воды Босфора и перенесли в храм Святой Софии. Вскоре произошло настоящее чудо: Аскольд заключил перемирие и снял осаду Константинополя. 2 июля чудотворную ризу Божией Матери торжественно возвратили в раку Влахернского храма. Это было уже вторым положением святой ризы во Влахернах — и снова 2 (15) июля.

http://foma.ru/riza-bogorodicy-chto-jeto...

Столпы церкви украшают изображения святых русских князей и митрополитов. Трехъярусный иконостас церкви относится к древнему типу русских высоких иконостасов. Его иконы написаны в 1627 артелью мастеров под руководством одного из лучших русских мастеров первой трети 17 в. Назария Истомина Савина. Кисти Назария Истомина, по- видимому, принадлежит и храмовая икона церкви, изображающая положение ризы Пресвятой Богородицы в храме Константинополя. В интерьере храма сохранилось несколько предметов церковной утвари 17 в.: медное посеребренное паникадило (церковная люстра) и две т.н. тощие свечи, представляющие собой подсвечник в форме свечи, выполненный из воска и полый внутри. Восковое тулово свечей украшено красочным орнаментом. Храм сильно пострадал во время обстрела Кремля 1918 г. После больших реставрационных работ храм был открыт в 1950-е гг. как музей. Виктор Скалдин. По материалам сайта: Патриархия.ru Положения ризы Божией Матери во Влахерне в Кремле церковь (Соборная площадь). В 1451 г. большое войско татарского царевича Мазовши осадило Москву. Но внезапно 2 июля, в день празднования Положения ризы Божией Матери во Влахерне, после ожесточенного боя неприятельское войско ушло. В память покровительства Богородицы митрополит Иона устроил на своем дворе в Кремле Ризположенский храм. В 1472 г. митрополичий двор сгорел, а в 1485 г. псковские мастера возвели из кирпича ныне существующий небольшой одноглавый храм. Он был домовой церковью митрополитов, а с 1589 г. – патриархов. С возведением в середине XVII века Патриаршего дворца домовой церковью патриархов стал собор Двенадцати апостолов, а Ризположенский храм – дворцовой церковью. Во второй половине XVII века его западную и северную паперти превратили в закрытые галереи, и устроили здесь часовню Печерской иконы Божией Матери. В ней находился Печеский образ Божией Матери с предстоящими московскими святителями Петром, Алексием, Ионой и Филиппом, а также преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. После пожара 1737 г. восстановленная церковь получила простое четырехскатное покрытие и фигурную главу. Храм капитально отремонтировали в середине XIX века в связи со строительством Большого Кремлевского дворца. Закрыт, как и большинство кремлевских храмов, в 1918 г.

http://sobory.ru/article/?object=03411

Император Лев Македонянин (во второй половине V века) украсил столицу свою новыми храмами в честь и славу Пресвятой Богородицы. Первый был сооружён для положения ризы Божьей Матери, принесённой в Константинополь патрициями, братьями Кандидом и Гальвием. Путешествуя по святым местам Палестины, они пришли в Галилею, и здесь у одной престарелой благочестивой девицы еврейки, увидели ковчег с ризой Богоматери, привлекавший на поклонение многих христиан, особенно больных. – Продолжая путь свой в Иерусалим, братья умыслили посредством хитрости овладеть бесценным сокровищем. Приготовив ковчег, во всём сходный с видимым, на возвратном пути они тайно поставили его на место заключавшего в себе ризу Пресвятой Богородицы, а этот поспешно принесли в Константинополь. Здесь сначала они укрыли своё приобретение в своей домовой церкви, а потом, когда слух дошёл до императора,– был воздвигнут особый храм во Влахерне. [Влахерна – место на берегу морском, где была пристань; название своё она получила от имени знаменитого вождя скифского, на том месте убитого. Валхернский храм сгорел в 1434 году; ныне виднеются только малые остатки его], в котором и положен ковчег с честной ризою. С того времени Православная Церковь 2 Июля празднует «Положение Ризы Богородицы», благодаря Пресвятую Деву, что Она даровала ризу тела Своего, как «необоримую стену, исцеления сокровище, чудес источник приснотекущий, пристанище спасительное обуреваемым». О самом храме замечается, что он сделался «врачеванием безмездным для болящих», и о ковчеге, что от него потекли «реки чудес». [Часть ризы Богоматери принесена в Россию князем Вас. В. Голицыным и хранится в Московском Успенском соборе, в Петропавловском приделе; другая в Благовещенском соборе, приобретённая в XIV в. Дионисием, архиепископом Суздальским. Третья в Никитском монастыре и четвёртая – в Риме, в кафедральном соборе Папы, подле дворца Латеранского]. Тот же император построил и другой храм в честь Пресвятой Богородицы. Никифор Каллист повествует, что когда-то в окрестностях столицы было прекрасное место, осенённое рощей платанов и кипарисов и орошаемое чистым и светлым источником; но от времени оно засохло, и самый источник засорился.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Небольшая деревенская церковь Положения ризы Богоматери, по­строенная на средства ростовского владыки, относится к простейшему типу клетских сооружений и не идет ни в какое сравнение с теми гран­диозными и, видимо, изощренными по формам храмами, которые воз­водились современными ей ростовскими «древоделами». Она состоитиз трех срубов разного размера и высоты — собственно храма, алтаря и трапезной, которая первоначально была окружена откры­той галереей-папертью, уничтоженной при ремонте 1848 года. В 1957 году церковь была перенесена на территорию Кирилло-Белозерского монастыря с последующей реставрацией в процессе сборки и, кажется, лишь благодаря этому сохранилась до наших дней. Клетский тип, к которому принадлежит заказанная архиепископом Иоасафом церковь Ризоположения, несомненно, преоб­ладал в русском деревянном зодчестве. По своим основным признакам клетские церкви мало чем отличались от жилых построек и вместе с тем были принципиально с ними не схожи. Вертикальная ориентация двускат­ных кровель, их подчеркнутая «островерхость» (в отличие от более ранних клетских храмов, таких как, предположительно самая ранняя из них, Лаза­ревская церковь Муромского монастыря в Карелии, относимая к концу XIV в.) делает эти строения подчеркнуто представительными. Такова, напри­мер, Георгиевская церковь в селе Юксовичи под Петербургом (некоторые исследователи предположительно датируют ее 1493 г.), которая благодаря наличию дополнительного уступа кровли выглядит более значительной, чем бородавский храм. Скромность облика Ризоположенской церкви, видимо, определялась условиями заказа. Вместе с тем ее архитектуре свойствен­ны отточенная ясность пропорций, устремленность вверх, строгое чередо­вание объемов от трапезной к небольшому четверику и алтарной части. Выразительность клетских храмов значительно усиливалась благодаря особенностям организации интерьера, отличавшегося от интерьеров жи­лых построек. Храм был открыт для молящихся от входных дверей через трапезную до алтарной преграды, обычно включавшей Царские врата, иконы местного и размещенного выше деисусного ряда, а в более крупных сооружениях — праздничный и пророческий ряды. В интерьере церкви Положения ризы обращает на себя внимание легкая «вспарушенность» потолочного перекрытия основного объема, что создавало дополнительный пространственный эффект.

http://sobory.ru/article/?object=54355

В Храме Христа Спасителя хранится частица Ризы Господней. В 1625 году она была передана персидским шахом Аббасом II в дар царю Михаилу Федоровичу и торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля. В честь этого события был установлен ежегодный праздник Положения Ризы Господней в Москве (10/23 июля). В советское время Риза хранилась в запасниках музеев Московского Кремля и только в 2007 году была возвращена Русской Православной Церкви. Сейчас изнесение частицы Ризы из алтаря и поклонение ей совершаются в каждый последний воскресный день месяца. Еще очень интересный факт: в ноябре 2015 года в галерее нижней, Преображенской церкви кафедрального соборного Храма Христа Спасителя открылся Патриарший музей церковного искусства. В состав его экспозиции входят памятники V-XX веков! Древнейший экспонат - египетский фаюмский портрет. Здесь же развернута очень интересная выставка, посвященная истории самого Храма Христа Спасителя. Музей открыт ежедневно с 10 до 17 часов, вход в него бесплатный. «Милости источниче» Помню, много лет назад меня поразило в Москве вот что: стоишь где-нибудь в центре - и видишь сразу несколько куполов храмов, очень красивых, старинных. Подобное можно было увидеть в каждом русском городе до революции. Но в Саратове, где я росла, было две действующих церкви почти на миллион жителей... Поэтому, когда я бывала в Москве и у меня было время, я просто двигалась наугад - от креста ко кресту. Так, от Храма Христа Спасителя можно свернуть в Обыденский переулок к древнему Ильинскому храму (1702 год), а оттуда хорошо виден Зачатьевский монастырь, куда я как­то направилась зимним вечером. Уже стемнело, монастырь еще не был полностью восстановлен. И я замешкалась: куда идти, в какой церкви служба и где в нее вход? Вдруг меня обогнала девушка, она почти бежала к храму. «Наверное, торопится на службу»,- подумала я и последовала за ней. Войдя в храм, она буквально припала к какой-то иконе, как ребенок к матери. Так я узнала о существовании чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Милостивая».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/o...

Блгв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев (1228). Тихвинской иконы Божией Матери 12 июля 13 июля Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов: Петра, Андрея, брата его, Иакова Зеведеева, Иоанна, брата его, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Матфея, Иакова Алфеева, Иуды Иаковля, или Фаддея, Симона Зилота и Матфия 14 июля Бессребреников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших (284). 15 июля Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (V). 17 июля Память свв.Царственных Мучеников: Царя — Мученика Николая II и иже с ним убиенных. 21 июля Явление Казанской иконы Пресвятой Богородицы (во граде Казани) (1579) 23 июля Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625). Прп. Антония Киево-Печерского, начальника всех русских монахов (1073) 24 июля День святой равноапостольной княгини Ольги, во святом Крещении Елены (969). 28 июля праздник Равноапостольного князя Владимира, во Святом Крещении Василия (1015). Август 2024 года. Церковные праздники в августе 1 августа Обретение мощей преподобного Серафима Саровского чудотворца 2 августа Славного пророка Божия Илии — Ильин день 4 августа День святой равноапостольной Марии Магдалины 5 августа Почаевской иконы Божией Матери 6 августа День Бориса и Глеба. Мц. Христины (ок. 300) 7 августа Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Память Пятого Вселенского Собора. Собор Смоленских святых (переходящее празднование в воскресенье после 28 июля) 8 августа Прп. Моисея Угрина, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1043) 9 августа Святого вмч. и Целителя Пантелеймона. Преподобного Германа Аляскинского 10 августа Смоленской иконы Божией Матери, именуемой Одигитрия (Путеводительница) (принесена из Царьграда в 1046 г.) 14 августа Происхождение (Изнесение) древ Креста Господня. Семи мучеников Маккавеев, Соломонии и Елеазара. Начало Успенского двухнедельного поста (14 — 27 августа 2024 года) . Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице — Медовый или Мокрый Спас. День крещения Руси князем Владимиром в 988 году.

http://pravmir.ru/pravoslavnyj-kalendar-...

Честной Пояс, прикасавшийся к Пречистому Чреву, носившему Творца, и смоченный каплями молока, питавшего Того, Кто есть Жизнь мира, является для всех христиан свидетельством спасения. Он словно говорит о том, что нужно обуздывать все устремления плоти и подражать душевной и телесной чистоте Пресвятой Девы и Матери Божией, чтобы удостоиться и в своем сердце носить Христа, Который присно становится ради нас Младенцем. Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря Праздник Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратийском храме следует отличать от праздника Положения честной Ризы, или Мафория, Богородицы во Влахернах (празднуется 2 июля и 1 октября). Данные агиографических источников весьма туманны и противоречивы. Здесь мы приводим версию «Константинопольского Синаксаря», подтверждаемую «Императорским Минологием» (XI в.). Однако в том же тексте, как и в «Минологии Василия II», далее говорится, что перенесение святыни произошло при Аркадии, сыне Феодосия (395–408). С другой стороны, известно, что строительство Халкопратийской церкви было начато Пульхерией, а закончено только при Льве I. Возможно, церковь была разрушена землетрясением и затем восстановлена Юстином II (565–578), который сделал большой вклад в этот храм и построил часовню для честного Пояса. 12 апреля в «Синаксаре» поминается другое перенесение честного Пояса – из Зелы в Константинополь, но в тексте оно отнесено к IX в. Эта дата, безусловно, ошибочна, поскольку сохранились церковные песнопения на этот праздник, сочиненные в VII в. св. Максимом Исповедником, а также гомилия св. Германа Константинопольского, относящаяся к следующему столетию. Некоторые историки полагают, что сначала существовал только один праздник в честь честного Пояса и Ризы, отмечавшийся во Влахернах, и что нынешний праздник появился только в IX в. Как бы то ни было, крестный ход, который совершался каждую пятницу от Влахерн в Халкопратию, указывает на связь между этими двумя величайшими Богородичными святынями Константинополя.

http://pravoslavie.ru/56019.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010