См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает член Совета Федерации, церковный и общественный деятель Мария Львова-Белова//Фома. -     — январь 2021. - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »). Вопрос номера: «Я молюсь и хожу в храм, но веры не чувствую. Что делать?». Письмо в редакцию/ Екатерина ; Отвечает протоиерей Павел Великанов, настоятельПятницкого подворья Свято-ТроицкойСергиевой лавры, доцент Московской духовной академии, и.о. завкафедрой пастырского душепопечения Сретенской духовной семинарии, главный редактор портала «Богослов.Ru ». ПодготовилаАнастасия Бавинова. Фото Алены Кузнецовой / / Фома. - — январь 2021. - С.16-21. - (рубрика « Вопрос номера »). Патриарх Кирилл. Как научиться молитве ? Из проповеди во вторник первой седмицы Великого поста, 3 марта 2009 года. Заголовок дан редакцией. Фото Олега Варова/Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси//Фома. - — январь 2021. - С.22-23. - (рубрика « Вопрос номера »). ВЕРА(раздел). – С.24-41. Школа «Фомы». Суть вещей: Икона пророка Исаии. [Инфографика] . Датировка : около 1560 года; Происхождение : образ Исаии из пророческого ряда иконостаса собора Рождества Пресвятой Богородицы Антониева монастыря в Новгороде (Внешний вид собора см. на фото). Пророческий - четвертый снизу ряд высокого иконостаса, появился в XV веке. В этом ряду изображены ветхозаветные пророки с развернутыми свитками пророчеств, а сам ряд изображает всю ветхозаветную Церковь; Пророк Исайя : Жил в VIII веке до Рождества Христова. Был призван Богом к пророческому служению при иудейском царе Озии и пророчествовал около шестидесяти лет. Принял мученическую кончину; Исаия — один из четырех великих пророков. Церковь делит пророков на великих и малых — по объему написанных книг и значению предсказанных ими событий. Другие трое: Иеремия, Иезекииль и Даниил (см. иконографию — слева направо); За пророчество о рождении Христа пророка Исаию часто называют ветхозаветным евангелистом (ил.: икона «Рождество Христово»); Икона пророка Исаии (с пояснениями 1 и 2); 1. Свиток с пророчеством . Главное пророчество : Надпись: « Азъ про тя мних рекох яко от Девы роди.. .» - отсылка к пророчеству Исаии о рождении Христа от Девы: Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис 7:14) (в переводе с еврейского - «С нами Бог»); 2. Видение пророка Исаии. Клещи и горящий уголь. Клещами ангел-серафим положил в рот пророка горящий уголь с жертвенника Божия (Ис 6:1-7). С этого момента все, что Исаия будет говорить, - не от своего имени, а от имени Бога. С этого видения началось пророческое служение Исааии. Именно этот момент поэтически переложил Пушкин в стихотворении «Пророк» («Духовной жаждою томим...»). Видение Исаии можно трактовать и как прообраз Боговоплощения, где уголь — символ Христа, а клещи — символ Богородицы; Подготовил Кирилл Баглай //Фома. - - январь 2021. - С.24-25. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Суть вещей »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-1-213-...

к XII или XIII в. (Горчаков, 145; Указ Саввы, 42) 1514 Г.Л.Маурер, Введ. в ист. общин., подвор., сельск. и город. устр., М. 1880, стр. 217, 222 –223 1520 Dollinger, Die Papst-Fabeln des Mittelalters, 100–101. Уже франкские государи жаловались, что их казна остается пустой и что их богатства перешли к епископам и духовенству; а к концу VII в. целая треть поземельных имуществ принадлежала церкви 1524 Женщина-монахиня в средние века Лины Экенштейн (Р. Мысль, 1900, 7 и 9). Лампрехт, III, 101–103, 159–160 1528 Герцберг, 199, 235, 261, 276, 356; Виз. Врем. 1896, I, 132–133. Ср. К ист. церк. реформы в древн. Грузии, И.А.Джавахова (Ж. М. Н. Пр. 1904, 2) 1529 Герцберг, 639–640, ср. также указ импер. Романа 927 г. (ib., 627–628). Царь Алексей Комнен за прикосновение к церковн. имуществам причислялся к иконоборцам (Виз. Врем. 1896, I, с. 132–133) 1533 См. выше; также Ист. рос. иерар. II, cxxx; Прав. Соб. 1860, III, 204, Макарий IV, кн. I, 209–210; VII, 57–58. К концу XVI в. всех монастырей насчитывалось до 400. Населенность их обыкновенно – 10–50 чел., в больших – 70–140, в Троицкой лавре – 300 и в начале XVII в. до 700 1534 В XIV в. новгород. прот. Сеит с такой силой проповедывал против монашества, что многие оставляли монастыри и вступали в брак (Никон. лет., III, 135; Татищев, IV, 95). Стригольники и жидовствующие также выступали против монастырей. – Раннее негодование в Слове Даниила Заточника – о чернецах на пирах (ср. также поучение Феодосия) 1535 Совместное мытье у древних греков и римлян (Плутарх, Жизнь Марка Катона цензора). Ср. Hulmann, IV, гл. 3; Лампрехт II, 492–433 1537 В Беседе Германа и Сергия валаамских чудотворцев о монахах – клирошанах читаем «как волы ревут друг перед другом, ногами пинают, руками трясут и головами кивают, испуская гласы, подобно беснующимся». (Чтен. Моск. Общ. ист. 1859, III, 15; и Лет. зан. Арх. ком., вып. X, 27). Подобные же сцены в Троицко-Сергиевской лавре и т. п. (Соловьев, IX, 433–436) 1543 Стоглав, 8-й вопрос из 1-х. О том же писал м.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

На втором этаже, очевидно, в крыле, выходящем на Троицкий проспект, в 1920 г. размещалась квартира из трех комнат, в которой проживал подвор-ский священник Д. Федосихин. Здание отапливалось печами - голландскими и русскими, причем во втором этаже имелись и изразцовые печи (очевидно, в покоях настоятельницы). В церкви было устроено калориферное отопление. Третий этаж той части здания, которая выходила на Шенкурскую улицу, был запланирован для размещения здесь домовой церкви Сурского подворья. 19 октября 1907 г. состоялось освящение церкви с престолом во имя Божьем Матери " Скоропослушницы " и преподобного Иоанна Рыльского (небесного покровителя основателя монастыря, Иоанна Кронштадтского). Церковь состояла из трех частей - паперти, средней часть и алтаря. По проекту, перекрытие церкви было деревянным, в виде свода, и оштукатуренное. Пол во всей церкви каменный, из метлахских плиток, подобранных узор-но. Идея ступенчатого пола была отклонена настоятельницей монастыря, которая справедливо полагала, что в этом случае возникнет опасность для здоровья прихожан. Таким образом, помещения нижних этажей стали выше; высота церкви, в свою очередь, уменьшилась на 0,58 сажени (120 см). Под средней аркой храма, напротив алтаря, помещались хоры - на чугунных колоннах и с чугунной лестницей. Вход в церковь, лестница, стены были украшены живописью и текстами молитв. По бокам солеи перед клиросами со стороны молящихся, помещены резные изображения Распятия и Воскресения Христова. Три средних окна в храме показаны в проекте с цветными стеклами, переплеты коих представляют три креста в напоминании Голгофы, остальные окна храма из цельных стекол. Изображений иконостаса не сохранилось, но есть очень подробное его описание. Иконостас был золоченым, двухъярусным, с верхом посредине, составляющим третий ярус; украшен " лучшей, мелкой резной работой в нынешнем новом стиле, весь на золотом фоне " 6; Царские врата прорезные, расположенные на них иконы - с изображениями четырех евангелистов; посредине - " Благовещение " . Справа от Царских врат были расположены иконы Христа Спасителя, Иоанна Богослова (храмовая икона; внизу - полная запись тропаря), далее, на дверях - иконы Архангела Михаила, Иоанна Рыльского - небесного покровителя Иоанна Кронштадского и св. Елизаветы. Слева от царских врат - иконы Богоматери, св. Николая Мирликийского и Порфирия Газского, Архангела Гавриила (на двери), Иоанникия Великого и Артемия Веркольского. Во втором ярусе - иконы двенадцати апостолов. В третьем ярусе -Тайная вечеря (размещена над Царскими вратами), справа от нее - икона Вознесения, слева- Преображения. Увенчивался иконостас иконой Воскресение и крестом. Все иконы местного письма, и, по мнению специалистов, содержали ошибки. По стенам храма и алтаря были размещены в киотах иконы, присланные Иоанном Кронштадтским, не поместившиеся в иконостасе.

http://sobory.ru/article/?object=18087

отца нашего Сергия Радонежского», Москва, 1787 г.; “Краткое ист. опис. лавры и Спасо- Вифан. училищного м-ря, с присовокупл. описания Махрищского м-ря, против прежних изданий исправл. и дополненное», Москва, 1794 г.; “Описание Сергиевской лавры», Москва, 1801 г.; “Сказание об осаде Тр.-Серг. м-ря», Москва, 1822 г.; И. С., “Путевые записки о Троицкой лавре, содержащие в себе обзор достопамятн. Троицкой дороги лавры и Вифании», Москва, 1840 г.; Н. Иванчин-Писарев, “День в Троицкой лавре», Москва, 1840 г.; И. Снегирев , “Троицко-Сергиева лавра», Москва, 1842 г.; “Историч. описание Свято-Троицкой Сергиевы лавры», М., 1842 г.; 2-ое изд., 1852 г.; “Замечания об осаде Тр.-Серг. лавры 1608–1610 г.», М., 1842 г.; “Опис. крестного хождения из лавры с иконою преп. Сергия, изображенного на гробовой доске, в Хотьков м-рь, в село Радонеж и др. места», изд. 3-ье, М, 1850 г.; “Опис. зданий, находящихся в лавре», М., изд. 1-ое 1850 г., изд. 2-ое, 1852 г.; “Церковно-историч. Месяцеслов Свято-Тр.-Сергиевой лавры», М., 1850 г.; “Троицкий собор, церковь преп. Никона и кельи преп. Сергия в Тр.-Серг. лавре», М., 1854 г.; Снегирев, “Путеводитель из Москвы в Тр.-Сергиеву лавру», М., 1856 г.; “Истор. опис. Свято-Тр.-Сергиевы лавры», М., 1857 г., с видами и планами; Рудольф, “Истор.-топограф. описание к плану Тр.-Серг. лавры и ее окрестностей», М., 1859 г.; “Житие и чудеса преп. и богоугодн. отца нашего Сергия Радонеж. и всея России чудотв., с изображением вида лавры и 3 карт. подвижнической его жизни», М., 1863 г.; “Путеводитель по Тр.-Серг. лавре, с видом лавры», М., 1864 г.; “Ист. опис. Свято-Троиц.-Серг. лавры», М., 1865 г., печатано с изд. 1857 г., с переменами; “Преп. и богоносн. Сергий Радонежский и всея России чудотв.», М., 1865 г.; Иеромон. Арсений, “Летопись наместников, келарей, казначеев, ризничих, экономов и библиотекарей Св. Тр.-Серг. лавры», М., 1868 г.; “Троиц.-Сергиева лавра, с видомъ м-ря», изд. Мирск. Вестн., Спб., 1871 г.; “Ист. опис. Св. Тр.-Серг. лавры», сокращенн. изд., М., 1873 г.; “Указатель лавры преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Чиновники гонят монахов из Верхней лавры, не отдают иконы» Священнослужителям канонической Церкви закрыли доступ к двум храмам Киево-Печерской лавры 03.01.2023 840 Время на чтение 3 минуты Фото: ria.ru Священнослужителям канонической Украинской Православной Церкви (УПЦ) закрыли доступ к двум храмам Киево-Печерской лавры, сообщает РИА Новости со ссылкой на украинское интернет-издание «Страна.иа». «С сегодняшнего дня для Украинской Православной Церкви закрыт доступ к двум храмам Верхней лавры - Успенскому собору (главный храм Киево-Печерской лавры) и Трапезной церкви», - говорится в сообщении в телеграм-канале «Страны.иа». Издание приводит комментарий настоятеля Киево-Печерской лавры митрополита Павла, согласно которому священнослужителей УПЦ не пускают на территорию Верхней лавры, оставив доступ к святыням Нижней лавры. Тем не менее, митрополит уверен, что договор аренды Успенского и Трапезного соборов еще не разорван, так как УПЦ не была официально об этом уведомлена. На входе на территорию Лавры установлена табличка, извещающая посетителей о том, что заповедник закрыт до 2 января, следует из фотографий, опубликованных изданием. Украинские чиновники гонят монахов из Верхней лавры, не отдают иконы и требуют передать церковные ценности «по описи», заявил наместник Киево-Печерской лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел (Лебедь). «Нас гонят с Верхней лавры, нам не отдают наши иконы. Составили комиссию. Директор музея (заповедника " Киево-Печерская Лавра " – РНЛ) сказал, что " мы должны забрать все по описи " . А кто описывал, когда мы приносили?» - рассказал митрополит Павел в видеообращении, которое опубликовано в YouTube. По его словам, храм был отстроен средствами верующих людей, а братия собирала деньги для восстановления Успенского собора. «Мы собирали деньги, не государство… Сегодня нас заставляют передать – и мы передадим – царские врата Успенского собора, это очень дорогая вещь, говоря по-вашему, позолоченный иконостас, престолы… Живопись на стенах мы не намерены срывать… Мы отдаем государству по описи. Но чтоб запомнили, что когда придет время – навсегда так не будет – мы спросим (по описи – РНЛ)», - предупредил иерарх.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/03/ch...

Наиболее известными настоятелями Лавры в XIX веке были митрополит Платон (Левшин), ведший активное строительство, святитель Филарет, переписывавшийся с А. С. Пушкиным и основавший близ Лавры Гефсиманский скит, и святитель Иннокентий (Вениаминов), бывший первым православным епископом Америки. История Лавры в XX веке [ править править код ] В первые годы XX века на территории монастыря продолжалось строительство, сооружались новые кельи и корпуса, хозяйственные сооружения, торговые ряды; в 1905 году была организована лаврская типография. 1918 год стал началом трудного периода в истории Лавры. По утверждении 20 января (по ст. ст.) 1918 года СНК РСФСР Декрета Об отделении церкви от государства и школы от Лавра, как и иные монастыри в России, находящиеся на территории, контролируемой большевиками, была юридически обращена в трудовую артель, однако монашеская жизнь продолжалась явочным порядком до 21 октября 1919 года, когда монахи были переселены в Черниговский и Гефсиманский скиты. 10 ноября 1919 года президиум исполкома Сергиевского уезда принял решение о закрытии Лавры ввиду острой нехватки помещений для больниц, школ, детских учреждений. В марте 1919 года была распущена Московская Духовная академия, а её помещения были отданы электротехническим курсам; 11 апреля были вскрыты мощи преподобного Сергия. 20 апреля 1920 года, несмотря на ряд посланий Патриарха Тихона председателю Совнаркома В. И. Ульянову (Ленину) с просьбой об отмене распоряжения о закрытии Лавры, вышло постановление СНК «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры». Троицкий собор был закрыт немедленно, а братия была выселена и нашла себе место в трудовых коммунах; последнее богослужение в Троицком соборе было совершено 31 мая 1920 года. В том же 1920 году на территории Лавры был организован историко-архитектурный музей. В 1929 году были закрыты последние скиты близ Лавры и изъята на переплавку большая часть лаврских колоколов (уцелели колокол «Лебедь» 1593 года и древнейший, «никоновский», 1420 года). На территории Лавры до 1953 года находился Загорский учительский институт. Реставрация Лавры [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/История_Свято-...

Идея Мосха – познать христианскую истину опытно, непосредственным знакомством с разнообразными формами ее жизненного проявления, передается и Софронию. С этою целью они пользуются всякой встречей, рассказом, беседою, хотя преимущественное внимание уделяют обителям и пустыням, старцам и вообще анахоретам. Они посетили 2793 Палестинские оби- —161— тели – тот бесчисленный ряд монастырей, которые были расположены в Иудейской пустыне, или пустыне святого града, обнимавшей, по словам арх. Леонида, все лавры и монастыри в окрестностях Иерусалима, т. е. в Иерихонской долине, над Иорданом, в Сорокадневной пустыне, около Фекои и Мертвого моря 2794 . Так, в Луге встречаем рассказы, материал для которых был получен из монашеских поселений, находившихся в горной части этой пустыни: – киновии Феодосия 2795 , Лавры св. Сав- —162— вы 2796 , Новой Лавры 2797 , Елусской Лавры 2798 , Варихской, или преп. Севериана 2799 , Пещерной Киновии 2800 , Киновии Схолариевой 2801 , Киновии Кастеллийской 2802 , горы Марес 2803 , Вифлеемского монастыря Ксиропотам 2804 , Лавры Хузивы 2805 , Лавры Евфимия 2806 , Лавры Фаранской 2807 . Обошедши св. места Иерусалима 2808 , и его ближайшие окрестности: – монастырь Феогния 2809 , Гефсиманию 2810 , монастырь Авраамия на горе Елеонской 2811 , обитель Сампсона 2812 , женские затворы в Иосафа- —163— товой долине 2813 [ – не позднее 601 года 2814 ], – наши путешественники спустились к обителям, лежащим по Иорданской долине. В произведении Мосха встречаем упоминания: – Лавры Герасима 2815 , Л. Каламона 2816 , Л. Пиргов 2817 , Лавры аввы Петра 2818 , монастыря Евнухов, или скопцов 2819 , Киновии Марии Богородицы 2820 , Киновии Пентуклы 2821 , Лавры Илиот 2822 , Лавры Копраты 2823 , Лавры Иоанна Предтечи 2824 . Но и помимо перечисленных, более или менее крупных монашеских центров, Мосх заходил и в небольшие пещеры (занятые иноками в оди- —164— ночку), в изобилии рассеянные в при-Иорданской равнине, сохранив для потомства душеполезные повествования этих подлинных отшельников – восков 2825 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

М.: Юргенсон, 1896. 20; Компанейский Н. И. Херувимская песнь 2): Киево-Печерского расп.: М.: Юргенсон, 1900; Многолетие: Напева Киево-Печерской лавры//Сборник духовно-муз. произведений/Сост. В. Г. Петрушевский. М.: [изд. ж. РукСП, литогр. В. Гроссе], 1901. 14; «Блажен муж», Прокимны вечерни (дневные), Полиелей, Славословие великое: (Киево-Печерской лавры)//Церковно-певческий сб. СПб., 1903. Т. 1. Отд. 1. 8, 26, 45, 66; Смирнов И. И. «Во царствии Твоем», «Святый Боже», Прокимны: Гласы 1-8, «Аллилуия»: Гласы 1-8: (Киево-Печерской лавры)//Там же. 1904. Т. 2. Ч. 1. 15, 35, 48, 55; он же. «Чертог Твой», «Вечери Твоея тайныя»: (Киево-Печерской лавры)//Там же. 1904. Т. 3. Ч. 2. 41, 83; «Разбойника благоразумного»: (Киево-Печерской лавры)//Там же. 109; «Един Свят»: Киево-Печерской лавры//Там же. 1911. Т. 2. Ч. 2. 77; Петрушевский В. Г. «В молитвах неусыпающую»: (Напева Киево-Печерской лавры)//Церковные песнопения. К.: [Изд. ж. РукСП, типолитогр. И. И. Чоколова], 1907. Вып. 1. 1; Иадор (Ткаченко), иером. «Разбойника благоразумного»: (Напева Киево-Печерской лавры)//Там же. 7; он же. «Чертог Твой», «Вечери Твоея тайныя»: (Напева Киево-Печерской лавры)//Там же. 1909. Вып. 2. 4, 5; Вишневский А. И. Херувимская песнь: (Сокр. напева Киево-Печерской лавры)//Там же. 3; Нотный Обиход Киево-Печерской лавры. К.: [Тип. КПЛ], 1910, 2002п. М.: Живоносный Источник, 2001. Ч. 1: Всенощное бдение; К., 1910, 2008п. М.: Живоносный Источник, 2001, 2006. Ч. 2: Литургия свв. Иоанна Златоустаго и Василия Великаго; К., 1912, 1913п. Ч. 3: Двунадесятые праздники; 1915, 2008п. М.: Рос. муз. изд-во, 1996р. М.: Живоносный Источник, 1999. Ч. 4: Пение во св. Четыредесятницу и Страстную седмицу; М.: Живоносный Источник, 2002. Ч. 5: Цветная Триодь/Сост. и ред.: игум. Спиридон (Письменный); К.: Св.-Троицкий Ионинский мон-рь, 2008. Ч. 6: Ирмологий: В 2 вып./Сост. и ред.: игум. Спиридон (Письменный); Нафанаил (Бачкало), иером. Херувимская песнь: Киево-Печерская: Для 4-голосных однородных муж. и жен. хоров. М., 1911; он же.

http://pravenc.ru/text/1684521.html

Марта в) С соблюдением всех узаконенных формальностей при Лавре была учреждена приходская община, заключившая с подлежащей властью договор на пользование церквами Лавры и предметами культа для целей богослужения. Закрытием Лавры договор этот, формально не расторгнутый, без всяких поводов со стороны приходской общины нарушен местной властью в трех пунктах: 1. Договор предоставляет общине храмы Лавры и богослужебные предметы для беспрепятственного пользования. Между тем с 3-го по 19 ноября для осуществления этого права было поставлено непреодолимое препятствие сначала в виде караула в воротах Лавры, никого не допускавшего в ее стены, потом в виде печатей, наложенных на двери храмов 3-го ноября и остававшихся на них до 20-го ноября. 2. Договор возлагает на общину ответственность за целость принятых по описи вещей. Это предполагает ее право следить за состоянием охраны лаврских церквей. Лишенные доступа в Лавру члены общины не могли осуществлять этого права. 3. Договор возлагает на приходскую общину обязанность содержания храмов Лавры и священнослужителей при них, что предполагает за нею право иметь на этот предмет расходные суммы. Право это предусмотрено § 14 циркуляра по вопросу об отделении Церкви от государства. После заключения соглашения все суммы такового назначения перешли в ведение общины. К моменту обыска келий эти суммы достигали 39 891 р 63 к наличными деньгами и хранились у разных лиц из монастырской братии. Несмотря на заявление этих лиц, что найденные у них деньги им не принадлежат, а составляют расходные суммы, назначенные на содержание Лавры, они были у них отобраны. Закрытие Лавры как монастыря совершилось, но само по себе, ввиду подписанного соглашения между Комиссией по охране Лавры и общиной при Свято-Троицкой Сергиевой лавре, оно не могло быть осуществлено в такой форме, которая делала бы невозможным ненавистное для некоторых представителей местной власти почитание мощей преподобн Сергия. Неудовлетворенные этим, они пошли дальше. Когда, вслед за выселением монахов из стен Лавры, вышел первый 45–46 номер «Трудовой недели», не все еще было ясно в тех выдержках из него, которые приведены выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Н. М. Щекотов. «Троица» Рублева (Фрагменты из рукописи, объединенные в статью. 1919–1920); Иконостас XV века (Из черновой тетради. 1923)//Н. М. Щекотов. Статьи, выступления, речи, заметки. М., 1963. С. 36–48. Глава 2. Расформирование Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры (январь-февраль 1920 г.) 10 ноября 1919 г., в тот самый день, когда Сергиевский исполком принимал постановление о ликвидации Троице-Сергиевой лавры как монастыря, Н. М. Щекотов докладывал о Троице-Сергиевой лавре в Отделе по делам музеев Наркомата Просвещения. Отмечалось, что «научная работа по регистрации поставлена хорошо, но в смысле музейного строительства не сделано ничего. Необходим руководитель по организации музея. Охрана поставлена неудовлетворительно». Было решено «образовать Комиссию по организации музея в Троице-Сергиевой лавре из И. Э. Грабаря, Н. М. Щекотова, П. П. Муратова и М. С. Сергеева, организовать ряд популярных лекций, в первую очередь просить Н. М. Щекотова прочесть лекцию по вопросам охраны» 26 . Смысл этих голословных решений, никогда не проводившихся в действие, был один: не дать Комиссии по охране Лавры организовать «живой музей Лавры» при действующем монастыре, убрать из охраны Лавры монашествующих. После выселения монахов из Лавры – в ночь с 2 на 3 ноября – Лавра в действительности оказалась без охраны, а Комиссия по охране Лавры была поставлена в бесправное положение, так как постановление от 10 ноября 1919 г. вошло в противоречие с утвержденными Всероссийской коллегией «Положением о Комиссии по охране Лавры и комиссаре» и «Инструкцией комиссару Лавры». Ю. А. Олсуфьев и священник Павел Флоренский около 14 ноября 1919 г. составили докладную записку во Всероссийскую коллегию, объяснявшую создавшееся положение: «Что же касается вопроса о сторожах, то и здесь, несмотря на некоторые неудобства и, на первый взгляд, несоответствия требованиям текущего момента, Комиссия, в согласии с общегосударственными и культурными задачами и указаниями Коллегии, считает желательным сохранение системы комбинированной охраны из воинского караула и прежних насельников Лавры – монахов.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010