Состоялось заседание Синодальной комиссии УПЦ по канонизации святых Киев, 6 марта 2007 г. 6 марта состоялось заседание Синодальной комиссии по канонизации святых. Комиссию возглавляет архиепископ Криворожский и Никопольский Ефрем. На заседании присутствовали архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн, епископ Святогорский Арсений, архимандрит Евлогий (Гутченко), архимандрит Дамиан (Давыдов), архимандрит Филарет (Кучеров), архимандрит Никодим (Горенко), протоиерей Виктор Симонюк, игумения Стефана (Бандура), протоиерей Георгий Зверев, игумен Аристарх (Лебедев), иеромонах Стефан (Царук), иеромонах Димитрий (Демченко), протодиакон Василий Марущак и преподаватель КДА Иван Михалко, сообщает сайт Украина Православная . Заседание началось со вступительного слова председателя комиссии владыки Ефрема, который, в частности, сказал: «История Православной Церкви есть прежде всего история ее Святости. И каждая Православная Поместная Церковь лишь тогда в полной мере осуществляет свое духовное призвание, когда не только являет в своей ограде подвижников православного благочестия, но и прославляет своим соборным волеизъявлением этих подвижников как канонизованных святых. Только в 1980-е годы Русская Православная Церковь получила возможность возобновить более чем на полвека прерванную практику постоянной канонизации святых. Торжественная канонизация этих подвижников благочестия, осуществленная Поместным Собором в июне 1988 года, открыла новую страницу в истории канонизации святых Русской Православной Церкви, когда постоянная деятельность по прославлению подвижников благочестия стала важным началом нашей церковной жизни. На Поместном Соборе 1988 года было определено: « Считать необходимым в послесоборный период продолжить работу по изучению дальнейших канонизаций для прославления других почитающихся в народе подвижников веры и благочестия, попечение о чем иметь Священному Синоду». Исполняя это определение, Священный Синод УПЦ на заседании 22 ноября 2006 года утвердил новый состав Синодальной Комиссии по канонизации святых и поручил председателю Комиссии «привлекать к сотрудничеству в деле изучения вопросов канонизации Преосвященных архипастырей, богословов духовных школ, пастырей и мирян Украинской Православной Церкви». Синодальная Комиссия, сотрудничая с епископатом, клиром и мирянами, осуществляет своего рода координационную роль в процессе изучения и подготовки прославления подвижников веры.

http://pravoslavie.ru/21176.html

В настоящее время мы переживаем тот отрадный момент народной жизни, когда самосознание наше быстро растет и развивается. Изучение памятников старины нашей много подвинулось вперед, и чествование замечательных русских людей становится одним из нередких, отрадных явлений нашей общественной жизни. Так, торжественно был отпразднован всею Россиею 900-летний юбилей крещения России, 500-летие памяти преп. Серия Радонежского, в настоящее же время отпраздновано Ярославским краем и Москвою двухсотлетие прибытия св. Димитрия на ростовскую кафедру, юбилей Суворова, Пушкина, Гоголя, Жуковского и др. многие. Памяти канонизованных святых справляются торжественно, некоторых же – всею Россиею. Но кроме канонизованных святых, число коих величественно – более трехсот, есть у нас особый великий числом свыше не одной тысячи лиц: сонм мужей и жен – отечественных подвижников и подвижниц благочестия, называемых часто «неканонизованными святыми». Заслуга их пред Россиею велика: одни из них были венценосцы, своими царственными трудами ковавшие величие родины, напр. Димитрий Донской; другие святители: Симеон Смоленский, Трифон Ростовский; иные: преподобные мужи и жены: Амвросий Оптинский , Серафим Саровский , Максим Грек ; юродивые: Ксения на Смоленском – в С.-Петербурге, праведные иереи: Иоанн Елецкий, Петр Черевковский и мн. др. Особенно богат такими славными сынами прошлый XIX век, давший очень много и до 1903 г. пр. С. Сар. подвижников и подвижниц благочестия из всех слоев общества – преимущественно из простого народа. Все эти мужи и жены были, поистине, строителями Русской земли – продолжателями дел предков. К этому сонму до 1896 г. принадлежал и св. Феодосий Черниговский. Многие из них и жизнь свою запечатлели страданием за Христа и родину. А обильные чудеса, источаемые многими из них, сколько врачуют недугов и душевно обновляют и передать невозможно. Народ наш глубоко чтит память их, посещает их могилы, украшает их по силе своего разумения, назидается уроками из жизни их. Но к сожалению это чествование носит характер случайный, робкое не везде и не всегда одинаково−правильное, часто обходимое другими слоями общества с пренебрежением, недоверием, порицанием; иногда и духовная власть несочувственно относится к нему из доброго опасения не впасть в потворство суеверию. Между тем, если присмотреться к этому явлению безпристрастно на основании данных истории, вникнуть в народную психологию, вдуматься, то выяснится, что это чествование непротивно учению нашей Церкви, далеко оно от суеверия, величаво по своей простоте и задушевности, благотворно в развитии нашего народа в духе православия и строго национальном. Об этом мы и скажем здесь несколько слов. I. Почитание мест погребения подвижников благочестия

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

иеромонах Агапит (Юрков) Скачать epub pdf Библиография Рукописные источники 1 . РГА ВМФ. Ф. 315. Оп. 1. Д. 1891. Л. 2–3. 2 . РГБ. Ф. 214. Оп. 1/41. Д. 286. Л.Л. 1, 24–36, 49, 51–56, 74. 3 . РГБ. Ф. 218. Д. 734. Л.Л. 107–109 об. 4 . РГВИА. Ф. 2583. Оп. 1. Д. 205. Л. 47, 49 об. 5 . РГВИА. Ф. 2583. Оп. 1. Д. 244. Л. 4, 36, 39 об. 6 . РГИА. Ф. 1343. Оп. 30. Д. 4573. Л. 30а. 7 . Филиал ГАЯО г. Ростов. Ф. 197. Оп. 1. Д. 364. Л. 48. Литература 8 . Авель, иером. Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. М.: Типография И. Ефимова, 1884. С. 48. 9 . Архимандрит Игнатий Симоновский. В кн. Никодим (Кононов), архим. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Август. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря; Типо–литография И. Ефимова, 1909. С. 40–41. 10 . Архимандрит Макарий, настоятель Николаевскаго Пешношскаго монастыря. В кн. Никодим (Кононов), архим. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Май. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря; Типо–литография И. Ефимова, 1908. С. 357–371. 11 . Архимандрит Феофан Новоезерский. В кн. Никодим (Кононов), архим. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Декабрь. T.I. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря; Типо–литография И. Ефимова, 1910. С. 108–127. 12 . Бахмустов С.Б. Заступник и покровитель. В кн. Санаксарский монастырь (Второе издание, исправленное и дополненное). Саранск, 2000. С. 153–155. 13 . Бахмустов С.Б. Монастыри Мордовии. Саранск, 2000. С. 531–532. 14 . Блаженная Елена Арзамасская. В кн. Никодим (Кононов), архим. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Март. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря; Типо–литография И. Ефимова, 1907. С. 310–314. 15 . Болховитинов Е., митр. Полное описание жизни преосвященного Тихона. С.П.Б., 1796. С. 14. 16 . Борзунов Владимир, диак. Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Феодору старцу Санаксарскому (рукопись 1999 года). 13 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

Разделы портала «Азбука веры» протоиерей Максим Козлов Эсхатологические представления Афонских подвижников благочестия " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" > ( 3  голоса:  5.0 из  5) Настоящий доклад будет посвящен эсхатологическим представлениям двух выдающихся Подвижников благочестия святой горы Афон, наших современников: старца Паисия (Эзнепидиса) и архимандрита Емилиана (Вафидиса), почетного игумена монастыря Симонопетра на Афоне и духовного наставника женской обители в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Ормилии. Эсхатологические представления Афонских подвижников благочестия второй половины ХХ века После старца Паисия осталось богатое литературное наследие, как книги, написанные им самим, так и книги, составленные из его бесед о духовной жизни с разным лицами. Пять томов проповедей и наставлений архимандрита Емилиана, недавно опубликованные общиной женского монастыря Благовещения Божьей Матери в Ормилии, были избраны духовными чадами из огромной сокровищницы наставлений старца, — это расшифровки устных бесед, записанных на магнитофонную ленту, читая которые мы слышим голос живого человека, говорящего с нами о возможности встречи со Христом здесь и сейчас для каждого, участвующего в Таинствах Церкви, о реальности богопознания и преображения своей природы из греховной — в чистую и богоподобную. Святые отцы древней церкви часто повторяют: “Святыми не рождаются, ими становятся”. Проповеди и наставления старцев Паисия и Емилиана своего рода учебные пособия: “Как стать святым?”, написанные людьми, которые не в далекой Византии, но в сегодняшнем мире, в том самом, в котором и мы с вами живем, этой святости достигли. Хотя эти наставления, проповеди были произнесены при разных обстоятельствах, в различных аудиториях: перед монахами афонских монастырей, перед студентами и преподавателями богословских факультетов, перед сестрами Благовещенского монастыря в Ормилии, перед мирянами, — каждый из нас отыщет в них духовное семя, сеянное ради него.

http://azbyka.ru/apokalipsis/protoierej-...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Троицкий цветник Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана преподобным Сергием Радонежским в 1337 году. На протяжении многих лет и доныне обитель преподобного Сергия по своему влиянию занимает первое место среди всех русских монастырей, являясь важнейшим духовным и культурным центром страны. В ее стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви, в их числе прп. Никон Радонежский, прп. Максим Грек, духовные писатели – Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов) и Иннокентий (Вениаминов), а также сщмч. Владимир (Богоявленский). В XVIII–XIX веках в окрестностях Лавры возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклит. Эти небольшие обители, духовно и административно связанные с Лаврой, явили миру замечательных старцев-подвижников – преподобного Варнаву Гефсиманского, иеросхимонаха Александра Гефсиманского и других. Во все времена благочестивые миряне и монашествующие искали духовных советов и наставлений иноков Троицкой обители, с неизменным тщанием и прилежностью слушали поучения, проповеди и рассказы святых подвижников. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Троицкий цветник Предисловие Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана преподобным Сергием Радонежским в 1337 году. На протяжении многих лет и доныне обитель преподобного Сергия по своему влиянию занимает первое место среди всех русских монастырей, являясь важнейшим духовным и культурным центром страны. Троице-Сергиев монастырь сыграл важную роль в деле свержения татаро-монгольского ига и объединения русских земель вокруг Москвы. В его стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви, в их числе прп. Никон Радонежский, прп. Максим Грек, духовные писатели – Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов) и Иннокентий (Вениаминов), а также сщмч. Владимир (Богоявленский).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

ЦВ 6 (403) март 2009 /  27 марта 2009 г. Проблема достоверности средневекового агиографического материала на примере житий святых Кольского Севера В конце XX века в истории российского Крайнего Севера произошло важное событие — в декабре 1996 года была образована Мурманская епархия. Впервые на территории Кольского полуострова появился самостоятельный правящий архиерей, инициировавший и благословивший работу по научным исследованиям древней истории края. Основным направлением в работе Комиссии по канонизации святых, созданной в 2000 году, стало установление имен подвижников веры и благочестия, подвизавшихся на нынешней канонической территории епархии, а также изучение возможности их церковного прославления. В первую очередь следует назвать имя блаженного Феодорита Кольского, просветителя лопарей (XVI в.). Что касается тех святых Крайнего Севера, которые уже прославлены общецерковно, то проводилась работа по установлению степени соответствия жития подвижника историческим свидетельствам современников, летописным записям и сказаниям. Среди таких святых первоочередное внимание комиссии было обращено на жития прпп. Трифона Печенгского и Варлаама Керетского. Интерес к житию прп. Трифона был обусловлен как степенью прославленности самого подвижника, так и широкой известностью созданного им Печенгского монастыря — самой северной обители в России. В то же время среди исследователей конца XIX — начала XX вв. высказывались определенные сомнения в правдивости современной редакции жития, отмечалось искажение самой сути его духовного подвига, замалчивание серьезных проблем и трагических ситуаций в жизни прп. Трифона и созданной им обители. Относительно Варлаама Керетского комиссию заинтересовало странное несоответствие высокой степени почитания этого подвижника, издревле укоренившееся среди поморов, и чрезвычайной краткости и невразумительности его жития. Что же касается прп. Феодорита Кольского, первопроходца христианского освоения Крайнего Севера, то он за прошедшие четыре с лишним столетия так и не был прославлен и в Святцах не упоминался. Причина забвения славных деяний великого подвижника сегодня очевидна: Феодорит, как и другие «заволжские старцы», последователи Нила Сорского и Паисия Ярославова, был осужден на Соборах 1553–1554 гг. Вот почему, несмотря на очевидную высоту духовной жизни старца, титла святости он так и не сподобился, хотя к концу XIX века уже упоминался как «блаженный».

http://e-vestnik.ru/science/problema_dos...

Архив Пн В Дивеево прошел форум монашествующих епархий Приволжского федерального округа, посвященный вопросам увековечивания памяти новомучеников и исповедников 14 декабря 2023 г. 12:15 13 декабря 2023 года в селе Дивеево Нижегородской области в актовом зале Центра славянской культуры по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялся круглый стол на тему «Почитание местных подвижников благочестия и новомучеников и исповедников Церкви Русской в монастырях». Организаторами встречи выступили Синодальный отдел по монастырям и монашеству , комиссия Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам организации жизни монастырей и монашества, Нижегородская епархия . В заседании приняли участие 148 монашествующих из 34 епархий 14 митрополий Русской Православной Церкви. Модератором встречи был председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий . В начале заседания он выступил с приветственным словом: «Сегодня по благословению нашего Предстоятеля Патриарха Московского и всея Руси Кирилла мы проводим форум монашествующих Приволжского федерального округа, в рамках которого обсуждаем вопросы монашеской жизни. Главным образом мы делимся опытом увековечивания памяти новомучеников и подвижников благочестия в наших епархиях. Благодарю всех собратьев-архипастырей, всех монашествующих, которые смогли прибыть сюда на нашу встречу, которая, по моему мнению, имеет важное значение как часть созидания духовной монашеской жизни. Мы имеем возможность сегодня обменяться мыслями и мнениями по вопросам, связанным с нашей основной темой, и выработать общие подходы к работе по увековечиванию памяти новомучеников и подвижников благочестия. Надеюсь, что наше общение будет плодотворным». Далее к собравшимся обратилась заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству , настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы игумения Иулиания (Каледа) . Она зачитала приветственное слово участникам круглого стола председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополита Каширского Феогноста .

http://patriarchia.ru/db/text/6084169.ht...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Деяние Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации подвижников благочестия МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ (НЕВСКОГО; 1835-1926), ПРОТОИЕРЕЯ АЛЕКСИЯ МЕЧЕВА (1859-1923), ИЕРОСХИМОНАХА АЛЕКСИЯ (СОЛОВЬЕВА; 1846-1928), ИЕРОСХИМОНАХА СЕРАФИМА ВЫРИЦКОГО (МУРАВЬЕВА; 1866-1949), 34 ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКОВ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОЙ ВАЛААМСКОЙ ОБИТЕЛИ (+1578), МИТРОПОЛИТА РОСТОВСКОГО АРСЕНИЯ (МАЦЕЕВИЧА; 1697-1772), ЕПИСКОПА ПЕНЗЕНСКОГО ИННОКЕНТИЯ (СМИРНОВА; 1784-1819), АРХИМАНДРИТА МАКАРИЯ (ГЛУХАРЕВА; 1792-1847), СВЯЩЕННИКА АЛЕКСИЯ ГНЕУШЕВА (1762-1848), ИГУМЕНА КИЗИЛТАШСКОГО МОНАСТЫРЯ ПАРФЕНИЯ (1816-1867) и об общецерковном прославлении ПРЕПОДОБНОГО ИОВА, В СХИМЕ ИИСУСА, АНЗЕРСКОГО, И ПРЕПОДОБНЫХ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ Москва, Храм Христа Спасителя, 13–16 августа 2000 года. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Исполняя повеление Христово о возвещении людям благой вести о Пришествии в мир Сына Божия, Святая Христова Церковь ублажает тех, кто идет тесным путем смирения и терпения в Царство Небесное. На этом пути скорби и самоотречения венчаются те, кто всецело отдал себя в руки Божии, соделался доброй землей, в которую упало семя слова Божия и принесло обильный плод (Мф. 13, 1–23). " Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас " , – сказал Господь верующим в Него (Мф. 11, 28). Исполняя обетование, Бог в каждую эпоху христианской истории являет праведников, творит силы святыми Своими, в каждом роде благоугодившими Ему. В ХХ веке совершилось отпадение множества людей от Церкви, но в то же время процвело много подвижников, молитвенников и благочестно живущих: пастыри Церкви Христовой, прозревая грядущие гонения, подвизались с особой ревностью и решимостью. Были Богом хранимые пастыри, которые так же, как и новомученики и исповедники Российские, несли тяжелый крест служения Богу и ближним, являясь для своих духовных детей чадолюбивыми отцами. Любовь и духовное попечение таких пастырей о прихожанах зачастую были для них единственной поддержкой в скорбях. К лику таких пастырей принадлежат:

http://sedmitza.ru/lib/text/429379/

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Новый Собор святых СПб митрополии 10 июля - Собор Санкт-Петербургских святых Лидия Соколова   00:05 08.07.2016 865 Время на чтение 10 минут Светлой памяти автора († 16 июня 2016 г.) Канонизации святых в Русской Церкви - это явление глубоко духовное. В настоящее время для многих людей она, к сожалению, основывается только на народном почитании. Однако этот факт не является единственным критерием канонизации. Святых мы разделяем на три категории: мученики - это те, кто принял мученическую смерть за Христа. При этом их подвиг является очевидным. Вторые исповедники - это святые, которые умерли своей смертью, после перенесенных страданий за Христа. Их подвиг должен быть исследован. И третьи - подвижники благочестия. Основанием для такой канонизации являлась не только их праведная жизнь, а прежде всего чудеса, которыми сверхъестественно свидетельствует о них Бог, и это не зависит от субъективных человеческих суждений. Канонизация подвижников благочестия составляет особую сложность. « Для канонизации подвижника были необходимы следующие условия: свидетельства о благочестивой жизни, народном почитании и чудотворениях. Одни сведения о благочестивой жизни подвижника никогда не были достаточны для церковного прославления, так как все они, будучи свидетельствами человеческими, носили субъективный характер и никогда не могли охватить всей жизни подвижника. Кроме того, имеются прославленные Церковью святые, такие как князья-страстотерпцы Борис и Глеб или святой праведный Артемий Веркольский, о благочестии жизни которых мы почти ничего не знаем. Также и народное почитание само по себе никогда не было достаточным для церковного прославления, так как было немало случаев почитания народом ложных подвижников » .

http://ruskline.ru/analitika/2015/06/20/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых Ваше Святейшество! Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Мой доклад будет касаться работы Синодальной Комиссии по канонизации святых за межсоборный период с 2000 года до настоящего времени, а также предложений к общецерковному прославлению четырнадцати подвижников благочестия, ранее прославленных как местночтимых святых, и обозначения ряда проблем в современной церковной жизни, связанных с вопросами канонизации. I 1.1. Четыре года назад в жизни Русской Православной Церкви произошло одно из важнейших исторических событий — канонизация на Юбилейном Архиерейском Соборе новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру неявленных, но ведомых Богу. Было также определено: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (Деяния о канонизации новомучеников и исповедников Российских, пункт 14). В послесоборное время состоялось 19 заседаний Комиссии. На них обсуждались материалы, поступившие из различных епархий, касающиеся новомучеников и исповедников Российских ХХ века, а также других подвижников минувших веков. Итоги работы Комиссии обсуждались на 17 заседаниях Священного Синода (см. приложение За обозреваемый период в состав поименно прославленного Собора новомучеников Определениями Святейшего Патриарха и Священного Синода включены имена 478 подвижников, материалы о которых поступили из 35 епархий и 1 ставропигиального монастыря (см. приложение 2).

http://sedmitza.ru/lib/text/429622/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010