Каптерев Н.Ф. Сношения иерусалимских патриархов с русским правительством с половины XVI до конца XVIII столетия//Православный палестинский сборник. 1895. Т. XV. Вып. 1 (43 выпуск). Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному востоку в XVI и XVII вв. М., 1914. Каптерев Н.Ф. Церковно-обрядовые реформы Никона//Богословский вестник. 1908. Т. 3. Карамзин Н. М. История государства российского. СПб., 1830—1831. Т. I—X. Карлович В.М. Исторические исследования, служащие к оправданию старообрядцев. Т. I—III. М.-Черновцы, 1881—1886. Карташев А. В. Смысл старообрядчества//Сборник статей, посвященных П. Б. Струве. Прага, 1925. Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. Париж, 1959. Т. I—II. Кириллов И.А. Третий Рим (Очерк исторического развития идеи русского мессианизма). М., 1914. Кириллов И.А. Правда старой веры. М., 1916. Кириллова Книга: Книга иже во святых отца нашего Кирилла, архиеп. Иерусалимского на ocмiй век (тщанием о. Мих. Рогова). Москва, Печатный Двор, 1644. Клибанов А. И. Реформационные движения в России в XIV и в первой половине XVI вв. М., 1960. Ключевский В. О. Сочинения. Т. I—VIII. М., 1956—1959. Книга о вере святой истинной и православной и освященной церкви восточной (издана тщанием о. Ст. Вонифатьева). Москва, Печатный Двор, 1648. Книга о новоявленных чудесах пр. Сергия. Творение Симона Азарьина. СПб., 1888 (ПДПИ. Т. LXX). Козловский И. П. Ф. М. Ртищев. Историко-биографическое исследование. Киев, 1906. Колосов В. Старец Арсений Грек//ЖМНП. 1881. 9—10. Котошихин Г. О России в царствование Алексея Михайловича. Изд. 4-е. СПб., 1906. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Т. I-4. М., 1954-1976. Крестьянство и националы в революционном движении, 1666-1671 гг. Разинщина/Ред. С.Г. Томсинский. М.-Л., 1931 Лексинский летописец. См.: Материалы к изучению русского сектантства и старообрядчества/Ред. В. Бонч-Бруевич. СПб., 1908. Т. I. С. 314 и сл. Лилеев М. И. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII—XVIII вв. Киев, 1895. Лилеев М. И. Новые материалы для истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII—XVIII вв. Киев, 1893.

http://sedmitza.ru/lib/text/439595/

230 Черепнин Л. В. Земские Соборы русского государства в XVI–XVII вв. М.. 1978, с. 78. См. также Священник Д. Стефанович. Указ. соч. с. 43. 235 Священник Димитрий Стефанович считает, что деление соборных материалов на сто глав обязано Митрополиту Иоасафу, беседовавшему «с Сильвестром, Серапионом и Герасимовым Пенковым», привезшими материалы в Троицкий монастырь. – Священник Д. Стефанович. Указ. соч. с. 90. Но на наш взгляд, такое деление стоит в связи с современным им памятником, о чем см. выше. 238 Сообщение об этом намерении в древнерусской письменности автор сделал 12 февраля 1910 г. в Обществе любителей древней письменности (ПДПИ. Т. 176. Отчеты о заседаниях имп. ОЛДП в 1907–1910 году (СПб.), 1911, отчеты за 1909–1910 годы, с. 25). В этом контексте можно рассматривать и материалы, опубликованные И. Н. Ждановым; см. Жданов И. Н. Сочинения. Т. 1. СПб., 1904, с. 177–186. 239 См. Казански Н. Стоглавият Събор//Църковен вестник. София, 21.IV.1987, бр. 25–26, с. 14; Leonid Erzbischof von Jaroslavl und Rostov. Metropolit Makari von Moskau und ganz Rubland. Hierarch in entscheidungsreicher Zeit//SdO. 1963. с.38. 240 3имин А. А. И. С. Пересветов и его современники. Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI века. М., 1958, с. 99. Дополнительные соображения по этому поводу см. Черепанова О. А. Наблюдения над лексикой Стоглава (Лексика, связанная с понятиями духовной и культурной жизни)//Русская историческая лексикология и лексикография. Вып. 3. Межвузовский сборник. Л., 1983, с. 21. 241 Священник Д. Стефанович. Указ. соч. с. 85–86. Поскольку автор цитирует дословно только начало указа, но не конец, то ниже, в приложении, мы приводим тексты указа по этой же рукописи полностью. 242 См. также ААЭ. Т. 1 (1294–1598). СПб., 1836, с. 226–227; Архиепископ Воронежский и Задонский Игнатий. История о расколах в Церкви Российской. Ч. 1. Изд. 2. СПб., 1862, с. 247–252. 243 Назначение благочинных – это одно из весьма конкретных и последовательных соборных деяний. Поэтому странным представляется высказывание Ю. Келдыша, который считает: «В целом «установления» Стоглава носили «слишком общий и неконкретный характер», в них не было «практических мер к достижению поставленной цели». Значение Стоглавого Собора заключалось главным образом в выдвижении назревших задач и привлечении к ним всеобщего внимания. Большинство этих задач оставалось нерешенным и сто лет спустя, когда вопросы религиозного культа были вновь поставлены в широком государственном плане». – Келдыш Ю. Ренессансные тенденции в русской музыке XVI века//Теоретические наблюдения над историей музыки. Сборник статей. М., 1978, с. 185.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

399 . Леонид, архиепископ Ярославский и Ростовский (Поляков Л. В.). Афон в истории русского монашества (Духовно-нравственные связи). XI–XVIII вв. Диссертация МДА. Ярославль, 1964. Из содерж.: Афон и начало Киево-Печерского монастыря. – Исихастские споры на Афоне. – Взаимосвязь русского монашества XIV–XV вв. с Афоном. – Влияние Афона на русское монашество. Библиогр.: с. 1–28. 400 . Леонид, архиепископ Рижский и Латвийский (Поляков Л. В.). Афон в истории русского монашества. – БТ, 1970, 5, с. 5–24. 401 . Леонид, архимандрит (Кавелин Л. А.). Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь. С планом Абхазского приморского берега, с 21 рисунком памятников христианства в Абхазии и с планом Ново-Афонского монастыря. В пользу строящейся обители на Кавказе. Μ., ΡΠΜΑ. 1885. 138 с. В конце предисл. авт.: А. Л., раскрыт по 2-му изд. Во 2-м изд. вышла только 1-я ч.: Абхазия и ее христианские древности. М., 1887. 104 с. Ср.: Нифонт, иеросхимонах. Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь... 519). 402 . – Афонская Гора и Соловецкий монастырь. Труды Чудовского иеродиакона Дамаскина (1701–1706 гг.). Сообщил архимандрит Леонид. СПб., 1883. X, 102 с. (ПДПИ, вып. 43). Содерж.: Вступ. ст. архимандрита Леонида. – Проскинитарий Святой Горы Афонской. Соч. д-ра Иоанна Комнина. Пер. с греч. иеродиакона Дамаскина. – Сравнение Святой Афонской Горы с Соловецким монастырем и лес на оной. Соч. иеродиакона Дамаскина. 403 . – Библиографические разыскания в области древнейшего периода славянской письменности IX–X веков; памятники сих веков по сохранившимся спискам XI–XVII веков. – ЧОИДР, 1890, кн. 3, отд. 3, с. 1–28. Отд. отт. M., 1890. 28 с. 404 . – Двухдневное пребывание на Святой Горе Афонской великого князя Алексия Александровича. – ХЕВ, 1867, 20, с. 57–80. Отд. изд. СПб., 1868. 28 с. 405 . – Замечание об известном пешеходе-паломнике Василии Григоровиче Плаке-Альбове, его возвращении на родину и месте погребения, сделанное очевидцем и земляком его. – ЧОИДР, 1873, кн. 4, с. 227–228.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Серия «Памятники древней письменности» (с нояб. 1898 - «Памятники древней письменности и искусства»; ПДПИ) представляла собой отчетную часть деятельности ОЛДП, содержавшую сведения о заседаниях, ежегодные научные и финансовые отчеты, исследования, тезисы и резюме сообщений, библиографические описания и обзоры, а также тексты небольших по объему рукописей (1878-1925. Вып. 1-190). Тираж «ПДПИ составлял 200 экз., 90 экз. предназначались для приобретения библиотеками высших и средних учебных заведений. В ПДПИ публиковались обзоры, каталоги, описания и указатели рукописей, хранившихся в библиотеках и частных собраниях. Среди подобных публикаций: «Обзор Московских книгохранилищ: Приложение к протоколу заседания ОЛДП», «Собрание факсимиле и материалов по книгопечатному делу в портфелях Т. Ф. Большакова», «Библиотека И. Н. Царского», «Славяно-русские рукописи Парижской библиотеки» Ф. И. Булгакова, «Книгохранилище Чудова монастыря» (все - 1879. Вып. 4); «Рукописи о России в Королевской библиотеке в Стокгольме» кн. В. С. Оболенского и «Описание рукописей, хранящихся в библиотеке Черниговской ДС» М. И. Лилеева (обе - 1880. Вып. 6(1)); «Описание рукописей Черниговской ДС» (1880. Вып. 7(2)); «Описание рукописей суздальского Спасо-Евфимиева монастыря» И. А. Шляпкина (1880. Вып. 9(4)); «Каталог российских рукописных книг, находящихся в библиотеке Новгородского Софийского собора» П. Н. Тиханова (1881. Вып. 21); «Гос. древлехранилище в теремах Московского Кремлевского дворца» А. Е. Викторова (1882. Вып. 26); «Каталог патриаршей библиотеки (1718)» (1894. Вып. 103); «Статистические сведения о сохранившихся древне-русских книгах XI-XIV вв.» Н. В. Волкова (1897. Вып. 123). Также в ПДПИ публиковались крупные исследования, в частности «Из истории отреченных книг» М. Н. Сперанского (1898. Вып. 129; 1899. Вып. 131; 1900. Вып. 137; 1907. Вып. 171), «Житие Александра Невского: Разбор редакций и текст» В. Й. Мансикки (1913. Вып. 180) и др. Одной из самых известных работ, осуществленных ОЛДП, стала публикация Сийского иконописного подлинника - собрания рисунков XVII в. (свыше 500 листов), предназначенного для использования в иконописной практике (подготовлено Н. В. Покровским; 1894. Вып. 106; 1895. Вып. 113; 1897. Вып. 122; 1898. Вып. 126). В альбомную часть издания вошли, в частности, переводы с икон Прокопия Чирина, Симона Ушакова , Ф. Е. Зубова (см. в ст. Зубовы ), Семена Спиридонова (Холмогорца) и др., как столичных, московских, так и ряда менее известных сев. иконописцев - напр., каргопольца Василия Мамонтова, усольца Федора, вологжанина Ермолая или сийского чернеца Никодима, к-рым, очевидно, был собран и сам подлинник. Важную часть этого издания составляют иконографические пояснения Покровского ( Вздорнов. 1986. С. 166) и его работа «Лицевой иконописный подлинник и его значение» (ПДПИ. 1899. Вып. 133).

http://pravenc.ru/text/2578103.html

Памятникам архитектуры были посвящены статьи «Орнаментика и современное состояние старинных Самаркандских мечетей» С. М. Дудина (1903. Вып. 7. С. 49-73), «Смоленская крепостная стена: Отчет об осмотре ее в 1903 г.» П. П. Покрышкина (1904. Вып. 12. С. 1-25), «Остатки Якутского острога и некоторые другие памятники деревянного зодчества в Сибири» Н. В. Султанова (1907. Вып. 24. С. 1-154) и др. Начиная с 1911 г. на страницах издания печатались описания памятников рус. архитектуры по губерниям, в основном северным (1911. Вып. 39. С. 102-162; Вып. 41. С. 78-222; 1912. Вып. 44. С. 95-142; Вып. 46. С. 91-137; 1913. Вып. 48. С. 55-129; Вып. 50. С. 99-138; 1914. Вып. 52. С. 128-172; 1915. Вып. 57. С. 125-177; Вып. 59. С. 107-190). Эти публикации не были доведены до конца. Отдельными выпусками на страницах ИИАК с 1908 г. публиковались «Вопросы реставрации», в к-рых размещались протоколы реставрационных заседаний Археологической комиссии. Там содержатся ценные сведения по архитектурной археологии, реставрации и истории рус. архитектуры. Всего вышло 19 выпусков (как правило, появлялись 2 раза в год) (1908. Вып. 26. С. 1-61; Вып. 28. С. 1-106; 1909. Вып. 31. С. 1-66; Вып. 32. С. 1-90; 1910. Вып. 34. С. 1-54; Вып. 36. С. 1-62; 1911. Вып. 39. С. 1-76; Вып. 41. С. 1-77; 1912. Вып. 44. С. 1-94; Вып. 46. С. 1-90; 1913. Вып. 48. С. 1-42; Вып. 50. С. 1-98; 1914. Вып. 52. С. 1-127; Вып. 55. С. 1-130; 1915. Вып. 57. С. 1-124; Вып. 59. С. 1-95; 1916. Вып. 61; 1917. Вып. 64; 1918. Вып. 66). Церковной археологии в издании изначально отводилось скромное место. В основном выходили статьи, посвященные отдельным памятникам, напр. «Раскопки развалин церкви св. Григория близ Эчмиадзина» архим. Месропа (Тер-Мовсесяна) (1903. Вып. 7. С. 1-48), «Армянская церковь в Аруче» Н. Я. Марра (1904. Вып. 12. С. 61-64). Со временем (особенно с появлением «Вопросов реставрации») внимание к церковной археологии резко возросло, стали публиковаться большие отчеты об исследованиях, обобщающие статьи по типологии церковных памятников и методам их изучения и сохранения: «Церкви Псковского типа XV-XVI столетия» Покрышкина (1907. Вып. 22. С. 1-37), «Церковь с. Дубровиц» М. В. Красовского (1910. Вып. 34. С. 55-71), «Савиновская церковь близ Казани» Печенкина (Там же. С. 72-84), «Упраздненный Николо-Сторожевский монастырь» Репникова (1914. Вып. 52. С. 173-179), «Спасо-Вифанский монастырь и его здания» А. А. Захарова (1916. Вып. 61) и др. С 1913 г. в ИИАК публиковались материалы по церковным рукописям и др., напр. «Житие святых епископов Херсонских в грузинской Минее» (1913. Вып. 49. С. 75-88).

http://pravenc.ru/text/293850.html

Вып. 3. Стб. 201-205) и «Славянские рукописи Британского музея в Лондоне и Бодлейской библиотеки в Оксфорде» (1872. Т. 7. Вып. 3. Стб. 233-236) Срезневского; «Камни, хранящиеся во Владимирском Успенском соборе» К. Н. Тихомирова (1863. Т. 4. Вып. 4. Стб. 369-370); «Описи свияжского Богородичного мужского монастыря, составленные в 1614 г.» Н. И. Суворова (Там же. Вып. 6. Стб. 548-589); «План Новгорода на иконе Знамения Божией Матери в Новгородском Знаменском соборе» И. И. Горностаева (1865. Т. 5. Вып. 3. Стб. 145-150); «Сведения о доме в Москве, принадлежавшем в XVII в. боярину Н. И. Романову» П. П. Пекарского (Там же. Вып. 4. Стб. 258-259); «О старинных русских мерах протяжения» (1872. Т. 7. Вып. 3. Стб. 258-274), «Разбор прописи на Мстиславовом Евангелии» (Там же. Стб. 275-284), «О значении царского титула до принятия русскими государями титула императорского» (1877. Т. 8. Вып. 3. Стб. 193-218; Вып. 5. Стб. 449-477; 1880. Т. 9. Вып. 2/3. Стб. 201-271) и «О размерах Большого Чертежа» (1884. Т. 10. Вып. 2. Стб. 118-130) Д. И. Прозоровского; «О времени написания фресков Киево-Софийского собора» прот. П. Г. Лебединцева (1877. Т. 8. Вып. 1. Стб. 67-71); «Греческая икона 1771 г., изображающая г. Иерусалим с окрестностями» (1884. Т. 10. Вып. 1. Стб. 35-44) и «Составление первого руководства по церковной археологии» (Там же. Вып. 2. Стб. 93-118) прот. К. Т. Никольского ; статьи А. Ф. Бычкова, Н. А. Абрамова, К. И. Невоструева и др. Серию статей по филологии Византии опубликовал Г. С. Дестунис : «Ватопедский снимок Птолемеевой географии» (1861. Т. 2. Вып. 1. Стб. 16-22), «Объяснение стихов на Византийском складне» (Там же. Вып. 4. Стб. 229-232), «Заметки на ватопедский список географии Страбона» (1861. Т. 3. Вып. 1. Стб. 29-32) и др. В неск. томах печаталась известная работа Срезневского «Из обозрения глаголических памятников» (Там же. Стб. 1-18; Вып. 3. Стб. 185-198; Вып. 6. Стб. 437-457; 1863. Т. 4. Вып. 1. Стб. 1-16; Вып. 2. Стб. 93-119; Вып. 3. Стб. 197-201; Вып. 4. Стб. 273-308; Вып.

http://pravenc.ru/text/293864.html

Н.В.Елагину , – предлагая перевесть. Пробежал. Идет. Можно перевесть” (Собрание писем святителя Феофана. Вып.7. М., 1900, с.182–183). “Афонцы возложили на меня послушание переложить на русский язык “Невидимую брань”, – сообщал Святитель. – Прелагаю понемногу. Книга аскетического свойства (Собрание писем святителя Феофана, вып.3, с.83. Отзыв на “Невидимую брань” см.: 1913, февраль, вып.2, с.67–68). 123 Там же, вып.2, с.138. Впоследствии были сделаны извлечения из этого переводного труда и вышли под заглавием: “Как научиться?” (1-еизд. М., 1887. 32с.). 129 Изд.1-е. М., 1890. 521с. Из материала, вошедшего в 5-й том “Добротолюбия”, впоследствии было издано сочинение под заглавием “Каллист патриарх и его сподвижник Игнатий Ксанфопулы. Наставления для безмолвствующих” (М., 1890. 134с.). 133 Рецензию на “Сборник аскетических писаний, извлеченных из патериков обители святого Саввы Освященного, что близ Иерусалима” см.: Душеполезный собеседник, 1908, июнь, с.174–175. 134 Рецензию Учебного комитета на “Начертание христианского нравоучения” см.: Церковные ведомости, 1891, с.731. 141 После кончины Святителя были изданы следующие его сочинения: 1) Краткое учение о богопочитании. М., 1896. 68с.; 2) Наставление о преуспеянии в христианской жизни. М., 1896. 30с.; 3)Слова инока Антиоха – Душеполезный собеседник, 1899, вып.2, 3, 8; 1900, вып.9; 1902, вып.2; 4)Избранные песнопения из Октоиха – Душеполезный собеседник, 1900, вып.2, 3, 7; 1901, вып.2, 3, 11; 1902, вып.2–3; 1903, вып.1, 2, 6, 8, 10, 11; 1904, вып.2, 7, 8, 10; 1905, вып.10, 11; 1906, вып.10; 5)Мысли и изречения святых подвижников. – Душеполезный собеседник, 1909, вып.5, 7, 10, 11; 1910, вып.1, 4, 5, 7, 10, 11; 1911, вып.2, 6, 7, 10; 1912, вып.3, 7, 9; 1913, вып.10; 6) Патерик. – Душеполезный собеседник, 1915, вып.2–6, 8, 9, 11, 12; 1916, вып.1. 145 Письма епископа Феофана к Валаамскому схимонаху Агапию. – Полтавские епархиальные ведомости, 1905, с.207. 147 Из ответов на эти письма были с течением времени составлены целые сборники и изданы святителем Феофаном под заглавием: 1) Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? М., 1878; 2)Письма о духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Пред началом утрени дьякон выходит со свечой, а священник с кадильницей и кадит всю церковь в молчании, пока не дойдут до царских дверей, в которые дьякон, говоря: «Благослови, владыко», а священник: «Благословенно» (вып. II, стр. 162). Далее, в порядке чина следовало шестопсалмие, которое по принятому обычаю «здешних стран», как выражается архид. Павел, читал первенствующий, не исключая и самого патриарха (вып. I, стр. 81). После шестопсалмия дьякон возглашал «большую» ектению (вып. II, стр. 188). Начиная с Бруссы и далее по Молдавии и Валахии, «на ектениях поминали сначала патриарха, а потом местных митрополитов» (вып. I, стр. 11–12); в Константинополе же поминали сначала Константинопольского патриарха, а затем патр. Макария Антиохийского (вып. I, стр. 15). После великой ектении – «Бог Господь» (вып. I, стр. 82), «пропели величание (тропарь) святому» (вып. II, стр. 189) и потом «читали кафизмы из Псалтири». По уставу Константинопольской церкви кафизмы читались на средине храма одним из дьяконов (вып. I, стр. 16). При каждой кафизме садились и прочитывали часть из жития святого (вып. II, стр. 161; вып. IV, стр. 14), или из толкований на евангелие, или что-либо «иное из Патерика» (вып. II, стр. 100). Чтения были также после третьей и шестой песни канона. «Они (русские), – говорит архид. Павел, – много читают из житий и поучений при кафизмах Псалтыря и песнях канона» (вып. II, стр. 161). Даже пред пением седьмой песни канона в Светлое Воскресение «протопоп прочел синаксар» (вып. III, стр. 197). После кафизм следовал полиелей (вып. II, стр. 189). Эту торжественную часть всенощного богослужения архид. Павел описывает довольно подробно, так как здесь, по преимуществу, всегда участвовал патриарх. До этого момента патриарх обычно стоял на своем патриаршем месте (вып. I, стр. 17). «Во время полиелея, – говорит архид. Павел, – царь попросил нашего учителя войти в алтарь и надеть полное облачение по их обычаю» (вып. IV, стр. 126). Так и было сделано: патриарха облачили в алтаре и «затем все служащие, после «Блаженны» вышли в нарфекс, где для патриарха было приготовлено особое возвышение (архиерейский амвон). Иереи и диаконы шли попарно; по выходе из алтаря они кланялись царю, патриарху и размещались кругом него в обычном порядке» (вып. IV, стр. 127). В это время «принесли патриарху множество свечей, и он роздал их присутствующим» (вып. II, стр. 14) – царю, архимандриту монастыря (служба была в Саввином монастыре), царским вельможам и прочим служащим (вып. IV, стр. 127). Начали пение полиелея, затем патриарх, сойдя со своего места, совершил каждение. Сирийцы по своему обычаю, когда кончили каждение, вошли в алтарь и сняли облачение. «Но царь попросил патриарха не разоблачаться, пока не прочтет Евангелия утрени» (вып. IV, стр. 127). И только уже после прочтения Евангелия, с патриарха сняли облачение и он, выйдя из алтаря, стал на своем месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Собственный богатый духовный опыт и также продолжительное личное общение со многими выдающимися современниками (Львом Толстым, Владим. Соловьевым и др.) открыли ему душу современного русского человека, и притом различных социальных слоев; поэтому, вся его дальнейшая просветительная и апологетическая деятельность всегда имела и имеет в виду наличные интересы и духовные запросы времени и не сбивается, как это бывает нередко, на вневременную проповедь, а имеет в виду насущную духовную нужду текущего дня. Этой цели служат помимо многочисленных журнальных и газетных статей главным образом его издания и, среди них, составившая ему имя его «Религиозно-Философская Библиотека», недавно справлявшая, одновременно с выходом тридцатого выпуска, свой десятилетний юбилей. Это – целая серия духовно-просветительных книг, принадлежащих перу самого издателя, или составленных при его ближайшем, непосредственном участии, и являющаяся своего рода новым Добротолюбием. Выпуски «Библиотеки» могут быть сгруппированы в несколько отделов, связанных единством темы; распределим их примерно так: «Душевность и духовность». Искание Бога (Вып. II). Забытый путь опытного Богопознания (Вып. I). О непосредственном откровении по учению Слова Божия (Вып. XXIX). Гуманизм. Его смысл и значение в новой истории человечества (Вып. XXVII). Психологическое оправдание Христианства (Вып. XXVIII). —866— Нравственные условия Богопознания (Вып. XXVI). Догмат, этика и мистика в составе христианского вероучения (Вып. XXX). Вечная жизнь, как высшее благо (Вып. III). О цели и смысле жизни (Вып. XX и XXI). «Слово Божие». Что такое Библия (Вып. XII). Как читать Библию (Вып. XIII). Молитва Господня (Вып. VI). «Христианин в мире». Личность, общество и Церковь (Вып. V). Социальное значение религиозной личности (Вып. IV). Значение свободного слова для личности, общества и Церкви (Вып. VII). Альтруизм и христианская любовь (Вып. IX). Смысл мировой истории (Вып. XIV). О цели образования (Вып. VIII). «Вера и жизнь». Нравственный смысл основных христианских догматов (Вып.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИЗВЕСТИЯ РУССКОГО АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА» (ИРАО), издание Русского археологического об-ва (РАО; см. в ст. Археологические общества ), выходившее в С.-Петербурге с 1859 по 1884 г. Печаталось в типографии С.-Петербургской АН отдельными выпусками, к-рые составляли тома (том содержал до 6 вып.), всего вышло 10 томов. Первые выпуски ИРАО совпали по времени выхода с последними томами др. издания РАО - «Записок императорского Русского археологического общества» (ЗРАО). Создать ИРАО было решено 16 февр. 1855 г. на внутреннем собрании Отд-ния русской и слав. археологии РАО как издание для оперативной публикации протоколов заседаний и заметок, по размеру и характеру не соответствующих уровню ЗРАО. Идею поддержало общее собрание РАО 30 дек. того же года. Помимо протоколов общих заседаний, заседаний каждого отд-ния и особых комитетов об-во постановило печатать в ИРАО библиографическое обозрение археологической лит-ры, выходящей в России и в Европе, а также исследования и материалы, по разным причинам не подошедшие ЗРАО. Тираж ИРАО планировался в 500 экз. (на 200 экз. больше, чем у ЗРАО) для рассылки всем членам об-ва и лицам, принимающим участие в его деятельности. Первым редактором ИРАО стал управляющий Отд-нием русской и слав. археологии И. И. Срезневский (1859. Т. 1. Вып. 1). Затем журнал редактировали Д. В. Поленов (1859. Т. 1. Вып. 2; 1861. Т. 2. Вып. 1-4; 1877. Т. 8. Вып. 1), секретарь РАО П. С. Савельев (1859. Т. 1. Вып. 3-6), В. В. Стасов (1861. Т. 2. Вып. 5/6; Т. 3. Вып. 1-6; 1863. Т. 4. Вып. 1-6; 1865. Т. 5. Вып. 1-6), В. В. Вельяминов-Зёрнов (1868. Т. 6. Вып. 1-3; 1872. Т. 7. Вып. 1-4), А. И. Савельев (1877. Т. 8. Вып. 2-5; 1880. Т. 9. Вып. 1-5), И. В. Помяловский (1884. Т. 10. Вып. 1-6). Небольшой по объему 1-й т. помимо протокольной части содержал библиографию и заметки постоянных авторов ЗРАО: «О рунических надписях на Пирейском льве» Поленова (1859. Т. 1. Вып. 2. Стб. 65-74), «Икона с славянской надписью в храме св. Петра в Риме» А. Н. Попова (Там же. Стб. 96), «О бывшем доме Романовых в Москве на Варварской ул. при Знаменском монастыре» П. И. Иванова (Там же. Вып. 3. Стб. 129-137), статьи В. В. Григорьева, П. С. Савельева, Срезневского. Были опубликованы «Материалы для истории икон и иконописания» (Там же. Вып. 6. Стб. 337-358).

http://pravenc.ru/text/293864.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010