В XVI в. в сравнительно благополучном состоянии оставалось царство Кахети, где М. К. имел хорошие доходы, однако местные князья часто нарушали межевые границы мцхетских земель, что побуждало царей Кахети выдавать возобновительные грамоты. В грамоте М. К. 1589 г. царя Кахети Александра II (1574-1605) подробно перечислены формально находившиеся в собственности Католикосата села, мон-ри, крепости и земельные угодья - всего ок. 120 объектов; также были точно определены межевые границы каждого объекта (ПГП. 1965. Т. 2. С. 197-202). В 10-х гг. XVII в. вслед. нашествий персид. шаха Аббаса I владения М. К. в Картли и Кахети были опустошены или расхищены. В 1618 г. были начаты действия по возрождению хозяйственной жизни М. К. Так, ставленник шаха в Картли Баграт-хан даровал Светицховели 2 деревни и освободил крепостных храма от таможенных пошлин. Стараниями католикоса-патриарха Захарии М. К. вернул утраченные в Шида-Картли селения Дзегви, Цихедиди и Сапурцле (Аннотированный словарь. 1993. Т. 2. С. 213). В 1648 г. царь Ростом пожертвовал Светицховели местность Кисисхеви в Кахети, возобновил утраченные к этому времени гареджийские села, крепостных в Тбилиси и Цхинвали, церковь Метехи в Тбилиси (Аннотированный словарь. 1991. Т. 1. С. 348-349). Более последовательным стал для М. К. процесс возвращения земель и восстановления хозяйства во 2-й пол. XVII в., при католикосах-патриархах Доментии III (Мухранбатони) и Николае IX (Амилахвари) . В этот период в пределах картлийских владений М. К. были построены или восстановлены церкви Мчадиджвари, Коджори, Дзегви, Салхино, Метехи, отреставрирован тбилисский храм Анчисхати, приобретены и заселены 6 новых сел, построены мосты и множество сооружений хозяйственного назначения (ПГП. 1970. Т. 3. С. 335). В XVII в. обострилось положение в Кахети: после уничтожения царской власти (1648) кахетинские земли, в т. ч. земли М. К., были зачислены в гос. диван Ирана. Земли М. К. присваивали как отдельные кахетинские князья, так и епархии. Для восстановления юрисдикции М.

http://pravenc.ru/text/2564526.html

Кахети в XV–XVIII вв. На протяжении XVI в. цари К. Александр I, Леван и Александр II не принимали участия в борьбе картлийских царей с иранскими и турецкими завоевателями. Добровольным подчинением и выплатой дани они спасли царство от разорения. Население К. быстро возрастало, развивались торговля и сельское хозяйство, появлялись новые города (Греми, Базари). Возобновлялись разрушенные и строились новые храмы и монастыри: Ахали-Шуамта, ц. во имя Архангелов в Греми, церкви Шихиани (в честь Воскресения Господня) и Квирацховели (Животворящего Воскресения) близ Чикаани (обе ныне в Кварельском муниципалитете), колокольня мон-ря Ниноцминда и др.; мн. церкви были украшены росписью. В колофоне груз. свода летописей «Картлис Цховреба» (список царицы Анны: НЦРГ. Q 795, 1479-1495 гг.) указано, что «царица цариц» Нестан-Дареджан, ее сын царь К. Александр I и царица Анна «были больше всех царей и князей Грузии верующими строителями храмов» (КЦ. 1955. Т. 1. С. 363-364). На фресковой надписи церкви в Греми правитель К. Леван, уподобленный царю Грузии св. Давиду IV, назван Агмашенебели (Строителем). Цари К. возобновили дарственные грамоты Светицховели. В 1503 г. Александр I подтвердил права мцхетского собора над пуст. Гареджи, определил ему половину доходов от монастырей Гареджи и пожертвовал села в пров. Эрцо: Ахалшени, Кахисубани (Кахтубани) (близ Гурджаани), Нодокра, Горана и др. ( Жордания. 1897. Т. 2. С. 319). В 1579 г. царь К. Александр II подтвердил права Светицховели, полностью или частично, на 150 сел и мон-рей К., в т. ч. на мон-ри Квавистави (ныне близ с. Сартичала), Мартвили, Ванта (близ Телави), Варцана (в сел. Шилда), Бочорма, Ануши, Джвари; церкви Ражиани (св. Раждена в Уджарме?), Светицховели в Тианети, Чиабери, «воздвигнутую Давидом Строителем» (Гурджаани?); крепости Килмати (ныне Русиани), Верена (ныне Верона), Сапсите и Модамнахе (близ Телави); села Кахисубани, Лагодехи, г. Греми и др. В грамоте не упоминаются мон-ри Гареджи (ПГП. 1965. Т. 2. С. 197-202). Цари К. щедро жертвовали средства также на нужды груз. обителей на Св. земле. Так, царь Леван (1520-1574) выкупил у турок «места Страстей Христовых... и отстроил заново мрамором Гроб Христов и Голгофу», и «стали христиане праздновать в Сионе, на святой Горе Господней» ( Тимофей (Габашвили). 1983. С. 539, 551). В Иерусалиме представители княжеского рода Чолокашвили Бежан и Баадур восстановили «монастырь святых Феодоров» () - обитель во имя вмч. Феодора Стратилата и вмч. Феодора Тирона близ здания Патриархии (1-я пол. XVI в.), царица Елена († 1695) - мон-рь свт. Николая (Там же. С. 541, 542). Цари К. Леван и Александр II оказывали значительную помощь мон-рю Филофея на Афоне .

http://pravenc.ru/text/1683949.html

1-я метафрастическая редакция Жития Иоанна Зедазнели (в списке КЦ: Кекел. Q 795 (нет окончания), 1479-1495 гг.- Абуладзе. Сир. подвижники. С. 2-58; ПГП. Т. 1. С. 191-217) насыщена агиографическими подробностями, отступлениями догматического характера, распространенными словесными оборотами и предварена прологом, где указано, что в кон. XI в. настоятель Зедазенского мон-ря Микаел обратился к автору редакции с просьбой составить пространное Житие основателя и первого настоятеля мон-ря. 2-я редакция (Кекел. А 160, 1699 г.; А 180, 1713 г.; 7 рукописей XVIII в.- ПДГАЛ. Т. 1. С. 3-68; ПГП. Т. 3. 83-107) создана предположительно в XII в., сходными с ней по языку и структуре считаются появившиеся в XIII в. редакции Житий прп. Шио Мгвимского (Кекел. А 160, 1699 г.; А 130, 1713 г.; 12 рукописей XVIII-XIX вв.- ПДГАЛ. Т. 1. С. 69-143; ПГП. Т. 3. С. 107-170; Сабинин. Рай. С. 219-264) и прп. Давида Гареджийского (Кекел. А 160, 1699 г.; А 130, 1713 г.; 12 рукописей XVIII-XIX вв.- ПДГАЛ. Т. 1. С. 144-187; ПГП. Т. 3. С. 170-207; Сабинин. Рай. С. 264-286), а также более поздние редакции XVIII в. (Шио: СПбФИВ РАН. Н 22, XVII-XVIII вв.- ПГП. Т. 3. С. 267-291; Давид: Роман (Эристави) , еп. Тбилисский. 1737-1740. ЦГИАГ. Фонд древностей. Ед. хр. 252 - ПГП. Т. 3. С. 291-311). Синаксарь. XVIII в. (ЛМГ) Синаксарь. XVIII в. (ЛМГ) В XVIII в. католикос-патриарх Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили), используя кименную редакцию Жития прп. Шио Мгвимского, создал метафрастическое Житие прп. Иессея Цилканского (Кекел. А 170, 1713 г.- ПГП. Т. 5. С. 79-95), а на основе кименной редакции Жития царя-мч. Арчила XI в., принадлежащего Леонтию Мровели,- пространное Житие Арчила (Кекел. А 170, 1713 г.- ПГП. Т. 5. С. 95-108). Сборник сочинений Леонтия Мровели содержит много иллюстраций (в списке КЦ: Кекел. S 3269, 20-е гг. XVIII в.- считается, что это автограф). В сб. «Мартирика» католикоса-патриарха Антония I (Багратиони) вошло 20 мученичеств груз. святых. Каждое называется «Похвала и повествование о подвигах и страданиях святого (святых), созданные Антоном, архиепископом всей Верхней Грузии», после заглавия помещен посвященный святому ямб из 6 строк по 12 слов.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Т. 2. С. 38-100). Только в синаксарных редакциях известны Жития прп. Прохора Грузина (Hieros. Patr. 24, XI в.- ПГП. Т. 4. С. 345-346), Мученичества сщмч. Луки Иерусалимского (Hieros. Patr. 24, XI в.- ПГП. Т. 4. С. 346), прп. Николая Двали (Hieros. Patr. 24, XI в.- ПГП. Т. 4. С. 348-351), свт. Антония Марткопского (Кекел. А 1582, XVII-XVIII вв.; 7 рукописей XVIII в.- ПГП. Т. 4. С. 393-399), свт. Иосифа Алавердского (в списке КЦ: Кекел. S 3269, 20-е гг. XVIII в.- ПГП. Т. 4. С. 403-406), прп. Додо Гареджийского (Кекел. А 220, 1726 г.- ПГП. Т. 4. С. 415-418), прп. Шио Гареджийского (Кекел. А 1367, 1700 г.- ПГП. Т. 4. С. 440-442; Сабинин. Рай. С. 611-615). Ист.: Полное жизнеописание святых Груз. Церкви/Сост.: М. Сабинин. СПб., 1871-1873. Т. 1-3; Рай Грузии: Оригинальные и переводные агиогр. тексты/Сост.: М. Сабинин. СПб., 1882 (на груз. яз.); Житие Петра Ивера//ППС. 1896. Т. 16. Вып. 2. С. 1-5, 59-78; Георгий Мерчул. Житие св. Григория Хандзтийского//ТРАГФ. 1911. Кн. 7; он же. Житие Григола Ханцтели. Тбилиси, 1949. Т. 1 (на груз. яз.); Архетипы житий Сирийских отцов//Ист. сб./Сост.: С. Какабадзе. Тифлис, 1928. Т. 1: Прил. (на груз. яз.); Мученичество Евстафия Мцхетского//Там же. 1928. Т. 3. С. 80-94 (на груз. яз.); Мученичество Або Тбилели. Житие Серапиона Зарзмели//Раннефеодальная лит-ра Грузии/Сост.: К. Кекелидзе. Тифлис, 1935. С. 55-80 (на груз. яз.); Якоб Цуртавели. Мученичество Шушаник/Сост.: И. Абуладзе. Тифлис, 1938 (фототипия, 1978) (на груз. яз.); Древние редакции житий сир. подвижников в Грузии/Сост.: И. Абуладзе. Тбилиси, 1955 (на груз. яз.); Житие св. Нины//КЦ. Т. 1 (на груз. яз.); Мученичество Арчила//Там же. (на груз. яз.); Оригинальные тексты кименной редакции/Ред.: И. Абуладзе//ПДГАЛ. 1963. Т. 1-2 (на груз. яз.); Оригинальные тексты метафрастической редакции//Там же. Т. 3 (на груз. яз.); Оригинальные тексты синаксарной редакции/Ред.: Э. Габидзашвили//Там же. Т. 4 (на груз. яз.); Оригинальные кименные и метафрастические тексты XVIII в.//Там же. Т. 5 (на груз.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Особенно трудным для Н. е. стало время господства в регионе турок (осмалоба) и иранцев (кизилбашоба) в 1723-1744 гг. Павленишвили, Шаликашвили и др. тавады, а также крестьяне и церковные крепостные захватывали церковное имущество, отказывались служить епископу и выплачивать налоги. Впосл. цари Теймураз II, Ираклий II, Георгий XII, католикосы-патриархи Антоний I, Антоний II (Багратиони) и дикастерия не раз издавали указы о возвращении никозели незаконно захваченных земель в период осмалоба и кизилбашоба. Недействительными считались купчие грамоты 1723-1744 гг. Все церковное имущество отходило Н. е., компенсацию новые хозяева должны были получить от лиц, продавших им имения, или от их наследников. Купленные законным путем земли оставались в собственности их владельцев, однако их обязывали платить в пользу церкви мон-ря Никози поземельные налоги гала (урожаем) и кулухи (вином). Никозским архиереям предписывалось со временем выкупить все земли, т. к. «негоже» было оставлять церковные владения отчужденными (Решение о владениях церкви Никози, 1744 г.//ПГП. 1972. Т. 4. С. 360; То же, 1777 г.//ПГП. 1974. Т. 5. С. 39-41; Прошение еп. Никозского Иулия на имя Ираклия II, 1784 г.//ПГП. 1981. Т. 7. С. 613; Прошение еп. Никозского Афанасия на имя Георгия XII, 1798 г.//ПГП. 1985. Т. 8. С. 460-462). Нек-рые никозели смогли воспользоваться этими постановлениями; так, в 1775 г. еп. Давид собрал десятину с земель Шошии Сакварелидзе (ПГП. 1981. Т. 7. С. 299-300). Никозели Давида в документах также называют архиепископом и митрополитом. По приказу царя он не раз участвовал в судебных разбирательствах (ПГП. 1972. Т. 4. С. 491, 502-503). Видимо, он пытался распространить свою власть на Тирский мон-рь, поскольку получил от царя Ираклия II приказ всех тирских крепостных привести в повиновение настоятелю мон-ря Авксентию и приставить к тирской церкви 2-3 вооруженных ружьями слуг для беспрепятственного проведения богослужения в Тирском мон-ре ( Пурцеладзе. 1881. С. 38-39; Хаханашвили. 1891. С.

http://pravenc.ru/text/2565612.html

В кон. XVII-XVIII в. самебели активно участвовали в церковной и культурной жизни Грузии. Почти 70 лет (90-е гг. XVII в.- 1760) в юрисдикцию епархии входил монастырь Натлисмцемели ( Какабадзе. 1913. Т. 5. С. 76-77; Исторические документы Гареджи. 2008. Т. 1. С. 413-414). В 90-х гг. XVII в. Самебские епископы Николай (Чолокашвили) и Николай (Мдивнишвили) оказали существенную помощь возрождению монастыря Натлисмцемели и вернули потерянные земли (Исторические док-ты Гареджи. 2008. Т. 1. С. 97-98; 2011. Т. 2. С. 734-735). В 1690 г. в постановлениях картлийских и кахетинских архиереев, касавшихся положения дел в Давидгареджийской лавре, настоятелем к-рой был назначен Онуфрий (Мачутадзе), упомянут еп. Николай (Чолокашвили) (ПГП. 1970. Т. 3. С. 597-598). В 1696 г. еп. Николай (Мдивнишвили) составил «Иммунитетную грамоту кахетинских епископов и вельмож для Давидгареджи» (Там же. С. 605-607). В 1697 г. по его заказу был переписан свод груз. летописей «Картлис Цховреба». Этот вариант получил в историографии наименование «Список самебели Николая» (также «Мцхетский список»). Не позднее 1701 г. самебели Николай получил сан архиепископа (Дарственная грамота архиеп. Самебского Николая мон-рю Натлисмцемели//Исторические док-ты Гереджи. 2008. С. 125). В 1701 г. архиеп. Николай пожертвовал рукопись мон-рю Натлисмцемели. Также известно, что он был участником Собора архиереев Картли и Кахети 1702 г., на к-ром были определены устав и правила для мон-рей пуст. Гареджи (Там же. С. 633-635). В 1705 г. архиеп. Николай на правах арбитра участвовал в имущественном разделе внутри рода князей Чолокашвили (Решение по делу разделения семьи Чолокашвили//ЦГИАГ. Ф. 1448. Д. 5329; ПГП. 1971. Т. 4. С. 213-216). Архиеп. Николай был упомянут также в грамоте пожертвований мон-рю св. Додо, составленной еп. Ниноцминдским Иосифом в 1709 г. (ПГП. 1970. Т. 3. С. 654-663), в «Решении Акури и Ванта по делу имения Давида» от 1 июня 1710 г. (ЦГИАГ. Ф. 1448. Д. 3175; ПГП. 1971. Т. 4. С. 231-232) и в «Книге самебели Николая к руствели Христофору об уступке крепостного» (1710) (ПГП. 1970. Т. 3. С. 666). В 1710 г. царь Давид II пожертвовал мон-рю Кацарети и архиеп. Николаю поместья, к-рые принадлежали К. е. с давних времен: земли «Самебской усадьбы» близ Сагареджо, берега реки «под Котмани... дорогу до Иори, у речки Мцарецкали», территории «по эту сторону храма Самеба и по ту сторону Патардзеули», с. Хашми, земли «в Орхеви Батаани и Джораани», виноградник, пожертвованный царем Кахети Леваном «по эту и ту сторону реки Иори в Ахмета», владения в Энисели, Алиабаде, Тасмалури (ныне Тосмало), Сакени и др. ( Жордания. 1903. С. 32-36; ПГП. 1970. Т. 3. С. 205-206).

http://pravenc.ru/text/1683957.html

Построил погреба с навесами и снабдил карасами (кувшинами для хранения вина.- Авт.). Обил двери башни и ограды. Построил над вратами ограды часовню, перекрыл тесаным камнем и положил наверху крест медный, построил амбары и поставил под ними карас» (ПГП. 1965. Т. 2. С. 140; Груз. док-ты IX-XV вв. 1982. С. 191). Шалва (II) Квенипневели пожертвовал Л. села Ахалубани, Иврети (в ущелье р. Меджуда) и Эредай (совр. Эреда, близ г. Ахалгори) с принадлежащими им виноградниками, подтвердил право на владение с. Куртай (совр. Курта, муниципалитет Ахалгори) и др. селениями, к-рые «монастырю были пожертвованы нашими дедами и [их] потомками» (ПГП. 1965. Т. 2. С. 140-141; Груз. док-ты IX-XV вв. 1982. С. 192). Шалва (II) издал юридический акт, к-рый определял меру наказания за совершённые на территории Л. преступления: стычки, кровопролитие, блуд, воровство, оскорбление священников, стариц и монахинь (ПГП. 1965. Т. 2. С. 141-142; Груз. док-ты IX-XV вв. 1982. С. 193). Упоминание стариц и монахинь может говорить о том, что на территории мон-ря действовал ксенон, где они ухаживали за немощными и убогими. О настоятелях мон-ря в XIV-XV вв. известно мало. В приписке (нач. XV в.) к Параклитику упомянут настоятель Феодор ( Хаханов. 1898. С. 53). В 1470 г. эристав Шалва (II) «определил» настоятелем Л. Георгия (Журули) (ПГП. 1965. Т. 2. С. 143; Груз. док-ты IX-XV вв. 1982. С. 194). В грамоте 1460 г., выданной царем Георгием VIII иером. Георгию, род Журули был назван «побережником» Цхрадзмисхеви, «сыном и владетелем» мон-ря и крепости Л. (Груз. ист. док-ты. 2014. Т. 3. С. 115). В ц. во имя вмч. Георгия в с. Цирколи сохранилась поминальная надпись Журули, к-рого отождествляют с настоятелем Л. Георгием ( Гунашвили. 2005. С. 112-114). Возможно, с. Цирколи также находилось во владении Л. Настоятель Георгий (Журули) упомянут в поминальной записи Гергетского синодика ( Шарашидзе. 1954. С. 280). Перед ним стоит имя настоятеля Шио (Ломисдзе) - вероятно, его предшественника в Л. Согласно источникам XIV - нач.

http://pravenc.ru/text/2463127.html

С. 568). По утверждению алавердских законников, с 1466 г. алавердели получили право окормлять земли, лежащие восточнее р. Штори до Хидискури (около Греми): Напареули, Енисели и Греми (Прошение Николая Алавердели от 1 марта, 1784 г.//ПГП. 1981. Т. 7. С. 614; Постановление Ираклия II от 1784 г. о пастве алавердели и некресели//ПГП. 1974. Т. 5. С. 262-263). В греч. фресковой надписи 1577 г. на зап. стене ц. Архангелов в Греми правящим архиереем также назван еп. Алавердский Николай ( Каухчишвили. 2004. С. 322). Однако Некресские епископы, ссылаясь на древние документы, в к-рых в качестве зап. границы Н. е. была указана р. Штори, отстаивали свои права; царь Картли-Кахети Ираклий II (1762-1798) неоднократно предписывал архиереям Вост. Грузии разрешить спор о границах Алавердской епархии и Н. е. (ПГП. 1977. Т. 6. С. 709), но из-за недостатка документов окончательное решение так и не было вынесено. К кон. XVIII в. спорные территории, в т. ч. с. Напареули, окормлял некресели (ПГП. 1974. Т. 5. С. 263). Ок. 1800 г. Греми вышел из юрисдикции Некресских архиереев. Грамотой от 5 дек. 1800 г. царь Картли-Кахети Георгий XII объявил Греми и принадлежавших городу крестьян царскими и предписал еп. Некресскому Амвросию «вернуть» паству гремскому свящ. Павлу (ПГП. Т. 8. С. 698-699). С др. стороны, не все земли, находившиеся на территории Н. е., окормлял некресели. Согласно дарственной грамоте XIII-XIV вв., некий Адвас-дзе пожертвовал с. Варцана (селение на территории совр. с. Шилда) мон-рю Додос-Рка в Гареджи (Ист. документы Гареджи. 2008. Т. 1. С. 12-13). Поскольку мон-ри пуст. Гареджи в основном имели статус ставропигиальных, их территории и имущество находились в ведении католикоса-патриарха Грузии (позже - католикоса-патриарха Вост. Грузии): мон-рь Варцанской Богоматери в с. Шилда; сел. Ведзис-хеви «вниз до Белой скалы»; сел. Пашаани; «виноградники и семь дымов крестьян» в Гавази; крестьяне и торговцы в Греми, Гвердисдзири, с. Думасубани, Шеноантубани, Тогаани, Кахисубани, Гиоргицминда, Гогани, Гелисубани, Корети, Сепорис-геле, Бицкинтелисгеле, Пашаани, селище Джвара (Дарственная грамота царя Кахети Левана мцхетскому Светицховели, 1535 г.// Какабадзе.

http://pravenc.ru/text/2564852.html

1913. Т. 2. С. 34-35; То же// Какабадзе. 1967. С. 158; Дарственная грамота царя Кахети Александра II мцхетскому Светицховели, 1579 г.//ПГП. 1965. Т. 2. С. 199; Иммунитетная грамота мцхетских католикосских владений, 1392 г.//ПГП. 1970. Т. 3. С. 180; Груз. документы IX-XV вв. 1982. С. 105; Грамота царя Грузии Александра I мцхетскому Светицховели, 1428 г.//Корпус груз. ист. документов. 2013. Т. 2. С. 151; То же, 1438-1440-е гг.//Там же. С. 208). Эти владения были освобождены от гос. повинностей (кроме воинской и охотничьей), а также от обязанностей по отношению к мон-рю Варцана и лавре Давидгареджи. Царским указом жителям Греми, Некреси и Шилда запрещалось требовать что-либо с этих земель (Грамоты царя Кахети Левана (1520-1574) и Александра II (1574-1601, 1602-1605) Светицховели, 1552 и 1585 гг.// Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 392, 423-424; Какабадзе. 1967. С. 161-162). Население во владениях Светицховели считалось паствой предстоятеля ГПЦ, но Некресские архиереи иногда оспаривали это положение. В XVI-XVIII вв. спор между католикосом-патриархом Вост. Грузии и некресели шел за право окормлять селения Пашаани и Ведзис-хеви; но церковные и гос. власти противостояли притязаниям некресели ( Хаханашвили. 1891. С. 85; Материалы. 1964. С. 164; ПГП. 1970. Т. 3. С. 955-957). Крестьянами и поместьями на территории Н. е. владели и др. архиереи ГПЦ: в 1568 г. царевич Теймураз, внук царя Кахети Левана, подарил еп. Бодбийскому Максиму крестьян в с. Сабуе (Док-ты по социальной истории Грузии. 1940. Т. 1. С. 358); из документа 1784 г. выясняется, что Алавердские архиереи имели своих нацвалов (правителей) в Кварели (Грамота Николая, амбы Алавердского, азнауру Алавердского храма моураву Бежану Гелованидзе// Какабадзе. 1967. С. 367). Крестовому монастырю в Иерусалиме принадлежали сел. Агдгома и ц. Воскресения Господня (ПГП. 1985. Т. 8. С. 691-692). История Принятие христианства в качестве гос. религии Вост. Грузии (царства Картли ) (20-30-е гг. IV в.) было ознаменовано интенсивным церковным строительством на территории Гагмамхари.

http://pravenc.ru/text/2564852.html

Крестьянами и землями на территории Н. е. владели: католикосы-патриархи Вост. Грузии (Мцхетские) - в селениях Земо-Никози, Квемо-Никози, Земо-Хвити (Список крепостных католикоса и Светицховели с припиской-распоряжением царя Картли Вахтанга VI, 1720 г.//Док-ты по соц. истории Грузии. 1940. Т. 1. С. 184; Реестр крепостных католикоса и его азнауров, 1789 г.//ПГП. 1970. Т. 3. С. 991); Тирский мон-рь (входил в юрисдикцию Урбнисской епархии) - в ущелье Жгеле (в Двалети) и в ущелье р. Б. Лиахви, в т. ч. в Хвити и Никози (Дарственная грамота моларетухуцеси (казначея) Хелы Тавхелидзе тирской церкви Богоматери, 1432 г.//Корпус груз. ист. документов. 2013. Т. 2. С. 179-180; Прошение крепостных Тавдебис (Тирской) Богоматери с припиской-распоряжением царицы Дареджан, 1785 г.//ПГП. 1981. Т. 7. С. 652-653); церковь Эртацминда - в Квемо-Никози (Прошение протоиерея церкви св. Евстафия Симеона с припиской-распоряжением царя Картли-Кахети Ираклия II, 1768 г.//ПГП. 1981. Т. 7. С. 137-138; То же, с припиской-распоряжением царевича Георгия, 1768 г.//Там же. С. 245; Прошение крепостного церкви св. Евстафия Деметре Элоашвили с припиской-распоряжением царя Георгия XII, 1800 г.//ПГП. 1985. Т. 8. С. 620-621). На территории Н. е. имели владения груз. Крестовый монастырь и храм Гроба Господня (в источниках назван Голгофой) в Иерусалиме: в надписи на вост. фасаде колокольни никозской церкви Гвтаеба среди ее строителей назван джварискаци (букв.- мужчина, т. е. слуга Креста) Махаребели, смотритель имений Крестового мон-ря в Никози и его окрестностях ( Сосиашвили. 2010/2013. С. 248); некий Диасамидзе пожертвовал Крестовому монастырю виноградник и крестьян в Никози, в 1703-1709 гг. этот акт был утвержден царевичем Вахтангом (царь Картли Вахтанг VI в 1716-1724) ( Хуцишвили. 2006. С. 41); кн. Дагладзе в 1-й пол. XV в. пожертвовал храму Гроба Господня «село Рхвити» (Хвити), в 1624 г. царь Картли Симон II утвердил эту дарственную грамоту (Там же. С. 31-32). Границы совр. Никозско-Цхинвальской епархии существенно отличаются от границ средневековой Н. е. Согласно решению XIII Поместного Собора ГПЦ (1995), в Никозско-Цхинвальскую епархию вошли г. Цхинвали, Цхинвальский, Ахалгорский, Джавский и Корнисский (Знаурский) р-ны (ныне в Юж. Осетии, в адм. системе Грузии - край Шида-Картли) ( Анания (Джапаридзе). 2010. С. 310), а также часть муниципалитета Гори (с. Земо-Никози и прилегающие поселения). В средние века эти территории входили в состав Руисской, Урбнисской, Самтавийской и Самтаврской епархий ГПЦ. История

http://pravenc.ru/text/2565612.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010