Глава 6. Митрополит Филарет Московский (1782 – 1867) Митрополит Филарет – в миру Василий Дроздов, родился 26-го декабря 1782 г. в семье диакона московского пригорода Коломны. Это было чуть позднее полувекового периода после смерти Петра I-ro. Было еще свежо упразднение патриаршества, обезглавившего Церковь , и недавнее учреждение на протестантский манер Синода, ломка православного быта и учреждения духовных школ по католическому образцу. Это было смутное, переходное, неустойчивое время. Нужен был новый Моисей, который бы мог вывести народ Божий на истинный путь, ззакрепить истинные православные устои, не дать им исказиться на не должный лад, как это легко могло случится в этих создавшихся условиях. В такой критический момент Богом был послан духовный вождь, соединивший в себе и гений и святость. Такого другого Филарета не было и не будет, возгласила о нем народная молва! Мы здесь не в состоянии коснуться, хотя бы даже кратко, жизнеописания Митрополита. Мы только можем попытаться отметить его значение касательно интересующей нас темы, т.е. распространения святоотеческого учения о внутреннем делании в России. Мы скажем предварительно только несколько слов о том, какое выдающееся место занимал м. Филарет в церковной жизни своего времени. С 24-го марта 1821 г., еще в сане архиепископа, Филарет занял московскую кафедру. Ему было тогда 39 лет. Здесь он пробыл до самого гроба. В течение этих 36-ти лет (1821–1867) как утверждает его жизнеописатель Н.И. Барсов : «…Ни один вопрос догматический, канонический, церковно-законодательный, ни одно административное распряжение Св. Синода, имевшее значение для Церкви, не решались и не воспроизводились без предварительной справки о том, как думает об этом вопросе или решении Филарет, и редко что-нибудь делалось в Синоде иначе, нежели думал Филарет». И это положение существовало даже несмотря на то, что вследствие несогласий с 1843 г. митрополит раз навсегда отказался от присутствования в Синоде. Но по верному замечанию проф. архим. Константина «в этой обособленности и мог возвыситься м.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Портрет работы Владимира Гау. 1854 год ЖМП 12 декабрь 2012 /  6 декабря 2012 г. 01:00 Наш современник — святитель Филарет Московский Святитель Филарет (1782–1867), митрополит Московский и Коломенский, называемый при жизни патриархом без патриаршества, влиял на развитие церковной жизни в России в царствование трех государей, внес большой вклад в развитие отечественного богословия, принимал участие во многих важных событиях государственной жизни. Его личность наложила неизгладимую печать на XIX век, который подчас называют веком Филарета . По словам историка Н.П. Гилярова-Платонова, " он не был представителем эпохи, он сам и был эта эпоха; он не выражал свое время, а руководил время. В первую половину царствования Александра II, став во главу церковного управления — не саном своим или местом церковного служения, а исключительно влиянием своей нравственной силы, — он до конца жизни так и остался. Внешнее влияние его иногда оспаривалось, но никем и никогда не оспаривались его умственное и духовное первенство и его нравственное влияние… Митрополит Филарет был историческое явление необыкновенное " . Ныне, во второе десятилетие нового тысячелетия, не устарело ли наследие Филарета? Уверен, что нет. На одной из филаретовских конференций в 2007 году прозвучала даже формулировка " наш современник — святитель Филарет " . На первый взгляд, это слишком смелая характеристика для церковного деятеля, жившего более полтора века назад и получившего от историков недвусмысленное определение " консерватор " , однако такое мнение видится обоснованным. Богословские проблемы, которые он пытался решать в годы своего служения Церкви, и вопросы церковной жизни, на которые искал и предлагал ответы, отчасти остаются актуальными до сего дня. Опыт митрополита Московского может быть нам полезен как при исследовании богословских проблем, так и при изучении вопросов формирования русской национальной культуры на рубеже XVIII–XIX веков. В трудах святителя Филарета содержится немало интересных глубоких замечаний по отдельным вопросам библеистики и перевода Священного Писания на русский язык, важных соображений о догмате искупления, об имени Божием, о мариологии и литургике.

http://e-vestnik.ru/church/svyatitel_fil...

Новый летописец (XVIII) К оглавлению 401. О размене из Литвы митрополита Филарета Никитича и бояр. Послал государь в Вязьму для размена с литовскими людьми и с паном Струсом послов, бояр Федора Ивановича Шереметева, да князя Даниила Ивановича Мезецкого, да окольничего Артемия Васильевича Измайлова. Они же пришли в Вязьму и в Вязьме были долгое время, дожидаясь послов литовских для размена. И пришли из Литвы послы, и митрополита Филарета Никитича, и боярина Михаила Борисовича Шеина, и дьяка Томила Луговского, и всех дворян, которые были с послами и которые были взяты языками, привезли с собою. И в Вязьме Александр Гашевский с [русскими] послами замешкался, хотел того, чтобы землею поступились. Патриарх же Филарет Никитич послал к московским послам, чтобы ни одной чети не уступали земли Литве. Послы же литовские, видя крепкое стояние патриарха Филарета, разменялись, а боярина князя Василия Васильевича Голицына в Литве не стало. 402. О приходе к Москве патриарха и о встречах боярских, [посланных] от государя. Пришел же патриарх Филарет Никитич в Можайск, и государь царь и великий князь Михаил Федорович всея Русии послал к нему, государю, навстречу бояр и окольничих, а велел государь встречать его в трех местах. Первая встреча — в Можайске, а встречали архиепископ рязанский Иосиф, да боярин князь Дмитрий Михайлович Пожарский, да окольничий князь Григорий Константинович Волконский; а другая встреча — на Вязьме, а встречали вологодский архиепископ Макарий, да боярин Василий Петрович Морозов, да думный дворянин Таврило Григорьевич Пушкин; третья встреча — в Звенигороде, а встречал его крутицкий митрополит Иона, да боярин князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, да окольничий Федор Леонтьевич Бутурлин. А на последнем стану перед Москвой встречали все бояре. 403. О приходе патриарха к Москве и о встрече [его] государем. Пришел митрополит государь Филарет под Москву. Государь царь Михаил Федорович всея Русии встретил отца своего, государя Филарета Никитича, за речкою Преснею с боярами и с дворянами и со всем народом Московского государства. Многие же слезы были тогда от радости у государя царя и всего народа Московского государства. И после же [были слезы], ибо радость была на Москве великая, потому что столь много лет был [Филарет Никитич] в Литве в утеснении и гонении. Власти же его встретили за Каменным мостом с крестами. Государь же царь Михаил Федорович всея Русии в тот день, в который его государя отца Филарета Никитича выменяли, поставил храм во имя пророка Елисея между Никитской улицей и Тверской, и установил празднование большое. Митрополит же государь Филарет Никитич на Патриаршем дворе не встал, а встал на Троицком подворье. Государь же царь Михаил Федорович всея Русии из-за прихода отца своего тех, которые были в его государевой опале под присмотром приставов, и тех, которые были сосланы по городами и темницам, пожаловал, велел освободить.

http://sedmitza.ru/lib/text/439363/

Закрыть itemscope itemtype="" > «Где усиливалась молитва, там болезнь ослабевала и прекращалась» 09.04.2020 943 Время на чтение 3 минуты Источник: союзправославныхженщин.рф В октябре 2017 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, по инициативе Женского православно-патриотического общества и Союза православных женщин состоялась духовно-просветительская конференция «Святитель Филарет и его роль в создании женских духовных общин», приуроченная к 150-летию со дня блаженной кончины святителя. Тогда невозможно было представить, что сегодня мы будем вспоминать еще об одной важнейшей роли, а скорее подвиге святителя Филарета. В 1830 году, 190 лет назад, когда на Москву обрушилась холерная эпидемия, митрополит Филарет не покинул свой город, в ответ на приглашение переехать в Петербург сказал, что готов умирать вместе со всеми. В Москве объявили строжайший карантин и оцепили ее военными кордонами. Все правительственные учреждения, фабрики, театры, учебные заведения и магазины были закрыты. Улицы города опустели. Храмы, тем не менее, остались открытыми. Митрополит повелел ежедневно совершать крестные ходы с молебным пением и колокольным звоном, и сам молился в Кремле с братией Чудова монастыря на коленях под открытым небом. Священники обходили свои приходы, а потом шли в карантины окормлять больных. Также он учредил Московский архиерейский Временный комитет помощи нуждающимся. В числе жертвователей этого Комитета был государь Николай I, дворяне Голицыны, Шереметевы, Самарины, купцы Аксеновы, Лепешкины, Рыбниковы. 17 сентября святитель Филарет писал в письме своему викарию Игнатию: «Напрасно более бояться болезни. Неужели молитва вреднее болезни? Пережив три холеры прежде нынешней, я видел довольно опытов, где усиливалась молитва, там болезнь ослабевала и прекращалась». Святитель Филарет не раз повторял, что врачевания медицинские должны сочетаться с врачеванием духовным. 25 сентября в день памяти преподобного Сергия Радонежского в Успенском соборе митрополит Филарет совершил соборное «Молебствие с коленопреклонением о прекращении заразы в Отечестве».

http://ruskline.ru/opp/2020/04/09/gde_us...

«Наш современник — святитель Филарет» 5 декабря 2012 г. 16:00 2 декабря Церковь празднует память митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова). Статья доктора исторических наук, профессора кафедры региональных проблем мировой политики факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова, профессора исторического факультета ПСТГУ, ведущего научного сотрудника Центра арабских исследований Института востоковедения РАН А.И. Яковлева, опубликованная в «Журнале Московской Патриархии» ( декабрь, 2012 г. ), посвящена жизни святителя Филарета, а также текущей деятельности по изданию его трудов. Святитель Филарет (1782-1867), митрополит Московский и Коломенский, называемый при жизни патриархом без патриаршества, влиял на развитие церковной жизни в России в царствование трех государей, внес большой вклад в развитие отечественного богословия, принимал участие во многих важных событиях государственной жизни. Его личность наложила неизгладимую печать на XIX век, который подчас называют веком Филарета. По словам историка Н.П. Гилярова-Платонова, «он не был представителем эпохи, он сам и был эта эпоха; он не выражал свое время, а руководил время. В первую половину царствования Александра II, став во главу церковного управления — не саном своим или местом церковного служения, а исключительно влиянием своей нравственной силы, — он до конца жизни так и остался. Внешнее влияние его иногда оспаривалось, но никем и никогда не оспаривались его умственное и духовное первенство и его нравственное влияние… Митрополит Филарет был историческое явление необыкновенное». Ныне, во второе десятилетие нового тысячелетия, не устарело ли наследие Филарета? Уверен, что нет. На одной из филаретовских конференций в 2007 году прозвучала даже формулировка «наш современник — святитель Филарет». На первый взгляд, это слишком смелая характеристика для церковного деятеля, жившего более полтора века назад и получившего от историков недвусмысленное определение «консерватор», однако такое мнение видится обоснованным.

http://patriarchia.ru/db/text/1279666.ht...

Часть II. Святитель Филарет (Дроздов) К ДУХОВНОМУ ОБЛИКУ ХРИСТИАНИНА (по письмам и мнениям святителя Филарета Дроздова) «Радуйся, святителю Филарете, Церкви Русския похвало и утверждение» Из акафиста святителю Филарету (для келейного чтения) «Отторгнемся на время от всего земного и преходящего, к которому привязаны – то по необходимости, то по воле, – и свободно и неразвлечённо воззрим к Небесному и Вечному. Се из тридневного Гроба восходит Свет жизни вечной. Одни видят и веруют, другие не видят и веруют: и все блаженны тем, что веруют» Святитель Московский Филарет «Митрополит Филарет! Это имя, блиставшее в истории Российской Церкви и Российского государства на протяжении многих десятилетий, сиявшее всё более и более ярким светом, ни на мгновение не померкнувшим, «имя, грозное для лжи, неправды, зла и мрака, – и любезное, честное святое для истины, правды, света, добра " " 9 . Это имя является теперь синонимом закона, правды, мудрости, непререкаемости. И теперь нет и в будущем, надеемся, не будет главы, которая бы не склонилась в благоговейном безмолвии пред этим великим и славным именем». Так писал в самом начале XX века иеромонах Алексий (Симанский), будущий Патриарх Московский и всея Руси (1945–1970) 10 . И мы сегодня склоняем пред этим Святителем (1782–1867) – уже прославленном (4 декабря 1994 года) в лике Святых – свои головы, как мудром святом Учителе, постоянно зовущим нас своими Богопросвещенными словами к правде, свету, добру – к духовному преображению. Наставления святителя Филарета широки и глубоки. В данном сообщении будет представлена лишь частичка его богатейшего духовною наследия» 11 . Духовный облик христианина – это нечто и данное и заданное; это то, что и Господь вложил в него и то, что он должен развить до высочайших свойств Творца; то, что определяет его внутреннее величие – и красоту выражения его; его душевный склад – и его действия... Святитель Московский Филарет весьма лаконично, но и весьма поучительно, точно говорит и о первом, и о последнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Закрыть itemscope itemtype="" > Филарет хоронит украинскую «автокефалию» Денисенко обвинил своего подельника Думенко в нарушении договоренностей и заявил о намерении сохранить т. н. «Киевский патриархат» 15.05.2019 810 Время на чтение 5 минут Филарет Денисенко, «почетный патриарх» новой «ПЦУ» заявил, что ее руководитель Епифаний нарушил договоренности, достигнутые в рамках объединительного собора 15 декабря, поэтому возникло двоевластие, но такое положение можно исправить, сообщает «Интерфакс-Религия». «Для того, чтобы исправить положение, а его можно исправить, нужно выполнять те договоренности, которые были достигнуты перед собором в присутствии президента П.А.Порошенко и с архиереями. Это значит, что предстоятель несет ответственность за внешнее представительство УПЦ, а патриарх отвечает за внутреннюю церковную жизнь в Украине , но в сотрудничестве с предстоятелем. Предстоятель ничего не делает внутри церкви без согласия патриарха. Патриарх председательствует на заседаниях Священного Синода и на соборах УПЦ ради сохранения единства, ее роста и утверждения», - сказано в обращении Филарета, опубликованном пресс-центром ликвидированного т. н. «Киевского патриархата». По словам Денисенко, перед объединительным собором была достигнута договоренность, что «предстоятелем» будет Епифаний, кандидатуру которого выдвинул сам Денисенко, но руководство «ПЦУ» продолжит «патриарх». «Предстоятель» будет представлять «ПЦУ» в православном мире, «потому что УПЦ получает статус митрополии», а также он будет помогать «патриарху» в управлении «ПЦУ», но ее руководство остается за «патриархом». «Эта договоренность нарушена и не выполняется на деле. Поэтому в церкви возникло разделение», - подчеркнул Денисенко. Кроме того, перед проведением собора 15 декабря ему ставили и другие условия. В частности, Филарет должен был не выдвигать свою кандидатуру на пост «предстоятеля», так как новая «церковь» была бы признана автокефальной только в статусе митрополии, а не патриархата. «Второе условие со стороны Вселенского патриарха - подписи архиереев о прекращении действия Киевского патриархата. Вместо этого патриарху Филарету предлагалось выдвинуть любого архиерея на пост предстоятеля», - сказано в обращении.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/05/15/fi...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В. Петрушко. Патриарх Иоасаф I и Русская Церковь в период его Патриаршества В. Петрушко. Курс лекций по истории русской Церкви Деятельный и властный Филарет (Романов) наполнил свой титул «Великого Государя» реальным и совершенно исключительным для Патриарха содержанием. Однако огромная роль, которую играл в жизни Российского государства этот Предстоятель, могла обусловить и негативные последствия в случае сохранения преемниками Филарета столь же обширной власти. Легко представить, сколь серьезные нестроения могли возникнуть, если бы на месте родителя царя Михаила, с его громадными полномочиями и влиянием, оказался Патриарх, далекий от единомыслия с царем или враждебно к нему настроенный. Поэтому царская власть после кончины Филарета принимает меры к тому, чтобы особа нового Патриарха не заслоняла собой государя. По мысли правительства Михаила Романова царство должно было укрепиться, а священство, напротив, – играть более подчиненную роль. Хотя, конечно, ко всем этим вполне здравым мотивам примешивалось и почти традиционное для российских властей стремление поставить церковную жизнь под контроль государства. Преемником Патриарха Филарета царь Михаил и его ближайшее окружение хотели бы видеть личность менее яркую, чем почивший Первосвятитель, и менее склонную к политической активности. Филарет колоссально много сделал для укрепления государства в трудные годы, но он был отцом правящего монарха, что являлось гарантией полного единства и согласия между царем и Патриархом во всех начинаниях. Теперь же, когда Филарета не стало, образ влиятельного Предстоятеля Церкви пугал государя и его соратников, стремившихся к укреплению царской власти и усилению государственного начала в жизни страны. Есть все основания полагать, что и сам Филарет рассуждал подобным же образом на пороге смерти. Как отец государя он мог опасаться возможных разногласий между царем и новым Патриархом. Филарет искал себе в преемники такую личность, которая отличалась бы, с одной стороны, аполитичностью, но с другой – имела бы все необходимые для духовного лидера качества.

http://sedmitza.ru/lib/text/436314/

Лжебуженина лжепатриарха Раскольничий «патриарх» Филарет (Денисенко) не только присутствовал на приеме в честь нового Президента, но и засветился в довольно забавном медиаскандале. Главу самопровозглашенной «церкви» обвинили в нарушении Великого Поста, а именно в закусывании коньяка бужениной. 27 февраля, 2010 Раскольничий «патриарх» Филарет (Денисенко) не только присутствовал на приеме в честь нового Президента, но и засветился в довольно забавном медиаскандале. Главу самопровозглашенной «церкви» обвинили в нарушении Великого Поста, а именно в закусывании коньяка бужениной. Сколь тесно связаны политика и религия в общественной жизни Украины, можно заметить хотя бы по тому, как бурно обсуждались два события: предшествовавший инаугурации Президента молебен в Киево-Печерской Лавре, возглавленный специально приехавшим в Киев Святейшим Патриархом Кириллом, и сама церемония вступления В. Ф. Януковича в должность Президента. В аналитических статьях встречались радикальные суждения, вроде: «Янукович заручился благословением Кремля», националистические организации угрожали проведением акций протеста, а представители раскольничьего «Киевского патриархата» изначально вообще отказывались присутствовать на инаугурации. Святейший, впрочем, на саму церемонию не остался, акций протеста замечено не было, а глава «Киевского патриархата», «патриарх»  Филарет (Денисенко) не только присутствовал на приеме в честь нового Президента, но и засветился в довольно забавном медиаскандале. Главу самопровозглашенной «церкви» обвинили в нарушении Великого Поста, а именно в закусывании коньяка бужениной. Зажигательная информация сначала была опубликована на сайте газеты «Сегодня». Немного времени спустя статья была обновлена и снабжена комментарием. По новой версии выходило, что Филарет вообще не ел, а только слегка пригубил коньяк (что, между прочим, в этот четверг не возбранялось даже и по уставу, ибо праздновалась Иверская икона Божией Матери и давалось послабление на вино и елей, а коньяк – это почти вино).

http://pravmir.ru/lzhebuzhenina-lzhepatr...

I. Патриарх Филарет Никитич К оглавлению Одною из главных забот царя Михаила Федоровича с самого избрания его на престол была забота освободить из плена своего отца митрополита Филарета Никитича. С этою целию еще в 1613 г. все представители Русской земли, земский Собор писали из Москвы по воле своего государя к польскому королю Сигизмунду и предлагали ему прекратить войну и разменяться пленными. В следующем году такую же грамоту послали московские бояре в ответ польским и литовским панам радам, изъявившим согласие начать переговоры, о чем тогда же известили и своих соотечественников, находившихся в плену у поляков, а к Филарету Никитичу написал и сам государь и послал к нему сретенского игумена Ефрема, который и оставался при нем до конца плена. В 1615 г. переговоры действительно начались, но не привели к желанной цели; потом не раз возобновлялись, пока продолжалась война, но также не имели успеха и только к концу 1618 г. (1 декабря) окончились заключением перемирия между Россиею и Польшею на четырнадцать лет и шесть месяцев. А размен пленных, когда освободился из неволи и митрополит Филарет, последовал только 1 июня 1619 г. при реке Поляновке, на рубеже за Вязьмою. Таким образом, Филарет пробыл в плену (с 13 апреля 1611 г.) восемь лет полтора месяца и два дня. Этот продолжительный плен, соединенный с тяжкими лишениями для Филарета, чрезвычайно возвысил его в глазах всех сынов России: на него смотрели как на мученика, пострадавшего за отечество и за православную веру от поляков . Государь, обрадованный освобождением своего отца, пожелал устроить для него самую торжественную встречу. В Можайске его встретили Рязанский архиепископ Иосиф с архимандритом и игуменом, боярин князь Димитрий Михайлович Пожарский да окольничий князь Волконский. Под Звенигородом, в Саввине монастыре,— архиепископ Вологодский Макарий с двумя архимандритами, боярин Морозов да окольничий Пушкин. В селе Хорошове — митрополит Крутицкий Иона с архимандритом Троице-Сергиева монастыря Дионисием, боярин князь Трубецкой да окольничий Бутурлин. За пять верст от Москвы вышел навстречу Филарету сам государь со всем

http://sedmitza.ru/lib/text/436125/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010