3.1.6.3. Бессмертие 3.1.7. Совершенство ангельской природы 3.1.8. Число ангелов 3.1.9. Небесная иерархия 3.1.10. Архангелы 3.1.11. Промысл Божий о мире духовном 3.1.11.1. Промысл Божий о добрых ангелах 3.1.11.2. Промысл Божий в отношении злых духов 3.2. Человек 3.2.1. Сотворение человека Богом 3.2.2. Двуединство человеческой природы. Брак. Богоустановленный способ размножения людей. 3.2.3. Происхождение от Адама и Евы всего рода человеческого. Преадамизм и полигенизм. 3.2.4. Состав человеческой природы: дихотомия и трихотомия 3.2.5. Значение тела в составе человеческой природы 3.2.6. Мнения о происхождении человеческих душ 3.2.6.1. Мнение о предсуществовании человеческих душ 3.2.6.2. Мнение о творении человеческих душ 3.2.6.3. Мнение о рождении человеческих душ 3.2.7. Свойства человеческой души 3.2.7.1. Духовность 3.2.7.2. Самостоятельность 3.2.7.3. Разумность и сознательность 3.2.7.4. Бессмертие 3.2.7.5. Свобода 3.2.8. Отличие души человеческой от душ животных 3.2.9. Образ и подобие Божие в человеке 3.2.10. Назначение человека 3.2.10.1. Назначение человека по отношению к Богу 3.2.10.2. Назначение человека по отношению к самому себе 3.2.10.3. Назначение человека по отношению к безличному творению 3.2.11. Состояние человека до грехопадения 3.2.11.1. Совершенство человеческой природы до грехопадения 3.2.11.2. Попечение Божие о человеке до грехопадения и его необходимость 3.2.11.3. Был ли Адам до грехопадения бессмертен? 3.2.11.4. Различал ли Адам добро и зло до грехопадения? Раздел II. О Боге Спасителе и особенном отношении Его к роду человеческому. 1. Содержание учения о Боге Спасителе 2. Предвечный Совет Пресвятой Троицы о спасении рода человеческого. Участие Лиц Прсв. Троицы в спасении человека 3. Учение Церкви о Христе Спасителе 3.1. Учение о Лице нашего Спасителя или о таинстве Воплощения 3.1.1. Господь Иисус Христос есть истинный Бог 3.1.2. Господь Иисус Христос есть истинный человек 3.1.2.1. Свидетельства Откровения о человечестве Иисуса Христа 3.1.2.2. Заблуждения относительно человечества Иисуса Христа. Докетизм

http://sedmitza.ru/lib/text/443331/

Наставления Тимофею как блюстителю веры (1. 3–20) Противопоставление «Божьего назидания» и лжеучения (1. 3–11) Самосвидетельство ап. Павла (1. 12–17) Задачи, порученные ап. Павлом Тимофею в Эфесе (1. 18–20) Наставления Тимофею как предстоятелю Церкви (2. 1 – 4. 16) Относительно церковных собраний (2) Относительно лиц, избираемых в клир (3. 1–13) Церковь – столп и утверждение истины. Тайна Боговоплощения (3. 14–16) Правила учительства словом и жизнью (4. 1 – 16) Дисциплинарные наставления (5) Наставления о руководстве разными категориями пасомых (6.1–19) О рабах и господах (6. 1–2) О лжеучителях (гл. 6. 3–5) Об опасности сребролюбия (6. 6–10) О целях Божиих людей (6. 11 – 16) О нравственности состоятельных христиан (6. 17–19) Заключение (6. 20–21) План Тит Введение с надписанием и приветствием (1. 1–4) О пастырях Церкви (1.5–16) Требования к пастырям (1. 5–9) Обличение лжеучителей (1. 10–16) Наставления об учительной деятельности пастыря (2. 1–2. 10) Старцы (2. 1–3) Мужчины и женщины (2. 4–8) Рабы (2.9–10) Спасительная сила благодати (2. 11–15) Нравственные качества христиан (3. 1–7) Заключение: прощальные распоряжения апостола, приветствия и благословение (3. 8–15) Семинар 18. 1 Тим. и Тит Домашнее задание Найти в Посланиях отрывки текста, позволяющие понять богословие ап. Павла (христология, экклесиология, пневматология, сотериология). Определить их связь с Посланиями из уз (см.: еп. Кассиан (Безобразов) . Христос и первое христианское поколение; архиеп, Аверкий (Таушев) . Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета, соответствующие главы). Найти в тексте 1 Тим. и Тит места, позволяющие сделать выводы об историческом контексте написания Посланий, а также найти отрывки текста, указывающие на освобождение ап. Павла из уз. Найти в кн. Деяний апостолов и Посланиях ап. Павла места, раскрывающие иерархическое устройство Церкви. Найти в Посланиях требования к священнослужителям. План семинара Введение. Общие сведения о Пастырских посланиях ап. Павла Какие послания называются Пастырскими и почему?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

Осуждение установленной Самим Богом священной иерархии проистекает от незнания или непонимания природы Церкви и норм христианской жизни в ней. Настоящая антология пытается восполнить этот пробел в образовании нынешних христиан, предлагая канонические и святоотеческие тексты, в которых раскрывается богоустановленность иерархического порядка в Православной Церкви и каноническая ответственность за нарушение этого порядка. Церковь с самого начала своего земного бытия была собранием верующих во Христа, иерархически организованным под водительством апостолов и епископов, получивших преемство от апостолов. Протоиерей Николай Афанасьев так пишет об этом: «Само наименование Церкви, которое мы находим с первых времен ее существования, заключает в себе идею организованного народа, а не сборища [или] толпы, которая исключает из себя порядок и строй…» 3 . В первые церковные общины самими апостолами поставлялись епископы и пресвитеры для совершения Евхаристии. Наличие предстоятеля евхаристического собрания было необходимым условием существования церковной общины. Как пишет тот же автор: «Ни одна Церковь не могла существовать ни одного дня без предстоятеля» 4 . Значение церковной иерархии огромно. На протяжении столетий иерархическое служение обеспечивает тождество строя Церкви, преемственность благодатной жизни, неповрежденность веры. Наличие епископства и священства в Церкви обеспечивает ее единство. Поэтому вслед за святым апостолом Павлом обращаемся мы ко всем верным: Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях (1 Кор. 1:10). 1 — Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 3. СПб., 1897. С. 408. 2 — Преподобного и богоносного отца нашего аввы Исаии, отшельника египетского, духовно-нравственные слова. 2-е изд. Сергиев Посад, 1911. С. 326. 3 — Афанасьев Николай, прот. Церковь Духа Святого. V. 2. 1. 4 — Там же. V. 1. 1. Издательство Московской Патриархии /Патриархия.ru

http://patriarchia.ru/db/text/2678474.ht...

1 . История Российской иерархии, собранная епископом, бывшим Пензенским и Саратовским, Амвросием, а ныне вновь пересмотренная, исправленная и умноженная. – 2-е изд. – Киев: Тип. Киево-Печерской Лавры, 1827. Т. 1, ч. 1. – 1827. – XXII, 685 с. 2 . История Российской иерархии, собранная Новгородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием. – М.: Синод, тип., 1807–1815. 1807. – 677 с. разд. паг. 1810. – 821 с. разд. паг. 1811. –762, V с. 1812.–887, V с. 1813. – 738, III с. 4.1. 4.2. Ч.3. 4.4. 4.5. 4.6. – 1815. – 1148, III с. 3 . Описание Антониева Новгородского монастыря. – М.: Синод, тип., 1810. – 154 с. 4 . Описание Кириллова Белозерского монастыря, учиненное первоклассного Юрьевского монастыря архимандритом и Новгородской семинарии ректором Амвросием. – [М.: Синод, тип.], 1811. – 117 с. Василий Васильевич Болотов (1854–1900) Василий Васильевич Болотов родился в 1854 году в селе Кравотыни Тверской губернии в семье дьячка Троицкого собора города Осташкова. В девять лет он был отдан в Духовное училище в городе Осташкове. В 1869 году поступил в Тверскую Духовную семинарию, в 1875 году – в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, которую закончил в 1879 году со степенью магистра богословия. В.В. Болотов защитил диссертацию на тему «Учение Оригена о Святой Троице»; защита, по свидетельству современника, «была истинным праздником избранника науки». Василий Васильевич Болотов оставил огромное количество научных трудов. С 1893 года он член-корреспондент Императорской Академии наук, в 1896 году получил ученую степень доктора церковной истории. С 1879 года В.В. Болотов преподавал в Академии на кафедре древней церковной истории, в 1885 году был утвержден в звании экстраординарного профессора. При своей непрестанной напряженной учебной и научной деятельности Василий Васильевич принимал живое участие в делах внутренней жизни Академии, в частности, ему было поручено составление правил о приеме студентов в Академию. Особенно важное значение имела деятельность Болотова в 1890-х годах в качестве члена и делопроизводителя Старокатолической комиссии, затем по делу о присоединении несториан и по вопросу о реформе календаря. В 1898 году он был приглашен к работе Комиссии по переводу богослужебных книг на финский язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3.1. Общие положения 3.1.1. В структуру Церкви входят епархии, включающие Приходы, объединенные в Благочиния. Уставы епархий, в которых определяется их правовой статус, полномочия епархиальных архиереев, других органов епархиального управления и иные положения, необходимые для деятельности епархий, утверждаются Синодом ЭПЦ МП в соответствии со священными канонами, каноническим уставом Московского Патриархата и настоящим Уставом. Государственная регистрация епархий в качестве юридических лиц осуществляется в соответствии с законом. 3.1.2. Высшими органами церковной власти и управления в ЭПЦ МП являются Собор ЭПЦ МП и Синод ЭПЦ МП во главе с Предстоятелем ЭПЦ МП. 3.1.3. Органами епархиального управления являются Епархиальное Собрание и Епархиальный Совет во главе с епархиальным архиереем. Органами приходского управления являются Приходское Собрание и Приходской Совет во главе с Настоятелем. Органы монастырского управления определяются уставом Монастыря. 3.1.4. Судебная система в ЭПЦ МП устанавливается священными канонами и «Положением о церковном суде» Московского Патриархата. Высшей церковно-судебной инстанцией для клириков и мирян ЭПЦ МП согласно Томосу Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 26 апреля 1993 года является церковный Собор ЭПЦ МП. В разбирательстве судебных дел клириков участвуют с правом голоса только его члены в священном сане. Положение о судебной системе ЭПЦ МП утверждает Синод ЭПЦ МП на основании Положения о церковных судах Московского Патриархата. 3.2. Иерархия клира 3.2.1. В ЭПЦ МП действует трехстепенная иерархия носителей священного сана: архиереи, священники и диаконы. 3.2.2. Архиерей по преемству благодати от Святых Апостолов обладает всей полнотой иерархической власти в делах вероучения, священнодействия и пастырства. 3.2.3. Священник — пастырь, совершающий богослужения и священнодействия, действующий в пределах, предписанных правящим Архиереем. 3.2.4. Диакон — священнослужитель, помогающий Архиерею или священнику при совершении богослужений и священнодействий.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5193387...

В неофиц. части помещались слова, беседы, поучения и речи правящих и викарных архиереев, ректоров ДС, а также иером. Евдокима (Мещерского; впосл. архиепископ Нижегородский, обновленческий митрополит), прот. Арсения Вихрова, прот. Александра Устьинского, священников Григория Яковцевского, Михаила Тихомирова, Михаила Либеровского, Аркадия Астреина, Александра Ваучского и др. клириков епархии, преподавателей ДС. Церковно-исторический и краеведческий интерес представляют исследования по истории Новгородской земли и епархии, ее иерархии и учебных заведений, особенно «Начало христианства в Новгороде: Учреждение Новгородской епархии» А. В. Гедевского (1894. 1. С. 24-28); «История Новгородской ДС» В. А. Смирнова (1894. 2, 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17, 18, 20, 24; 1895. 3, 5, 7, 11, 13, 22, 24; 1896. 3, 11, 12, 16, 21, 24; 1897. 5, 6, 14, 21, 22; 1898. 2, 7, 18, 24; 1899. 20; 1900. 1, 4, 12/13, 21; 1901. 2, 3, 6, 24; 1902. 2, 4, 21, 22); «Иерархи Новгородской епархии» К. Я. Здравомыслова (1894. 10, 16, 18, 20; 1895. 2, 4-6, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 21, 24; 1896. 1, 3, 7, 8, 14, 17, 19, 20, 22, 24; 1897. 2-4); «Границы Новгородской обл. до пол. XIV ст.» (1894. 15. С. 695-708) и «Новгородская епархия в 1-й пол. XVIII в.» (1896. 5, 6, 16; 1897. 10, 11, 14) Финикова (он же, вероятно, анонимно публиковал разнородные архивные материалы в 1903-1916 гг.: в 1903-1904 гг. под рубрикой «Из прошлого епархии», в 1908-1909 гг.- «Старинные дела архива Новгородской духовной консистории» и т. п.); «Указатель литературы по истории Новгорода» В. В. Розина (1895. 19, 20, 22, 24; 1896. 1, 5, 6); «Алфавитный указатель селений Новгородского у. Вотской пятины 1500 г.» иером. Сергия (Тихомирова; впосл. митрополит Токийский) (1897. Прил. 15-17); «Кафедра Новгородских святителей со времени покорения Новгорода Московской державе в 1478 г. до кончины последнего митр. Новгородского Иова в 1716 г.» прот. Павла Тихомирова (1897. 23; 1898. 2, 3, 5-7, 11, 13-15, 17, 19, 20, 22-24; 1899. 1, 3, 4, 8, 11, 14/15, 18, 21, 23; 1900.

http://pravenc.ru/text/2577777.html

3. В греческом тексте употреблено слово ευεο, что в данном месте, по толкованию Златоустого (in 1 Tim. hom.13. п.1), обозначает старших пастырей церкви - епископов, среди которых первое место занимал сам апостол Павел. См. архим. Иоанн, упом. соч., I,139, прим. 294, и митр. Макарий, Догм. бог. (Спб. 1857), II, 380, прим. 83. 4. Drey, упом. соч., S.25. Арх. Иоанн, I,139, относительно этого привел несколько примеров из апостольского времени. 5. Синтагма М. Властара, X, гл. 5, с указанием на 49 пр. Карф. (в Аф. Синт., VI, 501, или в русском переводе Синт. Властаря, изд. 1892, стр.398-399). 6. Аф. Синт., II, 3 [Ср. русский перевод в изд. " Правила с толкованиями " , I, стр.13-14]. 7. См. архиеп. Вениамин, Новая Скрижаль. Спб., 1853. III, 39 и сл. Правило 2. Пресвитера и диакона и прочих причетников да поставляет един епископ (Ап. пр. 26, 70; I Всел. 19; Трул. 33; VII Всел. 14; Гангр. 6; Лаодик. 24, 26, 30; Василия Вел. 51, 89). В 1-м Ап. правиле говорится о поставлении епископа, а в этом (2) речь идет о поставлении всех прочих духовных лиц: пресвитера, диакона, иподиакона, чтеца, певца, заклинателя и придверника (Лаод. 24). Из них два первых так же, как и епископ, принадлежат к священной иерархии, и как таковые называются священнослужителями, остальные же называются церковнослужителями или клириками, в более широком смысле слова, и не принадлежат к священной иерархии Первые (пресвитер и диакон) поставляются через хиротонию, совершаемую в алтаре, а вторые через хиротесию (εοε), совершаемую вне алтаря Право совершать как хиротонию пресвитера и диакона, так и хиротесию прочих клириков, или, как говорит это правило, поставлять всех этих лиц принадлежит исключительно одному епископу Это право епископа основывается на Св. Писании (Тит.1:5; 1Тим.5:22), и он будет законно исполнять это право лишь в том случае, если сам получил его правильно от тех, которые законом призваны дать ему это право, и которые сами получили его чрез непрерывное иерархическое преемство от св. Апостолов; ибо, по церковному верованию, основу законности иерархии составляет именно это преемство, непрерывно продолжающееся от Апостолов до настоящего времени.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1311...

Вступление Глава I. Иерархия и паства Глава II. Монастыри Глава III. Богослужение Глава IV. Духовное просвещение, учение и письменность Глава V. Церковное управление и преимущества духовенства Глава VI. Состояние веры и нравственности Глава VII. Отношение Русской Церкви к другим церквам Комментарии к книге 2 (тт. 1-3) КНИГА ТРЕТЬЯ От редакции История Русской Церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240–1589)   Отдел первый. Состояние Русской Церкви от митрополита Кирилла II до митрополита святого Ионы, или в период монгольский (1240–1448) ТОМ 4 Вступление Глава I. Иерархия I. Первые четыре митрополита (1243–1354): 1. Кирилл II; 2. Максим; 3. Петр; 4. Феогност II. Время святительства митрополита Алексия (1354–1378) III. Смутное время в митрополии и митрополит Киприан (1378–1406) IV. Время святительства митрополита Фотия и его преемники (1410–1448) V. Русские епархии Глава II. Паства I. Умножение паствы: успехи православной веры между монголами II. Успехи православной веры в Литве и состояние там православия III. Обращение к христианству жителей Перми IV. Уменьшение православной паствы от раскола стригольников Глава III. Монастыри I. Монастыри в Юго-Западной России II. Монастыри в Восточной России 1. В первый, тягчайший период монгольского ига 2. Во второй период монгольского ига III. Монастыри в Новгородской области и других северных IV. Устройство и внутреннее состояние монастырей Глава IV. Богослужение I. Святые храмы, иконы и кресты II. Святые мощи, праздники и посты III. Богослужебные книги и отдельные чинопоследования IV. Святые таинства и другие священнодействия V. Церковное пение и церковные вещи ТОМ 5 Глава V. Церковное право I. Правила и постановления собственно церковные 1. Древние и основные, заключающиеся в Кормчей 2. Правила и постановления новых Соборов и Цареградских патриархов по делам Русской Церкви 3. Правила и постановления наших митрополитов 4. Постановления наших епископов II. Гражданские узаконения на пользу Церкви 1. Узаконения греческих государей, вошедшие в состав Кормчей

http://sedmitza.ru/lib/text/435711/

«Жен», которые упоминаются в 1 Тим 3. 11 после диаконов (1 Тим 3. 8–10) и которые обычно трактуются как жены диаконов (ср. в синодальном переводе: «Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем» — слова «их должны быть» являются интерполяцией переводчиков), что может быть верной интерпретацией (так, в 1 Тим 3. 12 ап. Павел продолжает говорить о диаконах-мужчинах), некоторые исследователи считают диакониссами (см., напр.: Никодим [Милаш], еп . Правила. Т. 1. С. 367; Truesdell . 1968). Такое отождествление «жен» из 1 Тим 3. 11 с диакониссами небесспорно, как и отождествление служений св. Фивы из Рим 16. 1–2 и позднейших диаконисс, хотя и имеет обоснование в святоотеческой письменности. Климент Александрийский ( Clem . Alex . Strom. 3. 6. 53. 3–4) называет этих «жен» «женщинами-диаконами» (διακνων γυναικν; впрочем, он мог и не иметь в виду диаконат в иерархическом смысле), на том же настаивают свт. Иоанн Златоуст ( Ioan . Chrysost . In 1 Tim. 11), блж. Феодорит Кирский ( Theodoret . In 1 Tim. 3. 11) и другие. В письме Плиния Младшего к императору Траяну, одном из самых ранних свидетельств о гонениях на христиан в Римской империи (написано в начале II века), упоминаются 2 «служительницы» (лат. ministrae; см.: Plin . Jun . Ep. 10. 96–97). Исследователи, отстаивающие позицию о появлении диаконисс уже в апостольскую эпоху, также отождествляют их с раннехристианскими диакониссами. Тем не менее в «Апостольском предании» (III век), считающемся древнейшим после «Дидахе» литургико-каноническим памятником, из женских церковных степеней упомянуты лишь вдовицы и девы. Вопрос о возможном отождествлении служений вдовиц и диаконисс не раз ставился в науке (см., напр.: Gryson . 1972; Постернак . 1996. С. 211–212), но не получил окончательного решения. С бесспорностью диакониссы как одна из степеней церковного клира впервые упомянуты в «Дидаскалии апостолов» (1-я половина III века), где описаны и их основные функции (Didasc. Ap. 16. 3): помощь при Крещении женщин (помазание их по всему телу св. елеем и восприятие от крещальной купели), посещение женщин в их домах с целью оказания помощи в болезни и проч. (делать все это диакону-мужчине не вполне прилично и разрешается, согласно «Дидаскалии апостолов», лишь в случае отсутствия диакониссы), участие в общении епископа с женской частью общины — все эти стороны служения диаконисс близки к служению диаконов-мужчин в ранней Церкви, но в отличие от диаконов диакониссы не имели специальных функций за общественным богослужением.

http://pravmir.ru/diakonissa/

2.5. В ЭПЦ МП совершаются все религиозные чинопоследования, принятые в Православной Церкви, совершаемые как в храме, так и вне его: общественные богослужения суточного круга — Божественная Литургия, Всенощное бдение, вечерня, повечерие, утреня, часы; таинства: Крещение, Миропомазание, Причащение, Исповедь, Браковенчание, Рукоположение в священный сан, Соборование; различные молебствия: Молебен, Панихида, Отпевание усопших, Водоосвящение, Крестные ходы и др. 2.6. За богослужениями возносятся имена Патриарха Московского и всея Руси и Предстоятеля ЭПЦ МП. 2.7. Церковные учреждения и приходы ЭПЦ МП могут проводить религиозную, просветительскую, образовательную и благотворительную деятельность; организовывать богослужения в детских садах, учебных заведениях, больницах, военных частях, тюрьмах и в других учреждениях с согласия их собственника или органа управления. 2.8. Религиозные чинопоследования совершают священнослужители: архиереи, священники и диаконы, которым помогают иподиаконы, пономари, псаломщики и певчие. 2.9. Во время совершения чинопоследований духовенство использует специальную богослужебную одежду — облачение. Вне богослужений, в бытовой жизни духовенство употребляет одежду православных клириков (подрясник или рясу), поверх которой архиерей носит панагию, а священник — наперсный крест. 3. СТРУКТУРА И УПРАВЛЕНИЕ 3.1.1. Структурную основу Церкви составляют Приходы, объединенные в Благочиния. 3.1.2. Высшими органами церковной власти и управления в ЭПЦ МП являются: Собор ЭПЦ МП и Синод ЭПЦ МП во главе с Предстоятелем ЭПЦ МП. 3.1.3. Органами приходского управления являются Приходское Собрание и Приходской Совет во главе с Настоятелем. 3.1.4. Право церковного суда принадлежит Синоду ЭПЦ МП, состоящему из лиц в духовном сане во главе с Предстоятелем ЭПЦ МП. 3.2. Иерархия клира 3.2.1. В ЭПЦ МП действует трехстепенная иерархия носителей священного сана: архиереи, священники и диаконы. 3.2.2. Архиерей по преемству благодати от Святых Апостолов обладает всей полнотой иерархической власти в делах вероучения, священнодействия и пастырства.

http://patriarchia.ru/db/text/56442.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010