В московский обновленческий лжесинод официальное извещение о «Вселенском Соборе» архимандрит Василий передал 2 января 1926 г. Обновленцы в очередной раз выразили по этому поводу радость, но в то же время и озабоченность. В обращении к Патриарху Василию после дежурных слов про «свои горячие упования» они писали: «Нам неизвестно, в какой именно плоскости предполагается ставить намеченные в программе вопросы, какие предположены доклады, каков будет порядок ведения дел, на каком языке будет вестись деловая работа Собора, сколько предположительно времени продолжится работа Вселенского Собора, будут ли приглашены представители инославных церквей и на каких именно началах, будет ли предоставлено равноправие тем русским иерархам, кои, находясь в эмиграции, лишились своих кафедр, а Соборами 1923 и 1925 г. лишены всех иерархических прав». Раскольники явно не были уверены в том, что решения «Вселенского Собора» будут в их пользу, и пытались заранее подстраховаться на этот счет. «Священный Синод» выражал Патриарху Василию «совершенно естественное желание и просьбу – включить представителя РПЦ в состав Подготовительной Комиссии для согласования подготовительной работы на месте с деятельностью Подготовительной Комиссии» 340 . Украинским обновленцам копию письма Патриарха Василия о «Вселенском Соборе» архимандрит Василий направил даже на два дня раньше, чем российским, – 31 декабря 1925 г. 341 (в один день с извещением председателя ВВЦС). Они, в свою очередь, приветствовали Константинопольского Патриарха с Рождеством и Новым годом, а тот в ответ обратился 1 февраля 1926 г. к «Высокопреосвященнейшему Председателю Свящ. Украинск. Синода Кир-Пимену» с письмом о том, что он «с материнскою радостью» выслушивает «о развитии благочестия в украинском православном народе» 342 . Проблемы украинской автокефалии Патриарх Василий по-прежнему не затрагивал, но возглавляемые Пименом (Пеговым) обновленцы Украины могли радоваться и простому обмену официальными приветствиями с Константинопольской Патриархией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2018/12/09, 17:00:28 Дорогие отцы, мой духовный отец благословляет брать электронный паспорт, я за дочь спрашивала, ей сейчас 12 лет, а с 14 лет будут выдавать электронный.Я с ним не согласна.Он опирается на сдова Порфирия Кавсокаливита.Кому верить?Является ли это непослушанием духовному отцу? Виктория 2018/12/09, 15:11:20 Дорогие братья во Христе, прошу Ваших Святых молитв о духовном отце архимандрите Викторе, в связи с ситуацией на Украине, и о моем муже р.Б.Олеге, он согласился венчаться только в новой украинск. Церкви, а я туда не пойду, как мне быть?Еще прошу выслать если возможно поясок Пресвятой Богородицы.Спаси Господи.Буду ждать вашего ответа Виктория 2018/12/09, 09:45:10 Святые отцы!! Прошу у вас молитв за упокоении н.п. Сергия!!! Спаси Господи! Спасибо! Наталия 2018/12/09, 08:06:12 Дорогие братья во Хр­исте! Прошу молиться за моих близких, ум­оляю! Вот наши имена: Артемий, Александра, болящая Ольга, мла­денцы Богдан и Ангел­ина, Дария, Александ­р. Все крещены в Пра­вославии. Пожалуйста, не отвернитесь от моей просьбы. Пусть всё у нас наладится. Спаси Господи! С уважением, раб Бо­жий Артемий Артемий 2018/12/08, 13:45:31 Дорогие о Господе отцы и братия Святой горы Афон! У меня сильные сильные немощи, состояние бессилия, а нужно делать дела. Прошу ваших святых молитв на Божию помощь, милость, заступление и исцеление меня грешнаго р.б. Олега и супругу р.б. Ирину. Спаси вас Господи! 2018/12/07, 21:30:54 Дорогие отцы и братия Святой Горы Афон! Прошу сугубых молитв, одолевают искушения, не могу уже 5 месяц причастится. Надлом происходит при подготовке к причастию. Я могу прочитать все нужные каноны, не есть скоромное вести себя тихо и безмолвно, но прежде чем идти на вечернею службу обостряются болячки, вегето-сосудистая дистония, сильно падает давление, спазм шеи, полу обморочное состояние. Я очень хочу причаститься. Я работаю при храме дворником. Часто исповедуюсь, стараюсь. Один батюшка говорит что нужно 1 раз в месяц. Недавно мой друг священник сказал мне причащаться 2 раза в неделю а Великий Пост 1 раз в неделю. Я все понимаю, я сам бы рад был бы и счастлив хотябы раз в месяц причащаться, но не получается.....дорогие отцы и братия помолитесь обо мне (о здравии Арсения), чтобы Господь сподобил причаститься. Благодарю вас за молитвы, за поддержку и помощь, дай Бог вам радости духовной, мира и тишины, сил и крепости! Низкий поклон!

http://isihazm.ru/?id=1785&c_pid=45

некоторое время существовала также Киевско-Литовская митрополия наряду с Киевско-Московской. Резиденция Киевских митрополитов, в зависимости от обстоятельств, складывавшихся на самой Руси, но с ведома Константинополя, переносилась несколько раз: из Переславля в Киев, оттуда во Владимир-на-Клязьме и, наконец, в Москву. Константинопольские патриархи требовали от митрополитов представления сведений о положении церковных дел на Руси и осуществляли высший надзор за их деятельностью. В патриаршей грамоте 1354 г. было сказано, что Киевский митрополит должен не реже чем раз в два года являться с докладом в Константинополь или, по крайней мере, присылать своих уполномоченных. В Константинополе окончательно разрешались споры, возникавшие на Руси, например, о посте в среду и пятницу, если на эти дни приходятся великие праздники. Константинопольской Патриархии принадлежало и право суда над русскими митрополитами по жалобам на них со стороны епископов или князей, право получения денежной дани от митрополии, право ставропигии. Из Константинополя присылалось на Русь святое миро. В эпоху удельной раздробленности власть общерусского митрополита, поставленного за пределами Русского государства и существовавшая независимо от местных князей, служила сохранению единства Русской Церкви, единению Руси, противодействовала сепаратистским тенденциям удельных княжеств. Высшая власть над епархиями принадлежала митрополиту с собором епископов. Митрополит с собором открывал новые епископские кафедры, но в этом деле часто решающее значение имела воля великого или удельного князя; в отдельных случаях на это требовалось согласие патриарха. Митрополит Иоанн II настаивал на том, чтобы «учащение епископий», то есть учреждение новых епархий, совершалось с крайней осторожностью. Митрополиту принадлежало право поставления епископов. Вопрос о замещении вдовствующих кафедр митрополит согласовывал с князем. В Новгороде владыки избирались народом и клиром и только посвящались митрополитом и епископами. Митрополит созывал епископов на собор и председательствовал на нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Константинопольскому Патриархату вместе с Синодом и в согласии с Императором принадлежали следующие права по отношению к Русской Церкви: посвящение русских митрополитов, которое при расширительном толковании этого права соединялось обычно и с назначением их, чаще всего из греков. За время зависимости Русской Церкви было лишь несколько исключений из этого правила. Русские по происхождению митрополиты Иларион и Климент Смолятич были поставлены по воле русских князей и посвящены русскими епископами, но в Константинополе их митрополитами не признавали и от своих прав назначать на Русь Первоиерархов не отказывались. Назначенные по воле великих князей и родом русские митрополиты Кирилл III, святой Пётр и святой Алексий посвящались в Константинополе. Константинопольскому Престолу принадлежало также право регулирования русского церковного устройства. В Константинополе издавали грамоты об учреждении новых митрополичьих кафедр на Руси, о перенесении кафедры митрополита из одного города в другой. В 1303 году помимо Киевской митрополии была основана независимая от неё митрополия в Галиче, которая с тех пор несколько раз упразднялась и восстанавливалась вновь. В XIV веке некоторое время существовала также Киевско-Литовская митрополия наряду с Киевско-Московской. Резиденция киевских митрополитов, в зависимости от обстоятельств, складывавшихся на самой Руси, но с ведома Константинополя, переносилась несколько раз: из Переяславля в Киев, оттуда во Владимир-на-Клязьме и, наконец, в Москву. Константинопольские Патриархи требовали от митрополитов предоставления сведений о положении церковных дел на Руси и осуществляли высший надзор за их деятельностью. В патриаршей грамоте 1354 года было сказано, что Киевский митрополит должен не реже чем раз в два года являться с докладом в Константинополь или, по крайней мере, присылать своих уполномоченных. В Константинополе окончательно решались споры, возникавшие на Руси, например, о посте в среду и пятницу, если на эти дни приходятся великие праздники.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Константинопольскому Патриарху вместе с Синодом и в согласии с императором принадлежали следующие права по отношению к Русской Церкви: посвящение русских митрополитов, которое при расширительном толковании этого права соединялось обычно и с назначением их, чаще всего из греков. За все время зависимости Русской Церкви было лишь несколько исключений из этого правила. Русские по происхождению митрополиты Иларион и Климент Смолятич были поставлены по воле русских князей и посвящены русскими епископами, но в Константинополе их митрополитами не признавали и от своих прав назначать на Русь первоиерархов не отказывались. Назначенные по воле великих князей и родом русские митрополиты Кирилл III, святой Петр и святой Алексий посвящались в Константинополе; константинопольскому престолу принадлежало также право регулирования русского церковного устройства. В Константинополе издавали грамоты об учреждении новых митрополичьих кафедр на Руси, о перенесении кафедры митрополита из одного города в другой. В 1303 г. помимо Киевской митрополии была основана независимая от нее митрополия в Галиче, которая с тех пор несколько раз упразднялась и восстанавливалась вновь. В XIV веке некоторое время существовала также Киевско-Литовская митрополия наряду с Киевско-Московской. Резиденция Киевских митрополитов, в зависимости от обстоятельств, складывавшихся на самой Руси, но с ведома Константинополя, переносилась несколько раз из Переяславля в Киев, оттуда во Владимир-на-Клязьме и, наконец, в Москву; константинопольские Патриархи требовали от митрополитов представления сведений о положении церковных дел на Руси и осуществляли высший надзор за их деятельностью. В патриаршей грамоте 1354 г. было сказано, что Киевский митрополит должен не реже, чем через два года являться с докладом в Константинополь или, по крайней мере, присылать своих уполномоченных; в Константинополе окончательно разрешались споры, вспыхивавшие на Руси, например, о посте в среду и пятницу, если на эти дни приходятся великие праздники;

http://sedmitza.ru/lib/text/432410/

Сразу после окончания Академии общее собрание профессоров Академии и митрополит Филарет обратились в Святейший Синод с просьбой о присуждении иеромонаху Макарию магистерского звания, что и было сделано спустя почти два года. А пока, в звании бакалавра, иеромонах Макарий был оставлен на службе в Академии. На него была возложена ответственнейшая задача — начать в Киевской Духовной Академии чтение лекций по русской церковной и гражданской истории. До 1841 г. в Киевской Академии не было специальной кафедры истории, и ее возникновение несомненно связано с приходом в преподавательский состав молодого бакалавра иеромонаха Макария. 28 июля 1841 г. Академическая Конференция постановила: «Необходимо определить для преподавания сих предметов (русская церковная и гражданская история.— Ред.) особого наставника, отделив по два часа в неделю в низшем отделении для преподавания российской гражданской истории, а в высшем — церковной русской истории и назначив для сего окончившего курс студента, иеромонаха Макария» . Вводная часть курса по истории Русской Церкви включала в себя «исследование о начатках христианства в России до крещения великого князя Владимира». Это исследование вскоре было опубликовано автором в журнале «Христианское Чтение» , а потом и отдельным изданием . Впоследствии иеромонахом Макарием были прочитаны лекции по домонгольскому (988–1240 гг.) периоду истории Русской Церкви , собственно монгольскому и последующему (1240–1558 гг.) периодам. В этом же учебном году бакалавром Макарием Булгаковым был прочитан курс гражданской истории на низшем отделении Академии . С новым 1842 г. к преподавательским обязанностям иеромонаха Макария прибавились и обязанности административные: молодой ученый получил благословение временно принять на себя труд ректора Киевско-подольских духовных училищ, труд, сопряженный с огромной ответственностью за более чем 500 учащихся, их жизнь и учебу. Новый ректор подверг тщательному исследованию все стороны жизни училищ и выявил серьезные недостатки, исправлению которых было посвящено его полугодовое пребывание на этом посту. Позднейшие биографы отмечали, что деятельность в качестве ректора Киевско-подольских духовных училищ показала, что в иеромонахе Макарии «счастливо совмещались выдающиеся умственные дарования и трудолюбие любознательного ученого с замечательным практическим тактом административного деятеля».

http://sedmitza.ru/lib/text/435720/

Новомученики: Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва) www.fond.ru. Кормчий . Памяти священномученика Владимира (Богоявленского). – 7 февраля. Фото из архива автора//Фома. - – февраль 2009. – С.36-37. – (раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). В качестве врезки - « Цитата » (из последнего обращения митрополита Киевского священномученика Владимира к киевской пастве в 1917 году) – С.37. Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский, - первый иерарх, пострадавший в начале гонений на Церковь в ХХ столетии. 7 февраля по дню его мученической кончины отмечается память Собора новомучеников и исповедников Российских. Митрополит Владимир (в миру Василий Никифорович Богоявленский) родился в 1848 году в Тамбовской губернии, в 1874-м окончил Киевскую Духовную академию, в 1882-м рукоположен во священника, в 1886-м пострижен в монашество с именем Владимир и возведен в сан архимандрита, в 1888 г. – хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, в 1892 г. – назначен экзархом Грузии с возведением в сан архиепископа, в 1898 г. – на Московскую кафедру с возведением в сан митрополита, в 1912 г. – митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, в 1915 г. – митрополитом Киевским. Был арестован 25 января 1918 года, на второй день после захвата большевиками Киевско-Печерской Лавры, и в этот же день жестоко убит. В 1992 году причислен к лику Святых, а 20 июля того же года были обретены мощи священномученика, которые положены рядом с мощами преподобных в Дальних пещерах Киевско-Печерской Лавры. ЛЮДИ (раздел). – С.38-57. Сергей Степашин « Меня потряс подвиг православных священников в Грозном ». Беседовала Алина Дальская . Фото ИТАР-ТАСС, Russian Look, Владимира Ештокина//Фома. - – февраль 2009. – С.38-41. – (раздел « Люди »). Имеется биографическая справка « Сергей Вадимович Степашин » (С.39).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-70-f...

Фромм Э. Человек для себя [Электронный ресурс]/Э. Фромм; пер. с англ. и послесл. Л. А. Чернышевой. Режим доступа: http://psylib.org. ua/books/fromm04/txt11.htm (дата обращения: 14.07.2016). Фудель С. И. Священное Предание. [Электронный ресурс]/С. И. Фудель. Режим доступа: (дата обращения: 18.07.2016). Хойнацкий А., прот. Практическое руководство для священнослужителей при совершении святых Таинств/прот. А. Хойнацкий. — М.: 1882. — 148 с. Шмеман А. Д, протопресв. Водою и Духом/протопресв. А. Д. Шме- ман, протопресв. Н. Афанасьев. Вступление в церковь. М.: Православ. Свято-Тихон. гуманитар. унт, 2004. — 454 с. Шмеман А. Д., протопресв. Исторический путь Православия/протопресв. А. Д. Шмеман. — Киев: Пролог, 2003. — 414 с. Шполянский Михаил, свящ. Десять Заповедей Закона Божьего: их практическое применение в жизни/свящ. Михаил Шполянский. —  М.: Образ; Киев: Дух i Лггера, 2005. — 128 с. Электронные ресурсы http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/ http://theme.orthodoxy.ru/ http://www.pravoslavie.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki/ Научный богословский портал URL: http://www.bogoslov.ru/Портал «“Древо”. Открытая православная энциклопедия». URL: http://drevo-info.ru/ Портал «Азбука веры». URL: http://azbyka.ru/ Портал «Аргументы и факты». URL: http://www.aif.ru/ Портал «Библиологический словарь». URL: http://bibliologiches- kiy.academic.ru/ Портал «Государственный музей истории религии». URL: http://gmir.ru/ Портал «Православная энциклопедия». URL: http://pravoslavnaya. academic.ru/ Портал «Православное чтение. Информационно-просветительский проект». URL: http://www.zavet.ru/ Портал «Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата». URL: http://www.patriarchia.ru/ Портал «Свод житейской мудрости». URL: http://www.wisdom- code.info/ru/quotes/authors/ Портал «Центр “Интеллект”». URL: http://www.intellectspb.ru/v2/3.html Дополнительная литература Мень А., прот. Библиологический словарь: В 3 т./прот. А. Мень. — М.: Фонд имени Александра Меня. – 2002. — 1690 с.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Деятельное участие учеников и почитателей Ф. Студита в эпоху восстановления православия весьма выразительно отмечается в литературе житий. Здесь следует напомнить тот мотив, слабо помеченный в летописи, что инициатива в деле восстановления православия принадлежала регенту Мануилу, который под влиянием студийских монахов, исцеливших его от болезни, неоднократно делал представления царице о необходимости восстановления православия. Этот мотив, будучи, по всей вероятности, заимствован из житий, развит в агиографической литературе, и именно – в чудесах, приписываемых подвижникам Студийского монастыря. Так, в жизнеописании Николая Студита сообщается чудо, содеянное святым над патрицием Мануилом. Раз Мануил, приговоренный врачами к смерти, обратился за помощью к святому. Этот предсказал ему выздоровление и присовокупил, что его ожидает высокая служебная карьера 48 . Подобная же черта отмечена в жизни Ф. Студита. Благодать исцеления здесь сообщена, впрочем, Варде, брату царицы Феодоры, когда он был военачальником на Востоке 49 . В литературе житий отмечен, далее, тот факт, что святым подвижникам на Олимпе открыто было заранее имеющее вскоре последовать восстановление православия 50 , вследствие чего они, по внушению свыше, отправились в Константинополь и рассказали о видении патриарху Мефодию, убеждая его принять зависящие от него предварительные меры. Здесь благочестивые сказания сосредоточиваются около имени пророчественного Иоанникия и Арсакия. Первому приписывается дар предсказания во многих случаях. Он предсказал Игнатию возведение его в высший духовный сан 51 ; Святой Ирине, посетившей его на пути в Константинополь, предсказал он поступление в иноческий сан 52 , что в особенности свидетельствовало о его даре прозрения, так как Ирина была вызвана по царскому приказу, повелевавшему явиться в Константинополь всем знатным и красивым девицам для выбора из них невесты царю Михаилу. В житиях, наконец, главнейше развит с особенными подробностями едва намечаемый в летописи мотив о предсмертном раскаянии и посмертном прощении Феофила. Мы видели уже развитие его в жизнеописании царицы Феодоры, встречаем его также в жизни святой Ирины 53 . Окончательную обработку получил этот мотив уже в синаксарях.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Брат, вообще очень способный и страдающий с младенчества головными болями (следствия менингита), был не по годам развит, имел свое собственное объяснение мира и себя считал деистом. Его поразил свет свыше без определенных внешних влияний. Я тоже был развит, но не по делам мира сего. Мама, еще неверующая, вопреки своему решению сделать из нас французов, нас послала в летний лагерь русских скаутов. Узнал о России, но мало о вере. Но вот стою, по поводу благодарственного молебна, в том же Парижском соборе, где мама (до или позже, не скажу) возобновила свою веру. Стою и соображаю: вот тут смысл жизни, о котором мне никто не говорил. В этих обрядах, в этом стоянии — высшая мудрость. И тут же решил, что я христианин, и стал мечтать о том, чтоб быть священником. Мы рассказали друг другу свои переживания. Правда, на мои особенно внимания не обратили: по сравнению с братом меня считали недоразвитым. Да и сейчас мои меня считают полублаженным. Точно говоря, это не было у меня обращением: одно событие моего раннего детства доказывает, что уже тогда я мог дать своим католическим товарищам пример сознания святости Божьего храма. Мама стала ходить в церковь, но нас предоставила самим себе. Я тоже стал ходить. Раз я поисповедался у о. Спасского, а после его кончины у его преемника, о. Ельчанинова, тоже один раз. Я почти не говорил по–русски (тогда как в раннем детстве я и писал). Брат решил стать католиком, хотя не был знаком ни с одним католиком. Чтобы приготовиться, он испросил у мамы разрешение провести год в закрытой католической школе, в провинции. Мама и меня послала заодно. Я воспользовался этим, чтобы научиться основным христианским истинам. Но моя встреча с католиками меня вовсе не увлекла. Я только говорил себе самому: «Все, что они делают, очень глупо. Однако нельзя сказать, что у них меньше святости, чем у нас. Значит, должна быть у них какая–то особая помощь свыше». Мне было тогда 15 лет. После просвещенной и свободной парижской жизни пансион был для меня одно что тюрьма. Я очень похож на своего отца, мама этого не понимала, и наши взаимные отношения были одно мучение. Молитесь о ней, р.[абе] Б.[ожией] Марии, она скончалась трагично. А отец мой, тоже покойный, — Леонид. После такого детства понятно, что я страдаю психическим расстройством. При отсутствии морального воспитания я презирал своих неразвитых товарищей, презирал и телесную жизнь, игры, спорт. Наступил кризис. И вот я, 15–летний, не сплю по ночам, находясь в тупике, в полном отвращении от самого себя, в отчаянии. И вдруг, кажется, во второй ночи, я чую, что Кто–то стоит у кровати и что–то испрашивает от меня. Сердце у меня просияло. Что было мне сказано — неизречимо, но я с того дня стал исправляться, даже наложил на себя епитимью (откуда я это взял? А выбрал очень кстати). До сегодняшнего дня стараюсь любить ближнего, но мало успеваю.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010