Никита. [Инфографика] . Значение имени : происходит от греческого ... — победитель; День памяти : 13 февраля; Святитель Никита, затворник Печерский, епископ Новгородский : Жил во второй половине XI века. Был одним из первых пострижеников Киево-Печерской обители. В юности стремился к отшельнической жизни, просился уйти в затвор. Но не получил благословения от игумена монастыря. Ослушавшись настоятеля, впал в прелесть, был искушаем бесом. Из беды Никиту вызволили собратья-монахи: они стали усердно молиться о нем и в конце-концов изгнали из юного подвижника беса. Сам инок покаялся и отдал себя в полное послушание духовнику. Со временем Никита стал священником, а в 1096 году его возвели в епископы и назначили в Великий Новгород. Трудами святителя Никиты в Новгороде было построено несколько храмов. Его же стараниями был создан Антониев монастырь. Ров  для фундамента нового монастырского храма  в честь Рождества Богородицы святитель копал собственными руками. Новгородской епархией управлял 13 лет и мирно скончался 31 января (по новому стилю - 13 февраля) 1109 года. Подготовил Игорь Цуканов ;  Другие святые и известные люди с именем Никита : Великомученик Никита Готский ( IV век ). Родился и жил на берегах Дуная. Еще до крещения стал свидетелем чудесного обретения иконы Божией Матери, позже получившей название «Новоникитская». Уверовал во Христа и принял крещение от готского епископа Феофила, участника I Вселенского Собора. Святой Никита усердно трудился над распространением христианства в своей земле, чем вызвал ненависть язычников. Они схватили его, истязали и конце концов сожгли. Погребен в Киликии (ныне юго-восточная Турция).  День памяти: 28 сентября.  Преподобный Никита Столпник (XII век) — В молодости был сборщиком податей и налогов в Переславле-Залесском, беспощадно  выколачивал из людей последнее. Позже в нем пробудилась совесть, он бежал в монастырь святого мученика Никиты и несколько лет провел в глубоком покаянии. По благословению настоятеля возложил на себя тяжелые вериги, а затем выкопал глубокую круглую яму и стал в ней, возложив на голову каменную шапку. Умер мученической смертью от рук своих родственников, которые, придя к нему ночью, прельстились его блестевшими веригами и крестами, приняв их за серебряные. День памяти: 6 июня; Интересные факты ;Ил.: Святитель Никита, затворник Печерский, епископ Новгородский. Икона; Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря Великого Новгорода; Нетленные мощи святителя Никиты. Фото visitnovgorod.ru; Клейма иконы «Свт. Макарий Московский с житием», Сергиев Посад, 1990-е гг. Прославление святителя Никиты в лике святых состоялось в 1547 году на Соборе, созванном митрополитом Московским Макарием//Фома. - – февраль 2020. – С.26-27. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-2-202-...

Таким образом, даже краткий обзор агиографических и литургических текстов дает нам представление о понимании Церковью содержания святительского подвига. В Русской Церкви избирательность в почитании святителей существовала с самого начала. Первым русским святителем, которому устанавливается почитание, является св. Леонтий, третий епископ Ростовский (ум. ок. 1077 г.). Празднование его памяти впервые совершается в Ростове в 1190 г. в день обретения его мощей (23 мая). Одновременно были обретены мощи его преемника Исаии, однако почитание его памяти установлено не было. Избирательность в данном случае была обусловлена чудесами, совершавшимися при гробе св. Леонтия. К числу наиболее рано канонизированных святителей, почитание которых возникает вскоре после их кончины, относятся митрополиты Московские Петр , Алексий и Иона, а также св. Стефан Пермский 830 . В честь святителей вынимается четвертая частица из «девятичинной» просфоры. В русском чине проскомидии при этом поминают: «Иже во святых отец наших, святителей: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о; Афанасия и Кирилла Александрийских , Николая Мирликийского, Михаила Киевского, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена Московских , Никиты Новгородского, Леонтия Ростовского, и всех святых святителей». Греческий чин останавливается на имени св. Николая, в иерусалимских служебниках к перечню святителей добавляется св. патриарх Иоанн Милостивый 831 . 5.2. Русские святители 832 Русская Церковь почитает более 70 святителей. Как и в Византии, на Руси епископы канонизируются не только за свои аскетические подвиги. Конечно, и в Русской Церкви встречаются святители, у которых иноческий подвиг, по крайней мере, в оценке потомков, несколько преобладает над пастырским: мы больше знаем об их жизни в келии, нежели на кафедре соборных церквей. Таковы епископы, поставленные из иноков Киево-Печерского монастыря: святители Никита Новгородский (†1108), Стефан Владимиро-Волынский (†1049) и Ефрем Переяславский (†1100). Все наши сведения о них исчерпываются рассказами Печерского Патерика, где они упоминаются в числе ближайших учеников свв. Антония и Феодосия: Ефрем – боярин князя Изяслава, один из первых пострижеников монастыря; Стефан, преемник св. Феодосия во игуменстве, которого монашеское недовольство заставило удалиться из обители и основать собственный монастырь в Киеве; наконец, Никита – затворник Печерский, впавший в прелесть 833 и исцеленный по молитвам печерских отцов. О Никите Поликарп, в связи с его избранием на кафедру Новгородскую, говорит: «много чудеса сотвори... и ныне со святыми чтут святого и блаженного Никиту». Это почитание (по-видимому, канонизация) особо выделяет св. Никиту из круга печерских подвижников. Другие свв. епископы почитаются вместе с собором печерских преподобных.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святитель Никита, затворник Печерский, епископ Новгородский Аудио Память 31 января/13 февраля Скачать (MP3 файл. Продолжительность 3:01 мин. Размер 2.2 Mb ) Читает иеромонах Игнатий (Шестаков) Святитель Никита родился в XI веке. Он начал монашескую жизнь в Киево-Печерской лавре. Будучи совсем молодым и пылая рвением, но не обладая еще даром духовного рассуждения, он затворился в пещере вопреки воле игумена, преподобного Никона. Старцы, имеющие опыт духовной брани, вскоре поняли, что послушник заблуждается, и усердно молились о нем. Вскоре пещеру затворника наполнило необыкновенное благоухание. Он услышал голос и, думая, что удостоился Божественного откровения, воскликнул: «Господи, явись мне Сам осязательно, чтобы я видел Тебя!» Таинственный голос ответил ему: «Я посылаю к тебе ангела, а ты исполняй все, что он тебе скажет».      Тогда под видом ангела Божия явился бес. Неразумный послушник, не раздумывая, пал на землю и поклонился ему. Бес приказал ему перестать молиться, говоря, что отныне сам будет молить о нем Господа, и велел посвятить все свое время только чтению Ветхого Завета. Несчастный бездумно повиновался. Он оставил молитву и, утешаемый постоянным присутствием ангела, стал учить наизусть Ветхий Завет. Через некоторое время бес стал открывать Никите события, происходившие в миру, так что казалось, будто затворник получил дар пророчества. Все большее число мирян стало приходить к нему, чтобы услышать предсказания. Однако старцы заметили, что Никита никогда не говорит своим посетителям ничего о Новом Завете. Уразумев, что он пребывает в бесовской прелести, они решили вмешаться, чтобы вывести его из заблуждения. Иноки взломали дверь его пещеры, изгнали своими молитвами лжеангела и вынудили затворника выйти наружу. Никита был спасен от наваждения, но казалось, что он впал в детство. Он вдруг не только забыл весь Ветхий Завет, но даже разучился читать, так что ему снова пришлось учиться, как школьнику. Так, постепенно придя в себя, он понял, в чем была его ошибка, искренне покаялся, проливая обильные слезы, и стал жить в полном послушании и смирении. Он возрастал в святых добродетелях, так что впоследствии был удостоен сана епископа Новгорода Великого. И после блаженной кончины в 1108 году святитель Никита продолжал творить многочисленные чудеса, в особенности исцеления слепых.

http://pravoslavie.ru/59420.html

Святитель Никита, епископ Новгородский, родом киевлянин, – один из первых пострижеников Киево-Печерской обители. Он подвизался там при преподобном игумене Никоне (1078–1088). В молодости инок Никита, желая прославиться среди монахов, стал просить игумена благословить его жить в затворе. Провидя, что Никита желает уединения по тщеславию, преподобный Никон не благословил его. Но ни вразумление игумена, ни опыт преподобного Исаакия, в молодости самовольно затворившегося в келлии и по неопытности впавшего в духовную прелесть, не остановили жаждущего подвигов, но самоуверенного инока: он ушел в затвор. Не прошло и года, как Никита подвергся искушению. Однажды во время молитвы он услышал голос, молившийся вместе с ним, и ощутил некое благоухание. Затем ему явился диавол в образе светлого ангела, которого Никита принял за посланника Вожия. Мнимый ангел повелел затворнику не молиться, а читать книги Ветхого Завета и поучать народ, и при этом обещал молиться вместо Никиты. В скором времени Никита столь усовершенствовался в изучении Ветхого Завета, что знал его наизусть. По внушению искусителя он стал пророчествовать. Так, Никита сообщил князю Изяславу об убийстве Новгородского князя Глеба Святославича. Действительно, вскоре пришла весть, подтвердившая его слова. В летописях сообщается, что князь Глеб был убит 30 мая 1079 года. Так как пророчества Никиты с удивительной точностью исполнялись, то вскоре слава о нем распространилась повсеместно. Многие стали приходить к нему для беседы. Это убеждало затворника в правильности избранного им пути. О молитве же и покаянии Никита и не помышлял. Он часто беседовал о Священном Писании Ветхого Завета, но избегал даже упоминаний имени Господа Иисуса Христа, избегал разговоров о Святом Евангелии. Узнав об этом, святые отцы Киево-Печерской Лавры поняли, что инок находится в опасном состоянии духовной прелести. Они не оставили в беде своего собрата. Преподобные отцы пришли к Никите и по их молитвам к Богу инок был избавлен от греховной прелести. После этого старцы хотели побеседовать с Никитой о Священном Писании, но оказалось, что самовольный затворник не только ни слова не помнит из Ветхого Завета, но даже читать не умеет, так что отцам пришлось заново учить его грамоте.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Послушался и этой прелести духа злобы неопытный затворник; ибо искуситель показывал вид, что он непрестанно молится за него. Никита, успокоенный тем, что за него молится ангел, сам оставил молитвенный подвиг и начал читать книги, и беседовать с приходящими о пользе душевной. Иногда даже предсказывал будущее; ибо тот же искуситель, чтобы укрепить обольщенного, предварял о некоторых событиях. Однажды он послал к в. кн. Изяславу сказать: «сегодня убит в Заволочье племянник твой Глеб Святославич, поспеши послать на княжение в Новгород своего сына Святополка». Вскоре полученная весть оправдала слова прозорливца, и с этого времени народ начал собираться к нему во множестве для пользы душевной. Но вот, что обличило пророка. Никита знал наизусть все книги ветхого завета, но ничего не мог сказать из нового, и даже не хотел о нем слышать. Смутилась братия печерская, узнав об опасности, в какой находился неопытный затворник. Тогда еще находились в живых преподобные: Никон игумен и преемник его Иоанн, Пимен постник, Исаия епископ Ростовский, Матфей и Онисифор прозорливые, Агапит врач, Никола епископ Тмутараканский, Феоктист епископ Черниговский, Григорий чудотворец и Григорий творец канонов, Нестор летописец и Исаакий затворник – тот самый, который сам, не задолго пред тем временем, тоже подвергся тяжкому искушению от духа злобы, и едва был спасен молитвами святых отцев печерских. Этот живый сонм праведников, еще подвизавшихся тогда в пещерах, явившись к обольщенному, силою своей молитвы отогнали от него искусителя. И что же? Когда вывели вон из затвора и стали спрашивать о ветхом завете, тогда Никита искренно признался, что никогда не читал тех книг, которые доселе знал наизусть и это подтвердил клятвою. «К сим же, прибавляет списатель его жития, и ни едино слово знаяше, яко едва научиша его грамоте». Освободившись таким образом молитвами св. отцев от козней искусителя, затворник Никита исповедал пред всеми свой грех , и долго, и горько оплакивал свое глубокое падение. К этому он присовокупил великое воздержание и послушание, и провождал столь смиренное и чистое житие, «яко превзыти ему всех добродетелью».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Мощи прп. Феофана Постника открыто почивают в Антониевой пещере. Обстоятельства жизни его не описаны в памятниках лавры.  Прозвание Постник, с которым известен прп. Феофан, указывает, что строгай пост был тем путем, которым он приблизился к Господу. Преподобный Онуфрий (Молчаливый) Печерский (XII в.) Память его празднуется 21 июля, 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Житие прп. Онуфрия не описано в Патерике. У Кальнофойского (собирателя сведений о святых подвижниках) назван он старцем и чудотворцем, в каноне лавры — любителем молчания. Мощи его почивают открыто в Антониевой пещере. Святитель Никита, затворник Печерский, епископ Новгородский (+ 1108) Память его празднуется 31 янв., на следующий день по преставлению, 30 апр. в день обретения мощей, 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных Свт. Макарием в 1547 и 1549 гг., и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Святитель Никита был постриженником Киевского Печерского монастыря. В самом начале своего иноческого пути, по неопытности своей, он затворился в своей пещере против воли и благословения настоятеля, прп. игумена Никона (память его 23 марта). Печерские старцы поняли, что безрассудный послушник не послушает их, но не переставали следить за ним и молиться за него. Через малое время благоухание наполнило пещеру затворника, и он услышал голоса. «Господи! — воскликнул неосторожный затворник. — Явись мне, дабы я мог лицезреть Тебя». Голос отвечал ему «Я пошлю тебе ангела, твори во всем волю его». Тогда явился ему в виде ангела бес и прежде всего повелел ему перестать молиться, сказав, что молиться будег он сам, а затворнику велел только читать Ветхий Завет. Несчастный послушник и прекратил молитву. Он постоянно видел рядом с собой молящегося ангела и был спокоен, а Ветхий Завет изучил наизусть. Бес же стал говорить ему все, что творится в мире, и затворник начал пророчествовать. К его пещере приходили миряне послушать его. Но старцы заметили, что затворник ничего не говорит от Нового Завега, а только от Ветхого, и поняли, что он в прелести. Они взломали пещеру, молитвой своей изгнали беса и силой вывели из нее затворника. Тогда оказалось, что он не только забыл весь Ветхий Завет, но даже разучился читать, и, когда он пришел в себя, ему пришлось учиться читать, как младенцу. Никита понял свою ошибку, горько оплакал ее и с тех пор стал подвизаться в смирении и послушании. Впоследствии он был возведен на архиепископскую  кафедру Великого Новгорода. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

«Иконописный Подлинник» дает следующее описание внешности святого угодника Божия: «Подобием рус, власы велики, брада аки Никиты мученика, подоле, риза на нем едина разодранна серодикая, правое плечо ного, руки крестообразно, ноги голы». Служба блаженному Исидору была составлена в то время, когда еще можно было опасаться «поганского нашествия», т. е., очевидно, вскоре после кончины святого. На Соборе 1547 года вопрос о составлении службы блаженному Исидору не обсуждался, следовательно, она уже была написана. По свидетельству святителя Димитрия, митрополита Ростовского, по ле его кончины совершались чудесные исцеления людей, приходивших на его могилу с чистой верой и надеждой на помощь. Литература: 1 . Святитель Димитрий, митрополит Ростовский. Жития святых. Т. 9., М., 1912. 2 . О святых, прославленных в Российской Церкви. СПб., 1862. 3 . Толстой М. В. Книга, глаголемая описание о Российских святых... М., 1887. 4 . Бухарев И. Жития святых. М., 1892. 5 . [ Димитрий (Самбикин) , архиепископ.] Месяцеслов святых, всею Русскою Церковью или местно чтимых... Вып. 9. Май. Тверь, 1899. 6 . Жизнеописания угодников Божиих, живших в пределах нынешней Ярославской епархии-Ярославль, 1885. Преподобнаго Никиты, затворника Печерскаго, епископа Новгородскаго (Службу зри 31 января) Тропарь, глас 2: Небеснаго пространства желая,/от юности в тесне месте затворился еси,/в немже прельщен быв от врага,/паки смирением и послушанием победил еси прелестника крепце, Никито,/и ныне, предстоя Христови,/моли спастися всем нам. Кондак, глас 1: Победив вражия лести добле/и светло добродетельми просияв,/святительства одеждою облеклся еси, преславне Никито,/в немже светом жития твоего и чудесы сияя паче солнца,/многих просветив, привел еси Христови,/Егоже моли о нас, поющих тя. МОЛИТВА О, архиерею Божий, святителю Никито, услыши нас, грешных раб твоих, стекшихся днесь в священный храм сей, молящихся тебе и к священной твоей раце притекающих и умиленно вопиющих: якоже седя на престоле святительства в Великом Новеграде сем, и единожды належащу бездождию дождь молитвами свел еси, и паки граду сему, огненным пламенем обстоиму, молитвою пламень огненный угасил еси. И ныне молим тя, о святителю Христов Никито, молися ко Господу еже избавити Великий Новград сей и вся грады и страны христианский от труса, потопа, глада, огня, града, меча и от всех врагов видимых и невидимых. Яко да избранных молитв твоих ради спасаеми, славим Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство ныне и присно и во веки веков. Аминь. Святитель Никита, епископ Новгородский

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Об освобождении от трудного рождения жен. Пресвятей Богородице Феодоровской, августа 16-го. О том же Великомученице Екатерине, ноября 24-го Аще возненавидит муж жену свою неповинно Св. мученикам Гурию, Симону и Авиву, ноября 15-го. О сохранении здравия младецев. Пресвятой Богородице Тихвинской, июня 26-го. О том же. Праведнику Симеону Богоприимцу, февраля 3-го. О избавлении младенцев от родимца. Св. великомученику Никите, сентября 15-го. О исцелении младенцев от оспы Мученику Конону соврийскому, марта 5-го. О просвещении разума к учению грамоте Св. бессребникам Косьме и Дамиану ноября 1-го О изучении иконного писания Св. апостолу Иоанну Богослову, сентября 26-го. О сохранении от внезанные без покаяния смерти Священномученику Садофу, октября 19-го. О том же. Великомучен. Варваре, декабря 4-го. О том же. Священномученику Харлампию, февраля 10-го О избавлении от муки без покаяния. Преподобному Паисию великому, июня 19-го О прогнании лукавых духов от человек и скотов. Преподобн Нифонту, декабря 23-го. О том же Святителю Марофу, февраля 16-го. О избавлении от блудные страсти Преподобн Мартиану, февраля 13-го. О том же Преподобн. Иоанну многострадатель-ному, июля 18-го О том же. Св. мучен. Фомаиде, апреля 14-го. О избавлении от винного запойства. Мучен. Внифантию, декабря 19-го. О том же. Преподобн. Моисею Мурину, августа 28-го О сохранении от пожара или молнии. Пресвятой Богородице неопалимой купине, сентября 4-го. О том же Святителю Никите Новгородскому, января 31-го О бездожии и ведре Св. пророку Илии, июля 20-го. О избавлении от потопления на воде, и бед и печаль. Святителю Николаю чудотворцу, декабря 6-го. О избавлении от скотского падежа. Святителю Модесту, декабря 18-го. О том же. Священномученику Влассию, февраля 11-го. О избавлении от падежа конского. Мученикам Флору и Лавру, августа 18-го. О сохранении скота от съедения зверей. Св. великомученику Георгию, апреля 23-го. О обрет. украденных вещей и бежавших рабов. Мученику Феодору Тирону, февраля 17-го. О том же. Мученику Иоанну воинственнику, июля 30-го.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

930 Хониат Никита. Царствование Алексея Комнина, брата Исаака Ангела. Книга 1, глава 8. С. 138–141. 934 Хониат Никита. Царствование Алексея Комнина, брата Исаака Ангела. Книга 2, глава 2. С. 150, 151. 938 Хониат Никита. Царствование Алексея Комнина, брата Исаака Ангела. Книга 2, глава 6. С. 166, 167. 943 Лебедев А.П. Исторические очерки состояния Византийско-восточной Церкви от конца XI до середины XV века. С. 121–124. 944 Хониат Никита. Царствование Алексея Комнина, брата Исаака Ангела. Книга 3, глава 4. С. 189, 190. 947 Хониат Никита. Царствование Алексея Комнина, брата Исаака Ангела. Книга 3, глава 7. С. 207, 208. 952 Хониат Никита. Царствование Алексея Комнина, брата Исаака Ангела. Книга 3, глава 7. С. 209, 210. 963 Послание папы Иннокентия III о Крестовом походе//История Средних веков. Крестовые походы (1096–1291 гг.)/Под ред. М.М. Стасюлевича. С. 421–423. 973 Виллардуэн Жоффруа де. История завоевания Константинополя//Жуанвилль Жан де Виллардуэн Жоффруа де. История Крестовых походов. М., 2008. С. 33–35. 978 Хониат Никита. Царствование Алексея Комнина, брата Исаака Ангела. Книга 3, глава 9. С. 211, 212. 998 Хониат Никита. О событиях после взятия Константинополя//Хониат Никита. История со времени царствования Иоанна Комнина. Т. 2, глава 12. С. 302. 1000 Хониат Никита. Царствование Алексея Комнина, брата Исаака Ангела. Книга 3, глава 10. С. 222, 223. 1004 Хониат Никита. Вторичное царствование Исаака Ангела вместе с сыном Алексеем//Хониат Никита. История со времени царствования Иоанна Комнина. Глава 1. С. 227, 228. 1006 Хониат Никита. Вторичное царствование Исаака Ангела вместе с сыном Алексеем. Глава 2. С. 230, 231. 1010 Хониат Никита. Вторичное царствование Исаака Ангела вместе с сыном Алексеем. Глава 4. С. 238, 239. 1012 Хониат Никита. Вторичное царствование Исаака Ангела вместе с сыном Алексеем. Глава 5. С. 240–243. Читать далее Источник: История Византийских императоров : в 6-и том./А.М. Величко, Москва : Вече, 2015./Т. 5. От Исаака I Комнина до Алексея V Дуки Мурцуфла. - 512 с. ISBN 978-5-4444-3239-

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

516-525 525-535 НИКИТА Григорьевич Алмазов (1874-1937), протодиак., сщмч. (пам. 15 нояб., в Соборе святых Санкт-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКИТА (Делекторский Федор Петрович; 1876-1937), еп. Орехово-Зуевский, сщмч. (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников Радонежских) 535-537 НИКИТА (Прибытков Николай Григорьевич; 1859 (по др. данным, 1857) - 1857), еп. Белёвский, сщмч. (пам. 21 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Алтайских святых, в Соборе Тульских святых) 537-538 НИКИТА Андреевич Сухарев (1876-1942), мч. (пам. 21 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 538-539 НИКИТА (XII в.?), св. (пам. 9 сент.), хартуларий (письмоводитель) К-польский, «сокровенный», т. к. его богоугодная жизнь была скрыта от людей 539-540 540-541 541-543 543-545 НИКИТА Никита, митр. Никомидийский (30-е гг. XII в.), участник греко-латинской полемики в Византии 545-547 547-549 549-550 НИКИТА ВИЗАНТИЙСКИЙ [Никита Византиец] (IX в.), богослов, автор полемических сочинений, направленных против зап. христиан, армян-антихалкидонитов и мусульман 550-554 554-557 557-558 558-560 НИКИТА МАРОНИЙСКИЙ (60-70-е гг. XII в.), визант. богослов, участник греко-лат. полемики, вероятный автор ряда канонических и агиографических сочинений 560-563 НИКИТА МИРСИНИОТ Никита Мирсиниот, мирское имя митр. Нила Родосского (рубеж XIV и XV вв.), визант. богослова и полемиста - см. Нил, митр. Родосский НИКИТА СЕИД (2-я пол. XI - нач. XII в.), визант. богослов, автор 2 сочинений против латинян и др. богословских и научных трудов 564-568 НИКИТА СЕРСКИЙ [Агианнанит)] (между 1760 и 1770 - 1808), сщмч. Афонский (также Славянин (рус.), Свято-Аннинский, Новый (греч.), Арванит (албан.)) (пам. в Соборе Афонских святых, в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря; пам. греч. 4 апр. и в Соборе Свято-Аннинских святых (3-я неделя по Пятидесятнице))

http://pravenc.ru/vol/XLIX.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010