Имя Георгий (Гюрги, Юрий, Егор) стало одним из наиболее популярных на Руси не только среди князей, но и среди простых людей, на что указывают летописи, берестяные грамоты, граффити. Помимо таких известных гос. деятелей, как князья Ярослав (Юрий) Мудрый († 1054), Юрий Долгорукий († 1157), св. Георгий (Юрий) Всеволодович († 1238), Юрий Данилович Московский († 1325), Юрий Дмитриевич Звенигородский († 1434), это имя носили Святослав (Георгий) Всеславич Полоцкий († после 1140), Юрий Ярославич Муромский († 1143), св. Игорь (Георгий) Олегович Киевский († 1147), Юрий Ярославич Туровский († между 1168 и 1170), Юрий Владимирович Муромский († 1176), Юрий Андреевич, сын Андрея Боголюбского († после 1193), Игорь (Георгий) Святославич Новгород-Северский († 1202), Юрий Игоревич Рязанский († после 1212), Юрий Несвижский († 1223), Юрий Ингваревич Рязанский († 1237), Юрий Давидович Муромский († 1237), Юрий Андреевич Суздальский († 1279), Юрий Владимирович Пинский († 1292), Юрий Львович Галицкий († 1308), Юрий Андреевич Ростовский († 1320), Юрий Ярославич Муромский († 1355), Юрий Святославич Смоленский († 1407), Юрий Всеволодович Холмский († 1408), Юрий Андреевич Ростовский († 1413), Юрий Александрович Тверской († 1426), Юрий Большой Васильевич († 1441), Юрий Меньшой Васильевич († 1473), Юрий Иванович Дмитровский († 1536), Юрий Васильевич Угличский († 1564) и др. В февр. 1368 г. свт. Алексий, митр. Московский, в числе благодарственных постов (вероятно, в память о неудачной осаде Москвы литов. кн. Ольгердом) установил «и к Юрьеву дню к осеннему заговети ноября 19 дня» ( Бенешевич В. Н. Митр. Алексия «Слово о новых постах»//Библиогр. летопись. 1917. Вып. 3. С. 105-110; История РЦ. Кн. 3. С. 543-544). Однако эта практика в дальнейшем не имела распространения, отчасти потому, что этот пост сливался с Рождественским (Филипповским) постом. При царе Иоанне III Васильевиче на Фроловской (ныне Спасской) башне Московского Кремля были установлены 2 каменных барельефа с изображениями Г., убивающего змея (в 1464), и вмч. Димитрия Солунского (в 1466) (ПСРЛ. Т. 23. С. 158). В 1527 г. возле Фроловской башни была построена ц. во имя вмч. Георгия, где была помещена снятая с башни скульптура святого.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Имя Георгий (Гюрги, Юрий, Егор) стало одним из наиболее популярных на Руси не только среди князей, но и среди простых людей, на что указывают летописи, берестяные грамоты. Помимо таких известных государственных деятелей, как князья Ярослав (Юрий) Мудрый († 1054), Юрий Долгорукий († 1157), св. Георгий (Юрий) Всеволодович († 1238), Юрий Данилович Московский († 1325), Юрий Дмитриевич Звенигородский († 1434), это имя носили Святослав (Георгий) Всеславич Полоцкий († после 1140), Юрий Ярославич Муромский († 1143), св. Игорь (Георгий) Олегович Киевский († 1147), Юрий Ярославич Туровский († между 1168 и 1170), Юрий Владимирович Муромский († 1176), Юрий Андреевич, сын Андрея Боголюбского († после 1193), Игорь (Георгий) Святославич Новгород-Северский († 1202), Юрий Игоревич Рязанский († после 1212), Юрий Несвижский († 1223), Юрий Ингваревич Рязанский († 1237), Юрий Давидович Муромский († 1237), Юрий Андреевич Суздальский († 1279), Юрий Владимирович Пинский († 1292), Юрий Львович Галицкий († 1308), Юрий Андреевич Ростовский († 1320), Юрий Ярославич Муромский († 1355), Юрий Святославич Смоленский († 1407), Юрий Всеволодович Холмский († 1408), Юрий Андреевич Ростовский († 1413), Юрий Александрович Тверской († 1426), Юрий Большой Васильевич († 1441), Юрий Меньшой Васильевич († 1473), Юрий Иванович Дмитровский († 1536), Юрий Васильевич Угличский († 1564) и другие. В феврале 1368 году святитель Алексий, митрополит Московский, в числе благодарственных постов (вероятно, в память о неудачной осаде Москвы литовским князем Ольгердом) установил «и к Юрьеву дню к осеннему заговети ноября 19 дня». Однако эта практика в дальнейшем не имела распространения, отчасти потому, что этот пост сливался с Рождественским (Филипповским) постом. При государе всея Руси Иоанне III Васильевиче на Фроловской (ныне Спасской) башне Московского Кремля были установлены два каменных барельефа с изображениями великомученика Георгия, убивающего змея (в 1464 году), и великомученика Димитрия Солунского (в 1466 году). В 1527 году возле Фроловской башни была построена церковь во имя великомученика Георгия, где была помещена снятая с башни скульптура святого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В. Чаплин: А в чем именно ожидания? С. Минаев: Я тоже спросил, в чем именно, он привел мне пример, он говорит: “Ты понимаешь, что это неправильно, когда идет служба, читается Евангелие и верующие стоят и молятся, и в этот момент бабушка с кружкой между ними идет, собирает подаяния”. У него умирает мать… В. Чаплин: А это до сих пор бывает еще в храмах? Про подаяния. С. Минаев: Да! В. Чаплин: Я не знаю, я помню такое в 80-е годы… А в храме, где я служу, этого нет. Вы знаете, мне думается, что, может быть, стоит лишний раз напомнить людям, что пожертвование на церковь — это достойное дело… С. Минаев: А почему нельзя сделать, как в Европе: вот стоят свечки, положи 2 евро, возьми свечку? В. Чаплин: Кстати, в Европе, в католических храмах и в большинстве протестантских, как раз, ходят во время службы тоже с такими… С. Минаев: Никогда не видел! В. Чаплин: Обязательно! Но слушайте, в католической церкви… С. Минаев: Я никогда не видел. Всегда стоят свечки, написано: 2 евро, ты положил и взял свечки, а у нас бабушки их продают. В. Чаплин: В католической церкви всегда идет в середине мессы человек с тарелкой либо с мешочком, и попробуй кто-нибудь не положи, знаете… С. Минаев: Отец Всеволод, объясните мне про свечи сейчас. У нас просто церковь русскому человеку не верит: он деньги не положит, а свечку возьмет. В. Чаплин: Многие — да, но что ж, это не страшно. С. Минаев: А почему не положить их тогда просто — вот, для денег. В. Чаплин: Сейчас так и бывает — пожалуйста, в Даниловом монастыре так, во многих приходских храмах так, но, к сожалению, действительно, бывает много людей, которые считают, что церковь — это бесплатное бюро услуг. С. Минаев: Ну, это на их совести. В. Чаплин: Ну, в конце концов, это, действительно, грех, который ляжет на их совесть. Когда человек, действительно, не имеет денег, чтобы свечку взять или чтобы было совершено Таинство Крещения или отпевание — конечно, священник сразу это увидит, нормальный священник — да, есть проблемные священники — но нормальный священник и нормальный церковный служащий, который оформляет крестины, поймет, что перед ним, там, человек из детского дома, или бомж, или кто-то еще. Конечно, никаких денег с него не возьмут. Мне приходилось бывать в домах, где я освящал квартиры и причащал больных, я просто отдавал этим людям деньги, потому что понимал, что вот именно это здесь нужно сделать.

http://pravmir.ru/protoierej-vsevolod-ch...

Правда истории и психология зрителей Алексей Сафонов: - Возвращаясь к фильмам. «Девятая рота» - тоже чисто голливудский вариант. Александр Тутов: - Практически не отличаются от большинства фильмов про Вьетнам, которые снимали американцы. Анатолий Беднов: - Хотя и про Вьетнам можно снять шедевр вроде «Охотника на оленей» или «Апокалипсиса сегодня», а можно тупой боевик. Алексей Сафонов: - В нулевые годы фильмы, которые у нас называли патриотическими, были подражанием, как в части формы, так и по содержанию. Анатолий Беднов: - Приключения «русского Рэмбо». Алексей Сафонов: - А во второй половине нулевых, как говорил Анатолий, ощущается качественный перелом, наполнение патриотическим смыслом. Александр Тутов: - Позже сняли фильм «Грозовые ворота». Тема-то вроде похожая, опять же Михаил Пореченков играет, но играет он гораздо лучше. «Девятую роту» я не хочу пересматривать, а «Грозовые ворота» я смотрел несколько раз, потому что там и игра, и характеры разные. Анатолий Беднов: - Дело еще и в литературной основе. «Грозовые ворота» сняты по книге известного российского писателя Александра Тамоникова. Алексей Сафонов: - Сейчас на наших глазах вершится новая мифология. Те же Стрелков и Бабай - это два мифа. А, например, Безлера, как мне кажется, не стоит мифологизировать, Мозгового тоже. Героев должно быть немного. И они не должны сильно пересекаться. Александр Тутов: - Сложный вопрос. Я здесь не совсем согласен, считаю, что героев должно быть много. Алексей Сафонов: - С точки зрения мифологии - нет. Героев должно быть один-два. Иначе качество расползается в количестве. Нужно из десяти, грубо говоря, вытащить одного и придать ему собирательные качества десяти. Иначе не получится героя. Пять из десяти - это уже не герои. Анатолий Беднов: - Получается, из семи самураев нужно оставить одного, самого героического, или из трехсот спартанцев одного Леонида? Александр Тутов: - С этим я совершенно не согласен. Ради кого-то одного забыть про другого? Алексей Сафонов: - Не «забыть»! Про Стрелкова снимать фильм, а Безлера или Мозгового отмечать наградами. Это не значит «забыть».

http://ruskline.ru/analitika/2014/11/18/...

Анатолий Беднов: Экранизировать «Час быка» - это было бы здорово! Алексей Сафонов: - Это было бы интереснее, чем «Обитаемый остров», если его снять в хорошей, правильной тематике с хорошими актерами. Александр Тутов: - Стругацкие - это икона научной фантастики. И «Обитаемый остров» - икона. А получилась вместо иконы халтура. Алексей Сафонов: - Халтура натуральная: клиповые мелькания на экране, сам Федор Бондарчук неубедительно сыграл. А главный герой - вообще какой-то огламуренный мальчик. Не верю я абсолютно этому! Или фильм «Трудно быть богом» - полное разочарование для людей, любящих Стругацких. Если главную роль исполняет Леонид Ярмольник, игравший роли балбесов, то фильм уже не будет смотреться серьезным. А должен был играть героический актер. Александр Тутов: - Еще путают понятия «романтическое» и «гламурное» - а это вещи совершенно разные. На самом деле, романтический герой совсем не такой: вспомните трех мушкетеров, вспомните Шерлока Холмса - все достаточно сильные, крепкие и умеющие постоять за себя люди. Алексей Сафонов: - Добро должно быть не просто с кулаками, а умеющим отстаивать свою правоту. Александр Тутов: - С кулаками и с характером. Анатолий Беднов: - Где надо - кулаками, где можно и нужно обойтись без кулаков - словом, убеждением. Алексей Сафонов: - Кулаки - это некая слепая ярость, слепая сила. А добро - это вдумчивая сила. Александр Тутов: - Просто иногда без них не обойтись. Анатолий Беднов: - Но только там, где действительно без них не обойтись. Александр Тутов: - Не только с кулаками, но и с мозгами, а кулаки использовать только в крайнем случае. Но и стесняться этого не нужно, потому что предназначение мужчины - быть воином. Алексей Сафонов: - Уметь защищать, уметь отстаивать, и захватывать в том числе - территории, ресурсы. Александр Тутов: - Иногда. Алексей Сафонов: - Что такое «русский фильм»? Почему вот этот фильм может считаться русским, а этот - нет? Я за то, чтобы фильм, который претендует на слово «русский», во-первых, учил быть героем, воином, во-вторых, быть включенным в общее дело, коллективный процесс, и, в-третьих, не только героем, но и порядочным человеком.

http://ruskline.ru/analitika/2014/11/18/...

Чапнин: Но вы закладываете конфликт, потому что если люди друг друга убивают и там, и там, православные священники одной и той же церкви — это что? Чаплин: Так у нас было в период Великой отечественной войны, к сожалению. Со стороны Гитлера были православные священники, которые были вместе с так называемой русской освободительной армией. Данилова: Это были какие-то редкие исключения. Чаплин: Это не редкие исключения. Чапнин: Это не редкие исключения. Но это совершенно другая ситуация, было безбожное государство, уничтожавшее Церковь, и священники получили свободу служить, только когда от большевиков была освобождена территория. Чаплин: Священник часто должен находиться вместе с воинством. Даже за победу Японии над Россией, как мы с вами знаем, молились японские православные христиане. Да, вот так в истории часто бывает, да, это сложная проблема, болезненная проблема, тяжелая проблема. Чапнин: Поэтому нужно говорить не о священной войне, а о справедливом мире. И это, собственно говоря, концепция церквей. Чаплин: В нашем мире без войны, увы, никуда. Чапнин: Это откуда такое? Чаплин: Пацифизм — это, простите, глупость. Данилова: А «блаженны миротворцы» — это тоже глупости? Чаплин: Когда услышите о войнах и военных слухах, не ужасайтесь, потому что надлежит тому быть, говорит сам Господь. Войны всегда были в мире и будут всегда. И часто миротворец — это человек с мечом. Вот так, понимаете, такова жизнь. Данилова: Я хотела спросить, что если пацифизм — это глупости, если понимание того, что мир — это правильное состояние, а война — это неправильное состояние, это глупость… Чапнин: Но святые были прославлены не за то, что они кого-то убивали… Чаплин: Очень многие — именно за это, возьмем хотя бы Георгия Победоносца, в его житии восхваляются именно его воинские доблести, а также мученичество, конечно. Данилова: Хочу понять, то есть заповедь «блаженны миротворцы», которая понимается как… Чаплин: Часто ее нужно исполнять с оружием в руках, вот так у нас устроена жизнь. Данилова: Это, получается, совершенно американская риторическая концепция по проведению и прикрытию военных кампаний, о том, что война — это привнесение мира, о том, что бомбардировки есть привнесение мира и стабильности, о том, что точечные удары по конкретной территории являются предотвращением гуманитарной катастрофы. И вот под таким вот лозунгом в течение уже более чем 15 лет по всему миру мы видим — вот Сербия, Ирак и т.д., видим то, что есть. И получается, что теперь вот эта вот концепция полностью вами поддерживается.

http://pravmir.ru/vsevolod-chaplin-ya-vi...

С. Минаев: Отец Всеволод, здесь же более важный вопрос. Вот вы часто выступаете, я знаю, что вы пишете, я знаю, что вы, безусловно, размышляете над всем, что происходит. А вы себе задавали вопрос, почему Pussy Riot вообще случились в РПЦ? Вот смотрите, что помню я из своей юности: конец 80-ых… В. Чаплин: Аббревиатура РПЦ — совершенно чудовищная, я не хочу ее употреблять, но в нашей Церкви это не случилось, это случилось, если хотите, в вашем светском обществе. С. Минаев: В нашем светском обществе, но в вашей Церкви. В. Чаплин: Нет, они не имеют отношения к нашей Церкви. С. Минаев: Значит, послушайте, я… когда я говорю “случились”, да? Они случились в храме, это произошло в храме. Я говорю о другом, в конце 80-ых годов, когда шла война с коммунизмом, среди прогрессивной, скажем тем, не то, чтобы среди прогрессивной…в обществе! Русская Православная Церковь всегда, во всяком случае, в моем кругу общения, она всегда шла вместе в антикоммунистическом фронте. И перемены, которые связывали с Россией, всегда говорилось: “Вот мы сейчас выйдем из коммунизма, надо опять повернуться лицом к Богу”, церкви были полны молодежи, ведь вы это помните — я это помню. В. Чаплин: Сейчас в храмах гораздо больше молодежи, чем в 80-ые годы, в 90-ые годы… С. Минаев: Но в обществе интеллигенция же совершенно по-другому думает! РПЦ превратилась во врага В. Чаплин: Смотрите, какая-то часть нашей интеллигенции всегда выступает против любого сильного многочисленного и организованного сообщества… С. Минаев: Согласен! Есть вечные протестующие. В. Чаплин: Есть люди, которые, действительно… вот у меня была одна знакомая, она говорила: “Если бы я родилась в XIX веке, я бы бросила бомбу в царя, но я родилась в XX , поэтому я монархистка”. Теперь, смотрите, какая вещь. Я сам пришел в церковь в 81 году, будучи человеком из неверующей семьи. Тогда, естественно.. С. Минаев: В 81? В. Чаплин: В 81 году. С. Минаев: То есть Вам было… В. Чаплин: Мне было 13 лет. С. Минаев: 13 лет! В. Чаплин: Конечно, всем окружением, в это время, были диссиденты, антитатисты..Я сам был антитатистом, потому что не считал Советское государство своим государством.

http://pravmir.ru/protoierej-vsevolod-ch...

Данилова: Отец Всеволод, скажите, пожалуйста, вот в последнее время часто говорят о том, что в церкви есть консерваторы, либералы, иногда и те, и другие ставят вопрос о том, могут ли они вообще причащаться от единой чаши и какие между ними взаимоотношения. Чаплин: Ругаются в интернете. Данилова: Да. Вот скажите, пожалуйста, как вы относитесь вообще к этой коллизии и где на этой карте местности видите себя? Чаплин: Ни с теми и ни с этими. Я все-таки надеюсь, что мы будем общаться и с, условно говоря, консерваторами, и с, условно говоря, либералами. Мы, я думаю, что будем общаться и с условными консерваторами. Я общался с людьми от Явлинского до Яровой и от Навального до Проханова. Я общаюсь с самими разными людьми в церкви. Вот давайте будем общаться и дальше. Я думаю, что мы сможем вместе что-то сварить, сможем как-то распутать клубок нынешнего административного тупика, в котором, увы, все больше и больше Церковь оказывается. Так что за либеральный и консервативный синтез. Желнов: Я у вас хотел спросить: а вы верите в то, что вы будете таким активным участником церковной жизни и будете влиять, или все-таки аутсайдерство? Чаплин: Пока я жив, буду пытаться что-то говорить и делать. А там уж посмотрим. Желнов: Я имею в виду все-таки, возвращаясь к началу программы, с какой-то должностью или просто станете независимым блогером? Чаплин: Какая разница? Желнов: Большая. Чаплин: Слушайте, сегодня власть все больше и больше уходит, поверьте мне, уходит и скоро окончательно уйдет из чисто административных структур. Сегодня власть формируется там, где формируются идеи. И не считайте меня идиотом. Данилова: Но при этом вы говорите, что вам перекрыли доступ к СМИ? Чаплин: И не считайте меня идиотом, это действительно так и все в большей степени так. Севрюгин: В Госдуму не хотите? Чаплин: Нет. Севрюгин: Но вы там активно появляетесь, я очень часто вас там вижу, во всяком случае. Чаплин: Я провел переговоры с профильными комитетами по законопроектам. Это была моя работа. Сейчас, наверное, буду реже бывать, но в депутаты, в политики, в партийные деятели я не собираюсь идти.

http://pravmir.ru/vsevolod-chaplin-ya-vi...

Ромодановская Н.Б., княгиня 160, 182 Рубенс Питер Пауль (1577–1640), фламандский художник 296 Рублев Андрей (ок. 1360–1430), иконописец, святой 77, 130, 141, 185, 216, 270, 416, 421, 423, 424 Рудакова И.М. 429, 468 Руднев А., владелец типографии в Москве 90 Рудольф К., историк искусства 400 Рудинский Л.П. 24, 76, 122, 468 Рябов (середина XVIII в.), иконописец из Палеха 168 Рябушинский В.П. 88, 468 Рябушинский Степан Павлович (1879–1943), коллекционер древнерусской живописи 213 С Савва Сторожевский (ум. 1406), святой 240 Савватий Соловецкий (ум. 1435), основатель Соловецкого монастыря, святой 161, 240, 301, 323, 324, 390, 419 Савин Истома (конец XVI– начало XVII в.), «строгановский» иконописец 417 Савин Никифор (Истомин) (XVII в.), «строганевский» иконописец 417 Савицкий Константин Аполлонович (1844–1905), художник 42 Саделер Юлиус (ок. 1570–1629), гравер и живописец, связанный с кругом двора Рудольфа II 305 Сазонова Л.М. 344, 356, 395, 468 Салаутин Л. (вторая половина XIX), иконописец и владелец мастерской в Палехе 168 Сампанов И., иконописец Оружейной палаты 24, 338, 365, 367 Самарин Юрий Федорович (1819–1876), философ, историк, общественный деятель 182 Самон (ум. 299–306), св. мученик 74, 169 Сапожников Д.И. 124, 468 Сарабьянов В.Д. 144, 299, 367, 468 Сафонов, иконописец из Палеха 168 Сафонов И.Д., иконописец, преподаватель учебно-иконописной мастерской Комитета попечительства о русской иконописи в Палехе 279 Сафонов И.Л. (начало ХХ в.), иконописец из Палеха 315 Сафонов Николай Львович (XIX в.), владелец иконописной мастерской в Палехе 194, 195 424 Сафонов Николай Михайлович, владелец иконописной мастерской в Палехе, реставратор-подрядчик 168, 169, 175, 181, 184, 186, 190, 191, 195, 238, 296, 298 Сафонова-Юрышева иконописная мастерская, в Палехе 168 Сезеновский Иоанн 52 Семен Денисов (1682–1741), писатель, настоятель Выговского старообрядческого общежительства (с 1730) 79, 80, 88, 368 Семенов Н., приказчик 216 Семенов Симон (упом. 1718), иконописец из Мстеры 160 Семеновский Д., писатель 194, 212, 213, 468

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Собчак: Чего, например? Чаплин: А я сейчас вам перечислю! Итак, в нашем приходе есть школа с сильным спортивным уклоном. Анонимные алкоголики, наркоманы. Еще несколько тусовок разных. Соколова: Это все ваших рук дело, отец Всеволод? Чаплин: В основном моих. Конечно, самый писк - это музыкальный клуб, который мы сюда перетащили из ЦДРИ. Их оттуда выгнали из-за высокой арендной платы, и они сказали, что будут здесь в подвале играть. Они устраивают здесь поп-тусовки всякие, а я их пытаюсь периодически распугать альтернативщиной, Псоем Короленко. Соколова: (потрясенно). Да ладно! Вы слушаете Псоя Короленко?! На Марсе есть жизнь! Собчак: " Жид-жидяра, чтоб ты сдох " ... Вы знаете эту песню? Чаплин: Самую лучшую вспомнили! Это серьезнейший человек, у него серьезнейшие тексты! А вы только эту вспомнили. Соколова: Мы знаем репертуар. Например, любимая песня всех девочек " я, хорошая ты " ! Чаплин: Псоя я регулярно слушаю. Соколова: Наконец-то перед нами Православная церковь с человеческим лицом! Собчак: Я это называю - новая жизнь старых вещей. Чаплин: У меня есть совершенно замечательные фотографии - Псой, поющий в момент освящения приходского катка. Соколова: Вы с ним дружите? Чаплин: Мы с ним общаемся. Псой очень умный. Собчак: Он ведь еврей? Чаплин: Да, Павел Эдуардович Леон. Он пытается донести до масс иудейскую культуру. У него есть тексты очень интересные, сложные, которые в клубах принимают скептически. Он очень разный человек. Собчак: У меня еще такой бытовой вопрос. У меня масса подруг, которые в церковь ходят, воцерковленные, и они соблюдают посты. Так вот, они говорят, что тот, кто соблюдает посты, по определению должен быть худым. А священники же, наоборот, в большинстве, как бы это сказать корпулентные. Чаплин: Постная еда очень калорийная. Вся постная еда очень полнит. Во время поста я набираю всегда. В пост можно самые нездоровые вещи: овощи, хлеб, картошку. Летом я питаюсь мясом и овощами, и я сразу сбрасываю очень много лишнего веса. Собчак: Вы белое или черное духовенство?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010