Итак, нужно поставить самого борца обнаженным, как он боролся, чтобы, созерцая этот удивительный образ, мы удостоверились самым существом дел, что Бог, желая показать дьяволу , что у Него есть на земле праведные люди, которых нельзя уже соблазнить лестью подобно Адаму, но которые тысячами искушений и ударов увенчиваются, допустил быть этому зрелищу. Отступник, как бы говорит (Бог), ты превозносишься, что, обманув Адама и обольстив жену его, ты изгнал их из Рая? Вот человек, живущий без повелений писанного закона и исполнивший сердцем неписанный естественный закон. Употреби безчисленные обольщения и ухищрения, безчисленные искушения, если можешь, чтобы поколебать эту благороднейшую душу. Вот, ты изгнал первых людей из Рая. Смотри же, попробуй, если сможешь, согнать этого борца хотя бы с навозной кучи. Но, если вам угодно, рассмотрим эту историю с начала. «Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» ( Иов.1:1 ). Таков был и Адам прежде, чем послушался жены. Потому-то этот муж и не поддается влиянию своей жены, чтобы не потерпеть того же, что случилось с тем. Тот облечен был нетлением, по благости Творца, и за то, что послушался жены, сделался нагим и осужден. Этот был наг и не послушал совета жены своей, и за то, что не послушался ее, был увенчан ангелами. Тот за то, что послушался жены своей, ниспал из Рая сладости, навлек проклятие на землю и получил в удел смерть. Этот за то, что не послушался жены своей, получил избавление от ударов и навозной кучи и унаследовал Царство Небесное. Тот, оправдываясь, говорил Богу: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» ( Быт. 3:12 ). Какое неизвинительное оправдание! Она сказала: ешь, – а Я сказал: не ешь. Почему же ты жену послушал, а Бога не послушал? Но не так поступил блаженный Иов. Как же? С укором отвечал он жене: «Ты говоришь как одна из безумных» ( Иов.2:10 ). «Был человек в земле Уц, имя его Иов». Для чего названа здесь страна? Для тебя, чтобы ты знал, что даже общение с грешниками не могло заставить праведника согрешать: так должна быть тверда и непоколебима в своих решениях воля благочестивых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Эта страна Аравия отличается темными и испорченными нравами ее жителей. Все они были беззаконными, враждовали против Бога, все непотребны, горды, подобно отцу своему Исаву преданы были греху. Но такое море нечестия не могло потушить светильника благочестия; такая страна злая не могла затмить красоту его чистоты. Тем больше побуждений имел дьявол напасть на такого праведника. Почему именно? Потому что он видел, что тот обогащается больше милостыней, чем деньгами. Послушай, что Иов сам говорит неложно: «Я был глазами слепому и ногами хромому» ( Иов.29:15 ), и опять: «Не плакал ли я о том, кто был в горе? не скорбела ли душа моя о бедных?» ( Иов.30:25 ). И не только на словах, но и делами он преизобиловал, всю сокровищницу добрых дел обращая на нуждающихся. В самом деле, что говорит он в другом месте? «Благословение погибавшего приходило на меня, сердцу вдовы доставлял я радость»; «и не был ли он согрет шерстью овец моих» бедный ( Иов.29:13, 31:20 ). Очевидно, всеми средствами он обогащал свою сокровищницу – и словами, и делами, и милостыней, и заступничеством за нуждающихся. Но смотри, что делает дьявол. Прежде всего он расхищает все его имущество, а затем лишает его детей. Взял сначала стада верблюдов, стада овец, великое число ослов, многочисленнейшее стадо быков; лишил его всего и наконец – детей. Почему так? Обрати все свое внимание на дальнейшее. Сначала взял у него все имущество, а потом детей; взял все, что считалось наследством, а затем истребил и самих наследников, чтобы совершенно поразить его через детей. Он начал с истребления имения, прежде всего начал расхищать наследство при жизни наследников, чтобы, среди своих сыновей и дочерей, острее почувствовал праведник печаль от утраты своего имущества. Соображал лукавый демон, что, утратив детей, он не придал бы уже никакой важности утрате имущества. Но действительный адамант и благородный борец, потерпевший много ударов и увенчанный за каждый из них, принявший много стрел и поразивший дьявола его собственными стрелами, вооружившийся оружиями правды «десными и шуиими», не утрудился, не заплакал, не поколебался, но ни гибелью имущества не был сломлен, ни с утратой детей не утратил благочестия, но оставался как башня непоколебимая, внизу основанная и коренящаяся в земле и до самых небесных сводов неуклонно возвышающаяся.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

А если ты был вне, то как мог видеть то, что происходило внутри? Если же ты дух, покажи, кто ты, не скрывайся под видом человека. «Сыновья твои, – говорит, – и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего». Смотри, как всякого разумения и мудрости был исполнен блаженный Иов, и как утверждал он дружбу детей. Он размыслил о том, что Каин и Авель были братья, были одни во всей вселенной, не имели никакого повода к вражде, потому что вся земля предназначалась в общее владение им, – и при всем том Каин позавидовал чести Авеля и, восстав, убил брата своего. В попечении о детях, каждый день блаженный Иов приносил Богу жертву о грехах неведения, вставая утром и говоря: «Может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем» ( Иов.1:5 ); а в ограждение от того, что могло произойти между ними в их взаимных отношениях, он каждый день устраивал для них совместные пиры, полагая в сердце своем, что если они имеют друг против друга какое-нибудь неудовольствие, то трапеза и общение хлеба восстановят их дружбу и изгонят приразившуюся злобу, и таким образом постоянная общая трапеза будет вернейшим средством для рассеяния всяких возникающих между ними неприятностей. Но ненавистник добра дьявол это самое и ухитряется обратить в пагубу для ни в чем неповинных детей: в полдень, когда все они, по обычаю, были вместе, когда они наслаждались взаимным миром, тогда-то восстал он против них с непримиримой злобой. Они (возгревали) дружбу, а он изощрял меч; они созидали любовь, а он разрушает дом. И в одно мгновение дом сделался могилой, стол – ямой несчастья, овчая ограда – пучиной кораблекрушения, и все овцы – добычей зверя. Что же тогда тот доблестный? Он не был смущен, не пал духом. Как восхвалить его? Где найти достаточно слов для этого? Какой труд понадобится для рассказа о нем? Какая мужественная и блаженная душа! Какое великое терпение, не имеющее себе равного! Да, возлюбленные, моя душа смущена, мое сознание мятется, хотя и вижу Иова увенчиваемым. Но, конечно, я теперь, даже при виде венценосца, подавлен этим несчастьем в большей степени, чем он сам тогда под свежим впечатлением от гибели своих детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Пришел первый вестник и говорит Иову: «Волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе» ( Иов.1:14–16 ). 2. Смотри, что делает дьявол . Когда увидел враг, что праведник благородно устоял после первого и второго удара и совершенно не поколебался этими его искушениями, поражаемый, но не раненный, он ухищряется сделать нечто иное. Он бросает огонь сверху, чтобы казалось, что огонь ниспослан с неба, и чтобы, подумав, что Бог с неба воюет против него, Иов похулил Бога, столь несправедливо наказывающего его без всякого греха. «Огонь Божий, – говорит, – упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их... Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе» ( Иов.1:16–17 ). И при всех этих известиях блаженный Иов оставался несокрушимым как столп, непоколебимым как башня; борец непобедимый, устойчивый и твердый, он казался скорее низлагающим, чем низлагаемым. Ведь если кто-нибудь трудится без пользы, много нападая и ничего не выигрывая, часто сражаясь и совсем не одерживая победу, тот скорее сам принимает удары посредством своих напрасных трудов. И чтобы тебе убедиться, возлюбленный, что не человек возвестил об этом Иову, но сам дьявол , принявший человеческий образ, рассмотри со всей тщательностью эти слова: «Сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего; и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли» ( Иов.1:18–19 ). Откуда узнал ты, скажи мне, что (ветер) пришел из пустыни и коснулся четырех углов дома? Будучи человеком, как мог ты видеть ветер? Какими глазами ты рассмотрел его? И как он коснулся четырех углов дома? Если ты, будучи человеком, находился внутри дома, тогда и ты должен бы во всяком случае пострадать при падении дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В особенности требует этого предлежащий нам предмет, я разумею – страдания блаж. Иова, осиявшие всю поднебесную, как яркий образец терпения. Конечно, такая задача превышает наши слабые силы, но я твердо уповаю, что благодать Божия даст нам слово не по достоинству говорящего, но по предстательству отцов. Итак, обратимся к самому рассказу. «Был человек в земле Уц, имя его Иов» ( Иов.1:1 ). Необходимо прежде всего рассмотреть, какое значение имеет это предисловие, и почему повествователь начинает свой рассказ этими словами: «был человек». Так как ему предстояло описывать жизнь исключительную и далеко превышающую обычный порядок нашей жизни, то чтобы кто ввиду чрезмерной высоты подвигов не подумал, что дело идет о чуждой, нечеловеческой природе, писатель в предупреждение и обозначил природу, чтобы ты подивился его доблести, что, будучи человеком, он возвысился в своей жизни над человеческим уровнем, и хотя имел общую со всеми природу, но возводил свою душу выше мира. «Был человек в земле Уц, имя его Иов». Указывает его природу, указывает и страну, из какой он происходил. И если, услышав о нем, как человеке, ты удивляешься, что он в жизни превосходил человека, то узнав, в какой стране процвел такой плод, ты еще более должен будешь удивиться тому, что такая роза произрасла среди терниев. Вникни тщательно. Ведь страна была Авситидийская, страна Исава, потому что Авситида происходит от Исава. Называется же эта страна страной скверного и порочного Исава, – как и у апостола сказано: «Чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав» ( Евр.12:16 ), – чтобы ты удивлялся, в каком рассаднике злобы процвел такой плод истины. Этого мало: не только страна Исава его породила, но и самый корень Исавов, потому что он был потомком этого бесславного человека. В самом деле, Писание говорит, что Иов был пятым от Авраама. А как пятым, послушай: Авраам родил Исаака, Исаак Исава, Исав Рагуила, Рагуил Зару, а Зара Иова ( Быт.36:33 ). Значит, Иов вел свой род от Авраама через Исава.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Мое сердце разрывается; думаю, что и вы испытываете те же самые чувства. Где мне взять сил, чтобы рассказать об этом несчастье и выразить те чувства удивления, какие наполняют мою душу? Плотские родители, когда у них больной ребенок лежит при последнем издыхании, сидят вокруг его ложа, ловят его последние слова, осыпают его ласками, развлекают несбыточными надеждами, целуют в уста, давая последнее родительское целование. Но вот он испустил дыхание, как повелел давший его: тогда родители кладут его, складывают руки, закрывают ему глаза, выпрямляют голову, расправляют ноги, омывают, окружают соответствующими похоронными обрядами, и всем этим облегчают свое горе. А что должен был испытать этот мужественный подвижник? Он пошел в дом, который сразу в одно и то же время оказался и домом, и гробом, местом пира и надгробием, где праздник сменился плачем. Он раскапывал и отыскивал члены детей, и находил вино и кровь, хлеб и руку, глаз и прах. И он брал то руку, то ногу, то голову; вытаскивал вместе с землей, с обломками камня и дерева, то часть чрева, то какой-нибудь из внутренних органов, вместе с прахом. Сидел этот подвижник, поднимающийся до неба, рассматривая растерзанные члены своих детей. Сидел он, прикладывая член к члену, руку к руке, приставляя голову к груди, колена к бедрам. Ведь это было не одно из обыкновенных несчастий, но катастрофа, превосходящая всякое слово, устроенная дьявольской силой и злобой. Итак, сидел Иов, этот в полном смысле слова несокрушимый адамант, этот блаженный, разбирая члены своих детей, чтобы как-нибудь женских членов не смешать с мужскими, и формы юноши не соединить с девическими членами. О, благородная душа, вознесшаяся выше ангельских похвал! Почему? Потому что «во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге» ( Иов.1:22 ), но за все это вместо жертвы принес Богу полную благодарность в таких словах: «Да будет имя Господне благословенно» ( Иов.1:21 ), ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Слово 2 1. Высокими качествами должны отличаться повествования о великих делах, и для блестящих историй святых нужен блестящий язык и такая же мысль, – мысль, искренне созерцающая Священные Писания, и язык, ясно толкующий божественные дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Слово 1 1. Сегодня пришел к нам вселенский подвижник, ежегодно нас посещающий. Пришел к нам дивный и ангелам равночестный борец, потерпевший много ударов от дьявола и много раз засвидетельствованный от Бога; испытавший много зол от дьявола и восприявший много венцов от зрителей-ангелов; много бичуемый от врага и в качестве великого венценосца явленный от Бога всей вселенной. Так именно сам Бог говорил ему в беседе: «Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя?» ( Иов.40:3 ). Итак, кто может по достоинству восхвалить такого победителя? Кто осмелится сплести венки, достойные его доблестей? Кто решится пуститься в беспредельное море похвал? В самом деле, как никто из разумных людей не отважится когда-нибудь вступить в пучину морскую человеческими ногами, так никто из мудрых и даже учителей никогда не будет пытаться по достоинству поведать перед слушателями похвалы этой благородной и блаженной душе. Его подвиги превышают всякую человеческую мудрость; для его побед нигде не найдется достаточно венков. Необходим ангельский язык для того, чтобы краями, так сказать, пальцев коснувшись этой сокровищницы мира, одним этим наполнить всю церковь . Ведь если мы только прикоснемся к этому сосуду – Иову – и немного его пошевелим, тотчас наполнится церковь благоухания мира. Послушаем же, что повествует о нем история. «Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге» ( Иов.1:22 ). Вот свидетельство, возбуждающее похвалы ангелов! Вот свидетельство, посрамляющее дьявола со всеми его покушениями! «Во всем этом не согрешил». Это свидетельство Божие во всей Церкви, как многоценное миро, радует слушателей. О, драгоценный сосуд, поставленный в одном месте Аравии и всю вселенную напитывающий благоуханием мира! О, сосуд, поражаемый безчисленными ударами, камнями и стрелами дьявола, и не проливший мира! Много трудов употребил дьявол , чтобы сокрушить этот сосуд и уничтожить миро благочестия; старался он зловонием ран заглушить благовоние мира; тело его издавало смрад от гноя ран, но сосуд остался израненным и не погубившим мира, чтобы мы могли с пользой для себя сказать ему: «Имя твое – как разлитое миро» ( Песн.1:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Данной версии происхождения Иова придерживаются такие авторитетнейшие древние толкователи православного Востока, как, например, святитель Иоанн Златоуст и блаженный Феодорит . Так, святитель Иоанн пишет: «Иов жил прежде Моисея, потому что был пятым после Авраама потомком Исава» 26 . С этим согласен и блаженный Феодорит . Задаваясь вопросом «откуда ведет свой род Иов?», он сам на него отвечает: «От Исава. Это показывает его история; ибо сказано: человек бяше во стране Авситидийстей ( Иов. 1:1 ). То же объявил и блаженный Моисей. Ибо, описывая преемство царствовавших из рода Исавова, сказал так: умре же Валак, и царь бысть по нем Иовав сын Зарин от Восорры ( Быт. 36:33 ). Сие сходно с историей Иова» 27 . Тем самым получается, что события книги Иова происходят в ту эпоху, когда евреи уже находились в Египте. Как пишет святитель Иоанн Златоуст , «когда сиял этот праведник, иудеи были еще в Египте, который имели потом покинуть» 28 . Подобной же позиции в отношении вопроса о происхождении Иова и о времени его жизни придерживаются и некоторые западные толкователи. Так думал блаженный Августин : Иов «жил на три поколения позже Израиля» и «происходил от народа Идумейского, в среде которого родился и умер...» 29 А неизвестный нам по имени латинский автор IV столетия, условно называемый в церковной традиции Амвросиастом , пишет: «...А что от Исава происходят добрые и верующие сыны, доказывает Иов: он из сынов Исава, пятого поколения от Авраама, и, значит, его внук» 30 . По убеждению же христианского историка конца IV – начала V столетия Сульпиция Севера, Иов жил во времена Моисея и пребывания евреев в египетском рабстве 31 . Однако вместе с осуществлением на христианском Западе перевода Библии блаженным Иеронимом (Вульгата), не включившим вставку из Сирской книги в новый вариант текста книги Иова, основная версия о происхождении и времени жизни этого ветхозаветного праведника перестала быть единственной в христианской среде. Вслед за иудейской традицией толкования родословия Иова блаженный Иероним утверждает: «У Нахора, брата Авраама, от жены его Милки, дочери Арана, родился сын-первенец по имени Ус, от ветви которого произошел Иов, как написано в начале книги, посвященной ему: Был человек в земле Ус, по имени Иов ( Иов. 1:1 ). Поэтому неверно считают некоторые, будто Иов ведет свою родословную от Исава... [ведь] содержащееся в конце книги Иова (а именно то, что книга была переведена с сирийского языка, и то, что Иов является четвертым от Исава, и прочее, что там содержится (см.: Иов. 42:17 ; по Септуагинте), в еврейских книгах отсутствует» 32 . Касаясь же личности Иовава, о котором говорится в книге Бытия (см.: Быт. 36:33 ), блаженный Иероним , сначала приведя библейскую цитату: И воцарился после него Иовав, сын Зары, из Восоры ( Быт. 36:33 ; Вульгата), подчеркивает: «Некоторые, в соответствии с добавлением в конце книги Иова, предполагают, что речь идет об Иове. Но евреи, со своей стороны, утверждают, что Иов родился от потомства Нахора...» 33

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

2 . Григорий Великий , святитель, папа Римский. Предисловие к книге нравственных поучений или толкования на книгу Иова/Памятники средневековой латинской литературы 4–9 веков. – М., 1970. 3 . Алещенко Д. Перевод с латинского языка «Толкования на книгу Иова» святого Григория Великого (кн. 4): Дипломная работа. – Сергиев Посад: Московская Духовная семинария, 2004. – 65 с. 4 . Ким С. Перевод третьей книги «Моралии на Иова» (Moralia in Job) Святителя Григория Двоеслова , Папы Римского: Дипломная работа студента Московской Духовной семинарии. – Сергиев Посад, 2006. 5 . Тимофеев Б. Перевод первой книги «Морали на Иова» (Moralia in Iob) святителя Григория Двоеслова , папы Римского: Дипломная работа студента Московской Духовной семинарии. – Сергиев Посад. 2004. 6 . Дионисий Великий Александрийский, святитель. Из толкований на книгу Иова/Творения св. Дионисия, епископа Александрийского в русском переводе. – СПб., 2007. – с. 126–133. 7 . Иоанн Златоуст , святитель. О праведном и блаженном Иове/Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского, в русском переводе. – СПб., 1900. – Т.6. – Кн. 2. – с. 911–942. 8 . Иоанн Златоуст , святитель. Отрывки на блаженного Иова/Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского, в русском переводе. – СПб., 1906. – Т. 12. – Кн. 3. – с. 1005–1318. 9 . Иоанн Златоуст , святитель. Письма к диаконисе Олимпиаде. – СПб., 1892. – 120 с. 10 . Иоанн Златоуст , святитель. Пример объяснения св. Иоанна Златоуста на Иова/Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского, в русском переводе. – СПб., 1906. – Т. 12. – Кн. 3. – с. 1004–1005. 11 . Филарет, святитель, митрополит Московский. Учительные книги Ветхого Завета: О книге Иова. О книге Притчей//Чтения в обществе любителей духовного просвещения – 1874. – 1. – С. 3–12. 12 . Аверинцев С. Иов/Аверинцев С. София-Логос. Словарь. – Киев, 2006. – С. 221–224. 13 . Аверинцев С.С. Книга Иова (перевод). – М., 1973. 14 . Аверинцев С.С. Книга Иова (перевод). Комментарии к книге Иова/Аверинцев С.С. Переводы: Евангелие. Книга Иова. Псалмы. – Киев, 2004. – с. 312–378; с. 448–455.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

А вот что добавляет к утешительным словам Василия Великого святитель Иоанн Златоуст : «Не человек взял сына твоего, но Бог, Который сотворил его, Который более тебя печется о нем и знает, что ему полезно, а не враг какой-нибудь или человек недоброжелательный. Вспомни, что многие дети, оставшиеся в живых, делают родителям жизнь не в жизнь. Но, скажешь, добродетельных не видишь! Вижу и их. Но состояние сына твоего надежнее, нежели их. Они теперь заслуживают похвалу, но конец их неизвестен, а за него тебе уж не надо бояться и трепетать, чтобы с ним чего-нибудь не случилось». 719 Что особенно строго осуждается святыми отцами, так это сетования на Господа, ропот недовольства и возмущения, который можно слышать от некоторых родителей в час рыданий о смерти их детей. «Ропот – это неблагодарность, – говорит златоустый отец. – Ропщущий неблагодарен Богу, а неблагодарный Богу подлинно есть и хульник. Но подумай о Иове, – напоминает святой Златоуст, – все его дети были засыпаны. Этот праведник терпел и при этом не согрешил даже и устами своими... А ведь все это произошло во времена Ветхого Завета, когда люди еще не знали о Воскресении. А мы, – продолжает святой отец, – слыша и пророков, и апостолов, и евангелистов, видя бесчисленные примеры и узнавши об учении Воскресения, еще негодуем, хотя никто не может сказать, что его постигли столь многие бедствия». 720 Поскольку пример праведного многодетного Иова, совершившего множество подвигов, показателен и поучителен, богоносные отцы обращаются к нему очень часто. Так, Иоанн Златоуст , пытаясь утешить потерявших сына родителей, снова прибегает к долготерпению Иова и силой своего разума, просвещенного Духом Утешителем, святой души своей и непревзойденного ораторского таланта рисует боль и неописуемые страдания праведного Иова от обрушившегося на него нового бедствия, смерти любимых детей, и подчеркивает его горячую и твердую веру. Последуем за ним и мы, в особенности же вы, скорбящие родители, чтобы принять великое утешение. И точно так же, вместо сетований, вознесем благодарение и славословие благости Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010