Перелистываю страницы альбома. На фото — автор проекта архитектор А. Полянский, создатель иконостаса А.Чашкин, руководитель строительства бывший министр правительства Москвы А. Матросов, директора подрядных организаций и многие другие. На полях альбома — десятки благодарностей строителям от ветеранов, инвалидов войны, их вдов, юношей-суворовцев, гостей из дальнего и Ближнего Зарубежья. Еще фотографии: гости храма – Блаженнейшие Патриарх Александрийский и всея Африки Парфений, архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул, главы зарубежных государств, политики, спортсмены, юноши-суворовцы и кадеты, выпускники Юридического института МВД, именитые люди Отечества. Храм стал духовным центром притяжения для людей разного достатка и разных сословий. Я прошу отца Сергия ознакомить меня с концепцией росписи храма. — В ней отражены православные догматы, — рассказывает отец Сергий. –На высоте, в куполе, изображен Господь Вседержитель в окружении архангелов и ангелов, ниже-двенадцать великих праздников. Еще ниже, по углам-четыре евангелиста, свидетельствующие о земном Пути Господа. А теперь литургическая «составляющая». В алтаре написаны образы творцов Божественной литургии: Василия Великого, Иоанна Златоуста. Причащение апостолов. Наш храм-воинский, и в нем должны быть иконы защитников Отечества: вот святой благоверный князь Димитрий Донской, святитель Гермоген – великий патриот Церкви и России, преподобный Сергий Радонежский, великий князь Александр Невский. Все — наши защитники и молитвенники. Дальше – образ святого Феодора Ушакова, который, будучи флотоводцем, вел монашеский образ жизни. По другую сторону — святой преподобный Илия Муромец, богатырь, закончивший жизнь иноком-подвижником. В этом отражается патриотическое служение Церкви. Сюда, в роспись храма вошел и сюжет Новомучеников – слева от вас фреска с изображением Царской семьи. Храм, — продолжает отец Сергий, — построен для того, чтобы в нем совершалась молитва обо всех павших в Великой войне, и оставшихся в живых, с выражением благодарности Богу за нашу Победу. Вот такая идея была заложена. Три барельефа, которые вы видите на стенах — творение Зураба Константиновича Церетели. «Смоленскую» икону нам пожертвовал мой друг, фронтовик-партизан протоиерей Петр Раина. Частицу святых мощей великомученика Георгия Патриарх Диодор подарил мэру Москвы Юрию Лужкову, во время его пребывания в Иерусалиме. Юрий Михайлович привез эту реликвию нам. А Святейший Патриарх благословил устроить сень. Сюда мы поставили икону-подарок гостей из Болгарии, и ларец с мощами.

http://old.pobeda.ru/voinskie-hramyi/alt...

В этом пророчестве искупительная суть крестной смерти Мессии, как добровольной жертвы очищения людских грехов, выражена с предельной ясностью. Замечательно, что именно на это пророчество сослался пророк Иоанн Креститель, когда Господь Иисус Христос только начал Свое общественное служение, говоря: «Вот, Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира». Ниже мы остановимся на том, что говорил Спаситель и Его апостолы об искупительных крестных страданиях. Что Спаситель говорил о Своих крестных страданиях Уже с первого года призвания апостолов Господь Иисус Христос начал им говорить о предстоящих Ему страданиях. Так, например, Он говорил ученикам, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин, первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть». Когда же ап. Петр, руководствуясь добрыми чувствами к Учителю, пытался было отговорить Его от такого подвига, Господь решительно и строго остановил Петра, сказав ему: «Отойди от Меня, сатана! Ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» ( Мф. 16:21–23 ). Немного позже, поясняя апостолам цель Своего пришествия в мир, Господь сказал: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но для того, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф. 20:28 ). Незадолго до Своих крестных страданий Господь Иисус Христос снова поведал апостолам, какой великий подвиг Ему предстоит, поясняя, что именно для совершения этого искупительного подвига Он пришел в наш мир: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! Избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел» ( Ин. 12:27 ). Только в прощальной беседе с учениками во время Тайной вечери Спаситель стал говорить о духовных плодах предстоящих Ему страданий. Так, Ему надо пострадать для Осуждения дьявола, Привлечения людей на путь спасения, Прощения грехов верующим, Ниспослания на верующих Духа Утешителя, Для приготовления верующим небесных обителей. Приводим здесь из прощальной беседы слова Спасителя об этом. Начиная Свою беседу, Господь объяснил, что Его смерть необходима, потому что: «Если пшеничное зерно, упав в землю не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода ... Ныне суд миру сему (осуждение неверующего мира); ныне князь мира сего (дьявол) изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли (на кресте), всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, – добавляет Евангелист, – давая разуметь, какою смертью Он умрет» ( Ин. 12:23–24, 31–34 ). На этой же прощальной вечере, устанавливая таинство Причащения, Господь соединил силу этого таинства с предстоящими страданиями и сказал, указывая на чашу с вином: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26:27–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

К ст. 13. «Искушаем сатаною». Искушаем – испытываем. Сатана – еврейск. Сатана, собственное имя личного злого духа. Еврейское слово «сатана», в раннейшем употреблении, в качестве нарицательного, имеет смысл «противника», «врага», cp. 1Цар.29:4 ; 3Цар.11:14 ; Чис.22:22–32 , где вместо слов русск. перевода «чтобы воспрепятствовать» следует читать «противником», по-еврейски «сатаною»; таким образом, «сатаною» мог быть всякий добрый или злой дух и всякий человек; в подобном смысле Петр в Мф.16:22 . Затем это слово употребляется в приложении к определенному личному духу, предавшемуся вражде и клевете; отсюда. греч. Диавол (διβολος=клеветник). В этом смысле – в Иов.1:6 слл., с оттенком искусителя, Зах.3:1 сл. В более поздней книге 1Пар.21:1 – это уже собственное имя. В апокриф. «Книге тайн Еноха» рассказывается общеизвестная история его происхождения (бывший архангел Сатанаил). В Новом Завете Сатана – «Диавол», «лукавый», «древний змий», «враг» «князь мира сего», «Веельзевул, князь бесовский» и т. п.. «И был со зверями» – слова, рисующие обстановку пустыни с непривлекательной стороны: жуткий вой голодных хищников – гиен, волков, дерзких шакалов, обычных обитателей восточных, в частности, палестинских пустынь, – их светящиеся глаза и оскаленные зубы наводят ужас на случайных путешественников, остающихся на ночь в этих и без того страшных нежилых местах. К ст. 14. Галилея – одна из 3-х провинций, на которые была разделена западная Палестина ко времени земной жизни Спасителя, родина апостолов, отчасти и самого Господа, проведшего там большую часть Своей земной жизни и времени Своего служения. Живописная область с красивым и весьма разнообразным ландшафтом, с высокими холмами и глубокими долинами, с лесами, потоками и озерами, лугами и пастбищами, плодовыми садами и пашнями, – «несравненный сад Божий» по выражению древнего иудейского историка Иосифа Флавия. По разрушении Израильского царства (VIII век до P. X.) область эта была заселена пришельцами из Ассирии. Ио возвращении из Вавилона иудеев (VI век), последних там поселилось немного, да и те большею частью во времена Маккавеев переселились в Иудею. Во времена иуд. царя Иоанна Гиркана (135–105) часть их возвратилась оттуда и вскоре Галилея была присоединена к новому Иудейскому царству и была иудаизирована (от язычников требовалось исполнение закона Моисеева). Жители Галилеи не были, в такой мере, как жители Иудеи, приверженцами религиозно-политической теории иудаизма времен Христа, шедшей вразрез с учением о Царствии Божием, каким его проповедовал Христос. Отсюда презрение к ним со стороны иудеев и избрание Христом Галилеи местом Своего служения в описываемый период.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/besedy...

Однако в первой половине V в. у пап почти не было случая или возможности употребить эту власть. На практике их власть не простиралась за границы их митрополии и Салоник. И то, скорее всего, епископы Иллирика (митрополичьего округа с центром в Салониках) соглашались признавать над собой некое достаточно неопределенное папское верховенство лишь для противовеса слишком близким императорам. 2. Но, как мы уже видели, и на Западе попытки Римских пап установить свою власть встречались с весьма серьезным сопротивлением. Любимая римская идея «петровского» происхождения папской власти начала серьезно восприниматься на Западе лишь после правления папы Льва Великого (440–461) весьма незаурядной личности, постоянно предпринимавшего значительные усилия для укрепления папского престижа. Будущий папа родился в Тоскане в конце IV в. Он стал церковнослужителем очень рано когда ему было лишь около 20 лет. Вскоре он был рукоположен в диаконы и стал референтом Римских епископов по богословским вопросам. Под его руководством Рим участвовал в христологических диспутах вокруг III Вселенского Собора. По этим вопросам он обменивался письмами со св. Кириллом Александрийским . Диакон Лев пользовался большим влиянием в имперских кругах. Например, император Валентиниан III, живший в Равенне, посылал его во многие дипломатические миссии. В сентябре 440 г. Лев был рукоположен в епископы римские. Папа Лев, как и большинство его современников, верил в промыслительный характер Римской империи. Когда в 452 г. он с двумя сенаторами вышел навстречу гунну Аттиле и убедил его уйти из Италии, когда он (увы, с меньшим успехом) убеждал Гейзериха и его вандалов не грабить Рим, он видел себя защитником Римской империи и самой идеи «римскости» (romanitas). По его мнению, не случайно, но промыслительно, что Петр, князь апостолов (первоапостол), принял мученическую кончину в Риме столице великой всемирной империи. Не только Петр дает Риму его престиж, но духовное измерение, выраженное Петром, было явлено именно в Риме, так как он является имперской столицей. Но, конечно, мысль св. Льва на этом не останавливалась. Пастырь, внимательный наблюдатель и активный участник трагических событий своего времени, он видел, что современная ему Римская империя близка к развалу, что императоры покинули великую столицу. Провиденциальная миссия, данная Империи, обеспечивать единством всех христиан теперь может лишь отчасти быть исполненной восточным императором в Константинополе. Но истинный центр вечного единства должен был оставаться и воистину оставался «камнем», воплощенным в служении «наследника» св. Петра в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Именно доверие Богу в самоотверженном служении Родине отмечал в жизненном опыте святого князя великий святитель XX в. Иоанн (Максимович) , подчеркивая, что Александр Ярославович ясно осознавал, что «новгородская рать одна не сможет защитить Русь и что ей нужна помощь. Где искать помощь? Александр знал где. Он обратился не к чужестранным государствам и даже не к тогдашним князьям разоренной татарами Руси. Он взывал к родоначальнику князей Российских, к тому, кто Крещением освободил русский народ от рабства диаволу. Он просил у него предстательства пред «единым сильным Царем царствующих и Господем господствующих» ( 1Тим.6:15 ), на Которого возлагал все свои надежды! И «упование не посрамило» ( Рим.5:5 )» [ Иоанн (Максимович) , свт. 1997: 448 (2749), 1]. Святитель отмечает, что кроме видения святых Бориса и Глеба, небесное заступничество в Невской битве было явлено в самой дате сражения – 15 июля – день кончины святого равноапостольного князя Владимира. Любопытно, что в современную эпоху информационной прозрачности и поиска командно-ориентированных управленческих подходов даже светские идеологи эффективного менеджмента свидетельствуют о том, что есть огромная разница между мотивацией и вдохновением, что «действовать на базе принципов, а не прагматических соображений – значит быть более эффективным и гибким» [Сайдман 2017:411, 414]. Это цитата из книги Дова Сайдмана, писателя и бизнесмена, которая в оригинале названа следующим образом: «КАКИМ ОБРАЗОМ: почему то, КАК мы делаем что-либо, определяет все» 6 . Здесь в том числе поясняется, что «вдохновение черпается из убежденности в верованиях и ценностях, из стремления реализовать глобальные идеи и внести вклад на благо других людей, из желания донести до остальных такие стремления», а современный начальник непременно должен стремиться приобрести харизматические, а не чисто административные авторитет и власть [Там же: 410–411]. С богословской точки зрения это понятно, потому что апостол Петр заповедовал священникам пасти «Божие стадо не принужденно, но охотно и богоугодно (κατ θεν), не для гнусной корысти, но из усердия» ( 1Пет.5:2 ). При этом в греческом исходном тексте «не для гнусной корысти» выражено одним наречием – «не гнуснокорыстно» (μηδ ασχροκερδς). Этому слову противопоставляется другое – «усердно» (προθμως), о котором в новозаветном «Лексиконе» Бауэра сказано, что оно обозначает усердие именно к служению людям 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Киев – город, где родилась наша Церковь, и патриарх приехал к ее истокам. Крым – апостольская земля. В Херсонесе проповедовали создатели нашей письменности - святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Здесь крестился сам креститель Руси - князь Владимир. С Волыни родом первый московский святой - митрополит Киевский Петр, перенесший кафедру киевских митрополитов в Москву. Донецк Святейший просто обязан был посетить, поскольку в прошлом году туда не смог приехать его предшественник (Патриарх Алексий по состоянию здоровья вынужден был прервать свой визит в Украину). В следующий раз Патриарх Кирилл посетит и другие епархии. Скорее всего, он приедет в Одессу. - Здравствуйте! Ярослав из Киева беспокоит. Скажите, как менялось выражение лица Патриарха Кирилла, когда некоторые украинские противники Русской православной церкви кричали «Геть московского попа!»? - Священнослужители – странный народ в представлении светских людей. Чем тревожнее кругом, тем светлее и спокойнее их лица. Христос говорил ученикам, что они будут гонимы за правду. На злобу и ненависть надо отвечать любовью. Это и есть христианство. После передряг, связанных с визитом Патриарха в Ровно, Святейший сказал в этом городе у стен захваченного раскольниками храма краткую, но самую вдохновенную речь за весь свой визит. Она была полна любви и к своим братьям, и к раскольникам. ЗАЧЕМ УКРАИНСКИЕ ВЛАСТИ ХОТЕЛИ НАПУГАТЬ КИРИЛЛА? - В Украине Патриарха сопровождало много охраны. Говорили даже о возможности терактов. Неужели церковная жизнь в нашей стране так напряжена? - Задача украинской власти заключалась в том, чтобы продемонстрировать Патриарху «альтернативную» точку зрения, как сказал Юрий Богуцкий (замглавы Секретариата президента. – Ред.). Показать, что народные массы жаждут пропагандируемую президентом поместную церковь, оторванную от РПЦ. В столицу эти массы кое-как свезли, но пикеты были жиденькими. В Донецке и Крыму этих масс вообще не оказалось. Было очевидным, что и в Западной Украине, самом религиозном регионе, их тоже не окажется. Ведь интерес к визиту шел по нарастающей: если на патриаршие богослужения в Киеве, Донецке, Севастополе собирались по 20 тысяч верующих, то в крохотном Почаеве было уже 50 тысяч.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

30. Притязания Римских пап на преобладание в Церкви. Заблуждения, допущенные в Западной Церкви Притязания Римских пап на преобладание в Церкви можно замечать с первых веков христианства. Повод к сим притязаниям могло подавать обаяние Рима, который был столицею Римской империи. С возникновением Нового Рима на берегах Босфора прежний утратил несколько свое значение как столицы, но зато за отсутствием императора в этом городе, и до сих пор называемом вечным, первенствующим лицом стал папа. Папы, с своей стороны, взамен уменьшенного светского, старались придать Риму значение церковное, как городу, получившему христианское просвещение от первоверховных апостолов Петра и Павла. В особенности для усиления церковного значения Рима папы пользовались священною для христиан памятью первого из сих апостолов. Господь Иисус Христос якобы поставил апостола Петра главою апостолов и князем Церкви, и главенство сие по кончине апостола перешло к папе, который есть посему глава всех епископов, наместник Христа на земле и князь в Церкви. Усвоив идею главенства Петрова, папы пользовались всеми представлявшимися им случаями, чтобы возвысить свое значение и показать свое величие в Церкви, в особенности когда возникало какое-либо затруднение в Церквах Восточных, и святители, в силу братского общения, обращались к ним за советом и помощью. Случаи подобных обращений видим в истории Афанасия Великого , Иоанна Златоуста и других святителей, причем обычные, в особенности на Востоке, выражения любви и уважения к первенствующему иерарху Запада папы истолковывали в смысле отношений подчиненных к начальнику. Смуты, происходившие на Востоке по случаю гонений от иконоборцев, давали папам в особенности много поводов как к защите Православия, так и к заявлению якобы принадлежащих им прав и власти над всею Церквью. К возвышению пап на Западе послужила и та борьба, которую они должны были вести с арианскою ересью, отвергнутою на Востоке и усвоенною новыми народами, заполнившими Западную Европу и Северную Африку. Борьба эта сплотила всех приверженцев и защитников Православия на Западе около пап, руководителей сей борьбы.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

Сортировать по Исключить новости Поиск по сайту Сортировать по Исключить новости Применить Сбросить 16 марта, 2010 Радость со слезами на глазах Есть замечательные соревнования, которые почти не показывают по телевизору. Их победителям Президент России не подарит машин Ауди Q7. Состоятельные люди не покупают билеты на эти состязания за полгода. Азартные болельщики не заключают пари на их результаты и большинству людей, которые вообще-то спортом интересуются, без разницы, как там выступают наши. Сердце «за страну» не ёкает. 16 июля, 2012 Что такое кошерные продукты? Можно ли православным кошерную еду? В продуктовом магазине или в кафе нередко можно встретить вывеску " кошерные продукты " . Попробуем разобраться, что это за продукты и, можно ли православным христианам есть кошерную еду. 26 сентября, 2012 Икона Петра и Февронии Икона Петра и Февронии Петр и Феврония (в иночестве Давид и Ефросиния) — Святые покровители брака и семьи. История о том, как князь женился на девушке простого происхождения, дочери древолаза, вопреки воле бояр стала известна нам по «Повести о Петре и Февронии», написанной в VI веке. Пройдя через нелегкие испытания, семья Петра и Февронии стала […] 6 августа, 2023 1 июня, 2007 Три рыбы от святителя Николая Батюшка Михаил, немолодой сельский священник, отправился ловить рыбу. Река еще после паводка не вошла в свои берега, клева не было, но батюшкой руководило чувство долга, которое, впрочем, руководило им всегда. Однако в последние дни это чувство сугубо обострилось. 8 августа, 2013 Построить свою деревню Когда у тебя есть 'целая деревня', то для долгой и счастливой жизни в браке вполне достаточно, чтобы с супругом у тебя были единые жизненные цели, глубокая душевная и телесная близость и налаженное совместное хозяйство. А проводку починить в случае чего может и электрик-сосед. А пирожками угостит кума 30 апреля, 2011 Что такое артос? Подражая Апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни

http://pravmir.ru/search/вера/page/2426/

Пока мы добрались только к подножию горы, Великий Князь уже подходил, по бесчисленным зигзагам, к вершине. Дорога очень камениста и крута, а с полгоры она делает повороты на каждых 15-20 саженях. Палатка для привала была раскинута пред греческим монастырем, которого церковь первоначально построена императрицею Еленою, как говорят, на месте Преображения Господня. Обойдя монастырский двор и церковь, самой простой архитектуры с выбеленными внутри гладкими стенами, я присоединился к нашему отдыхавшему обществу. Великий Князь был встречен на дороге пред Фавором 85-летним Иерусалимским патриархом Кириллом, против которого восстала вся греческая иерархия за то, что он не подписал отлучения болгарской церкви и не хотел мешать интересов иерархических с религиозными. С виду, патриарх Кирилл седой, как лунь, коренастый старец, среднего роста, с орлиным носом, добродушною улыбкой и быстрым взглядом серых глаз, еще полных энергии и выражения. Его сопровождали митрополит Назаретский, замечательный красавец, и два диакона, из которых один довольно чисто говорил по-русски. Привал продолжался два часа. Его Высочество приказал мне прочесть из Евангелия те места, где упоминается о Преображении. Во всех трех Евангелиях стоит: «Иисус возвел их на высокую гору» (Матф. XVII, 1; Марка IX, 2; Луки IX, 28); но нигде не сказано, чтобы это был Фавор. За разрешением вопроса, мы обратились к патриарху. Он указал на 2 Послание апостола Петра, гл. I, ст. 16-19, но и там Фавор не назван, а сказано: «будучи на святой горе». Во всяком случае, с первых веков христианства предания и отцы церкви указывают на Фавор, как место Преображения Господня, а в Ветхом Завете гора эта связана со священными воспоминаниями евреев, вот почему, может быть, так и назвал ее апостол Петр. Отдохнув под тенью шатра, я пошел искать место с возможно более открытым кругозором и набрел на груду развалин какого-то города. Вершина горы имеет вид плоского овала и покрыта кустарником и лугами; площадь ее весьма значительна. Но какой восхитительный вид открывается с Фавора, удивительнейшим образом поставленного среди широкой долины Эсдрелонской, которая постепенно ниспадает к Средиземному морю с высоты 440 футов.

http://ruskline.ru/opp/2020/06/10/putesh...

§ 3 Метод . Для достижения своей цели, сочинение это должно быть изложено но методу Обличительного богословия вообще: то есть, 1) прежде должна быть изложена рассматриваемая разность: в точных и ясных выражениях должно быть представлено римское учение о видимой главе Церкви и противопоставлено ему учение о том же Церкви православной; 2) должны быть указаны общие начала, на основании которых предложенная разность будет разбираться; 3) должны быть представлены далее и опровергнуты доказательства римского учения, какие только можно найти у римских богословов; и, наконец, должны быть представлены основания учения православного; заключение откроется само собой. По этому указанию, – 1 . Изложение рассматриваемой разности. По верованию западно-римских христиан, как наместник Христов на земле, князь апостолов, апостол Петр 3 , по воле Христа Спасителя, был главой видимой Церкви, с полномочной властью не только над всей Церковью , но и над апостолами; был единственным по Христе ординарным (ordinarius) проводником для Церкви всех благодатных прав, для нее необходимых: так и преемник святого Петра, римский папа есть, по воле Господа, единственный проводник для всей видимой Церкви всех ее прав, есть видимая глава, голос которой в делах веры, изрекаемый от кафедры, непогрешим и безусловно обязателен для каждого члена Церкви порознь и для всех вместе, для каждого иерарха Церкви в частности и для всех иерархов вместе – для собора Вселенского, для каждой поместной церкви в отдельности и для целой Церкви. А православная Церковь видит в св. Петре только первого между равными апостола, но не главу апостолов и Церкви; в римском папе (до IX-XI века) видела только первого между равными иерарха Церкви, но не главу Церкви. обширнейшем смысле главой Церкви, как видимой так и невидимой, или лучше -единой главой единого тела Церкви, главой, от которой тело Церкви получает все жизненные свои силы, все необходимые для нее права и дары благодати, православная Церковь признает только Господа нашего Иисуса Христа; а органом, которому непосредственно передаются от главы, и от которого потом сообщаются Церкви все необходимые для нее права и дары благодати, признает всех апостолов в совокупности, или лучше – единый нераздельный сонм апостольства, после же апостолов – всех епископов в совокупности, или весь единый и нераздельный сонм епископства 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010