Катехизис «Пространный Православный Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви». Катехизис содержит основные определения веры. Хотя Православный катехизис митр. Филарета (Дроздова) Московского был написан в начале XIX века, до сих пор он является одним из надежных способов узнать, во что в точности верят православные христиане. Филарет (Дроздов) так определяет катехизис: «Православный катихизис есть наставление в православной вере христианской, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души.» Православный Катехизис Составленный Митрополитом Московским Филаретом. В доступном изложении. Введение Предварительные понятия 1. ЧТО ТАКОЕ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС? Православный катехизис есть наставление в православной христианской вере, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души. 2. ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО «КАТЕХИЗИС»? Катехизис в переводе с греческого языка значит оглашение , устное наставление. С апостольских времен этим словом по традиции обозначается первоначальное учение о православной вере, необходимое каждому христианину (см. Лк. 1:4, Деян. 18:25). 3. ЧТО НУЖНО ДЛЯ БЛАГОУГОЖДЕНИЯ БОГУ И СПАСЕНИЯ ДУШИ? Для благоугождения Богу и для спасения души нужно: познание истинного Бога и правильная вера в Него; жизнь по вере и соответствующие ей добрые дела. 4. ПОЧЕМУ В НАЧАЛЕ НУЖНА ВЕРА? Вера нужна потому, что, как свидетельствует слово Божие, «без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6).   5. ПОЧЕМУ КРОМЕ ВЕРЫ НУЖНЫ ЖИЗНЬ ПО ВЕРЕ И ДОБРЫЕ ДЕЛА? С верой должны быть нераздельны жизнь по вере и добрые дела потому, что, как свидетельствует слово Божие, «вера без дел мертва» (Иак. 2:20).   6. ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ ВЕРОЙ? По объяснению апостола Павла: «вера есть… осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). То есть: уверенность в невидимом, как бы в видимом, и уверенность в желаемом и ожидаемом, как в настоящем.   7. В ЧЕМ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ВЕРОЙ И ЗНАНИЕМ? Различие между знанием и верой заключается в том, что знание имеет предметом ощутимое и познаваемое, а вера — невидимое и даже непостижимое. Знание основывается на опыте и исследовании предмета, а вера — на доверии к свидетельству истины. Знание принадлежит уму, хотя может действовать и на сердце; вера принадлежит преимущественно сердцу, хотя начинается в мыслях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Сортировать по Исключить новости Из истории Западного Богословия Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 6 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 Начала богословия святителя Амвросия Медиоланского Святитель Амвросий, епископ Миланский известен прежде всего как архипастырь и учитель благочестия, не боявшийся отстаивать свою веру перед лицом многочисленных еретиков и представителей государственной власти, но в не меньшей степени он был и богословом. Ему принадлежит более 30 сочинений по различным догматическим, экзегетическим, нравственно-аскети­чес­ким и литургическим вопросам. При этом в своем богословии святитель Амвросий удачно сочетает, с одной стороны, лучшие достижения западной и восточной богословской мысли своего времени, а с другой — теоретико-догматические элементы с нравственно-практическими.   1. Учение о Боге 1.1. Сущность и свойства Божии По учению святителя Амвросия, Бог есть самобытная и вечная Сущность, о чем говорит само греческое слово oЩs…a , которое, с точки зрения святителя Амвросия, произошло от греч. obsa (‘вечно-сущая’, О вере III.127; IV.100; О таинстве Господнего воплощения X.3). В Самом Себе Бог заключает только то, что есть Он Сам; Ему чужды всякие случайные, привходящие свойства (О вере I.106). По Своей природе Бог есть чистейший Дух, бестелесный, простой, лишенный всякой материальной сложности или составности (Шестоднев I.25; Об Аврааме II.58; Толкование на Пс XL.20; О вере I.106). Он безначален и бесконечен (Шестоднев I.9), невидим для глаз, невыразим словами, непостижим умом. Он — высшая и совершенная Природа, самобытное и высшее Благо, Полнота благости и добродетели (О вере I.14; Посл. к Иринею 5–10). Богу подобает “все, что можно ощутить из самого святого, самого прекрасного, самого могущественного” (О вере I.106). Бог все Собой наполняет, но никогда ни с чем не сливается. Он все проницает, но Сам никак не проницаем. Присутствуя одновременно повсюду, Бог, тем не менее, всюду остается целым (О вере I.106). По отношению к миру Бог есть его Творец, Правитель, Господь и Спаситель. 1.2. Триадология

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

XVII. О вере и делах Слово Божие научает нас, что веру и дела за одно признавать нельзя; иное истинная вера и иное добрые дела ( Иак.2:24 ; Евр.11:6 ). Название «вера» также имеет не один смысл: а) вера есть сердечное влечение человека к Богу ( Мк.11:23–24 ), б) и вера есть вероучение, или знание, о Боге ( Ин.17:3 ). Истинное вероучение может быть только у послушных сынов Церкви Христовой: Рим.10:14 ; Деян.10:6 . Вера сердечная может быть не только у сынов Церкви, но и у язычников, например у Капернаумского сотника и у Сирофиникийской женщины: Мф.8:10:15, 28 ; Мк.7:26 . Дела добрые также могут быть не только у христиан, но и у язычников, например у Италийского сотника Корнилия: Деян.10:1–2:28 . Таким образом, кто имеет даже веру сердечную и дела добрые, но не имеет истинного вероучения, тот подобен язычнику доброму, но он не есть ещё истинный христианин. Для достижения этого необходимо креститься водой и Духом Святым: Деян.19:48 ; Ин.3:5 . Отсюда видно, что сектанты хотя бы и имели веру и добрые дела, но, как не имеющие истинного вероучения, не могут наследовать Царствия Божия и потому весьма заблуждаются, а ведь Господу угодно, чтобы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения: Еф.4:14 . Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о вере и делах Мф.7.16–18:20 . «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы?.. не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Итак, по плодам их узнаете их». Объяснение. По одним делам нельзя узнать: истинной веры человек держится или ложной: Деян.10:2–6 . Закон и заповеди святы: Рим.7:12–14 , но бывает, что исполнители ими злоупотребляют: Лк.18:11 ; и не плод, а вред приносят: Рим.16:17–18 ; Мф.7:19 ; и при истинной вере и добрых делах ( Иак.2:26 ) должна быть истинная любовь: 1Кор.13:1–3 ; Рим.2:13 . Мф.8:13 . «И сказал Иисус сотнику: иди, и как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Зачем пркрывать свой позор чужими грехами?» Иерей Владислав Терентьев о «разреженной» вере и восстановлении человеческой души 06.03.2024 147 Время на чтение 6 минут Источник: Православие.ру Настоятель Воскресенского храма в Кяхте рассуждает о простейших способах доказать верность Христу, умении не осуждать даже Иуду и призывает заняться искоренением собственных, а не чужих грехов. Иерей Владислав Терентьев с прихожанами храма села Малая Кудара «Мелочи» катехизации – Отец Владислав, многие со страхом смотрят в будущее православной России. Не грозит ли нам то же самое, что в кратчайшие сроки случилось в начале прошлого века? – Если все наше христианство заключается в радостных статистических отчетах «наверх» (но отнюдь не на Небо) и позолоте, то мы, возможно, уже на пороге новых испытаний. Иногда во время бесед с прихожанами я спрашиваю людей: найдется ли кто-то среди нас, кто встанет между священником и беснующейся толпой, готовой его убить, если, не дай Бог, придет время новых гонений? Много ли таких людей будет? Я точно знаю, что найдутся, конечно, но, как мне сказал один из прихожан, «мы сильно сомневаемся, что это будут те самые, которые сейчас на каждом углу кричат о своей вере, устраивают крестные ходы по поводу и без повода и воюют с масонами». Думаю, у нас сейчас вера очень сильно разреженная. Не забудем еще и о так называемом религиозном синкретизме, проще говоря, о всеядности: мы постоянно с этим сталкиваемся. Полагаю, эта всеядность касается не только Бурятии, но и всей России. Что же касается Бурятии, Кяхтинского района, то сходить в храм, повязать ленточку у «священного» дерева, бросить монетку у идола, «бибикнуть», проезжая «святое» место, съездить в дацан, поклониться истукану – это всё, оказывается, вполне умещается в разрушенном сознании человека. Есть даже целый «обряд посвящения», чтобы стать «своим» здесь: объехать все капища в округе – вот тогда да, тогда ты «свой». Кому ты «свой» – вопрос серьезный. И я пришел к выводу, что, прежде чем начать говорить о Символе веры с людьми, которые готовятся к Крещению, мы должны обсудить именно такие повседневные «мелочи»: если ты хочешь быть со Христом, то начни с «мелочей» – этих ленточек, бибиканья, монеток. С Символом веры мы потом будем разбираться, кому-то вся жизнь нужна, чтобы вникнуть в его глубину. Сначала давайте разберемся насчет «всего духовного», насчет того, что «Бог в каждой вере есть»! Может быть, тебе Христос и не нужен вовсе? А с таким подходом, что «Бог в каждой религии», Он тебе точно не нужен.

http://ruskline.ru/opp/2024/03/06/zachem...

Сортировать по Исключить новости Какая книга помогла прийти к вере? Личный опыт Какая книга помогла вам прийти к вере? Что вы читаете Великим постом? Отвечают читатели «Правмира». 14 марта, 2014 Какая книга помогла вам прийти к вере? Что вы читаете Великим постом? Отвечают читатели «Правмира». Протоиерей Олег Переверзев, настоятель Введенской церкви г. Вязьма В 1991 году мы вместе с моей девушкой попали под машину. За рулем был парень в состоянии алкогольного опьянения… Мне тогда было 19 лет всего, но нагрешить за эти годы я успел немало. Меня снесло, подруге задело ногу. Машина была не легковая – ГАЗ-53, так что собрали меня с трудом. И вот уж передумать всю свою бурную молодость выпало мне много времени на больничной койке. Как только я пришел в себя после операции, ко мне в палату стал наведываться следователь за показаниями. А в это время моя мама находилась на лечении в одном из курортов Кабардино-Балкарии. Узнав о том, что случилось, она поспешила вернуться, не докончив курса лечения. Когда она ехала в поезде, к ней заглянули молодые люди и предложили в подарок маленькую книжку в клеенчатой темно-синей обложке… Новый Завет, издательство «Гедеоновы братья» (многие, наверное, помнят такое издание). Не заезжая домой, мама по прибытии поезда, сразу пришла ко мне и положила на тумбочку эту книжку. Я верил в Бога. Но не жил так, как Он учил. Для меня эта вера была даже неким модным «прикидом». Да и о заповедях евангельских я слышал краем уха (сами знаете, чему нас в школе учили)… Это было 6 июня 1991 года, когда я начал чтение Священного Писания. И, конечно же, я прочитал и то место, где Христос говорит: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших»… До прочтения этих слов мне очень сильно хотелось справедливости. Я даже мечтал и фантазировал о том, как этот парень загремит у меня лет эдак на пять, и услаждался этими фантазиями. Теперь будто что-то переключилось внутри меня. Мои согрешения… И мне захотелось вдруг простить. Даже не из-за страха самому быть не прощеным, а потому что возникло желание сделать добро в противовес этой никому не нужной «справедливости». Просто простить, без условий.

http://pravmir.ru/kakaya-kniga-pomogla-p...

митрополит Вениамин (Федченков) Содержание " А сердце говорит мне: верь!.. " Часть I. Детская вера Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6 Глава 7 Глава 8 Глава 9 Часть II. Разумная вера Умобоязнь Процесс преодоления наваждения Веруют ли ученые? Возражения от ума против веры А) Незнание не есть отрицание Б) Непостижимость не есть небытие В) Необходимость чудес: неподобие не есть небытие Г) Постижение непостижимости и тайнолюбие Д) Тождество путей веры и знания: познание чрез откровение Что такое интуитивизм? Часть 1 " Научные заметки " . Бессознательное творчество Что такое интуитивизм? Часть 2 Е) Прагматизм веры: целесообразность ее Ж) Смысл аналогий З) Естественные доводы рассудка в пользу веры Часть III. Религиозный опыт А) Есть ли? Б) Откровение бога через мир В) Голос сердца Г) Благодать Божия Д) " Видение " Часть IV. Свобода воли Часть V. О сомнении Часть VI. Чудеса Божии 1. Видение во сне 2. Сошествие огня 3. " Мерзлые " 4. Явление умершей 5. Искушение врага 6. Избавление от беды 7. Изгнание бесов 8. Сила Евангелия Заключение Информация о первоисточнике " А сердце говорит мне: верь!.. " Написанная почти полвека назад русским архиереем, богословом, духовным писателем митрополитом Вениамином, в миру Иваном Афанасьевичем Федченковым (1880—1961), волею судеб познавшим горький хлеб чужбины, книга интересна и в наши смутные дни, когда так необходимы нравственные ориентиры. Владыка Вениамин делится своими размышлениями о вере, о путях, ведущих к истине, о месте человека в этом мире, о роли ума, сердца, разума и веры. Он не сторонний наблюдатель жизни, создатель неких философских построений, а собеседник, с чувством достоинства ведущий диалог. " О вере, неверии и сомнении " ... Так называется книга, предлагаемая ныне вниманию читателей. Имя ее автора — митрополита Вениамина (Федченкова) — вряд ли известно широкому читателю. До недавнего времени произведения этого яркого духовного писателя совсем не издавались, за исключением разве что фрагментарных публикаций в церковной периодике.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1026...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Русский народ стал астрологическим народом Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое 22.03.2024 280 Время на чтение 8 минут Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своём сайте результаты опроса о том, как изменилась вера россиян в сверхъестественное и необъяснимое за последние полтора десятилетия. «В современном мире, в эпоху научного и технологического прогресса, растет процент людей, которые не верят ни во что сверхъестественное и необъяснимое – сегодня это каждый четвертый россиянин (24%), за два десятилетия показатель вырос в полтора раза (2004 г. – 15%, 2005 г. – 14%, 2008 г. – 19%.), – отмечается в пресс-релизе исследования. – Чаще других не верят в сверхъестественное мужчины (28% vs. 20% среди женщин), молодежь (33% в группе 18-24 лет и 27% в группе 25-34 лет), россияне с незаконченным высшим или высшим образованием (28%), граждане с плохим материальным положением (31%), активные пользователи интернета (34%) и жители городов с численностью населения 500-999 тыс. чел. (37%). Гораздо реже за эти годы наши сограждане стали верить в судьбу (2004 г. – 40%, 2024 г. – 16%), приметы (2004 г. – 21%, 2024 г. – 10%) и воздаяние за грехи (2004 г. – 18%, 2024 г. – 10%). Тогда как процент верующих в Бога практически не менялся за время замеров с 2005 г. (2005 г. – 58%, 2008 г. – 60%, 2024 г. – 58%). Неизменной осталась и доля тех, кто допускает существование некой сверхъестественной силы (2004 г. – 12%, 2024 г. – 11%). Часть наших сограждан устойчиво верят в загробную жизнь (8%), гороскопы (7%), переселение душ (6%), колдовство, магию (5%) и в существование инопланетян (4%)». «О вере в Бога чаще говорят женщины (63% vs. 52% среди мужчин), граждане старше 45 лет (62-63%), со средним специальным образованием или ниже (62-64%), сельчане (65%), а также активные телезрители (67%) или те, кто предпочитает смешанную модель медиапотребления (64%). Верят в судьбу 23% россиян до 25 лет (vs. 16% среди всех россиян).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/22/ru...

Мария Миронова: О вере без смирительной рубашки. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 26 марта – 15 мая Фестиваль «Весна Духовная. На пути к Пасхе». Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 3 апреля Заседание литературно-философских собраний «Отражения»: «История одной дружбы. Переписка епископа Афанасия (Сахарова) с П.Н. Савицким». Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 6 апреля Лекция Левона Нерсесяна: «Мир, озаренный светом рая: надежда в русской иконе эпохи преп. Сергия Радонежского». Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва Май Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Мониторинг СМИ Мария Миронова: О вере без смирительной рубашки 06.04.2011 12:57 Версия для печати Она — одна из самых востребованных театральных актрис, звезда отечественного кинематографа и продолжательница знаменитой актерской династии. О том, что график съемок и репетиций Марии Мироновой не позволяет ей отвлечься на что-то принципиально иное, сомневаться не приходится. Однако сама актриса так не считает. О том, что значит для нее «уметь оглядываться вокруг», какую эстафету передала ей Маргарита Эскина и что такое фонд «Артист», Мария Миронова рассказала корреспонденту «Фомы». — Вы принципиально ничего не рассказываете о своем отце... Почему? — Предпочитаю говорить о вещах, которые кому-то могут помочь поменяться.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Скачать epub pdf 4. Добродетели вера, надежда, любовь §1. О необходимости и важности богословских добродетелей В результате борьбы с грехом и деятельного упражнения телесных и душевных сил в добре, побуждаемый ревностью к богоугождению христианин приобретает навык к добру, добрые расположения души, или добродетели, а именно: смирение, воздержание, терпение, кротость, целомудрие и др. Эти добродетели происходят, главным образом, от развития и усовершенствования в добре главных способностей души: ума, воли и сердца, и составляют как бы основу духовной жизни, создают условия для раскрытия в душе царствия Божия. Но они еще недостаточны для высшей духовной жизни, жизни богообщения, так как не обнимают всех наших отношений к Богу. Эти отношения наши к Богу выявляются в вере, надежде и любви. Человеческий разум по своей ограниченности и особенно под влиянием прирожденной греховной растленности имеет нужду в просвещении от Бога и в наставлении во всем, что касается нашего вечного спасения. Все это мы имеем в божественном Откровении, записанном в Священном Писании, которое мы принимаем как истинное, по вере, доверию к истинности Бога, Который есть совершеннейшая Истина и источник истины. Как видим, для спасения нам нужна вера. И так как от нашей воли зависит верить или не верить, то вера приобретает значение добродетели, добродетели богословской, т. е. относящейся к Богу. Вера имеет огромное значение в жизни христианина, ибо верою мы усвояем себе спасение, оправдание, праведность Христову, причем не иначе как верою споспешествуемой любовью, оплодотворяемою исполнением заповедей Божиих ( Рим. 3:19–28 ; Гал. 5:6 ). т.о. вера есть глава, или начало всей христианской жизни. А любовь есть душа всех добродетелей и праведности. Потому-то апостол и говорит, что любовь больше веры и надежды ( 1Кор. 13:13 ). При всех же наших подвигах и трудах в христианской жизни мы укрепляемся надеждою на обетованные праведным блага. Теперь же более подробно остановимся на рассмотрении указанных добродетелей: веры, надежды и любви. §2. О христианской вере

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Скачать epub pdf Как доказывать бытие Бога Беседа 6-я О том, нужно ли доказывать бытие Бога, не пошатнут ли такие доказательства нашу веру, какие аргументы подтвердят существование Бога, как убедиться в истинности религиозного опыта, рассказывает Виктор Петрович Лега. Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодняшняя беседа из цикла встреч, посвященных православной апологетике, продолжит тему, начатую в прошлый раз, – об отношениях веры и разума. Как мы уже увидели, между разумом и верой нет того противоречия, о котором любят говорить люди неверующие, атеисты. Вера полнее, целостнее, чем один разум. Вера включает в себя и свободную волю, и чувственное восприятие, и эмоции, так что она является таким всеобъемлющим состоянием человека, в которое входит в том числе и его разумная способность. Отсюда вытекает серьезный вывод: вера не противоразумна, а сверхразумна. К этому выводу мы и пришли в прошлой беседе. Но можно сделать и еще один важный и серьезный вывод: разум должен принимать участие в делах веры. Нельзя говорить только о вере, говоря о Боге, – мы обязаны подключать и наш разум к познанию Бога. И тема нашей сегодняшней беседы, как и нескольких последующих, такова: а можно ли и нужно ли доказывать бытие Бога? Доказывать или только верить? Итак, можно ли доказать, что Бог существует? Или следует принимать это положение только на веру? Но мы пришли к выводу, что познавать Бога нужно не только верой, но и разумом. По поводу самого доказательства бытия Бога тоже возникает множество различных возражений. Например, такое: а зачем, собственно, доказывать бытие Бога? Или такое: можно ли доказывать бытие Бога? нужно ли доказывать бытие Бога? Не умаляем ли мы свою собственную веру, доказывая бытие Бога? А ведь спасение человека осуществляется по вере, читаем мы в Священном Писании. Так не будет ли это изменой нашей вере? Чтобы найти ответы на такие вопросы, обратимся к наследию отцов Церкви и посмотрим, что они писали об этом. Удивительно, но мы не увидим у святых отцов единодушного мнения по этим проблемам. Многие отцы даже и не обращались к ним. Например, у преподобного Максима Исповедника , одного из крупнейших христианских философов, мы не найдем рассуждений о доказательстве бытия Бога. А святитель Григорий Богослов в «Слове о смиренномудрии, целомудрии и воздержании» пишет: «Умозаключения мало ведут к ведению Бога, ибо всякому понятию есть другое, противоположное… и к каждой мысли о Боге всегда, как мгла, примеривается нечто мое и видимое», поэтому Бог «Сам приходит к чистому, потому что обителью Чистого бывает только чистый». Святитель Григорий нас явно отсылает к аргументам античных скептиков, что к любому рассуждению, любому понятию может быть применено другое, противоположное. И потому напрашивается вывод, – доказывать бытие Бога, наверное, не стоит, лучше воспринимать Его чистой верой.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/ts...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010