Архиепископ Феофан. 1931. IV. 15. София О благодатных действиях Пресвятой Троицы Многоуважаемый о. Протоиерей! Вы спрашиваете: «Как понимать действия в нас благодати Божьей по отношению нас Св. Духа; то ли значит это, что одновременно, по нераздельности Лиц, действует в нас и Отец, и Сын? Но мы без смущения говорим о действии в нас Св. Духа, а о действиях Отца и Сына затруждаемся утверждать». Отвечаю. Необходимо различать при ответе на этот вопрос две точки зрения: богословскую, когда речь идет о жизни Божества в Самом Себе, и икономическую, когда речь идет об откровении Его человечеству. С чисто богословской точки зрения, по определению св. Григория Паламы , выражающему букву и дух святоотеческого учения, благодать Божья не сущность, но есть энергия Божья и, как принадлежность существа Божья, есть единая и общая для всех Ипостасей Св. Троицы: Отца и Сына и Святого Духа. В этом смысле она одинаково может быть названа и называется благодатью и Отца, и Сына, и Святого Духа. Но в икономичсском откровении Святой Троицы наблюдается такой порядок: Отец открывается миру чрез Сына во Святом Духе. «Одно начало существ, создающее чрез Сына и совершающее в Духе», – говорит св. Василий Великий (Св. Василий Великий . О Св. Духе, к Амфилохию, гл. XVI). При этом «Божеский Дух всегда и окончательно совершает все происходящее от Бога чрез Сына, как в новой твари, о которой говорится: аще кто во Христе, нова тварь ( 2Кор.5:17 ), как и в той, которая древле была в начале; потому сказано: Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их ( Пс.32:6 )» (Св. Василий Великий . Против Евномия. о Св. Духе, кн. V). Так нисходит к человеку Св. Троица. Соответственно с этим совершается и восхождение человека к Богу, только обратным порядком, т.е. Святым Духом чрез Сына к Отцу. «Познается и открывается Пресвятая Троица, – говорит св. Симеон Новый Богослов , – благодатью Святого Духа, по благоволению Отца, чрез Сына» (Слово LXI, т. 2, с. 98). Оба эти порядка обозначает св. Василий Великий в словах: «Путь Боговедения – от единого Духа, чрез Единородного Сына, к единому Отцу. И обратно: естественная благодать и естественная святыня, и царское достоинство от Отца, чрез Единородного Сына, простирается на Духа» (К Амфилохию, гл. XVIII).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Арх. Феофан. 15 апреля 1931 г. София 57. О благодатных действиях Пресвятой Троицы Многоуважаемый о. Протоиерей! Вы спрашиваете: «Как понимать действия в нас благодати Божией по отношению нас Святого Духа; то ли значит это, что одновременно, по нераздельности Лиц, действует в нас и Отец, и Сын? Но мы без смущения говорим о действии в нас Святого Духа, а о действиях Отца и Сына затруждаемся утверждать». Отвечаю. Необходимо различать при ответе на этот вопрос две точки зрения: богословскую, когда речь идет о жизни Божества в Самом Себе, и икономическую, когда речь идет об откровении Его человечеству. С чисто богословской точки зрения, по определению св. Григория Паламы , выражающему букву и дух святоотеческого учения, благодать Божия не сущность, но есть энергия Божия и, как принадлежность существа Божия, есть единая и общая для всех Ипостасей Святой Троицы: Отца, и Сына, и Святого Духа. В этом смысле она одинаково может быть названа и называется благодатию и Отца, и Сына, и Святого Духа. Но в икономическом откровении Святой Троицы наблюдается такой порядок: Отец открывается миру чрез Сына во Святом Духе. «Одно начало существ, создающее чрез Сына и совершающее в Духе», – говорит свт. Василий Великий (О Святом Духе, к Амфилохию. Гл. XVI). При этом «Божеский Дух всегда и окончательно совершает все происходящее от Бога чрез Сына, как в новой твари, о которой говорится: «кто во Христе, [тот] новая тварь» ( 2Кор.5:17 ), как и в той, которая древле была в начале; потому сказано; «словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их» ( Пс.32:6 )» (Свт. Василий Великий . Против Евномия. О Святом Духе. Кн. V). Так нисходит к человеку Святая Троица. Соответственно с этим совершается и восхождение человека к Богу, только обратным порядком, т. е. Святым Духом чрез Сына к Отцу. «Познается и открывается Пресвятая Троица, – говорит прп. Симеон Новый Богослов , – благодатию Святого Духа, по благоволению Отца, чрез Сына» (Слово LXI. Т. 2). Оба эти порядка обозначает свт. Василий Великий в словах: «Путь боговедения – от единого Духа, чрез Единородного Сына, к единому Отцу. И обратно: естественная благодать и естественная святыня и царское достоинство от Отца, чрез Единородного Сына, простирается на Духа» (К Амфилохию. Гл. XVIII).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Ибо таким образом приобретается нами любовь к Богу, которая и возбуждает к исполнению заповедей Господних, и вместе опять ими сама соблюдается, делаясь продолжительною и неколебимою» (св. Василий Великий . Правила пространные, пар 5; т. V, с. 107). – Когда же мы забываем о Боге, тогда являются и страсти, и помыслы. «Авва Феона сказал: потому что удаляемся умом своим от созерцания Бога, пленяемся мы от плотских страстей» (Древний Патерик, гл. XI, пар. 35). Что же нужно делать? Нужно понуждать себя к памятованию о Боге. «Принуждать себя во всем – благом – есть путь Божий» (Древний Патерик, гл. XXI, пар. 20). «Принуждающий себя ради Бога подобен человеку-исповеднику» (Древний Патерик, гл. XXI, пар. 38). Арх. Феофан. 1928. Х.21. София. 45 О благодатных действиях Пресвятой Троицы Многоуважаемый о. Протоиерей! Вы спрашиваете: «Как понимать действия в нас благодати Божией по отношению нас Св. Духа; то ли значит это, что одновременно, по нераздельности Лиц, действует в нас и Отец, и Сын? Но мы без смущения говорим о действии в нас Св. Духа, а о действиях Отца и Сына затруждаемся утверждать». Отвечаю. Необходимо различать при ответе на этот вопрос две точки зрения: богословскую, когда речь идет о жизни Божества в Самом Себе, и икономическую, когда речь идет об откровении Его человечеству. С чисто богословской точки зрения, по определению св. Григория Паламы , выражающему букву и дух святоотеческого учения, благодать Божия не сущность, но есть энергия Божия и, как принадлежность существа Божия, есть единая и общая для всех Ипостасей Св. Троицы: Отца и Сына, и Святаго Духа. В этом смысле она одинаково может быть названа и называется благодатию и Отца, и Сына, и Святаго Духа. Но в икономическом откровении Святой Троицы наблюдается такой порядок: Отец открывается миру чрез Сына во Святом Духе. «Одно начало существ, создающее чрез Сына и совершающее в Духе,» – говорит св. Василий Великий (О Св. Духе, к Амфилохию, гл. XVI). При этом «Божеский Дух всегда и окончательно совершает все происходящее от Бога чрез Сына, как в новой твари, о которой говорится: «Аще кто во Христе, нова тварь» ( 2Кор. 5:17 ), как и в той, которая древле была в начале; потому сказано: «Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их» ( Пс. 32:6 ) (Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

40 Греч. πλρωμα – полнота. 41 От греч. μοναρχα – единоначалие (от греч. μνη – одно, ρχ – начало. 42 В богословской литературе встречается и другое именование монархиан — антитринитарии, которое происходит от греч. ντι – против и лат. trinitas – Троица 43 От греч. δυνμει – сила. 44 От лат. modus – образ, облик, мера, вид – преходящее свойство, присущее объекту лишь в некоторых состояниях в отличие от атрибута – постоянного свойства объекта. 45 От греч. τρπος — облик и μοναρχα – единоначалие. 46 От лат. ратег – отец и passio – страдание. 47 Субординационизм (subordinatio, от лат. sub – под и ordinatio – упорядочение, приведение в порядок) – система подчинения низших высшим, младших старшим. 48 Рационализм (франц. rationalisme, от лат. rationalis — разумный, ratio — разум) философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. 49 Греч. μονς — единица, единое, неделимое. 50 Греч. τρας — троичность, троица, единство трех. 51 Иоанн Дамаскин , св . Источник знания//Полн. собр. творений. СПб., 1913. Т.1, гл.39. С.87. 52 Иоанн Дамаскин , св . Источник знания//Полн. собр. творений. СПб., 1913 Т.1, гл.39, С.89. 53 Феодорит Кирский, блаж . Диалог 1. Цит. по: Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви//Богословские труды. М., 1972. Сб. С. 31. 54 Василий Великий, св. О Святом Духе к св. Амфилохию, еп. Иконийскому//Творения. СПб., 1911. T.I. гл.18. С.614. 55 Иоанн Дамаскин , св . Точное изложение православной веры. Кн.1, 8. Цит. по: Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви//Богословские труды. М., 1972. Сб. 32–33. 56 Августин , блаж . De tempore sermo. LXVII, n.2 et LXX, n. 4; Августин, бла ж. О граде Божием//Творения. 2е изд. Киев, 1907. Ч.5. кн. XVI, гл. 29. С.193. 57 Иоанн Дамаскин , св . Точное изложение православной веры.//Полн. Собр. Творений. СПб.,1913, Т.1, 1, 8. С.174. 58 Григорий Богослов, св . Слово 39. На святые светы явлений Господних//Творения. 3е изд. М., 1889. Ч.3. С.215. 59 См.: Ианнуарий (Ивлиев Д.Я.), иеромонах. Святоотеческое понимание тех мест Священного Писания Нового Завета, которые носят характер субординационизма в отношениях между лицами Святой Троицы: Соч. на соискание ученой степени кандидата богословия. Л., 1980.

http://azbyka.ru/osnovy-pravoslavnogo-ve...

Ближайшим фактом почитания Богоотец Иоакима и Анны может служить мозаическое их изображение по грудь в боковых абсидах ц. Св. Марии Мартораны в Палермо (1143 г.), в колоссальных размерах. На Западе почитание установлено с XVI века. 365 То же изображение над Младенцем с Марией в иконе из Христианского музея Ватикана: Grimouard de Saint-Laurent H. L. Guide de l " art chrétien. T. IV. Paris, 1874. P. 90. Pl. ii [Bianco Florin M. Icone della Pinacoteca vaticana. Città del Vaticano, 1995. 56. Fig. 81]. 366 В трех рядах изображен Страшный суд на мозаике западной стены базилики на о. Торчелло близ Венеции, XII века. 367 Купина изображается здесь и впоследствии в других византийских работах как дикий терновый куст. Ибо Кирилл Александрийский намеренно замечает, что Господь выбрал не обработанное дерево, но лесной горный куст для совершения чуда (Дева из простого звания). См. Кирилла соч. «О поклонении в Духе и Истине» (PG 68:233), Климента Александрийского «Педаг.» II, гл. 8 (PG 8:488): «δι τς κνθης». Ср. также поэтическое сравнение Библии (Кн. Судей 9:15 ) о терновнике, ставшем царем: «выдет огонь из терновника и пожжет кедры ливанские». 368 Сцена эта перешла затем всюду и в той же форме. См., напр., изображение Киевского собора [и] мозаики Кахрие-Джами. 370 Об этом апокрифическом переводе Благовещения см. Martigny J. A. Dictionnaire des antiquités chrétiennes. Paris, 1865. P. 42; Уваров А.С. Церковный диптих V в.//Древности: Труды Московского археологического общества. 1. 1865. 1. С. 1–16 [Volbach W. F. Elfenbeinarbeiten. 129–130]. 372 Андрей Критский в гомилии на Рождение Девы (PG 97:868) высчитывает ряд символов Девы (трех родов): 1) покои брачные, дом Божий, алтарь, Святая Святых, 2) золотой сосуд, скрижали, жезл, диадема, алавастр, светильник, 3) дикий куст, скала, рай, огород или сад, источник, капля, руно, купина и пр. 373 Как видно из грамоты эпитропов, находящейся в главном архиве Министерства иностранных дел [РГАДА], эта рукопись (некогда приношение Алексея Комнена) прислана в Москву царю Алексею Михайловичу от эпитропов (старост) церкви Богородицы-Хрисопигии («Золотого источника») в крепости Галате, насупротив Цареграда. Архим. Амфилохий относит рукопись к XIV в., так как в приложении есть кафизмы патриарха Филофея, XIV века, в честь Богородицы, но именно эта часть рукописи пришита к древнему кодексу: Амфилохий, архим. О лицевом греческом Акафисте Божьей Матери (2-й половины XIV века) Московской Синодальной библиотеки 429//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1870. 10. С. 118–126.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

  Иларион (Алфеев),  митр .  Священная тайна Церкви… С. 136. Курсив вл. Илариона. –  В.Н.   Иоанн Дамаскин,  прп .  Против порицающих святые иконы 1, свидетельство 6//  Св. Иоанн Дамаскин . Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. Пер. с греч. А. Бронзова. – СПб., 1893. С. 26 (ссылка, входящая в цитируемый фрагмент книги митр. Илариона. Курсив наш. –  В.Н. ).  В буквальном переводе: «Благодать дается веществу (материи) вследствие (по причине) имени изображенных [на веществе]». Заметим, что προσηγορα – 1) дружеское обращение, приветливость; 2) название, наименование; 3)  грам.  (в отличие от νομα) нарицательное имя (Древнегреческо-русский словарь: В 2 т. Т. 2/Сост. И.Х. Дворецкий. – М., 1958).   Иоанн Дамаскин,  прп .  Первое защитительное слово против отвергающих св. иконы. Свидетельства древних и славных святых отцов о иконах. Схолия на свт. Василия О Св.Духе к Амфилохию из гл. XVIII//Полное собрание творений Иоанна Дамаскина. Т. 1. – СПб.: СПб-я дух. академия, 1913. С. 363. PG 94, col. 1264 B. Курсив наш. –  В.Н.   Иларион (Алфеев),  митр .  Священная тайна Церкви… С. 136. Курсив наш. –  В.Н.   Иоанн Дамаскин,  прп. Против порицающих святые иконы 1, 16//  Св. Иоанн Дамаскин . Три защитительных слова… С. 12 (ссылка, входящая в цитируемый фрагмент книги митр. Илариона. Курсив наш. –  В.Н. ).   Иоанн Дамаскин,  прп .  Первое защитительное слово против отвергающих святые иконы, XVI//Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Т. 1. – СПб.: СПб-я дух. академия, 1913. С. 354. PG 94, col. 1245 C. Курсив наш. –  В.Н.   Иоанн Дамаскин,  прп .  Третье защитительне слово против порицающих святые иконы. Свидетельства древних и славных святых отцов об иконах//Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Т. 1. – СПб.: СПб-я дух. академия, 1913. С. 414. PG 94, col. 1365 C–1368 A. Уточнение перевода в квадратных скобках и выделение курсивом наши. –  В.Н.   Иоанн Дамаскин,  прп .  Третье защитительне слово против порицающих святые иконы. Свидетельства древних и славных святых отцов об иконах//Указ. соч. С. 422–423. PG 94, col. 1384 C-D. Уточнение перевода в квадратных скобках и выделение курсивом наши. –  В.Н.

http://pravoslavie.ru/153931.html

161 Иларион (Алфеев) , митр. Священная тайна Церкви: Введение в историю и проблематику имяславских споров/Изд. 3-е, испр. – СПб.: «Издательство Олега Абышко»; М: Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве, 2013. – 912 с.: ил. – (Серия «Библиотека христианской мысли. Исследования»). С. 134–144. 164 В буквальном переводе: «Благодать дается веществу (материи) вследствие (по причине) имени изображенных [на веществе]». Заметим, что προσηγορα – 1) дружеское обращение, приветливость; 2) название, наименование; 3) грам. (в отличие от νομα) нарицательное имя (Древнегреческо-русский словарь: В 2 т. Т. 2/Сост. И.Х. Дворецкий. – М., 1958). 165 Иоанн Дамаскин, прп. Первое защитительное слово против отвергающих св. иконы. Свидетельства древних и славных святых отцов о иконах. Схолия на свт. Василия О Св.Духе к Амфилохию из гл. XVIII//Полное собрание творений Иоанна Дамаскина . Т. 1. – СПб.: СПб-я дух. академия, 1913. С. 363. PG 94, col. 1264 B. Курсив наш. – В.Н. 168 Иоанн Дамаскин, прп. Первое защитительное слово против отвергающих святые иконы, XVI//Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина . Т. 1. – СПб.: СПб-я дух. академия, 1913. С. 354. PG 94, col. 1245 C. Курсив наш. – В.Н. 169 Иоанн Дамаскин, прп. Третье защитительне слово против порицающих святые иконы. Свидетельства древних и славных святых отцов об иконах//Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина . Т. 1. – СПб.: СПб-я дух. академия, 1913. С. 414. PG 94, col. 1365 C–1368 A. Уточнение перевода в квадратных скобках и выделение курсивом наши. – В.Н. 170 Иоанн Дамаскин, прп. Третье защитительне слово против порицающих святые иконы. Свидетельства древних и славных святых отцов об иконах//Указ. соч. С. 422–423. PG 94, col. 1384 C-D. Уточнение перевода в квадратных скобках и выделение курсивом наши. – В.Н. 171 Иоанн Дамаскин, прп. Второе защитительне слово против порицающих святые иконы, X//Указ. соч. С. 378. Курсив наш. – В.Н. 175 Иоанн Дамаскин, прп. Третье защитительне слово против порицающих святые иконы. Свидетельства древних и славных святых отцов об иконах//Указ. соч. С. 437. Курсив наш. – В.Н.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatoot...

411 Изложение откровенного учения о божестве Духа Св. – в системах Догматики, особенно митр. Макария (§ 35), в толкованиях на новый завет и в особых рассуждениях о Св. Духе древних отцов церкви, обличавших лжеучение духоборцев. Таковы: Василия В. Прот. Евномия, III и V кн. О Духе Св.; К Амфилохию, о Св. Духе (в р. п. III ч.). Афанасия В. К Серапиону посл. I, III и IV (III ч. в р. п.). Григория Б. – Сл. 31, о богосл. 5 (III ч); сл. 41, на день Пятидесятницы (IV ч.). Григория нисск. – Сл. о Св. Духе прот. македониан и духоборцев (VII ч.). Епифания. Прот. духоборцев (Ер. LXX1V); Кирилла иерус. Огл. поуч. XVI- XVII и др. 418 Ориг. О началах. Введение. Такое указание Оригена имеет тем большую важность для доказательства верования древней церкви в божество Духа Св., что сам Ориген , по отзыву Василия В., „не во всем имел совершенно здравые понятия о Духе“ (Вас. В. К Амфил. о Св. Духе, 29 гл ). О его воззрении на Духа Св. см. у проф. Болотова, 364–375 стр. 419 Места из писаний учителей I-III в. хр., свидетельствующие о веровании их в божество Духа Святого: Варнавы –Посл. 6. 19. Клим. Рим. – 1Кор. 8. 13. 16. 46 . Ермы – Паст. 3 кн. V, 6. Игнатия Бог. – Магнез. 13; Ефес. 9. 20 и др. Иустина – (Дух Св. у него чаще называется „пророчественным Духом“) – Аполог. I, 6. 13. 61 и др. Афинагора – Прош. о христ. 10. 12 24. Феофила ант. – К Автол. I, 7. II. 10. 15. 18. Духа Св. в отличие от Бога–Слова, Феофил называет „Премудростью“. Иринея – Пр. ерес. 1 кн. X, 1; 3 кн. XVII, 1–3; 4 кн. VII, 4; XX, 1; 5 кн. I, 3; VI, 1. Подобно Феофилу, и Ириней часто называет Духа „Премудростью“. Климента ал. – Стром. V, 14; Педаг. I, 6. – Тертуллиана – Пр. Пракс. 2. 12. 13 26 и др. Ипполита – Пр. Ноета. 8. 12. 14 и др. – Григория нео-кес. – симв. в. Мефодия пат. – Сл. на нед. Ваий, 5, о Сим. и Анне, 2 кон. – Многие из самых изречений христ. писателей I-III в. о божестве Духа Св. приведены в Догм. Бог. преосв. Макария, § 36. 420 Именно некоторые из них высказывали субординационистические представления о Св. Духе (см. выше, 302–303 стр.) Относительно далее других отступили от церковного верования Ориген и Дионисий алекс. Ориген, по свидетельству Василия В., хотя и „оставил благочестивые речения о Св. Духе“, называл Духа „достопоклоняемым“ и „Божеством“, но в этом случае твердость предания заставила противоречить собственным его мнениям о Св. Духе, которые были „не во всем совершенно здравы“ (К Амфил. О Св. Духе, 29 гл). Дионисий, по словам того же отца, „о Духе употребил речения всего менее приличные Духу“, такие, которыми он как будто „исключает Его из покланяемого Божества, и сопричисляет к какому-то дольнему, тварному и служебному естеству“ (Пис. 9 – к Макс. фил. VI ч., в р. п).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

2218 «Бога» относится ко всей Св. Троице. В уставе ркп. Моск. Синод. библ. 329/384, л. 29: «Боже». 2219 По выражению письма Плиния. См. Вступит. гл., с. 49. 2220 В той же ркп.: «живот даяй всему миру, егоже ради весь мир славит». 2221 По-видимому, зародыш песни «Свете тихий» дан в одной молитве «Египетских церковных канонов» (см Вступит. гл., с. 72) эфиопской их редакции; в них есть такой отдел: «Правило о принесении светильника на вечерню в собрании. Когда наступит вечер, диакон вносит светильник (ср. вход). Епископ приветствует собрание: Господь со всеми вами. Народ отвечает: И со духом твоим (ср. ныне «Мир всем» после входа). Епископ: Возблагодарим Господа. Народ: Достойно (ср.: «достоин еси») и праведно, величие и слава Ему (ср. Вступит. гл., с. 125). Но он не должен говорить: Горе ваши сердца; это говорится только при приношении. Епископ: Благодарим Тебя, Боже, чрез Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, за то, что Ты просветил нас откровением невещественного Света. Кончив долготу дня и достигнув начала ночи, насытившись дневным светом, сотворенным Тобою для нашего довольства, мы теперь не имеем недостатка и в вечернем свете по Твоей милости. Святим и славим Тебя чрез единого Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого и с Которым Тебе слава и сила и честь ныне…» 2222 Василий Великий . К Амфилохию о Духе Св., 29, 73. 2223 Филарет (Гумилевский), архиепископ . Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви. Чернигов, 1864, с. 73. Сергий (Спасский), архиепископ . Полный месяцеслов востока: в 2 т. Владимир, 1901—1902. Т. II, 273. 2224 Ркп. Моск. Синод. библ. 330/380, л. 251—253. 2225 Кекелидзе К., прот . Литург. груз. пам., 316; ркп. Моск. Рум. муз. Сев. 491/35, л. 3; Моск. Синод. библ. 381, л. 2; Τυπικν . Венец., 1643, л. 2 об. 2226 518, 2 об.; 524, л. 62 об. Одинцов Н . Обществ. и частн. богосл. в др. России до XVI в., 91. 2227 Ркп. Моск. Синод, б. 328/383 XIV в., л. 3. 2228 Там же 329/384, л. 14. 2229 Там же 678/386, XV в., л. 5 об. Муз. Киев. Дух. Ак. Аа 194 XVI в., с. 22.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

Петроград, август 1914. Указатель житий святых † означает, что современного жития святого пока не найдено. означает, что житие святого не издано и им мы не могли пользоваться. Аморийское мученичество: гл. I. Андрей в «Суде» гл. I. Антоний, патриарх гл. II. Антоний Новый гл. X. Афанасий Мефонский гл. XIV. Афанасия Егинская гл. XIV. Вакх Младый гл. XIII. Варфоломей, апостол (перенесение мощей) гл. XVII. Власий Болгарский гл. XVI. Георгий Амастридский гл. IX. Герман Косиницкий гл. XV. † Григорий Декаполит гл. II. Димитриан гл. XII. Димитрий Солунский (чудеса) гл. XV. Евдоким Младый гл. II. Евстратий гл. X. Евфимия (перенесение мощей) гл. IX. Евфимий, патриарх: Арефино гл. II, анонимное гл. IV. Евфимий Солунский гл. XV. Игнатий, патриарх гл. IX. Иларион, грузин гл. I. Илия гл. XIII. Илия Калабрийский гл. XVIII. Иоанникий Вифинский: Петрово гл. X, Саввино гл. X. † Иоанн Гетфский гл. IX. † Иоанн Дамаскин гл. XIII. Иоанн Предтеча (перенесение главы) гл. I. Иоанн Психаит гл. VIII. Иосиф Песнописец гл. VII. Иулиан и дружина гл. I. Климент Болгарский гл. XV. † Лазарь, иконописец гл. I. Лев Катанский гл. XVII. Лука, столпник гл. XI. Лука Елладский гл. XIV. Макарий Пелекитский гл. XI, † гл. XI. Мария Младая гл. XVI † Мефодий, патриарх гл. VII. † Мефодий и Кирилл гл. XV. Михаил, синкелл гл. VI. Никита Мидикийский гл. X. Никифор, патриарх: Феофаново гл. I, Игнатиево гл. II. Никифор Мидикийский гл. X. Николай Студит гл. III. † Петр Атройский гл. X. Петр Аргосский гл. XIV. Платон Саккудийский гл. III. Саввинские мученики гл. XIII. Стефан Новый гл. II. Стефан, Савваит гл. XIII. Тарасий, патриарх гл. II. Филарет Милостивый гл. XIV. 60 мучеников гл. XIII. Феодора Солунская гл. XV. Феодор Едесский гл. XIII. Феодор Начертанный гл. VI, перенесение мощей гл. VI. Феодор Студит : πγραμμα гл. III, Навкратиево гл. III, Михайлово гл. III. Феофания, царица гл. I, † гл. V. Феофан Сигрианский: Мефодиево † гл. I, анонимное гл. I, Феодорово гл. III, Никифорово гл. V, Саввино гл. X. Ферапонтий Кипрский (перенесение мощей) гл. I.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010