Первая по времени и самая важная по существу дела перемена коснулась основного законоположения Церкви, обнимающего правила святых апостолов, святых Соборов, Вселенских и Поместных, и святых отцов, изложенные в Кормчей книге. Митрополит Кирилл II, не раз странствуя по России для обозрения своей обширной паствы, видел повсюду не одни только следы опустошения, произведенного монголами, но и многие, как сам выразился в речи на Владимирском Соборе (1274), нестроения, многие «несогласия и грубости» в церквах, происходившие частию от неразумных обычаев, частию от нерадения пастырей и непосещения епископами своих епархий, частию от «неразумных» (непонятных) церковных правил: «Помрачени бо бяху прежь сего,— говорил святитель,— облаком мудрости еллинскаго языка». Считая последнее обстоятельство особенно важным и думая, как можно видеть из той же речи, что самое нашествие монголов на Россию было наказанием Божиим за пренебрежение церковных правил, первосвятитель обратился письменно к деспоту Болгарии Иакову Святиславу и просил его прислать в Россию славянский список означенных правил. Святислав с полным сочувствием отозвался на просьбу, и по его приказанию три писца, судя по приписке или заметке одного из них — Иоанна Драгослава, в пятьдесят дней переписали всю книгу правил в 1270 г. Препровождая ее к нашему митрополиту и называя ее Зонарою, конечно по имени одного из толкователей церковных правил, Святислав, между прочим, писал, что эта Зонара в каждом христианском царстве должна быть одна на Соборе, что к ней ничего не надобно прибавлять и что потому он испросил ее у самого патриарха, «препустил» (перевел или переписал ?) и посылает на помин души своей и своих родителей. Кирилл II, когда получил желанную книгу и познакомился с нею, свидетельствовал на Владимирском Соборе, что церковные правила, прежде неразумные для русских как помраченные облаком мудрости греческого языка, «ныне облисташа, рекше истолкованы быша, и благодатию Божиею ясно сияют, неведения тьму отгоняюще и все просвещающе светом разумным» .

http://sedmitza.ru/lib/text/435915/

Сортировать по Исключить новости О ситуации в Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе (Экзархат Константинопольского Патриархата) Местоблюститель митрополит Галльский Эммануил: нет речи о расчленении Архиепископии и ее слиянии с митрополичьими епархиями (греческими православными митрополиями) Вселенского Патриархата в Западной Европе. 9 апреля, 2013 Местоблюститель митрополит Галльский Эммануил: нет речи о расчленении Архиепископии и ее слиянии с митрополичьими епархиями (греческими православными митрополиями) Вселенского Патриархата в Западной Европе. В воскресенье 30 марта 2013 года состоялось Епархиальное собрание Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе. Собрание было посвящено обсуждению ответа на предложение, обращенное епархии Святейшим Патриархом Константинопольским Варфоломеем в письме от 4 марта 2013 года после того, как Местоблюститель архиепископского престола митрополит Франции Эммануил отказался передать в Синод список кандидатов, утвержденный Советом Архиепископии. Предложение содержало три пункта: продление на некоторое время полномочий местоблюстителя митрополита Франции Эммануила, назначение ему в помощники выдвинутого Епархиальным собранием викарного епископа, рассмотрение необходимости внесения изменений в Устав в связи с двумя первыми пунктами. В письме было указано, что предложение подлежит рассмотрению Совета и Общего собрания Архиепископии. Ниже мы приводим два документа: краткий отчет о собрании 30-го марта, составленный одной из приходской делегаций, и официальное объявление, опубликованное после собрания Епархиальным управлением Архиепископии. Основанная в 1921 году указом свт. Тихона, Патриарха Московского и всея России , назначившим митрополита Евлогия (Георгиевского) управляющим зарубежными приходами, Архиепископия вошла в 1931 году в Константинопольский патриарх, в котором состоит до сего дня. В 1965 году временный Экзархат был упразднен. В 1971 епархия была вновь принята в Константинопольский Патриархат. В 1999 году при правлении архиепископа Сергия Евдокиадского (Коновалова), Константинопольский патриарх издал Томос, восстанавливающий статус Экзархата и подтверждающий его право самоуправления. Епархия насчитывает около ста приходов и общин и следует Уставу, основанному на постановлениях Всероссийского поместного собора 1917–1918. Отчет о Епархиальном собрании Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе (Экзархат Константинопольского патриархата), состоявшемся 30-го марта 2013 года

http://pravmir.ru/o-situacii-v-arxiepisk...

Святейший Патриарх Кирилл ЖМП 11 ноябрь 2021 /  23 ноября 2021 г. 16:00 Любая модернизация должна включать нравственное измерение КНИГИ ПРЕДСТОЯТЕЛЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ: О ХРИСТИАНСКИХ ЦЕННОСТЯХ, ДУХОВНОЙ БОРЬБЕ И ЦИВИЛИЗАЦИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ Святейший Патриарх Кирилл еще задолго до восшествия на первосвятительскую кафедру снискал известность как выдающийся духовный писатель и среди отечественной паствы, и далеко за пределами России. Известно, что к любому делу Святейший относится очень внимательно, в том числе кропотливо работает над сборниками своих трудов. Почему его тексты — это настоящая православная литература, каковы традиции издания трудов церковных иерархов и почему один из любимых образов, который использует Святейший Патриарх, это закон всемирного тяготения, «Журналу Московской Патриархии» рассказал заместитель главного редактора Издательства Московской Патриархии Евгений Полищук.   PDF-bepcuя. Тексты верифицируются автором лично Традиции печатать труды Предстоятелей Русской Церкви уже много лет. Патриарх Сергий меньше года управлял Церковью в патриаршем сане, и время это пришлось на Великую Отечественную войну. Поэтому собрать и издать труды Первосвятителя при его жизни не успели, но после смерти Предстоятеля был издан сборник «Патриарх Сергий и его духовное наследство» (1947 г.) — там были и труды Святейшего, и воспоминания о нем. Прижизненное издание трудов Предстоятелей Церкви началось со времени патриаршества Алексия I: с 1948 по 1963 год Издательство Московской Патриархии выпустило четыре тома его «Слов и речей». Аналогично были изданы и труды Патриарха Пимена , два тома которых вышли в свет в 1977 и 1985 годах. Уже в новейшие времена издательство подготовило и напечатало три тома трудов Патриарха Алексия II , которые выходили под общим названием «Церковь и духовное возрождение России (Слова, речи, послания, обращения)». Если предыдущее патриаршество начиналось в условиях, когда Церковь и ее Предстоятель почти не имели доступа к средствам печати, к радио и телевидению, то Святейший Патриарх Кирилл взошел на престол святителей Московских уже в иных обществе и государстве.

http://e-vestnik.ru/church/modernizatsiy...

  разделы   рассылка  распечатать Михаил Тюренков Трагедия Раскола Источник:  Татьянин день 345 лет назад, в 1667 году, по итогам Большого московского собора Русская Церковь разделилась на две части: сторонников богослужебных реформ патриарха Никона, проведенных десятилетием ранее, и старообрядцев, не принявших этих изменений. 15 лет спустя, в апреле 1682 года, самый известный из старообрядческих лидеров и духовных писателей протопоп Аввакум был сожжен в Пустозерске. Сегодня история гонений на староверов уже давно позади, а Русская Православная Церковь признала необоснованность реформы середины XVII века. Мне нравится Сергей Милорадович. Черный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году. 1885 Отец Иоанн, каковы основные причины церковной трагедии второй половины XVII века? Как Вы оцениваете эту веху русской истории в плане ее последствий для нашей цивилизации? Важно отметить, что события церковной истории того периода напрямую связаны и с историей светской, политической. В XVII веке Россия еще только стояла на пороге секуляризации, а потому все, что происходило в Церкви неизбежно затрагивало и процессы, происходившие в государстве. Более того, церковная реформа, которая была проведена три с половиной столетия назад зачастую не вполне справедливо связывается только с именем патриарха Никона, в то время как ответственность за нее и ее последствия всецело лежит и на царе Алексее Михайловиче, который в сущности и был основным инициатором реформ, а после ухода Никона с патриаршего престола, стал главным их продолжателем. Вообще одной из основных причин этих трагических событий стало постепенное обмирщение церковного сознания того времени. Именно в этой связи сугубо богословский, эсхатологический аспект выдвинутого веком ранее постулата " Москва – Третий Рим " был подменен его политическим прочтением. Русский царь возомнил себя прямым наследником римских и византийских императоров, причем не столько в сакральном, сколько именно в политическом понимании их роли. Отсюда – геополитические авантюры Алексея Михайловича, решившего, что вслед за успехами с делом воссоединения России и Украины, а также по колонизации Сибири последуют и другие удачи во внешней политике. Не последовали. Ряд кровопролитных военных кампаний царя завершились неудачами. То же самое и с патриархом Никоном. Этот человек, в свою очередь, решил, что может претендовать на титул Вселенского патриарха, для чего и организовал церковную реформу в целях унификации богослужебной практики с греками и украинцами, иерархи которых осуществили подобные изменения несколько раньше, еще в годы пребывания Украины под властью Речи Посполитой.

http://religare.ru/2_94408.html

Добрые вести Православия: конец апреля 2007 г Икона «Скоропослушница». Память 9 октября/22 ноября Часть апрельских событий связана с детьми – с попечением о них со стороны Церкви и Самого Бога: потерянное зрение вернулось к ребенку по молитвам перед иконой «Скоропослушница», в Калуге появилась православная воскресная школа для детей-инвалидов, в Белгородской епархии открылся первый в России храм для дошкольников. Кроме того, хорошие известия пришли из Вьетнама, Бельгии и Украины.   Чудесное исцеление мальчика от слепоты Стопроцентно потерянное зрение вернулось к десятилетнему Владимиру Суздалеву после трех дней ежедневных помазаний миром. По словам его матери Татьяны, врачи не верили даже в то, что мальчик выживет после аварии, из-за которой потерял зрение. Каждое утро после трагедии женщина приходила в Никольский кафедральный собор Оренбурга и часами на коленях молила Бога об исцелении сына. Однажды она услышала о чудотворной силе иконы Божией Матери «Скоропослушница», которая хранится в церкви архангела Михаила в селе Городище. Татьяна, не раздумывая, поехала туда и до ночи молилась у святыни. Когда наутро она вернулась в больницу, где находится сын, ей сообщили, что Владимир вышел из комы. Через полтора месяца Володю выписали, но врачи признали, что зрение вернуть невозможно. После этого Татьяна снова поехала в Городище. Увидев у чудотворной иконы рыдающую прихожанку, настоятель храма отец Виктор собрал священные капли мира с иконы в небольшой пузырек и передал Татьяне. Три дня она омывала глаза сына чудотворным маслом, а на четвертое утро к Володе вернулось зрение. Всего за две недели зрение ребенка восстановилось до единицы. «При таком диагнозе о стопроцентном возвращении зрения и речи не могло быть. Я как медик не могу объяснить внезапное исцеление незрячего. Это просто чудо!» – сказала врач-окулист Нина Суворова . Удивительный по нашим временам случай искренней молитвы и сильной веры, ради которой Господь совершает даже такие великие чудеса. Вспоминается и русская поговорка: молитва матери со дна морского подымет, и, особенно, слово Божие: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин. 14: 12).

http://pravoslavie.ru/5010.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Почему местная власть боится Иоанна Грозного? О нерадужных впечатлениях об открытии памятника Царю в Александрове 11.12.2019 2168 Время на чтение 3 минуты Как сообщалось , 7 декабря в городе Александрове Владимирской области на набережной реки Серая был открыт памятник Царю Иоанну Грозному. Своими впечатлениями об открытии монумента делится в телефонном интервью «Русской народной линии» очевидец этого исторического события, член Совета Международного фонда славянской письменности и культуры, председатель Совета атаманов России Валерий Васильевич Камшилов: Поздравляю всех русских православных казаков с очередной Победой – в Александрове установили памятник Царю Иоанну Грозному. Трехлетние мытарства закончились. Напомню, что два года тому назад монумент был установлен на один час, а затем его демонтировали. Я принял участие в открытии более двухсот памятников и поклонных Крестов вместе с Вячеславом Михайловичем Клыковым. На сей раз у меня не радужное впечатление об открытии памятника. В СМИ писали, что будет губернатор Владимирской области Владимир Сипягин. Но вместо него была глава Александровского района Людмила Кузьмина. Она ограничила вход на территорию памятника. Во время ее речи присутствовал только Александр Андреевич Проханов. А остальные видные гости, такие как «Хирург» (Золдостанов), Максим Шевченко были не допущены. Даже организатор открытия памятника председатель Общественной палаты в Александрове Михаил Михайлович Кривоносов не смог возложить цветы к монументу. Полиция заявила, что это якобы не предусмотрено протоколом. Мне передали информацию, что и два года тому назад Кузьмина была инициатором увоза открывшегося памятника. Три года тому назад я был на открытии памятника в Орле. Там все было наоборот – был губернатор, старец Илий, а сам монумент освящал митрополит. Была торжественная обстановка при большом стечении народа! Было благословение Святейшего Патриарха Кирилла. А здесь, по моим подсчетам, было около трехсот человек. Половина присутствовавших приехала из Москвы . Местная власть использовала двойные стандарты! Владимир Жириновский в Кремле поет «Боже, Царя храни!». Клоунада! А на открытие памятника Царю, первому русскому правителю, венчанному на Царство, не прибыл член ЛДПР - губернатор Сипягин. Жириновский мог бы дать указание своему губернатору сделать мероприятие красивым и торжественным, для народа!

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/11/po...

Закрыть Наиболее значимые события в 2022 году И о напутствии на 2023-й год для каждого из нас 27.12.2022 541 Время на чтение 4 минуты Фото: narodsobor.ru Первый проректор Российского православного университета святого Иоанна Богослова, заместитель главы Всемирного русского народного собора, первый заместитель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, политический философ Александр Щипков в интервью Патриархия.ru подвел главные итоги уходящего 2022 года. Главным событием, по мнению Александра Щипкова, можно считать выступление Святейшего Патриарха Кирилла, которое открыло пленарное заседание XXIV Всемирного русского народного собора 25 октября 2022 года: «Тему очередного Собора Патриарх определил почти три года назад — " Православие и мир в XXI веке " , но " ковидные времена " откладывали ее обсуждение. В XXIV Соборе традиционно принимали участие представители традиционных конфессий России, разных политических сил и всех сфер общества в целом. И объединяющая речь Предстоятеля Русской Православной Церкви осветила самую суть происходящих в стране и мире событий. Патриарх говорил о традиции, которая означает передачу из поколения в поколение ценностей, необходимых для устойчивости народа, о духовном опыте множества поколений, отраженном в культурной матрице. Западная секулярная идеология совершила покушение на устройство мира, в котором основой жизни всегда была преемственность, почеркнул Его Святейшество. Она теснит духовные представления большинства людей о ходе человеческой истории, грозит запретом на индивидуальное проявление религиозности, которая может оказаться изгнанной из общественного пространства и помещена в " гетто " ». В своей речи Святейший подверг критике и глобализацию — проект мирового всеединства, который разрушает многовековые культурные слои, и трансгуманизм, наметивший радикальные изменения человеческой природы. Глобальный мир Патриарх Кирилл назвал ареной для добывания денег, убивающей духовную сущность человека. Церковь же, как он сказал, дает различение добра и зла, и потому роль ее в противостоянии секуляризму, трансгуманизму, глобализации огромна, и потому к ней враждебно настроен запад», — подчеркивает слова Патриарха Александр Щипков .

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/27/na...

Скачать epub pdf – «в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке» ( 2Кор. 6, 7 ). 23 апреля/6 мая, в день памяти св. великомученика Георгия Победоносца, исполняется шестидесятилетие служения в священном сане Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, Высокопреосвященнейшего Митрополита Анастасия. 60 лет назад, в 1898 году, будущий митрополит, тогда Александр Алексеевич Грибановский, блестяще окончивший за год перед тем курс Московской Духовной Академии, по пострижении в монашество с именем Анастасия, был рукоположен в этот день епископом Тамбовским Александром во иеродиакона, а вскоре затем во иеромонаха. Отсюда начинается всецелое отдание себя на служение Церкви, служение, милостию Божией продолжающееся до настоящего времени. Все знаем, какия потрясения не только русской, но и мировой жизни падают на эти шестьдесят лет, и каких поэтому исключительно высоких качеств требовало и требует это время от Предстоятеля Церкви. Шестьдесят лет – три двадцатилетия, которыя можно назвать тремя отдельными эпохами. Первое двадцатилетие, священнослужения Владыки Анастасия, годы 1898–1918, представляет собой последние годы царской России, во всем многообразии этой эпохи, годы перемежающихся народных благополучия и бедствий, быстрого культурного роста и одновременно двух катастрофических войн и двух революций. Прозревал Владыка вперед, к чему приведет этот период, и выразил свое предвидение в неподражаемо высокой речи при наречении его во епископа в день свв. Апостолов Петра и Павла в 1906 году. Не раз приводились в печати эти многозначительныя его слова: «Быть может, наступают такие дни, когда мы снова «увидим обиды, угрозы, разграбления и описания имений, храмы, обагренные кровию и из храмов соделавшиеся кладбищами, и даже, может быть, всенародное заклание пресвитеров и епископов», какое видел некогда св. Григорий Богослов », говорил новонареченный Владыка. И все таки в те годы жизнь еще шла почти до конца периода по старому руслу, богатая церковно-общественным строительством, в котором Владыка принимал энергичное и руководящее участие.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Скачать epub pdf (Род. 8/VIII 1873 г.; † 8–21/III 1960 г.) Церковно-общественное служение приснопамятного Владыки Виталия естественно разделяется на три периода, соответственно трем главным местам, где это служение проходило: а) Почаев; б) Ладомирова в Словакии; в) Америка. Из них Почаевский период стоит на первом месте не только по времени, но, пожалуй, и по значению, хотя оно и отошло в глубокую, далекую тень. На нем поэтому и останавливаем наше внимание. Однако, предварим его кратким беглым очерком последних лет его жизни ради того, чтобы при этой параллели нам было легче понять личные мотивы и дух его первого, почаевского, периода деятельности. Общая характеристика личности. Подобно тому, как за Блаженнейшим Митрополитом Антонием оставалось во всю его жизнь особенно популярным имя «Антония Волынского», по старой памяти расцвета его высоко-ценной деятельности в Волынском крае, так в свое время было общеизвестным, можно сказать, почти по всей России, имя «Почаевского Архимандрита Виталия», впоследствии нашего Владыки, в сане Архиепископа Восточно-Американского и Канадского и одновременно Настоятеля Св.-Троицкого монастыря и основателя и Ректора Св.-Троицкой Семинарии. Почаевский период служения будущего Владыки Виталия был настолько ярким, а вместе и настолько своеобразным, что это могло бы даже давать несколько одностороннее представление о личных свойствах Владыки. Поэтому так ценно для нас то, что все, кто из нас имели возможность общаться с Владыкой в следующие этапы его деятельности, а тем более быть под его началом, наблюдали его высокия духовные качества, далекия, как небо от земли, от таких примитивных жизненных побуждений, как жажда популярности, или возвышения по службе, личного влияния на других или просто жажда деятельности. В лице Владыки мы видели человека непоколебимого сознания долга и вместе истинную стихию простоты во всех смыслах: крайнюю простоту и самоограничение в личных потребностях, прямоту и простоту как в обращении с людьми так и во всех действиях, в речи, в письме; ближе входя в общение с Владыкой, каждый мог видеть в нем образец мужества, твердости, прибавим к этому совершенную личную его нестяжательность, однако соединенную с заботами о нуждах Церкви не только духовных, но и жизненных-материальных, так что о нем можно было сказать словами Апостола: «Мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем». Он покорял людей не духом власти, а только своим личным примером.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > К 10-летию начала Русской весны 01.03.2024 103 Время на чтение 17 минут Сегодня на здании Крымского Парламента можно увидеть памятную табличку: «26 февраля 2014 года у здания Государственного Совета Республики Крым произошло переломное событие, положившее начало восстановлению исторической справедливости возвращения Крыма в состав Российской Федерации». В общих словах: тогда в руководстве Крыма наметился раскол и Верховный Совет, депутаты в большинстве своем были настроены отстаивать автономию Крыма в пределах действующего на Украине законодательства, и это важно. То есть решительно осуждалось попрание закона киевскими бунтовщиками. И именно против принятия новых правил, насаждаемых агрессивно, посредством силы и был направлен главный протест крымчан. Но ни о каком «сепаратизме» и речи не шло в эти дни. Напротив, всякие разговоры о возможном отделении от Украины и присоединении к России – пресекались на корню, как провокационные и популистские. Пресекались самими ополченцами и лидерами сопротивления. И я это видел и слышал не раз, изумляясь и огорчаясь даже, потому что с самого начала надеялся, что этот вопрос – о присоединении к России, рано или поздно будет поставлен. Так что ещё раз подчеркиваю – ни о каком сепаратизме Крыму поначалу не шло и речи. Это важно понять и это правда. С другой стороны формировалась в Крыму команда, которая была согласна безо всяких условий уйти под «революционный Киев», то есть просто принять факт совершившегося переворота как нечто правильное и должное. Это была команда правительства Крыма, во главе с премьер-министром Могилевым и большинство крымчан сразу эти предательские настроения не поддержало именно потому, что не захотело мириться с явным и грубым беззаконием, творимым в Киеве. Вот где происходил тогда водораздел: соблюдение закона или его попрание. Об этом шла речь и это была главная точка противостояния, а не желание отделиться от Украины, как лукаво потом стали преподносить сторонники майдана. Потому что единственным гарантом хрупкого мира на Украине все двадцать три года существования её «самостийности» был принцип соблюдения баланса сил и интересов всех сторон, так или иначе участвующих в государственном строительстве. И вот этот принцип был нарушен. И именно на тех, кто его нарушил лежит вся ответственность за катастрофическое развитие ситуации на Украине.

http://ruskline.ru/opp/2024/03/01/k_10le...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010