Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Патриот бывает только от Патрио О формулировке национальной идеи России 20.05.2023 800 Время на чтение 8 минут Фото: Из личного архива автора От редакции: не со всеми формулировками отца Вячеслава можно согласиться, особенно в части влияния так называемого цезарепапизма и нежизнеспособности лозунга «За Веру, Царя и Отечество». Но в целом его рассуждения о национальной идее нам представляются интересными. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:1-3). Русская история до 1917 года не знала примеров педагогических и социальных технологий воспитания патриотов. Это утверждение справедливо в глобальном смысле, не отвлекаясь на искусственно выделяемые частности. Априори предполагалось: «Православный — патриот», что собственно верно, опять же в глобальном смысле, потому что любовь к «Отечеству» присуща сути Православной веры, потому как изо дня в день укрепляется одной из важнейших заповедей Декалога: «Возлюби Ближнего своего, как себя самого» и тут же цементируется Первой заповедью Декалога: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всею крепостью твоею и всем разумом твоим» (Лк. 10:27). Отчётливо, с пеленок, понимая, что каждый человек является носителем Бога, потому как Святое Писание учит словами Иисуса Христа: «Я сказал: вы — боги» (Ин. 10:34), для любого православного христианина Отечество, которое дал Бог и которое Он сам наполняет собой, оживляя всё и ведя в вечность, было священно. Отдать жизнь за Отечество считалось поистине священным долгом и это ещё потому, что развивая мысль о любви к ближнему — Отечеству, Христос объясняет: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). И не оставляя без объяснения понятие «душа», Священное Писание Ветхого завета утверждает: «ибо душа всякого тела есть кровь его» (Лев. 17:14).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/20/pa...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Священное Писание и неканоничность Доклад Макарие-Калязинскому клубу 16.11.2023 208 Время на чтение 17 минут Фото: Из личного архива автора Дорогие друзья и уважаемые коллеги! Благодарю Анатолия Дмитриевича Степанова за возможность выступить перед вами с докладом по поводу эссе «Размышляя об Адаме из Эдема и не только…», выложенному Вконтакте 25 августа и 15 ноября . К началу подготовки доклада пришёл отзыв нашего коллеги, заведующего кафедрой религиоведения Курского государственного университета Владимира Михайловича Меньшикова, из которого он разрешил процитировать вот эти слова: «Прочитал Вашу книгу… Конечно, Ваш анализ – это далеко не канонический анализ. Как Вы знаете, есть каноническое изображение сюжетов Священного Писания – иконопись, а есть неканоническое – изобразительное искусство. Вы работаете не в каноническом жанре… в любом случае это очень интересное видение проблемы управления». Именно эти слова привлекли внимание к проблеме неканоничности в связи со Священным Писанием, что и отражено в названии доклада. Точнее, не к одной проблеме, а к трём. Первая касается неканонических терминов в обычном языке, вторая – жанров обращения к сюжетам Писания, третья, самая сложная – неканоничность (небоговдухновенность) некоторых текстов Писания. По-видимому, самым неканоничным в обычном языке является слово «воскресенье» в качестве обозначения дня недели, а также слова «неделя» в качестве обозначения семидневного цикла, а не одного из его дней перед понедельником. Не знаю, когда и почему великороссы, и только они, решили вне церковной ограды отказаться от употребления термина «седмица». Точнее, так: они решили пожертвовать этот количественный ветхозаветный термин, чтобы сохранить в обычном мирском языке качественный, можно даже сказать сакральный, термин «неделя». Почти во всех славянских языках неделей и сейчас называется последний день семидневного цикла. И только у славян есть чёткое разделение, если не противопоставление названий будничных дней («второй», «средний», «четвёртый», «пятый») и двух дней, имеющих отношение к Богу. Суббота – копия названия седьмого дня у иудеев: «день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела…» (Исх. 20:10, 4-я заповедь Декалога). Неделя – просто перевод слова «суббота» («ша-баш»).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/16/sv...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник материалов к огласительным беседам подготовлен Методическим центром по миссии и катехизации при кафедре Миссиологии, катехетики и гомилетики Свято-Филаретовского православно-христианского института на основе огласительных бесед свящ. Георгия Кочеткова и опыта катехизации Преображенского содружества малых православных братств. Рекомендуется в качестве пособия для катехизаторов и оглашаемых. Цитаты из Священного Писания книг Ветхого Завета Смертные грехи в Ветхом Завете Для понимания того, что такое смертные грехи, необходимо понять, хотя бы в общих чертах, чем являлся Закон для Израиля (а, соответственно, и является для Нового Израиля – Церкви Христовой). Слова Иисуса о том, что Он пришел не нарушить Закон, а исполнить, а также Его утверждение, что ни одна йота или черта не прейдет из Закона, пока не исполнится все (Мф 5:17–18), заставляют Его учеников очень пристально вникнуть в то Учение, о котором сказаны такие слова [Слово тора, которое традиционно переводится как «Закон» более адекватно переводить как «Учение», так как оно происходит от глагола йара – учить. – Прим. ред.]. Закон – непременное условие существования израильской общины, ее основа. Причем Закон не как миропорядок, а как способ устанавливать отношения с Богом, как возможность диалога с Ним (Втор 9; 10:4; 18:16). Закон нужен для освящения народа, посредством чего постепенно восстанавливается общение с Творцом (Исх 19:7–8). В библейском законодательстве единственным законодателем является Сам Бог. Поэтому преступление Божьего закона – это нарушение Божественной воли, т. е. грех, и, таким образом, противозаконный поступок – «хула на Господа» (Чис 15:30). Из этого вытекает очень важный вывод: грех – это действие, которое люди не могут ни простить, ни изгладить, (например, закон об убийстве и прелюбодеянии; видно, что прощение мужа не может компенсировать преступление, ср. Лев 20:10). В наиболее общем виде Закон сформулирован в Декалоге, или Десятисловии. Эти высказывания названы заповедями (евр. мицвот).

http://azbyka.ru/katehizacija/o-smertnyk...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Десять заповедей I. Д.З. перечислены в Исх. 20:2–17 ; Втор. 5:6–21 . В ВЗ они названы «словами завета» ( Исх. 34:28 ), или «десятословием» ( Исх. 34:28 ; Втор. 4:13 ), а в НЗ – «заповедями» [греч. энтолай; Мф. 19:17 ; Рим. 13:9 ]. В совр. литературе Д.З. часто именуют «Декалогом» (от греч. дека – «десять» и логос – «слово»). Десятословие – первая часть обширного законодат-ва Моисея, свидетельство заключения завета на горе Синай. Это основной Закон израильтян, который был написан на двух каменных плитах (в Синод. пер. – «скрижали») Самим Богом ( Исх. 24:12 ; Исх. 31:18 ; Исх. 32:16 ; Втор. 4:13 ; Втор. 10:4 ; ⇒ Закон ). Моисей передал скрижали народу, который был свидетелем провозглашения Д.З., но слышать Божьих речей не мог ( Исх 19;20 ). О размерах скрижалей ( Исх. 32:15 ) в Библии ничего не говорится, но известно, что Д.З. были размещены на двух сторонах каждой скрижали. Результаты археол. раскопок позволяют предположить, что для Д.З. было бы достаточно двух плит высотой около 10 см. II. В Библии нет нумерации заповедей, но, исходя из текста, можно предложить след. деление: Введение: Я Господь, Бог твой... ( Исх. 20:2 ). 1 . Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. 2 . Не делай себе кумира.... 3 . Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.... 4 . Помни день субботний.... 5 . Почитай отца твоего и мать твою.... 6 . Не убивай. 7 . Не прелюбодействуй. 8 . Не кради. 9 . Не произноси ложного свидетельства.... 10 . Не желай дома ближнего твоего.... У иудеев и христиан существовали разные варианты деления заповедей и распределения их на двух плитах. Филон Александрийский, Иосиф Флавий, раннехрист. Церковь , а в наст. время православная и большинство протестантских церквей придерживаются указ. выше деления. В Талмуде введение рассматривается как первая заповедь, а стихи Исх. 20:3–6 объединены во вторую. Августин объединил в одну заповедь Исх. 20:2.3–6 и, чтобы сохранить общее число заповедей, разделил последнюю на девятую и десятую. В этом ему последовали католич. и лютеранская церкви. Но в результате такого деления произошло смешение понятий идолослужения и почитания изображений. Запрет на поклонение изображениям не всегда выполнялся и в конце концов исчез из катехизиса. Согл. Филону, Иосифу Флавию, Талмуду, Иринею Лионскому , на каждой плите было по пять заповедей, позднее же стали считать, что на одной плите было четыре заповеди, а на другой – шесть. Из этого следовало, что, согл. концепции Августина, на одной плите было три заповеди, а на другой – семь, а согласно концепции Ж.Кальвина, соотв., четыре и шесть. Т.о., на первой плите были записаны заповеди, касающиеся отношения к Богу, а на второй – отношений между людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Иерархия церквей Разрыв церковного общения между Константинополем и Москвой [  назад  ] Разрыв церковного общения между Константинополем и Москвой Разрыв евхаристического общения между автокефальными церквями Одни из последних состоялся 26 июня 2015 года, когда Антиохийская Православная Церковь объявила о разрыве евхаристического общения с Иерусалимской церковью из-за созданной в Катаре епархии (компромис по этому вопросу был достигнут только 18 апреля 2019 года). Однако еще не было такого массового и крупного разрыва отношений между православными церквями, как тот, что начался после одностороннего предоставления автокефалии Православной Церкви Украины . 11 октября 2018 Синод Константинопольского патриархата снял анафему с Патриарха Филарета (наложенную РПЦ ). 15 октября 2018 Синод Русской православной церкви принял решение о полном разрыве евхаристического общения с Константинопольским патриархатом и с ноября 2018 в Турция начали посылать священников и образовывать приходы, подчиненные Москве (в Стамбуле и Анталии). Также последствием этого разрыва стало создание двух экзархатов внутри РПЦ - Экзархата Западной Европы и Экзархата Юго-Восточной Азии . 12 октября 2019 года Архиерейский Собор Эладской Православной Церкви признал Православную Церковь Украины (часть иерархов высказывалось против данного шага) и в декалоге начали возносить имя митрополита Епифания. В ответ 17 октября 2019 Синод Русской православной церкви принял решение о прекращении молитвенного общения " с теми архиереями Элладской Церкви, которые вступили или вступят в общение с украинскими раскольниками " и рекомендовали в такие епархии не организовывать паломнические поездки и клиру не сослужить с клириками данных епархий. 8 ноября 2019 года во время богослужения папа и патриарх Александрийский Федор II помянул митрополита Киевского Епифания, а Александрийский патриархат уведомил о " признании патриаршего и синодального томоса Вселенского патриархата об автокефалии Украинской церкви " . 11 ноября клирики храма Всех святых на Кулишках (Москва; подворье Антиохийского патриархата) пересталипоминать настоятеля подволья митрополита Киринского Афанасия, а 25 ноября деятельность подворья была приостановлена. 26 декабря 2019 года Священный синод РПЦ принял решение РПЦ разорвать евхаристические отношения с Александрийским патриархом Федором II и епископами, которые уже признали или собираются признать ПЦУ. [  назад  ]  

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-ra...

История из кн. Исход описывает действия с кровью пасхального агнца как апотропеический обряд: «губитель» должен пройти мимо домов, дверные перекладины и косяки которых помазаны кровью (Исх 12. 23), а последующее поедание запеченного мяса, ограниченное узким семейным кругом, является продолжением этого обряда. Однако уже в данном тексте в традицию празднования П. включается и предписание о 7 днях опресноков, во время к-рых запрещено вкушать дрожжевой хлеб (и вообще квасное) и к-рые отмечены «священными собраниями» в 1-й и 7-й дни, когда следует воздерживаться от работы и, очевидно, собираться для общинного богослужения (Исх 12. 15-20; 13. 3-10). Общинный характер празднования опресноков контрастирует с семейным характером вкушения пасхального агнца, и это заставляет исследователей предполагать, что эти 2 установления изначально не были связаны. Рассказ в его совр. форме исследователи классифицируют как принадлежащий к священнической традиции (о Священническом кодексе см. в ст. Пятикнижие ), но он безусловно содержит и более ранний материал. По утвердившемуся в совр. научной лит-ре мнению, самой ранней частью предания о П. является Исх 12. 21-23. В свою очередь праздник опресноков (в отличие от П.) был одним из 3 паломнических праздников Израиля, к-рые описаны в календарях Исх 23. 14-17 (часть «Книги завета») и 34. 18-24 («Культовый декалог») в качестве отмечаемых «для Господа» и к-рые были связаны с аграрным циклом,- это праздники жатвы первых плодов и собирания плодов; праздник опресноков, отмечавшийся в месяц авив, в тексте Пятикнижия уже обосновывается событием исхода из Египта. Несмотря на связь праздника опресноков с событием исхода в этих календарях, заклание пасхального агнца в связи с опресноками в них не фигурирует, что также свидетельствует в пользу предположения о различном происхождении праздников П. и опресноков. Впрочем, в Исх 23. 18 календарь «Книги завета» дополнен указанием: «Не изливай крови жертвы Моей на квасное, и тук от праздничной жертвы Моей не должен оставаться до утра», к-рое напоминает предписания Исх 12.

http://pravenc.ru/text/2579150.html

Особый авторитет Десяти заповедей в библейском повествовании подчеркивается тем, что они записаны Самим Богом на 2 «скрижалях каменных», которые названы также «скрижали свидетельства» ( Исх 31. 18; в синодальном переводе «скрижали откровения») и «скрижали завета» (Втор 9. 9–11). В Исх 32. 15 говорится, что текст Десяти заповедей был нанесен на них с обеих сторон. Скрижали были даны Богом Моисею в конце 40-дневного пребывания пророка на Синае, но, вернувшись в стан, пророк увидел отступление народа и идолопоклонство (Исх 32. 19; Втор 9. 17) и разбил их. После прощения (по молитве Моисея) согрешившего народа Господь повелел пророку сделать др. скрижали, «подобные первым», на которых Он по восшествии Моисея на гору вновь написал слова Десяти заповедей (Втор 10. 1, 4). Эти скрижали хранились в особом «ковчеге» (Втор 10. 5) (см. Ковчег завета), находившемся сначала в Святая святых скинии, а затем — иерусалимского храма. Согласно древним евр. и христ. представлениям, обе скрижали содержали единый текст декалога, разбитый на 2 части. Совр. археологические исследования допускают, однако, и др. понимание наличия 2 скрижалей: Десять заповедей могли быть продублированы. Подобная практика имела место при заключении дипломатических договоров на Др. Востоке. Так, в договоре между егип. фараоном Рамзесом II и хеттским царем Хаттусили III (в 1270 г. до Р. Х.) текст соглашения был написан для каждой стороны, причем подчиненная сторона была обязана поместить свой экземпляр в храме божества, что подчеркивало серьезность клятвы. Егип. копия этого договора была найдена на стенах карнакского храма и Рамессея, хеттская — в столице царства хеттов Хаттусасе, ныне Богазкале (ранее Богазкей), Вост. Турция (Margaliot. 1998; текст договора см.: Тураев. 1935. С. 306–307). С учетом этих представлений может быть понято и библейское повествование о скрижалях декалога, помещенных в скинии: скрижаль, которая свидетельствовала об участии Бога в договоре, была помещена в скинии, ибо ее наполняла «слава Господня» ( Исх 40. 34) — зримое присутствие Божие; 2-я скрижаль, данная народу Израилеву, также была помещена в скинии, что означало обещание народа быть верным завету (Margaliot. 1998).

http://sedmitza.ru/text/413858.html

Прор. Моисей получает Скрижали Завета. Мозаика кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае. 550-565 гг. Прор. Моисей получает Скрижали Завета. Мозаика кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае. 550-565 гг. Особый авторитет Д. з. в библейском повествовании подчеркивается тем, что они записаны Самим Богом на 2 «скрижалях каменных» (евр.    или    ) (Исх 24. 12), к-рые названы также «скрижали свидетельства» (    , Исх 31. 18; в синодальном переводе - «скрижали откровения») и «скрижали завета» (    , Втор 9. 9-11). В Исх 32. 15 говорится, что текст Д. з. был нанесен на них с обеих сторон. Скрижали были даны Богом Моисею в конце 40-дневного пребывания на Синае, но, вернувшись в стан, пророк увидел отступление народа и идолопоклонство (Исх 32. 19; Втор 9. 17) и разбил их. После прощения (по молитве Моисея) согрешившего народа Господь повелел пророку сделать др. скрижали, «подобные первым», на к-рых Он по восшествии Моисея на гору вновь написал слова Д. з. (Втор 10. 1, 4). Эти скрижали хранились в особом «ковчеге» (Втор 10. 5) (см. Ковчег завета ), находившемся сначала в Святая святых скинии , а затем - иерусалимского храма. Согласно древним евр. и христ. представлениям, обе скрижали содержали единый текст декалога, разбитый на 2 части. Совр. археологические исследования допускают, однако, и др. понимание наличия 2 скрижалей: Д. з. могли быть продублированы. Подобная практика имела место при заключении дипломатических договоров на Др. Востоке. Так, в договоре между егип. фараоном Рамзесом II и хеттским царем Хаттусили III (в 1270 г. до Р. Х.) текст соглашения был написан для каждой стороны, причем подчиненная сторона была обязана поместить свой экземпляр в храме божества, что подчеркивало серьезность клятвы. Егип. копия этого договора была найдена на стенах Карнакского храма и Рамессеума, хеттская - в столице царства хеттов Хаттусасе, ныне Богазкале (ранее Богазкёй), Вост. Турция ( Margaliot. 1998; текст договора см.: Тураев. 1935. С. 306-307). С учетом этих представлений может быть понято и библейское повествование о скрижалях декалога, помещенных в скинии: скрижаль, к-рая свидетельствовала об участии Бога в договоре, была помещена в скинии, ибо ее наполняла «слава Господня» (    , Исх 40. 34) - зримое присутствие Божие; 2-я скрижаль, данная народу Израилеву, также была помещена в скинии, что означало обещание народа быть верным завету ( Margaliot. 1998). Содержание

http://pravenc.ru/text/Десять ...

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17), – говорит Господь в Нагорной проповеди. «Исполнить» означает не только буквальное выполнение, но и наполнение новым содержанием. Христос в точности соблюл законные правила (перед тем как их отменить), а также преобразил древние заповеди, свел их внутрь человеческого сердца, соединил с ними наш ум и чувства. В таком углубленном, преображенном виде они обязательны для христиан. Например, в Декалоге сказано: «Не прелюбодействуй» (Исх. 20:14). От Христа же мы слышим: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:28). Моисей пишет: «Не убивай» (Исх. 20:13). Христос же возносит нас еще выше: «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф. 5:22). А Иоанн Богослов еще прибавляет: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1 Ин. 3:15). Итак, в Новом Завете древние уставы становятся уже не внешним, но внутренним императивом, законом жизни сердца. Интересно, например, как осмысляется в Православной Церкви 4-я заповедь Декалога о субботе. Чтим ли мы субботу? Да, но мы празднуем субботу в ее христианском понимании. Для нас важна суббота уже не столько как календарный день, а как состояние, о котором апостол Павел говорит: «Для народа Божия еще остается субботство» (Евр. 4:9). Есть суббота как календарный день, и есть субботство как состояние покоя во Христе, постоянной памяти о Боге, пребывания в Его святых заповедях. Всякий церковный человек, старающийся жить по Евангелию, молящийся во всякое время Богу, непрестанно празднует субботу. Но и календарный день мы тоже не забываем. Во все субботы года Церковь служит Божественную литургию. Суббота – праздничный день, в который запрещено строго поститься и класть земные поклоны. Даже Великим постом, когда в будние дни не служится Литургия, в субботу она непременно совершается, и мы немного ослабляем телесный пост и не совершаем поклонов земных. Также в этот день мы всегда вспоминаем тех, кто уже вошел в покой Божий – Богородицу, святых и всех усопших христиан. Таково наше празднование субботы и христианское исполнение 4-й заповеди Десятословия.

http://pravoslavie.ru/106713.html

«Обретаются у нас в России книги новоизданные. [...] Буквари с толкованием десяти заповедей Ветхого Завета. [...] В которых книжицах преисполнено странных учений, паче-же самых прямых кальвинских и лютерских. И таковым новоизданным книгам еретическим велено указом обучатися и в церквах читать, так же и детям, где ни есть школки наизусть учити, а таковым учением паче-же, когда кто протолкует, мнозии имут кальвинскою и люторскою повредится ересью и от церкви святой отпасти». 12 Детальному анализу содержащихся в букваре «заблуждений» Прокоповича посвящено пространное сочинение «Места премрачные в катихисисе, иже от без именного автора на Славенском языке издан и “первое учение отроко(м)” именован, есть». 13 Сочинение сохранилось также и в латинской версии: «Loca obscura in Cathechisi, quae ab anonimo auctore Slaveno ediomate edita et “первое учение отроком” intitulata est, dilucitata auctore principe Demetrio Cantemirio». 14 Именно в латинской версии назван сочинитель критических замечаний господарь Молдовы, князь Димитрий Кантемир (1673–1723). Его авторство указано также в одном из протестов Маркелла (Родышевского). 15 Возражение Кантемира создавалось, как считают исследователи, между 1720–1723 гг. 16 Рукопись довольно большая по объему. Опровергая тот или иной тезис Феофана (отметим, что Прокопович напрямую в качестве автора «Первого учения» нигде не назван), Кантемир приводит пространную выдержку из его текста. К чему же сводятся основные возражения князя? Больше всего несогласий связано с истолкованием ветхозаветных заповедей десятословия. Князь считает, что автор катехизиса совершенно несправедливо сводит «закон Божий» исключительно только к Декалогу, не включая в понятие «закон» предписания, данные Христом в Новом Завете. Предлагая свое истолкование 1-й заповеди Декалога, автор «Первого учения» говорит лишь о вере в единого Бога, хотя речь должна была идти о Боге триедином. В контексте данной заповеди автор, по мнению Кантемира, обнаруживает протестантские воззрения на Св. Писание как главный и исключительный источник христианского веро- и нравоучения. В изложении 2-й заповеди дается, якобы, неверное понимание иконопочитания и ложное толкование 7-го правила Седьмого Вселенского собора, принявшего, среди прочего, постановление о почитании святых образов. В контексте 3-й заповеди автор «Первого учения» отрицает, что иконы и мощи святых могут творить чудеса; в 4-й слишком высоко возносит пастырей Церкви, приписывая их словам едва ли не божественную силу; в 5-й – ставится под сомнение право родителей влиять на значимые жизненные решения детей. Большой фрагмент своей рукописи князь также посвящает разбору неверного, по его мнению, перевода ряда греческих терминов в «Первом учении». 17

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010