25 августа 2022 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил работу очередного заседания Священного Синода Русской Православной Церкви. ЖУРНАЛ 62 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о даровании Сербской Православной Церковью автокефалии Македонской Православной Церкви – Охридской Архиепископии. Справка: Священный Синод в заседании от 27 мая 2022 года (журнал 43) с благодарением Богу принял известие о состоявшемся 16 мая восстановлении общения Сербского Патриархата с Македонской Православной Церковью – Охридской Архиепископией в статусе автономной Церкви, который был предоставлен ей в 1959 году. Также сообщалось, что Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви 15-21 мая 2022 года в ответ на ходатайство Македонской Православной Церкви – Охридской Архиепископии единогласно благословил ее автокефалию. 5 июня 2022 года в кафедральном храме святого Архангела Михаила в Белграде Святейший Патриарх Сербский Порфирий и Блаженнейший Архиепископ Охридский и Македонский Стефан совершили Божественную литургию в сослужении иерархов Сербской Православной Церкви и Македонской Православной Церкви – Охридской Архиепископии. По окончании литургии Святейший Патриарх Порфирий, исполняя решение Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви, торжественно вручил Блаженнейшему Архиепископу Охридскому и Македонскому Стефану Томос, подтверждающий автокефалию Македонской Православной Церкви – Охридской Архиепископии. О состоявшемся событии Святейший Патриарх Сербский Порфирий сообщил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу в письме от 8 августа 2022 года, выразив пожелание и просьбу к Русской Православной Церкви, " чтобы вы также упомянутую сейчас уже вполне каноническую Церковь приняли как юнейшую сестринскую автокефальную Православную Церковь, подавая таким способом пример и остальным Поместным Православным Церквам " . Блаженнейший Архиепископ Охридский и Македонский Стефан также направил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу письмо от 13 июля 2022 года с уведомлением об указанных " радостных событиях, которых Бог удостоил нашу Поместную Церковь " .

http://religare.ru/2_121586.html

Глава восьмая. Лк.8:1 .  После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, Сойдя с неба за тем, чтобы во всем представить нам Собой образец и предначертание, Господь научает нас не лениться в обучении, но обходить по всем местам и проповедовать; ибо, что Он ни делал, делал для наставления нашего. Он проходил по всем городам и селениям и водил с Собой двенадцать учеников, которые не учили, не проповедовали, но сами от Него учились и назидались делами Его и словами Его. Господь проповедовал не о земных благах, но о Царстве Небесном. Ибо кому иному было приличнее проповедовать о небесном, как не Приходящему с неба? Поэтому-то ни один из пророков не проповедовал о Царстве Небесном. Ибо как бы они стали проповедовать о том, чего не видали? Поэтому-то и Предтеча говорил: «сущий от земли... и говорит, как сущий от земли», а «Приходящий с небес,... что... видел,... о том и свидетельствует» ( Ин. 3, 31, 32 ). Лк.8:2 .  и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, Лк.8:3 .  и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим. За Господом следовали и жены, чтобы мы знали, что и женскому полу слабость не препятствует последовать Христу. Смотри и на то, как они, будучи богатыми, презрели, однако же все и избрали нищету ради Христа и со Христом. А что они были богаты, познай из того, что они служили Господу имением «своим» а не чужим или несправедливо приобретенным достоянием, как многие делают. В словах: «из которой вышли семь бесов» некоторые число «семь» принимают неопределенно, вместо: «много», ибо в Писании число семь часто принимается вместо: «много». Иной, быть может, скажет: как семь есть духов добродетели, так, напротив, семь же и духов злобы, например: есть дух страха Божия, есть, с противной стороны, дух бесстрашия Божия; есть дух разумения, есть, с противной стороны, дух неразумия, и так далее. Если эти семь духов злобы не будут прогнаны от души, никто не может последовать Христу. Ибо прежде должно сатану изгнать, а потом Христа вселить.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Сортировать по Исключить новости Архиепископ Охридский Иоанн: Цифровой язык – самый мощный из доступных тварным существам (+Видео) Способствует ли развитие цифровой технологии развитию духовности или, может быть, оно полностью ему противоположно? 28 мая, 2015 Способствует ли развитие цифровой технологии развитию духовности или, может быть, оно полностью ему противоположно? Предлагаем вашему вниманию доклад специального гостя Первой международной конференции «Электронные СМИ и православное пастырское душепопечение» архиепископа Охридского, митрополита Скопийского Иоанна. Это выступление завершило трёхдневную программу форума. Публикуется в сокращении. Я хотел бы поблагодарить организаторов этой конференции, где выступали великолепные докладчики, за приглашение меня в качестве специального гостя. Для меня это большая честь, оказанная Его Высокопреосвященством митрополитом Глифадским Павлом, а также игуменом святогорского Ватопедского монастыря архимандритом Ефремом. В наше время Церковь встречается с различными вызовами. Мы видим такую перспективу технологического и культурного развития, которой никогда в истории человечества еще не существовало. Технологии развиваются так быстро, что невозможно следить за всеми изобретениями. Без сомнений, это развитие связано с изобретением и использованием цифрового принципа передачи данных через комбинацию нуля и единицы. В связи с этим возникает ряд вопросов, которые непосредственно связаны с темой конференции. Способствует ли развитие цифровой технологии развитию духовности или, может быть, оно полностью ему противоположно? Являются ли технические средства полезными или пагубными для духовного развития? Вот некоторые из дилемм, которые сегодня встают перед богословием, перед Церковью и ее духовной миссией. Именно поэтому достойно всяческих похвал усилие организаторов конференции собрать в одном месте людей, которым есть что сказать на эту тему. Эти вопросы не следует оставлять без ответа — напротив, их следует глубоко изучить и приложить усилия, чтобы они были максимально согласованы между собой. Безосновательный отказ от использования цифровых технологий одновременно означал бы противостояние развитию культуры. Это могло бы поставить Церковь на обочину общества, и мне кажется, что за исключением врагов Церкви никто к этому не стремится.

http://pravmir.ru/arhiepiskop-ohridskiy-...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Охридская Архиепископия СПЦ войдёт в состав Македонской Церкви Отрабатываются механизмы, которые, возможно, будут использоваться для преодоления и других расколов 27.04.2023 965 Время на чтение 4 минуты Как уже сообщалось, Синод Македонской Церкви решит вопрос объединения с Охридской Архиепископией Сербской Православной Церкви. По данным СМИ, македонцы достигли принципиального соглашения с сербской стороной относительно того, как должны быть интегрированы иерархи архиепископии в МПЦ и какие епархии им будут переданы. Завершением этого процесса станут прекращение существования Охридской Архиепископии СПЦ и её полноценное вхождение в состав Македонской Церкви. Тем самым будет снято последнее препятствие на пути полного признания МПЦ как автокефальной Церкви. Мы обратились к нашим постоянным авторам из Сербии за разъяснением ситуации. Ранко Гойкович: Трудно дать нормальный комментарий к событиям, связанным с признанием Македонской Православной Церкви. В какой-то степени это похоже на то, как если бы РПЦ дала полную автокефалию ПЦУ (раскольнической структуре) на Украине. Мне просто непонятно: как в прошлом году Сербская православная церковь могла так легко придать автокефалию структуре, созданной Иосипом Броз Тито для сокрушения сербского национального корпуса и Сербской Православной Церкви. Сербской православной церкви всё время удавалось противостоять давлению Тито и не признавать раскольническую структуру, а теперь она так легко призналась. В некотором смысле это также предательство этих мучеников из Охридской архиепископии, которые гнили в тюрьмах, подвергались преследованиям, а теперь просто вынуждены плюнуть на вечную верность Сербской Православной Церкви и стать клириками МПЦ. Просто это не укладывается в моей голове. Павел Тихомиров: Но ведь при Патриархе Павле – насколько я помню – отношения между СПЦ и МПЦ были если не вполне приязненными, то, во всяком случае не враждебными. С ситуацией на Украине я бы не стал сравнивать. Македонский раскол понимался просто в контексте политики. На уровне простых верующих отчуждения не было. Я общался в 2000 году в Белграде с ребятами, которые были кумовьями с верующими МПЦ. Евхаристического единства не было, но не было вражды.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/27/oh...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕКТАРИЙ ГРЕК († 3.06.1626, Вологда), архиеп. Вологодский и Великопермский (1613-1616, 1625-1626). По происхождению грек. Был архидиаконом, потом архимандритом в К-поле при Патриархии. Не ранее 28 мая 1598 г., после того как был убит архиеп. Охридский Варлаам, поставлен на Охридскую кафедру. В авг. 1598 г. Н. Г. прибыл для сбора милостыни в Молдавию, где оставался длительное время. В июне 1600 г. он председательствовал на местном архиерейском Соборе, где, возможно, утверждалось открытие новой Хушской епископии. И. Снегаров указывает, что между 1600 и 1613 гг. Н. Г. посетил Польшу и «ходил в Антверпен» ( Снегаров. 1995. С. 194), однако Е. Е. Голубинский отнес последнее сообщение к деятельности Охридского архиеп. Нектария II в 20-30-х гг. XVII в. ( Голубинский. Очерк ПЦ. С. 136). Н. Г. при освидетельствовании ризы Господней в 1625 г. сообщал, что посещал и Грузию ( Суворов. 1865. С. 795-796). По крайней мере с нач. XVII в. Н. Г. бывал в России. Во время пребывания в 1604 г. в Смоленске митр. Пелагонийского Иеремии 2 сопровождавших его переводчика объявили, что ранее бывали в России вместе с Н. Г. ( Муравьёв. 1858. С. 324-325). Н. Ф. Каптерев обнаружил свидетельство посещения Н. Г. России с целью сбора милостыни в 1601 г. Находясь в Чернигове, Н. Г. сам написал на племянников «Костьку да Степанку» «государево дело» (донос), после чего они «взяты были за пристава» ( Каптерев. 1888. С. 105). Дальнейшие подробности поездки Н. Г. в Россию и обстоятельства, при которых он остался в стране, неизвестны. В 1603 или 1604 г. двор царя Бориса Феодоровича Годунова посетил др. Охридский архиепископ Афанасий I Ризеа ( Муравьёв. 1858. С. 303). Н. И. Суворову была известна несохранившаяся грамота кн. Д. Т. Трубецкого и Д. М. Пожарского 1613 г., в к-рой Н. Г., названный архиепископом «Ахридским на Вологде», приглашался на Собор в Москву ( Суворов. 1865. С. 794). Когда Н. Г. поселился в Вологде, неизвестно. На утвержденной грамоте Земского избирательного собора 1613 г. подписи Н. Г. нет. 25-26 июня 1613 г. состоялось наречение и поставление Н. Г. во архиепископа Вологодского и Великопермского. Хиротонию возглавил Казанский митр. Ефрем ( Он же. 1863. С. 176).

http://pravenc.ru/text/2564890.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛИМЕНТ ОХРИДСКИЙ [болг. Климент Охридски] (30-40-е гг. IX в.- 27.07.916), равноап. (пам. 27 июля; пам. болг. 27 июля и 25 нояб.), еп. Величский, ученик равноапостольных Кирилла и Мефодия, основатель Охридской книжной школы. Источники Равноап. Климент Охридский. Мозаика над порталом ц. мон-ря вмч. Пантелеимона в Охриде, Македония. 2002 г. Равноап. Климент Охридский. Мозаика над порталом ц. мон-ря вмч. Пантелеимона в Охриде, Македония. 2002 г. Источниками сведений о жизни и деятельности К. О. являются агиографические и гимнографические тексты, как славянские, так и греческие. Вскоре после смерти К. О. его ученики составили Житие (не сохр.). Возможно, его продолжением было 1-е слав. Житие равноап. Наума Охридского, к-рое дополняло некое агиографическое произведение, повествовавшее о К. О. и болг. царе Симеоне ( Туницкий. 1913. С. 83). Греч. Жития К. О. были составлены архиепископами Охридскими, считавшими себя его преемниками на кафедре, хотя Охридская архиепископия возникла после его смерти: Пространное житие атрибутируется Феофилакту Болгарскому (кон. XI - нач. XII в.), Краткое, как считается, написано Димитрием II Хоматианом (до 1234). О знакомстве Феофилакта со слав. Житием К. О. свидетельствует знание им мн. деталей биографии К. О.; элементы повествования от 1-го лица указывают на использование более раннего слав. текста, написанного учениками святителя. Будучи последователем Симеона Метафраста, Феофилакт тенденциозно редактирует источники, его высокий стиль насыщен топосами, реминисценциями, метафорами и символами. В то же время текст Жития отражает современные автору визант. взгляды на историю Церкви; как глава Болгарской Церкви, он ставит Болгарию в центр кирилло-мефодиевской деятельности. Житие, атрибутируемое архиеп. Димитрию Хоматиану (т. н. Охридская легенда), составлено под влиянием Жития авторства Феофилакта, но содержит нек-рые сведения, к-рых нет в др. источниках.

http://pravenc.ru/text/1841413.html

Осеннее паломничество в Охрид – Балканский Иерусалим ФОТОРЕПОРТАЖ Сегодняшний Охрид – город небольшого балканского государства Северная Македония, расположенный на восточном берегу живописного, обрамленного горами Охридского озера. Несмотря на превратности исторической судьбы, принадлежность в разное время то к одному, то к другому государству, познавший несколько веков османского рабства и десятилетия атеистического строя, Охрид сохранил множество памятников древности. Балканским Иерусалимом город называют ввиду огромного значения его духовного, исторического и культурного наследия, особенно ценного для православных славян. В 886 г. в Великой Моравии начались гонения на славянскую литургию и письменность, и ученики святых братьев нашли убежище в Болгарии Согласно дошедшим до нас житиям, в Великой Моравии после смерти архиепископа Мефодия в 886 году начались открытые гонения на славянскую литургию и письменность. Бежавшие от преследования ученики святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла – Климент, Наум и другие нашли убежище в Болгарии (в пределах которой тогда находился Охрид), где были с радостью приняты князем Борисом, предоставившим им необходимые условия для святого дела просвещения славянских народов. Так Промыслом Божиим была спасена и продолжена великая миссия по христианизации и воцерковлению славян, по созданию православной славянской христианской культуры. В последней четверти IX – 1-й трети X века в Болгарии сложились два славянских книжно-просветительских центра, или школы, – Преславская и Охридская. Охридская основана равноапостольным Климентом. Кроме переводов, составления и написания собственных славянских произведений духовного содержания, святой Климент готовил священство, обучал грамоте детей и взрослых. Он же стал первым епископом, который служил и проповедовал на славянском языке. Храм святых Пантелеимона и Климента, мощи святого Климента Центром Охридской школы стал построенный святым Климентом на холме Плаошник монастырь во имя великомученика Пантелеимона. Во времена османского ига монастырь был разрушен, на его месте построили мечеть, а мощи святого Климента из храма великомученика Пантелеимона перенесли в охридский храм Богородицы Перивлепты. Мечеть со временем также была разрушена, а в 2002 году на этом месте построен новый храм святых Пантелеимона и Климента – точная копия старого храма IX века. Мощи равноапостольного Климента теперь покоятся здесь, справа от алтаря, в мраморной раке.

http://pravoslavie.ru/149723.html

Содержание Православие в Македонии [ править править код ] Православие в Македонии является доминирующей конфессией в стране; его исповедуют большая часть населения — 68 %. Положение православия в современной Македонии осложнено церковным расколом: в стране параллельно существуют неканоническая Македонская православная церковь, поддерживаемая властями страны, и Православная Охридская архиепископия в составе Сербской Православной церкви. История [ править править код ] Христианство на македонские земли пришло с миссионерской деятельностью апостолов Павла и Андрея Первозванного. В первые века нашей эры Македония была под властью Римской империи и затем её границы и этнический состав менялся, однако уже к IV веку христиане Македонии имели церкви с церковной иерархией. На Сардикийском соборе (343) присутствовал епископ Скупи (совр. Скопье) Перигорий. В IV веке существовало епископство и в городе Лихидос (совр. Охрид). В V веке существовали метрополии в Солуни, Скопье, Хераклеи (макед.)русск., Баргале (макед.)русск. и Стоби (макед.)русск.. Сооружаются базилики. После переселения славян на Балканы в VI-VII веке они вытеснили и ассимилировали греческое население современной Республики Македонии. В IX веке эти земли вошли в состав Болгарской державы, что на века объединило судьбы Болгарии и Македонии. После раскола христианства Македония продолжала оставаться тесно связанной с Восточной церковью, за исключением краткого периода, когда после IV крестового похода и основания Латинской империи в Скопье было учреждено католическое епископство. За время правления Византийского императора Юстиниана I, родившегося неподалёку от Скопье, Скопский митрополит был провозглашён автокефальным архиепископом. В VII веке территории современной Македонии были колонизированы Славянами, что привело к смешению коренного населения со славянским, христианство при этом вытеснялось язычеством. В IX веке территория Македонии оказывается во власти Болгарского царства. Ведущую роль в христианизации славян сыграли Кирилл и Мефодий, которые создали один из первых славянских алфавитов, и перевели на старославянский язык избранные места из Евангелия, Псалтырь, Апостольские послания. Большую роль в утверждении христианства сыграли ученики Кирилла и Мефодия — Климент и Наум — их усилиями конце IX века была основана Охридская школа письменности и Охридский монастырь.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Маке...

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Совещании 19 июля 2023 года Июл 19, 2023 Новости , Событие 19 июля 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с основным докладом на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! С последнего Архиерейского Собора прошло уже почти 6 лет. В этот срок вошел и тот период, когда мы были почти лишены возможности встречаться по причине противоковидных ограничений. Тем более радостно встретиться сегодня для обсуждения насущных вопросов церковной жизни в сердце Святой Руси, у мощей великого чудотворца преподобного Сергия Радонежского. Твердо верю, что обстоятельства, препятствующие сегодня части наших собратьев прибыть в Москву, будут преодолены и у нас будет возможность объединиться с ними в общей молитве и соборной дискуссии. Несмотря на переживаемые непростые времена, Церковь милостью Божией живет; она верит обетованиям своего Основателя — Господа нашего Иисуса Христа, что врата адова ее не одолеют (см. Мф. 16:18), и уверенно несет свое благодатное служение в мире. Из радостных событий, произошедших после Архиерейского Собора 2017 года, вспоминается, среди прочих, восстановление единства с Матерью-Церковью Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции. Благим свидетельством единения вокруг заповедей Спасителя о милосердии к ближнему стали самоотверженные труды многих людей, в том числе церковных волонтеров и прихожан наших храмов, их помощь страждущим во дни распространения коронавирусной инфекции, а также в последние полтора года, связанные с появлением беженцев, и, конечно, ведением военной операции. На общеправославном уровне нельзя не отметить преодоление многолетнего разделения на Балканах. Божиим благоволением и благодаря мудрости иерархов, священнослужителей и мирян удалось урегулировать нестроения, связанные со статусом православных епархий на территории Северной Македонии посредством восстановления общения, а затем и провозглашения Архиерейским Собором Сербского Патриархата автокефалии Македонской Православной Церкви — древней Охридской Архиепископии.

http://sinfo-mp.ru/doklad-svyatejshego-p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ II ХОМАТИАН [греч. ημτριος Χωματηνς, Χωματιανς] († после 1236, Охрид?), архиеп. Охридский (с 1216/17), визант. ученый, писатель, канонист, церковный и политический деятель Эпирского царства. Место и время рождения Д. Х. не установлены. По одной из версий, он или его предки происходили из г. Хома в обл. Фригия (М. Азия), откуда его прозвище (Хоматиан или Хоматин); по другой - он род. в К-поле, где получил юридическое образование и начал церковную карьеру, достигнув должности апокрисиария автокефальной Охридской архиепископии , а после 1200 г. стал хартофилаксом этой архиепископии. В 1216/17 г. Д. Х. по рекомендации своего друга митр. Навпактского Иоанна Апокавка и при поддержке правителя Эпира Феодора Ангела Комнина Дуки был избран на архиепископскую кафедру Охрида. В тот период, после образования Второго Болгарского царства (1186), нек-рые епархии Охридской архиепископии были переведены болгарами под юрисдикцию Тырновского архиепископа, греч. архиереи были заменены болгарскими. Когда в 1215 г. войска Феодора Эпирского заняли эти территории, встал вопрос о возвращении изгнанных греч. архиереев. Д. Х. предложил удалить болг. епископат как незаконно занимающий чужие кафедры, но рукоположенных им священников и диаконов оставить на местах их служения с наложением на них епитимии. В 1219 г. с согласия пребывавшего в Никее патриарха Мануила I Сарантина и его синода Сербская Церковь получила автокефального архиепископа, независимого от Охрида. Д. Х. не признал каноничность этого решения и в письме к св. Савве Сербскому (1220) писал, что самопровозглашенная власть в Никее нелегитимна и не имеет канонического права изменять границы епархий. При поддержке Феодора Ангела Д. Х. проводил политику достижения полной самостоятельности Охридской кафедры, ссылаясь на отсутствие общепризнанного патриарха и императора после захвата К-поля крестоносцами (1204) и указывая на привилегии существовавшей в VI в. архиепископии Первой Юстинианы.

http://pravenc.ru/text/178183.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010