Все это нужно назвать очень сильным и близким к правде именем: над миром тяготело проклятие! Или как апостол Павел говорит о себе: «Окаянный я человек» ( Рим. 7:24 ). По-русски – «бедный» – гораздо менее выразительно, чем славянское – «окаянный». В великорусском понимании – «окаянный» прилагается к диаволу, заменяя его; «окаянный» равнозначно – «анафематствованный», «проклятый». Мир был «проклят». «Мир во зле лежал» ( 1Ин. 5:19 ). «Князем» мира был сатана ( Мф. 4:8–9 ; Ин. 12:31 ; Еф. 6:12 ; Евр. 2:14 ). «Проклятый мир!» – мог справедливо сказать до Христа всякий совестливый человек. А бессовестные жили, как скоты, плотскою жизнью и эгоизмом. Что это не преувеличение, приведу удивительно сильное описание языческих нравов уже в половине III века, написанное бывшим язычником, адвокатом, хорошо знавшим общество своего времени, – святителем Киприаном, епископом Карфагенским 1 . Когда я впервые прочитал его творения, то был поражен картиною нравов язычества! А он до христианства – крестился на сороковом году – и сам причастен был этой жизни. «Я, – пишет он другу своему Донату, одновременно принявшему христианство , – и сам прежде опутан был весьма многими заблуждениями, от которых совсем не надеялся освободиться. Покорствуя укоренившимся страстям своим и не надеясь на лучшее, я благоприятствовал своему злу, как будто оно было естественно во мне». После крещения сразу сделалась с ним чудная перемена силою благодати. И вот что он пишет о современном ему мире: «Смотри: дороги преграждены разбойниками; моря наполнены грабителями; военные лагери исполнены везде кровавыми ужасами. Вселенная обагрена кровию человеческою; злодейства освобождаются от казни не по закону невинности, но по великости бесчеловечия». Сюда он относит и войны. В городах «готовятся гладиаторские зрелища, дабы кровию доставить удовольствие прихоти кровожадных глаз». «Убивают человека в удовольствие человеку». «Учат, как убивать». «Отцы смотрят на погибель своих детей». «Сама мать покупает для себя место в зрелище, платит за будущие свои вопли и отчаяния». В театрах «смертельные предания об убийствах и кровосмешениях повторяются в живом действии», «пороку не допускают приходить в забвение». А «если бы ты мог проникнуть своим взором в их ложницы», «ты увидел бы, что и видеть преступно». На торжищах всюду «нарушают законы… Раздоры неистовствуют до бешенства». «Продажные судьи». «Везде свирепствует пламень греха». «Законов совсем не боятся… Быть между виновными невинным есть уже преступление». В другом письме, к язычнику Деметриану, он добавляет: жгучий пламень бедности возрастает, когда приращения запасов отбирают, а цены возвышаются; повсюду суетятся, грабят, завладевают. Корыстолюбие свирепствует явно… Вовсе не ищут Бога и не боятся Его. А ко всему этому мучат христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Страховая ведомость 1910 года указывает высоту верхнего этажа здания до карниза (судя по всему, между двумя карнизами трапезной палаты) в 2 саж. (4,26 м). Высота первого этажа тем же документом определяется в 1,5 саж. (3,195 м). Таким образом, устанавливается общая высота трапезной (от земли до венчающего карниза) – 7,455 м. Согласно ведомости 1910 года, по верхнему этажу имелась одна наружная двустворчатая деревянная дверь и таковая же внутренняя, по нижнему этажу – всего пять дверей. На фотографиях видно, что две из них находились с восточной стороны, под алтарной апсидой главного храма, одна – с северной стороны нижнего этажа трапезной палаты, еще одна внизу с северной стороны крытого крыльца. Более ранняя опись 1855 года сообщает, что «извне церкви деревянные же створчатые двери запираются висячим замком». Согласно той же описи 1855 года, окна верхнего этажа здания, числом 17, имели двойные рамы и решетки. Количество окон верхнего этажа здания (вероятно, включая окна второго света четверика) в ведомости 1910 года указано следующим образом: больших – 18 штук, малых – 8 штук, по нижнему этажу было учтено всего 20 окон. Размеры окон верхнего этажа, к сожалению, не названы. Высота окон нижнего этажа составляла 1,5 арш. (1,07 м), а их ширина – 1 арш. (0,71 м). Расположение части окон также устанавливается по фотографиям. В частности, на одной из них хорошо просматриваются окна южной и восточной стороны здания. Малые прямоугольные окна второго света четверика видны на южной и восточной сторонах четверика. На западной и северной сторонах их не было. Эти окна имели профилированные рамочные наличники. Два больших окна первого света с лучковой перемычкой находились на его южной стороне. Верхний этаж трапезной палаты с южной стороны имел четыре подобных окна. При этом крайнее западное окно было меньше остальных. Два аналогичных окна находились с северной стороны Сретенского придела и два таких же окна – на верхнем этаже трапезной палаты. Алтарные апсиды имели аналогичные окна: одно – Сретенский придел, три – выступ главного храма. При этом, на дореволюционных фотографиях, сделанных с юго-востока, видно, что восточное окно заложено. По архивным же сведениям, в 1907 году это «временно заложенное» окно «на горнем месте» было разобрано «со вставкою в оное новых рам со стеклами, из коих на внутреннем цельном стекле живописно изображено событие Воскресения Христова». Читается барочный декор наличников этих окон: вверху располагался треугольный фронтон, нижняя часть наличника была выполнена в виде фартука, имевшего сегментное очертание. Треугольные завершения наличников разрывали венчающий карниз этажа (за исключением окон на четверике). Заполнения оконных проемов имели довольно дробную расстекловку. Прямоугольные окна нижнего этажа под Сретенским приделом и трапезной палатой практически были лишены декора.

http://sobory.ru/article/?object=14407

Радуйся, Агнице, во чреве понесшая Божественного Агнца; радуйся, свитче, в Немже перстом Божиим написася Слово. Радуйся, славою небесных превозшедшая; радуйся, заступлением земных возвеселившая. Радуйся, Свеще разумная; радуйся, Мати Света. Радуйся, Обрадованная, в горняя умы и сердца наша возводящая. Кондак 7 Хотя человеком спасение даровати, Господь с небесе на землю призре, и Едину от всех родов Деву избра во обитель Себе. Темже Предвечное Слово, яко дождь на руно и яко капля, каплющая на землю, сниде во утробу Твою, Пречистая, Емуже зовем: Аллилуиа. Икос 7 Новое чудо и Боголепное, девическую бо дверь затворенную проходит Господь: тайно в ложеснах Твоих, Благодатная, Слово Ипостасное в плоть и кровь облекается и зрак раба яве приемлет во спасение человеков, темже Тя вси роди, яко Богоневестную Матерь, сице величают: Радуйся, Дево предызбранная; радуйся, Мати преблагословенная. Радуйся, всех земнородных превышшая; радуйся, чистотою Ангелы превозшедшая. Радуйся, звездо, являющая Солнце; радуйся, светило незаходимаго Света. Радуйся, Царства горняго украшение; радуйся, мира дольняго утешение. Радуйся, чистая голубице; радуйся, нетленная Агнице. Радуйся, неискусобрачная Невесто; радуйся, возрастившая нам клас Живота. Радуйся, Обрадованная, в горняя умы и сердца наша возводящая. Кондак 8 Странная и преславная слышана быша во граде Иудове, егда Елисавет, жена Захариина, в старости заченши, непраздна обретеся, обаче таяшеся месяц пять, глаголющи: «Яко тако сотвори мне Господь, внегда восхоте отъяти поношение мое в человецех», — и в веселии возопи Богу: Аллилуиа. Икос 8 Вышняя чиноначалия ангельская удивишася преславному Божию схождению, яко Вышний волею сниде даже и до плоти, от девическаго чрева быв человек, Елисаветино же рождество чудо чудесе извествоваше, от зде бо начат Предтеча Христу предпосылатися, сего ради вопием Преблагословенней:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-v-c...

«Впервые я увидела столицу в том масштабе, в каком нам ее показали организаторы. Это Кремль, Бутовский полигон, Коломенское, Сокольники… То, что отличало олимпиаду, — это светлый, радостный настрой, с которым всё происходило. Ребята собрались из разных мест, но все — православные, всех объединяло общее дело. Здесь я приобрела новых знакомых, с ними не перестаю общаться до сих пор. Конечно, запомнилось торжественное закрытие, которое возглавлял Святейший Патриарх! Это было грандиозным событием моей жизни», — делится впечатлениями Татьяна Евграфова из Тверской области, одна из финалисток олимпиады. В суперфинале центральное жюри олимпиады определит лучших в нескольких номинациях: «Абсолютный победитель Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры», «Победитель суперфинала среди 10-х классов», «Победитель суперфинала среди 11-х классов», «За лучшее эссе», «Лучший знаток православной культуры-2011», «Лучший исследователь православной культуры». Ежегодно финалистами олимпиады выполняется проектная работа. В 2011 году в издательстве ПСТГУ по результатам проектных работ прошлого года вышел альманах «Праздничная топонимика на улицах Москвы». Ребята исследовали историю и современное состояние московских улиц, названия которых связаны с православными праздниками, — Воздвиженка, Сретенка, Покровка, Рождественка, Архангельский и Богоявленский переулки, Троицкая улица. Школьники были разделены на группы, каждой из которых давалось отдельное задание: корреспонденты беседовали с прохожими, искали тех, кто давно живет здесь или работает, фотоохотники искали места, на которых прежде стояли храмы или были какие-то здания, историки узнавали архивные данные об улице. Во время проведения суперфинала за лучшую проектную работу будет присуждена отдельная, коллективная, премия. В мае по итогам олимпиады этого года эксперты определят уровень олимпиады, от которого зависят привилегии победителей при поступлении в вуз (прежде уровень определялся в начале учебного года и фиксировался в самом Перечне). Для наших победителей льгота может быть двух типов:  или внеконкурсное зачисление в вуз по направлениям «теология», «религиоведение», «история», или 100 баллов по «истории» вместо сертификата ЕГЭ. Решение о том, какие льготы идут в зачет, принимает высшее учебное заведение, зачисляющее победителя православной олимпиады в ряды своих студентов.

http://e-vestnik.ru/culture/investitsii_...

Определить точнее время исполнения росписи позволяет портрет епископа: он изображен пожилым, седовласым человеком, на основании чего можно предполагать, что роспись была выполнена в последние годы его жизни, то есть в пределах первой трети XVI века (до 1529 года). Аналогичные росписи восточной части стены погибли, на южном устое сохранился лишь небольшой фрагмент одежды светского лица. Иконографическая схема росписи алтаря церкви является одной из самых распространенных в грузинском искусстве, но здесь она усложнена изображениями символического характера, которые подчеркивают идею Евхаристической жертвы. В конхе апсиды изображена традиционная композиция Славы Христа, представленная в типе Дейсиса (Цамебули, Удабно, Ламария в Жибиани, росписи царского художника Тевдоре, Убиси, Вани, Корети). Помещенное во втором регистре Причащение Апостолов почти обязательно для грузинских росписей (Вани, Ахали, Шуамта, Греми, Цителхеви); традиционен и завершающий апсиду ряд святителей – свидетелей Евхаристии. Эту тему усиливает изображение Богоматери Знамение, помещенное над алтарным окном, в центре Причащения Апостолов, и расположенная среди святителей композиция Не рыдай Мене, Мати. Усложненная схема росписи алтаря Табакини находит параллели в других одновременных росписях народного характера – Вани, Цителхеви, Калаури, но во всех них отсутствует изображение Богоматери Знамение, что придает композиции Табакини отличный от других росписей характер. Расположение евангельских сцен в центральном нефе в некоторых случаях определяется их исторической последовательностью (верхний регистр: Благовещение, Рождество, Сретение, Крещение, Воскрешение Лазаря, преображение, Вознесение), но в основном художник группирует сцены, исходя из символического составления сюжетов. Для большего подчеркивания идеи Дейсиса художник помещает сцены, выражающие Славу и Второе Пришествие Христа рядом с алтарем: это Вознесение Христа (восточные части южного и северного склонов свода), Преображение (средний отрезок северного склона), Сошествие во ад (второй регистр восточной части северной стены), Страшный Суд (северный неф).

http://sobory.ru/article/?object=58685

Постараемся иллюстрировать свою мысль примерами. Баптисты пишут: „Мы празднуем Рождество, Новый год, Крещение, Благовещение, Пасху, Вознесение, Пятидесятницу, Преображение” 229 . Но спросим, есть ли в священном Писании хотя какое-нибудь свидетельство о том, что должно праздновать эти дни? Оказывается, что нет. Ну, хорошо, может быть, религиозное чувство побуждает нас к тому? Мы с этим не спорим, но всё-таки для нас важно знать, где в Св. Писании находится указание на то, что вышеуказанные праздники должно вспоминать именно в те дни, какие теперь посвящаются им? Т. е. какими местами Св. Писания доказать, что Крещение Господне празднуется 6 января, а не седьмого, или что Сретение Господа во храме должно вспоминаться в феврале, а не в каком-нибудь другом месяце и т. д. В ответ на этот вопрос нужно сказать, что в Св. Писании нельзя найти никаких доказательств в пользу рассматриваемого положения. Значит, обычай посвящать тому или иному празднику те или иные дни основывается не на Св. Писании, а на Св. Предании. Как же после этого сектанты могут отвергать Св. Предание, когда даже в таком, сравнительно маловажном вопросе и то нельзя обойтись без него? Впрочем, вопрос не в этом, а в том, как сектанты осмеливаются говорить о Св. Предании, как излишнем и сомнительном источнике веры, когда они, сами того не замечая, пользуются плодами его. Ведь это нелогично. Данная нелогичность ещё более бросается в глаза, когда мы рассмотрим вопрос о праздновании воскресного дня. Баптисты празднуют не седьмой день недели – субботу, а первый – воскресный день, на что нет никаких прямых указаний в Библии . В Библии если что и говорится, только о праздновании субботы. Вот основание Св. Писания в пользу празднования субботы: 1) Господь Бог установил день субботний при сотворении мира ( Быт. 2:3 ; Исх. 20:11 ); 2) Господь благословил седьмой день, потому что в этот день Он почил от дел творения. Он был днём покоя Божие, стало быть, субботой Господней ( Исх. 20:8–10 ); 3) День этот наблюдался ещё до вручения Закона на горе Синай ( Исх. 16:23–30 ); 4) Заповедь святить его связана с прочими заповедями, предназначенными для всех людей и на все времена.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

В Мессинском Типиконе 1131 г., отражающем одну из южноиталийских редакций Студийского устава, даты О. слегка отличаются от др. редакций. О. Рождества Богородицы приходится на 13 сент. ( Arranz. Typicon. P. 21-22), Воздвижения - на 21 сент. (Ibid. P. 28-29), Введения - на 22 нояб. (Ibid. P. 61), Сретения - на 9 февр. (Ibid. P. 120-121), Преображения - на 13 авг. (Ibid. P. 179), Успения - на 23 авг. (Ibid. P. 182). Устав О. предполагает совершение только последования праздника, кроме О. Рождества Богородицы, когда соединяются последования Богородичного праздника и Обновления. В описании О. Сретения употребляется термин «восьмидневие» (κταμερον τς ορτς - Ibid. P. 121; ср. с «октавой»). Преполовение празднуется до субботы (Ibid. P. 265-267), пение воскресных песнопений Октоиха в будни продолжается до среды перед Вознесением (Ibid. P. 270-271). Как и в Студийско-Алексиевском, в Мессинском Типиконе есть дни своеобразного «попразднства» после памятей великих святых, к-рые можно сравнивать с О.: 7 дек. (Ibid. P. 69), 25 июня (Ibid. P. 161), 30 июня (Ibid. P. 163), 30 авг. (Ibid. P. 184). Согласно Георгия Мтацминдели Типикону сер. XI в., отражающему афонскую редакцию Студийского устава, даты О. в целом те же, что и в Мессинском Типиконе, кроме О. Введения 23 нояб. (как в Евергетидском Типиконе; Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 241), Сретения 8 февр. (Там же. С. 253), Успения 22 авг. (Там же. С. 271; об этом празднике в Типиконе говорится: «Успение празднуем восемь дней»). В Иерусалимском уставе В Иерусалимском уставе, сформировавшемся в XI в. в мон-рях Палестины, система О. действует в целом так же, как и в Студийском уставе. За небольшим исключением даты О. в разных редакциях Иерусалимского устава не меняются вплоть до совр. печатных изданий. О. Рождества Богородицы полагается 12 сент., Воздвижения - 21 сент., Введения - 25 нояб., Богоявления - 14 янв., Преображения - 13 авг. и Успения - 23 авг. О. Сретения имеет место от 3 до 9 февр., в зависимости от близости Великого поста, в некоторых случаях оно вообще отсутствует. У праздника Входа Господня в Иерусалим О. нет, но на вечерне следующего дня поется неск. стихир этого праздника (ср. с пением стихир и тропаря в службе храмовому святому - т. н. О. храма). Остальные О. совпадают с теми же днями, к-рые указаны в студийских Типиконах. Устав О. предполагает совершение вседневной вечерни (без входа и паремий), утрени со славословным окончанием. На службе поется только последование праздника, кроме случаев совпадения со службами полиелейному святому, а также О. Введения, когда соединяются последования праздника свт. Климента Римского и свт. Петра Александрийского. В отличие от Студийского Иерусалимский устав предписывает совершать на литургии только чтения дня, если празднуется О. Господского праздника, или дня и праздника, если О. Богородичного праздника (25 нояб.- праздника и святых).

http://pravenc.ru/text/попразднства.html

18) ( Σ) Тебя умоляем мы, Всесвятый, долготерпеливый, самоизвольное искупление наше, источник благости, – призри с небеси, и призри на всех уверовавших в Тебя навсегда, избави жизнь нашу, Господи, от гнева, нужды и печали, и путеводи всех в истинной вере, молитвами святыя Богородицы и Девы; спаси град Твой и живущих во граде, и всех сохрани, подая оставление (грехов), как милосердый Господь, Единый Человеколюбец. Источник : Кондаки и икосы св. Романа Сладкопевца на некоторые дни святым, некоторые дни недели, некоторыя недели, на двунадесятые праздники и на каждый день страстной седмицы, и стихиры его же на предпразднственные и попразднственные дни пред Рождеством Христовым и по Рождестве Христове./Перевод Диакона Сергия Цветкова. – М.: Типография Л. Ф. Снегирева, 1881. – С. 51–57. 3. Вступительная статья игум. Платона (Игумнова) Среди литургических творений преподобного Романа Сладкопевца кондак на Сретение Господне пользовался особой известностью. На это указывает то обстоятельство, что данный кондак дошел до нас полностью в большом числе рукописей, в которых заметны следы трех редакций. 16 Для исследователей литургического творчества преподобного Романа кондак на Сретение представляет интерес, по крайней мере, в двух отношениях. Он содержит некоторые детали исторического характера, которые утверждают предание о времени жизни его автора. Кроме того, изучение кондака на Сретение позволяет выявить источники, которыми мог пользоваться святой Роман Сладкопевец . Как отмечает византолог А. А. Васильев , специально занимавшийся вопросом времени жизни преподобного Романа Сладкопевца , произведения его стали особенно известны в науке со второй половины XIX века 17 . Это и неудивительно, если считать XIX век вообще временем величайших открытий в области древних культур 18 . Кондаки преподобного Романа, – как и многие произведения других авторов VI-VII веков, – вышли из употребления, когда в составе утрени кондак уступил место канону. Из творцов канонов особенно известны преподобный Иоанн Дамаскин , преподобный Косма, епископ Маиумский, и ряд песнопевцев IX века 19 . Их литургическая деятельность способствовала вытеснению, а потом забвению древних кондаков. Когда, например, в 40-х годах XVII века Патриарх Константинопольский Паисий писал Московскому царю Алексею Михайловичу об исправлении богослужебных книг, он. между прочим, отметил, что ранее преподобных Иоанна Дамаскина и Космы Маиумского «не имели мы ни тропарей, ни кондаков, ни канонов» 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

Но нет указаний, чтобы Лев и Константин видели в практике монтанистов и новатиан, живших в Фригии, чистоту древнецерковной практики. Невероятно, чтобы возможно было ввести практику еретиков. К иноверцам, как известно, большей частью относятся пренебрежительно, и уже одно то обстоятельство, что у известной секты есть какой-нибудь свой особый обряд, служит главным препятствием ввести этот обряд в практику церкви господствующей. В армянской церкви, например, Рождество и Богоявление празднуется в один день. Всякий знает, что это древнейший обычай. Тогда и Сретение Господне представляет интереснейшее явление в истории церкви. Известно, что восточная церковь заимствовала празднование Рождества 25 декабря у западной церкви; отсюда и Сретение нужно было праздновать 2 февраля. Но до дней Юстиниана оно праздновалось 14 февраля. Когда же армянская церковь стала праздновать Рождество и Сретение по-прежнему, отдельно от вселенской, то богословы антимонофиситы стали обращать внимание на этот обычай соединения Рождества и Богоявления и на праздник Сретения, как на какое-то выражение монофиситских воззрений. Отсюда возможно ли беспристрастное решение вопроса о разностях в обрядах? Теперь во введении органов при богослужении, в устроении сидений в католических и протестантских храмах видят доказательство инославия. В настоящее время, напр., вопрос о музыке при богослужении встречает противников не только потому, что это было бы новшеством, но и инославием, так как музыка употребляется у лютеран и католиков. Не видно, чтобы Константин имел и много приверженцев, сочувствовавших его идеям. Объяснение Шварцлозе можно принять как указание только на одну из причин иконоборчества, но ни в каком случае нельзя придавать ему главного значения, как это он пытается сделать. 2) Гонение на иконы несколько более понятно, если рассматривать его не как самую сущность, но как один из моментов целой и сложной политической программы иконоборцев, программы новой, развитой в противоположность той, которая до сих пор держалась в Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

В Евангелии от Иоанна есть очень строгие слова: «Он пришел к своим, но свои не приняли Его». И это неприятие началось уже в момент, когда Мария искала место для родов, — ни одна хозяйка не приняла роженицу, и им с Иосифом пришлось ютиться в сарайчике на окраине города. Древние иудеи не заметили Рождества, и на фоне этого равнодушия приход волхвов стал символом того, что именно язычников в свое время Бог обратит к Себе и воссоздаст из этих людей Свою новую Церковь. Хронология Рождества С волхвами связан еще один вопрос: как увязать события, которые описываются в Евангелиях? Матфей рассказывает о мудрецах, о зверстве Ирода, о бегстве в Египет, о возвращении святого семейства после смерти Ирода. Лука повествует о пастухах, об обрезании Христа, о Его сретении старцем Симеоном и Анной пророчицей, о пребывании 12-летного Иисуса в Храме. То есть, как видно, события вполне конкретные, но плохо согласуемые друг с другом, поскольку евангелисты не указывают четких временных рамок. Возникает и еще одна проблема — Церковь в литургическом цикле совмещает большинство этих происшествий в единую череду — Рождество, пастухи, волхвы, избиение младенцев, Обрезание, Крещение, Сретение... Стоп! Но ведь Крещение — событие взрослой жизни Христа. Как оно затесалось в этот ряд? Отправной точкой в восстановлении хронологии Рождества является следующий факт: подавляющее большинство толкователей полагает, что Вифлеемская звезда не была небесным телом. Это был или ангел, или иное чудесное знамение. Но если оно появилось в момент Рождества, то необходимо было много времени, чтобы преодолеть путь от Ирака до Палестины. Поднимаем атлас мира. С помощью простой линейки обнаруживаем, что путешественники должны преодолеть минимум 1500 километров. С учетом скорости верблюда, на дорогу ушло около месяца, если не больше, так как в пути всякое бывает. Уже ясно, что милые картинки, где волхвы вместе с пастухами толпятся у входа в пещеру, — явно приукрашены. Гости с Востока вряд ли могли явиться в Вифлеем непосредственно в ночь Рождества. А если учесть, что сначала они пошли к Ироду, переполошив своей вестью всю столичную элиту, то к Спасителю чужеземцы, вероятно, пришли лишь через несколько месяцев после Рождества.

http://foma.ru/ot-rozhdestva-do-bogoyavl...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010