Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ II Григорий II, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Григорий II, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) († 11.02.731), св. (пам. зап. 11 февр.), папа Римский (c 19 мая 715). Жизнеописание Г. в Liber Pontificalis в основном было составлено еще при его жизни и дополнено после смерти (LP. Vol. 1. P. 220-223). Оно было известно уже Павлу Диакону , к-рый использовал из него сведения о взаимоотношениях Г. и лангобардов. В X в. каноником Реймсской ц. Флодоардом Житие папы было переложено в стихи и включено им в поэму «О триумфах Христа в Италии». Детали нек-рых событий, лишь вскользь упомянутых в Liber Pontificalis, проясняются в посланиях Г. Сведения о просвещении германцев содержатся в 2 Житиях св. Бонифация (Виллибальда, сер. VIII в., и Отлоха Санкт-Эммерамского, нач. XI в., в к-рое включена переписка Бонифация с Г.), в Житии св. Корбиниана, а также в различных Житиях Виллибальда Айхштеттского. В Хронографии визант. историка IX в. прп. Феофана Исповедника образ Г. смешан с образом его преемника Григория III . В этом сочинении отразилась офиц. антипапская пропаганда К-польского двора, исходящая от императоров-иконоборцев Льва III Исавра и Константина V Копронима . За Феофаном следуют позднейшие визант. хронографы Георгий Кедрин и Иоанн Зонара , частично исправляя нек-рые неточности. Г. род. в состоятельной семье Марцелла (Маркелла) и Гонесты, возможно принадлежавшей к знатному рим. роду Савеллиев. С раннего возраста Г. воспитывался при папском дворце в Латеране. Папа Сергий I (687-701) рукоположил его во субдиакона и назначил сакелларием (казначеем), поручив также заботу о папской б-ке. В 710-711 гг. в сане диакона он сопровождал папу Константина I в поездке на Восток, ко двору визант. имп. Юстиниана II . Г. лично присутствовал на встрече папы с императором в Никомидии, где, согласно Liber Pontificalis, как человек образованный, он отвечал на нек-рые вопросы императора, вероятно касавшиеся постановлений Трулльского Собора (см.

http://pravenc.ru/text/166744.html

Все епископы должны были быть законно (legitimus) избраны и рукоположены (это не всегда соблюдалось в предшествующие десятилетия), во главе церковных иерархов Нейстрии были поставлены Авель Ремский и Хартберт Сенонский, названные в соборных постановлениях архиепископами. Кроме того, участники Собора осудили за ересь странствующего проповедника Адальберта (MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 33-36; Willibaldus. Vita Bonifatii. 7//Vitae S. Bonifatii. 1905. P. 40-41). В 745 г. Адальберт и ирл. еп. Климент были осуждены на Соборе в Риме (Die Briefe des heiligen Bonifatius und Lullus. 1916. N 59). Об этом папа Захария извещал Бонифация в посланиях, написанных в окт. 745 г. Папа обратился к обоим майордомам с призывом помогать Бонифацию и хранить единство Церкви. В посланиях упоминается о низложении Майнцского еп. Гевилиоба, совершившего кровную месть, и о просьбе франков (вероятно, К. как майордома Австразии) назначить Бонифация на Кёльнскую кафедру (Ibid. N 60-61). Однако Бонифаций получил не Кёльнскую, а Майнцскую кафедру, к-рую он занял не позднее 748 г. На Соборах, проведенных св. Бонифацием в Австразии и Нейстрии при поддержке К. и Пипина, были впервые озвучены принципы церковной политики династии Каролингов. Первоначально франкские епископы не поддержали реформу, представленную как «восстановление» (restauratio, recuperatio) канонического устройства Церкви и «исправление» (emendatio) нравов и христ. благочестия ради спасения народа франков. Однако Бонифацию удалось воспользоваться поддержкой светской власти. Помощь, оказанную ему К., высоко оценивал пресв. Виллибальд, автор Жития св. Бонифация. Согласно Виллибальду, на Соборах, проведенных при участии К., «были утверждены заветы христианской религии» и «исправлены постановления православных отцов» ( Willibaldus. Vita Bonifatii. 7-8//Vitae S. Bonifatii. 1905. P. 39-44). Об этом говорится и в более поздних житиях святого (напр., у Отлоха Санкт-Эммерамского (XI в.), где приведен также текст постановлений Германского Собора - Otloh.

http://pravenc.ru/text/1681093.html

Самое известное сочинение Г. Н. «De vita sua Monodiarium libri tres» (О моей жизни изложение в 3 книгах) писалось в 1116-1121 гг., когда автору было ок. 60 лет. Условное название «Автобиография, или О моей жизни» было дано сочинению совр. издателем, Г. Н. называл свой труд термином, взятым из греч.,- «monodiae» (букв.- воспевание себя самого). Собственно автобиографическому повествованию посвящена 1-я из 3 книг, во 2-й изложена история Ножанского аббатства, воспринимаемого Г. Н. как свое, 3-я повествует о восстании ланских горожан, закончившемся убийством епископа. Но в ходе повествования автор периодически возвращается к рассказу о себе - основному объекту описания. «Автобиографию», к-рая представляет собой редкую для средневековья попытку целостного осмысления собственного прошлого, следует рассматривать в традиции, заложенной «Исповедью» блж. Августина . В сочинениях, появившихся в X-XI вв. в монашеской среде (напр., Ратгера Веронского , Отлоха Санкт-Эммерамского , Хильдеберта Лаварденского , Бернарда Клервоского и др.), под воздействием клюнийского движения и григорианской реформы проявились черты авторского «я», более глубокого самоанализа, интроспективного взгляда. Написанные в разных жанрах (видения, откровения, исповеди, духовная поэзия), такие сочинения были своеобразным лит. актом покаяния, за к-рым стоял и определенный «религиозный фон» эпохи, и свойственная этой эпохе церковная практика исповеди. В «Автобиографии» Г. Н. слово «исповедую», напр., появляется уже в первых фразах и повторяется, как антифон, на протяжении долгого повествования. Г. Н. подражает и стилю блж. Августина. Рассказывая о матери, хотя и не названной ни разу по имени, ее роли в духовном образовании сына, физической красоте как отражении красоты духовной, ее вещих снах Г. Н. использовал рассказ блж. Августина о своей матери, св. Монике . В сочинении лейтмотивом является мысль Г. Н. о том, что «человек должен познавать самого себя, чтобы оценить праведность своей воли и правильно воспользоваться своей свободой, которая есть не что иное, как познание Бога и послушание Ему» (Autobiographie. P. 187). Этот принцип в сочетании с идеей религ. покаяния роднит «Автобиографию» Г. Н. с «Историей моих бедствий» Петра Абеляра и «Моей тайной» Франческо Петрарки .

http://pravenc.ru/text/161780.html

В сер. XI в. началась полемика между мон-рями Сен-Дени и Санкт-Эммерам в Регенсбурге (Германия), которая касалась вопроса об обладании подлинными мощами Д. А. Регинвард, настоятель мон-ря Санкт-Эммерам (1049-1064), во время строительных работ в монастырской церкви обнаружил высеченную на камне надпись. В ней сообщалось, что в храме покоятся мощи Д. А., увезенные из Сен-Дени при герм. имп. Арнульфе (король вост. франков в 888-899), кор. зап. франков Одоне (888-898) и настоятеле монастыря Эбулоне. После обретения мощей Отлох Санкт-Эммерамский составил сказание о перенесении святыни в Регенсбург. В сказании сообщается, что законный кор. зап. франков Карл Простоватый был отстранен от власти герц. Одоном и прибыл в Кёльн к кор. Арнульфу, прося его помощи. Арнульф вторгся в королевство зап. франков и помирил противников. Он остановился недалеко от Парижа и посетил монастырь Сен-Дени. Настоятель Эбулон подарил ему кн. «О небесной иерархии», читая к-рую король изумился величию святого и пожелал получить его мощи. Один из приближенных Арнульфа и родственник Эбулона, Гислиберт, согласился помочь королю. Он вкрался в доверие к настоятелю и осмотрел крипту, где покоились мощи Д. А. Вечером, во время пира в мон-ре, Гислиберт подкупил хранителей святыни, похитил мощи и ночью бежал в стан Арнульфа. Наутро, узнав о пропаже, к королю прибыл Эбулон. Арнульф обещал найти и вернуть похищенную святыню. Во избежание скандала король посоветовал настоятелю положить на место мощей Д. А. останки др. святого, что, согласно Отлоху, и сделал Эбулон. Из благоговения перед Д. А. Арнульф всегда возил мощи святого с собой, а перед смертью передал их в мон-рь Санкт-Эммерам. Регенсбургский еп. Тутон (893-930) велел замуровать мощи в стену церкви, закрыв их каменными плитами с надписью, удостоверяющей подлинность святыни. В рассказе Отлоха есть ряд исторических несоответствий. Карл Простоватый был помазан на царство в 892 г., но не получил реальной власти в королевстве зап. франков и обратился за помощью к кор. Арнульфу (893). Арнульф признал королевское достоинство Карла, однако отказал ему в военной поддержке. В 895 г. Арнульф признал также королевское достоинство Одона. Соглашение между Карлом и Одоном было заключено в 897 г. без непосредственного вмешательства Арнульфа. Согласно Отлоху, мощи были похищены из Сен-Дени в 893 г. Настоятель Эбулон умер в том же году, однако еще в 892 г. он принял сторону Карла Простоватого, был изгнан Одоном из Сен-Дени и бежал в Аквитанию, где и скончался.

http://pravenc.ru/text/178443.html

Сохранились проповедь «На праздник апостолов» (Sermo in natale apostolorum), вероятно не предназначавшаяся для произнесения, т. к. О. С.-Э. считал себя неспособным к публичным выступлениям, и стихотворные «Благословения на Рождество Господа» (Benedictiones in natali Domini). Традиционно О. С.-Э. считался автором сказания о перенесении мощей сщмч. Дионисия из аббатства Сен-Дени в Регенсбург, якобы происшедшем при кор. Арнульфе Каринтийском (887-899, император с 896), однако впосл. его авторство было поставлено под сомнение (новейшие аргументы в поддержку авторства О. С.-Э. см.: Hilduin of Saint-Denis. The Passio S. Dionysii in Prose and Verse/Ed. M. Lapidge. Leiden etc., 2017. P. 107-110). В средние века сочинения О. С.-Э. почти не были известны, сохранилось небольшое число рукописей (гл. обр. из Санкт-Эммерама). Соч.: PL. Vol. 146. P. 29-434; Vitae Bonifatii libri duo/Ed. W. Levison. Hannover, 1905. P. 111-217. (MGH. SS. Script. Rer. Germ.; 57); Translationis et inventionis sancti Dionysii Ratisponensis historia/Ed. A. Hofmeister//MGH. SS. Scr. T. 30. Pars 2. P. 823-837; Benedictiones in natali Domini/Hrsg. B. Bischoff//Studien und Mitteilungen zur Geschichte des Benediktiner-Ordens und seiner Zweige. Salzburg, 1933. Bd. 51. S. 114-115; Libellus Proverbiorum/Ed. W. C. Korfmacher. Chicago, 1936; Coens M. La Vie de S. Magne de Füssen par Otloh de St.-Emmeran//AnBoll. 1963. Vol. 81. N 1/2. P. 159-227; Liber Visionum/Ed. P. G. Schmidt. Weimar, 1989. (MGH. WR. QGGMA; 13) (рус. пер. фрагм.: Книга видений/Пер.: Н. Ф. Усков//СВ. 1995. Вып. 58. С. 223-264); Liber de temptatione cuiusdam monachi: Untersuch., krit. Edition und Übers./Hrsg. S. Gäbe. Bern, 1999 (рус. пер. фрагм.: Книга об искушениях, переменчивой судьбе и сочинениях/Пер.: И. П. Стрельникова//ПСЛЛ, X-XI вв. 2011. С. 766-769); Книга пословиц/Пер.: И. П. Стрельникова; Житие св. Вольфганга. Диалог о трех вопросах. Проповедь на день св. апостолов. Послание досточтимого Отлоха, монаха св. Эммерама, «О допущении причин добра и зла». Молитва грешника/Пер.: М. Р. Ненарокова//ПСЛЛ, X-XI вв. 2011. С. 769-814.

http://pravenc.ru/text/2581711.html