Закрыть itemscope itemtype="" > Смысл двойного убийства в " Преступлении и наказании " 26.03.2008 1574 Время на чтение 3 минуты Толчком к размышлению над этим эпизодом послужил разговор с Борисом Тихомировым по поводу моей статьи " Святая Лизавета " " Лизавета ведь нигде в " Преступлении и наказании " не названа святой " , - справедливо заметил он - " Соня говорит лишь о том, что Лизавета " Бога узрит " , но Бога она узрит как мученица " . Однако если уж уточнять смысл текста согласно цитатам из Писания, то " Бога узрит " не всякий мученик, но лишь мученик во имя Господне, более того - мученик " за слово Господне и за свидетельство о нем " (См.: Отк. 6, 9 - 11; Отк. 7, 13 - 17). " Бога узрят " и " чистые сердцем " (Мат. 5, 8), однако Лизавета и до и после своей гибели выступает именно как проводница Слова Божия в мир: так, Раскольников добивается от Сони, чтобы она читала ему Евангелие, словами: " Читай! (...) Читала же Лизавете! " (6, 250). Да и само Евангелие, которое Соня читает Раскольникову, принесла ей Лизавета (6, Почему погубленная Раскольниковым по ошибке и без намерения Лизавета - мученица во имя Господне? И что значит это убийство для Раскольникова и для Бога, на Которого он восстает своим преступлением и своей теорией? Как это убийство проясняет взаимоотношения Раскольникова с отвергнутым им Господом - а ведь эти отношения, в конечном итоге, составляют проблемный центр романа? Надо заметить, что и первое убийство, убийство " ведьмы Алены Ивановны " - тоже посягательство на Господа не только в том смысле, в каком таким посягательством является всякое убийство. Вот как представляется это предприятие студенту, чей разговор с офицером подслушивает Раскольников немедленно после первого посещения старухи-процентщицы: " Я бы эту проклятую старуху убил и ограбил, и уверяю тебя, что без всякого зазору совести, - с жаром прибавил студент... смотри: с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. Понимаешь?..С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! " (6, 54).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Уильям Д. Маунс Глава 45. Аорист и будущее время страдательного залога Прикосновение к экзегетике Библейские авторы столь открыто и прямо говорят о Божьих действиях, совершённых для нас и нашего спасения, что для изучающего новозаветный греческий язык может стать неожиданностью, что иногда Божья суверенная благодать скрыта за грамматическими конструкциями, вообще не содержащими имя Бога. Именно так обстоит дело с конструкцией, которую Макс Цервик назвал «богословским страдательным залогом». Иудейская осторожная сдержанность в отношении прямых высказываний о Боге достаточно часто проявляется в употреблении Иисусом страдательного залога будущего времени изъявительного наклонения – возможно, как некого рода умолчание для достижения большего риторического эффекта. Есть четыре классических примера в заповедях блаженства, где Иисус говорит о тех, кого называет «блаженными», что они «будут утешены» ( Мф. 5:4 ), «будут насыщены» (5:6), «будут помилованы» (5:7) и « будут наречены сынами Божьими» (5:9). Это всё означает, что Бог утешит их, насытит, окажет им милость и наречёт Своими детьми. Обещая, что на молитву будет дан ответ, Иисус говорит: «Просите, и дано будет вам... стучите, и будет отворено» ( Лк. 11:9 ). Ясно, что даёт ответ и отворяет двери Бог. Страдательный залог аориста реже используется таким образом, но все же Пётр говорит о пророках, которым «было открыто» (то есть это Бог им открыл), что их пророчества были предназначены для нас ( 1Пет. 1:12 ). Божья суверенная власть простирается также и над ужасающим судом, описанным в книге Откровения, где четырём всадникам была «дана» (δθη) власть убивать мечом, голодом, и болезнями ( Отк. 6:8 ). И самому Иоанну была «дана» (δθη) трость, чтобы измерить двор храма для суда (11:1). Здесь Бог тоже выступает в качестве неназванного Даятеля. В английском языке страдательный залог часто считается признаком плохого стиля, но в греческом языке он может быть ясным указанием на действие Божье. Дж. Рамси Михаелс Обзор В этой главе вы узнаете, что:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Разделы портала «Азбука веры» ( 18  голосов:  4.4 из  5) Зона Брока Хождение за три ночи И скажи им: так говорит Господь: разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются? ( Иер. 8:4 ). Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берёт воду жизни даром. ( Отк. 22:17 ) Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания. ( Пс. 93:17 ) Да, так оно и бывает. Сначала все вокруг становится серого цвета. Сливается с лентой асфальта. Мир теряет точность контуров, линий, острые углы закругляются. Несущийся за окнами пейзаж превращается в аморфную серую массу, размазывается по лобовому стеклу, обманывает зрение, и открытые глаза перестают видеть, реагировать, понимать. Это называется спать с открытыми глазами. Потому сумерки на дороге страшнее ночи… Петрович уже два раза сбрасывал этот морок. Останавливался, умывался из пластиковой бутылки, курил не по графику и громко безадресно матерился. Можно было, вообще-то, ругать самого себя. За жадность. Потянулся за лишним рублем — вот тебе лишний рейс. Не отоспался, не отъелся, перепрыгнул со своего КамАЗа в чужую «газель» и погнал на четверо суток на радость коммерсанту, у которого вдруг занедужил водитель. Занедужил… Запил, гад! Запил сосед Федька. Не подмени его Петрович, Шагид быстро найдет другого, и останется Федька без работы. Но не рассчитал Петрович… Усталость догнала его уже в первую ночь. Уж давно зарекался: никаких левых рейсов, здоровье не то — вся выручка на лекарство от геморроя и остеохондроза уйдет. То на то и выйдет. После сорока стало садиться зрение, потом, как водится, закровило «рабочее место», а уж спину ломало с юности. Понадеялся, что Шагид поедет рядом, будет пасти свой товар, болтать без умолку и петь свои азербайджанские песни, а значит, — бороться со сном будет проще. Но коммерсант нынче вдруг изменил своему правилу. — Один поедешь, Петрович, один. Там земляки тебя загрузят. Деньги везти не надо, бояться нечего. Я платил уже. Загрузят, накормят, и гони назад. Я эту неделю не могу ехать…

http://azbyka.ru/fiction/xozhdenie-za-tr...

Разделы портала «Азбука веры» ( 53  голоса:  4.1 из  5) Оглавление …Я поздно встал, и на дороге Застигнут ночью Рима был. Ф. И. Тютчев. Цицерон. И я взглянул, и вот, конь бледный и на нем всадник, которому имя смерть, и ад следовал за ним… Отк. 6:8 Ольге, дочери моей, посвящаю Несколько вводных штрихов (вместо предисловия) …Голые выбеленные, стены. Голый квадрат окна. Глухая дверь, с глазком. С высокого потолка свисает яркая, никогда не гаснущая лампочка, В ее слепящем свете камера особенно пуста и стерильна; все жестко и четко. Даже складки одеяла на плоской постели словно одеревенели. Этот свет — наваждение. Источник неосознанного беспокойства. От него нельзя отгородиться, отвлечься. Ходишь ли маятником с поворотами через пять шагов или, закружившись, сядешь на табурет, — глаза, уставшие от знакомых потеков краски на параше, трещинок штукатурки, щелей между половицами, от пересчитанных сто раз головок болтов в двери, помимо воли обращаются кверху, чтобы тут же, ослепленными, метнуться по углам. И даже после вечерней поверки, когда разрешается лежать и погружаешься в томительное ночное забытье, сквозь проносящиеся полувоспоминания-полугрезы ощущаешь себя в камере, не освобождаешься от гнетущей невозможности уйти, избавиться от этого бьющего в глаза света. Бездушного, неотвязного, проникающего всюду. Наполняющего бесконечной усталостью… Эта оголенность предметов под постоянным сильным освещением рождает обостренные представления. Рассудок отбрасывает прочь затеняющие, смягчающие покровы, и на короткие мгновения прозреваешь все вокруг и свою судьбу безнадежно трезвыми очами. Это — же луч прожектора, каким пограничники вдруг вырвут из мрака темные береговые камни или вдавшуюся в море песчаную косу с обсевшими ее серокрылыми, захваченными врасплох морскими птицами. Я помню, что именно в этой одиночке Архангельской тюрьмы, где меня продержали около года, в один из бесконечных часов бдения при неотступно сторожившей лампочке, стершей грани между днем и ночью, мне особенно беспощадно и обнаженно открылось, как велика и грозна окружающая нас “пылающая бездна…” Как неодолимы силы затопившего мир зла! И все попытки отгородиться от него заслонами веры и мифов о божественном начале жизни показались жалкими, несостоятельными.

http://azbyka.ru/fiction/pogruzhenie-vo-...

составитель К.В. Гриценко Гнев, суд Божий, кара Божия Гнева нет во Мне. Но если бы кто противопоставил Мне в нём волчцы и терны, Я войною пойду против него, выжгу его совсем. Ис.27,4 Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов – участь в озере, горящем огнем и серою; это – смерть вторая. Отк. 21,8 Так рушился Иерусалим, и пал Иуда, потому что язык их и дела их – против Господа, оскорбительны для очей славы Его. Ис..3,7 Так как богачи его исполнены неправды, и жители его говорят ложь, и язык их есть обман в устах их, то и Я неисцельно поражу тебя опустошением за грехи твои. Мих.6,12–13 Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь. Пс.4,5 Впрочем Сын Человеческий идёт, как писано о Нём; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предаётся: лучше было бы тому человеку не родиться. Мк.14,21 Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Рим.1,18 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. Рим.11,21 Ты будешь есть, и не будешь сыт; пустота будет внутри тебя; будешь хранить, но не убережёшь, а что сбережёшь, то предам мечу. Мих.6,14 Будешь сеять, а жать не будешь; будешь давить оливки, и не будешь умащаться елеем; выжмешь виноградный сок, а вина пить не будешь. Мих.6,15 Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу. Мк.6,11 Итак за то, что вы попираете бедного и берёте от него подарки хлебом, вы построите домы из тесаных камней, но жить не будете в них; разведёте прекрасны виноградники, а вино из них не будете пить. Ам.5,11 Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет. Ам.5,18 Разве день Господень не мрак, а свет? он тьма, и нет в нем сияния. Ам.5,20 Вы прогневляете Господа словами вашими и говорите: «чем прогневляем мы Его?» Тем, что говорите: «всякий, делающий зло, хорош пред очами Господа, и к таким Он благоволит», или: «где Бог правосудия? Мал.2,17

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tsitaty...

Такое включение Христа в Божественную идентичность позволяло апостолам видеть в ветхозаветной истории спасения Израиля Владыку Христа (1 Кор. 10:9, Иуд. 4,5) . Именно это включение Иисуса Христа в матрицу ветхозаветного монотеизма делало возможным не только включение Христа в традиционные благословения, как, например, «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь» (2 Кор. 13:13), но и в молитвы-призывания, одновременно обращенные к Богу и Христу: «Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам» (1 Фес. 3:11, ср. 2 Фес. 2:16, 17), а также в молитвы, обращенные непосредственно к самому Христу (см. Деян. 7:59, 60, 22:16, Рим. 10:9-13, 1 Кор.1:2, 12:8, 9, 16:22 , Отк. 5:9, 22:20). В Евангелии от Иоанна культовое поклонение Сыну обосновывается совершением Им того же, что совершает Отец: «Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Ин. 5:21-24). Термин «честь» — τιμ (соответственно, и однокоренной глагол «почитать», τιμω) часто используется в контексте и смысле поклонения Богу (Мк. 7:6; Ин. 8:49; 1 Тим. 1:17; 6:1; Отк 4:9, 11; 5:12) . Власть над жизнью и смертью, а также суд являются двумя функциями деятельности, находящейся в исключительной прерогативе Бога, согласно ветхозаветной и послепленной традиции (Втор. 32:29, 1 Цар. 2:6; 4 Цар. 5:7, Тов. 13:2, Прем. Сол. 16:12-14, 4 Мак. 18:18-19; Втор. 32:35, Быт. 18:25, Пс. 93:2) . Таким образом, Четвертое Евангелие описывает положение Сына как равное положению Отца. Рассмотрим также некоторые новозаветные тексты, отражающие первохристианскую практику славословий Христа по аналогии с традиционными славословиями в адрес Бога: Бог Отец Иисус Христос Отк. 4:9: «И когда животные воздают славу и честь, и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков». Отк. 7:12: «Говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь».

http://bogoslov.ru/article/6025041

Цель книги сформулирована Скоттом, который назвал Откровение «трубным призывом к истине» (Scott E. F. The Book of Revelation [SCM, 1939], p. 174). Книга была призвана ободрить собратьев Иоанна, укрепить их веру в Христа и придать им мужества в борьбе с силами антихриста в мире, а также помочь им стать истинными свидетелями нашего Господа и Спасителя мира. Именно этой цели служили ключевые темы Откровения, которые перечислены ниже. 1 . Верховная власть Бога во Христе в описываемую эпоху и во все времена. Возвещенное Иисусом приближение царства Божия (возвещенное через Его служение, смерть, воскресение и грядущее пришествие; М к. 1:14–15; 8:31; 10:45; 14:62) стало главной темой, лейтмотивом всего Откровения (1:8; 5:5–14; 12:10–12; 19:11 – 21:5). Совершенно естественно, что эта книга не что иное, как «слово Божие и свидетельство Иисуса Христа» (1:2)! 2 . Сатанинская природа низкопоклонства перед римским императором. К императорскому титулу «господин и бог» в самом Риме относились с иронией (конечно, в частной обстановке). В области, где были расположены церкви, которым адресовано послание Откровения, этот титул воспринимали чрезвычайно серьезно. Так Цезарь, требуя того, что принадлежало лишь Богу, указывал, что «тайна беззакония» уже «в действии» ( 2Фес. 2:7 ), и ей предстояло достигнуть своей кульминации в появлении этого последнего антихриста. Но при всем том Бог никогда не проявлялся столь отчетливо как Верховный Властелин, как во время правления антихриста (13:5). 3 . Неизбежность грядущего суда Господа над теми, кто предпочел Христу Божьему власть лжехриста. Примечательно, что вторая и третья фазы мессианского суда, изображенного в этой книге, представляют собой реминисценции из истории о египетских язвах, посланных на фараона и египтян, которые противились посланному им через Моисея слову Божьему. Откровение призывает нас узреть «благость и строгость Божию» ( Рим. 11:22 ). 4 . Уверенность в благоприятном исходе борьбы между Церковью, которая зиждется на явлении Христа и славе Его царства, и противостоящими ей силами в мире. Эта победа гарантирована, поскольку дьявол – поверженный враг, он уже побежден смертью и воскресением Иисуса (ср.: Ин. 12:31–32 и Отк. 12:9–12 ), знаменующими полное завершение замысла Божьего во благо сотворенного и спасенного Им мира (21:9–22:5). Актуальность книги

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Очевидно, в категорию громоотводов, собирающих на себя раскаты ненависти, попадают священники, журналисты, педагоги с ясно выраженной жизненной позицией. Ну, да – политики. А во врагах оказываются не укладчики асфальта и не билетеры в театральной кассе. Во врагах все те же священники, а так же педагоги и журналисты, политики с противоположной позицией либо без какой бы то ни было. Все нудные проповедники нравственности в духе «как бы чего не вышло» - там. Все нежно-возвышенные, которых, скорее всего не мамка в криках и кровях рожала, а некий аист медленно и мягко на капустное поле принес – тоже там. И кого там только нет! Перо истощится описывать. Перо ломается и карандаше стирается под корень грифель. Уверяю вас, Ноев ковчег по пестроте состава весьма подобен этому виртуальному собору «вахтеров нравственности». И это – ваши вериги, друзья. Вас, которые не согласны благословлять все подряд, и отличающие ясно то, что можно благословить, от того, что должно проклясть. Иных вериг вам не снести, а уж этих не избежать. Разве что примем раньше времени подвиг молчальничества о вещах кругом происходящих. Тогда будет больше покоя. Больше ли будет пользы – молчу. В кои веки молчу. Трудно говорить, коли ты в веригах. Специфических. Рейтинг: 9.8 Голосов: 1430 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Галина Игл.-я 29 ноября 2017, 15:04 Ув. отец Андрей, св. Иоанн Златоуст тоже боролся и обличал, обличал и боролся... А, может быть, действительно последовать совету свт. Игнатия (Бр.-ва) в заключении " Отечника " ? В притчах: " Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя, обличай мудрого, и он возлюбит тебя " (9,8).Увы, мудрых мало, а гордых,с высоким внутренним самомнением (внешнее играет плачевно малую роль) много. Все попущено Богом: " Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святой да освящается еще " (Отк.22,11).Но все же, все же: да не умолкают трубы Божьих стражников даже и " от множества беззаконий " , и да будет Господь при устах их. Иначе камни заговорят.

http://pravoslavie.ru/105334.html

Все это мы поистине видим во Христе. Этого не знал ученый Платон, этого не разумел красноречивый Демосфен. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну (1 Кор. 1, 19). Истинная мудрость погубит ложную мудрость. И хотя в учении о Кресте есть буйство проповеди, однако апостол Павел говорит: Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей (1 Кор. 2, 6–7). А премудрость Божия есть Христос. Христос — Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1, 24). Эта премудрость была сокрыта в тайне, почему и надписание 9го псалма гласит о тайнах Сына, в котором все сокровища мудрости и разума сокровенны и Который Сам был сокровен в тайне, предуставлен прежде век. Он же был предзнаменован и предызображен законом и пророками. Посему и пророки называются видящими, ибо они видели Того, Кого другие не видали. Авраам видел день Его и возрадовался (см.: Ин. 8, 56). Отверзаются для Иезекииля небеса, заключенные для грешного народа. Открый очи мои, говорит Давид, и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс. 118, 18). Ибо закон духовен, и нужно откровение, чтобы мы могли уразуметь его и открытым лицом созерцать славу Божию. В Апокалипсисе показывается запечатанная семью печатями книга (Отк. 5, 1); и если ты дашь ее кому-нибудь из людей, знающих письмена, для прочтения, то он ответит: «Не могу, потому что эта книга запечатленна». Как много людей в настоящее время воображают себя знающими письмена и, однако, держат запечатленную книгу и не могут открыть ее, если не откроет книгу имеющий ключ Давидов, Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит (Откр. 3, 7)! В Деяниях апостольских святой евнух или муж (ибо и тем и другим именем называется он в Писании) при чтении пророка Исаии на вопрос Филиппа: Разумеешь ли, что читаешь? — сказал: Как могу разуметь, если кто не наставит меня? (Деян. 8, 30–31).

http://pravoslavie.ru/2718.html

Не Церковь навязывает мне свои убеждения – скорее, я присоединился к Церкви потому, что сам решил последовать её убеждениям Не Церковь навязывает мне свои убеждения – скорее, я присоединился к Церкви потому, что сам решил последовать её убеждениям. Церковь является «организованной» потому, что требует от меня ответственности жить в соответствии с выбором к ней принадлежать. Так что альтернативой «организованной религии» является не «неорганизованная религия», а отказ индивида ограничить свою личную независимость и подчиниться кому-то ещё. Отвержение организованной религии – это, по сути, не защита личной свободы, а отказ от ответственности перед кем бы то ни было. В литературе прошлых лет этот отказ официально называется «гордыня». Рейтинг: 9.8 Голосов: 141 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Теизм – всякая вера в бытие Единого всесовершенного Бога, обладающего разумом и волей, сотворившего мир и управляющего им.  Реза Аслан – американский публицист иранского происхождения. Относит себя к мусульманам, написал несколько сочинений с критическим взглядом на христианство. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алла 18 марта 2024, 19:53 Галина, с чего вы взяли, что в Китае преследуют христиан, да ещё и жестко? Там христиан по количеству не меньше, чем в России, кстати. Правда развиваются наиболее бурно протестантские течения, но тем не менее власти этому не мешают же. По крайней мере ничего общего с советской религиозной политикой, что ранней, что поздней (не считая Перестройки), не наблюдается. Галина И. 18 марта 2024, 12:26 НН, извините, но я не понимаю смысла ваших оппозиционных заявлений. Спорить ради спора? Платон и Гераклит? Вынуждена опять обратиться к уточнению понятий. Народные пословицы и поговорки образуются из метких выражений выдающихся общественных и политических деятелей, известных цитат из произведений худ. литературы, а особенно - из Библии. Не на пустом месте. Ваши политические симпатии- ваше личное дело. Все движется и меняется, в т.ч. и атеистические платформы компартий? Слава Богу, но сказали бы вы это лидерам КП Китая, Сев. Кореи и др. стран, жестоко преследующим сегодня христиан. Христос, Слово Божие и христианство не меняются. " Здесь терпение святых... Евангелие вечное " (Отк.14:6,12). Все.

http://pravoslavie.ru/159160.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010