под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики) ПОКАЯНИЕ/ОБРАЩЕНИЕ Бог призывает людей вступить в общение с Ним. А все люди грешны. Грешны они от рождения ( Пс 50, 7 ): по вине их прародителя вошел в мир ( Рим 5, 12 ), и с тех пор он обитает в самой глубине собственного «я» каждого из них (7, 20). Грешны они и по личной вине, ибо каждый из них, будучи «продан под власть греха» (7, 14 проч), добровольно принял это иго греховных страстей (ср 7, 5). Поэтому, чтобы ответить на Божий призыв, от них требуется, в самой исходной точке, обращение и затем, в течение всей жизни, покаянное самосознание. Вот почему обращение и покаяние занимают значительное место в библ. откр. Однако выражающая их терминология лишь медленно приобрела полноту своего смысла, по мере того как углублялось понятие греха. Нек–рые формулировки указывают на чка, сознательно ставящего себя в зависимость от Бога: «взыскать» Ягве ( Ам 5, 4 ; Ос 10, 12 ), «взыскать лица Его» ( Ос 5, 15 ; Пс 23, 6; 26, 8 ), «смириться пред Ним» ( 3Цар 21. 29 ; 4Цар 22, 19 ), «всем сердцем своим обратиться к Нему» ( 1Цар 7, 3 )… Наиболее же применяемое выражение – глагол шуб передает представление о перемене пути, возвращении, повороте назад. В религиозном контексте оно означает, что ч-к отвращается от зла и обращается к Богу. Этим определяется сущность О., неразрывно связанного с переменой поведения, с принятием нового направления во всем образе жизни. В позднейшую эпоху стали больше различать между внутренней стороной покаяния и внешними действиями, к к-рым оно побуждает. Поэтому и в греч. Библии употребляется совместно, с одной стороны, глагол πιστρφειν, в к-ром содержится мысль о возвращений к Богу, обуславливающем перемену практического поведения, и, с другой стороны, глагол μετανοιεν, к-рым имеется в виду внутренний переворот (μετνοια). Разбирая библ. тексты, необходимо учитывать оба эти аспекта, различные, но дополняющие друг друга. ВЗ 1 . Уже с древних времен известно, в свете учения о что связь общины с Богом может быть нарушена по вине людей, как грехами коллективными, так и личными, ответственность за к-рые в какой–то мере ложится на все общество. Оттого общественные бедствия и дают повод к осознанию совершенных прегрешений (Ис Нав 7 ; 1Цар 5–6 ). Правда, представление о грехе часто еще довольно элементарно: любое материальное несоблюдение какого–либо Божия требования достаточно, чтобы разгневать Ягве. Дабы восстановить связь с Ним и вновь обрести Его милость, община должна в первую очередь наказать тех, кто несет ответственность, вплоть до применения смертной казни ( Исх 32, 25–28 ; Числ 25, 7 слл; Ис Нав 7, 24 слл), если только не дается «выкуп» за виновного ( 1Цар 14, 36–45 ). Этот последний может даже сам предать себя Божией каре чтобы была пощажена община, к к-рой он принадлежит ( 2Цар 24, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики) ПЕЧАЛЬ В противоположность знаменующей и присутствие Божие, П. – горький плод отделяющего нас от Бога. Ее видимые причины бывают различны: означающее, что Бог скрыл Свое лицо ( Пс 12, 2 сл.), жена, приводящая в уныние своей сварливостью ( Сир 25. 22–25 ), плохо воспитанный сын (30, 9 сл.), ставший врагом (37, 2), собственное (22, 10 слл), лукавство сердца (36, 2), злословие окружающих ( Притч 25, 23 ). В Библии говорится не только о постоянных чка, обреченного «питаться хлебом слезным» ( Пс 79, 6 ) и не находящего утешителя ( Екк 4, 1 ); через всю необъятность ч-ких скорбей вскрывается грех как их подлинная причина и указывается средство исцеления, а именно милость Спасителя: П. – от греха, радость же – плод спасения ( Пс 50, 14 ). ВЗ 1 . Объяснение печали с точки зрения здравого смысла. – Откр, лишь постепенно приводит к такому пониманию сущности П.; оно принимало иногда и установку простого здравого смысла, близкую стоицизму, рекомендующую избегать П., подчеркивая, однако, что только Господень обеспечивает радость жизни ( Сир 1, 12 сл.). П. подавляет сердце ( Притч 12, 24 ), угнетает дух (15, 13), иссушает кости (17, 22), даже больше, чем болезнь (18, 14). Отсюда советы мудр.: «Не предавайся печали душею твоею» ( Сир 30, 22 ), «удаляй от себя печаль, убившую многих» (30, 24 сл.), а также и к-рая прежде времени приводит старость» (30, 24). Естественно следует «с сетующими сетовать» (7, 37; ср Притч 25, 20 ), но при потере любимого существа не надо скорбеть сверх меры: «утешься о нем по исходе души его» ( Сир 38, 16–23 ); утешает во многих огорчениях ( Притч 31, 6 сл.; Екк 9, 7; 10, 19 ); и если «концом радости бывает печаль» ( Притч 14, 13 ), то не забывай, что есть «время плакать и время смеяться» ( Екк 3, 4 ). Как ни прозаичны эти советы, они могут помочь обнаружить, что может быть неподлинного в П., они подготавливают к принятию более высокого откровения.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации " Оградиши нас кровом крилу невещественныя твоея славы " 8 апреля Русская Православная Церковь отмечает день Собора Архангела Гавриила. Архангел Гавриил По материалам статьи из т. X «Православной энциклопедии». Москва, 2005 г. В переводе с греч. Gabriel, Gabrielios - транслитерация евр. gabriel , «муж Божий или сила Божия». Один из архангелов, составляющих 8-й чин ангельских сил (см. статьи Ангелология, Архангел). Согласно Евангелию от Луки, архангел Гавриил возвестил о предстоящем рождении Иоанна Крестителя его отцу, священнику Захарии (Лк 1. 11-20), и о рождении Спасителя - Пресвятой Богородице (Лк 1. 26-38). Архангел Гавриил, как и архангел Михаил (Откр 12. 7), назван в Новом Завете по имени. Сам о себе он говорит: «Я Гавриил, предстоящий пред Богом» (Лк 1. 19). Евангелист Лука употребляет по отношению к Гавриилу выражение «Ангел Господень» (Лк 1. 11; Мф 1. 20 слл.; 2. 13; ср.: Лк 2. 9; Деян 5. 19; 8. 26; 12. 7), связывая тем самым благовестия Захарии и Деве Марии с ключевыми для ветхозаветной истории событиями (ср.: Быт 16. 7-14; 21. 17-18; Исх 3; Суд 6. 11-24; 13. 2-23; Иер 1. 4-10; см. ст. Ангел Господень). В Ветхом Завете Гавриил упоминается в Книге пророка Даниила как ангел эсхатологического откровения. Он послан к пророку, чтобы объяснить явление, относящееся к «концу определенного времени» (Дан 8. 16 слл.), и пророчествует о пришествии Мессии через «семьдесят седмин» (Дан 9. 20-27). Большая часть сведений о архангеле Гаврииле содержится в апокрифической литературе. В ангелологии эфиопской версии Еноха книги Гавриил - один из высших ангелов, его функции разнообразны: «Гавриил, один из святых ангелов, который поставлен над змеями, и над раем , и над херувимами» (1 Енох 20). Он предстоит перед престолом Божиим и возносит хвалу Господу славы. Его особая функция - молитва за живущих на земле: он «просит и молится за живущих на земле и умоляет во имя Господа духов» (Там же. 40; Ср. Тов 12. 15). В числе высших ангелов он возглавляет небесное воинство: «...и третий поставленный над всеми силами есть Гавриил» (Там же). Особая роль принадлежит Гавриилу в наказании падших ангелов. Сначала Бог посылает его уничтожить потомство непокорных ангелов, которые соединились с женами и породили исполинов (Там же. 10). Затем вместе с архангелами Михаилом, Рафаилом и Фануилом он карает самих падших ангелов, которые прельстили людей (Там же. 54).

http://sedmitza.ru/text/656443.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Арх. Гавриил. Мозаика Сант-Аполлинаре ин-Классе в Равенне. Ок. 549 г. Согласно Евангелию от Луки, Г. возвестил о предстоящем рождении Иоанна Крестителя его отцу, свящ. Захарии (Лк 1. 11-20), и о рождении Спасителя - Пресв. Богородице (Лк 1. 26-38). Г., как и арх. Михаил (Откр 12. 7), назван в НЗ по имени. Сам о себе он говорит: «Я Гавриил, предстоящий пред Богом» (Лк 1. 19). Евангелист Лука употребляет по отношению к Г. выражение «ангел Господень» (Лк 1. 11; Мф 1. 20 слл.; 2. 13; ср.: Лк 2. 9; Деян 5. 19; 8. 26; 12. 7), связывая тем самым благовестия Захарии и Деве Марии с ключевыми для ветхозаветной истории событиями (ср.: Быт 16. 7-14; 21. 17-18; Исх 3; Суд 6. 11-24; 13. 2-23; Иер 1. 4-10; см. ст. Ангел Господень ). В ВЗ Г. упоминается в Книге пророка Даниила как ангел эсхатологического откровения. Он послан к пророку, чтобы объяснить явление, относящееся к «концу определенного времени» (Дан 8. 16 слл.), и пророчествует о пришествии Мессии через «семьдесят седмин» (Дан 9. 20-27). Большая часть сведений о Г. содержится в апокрифической лит-ре. В ангелологии эфиоп. версии Еноха книги Г.- один из высших ангелов, его функции разнообразны: «Гавриил, один из святых ангелов, который поставлен над змеями, и над раем, и над херувимами» (1 Енох 20). Он предстоит перед престолом Божиим и возносит хвалу Господу славы. Его особая функция - молитва за живущих на земле: он «просит и молится за живущих на земле и умоляет во имя Господа духов» (Там же. 40; ср.: Тов 12. 15). В числе высших ангелов он возглавляет небесное воинство: «...и третий поставленный над всеми силами есть Гавриил» (Там же). Особая роль принадлежит Г. в наказании падших ангелов. Сначала Бог посылает его уничтожить потомство непокорных ангелов, к-рые соединились с женами и породили исполинов (Там же. 10). Затем вместе с архангелами Михаилом, Рафаилом и Фануилом он карает самих падших ангелов, к-рые прельстили людей (Там же. 54).

http://pravenc.ru/text/161233.html

под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики) ГОРОД, ГРАД Городская жизнь есть опыт общественной жизни в определенном типе цивилизации. Она представляет собою явление, входящее в кругозор библ. откр., то в плане оценочном, то в плане символическом. ВЗ 1 . От кочевнической жизни до городской. – Израиль сознавал, что городская жизнь восходит к временам, намного предшествующим еврейским патриархам: после противопоставления пастушеской жизни Авеля земледельческой жизни Каина ( Быт 4, 2 ), в кн. Бытия Каину приписывается основание первого Г., названного им по имени его сына Еноха (игра слов: Енох значит «посвящение» Быт 4, 17 ). Однако лишь после потопа наблюдается основание больших Г., вокруг к-рых организовались Месопотамские империи (10, 10 сл.). Предки жили на их территории (11, 31), но во времена патриархов пастушеская жизнь была существенно кочевой или полукочевой вокруг Г-ов Ханаана. Г., построенные порабощенными Евреями во время пребывания их в Египте, были, собственно говоря, Египетскими крепостями ( Исх 1, 11 ). Поколение Исхода возвратилось к традиционной кочевнической жизни в степи. Только после покорения Ханаана Израиль окончательно привык к земледельческой и городской жизни: он принял Г., дома и сады как дар Божий ( Втор 6, 10 сл.; Ис Нав 24, 13 ). Привязанность к древним кочевническим обычаям сохраняется лишь в некоторых выделившихся группах, выражающих т. обр. протест против развращающего влияния цивилизации (напр., Рехавиты, Иер 35, 6–10 , ср 2Цар 10, 15 слл). 2 . Двойственное значение городской цивилизации. – Как бы то ни было, этот новый образ жизни имеет в плане религиозном двойственное значение. Для крестьян Г является убежищем от разбойничьих набегов или нашествия вражеских войск; во многих Г. имелось место поклонения, к-рое после занятия их Евреями посвящалось Ягве; в особенности это относится к Иерусалиму, Г. ( Пс 121, 5 ) и столице политического могущества ( Ис 7, 8 ), но также и Г. великого ( Пс 48, 4 ; ср 46, 5), месту религиозных собраний колен Израилевых, знаменующему единство всего ( Пс 121, 3 слл). Однако эта городская цивилизация скоро была развращена грехами Ханаана ( Ам 3, 9 сл.; 5, 7–12; Ис 1, 21–23 ), подобно тому как цивилизация великих Г., напр., Ниневии и Вавилона, была развращена язычеством. Поэтому пророки предсказывали столицам и Г. Израиля ту же участь, что и Г. языческого мира ( Ам 6, 2 ; Мих 3, 12 ): разрушение, подобное разрушению Содома и Гоморры (ср Быт 19 ). Эти возвещения Божия относились также и к языческим Г.: такие же грозные предупреждения возглашались Тиру, Сидону, Вавилону.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики) ДОВЕРИЕ, УПОВАНИЕ Исполняя свои жизненные обязанности и встречаясь с различными опасностями, ч-к нуждается в опоре (евр батах), в убежище (евр хазах), чтобы не поддаться мучительному но устоять в Испытаниях и сохранить уверенность в достижении цели жизни. Для этого нужно знать, кому довериться. 1 . Доверие и вера в Бога. – Ответ на такой вопрос дан Самим Богом в Откр.: запрещая ч-ку вкушать от плодов дерева познания, Бог указывает, что для различения добра и зла следует доверяться только Ему одному ( Быт 2, 17 ). Верить в слово Божие – значит выбрать между двумя мудростями: довериться Премудрости Божией, а не своему разуму ( Притч 3, 5 ); это значит также довериться всемогуществу Создателя, ибо все на небе и на земле – Его творение ( Быт 1, 1 ; Пс 113, 11, 23 ); итак, ч-к нисколько не должен тварей – наоборот, он призван господствовать над ними ( Быт 1, 28 ). Но первые мужчина и женщина предпочли довериться твари и познали на опыте, что значит довериться обману ( Быт 3, 4 слл; Ин 8, 44 ; Откр 12, 9 ); оба они вкусили от плода своего суетного Д.; они стали испытывать страх перед Богом и друг перед другом; рождение детей женщиною и возделывание земли стали сопровождаться страданием; наконец, они на опыте познали смерть ( Быт 3, 7–10, 16–19 ). Несмотря на пример Авраама, доверившегося даже до готовности принести в жертву своего сына ( Быт 22, 8–14 ; Евр 11, 17 ), ибо он был уверен до конца в Провидении Божием, израильский народ не доверяет освободившему его Вседержителю и Его любви, усыновившей его не по заслугам ( Втор 32, 6, 10 слл); лишенный всякой земной опоры среди пустыни ( Исх 16, 3 ), Израиль жалеет о своем былом рабстве и ропщет. На протяжении всей своей истории он не хочет уповать на своего Бога ( Ис 30, 15; 50, 10 ) и предпочитает Ему идолов, «ложь» ( Иер 13, 25 ) и «пустоту» ( Ис 59, 4 ; ср Пс 113, 12 ), к-рых разоблачают пророки. Мудрые утверждают также, что тщетны все надежды на богатство ( Притч 1, 28 ; Пс 48, 7 слл), на силу ( Пс 62, 11 ), на князей ( Пс 117, 8 слл; 145, 3); безумен ч-к, доверившийся собственному рассудку ( Притч 28, 26 ). Одним словом «проклят человек, который надеется на человека… Благословен, который надеется на Господа» ( Иер 17, 5–7 ). Вытекающие из этого принципа требования окончательно выявляет Иисус: Он напоминает, что необходимо сделать начальный выбор, – отказаться от всякого другого господина, кроме того, Чье могущество, премудрость и отцовская любовь заслуживают абсолютного Д. ( Мф 6, 24–34 ); вместо того, чтобы полагаться на собственную правду ( Лк 18, 9, 14 ), надо искать правду Царства ( Мф 5, 20; 6, 33 ), к-рая исходит от одного Бога и доступна только вере ( Флп 3, 4–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики) МАННА М. – это пища, к-рую Бог дал Израилю во время странствования по пустыне (Ис Нав 5, 12 ); важно не определение природы М., а понимание ее символического смысла; истолкование этого названия – «Что это?» (евр. – ман ху: Исх 16, 15 ) – подчеркивает ее таинственность: и действительно, Бог, давая Своему народу возможность просуществовать, вместе с тем имел в виду его испытать (16, 4, 28). Этот чудесный дар вызвал в предании многочисленные комментарии, о к-рых свидетельствуют повествования Пятикнижия ( Исх 16 ; Числ 11, 4–9 ), псалмы и кн. Прем. Сол. (16, 20–29); М. т. обр. подготовила откр. об истинном хлебе с неба, возвещением и прообразом к-рого она была ( Ин 6, 31 сл.). 1 . Манна и испытание в пустыне. – Находясь в пустыне в трудном положении, маловерный народ предъявляет Богу требование действовать: «Есть ли Ягве среди нас, или нет?» ( Исх 17, 7 ); Бог ему отвечает явлением Своей славы, и затем – дарованием манны (16, 7, 10 слл). С другой стороны, манна – это испытание, к-рому Бог подвергает Свой народ, чтобы его «Признаете ли вы, что Я – Бог ваш, и будете ли поступать по закону Моему?» (ср 16, 4, 28). Даруя Израилю это средство просуществовать, Бог указывает ему на Свое действенное (16, 12); и это знамение настолько выразительно, что память о нем Израиль должен хранить, ставя в Завета, рядом со скрижалями Закона, сосуд с манной (16, 32 слл; ср 25, 21; Евр 9, 4 ). Однако любое знамение требует ответа; дарование М. сопровождается предписаниями, к-рые должны испытать веру Израиля в Того, Кто ее дарует: собирать ее следует изо дня в день, ничего не сберегая на завтра, за исключением кануна когда сбор должен производиться на два дня для соблюдения субботнего т. обр., отношение народа к М. служит как бы пробным камнем, чтобы показать, ли он Богу, ли на Его слово ( Исх 16, 16–30 ). Но и более того: лепешки из вареной М. имеют всегда один и тот же вкус, хотя он и не противен ( Числ 11, 8 ). Израилю М. приелась, и он роптал, отказываясь понять испытание вместе с заключенным в нем уроком: вместо того чтобы рассчитывать на разную пищу земную (11, 4 слл), ч-к прежде всего должен искать поддержки в той, к-рая дается с неба, в символизируемой М-ю таинственной пище – Божием ( Втор 8, 2 сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

ВЗ Повествования о сотворении мира, хотя само слово любовь не встречается в них ( Быт 1; 2–3 ), дают первое откровение о Л. Божией, говоря о благости, проявленной Богом к Адаму и Еве. Бог желает дать им полноту но этот дар предполагает с их стороны свободное единение с Его Бог начинает этот диалог Л. заповедью. Но Адам захотел силой овладеть тем, что предназначалось ему в качестве дара: он согрешил. Тогда тайна благости углубляется, переходя в выраженное к грешнику в спасения; итак, узы Л. между Богом и ч-ком постепенно восстанавливаются. История пребывания в раю и изгнания из него представляет как бы краткое предвестие всей свящ. истории. 1 . Друзья и наперсники Божии. – Призывая избранного среди язычников (Ис Нав 24, 2 сл.), стать Его другом ( Ис 41, 8 ), Бог выражает Свою Л. в форме Авраам становится доверенным Его тайных намерений ( Быт 18, 17 ). Объясняется это тем, что Авраам ответил требованиям Божией Л.: следуя призыву Божию, он покинул свое отечество (12, 1); и он должен дальше проникнуть в тайну Божия, к-рый есть Л.: ему повелевается принести в жертву своего единственного сына, а значит и свою Л.: «Возьми сына твоего, к-рого ты любишь» ( Быт 22, 2 ). не подвергся этому испытанию: перед ним не стоял вопрос о принесении в жертву своего сына; но зато стояло под вопросом существование всего народа вследствие конфликта между святостью Божией и грехом. Душа его как бы раздирается между Богом, пославшим его, и народом, к-рый он представляет ( Исх 32, 9–13 ). Он остается верным, ибо с момента призвания (3, 4) и до самой смерти он неустанно идет по пути все большей близости с Богом, беседуя с Ним «как с (33, 11); ему открылась безмерная Божия – такая Л., к-рая, ни в чем не поступаясь своей есть (34, 6 сл.). 2 . Откровение пророков. – тоже наперсники Божии ( Ам 3, 7 ), возлюбленные Богом по избранию, «взятые в удел» ( Ам 7, 15 ; ср 1Петр 2, 9 ) в силу этого избрания, к-рое иногда даже раздирает их душу (Мер 20, 7 слл), но и преисполняет ее радостью (20, 11 слл): – свидетели Л. и Ягве ( Ам 3, 2 ). Осия, затем Иеремия и Иезекииль приносят откр. о том, что Бог – Израиля, хотя Израиль постоянно неверен и платит только неблагодарностью и изменой за эту сильнейшую и ревностную Древность) Л. Но Л., даже отвергнутая, сильнее греха ( Ос 11, 8 ); она и дает Израилю способное любить (2, 21 сл.; Иер 31, 3, 20, 22 ; Иез 16, 60–63; 36, 26 сл.). Другие образы, как, напр., ( Иез 34 ) или ( Ис 5 ; Иез 17, 6–10 ), выражают ту же ревность Божией любви и ту же драму.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

1 . Как отец воспитывает ребенка – так характеризует Втор поведение Бога, освобождающего и собирающего Свой народ. «И знай в сердце своем, Бог твой учит тебя, как ч-к учит сына своего» ( Втор 8, 5 ). Проповедник является преемником пророков. Уже Осия говорил: «Когда Израиль был юн, Я любил его… Я сам приучал Ефрема ходить, носил его на руках Своих… Узами ч-скими влек Я их, узами любви… И ласково подкладывал пищу им» ( Ос 11, 1–4 ). Такая любовь проявляется в В. ребенка, найденного при дороге, по аллегории Иезекииля ( Иез 16 ). Все это – логический и образный вывод из основного откр.: «Так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой» ( Исх 4, 22 ). Чтобы понять, что кроется за этими словами, нужно знать соц. культур. условия В. детей в Израиле. Для него характерны два аспекта: цель его – а главное средство – Учитель должен учить своего мудрости, разуму и «дисциплине» ( Притч 23, 23 ), причем последнее обозначает сам плод В-ния: это правила благоразумия (1, 3), умение вести себя в жизни, к-рое следует усвоить и применять (4, 13; ср 5, 23; 10, 17); чтобы преуспеть в жизни нужно приложить сердце свое к «разумлению» (23, 12 сл.; ср Сир 21, 21 ). Родители и учителя имеют законную над детьми ( Исх 20, 12 ): нужно отца и матери ( Притч 23, 22 ) во избежание строгого наказания (30, 17; Втор 21, 18–21 ). В. – нелегкое искусство, ибо «глупость привязалась к сердцу юношей» ( Притч 22, 15 ), общество развращено и влечет ко злу (1, 10 слл; 5, 7–14; 6, 20–35), так что у родителей много ( Сир 22, 3–6; 42, 9 слл). Вот почему необходимы порицания, а еще более розга, потому что она не требует, как первые, особых условий: «наказание и учение мудрости прилично всякому времени» ( Сир 22, 6; 30, 1–13 ; Притч 23, 13 сл.). Таков основной опыт, помогающий понять воспитательный метод Ягве. 2 . Воспитание Израиля Ягве отражает оба момента В. в семье: обучение мудрости и наказание, применяя их соответственно совершенным грехам. а) «Уроки Ягве» Своему народу – это совершенные в Египте, чудеса в пустыне – все великое дело Освобождения ( Втор 11, 2–7 ); Израиль должен размышлять над перенесенными им Испытаниями во время странствования по он испытал чтобы понять, что «не одним хлебом живет ч-к, но всяким словом, исходящим из уст Ягве»; через опыт повседневной зависимости Израиль познал заботу Ягве, Отца своего: его не ветшала на нем и нога его не пухла в течение этих сорока лет ( Втор 8, 2–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

2 . Земля – удел чка. – Бог извлек и воздвиг чка из З., вдохнув в него дыхание жизни, дабы доверить ему эту 3. и сделать его ее хозяином: ч-к должен владычествовать над 3. ( Быт 1, 28 сл.); она – как бы сад, управляющим к-рого он поставлен (2, 8, 15; Сир 17, 1–4 ). Так устанавливается между ними некое взаимодействие, столь многочисленные отзвуки к-рого сохраняются в Писании. С одной стороны, ч-к своим накладывает на 3. свой отпечаток. Но с другой стороны, 3. представляет собою жизненную реальность, в какой–то мере формирующую его психологию. Ч-ское мышление и язык беспрестанно прибегают к образам, заимствованным от 3.: себе в правду, и милость… Вы возделывали нечестие» ( Ос 10, 12 сл.). Исаия в притче о земледельце (28, 23 …) исходит из законов обработки 3., чтобы объяснить испытания, необходимые для сверхприродной плодотворности, тогда как псалмопевец сравнивает свою, охваченную тревогой, душу с 3., жаждущей Бога ( Пс 62, 2; 142, 6 ). 3 . Земля проклята вследствие греха. – Если связь между ч-ком и 3. так тесна, то откуда же происходит между ним и неблагодарной природой вражда, в существовании к-рой все поколения поочередно убеждаются на опыте? 3. перестала быть для чка Вследствие некого таинственного испытания исказил их связь… Конечно, 3. остается и поныне под управлением законов, промыслительно установленных Богом вначале ( Быт 8, 22 ), и этот мировой порядок свидетельствует о Творце ( Рим 1, 19 сл.; Деян 14, 17 ). Но грех навлек на 3. подлинное в силу к-рого она производит «терние и волчцы» ( Быт 3, 17 сл.). Она – место Испытания, где ч-к до тех пор, пока не возвратится в прах, из к-рого он был взят (3, 19; Прем 15, 8 ). Так продолжает сказываться солидарность чка с 3. в положительном и отрицательном смыслах. Связанная с ч-ком в силу его происхождения, 3. сохраняет свою роль в библ. откр.: она по–своему остается в центре истории спасения. 1 . Опыт патриархов. – Между чужой и опасной 3., из к-рой Бог выводит Авраама ( Быт 11, 31–12, 1 ), и 3. соблазнительной и местом порабощения, откуда Бог выведет его потомство ( Исх 13, 9 …), патриархи находят в Ханаане местопребывание, к-рое и для их потомства останется 3. обетованной, «где течет молоко и мед» ( Исх 3, 8 ). Эту 3. Бог обещает Аврааму ( Быт 12, 7 ). Вслед за ним предки Израиля странствуют по ней, прежде чем она станет их Наследием ( Быт 17, 8 ). Пока еще они в ней только временно в ней проживающие: лишь потребность найти пастбища руководит ими. Но они находят в ней и нечто большее, чем пастбища и колодцы: место, где им является живой. Дубы ( Быт 18 ), колодцы (26, 15 слл; ср 21, 3 сл.), воздвигнутые Ему (12, 7), становятся Свидетелями, хранящими память об этих явлениях. Нек–рые из этих мест носят Его имя: Вефиль – Божий» (28, 17 слл), Пенуэл – Божие» (32, 31). Авраам начинает юридическое владение участком обетованной 3. с пещеры Махпелы (23); Исаак, Иаков и Иосиф выражают желание найти в ней свое последнее упокоение, превращая т. обр. Ханаан в свое

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010