Очевидно, что учение Н., хотя они и не названы по имени, представлено и в послании к Фиатирской Церкви, где они обозначены через образ лжепророчицы Иезавели, чье имя указывает на финик. царицу Израиля, к-рая склоняла своего мужа Ахава к идолослужению (3 Цар 16. 31; 4 Цар 9. 22). Большинство исследователей полагают, что в Откр 2. 20 речь идет о той же ереси, что и в Откр 2. 14 ( Aune. 1997. P. 148). Правда, в случае с последователями Иезавели эти грехи перечислены в др. порядке, поэтому возможно, что в Пергаме идолослужение было большей проблемой, в то время как в Фиатире - безнравственность ( R ä is ä nen. 1995. S. 1616). Иезавель собрала большую группу приверженцев, к-рых она вводила в заблуждение пророчеством и обольщением (Откр 2. 20-23). Из послания становится очевидно, что Церковь Фиатиры, не уделив должного внимания призыву к покаянию, оказалась глубже поражена еретическим учением этого движения, к-рое получило наименование «глубины сатанинские» (Откр 2. 21, 24). Последнее выражение может указывать на наличие в их среде некоего тайного знания, а также служить риторическим приемом в обличительной полемике (ср.: Откр 2. 9; 3. 9). Иезавели и ее сторонниками предсказываются страшные мучения, бедствия и полное истребление, спасение будет даровано только тому, кто останется чист от этого заблуждения (Откр 2. 20-25). Мн. авторы усматривают влияние движения Н. и на др. Церкви, в послании к которым они не названы. Так, напр., обращение к Сардийской церкви по своей структуре и ключевым терминам сходно с посланием к Церкви Эфеса, где обличаются Н. (ср.: Откр 2. 2-4 и 3. 1; 2. 5а и 3. 3b; 2. 5b и 3. 3; 2. 6 и 3. 4), а обвинения в неподобающем поведении членов этих общин носят сходный характер ( R ä is ä nen. 1995. S. 1607; Janzon. 1956. P. 83). Можно предположить, что еретические движения в Церквах Эфеса, Пергама и Фиатиры были по сущности сходны, а Н. взяли под контроль существенную часть жизни этих общин. По мнению мн. авторов, термин πορνεσαι - «блудить, любодействовать» (Откр 2.

http://pravenc.ru/text/2565632.html

Часть из них отражена в Священном Писании, часть в других источниках, признаваемых Церковью. Среди этих положений можно выделить следующие. После смерти каждого человека ждет частный суд : «человекам положено однажды умереть, а потом суд» ( Евр.9:27 )). После смерти души умерших людей пребывают в состоянии радости или мучительной скорби; радость испытывают те, кто удостаивается Царства Небесного, скорбь, мучения – те, кто по определению Частного суда оказываются в аду ( Прем.3:1 ; Откр.4:4 ; Откр.6:9 ; Откр.14:13 ); Сир.7:8-19 ; Сир.21:10-11 ; Мк.9:44 ; Ин.8:21 ; и пр. При этом души грешников не испытывают «совершенного» мучения, а души праведников – «совершенного» блаженства. «Полноту» радости праведники будут испытывать после всеобщего воскресения мертвых и Страшного суда, равно как грешники, которые будут осуждены на Страшном суде на пребывание в аду (18-чл. Послания Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере). Степени блаженства праведников, унаследовавших Царство Небесное, различны, соответствуют степени их духовно-нравственного совершенства, святости; степени мучения грешников, пребывающих в аду, также различны, соответствуют уровню их греховности ( Ин.14:2 ; Мф.5:22-23 ). За 3,5 года до Пришествия Христа произойдёт воцарение антихриста – мирового диктатора, пришествие которого «по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения» ( 2Фес.2:9-10 ). Три с половиною года – время, на протяжении которого будет царствовать антихрист ( Откр.13:5 ). «Господь Иисус убьет (его – ред.) духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» ( 2Фес.2:8 ). Во времена царствования антихриста Церковь Христова будет гонима ( Откр.12:1-6 ). Второе Пришествие Господа Иисуса Христа состоится через 3,5 года после времени воцарения антихриста. В отличие от первого Пришествия, Его второе Пришествие будет Славным: «как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» ( Мф.24:27 ).

http://azbyka.ru/esxatologiya

В синоптических Евангелиях «великой скорби» (Мф 24. 21), предреченной Христом как преддверие пришествия Сына Человеческого во славе, сопутствует и появление «лжехристов», соблазняющих и вовлекающих людей в отступничество (Мф 24. 24; Мк 13. 5-7, 21-22); и знаком этого испытания является «мерзость запустения», водворяющаяся на святом месте (Мк 13. 14).Откровение ап. Иоанна Богослова дает подобную же эсхатологическую картину, представляя 2 символических чудовищных зверей. 1-й хулит Бога, заставляет поклоняться себе и преследует истинных верующих (Откр 13. 1-10). 2-й зверь по внешнему виду подобен апокалиптическому Агнцу (т. е. Христу) («два рога, подобные агничьим» (Откр 13. 11); «...во всем обольститель желает уподобиться Сыну Божию... Явился Спаситель как Агнец; подобным же образом и тот покажется как агнец, хотя внутри будет волком» - Hipp. De Christ. et Antichrist. 6), совершает ложные чудеса и соблазняет людей, чтобы привести их к поклонению 1-му зверю (Откр 13. 11-18). Так исполняется на земле дело сатаны, древнего дракона, передавшего свою власть 1-му зверю (Откр 13. 2). Учение об А. таинственно. Оно может быть понято лишь в связи с вековой бранью, к-рую Бог ведет против сатаны и его земных последователей. Те же пытаются путем гонений и религ. обольщения привести спасительный замысел к неудаче. Уже в ВЗ существовали определенные указания на «последнее время», в к-рое будет вестись битва Ягве со змеем (ср.: Ис 27. 1). Святоотеческая традиция видит ясное свидетельство о пришествии А. в ряде пророческих книг Свящ. Писания ВЗ: Книгах пророков Исаии, Иезекииля, Даниила. Это свидетельство не аллегория: в историческом плане сатана действует в мире через посредство человеческих сил. Враги народа Божия являются противниками Самого Бога, когда они противостоят замыслу Его Провидения. Так обстоит дело с Египтом во время Исхода; таковы властители Ассура и Вавилона, угнетающие Израиль и поклоняющиеся ложным богам, духовное владычество к-рых они стараются распространить на земле; наконец, таковы и языческие цари, побуждаемые безудержно кощунственной гордыней равняться с Богом (Ис 14. 13-14; Иез 28. 2 слл.). В истории Израиля раскрывается постоянная вражда между Богом и противниками Его вплоть до последней решающей брани, когда Гог, «князь Роша, Мешеха и Фувала», будет побежден навеки (Иез 38-39). Действия сир. царя Антиоха IV Епифана , врага Израиля и гонителя тех, кто истинно поклоняется Богу, пророчески отображаются в Книге пророка Даниила: он - тот нечестивый, к-рый притязает занять место Бога (Дан 11. 36) и водворяет на святом месте «мерзость запустения» (9. 27); он также - одиннадцатый рог, вырастающий у 4-го зверя, обладающего сатанинским ликом (7. 8); оттого суд над ним и его уничтожение предваряют установление Царства Божия (7. 11-27; ср.: 11. 40-12. 2).

http://pravenc.ru/text/115828.html

Лк.21:20 .  Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: Лк.21:21 .  тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, Лк.21:22 .  потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное. Лк.21:23 .  Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: Лк.21:24 .  и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников. О разрушении Иерусалима евангелист Лука говорит, в общем, согласно с Марком ( Мк.13:14 и сл.), но есть здесь и некоторые особенности. «Иерусалим, окруженный войсками» (стих 20). Некоторые (у нас – еп. Михаил) полагают, что евангелист Лука здесь объясняет, что такое «мерзость запустения», о которой говорит Марк (и Матфей). Но такое толкование ни на чем не основано. Окружение города войсками не есть еще «запустение» его... «Находящиеся в Иудее» (стих 21). Это относится к ученикам Христовым, как видно из 20 стиха ( «увидите» – «знайте»). Возможность бежать из города, следовательно, еще представится, несмотря на то что город будет окружен (стих 20). «Да исполнится все написанное» (стих 22). Тут подразумеваются многочисленные пророчества о погибели Иерусалима, в том числе и пророчество Даниила о 70 седминах ( Дан.9:26–27 ). «От острия меча» (стих 24) – точнее: «от уст меча» ( στματι μαχαρας). Меч изображен как кусающий зверь (ср. Быт.34:26 ; Втор.13:15 ). Согласно Иосифу Флавию, при осаде и взятии Иерусалима погибло около миллиона иудеев. «Отведутся в плен». В плен было уведено – большей частью в Египет и другие провинции – 97 тысяч. «Иерусалим будет попираем язычниками». Город здесь изображается как личность, с которой язычники будут обходиться с крайним презрением (ср. Ис.10:6 ; Откр.11:2 ). «Доколе не окончатся времена язычников», т.е. до тех пор, пока не пройдет период времени, назначенный язычникам для совершения приговора Божия о народе иудейском (св. Иоанн Златоуст ). Окончиться эти «времена» ( καιρο) должны ко второму пришествию Христа (ср. стихи 25–27), которое должно наступить еще при жизни слушателей этой речи (стих 28: «поднимите головы»). Поэтому здесь не может быть речи о долгих сроках и, следовательно, тут нет пророчества о падении язычества при Константине Великом и тем более об обращении «полного числа язычников» ( Рим.11:25 ) ко Христу. Понятно, что под пришествием Христа здесь нужно будет понимать не пришествие Его перед концом мира, а пришествие Его в Святом Духе или же считать речь о втором пришествии сказанной в духе ветхозаветных пророчеств (см. комментарии к Мф.24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Вознесение Господне как одна из тайн домостроительства спасения превосходит чувственный опыт и не ограничивается только событием ухода воскресшего Христа на небо. В Новом Завете имеется целый ряд указаний на прославление воскресшего Иисуса Христа или Его превознесенное положение на небесах (одесную Бога), которое тесно связано или является следствием Его Воскресения и Вознесения: о вхождении во славу говорится в Лк. 24: 26; Деян. 5: 31; Еф. 4: 8–10; Флп. 2: 6–11; Откр. 3: 21; 12: 5; о прославлении после Воскресения – в 1 Пет. 1: 21; о седении одесную Бога – в Рим. 8: 34; Еф. 1: 20; 2: 5–6; Кол. 3: 1. Нередко данные свидетельства представляют собой цитаты из Ветхого Завета – либо прямые, либо аллюзивные. Так, Сам Спаситель еще прежде крестных страданий, толкуя псалом 109, говорит о Своем седении одесную Бога (см.: Мк. 12: 35–37; 14: 62). В Откр. 3: 21 совосседание Христа с Отцом представлено как результат Его победы, а в Послании к евреям Вознесение, вхождение в небесное святилище и нахождение одесную Бога мыслятся в контексте первосвященнического служения Христа (см.: Евр. 4: 14; 6: 20; 7: 26 и проч.). Предсказания о пришествии, или возвращении с небес, Сына Человеческого подразумевают предшествующее Вознесение, или восхождение на небеса (см.: Мф. 16: 27; 24: 30; 26: 64; Мк. 8: 38; 13: 26; Лк. 21: 27). Возвращение Христа к Отцу Небесному обычно предстает в теснейшем единстве с Его пришествием в мир (ср.: Ин 3: 13; 13: 1–3: 16: 5, 28 и Ин. 3: 17, 31; 6: 38; 8: 23; 13: 3; 16: 28). О нисхождении и восхождении Христа говорится в Еф. 4: 8–10 и 1 Пет. 3: 18–22 (ср.: Пс. 67: 19 и 138: 8). Таким образом, становится несомненным, что в Вознесении Своем Сын Божий прославляется наиболее полно и величественно. Последнее обстоятельство, в свою очередь, объясняет, почему Вознесение с древнейших времен было прочно укоренено в системе богословского знания. Уже в вероисповедных формулах I–II веков о Вознесении Господнем говорится как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа.

http://pravoslavie.ru/30582.html

В скорбях и искушениях мы призваны сохранять спокойствие и бесстрашие, ибо нам даны великие и славные обетования о победе над злом. Нам ли унывать и отчаиваться! Мы составляем Церковь Христову, которую, по неложному слову Господа, не смогут одолеть даже врата ада (Мф. 16:18), и о нас свидетельствует Божественное Откровение, предрекая, что «отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:3-4). Молитвенно желаю всем вам, Преосвященные собратья архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, силы духа и твердости в вере, мира и неоскудевающей радости о Поправшем смерть Господе. Проникаясь светом Воскресения Христова и приобщаясь тайне пасхального чуда, поделимся же нашей торжествующей радостью с ближними и дальними, всем свидетельствуя о Восставшем из гроба Спасителе. Пусть во все дни жизни нас неизменно согревают и утешают, даруют подлинную радость бытия и вдохновляют на добрые дела пламенные слова пасхального благовестия: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС! +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Москва Пасха Христова 2015 г од 11 апреля 2015 г. скрыть способы оплаты Комментарии Fr.deacon Nikolai Lenkov 24 апреля 2015, 22:22 XPNCTOC BOCKPECE!!! GOD BLESS YOU ALL! deac. nNICOLA LENKOV SACRAMENTO CALIFORNIA USA Анна 22 апреля 2015, 16:44 С ПРАЗДНИКОМ! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ксения 18 апреля 2015, 22:33 Христос Воскресе и радуется вся земля! У нас всю неделю безе перерыва солнышко и все цветы в нашем саду распустились, следом завело дерево! Красота, кусочек рая на земле. алексей 15 апреля 2015, 10:22 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Nikolay Golubinskiy 13 апреля 2015, 22:31 Во Истину воскресе! Иван Московенко 13 апреля 2015, 21:32 Христос Воскресе!Воистину Воскресе! Ксения 13 апреля 2015, 10:02 ХРИСТОС АНЕСТЭ! Сергей Кизнер 12 апреля 2015, 22:33 ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ! Maxim Nazarovsky 12 апреля 2015, 18:49 ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС ! Наталья 12 апреля 2015, 18:40 Христос Воскресе!!! Всех со Светлой Пасхой!

http://pravoslavie.ru/78625.html

Перевод Сергея Аверинцева В то время 21 Иисус удалился в пределы Тира и Сидона. 22 И вот некая хананеянка, жительница тех мест, возопила: «Смилуйся надо мной, Господи, Сын Давида! Моя дочь тяжко одержима бесом!» 23 Он же не ответил ей ни единого слова. И ученики Его, приблизясь, стали просить Его: «Отпусти ее, а то она идет за нами и вопит». 24 А Он сказал им в ответ: «Я не послан ни к кому, кроме как к потерянным овцам Дома Израилева». 25 Но она, подойдя, кланялась Ему в ноги и говорила: «Господи! Помоги мне». 26 Он же сказал в ответ: «Не хорошо отнять хлеб у детей и кинуть его щенятам». 27 А она сказала: «Да, Господи! Но ведь и щенята едят крохи, что падают со стола хозяев их». 28 Тогда сказал ей в ответ Иисус: «О женщина! Велика твоя вера. Да будет тебе то, чего хочешь!» И здравой была дочь ее с того самого часа. «Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг», - так завершает свое Евангелие св. Иоанн (21, 25). Новозаветные книги изначально представляли собой форму свитка, максимальная длина которого из практических соображений не превышала 10 метров. Казалось бы, это чисто техническая деталь, но она помогает нам воспринять слова св. Иоанна в несколько ином свете: мы начинаем понимать, какую сложную задачу должны были решить евангелисты, чтобы вместить в это ограниченное писчее пространство все «с самого начала» (Лк. 1, 2) о «происшедшем с Иисусом Назарянином» (Лк. 24, 18-19). Итак, Евангелия являются плодом «тщательного исследования всего сначала» (Лк. 1, 3), что делает их содержание самодостаточным и каждой из книг придает уникальный характер. Повествовательная нить Евангелий предполагает, что только в таком объеме учение и служение Христа представлено полно и адекватно в главных своих положениях. Это подтверждают и слова: «...даже если бы Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы…, да будет анафема» (Гал. 1, 9; ср. Откр. 22, 19). Но это не единственная, пусть даже очень весомая, причина, по которой следует обратить внимание на исцеление Иисусом дочери Хананеянки. Любое взятое наугад чудо не только знаменует присутствие Царства Божия в служении Христа Спасителя, но и затрагивает главный нерв Евангелия - тему веры и неверия. С особой остротой и драматичностью она звучит у Матфея в тех случаях, когда лицом к лицу с Иисусом оказываются язычники. Показанная ими вера велика (15, 28) и приводит в удивление самого Иисуса (8, 10), потому что Израиль не явил веры, достойной своего избранничества и призвания.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/9/22...

Мы призываем всех – власть имущих и простых граждан – вспомнить о наступающем Великом Посте. Призываем словами евангельскими: Покайтесь, ибо приблизилось Царство небесное! (Мф. 4, 17) Покайтесь, время близ есть! (Откр. 22, 10) Воздержание требуется не только в пище и питии, но прежде всего в греховных мыслях и страстях. Искреннее обращение к Богу спасет мир от братоубийства, откроет пути для мирных решений всех возникающих вопросов. Памятуя слова великого князя, святого Александра Невского – «не в силе Бог, но в правде!» – призываем всех верующих усугубить молитвы «о мире всего мира», о страждущих, об обращении и спасении душ человеческих. Господь да вразумит и помилует всех нас! Мюнхен – Лондон 22 февраля 2022 г. + Марк, митрополит Берлинский и Германский + Ириней, епископ Лондонский и Западно-Европейский + Александр, епископ Вевейский + Иов, епископ Штутгартский скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Павел 5 марта 2022, 22:25 Согласен с Юрием Георгиевым. Александр 3 марта 2022, 12:42 Слава Богу! Выскажу мнение человека из области, где ведут боевые действия войска соседнего государства. Люди на Руси одинаково грешные. И в РФ и в Украине. По личному опыту знаю. Жил и работал там и там. О чужих преступлениях можно говорить до самой смерти. Но зачем? Кому это помогает? Святые Борис и Глеб не говорили о преступлениях брата. Но народ свой сохранили от кровопролития и в рай попали. Личное покаяние каждого человека могло бы спасти ситуацию. Прошу молитв святому Иоанну Предтече о мне грешном. Влад 2 марта 2022, 11:10 И. 2 марта 2022, 03:24 " если бы они происходили регулярно, то та " заинтересованная сторона " говорила бы о нихних " . Конечно при обстрелах проводимых " ополченцами " так же гибли мирные жители Донбасса. Или вы думаете что у них какие-то особенные снаряды? И СМИ об этом писали, информации было не мало. Просто не все хотели это замечать. И. 2 марта 2022, 04:25 Влад 1 марта 2022, 21:10 " ...с чего бы это представителям Церкви в Европе ТОГДА было писать какие-то призывы? " Может быть с того, что война всегда война, невзирая на то, участвует или нет в ней Россия, кто и что признает или не признает на политической арене. И Европу всю давно пора призвать к покаянию, ей бы болезной со своими грехами разобраться. Она давно стремительно катится по пути, который " может и душу и тело погубить в геенне " .

http://pravoslavie.ru/144710.html

Смерть, как орудие возмездия Божия, проявляет себя через болезни, боли, гонения, одиночество, нужду, страх, богооставленность и угрожает жизни как отдельного индивидуума, так и целого общества людей (ср. Пс. 6, 5-9; Пс. 21, 12-22; Пс. 29, 2-4; Пс. 37; 59, 3-5; 78, 1-5). Пророки дерзновенно могли объявить целый город или целую страну повергнутыми в прах, хотя в момент пророчества эти места были процветающими, и им, казалось, ничто не угрожало. Такое пророчество Исаия изрекает о Сионе (Ис. 1, 21–23), а пророк Амос – о доме Израилевом (Ам. 5, 1–2) . 1.3. Смерть в Ветхом Завете связана с преисподней или шеолом, который находится в недрах земли и является общей могилой всего человечества. Сойти в шеол или быть погребенным означало стать жертвой могущественной силы смерти. И хотя с шеолом связывалась идея о жизни после смерти, существование в этом царстве теней было безысходным, поскольку смерть является результатом греха и наказанием за грех (Быт. 2-3; Прем. 1 13-16; 2, 22-24) . Однако во времена Маккавеев в связи с борьбой с иноземным порабощением отношение к смерти меняется, и в первой книге Маккавеев впервые в Ветхом Завете смерть героизируется (1 Мак. 13, 25 -30). С этого времени постепенно развивается идея ожидания воскресения умерших, высказанная уже в книге пророка Даниила (Дан. 12-13; Ср. 2 Мак. 7, 9, 14). Она подхватывается затем в еврейской апокалиптике, письменности мудрых Израиля (Сир. 15, 6; Прем. 2, 23) и в сочинениях книжников, близких к фарисейской партии (Деян. 23, 8) .   2. Смерть в Новом Завете 2.1. В Новом Завете смерть человека рассматривается через призму крестной смерти и Воскресения Иисуса Христа. Бессмертие принадлежит только Богу (1 Тим. 6, 16), и люди, естественно, боятся смерти (Мф. 4,16; Евр. 2, 15). Но поскольку Бог является животворящим источником всякой жизни (Рим. 4, 17), то смерть могла появиться только в результате отрешения человека от Бога, что и произошло с Адамом (Рим. 5, 15, 17- 18; 1 Кор. 15, 22) и что повторяется в жизни всех людей (Рим. 6, 23; Евр. 9, 27). Таким образом, смерть овладевает человеком не только в конце его телесной жизни, но господствует в нем всю его жизнь. Это так называемое плотское мудрование, нравственная, или духовная, смерть (Рим. 8, 6; 1 Ин. 3, 14), ибо грех, порождающий смерть и являющийся её жалом, живет в человеке вопреки Божественному закону (Рим. 7, 9; 1 Кор. 15, 56; Иак. 1, 15). Потому диавол, от которого грех, называется в Писании имеющим державу смерти (Евр. 2, 14), а сама смерть считается демонической силой (1 Кор. 15, 26-27; Откр. 6, 8; 20, 13-14).

http://bogoslov.ru/article/2698699

В связи с этим библейские аналогии накладываются и на первых христианских правителей Руси: равноапостольный князь Владимир Великий уподобляется царю Давиду, а благоверный князь Ярослав Мудрый — премудрому Соломону . Само пространство Киева организуется как градостроительная икона Иерусалима: в его центре стоит храм Премудрости Божией — Святая София, к которой ведут Золотые Ворота. Символически они изображают те ворота, через которые Христос входил в Иерусалим. Но в «Слове» митрополита Илариона они приобретают и другое значение: Киев — это место Божественного присутствия, а Золотые Ворота — символическая точка Его вхождения в пространство города. Об этом говорит посвящение надвратного храма Благовещению Пресвятой Богородицы — событию зачатия Господа Иисуса Христа и Его вхождения в пространство нашего мира. Не случайно митрополит Иларион обращает архангельское приветствие Деве Марии к самому Киеву: «Радуйся, благоврныи граде! Господь с тобою!» Тема священного града, в котором обитает Бог, акцентирована и в интерьере Святой Софии. В частности, в апсиде алтаря надпись на греческом языке гласит: «Бог посреде его, и не подвижится, поможет ему Бог утро заутра» (Пс. 45, 6) . Необходимо отметить, что идея «Киев — Новый Иерусалим» имеет не только библейские аналогии, но и определенное богословское основание. В Священном Писании под «Новым Иерусалимом» понимается как Царство Божие в конце времен (Откр. 3, 12; 21, 2–4; Гал. 4, 24–26), так и Церковь Христова, поскольку в Крещении и Миропомазании верующие уже здесь, на земле, получили залог будущего Царства (1 Пет. 2. 9–10; Евр. 11, 10; 12, 22–24). И древнерусские мыслители уже представляли свой народ гражданами этого Царства. Новый Иерусалим — это также рефлексия древнерусской столицы как «матери городов русских» и как центра распространения христианства по восточнославянским землям. Об этом ярко говорит Иаков Мних в «Житии князя Владимира», восклицая между прочим: «Оле чюдо! Яко 2-и Иерусалимъ на земли явися Киевъ» . Осмысление Киева как Нового Иерусалима имеет и другие составляющие.

http://bogoslov.ru/article/6194504

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010