Не имеет окончательного решения и вопрос о возможном влиянии на апостола понимания Иеремией того, что он был призван к служению от чрева матери (Гал 1. 15); кроме Иер 1. 5 в качестве возможного источника влияния толкователи указывают на Ис 49. 1 ( Holtz. 1966. S. 325-326). Важная в богословии пророка тема нового завета развернута в Послании к Евреям, о чем свидетельствует большая цитата Иер 31. 31-34 в Евр 8. 8-12 с минимальными отклонениями от текста LXX. Возможные влияния И. п. к. исследователи видят в главах 17-18 Откровения, где описывается суд Божий над Вавилоном ( Wolff. 1976. S. 166-169, ср. с предсказанием падения Вавилона в Иер 50-51; ср. также: Откр 18. 22-23 и Иер 25. 10). Очевидные, по мнению исследователей, аллюзии на Книги пророков Исаии, Иезекииля и Даниила, также предрекавших суд над Вавилоном, Тиром и Эдомом, городами (народами), аллегорически понимаемыми иудеями после катастрофы 70 г. как указание на Рим, заставляют ученых делать вывод о том, что тайновидец Иоанн, возможно, имел перед собой не И. п. к., но иудейское собрание тестимоний (тематические подборки текстов из книг пророков), содержащих пророческие слова о Вавилоне и др. врагах Израиля, теперь перенесенные на Рим ( Wolff. 1976. S. 172). I-III вв. Мужи апостольские приводят только те места И. п. к., где Иеремия пророчествует о предстоящем суде над домом Иуды. Его слова встречаются в основном в т. н. смешанных цитатах вместе со словами др. пророков, и это дает исследователям основание утверждать, что в данном случае использовались т. н. тестимонии. Множество примеров таких смешанных цитат, включающих стихи И. п. к., дает 1-е Послание св. Климента Римского к Коринфянам (напр., цитата в Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 13. 1 составлена из Иер 9. 23 LXX, 1 Кор 1. 31 и 1 Цар 2. 10). В др. цитатах из книги пророка, используемых Климентом, напр. в Ep. I ad Cor. 8. 3, исследователи видят близость с Иер 3. 19, 22 и 24. 7, а также с Иез 33. 11; в Ep. I ad Cor. 60. 3 помимо мн. др. мест из книг пророков цитируются Иер 21.

http://pravenc.ru/text/293622.html

Новый Завет не менее строго подходит к различным видам суеверий. Апостолы призывают оставаться твердыми в Православной вере, остерегаться влияния языческих обычаев, укрепляя своим примером: “Не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу” ( Рим.4:20 ). И еще: “…идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого” ( 1 Кор.8:4 ); “Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом” ( 2Кор.6:16 ); “Идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси” ( Гал.5:20 ). “Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего” ( Еф.4:17 ); “И свет светильника уже не появится в тебе; и голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе: ибо купцы твои были вельможи земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы” ( Откр.18:23 ); “Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа” ( Рим.5:1 ). Апостол Павел в “Послании к Галатам” говорит, что волшебники, идолослужители “Царства Божия не наследуют” (5, 21). Поэтому ни в коем случае нельзя прибегать к колдовским средствам за помощью. Но, напротив, твердо верить в промысл Божий. Для спасения души в христианстве необходимо искреннее принятие всех истин откровения так, как преподает и разумеет их Вселенская Церковь . “Чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими” ( 2Пет.3:2 ). “Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование быть наследником мира, но праведностью веры” ( Рим.4:13 ). В этом и заключается мудрость. Говоря о древних магах и чародеях, полезно упомянуть несколько поучительных историй. Одна из них – из жизни апостола Павла, когда он находился в городе Ефесе. Суеверие Ефеса создало особый класс людей, которые исключительно занимались волхованием и магией.

http://sueverie.net/sueveriya-v-svete-pr...

Х.4. Особая внутренняя близость семьи и Церкви видна уже из того, что в Священном Писании Христос говорит о Себе как о женихе (Мф. 9. 15; 25. 1-13; Лк. 12. 35–36), а Церковь изображается в качестве Его жены и невесты (Еф. 5. 24; Откр. 21. 9). Климент Александрийский называет семью, как и Церковь, домом Господним, а святитель Иоанн Златоуст именует семью «малой церковью». «Скажу еще и то, — пишет святой отец, — что брак есть таинственное изображение Церкви». Домашнюю церковь образуют любящие друг друга мужчина и женщина, соединенные в браке и устремленные ко Христу. Плодом их любви и общности становятся дети, рождение и воспитание которых, по православному учению, является одной из важнейших целей брака. «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева», — восклицает Псалмопевец (Пс. 126. 3). О спасительности чадородия учил апостол Павел (1 Тим. 2. 13). Он же призывал отцов: «Не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6. 4). «Дети — не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение… Нерадение о детях — больший из всех грехов, он приводит к крайнему нечестию… Нам нет извинения, если дети у нас развращены», — наставляет святитель Иоанн Златоуст. Преподобный Ефрем Сирин учит: «Блажен, кто воспитывает детей богоугодно». «Истинный отец не тот, который родил, но тот, который хорошо воспитал и научил», — пишет святитель Тихон Задонский. «Родители главным образом ответственны за воспитание своих детей и вину за дурное воспитание их никому не могут приписывать, кроме себя», — проповедовал священномученик Владимир, митрополит Киевский. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле», — гласит пятая заповедь (Исх. 20. 12). В Ветхом Завете непочтение по отношению к родителям рассматривалось как величайшее преступление (Исх. 21. 15,17; Притч. 20. 20; 30. 17). Новый Завет также учит детей с любовью слушаться родителей: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол. 3. 20).

http://predanie.ru/book/69763-osnovy-soc...

Согласно Откровению Иоанна Богослова, «новый» И. снизойдет с небес от Бога (Откр 3. 12). В этом городе, как в новом Эдеме, будет «древо жизни» (Откр 22. 2; ср.: 2. 7). Новый святой И. будет находиться на высокой горе (Откр 21. 10). В нем будет обитать Сам Бог (Откр 7. 15; 21. 3), и поэтому в нем не будет храма (Откр 21. 22). В последующей христианской традиции встречается 2 варианта аллегорического истолкования образа И.: как Церкви (см., напр.: Orig. In Jer. hom. 9 на Иер 11. 2; Greg. Magn. In Ezech. 8. 6; Hilar. Pict. In Ps. 2. 26; 131. 23; 147. 2; Aug. Contr. Faust. 16. 11) и как души ( Orig. In Jer. hom. 13 на Иер 15. 57; Greg. Magn. In Ezech. 12. 25; Prosper. In Ps. 124. 5). Климент Александрийский раскрывает образ небесного И., опираясь на стоические и платонические теории идеального полиса ( Clem. Alex. Strom. IV 26. 172). Название города, по мнению христ. писателей, означает «видение мира» (Ibid. I 5. 29. 4; Euseb. Demonstr. VI 24; Athanas. Alex. De incarn. Verbi. 40. 7; Aug. De civ. Dei. XIX 11). Земной И. был разрушен за грехи евр. народа и отвержение Христа ( Tertull. Adv. Iud. 13. 26-28; Idem. Adv. Marcion. 3. 23; Orig. In Jer. hom. 13. 1; 19. 14; Did. Alex. In Zach. 4. 190-192; Hieron. In Matth. 23. 38; Idem. Ep. 46. 5; Ioan. Chrysost. In Matth. 76. 1; Aug. De civ. Dei. XIX 17. 10). Разрушение И. сравнивается с наказанием Содома ( Euseb. Hist. eccl. VI 6. 16; Idem. Demonstr. VI 18. 14). По мнению нек-рых отцов, земной И. будет воссоздан Христом по образу горнего ( Iren. Adv. haer. V 35. 2). Христиане будут царствовать в И. вместе со Христом тысячу лет ( Iust. Martyr. Dial. 80-81). Целью христ. жизни является достижение небесного И. ( Greg. Nyss. De hom. opif. 17; Basil. Magn. Sermo 13. 2). По словам свт. Илария Пиктавийского, небесный И.- это храм, к-рый вмещает Тело Христово, и это то место, где Христос приносится в Жертву ( Hilar. Pict. In Ps. 67. 30). Возможность обитать в Св. граде человек получил через воскресение Христово (Ibid. 62; Idem. De Trinit. 9. 8). Однако и ветхозаветные праведники, и пророки (Енох, Илия) могли попасть в небесный И. ( Ambros. Mediol. In Luc. 2. 88). Раннехристианские ереси

http://pravenc.ru/text/293782.html

Еще есть в новозаветном греческом языке слово (φαρμακον, которое может быть переведено на славянский как “порча”. Оно один раз встречается у апостола Павра (перечисление восемнадцати грехов, которые делают не возможным наследование Царства Небесного [см.: Гал.5:19–21 ]). Понятно, что любое колдовство есть грех хотя бы потому, что обращает ум колдуна не к Богу, не ко Христу. А тот, чье сердце не со Христом, не может быть введен в Царство Христово… Но нигде апостол Павел не говорит о том, что колдовство может причинить вред другим людям. И пять раз φαρμακον встречается в Откровении Иоанна Богослова. Прочие же люди… не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и… идолам… И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем ( Откр.9:20–21 ). Боязливых же и неверных… и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою ( Откр.21:8 ). В другом стихе говорится, что вне Града Божия будут чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду ( Откр.22:15 ). Как видим, Писание упоминает о чародействе лишь как об одной из разновидностей тяжких грехов. Занятия чародейством — то, что вредит самому грешнику, но не то, что приносит беду тем, с кем этот несчастный грешник находится во вражде. Ничто в Писании не дает нам оснований считать, что колдовской грех соседа может повлиять на христианина. Только Откровение предполагает, что от волшебства может быть вред другим. В одном стихе говорится о действии духа заблуждения и обмана, исходящем от Вавилона: волшебством, твоим введены в заблуждение все народы ( Откр.18:23 ). Однако вспомним, что слово φαρμακον лишь вторичным своим значением имеет «волшебство». Первичное его значение — «отравление, яд». Вавилон отравляет окружающие народы. Чем? Скажем ли на языке магии: мол, колдовскими чарами вавилонские колдуны подчиняют себе волю и умы окружающих людей? Скажем ли на современном жаргоне: Вавилон «зомбирует» их сознание? Или речь идет об отраве идеологической, о лжи, распространяемой из мировой столицы? Именно в последнем смысле понимает это место «Толковая Библия»: вина Вавилона «в волшебстве, то есть в его развращающей политике»

http://sueverie.net/pochemu-xristiane-ne...

». «Если кто-либо не анафематствует Ария, Евномия, Македония, Аполлинария, Нестория, Евтихия, Оригена и их нечестивые писания, а также всех других еретиков, осужденных и подвергнутых анафеме святой Вселенской (кафолической) и апостольской Церковью и четырьмя вышеназванными Святыми Соборами, равно как и тех, кто придерживался или придерживается мнений, подобных мнениям упомянутых еретиков, и кто оставался или остался до смерти в своем нечестии, да будет отлучен от сообщества верных», — было указано отцами V Вселенского Собора. В том же фрагменте, приводимом Крашенинниковой, легко можно заметить начаток своеобразного и кощунственного «комплекса Христа», о чем будет сказано ниже. Другая ересь — о предрешенности человеческого существования, которая имеет древние гностические корни (Василид, Валентин и др.) и лежит в основе современного протестантизма, также озвучена Л. Емельяновой в качестве «откровения» Вячеслава Крашенинникова: «Праведные пусть делают правду, неправедные пусть делают неправду, на Небе все решено, ничего ни остановить, ни изменить нельзя…». Это высказывание — классический образец прямого подлога. Первая часть пророчества — почти дословная цитата из Откровения Апостола Иоанна Богослова: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще». ( Откр.22:11 ). Но дальше в Откровении говорится: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам». ( Откр.22:12 ). Ни о какой предрешенности в человеческой жизни, как видим, речи не идет. Господь никогда не посягал на свободу нравственного выбора. Сказанное «святым отроком», таким образом, находится в прямом противоречии с Писанием. Правда, в другом месте Вячеслав говорит нечто прямо противоположное: «Славик говорил, что даже убийца может стать святым, если сильно каяться в своих грехах и больше не делать их». То, что в данном случае концы с концами не вяжутся, Л. Емельянова просто не замечает. Для сравнения приведем здесь высказывание знаменитой болгарской прорицательницы Ванги (Вангелии Гущеровой, 1911–1996), также считавшей себя православной и даже построившей храм у себя на родине: «Не думайте, что вы вольны делать, что хотите, в действиях своих никто не свободен, и все предопределено.

http://sueverie.net/babix-basen-otvrashh...

Церковь призывает своих верных чад и к участию в общественной жизни, которое должно основываться на принципах христианской нравственности. В Первосвященнической молитве Господь Иисус просил Небесного Отца о Своих последователях: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла… Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир» (Ин. 17. 15,18). Недопустимо манихейское гнушение жизнью окружающего мира. Участие христианина в ней должно основываться на понимании того, что мир, социум, государство являются объектом любви Божией, ибо предназначены к преображению и очищению на началах богозаповеданной любви. Христианин должен видеть мир и общество в свете его конечного предназначения, в эсхатологическом свете Царства Божия. Различение даров в Церкви особым образом проявляется в области ее общественного служения. Нераздельный церковный организм участвует в жизни окружающего мира во всей полноте, однако духовенство, монашествующие и миряне могут по-разному и в разной степени осуществлять такое участие. I.4. Исполняя миссию спасения рода человеческого, Церковь делает это не только через прямую проповедь, но и через благие дела, направленные на улучшение духовно-нравственного и материального состояния окружающего мира. Для сего она вступает во взаимодействие с государством, даже если оно не носит христианского характера, а также с различными общественными ассоциациями и отдельными людьми, даже если они не идентифицируют себя с христианской верой. Не ставя прямой задачи обращения всех в Православие в качестве условия сотрудничества, Церковь уповает, что совместное благотворение приведет ее соработников и окружающих людей к познанию Истины, поможет им сохранить или восстановить верность богоданным нравственным нормам, подвигнет их к миру, согласию и благоденствию, в условиях которых Церковь может наилучшим образом исполнять свое спасительное делание. II. Церковь и нация II.1. Ветхозаветный народ израильский был прообразом народа Божия — новозаветной Церкви Христовой. Искупительный подвиг Христа Спасителя положил начало бытию Церкви как нового человечества — духовного потомства праотца Авраама. Своей Кровью Христос «искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» (Откр. 5. 9). Церковь по самой своей природе имеет вселенский и, следовательно, наднациональный характер. В Церкви «нет различия между Иудеем и Еллином» (Рим. 10. 12). Как Бог не есть Бог иудеев только, но и тех, кто происходит из языческих народов (Рим. 3. 29), так и Церковь не делит людей ни по национальному, ни по классовому признаку: в ней «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3. 11).

http://predanie.ru/book/69763-osnovy-soc...

Таким должно ответить: «Что за вздор! Священные Писания были даны ради Бога, а не Бог – ради Священных Писаний " ». Но люди при всех условиях и всегда имеют обыкновение клясться Богом. Следовательно, они тем более могут законно клясться Евангелием. Возражение 3 . Далее, из противоположных причин не может возникнуть одно и то же следствие, поскольку противоположные причины обусловливают противоположные следствия. Но некоторым запрещено клясться по причине некоторого личного изъяна, например, детям до четырнадцати лет и тем, кто был уличен в лжесвидетельстве. Следовательно, похоже, что человеку нельзя запрещать клясться ни по причине его достоинства (например, если он является духовным лицом), ни по причине торжественности момента. Возражение 4 . Кроме того, никто из живущих в этом мире по своему достоинству не равен ангелу, по каковой причине [в Писании] сказано: «Меньший в царстве небесном – больше его» ( Мф. 11, 11 ), то есть Иоанна Крестителя, доколе он жив. Но ангелу дозволено клясться, поскольку читаем, что ангел «клялся Живущим во веки веков» ( Откр. 10, 6 ). Следовательно, никто не может быть освобожден от клятвы по причине его достоинства. Этому противоречат следующие слова канона: «Да не клянется священник, но да будет испытан» своим святым посвящением; и еще: «Недозволительно никому из посвященных в духовный сан клясться мирянину на Святом Евангелии». Отвечаю: в клятве должно усматривать две вещи. Первую – со стороны призываемого в свидетели Бога, и в этом отношении мы должны относиться к клятве с великим благоговением. Поэтому дети до достижения ими совершеннолетия освобождены от необходимости клясться, и никто не вправе потребовать от них клятву потому, что они ещё не научились настолько совершенно пользоваться разумом, чтобы быть способными приносить её с должным благоговением. И лжесвидетелям запрещено клясться постольку, поскольку их предшествующие действия дают основания полагать, что они не будут относиться к клятве с приличествующим ей благоговением.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

VII.4. Особую форму собственности представляет имущество религиозных организаций. Она приобретается различными путями, однако основным компонентом ее формирования является добровольная жертва верующих людей. Согласно Священному Писанию, жертва является святой, то есть в прямом смысле принадлежащей Господу; жертвователь подает Богу, а не священнику (Лев. 27. 30, Ездр. 8. 28). Жертва — это добровольный акт, совершаемый верующими в религиозных целях (Неем. 10. 32). Жертва призвана поддерживать не только служителей Церкви, но и весь народ Божий (Флп. 4. 14–18). Жертва, как посвященная Богу, неприкосновенна, а всякий похищающий ее должен возвратить больше, чем похитил (Лев. 5. 14–15). Пожертвование стоит в ряду основных заповедей, данных человеку Богом (Сирах. 7. 30–34). Таким образом, пожертвования являются особым случаем экономических и социальных отношений, а потому на них не должны автоматически распространяться законы, регулирующие финансы и экономику государства, в частности, государственное налогообложение. Церковь заявляет, что если тот или иной ее доход носит предпринимательский характер, то он может быть облагаем налогами, но любые посягательства на пожертвования верующих являются преступлением перед людьми и Богом. VIII. Война и мир VIII.1. Война является физическим проявлением скрытого духовного недуга человечества — братоубийственной ненависти (Быт. 4. 3-12). Войны сопровождали всю историю человечества после грехопадения и, по слову Евангелия, будут сопровождать ее и далее: «Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть» (Мк. 13. 7). Об этом свидетельствует и Апокалипсис, повествуя о последней битве сил добра и зла при горе Армагеддон (Откр. 16. 16). Земные войны суть отражение брани небесной, будучи порождены гордыней и противлением воле Божией. Поврежденный грехом человек оказался вовлечен в стихию этой брани. Война есть зло. Причина его, как и зла в человеке вообще, — греховное злоупотребление богоданной свободой , «ибо из сердца исходят злые помыслы: убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15. 19).

http://predanie.ru/book/69763-osnovy-soc...

. р. Б. Алла 17 ноября 2022, 15:18 Публикация не понравилась! Автор, не обижайтесь, но что-то не так в ней. Раздражительность, с которой написан текст что ли?! . Осуждение слов Владыки Тихона! .Нужно научиться видеть и хорошее в людях, в этой жизни! Да, аборты легализованы, убивают ещё не рождённых детей. Это страшно!Но в нашем приходе много семей, в которых более 4 детишек в семьях! И это радует! Появилось много молодых людей, много мужчин на службе ! Хотя раньше., было 99% женщин. И я радуюсь этому. И молодёжи много хорошей. Так было всегда. Однако нельзя видеть только плохое! Помоги нам всем Господь и прости, научи радоваться жизни, которую Ты нам дал! Александр 17 ноября 2022, 13:25 И.16 ноября 2022, 23:37 Ветхозаветные иудеи тоже любили гордиться своим происхождением от Авраама, богоизбранностью, праведностью, Храмом и т.д. И не любили вспоминать о том, что отцы их убили множество пророков и праведников. Закончили они плохо, как известно. Елена О. 17 ноября 2022, 11:27 Даша16 ноября 2022, 23:55 " Широк человек... " Можно и не плевать в подъезде, а людей сжигать заживо. Ирина 17 ноября 2022, 10:06 Доброго всем дня! Автор,не знаю,как Вы,а я лично горжусь,что я русская и православная! Возмущена этой статейкой на православном сайте! Неужели и сюда полазить враги России? Давно и с удовольствием читаю статьи на сайте,но такое... и в эту минуту,когда наши солдаты с молитвой идут в бой! Татьяна 17 ноября 2022, 09:44 Поддерживаю Александра. В 20 веке наш народ сам себя убивал. Большая скорбь по невинно убитым людям и убитым нерожденным младенцам. Мне кажется, нам надо любить наш народ и ценить каждую человеческую жизнь. Жизнь нам даёт Господь и только Ему решать, когда жизнь каждого человека закончится. Илья 17 ноября 2022, 05:48 По прочтении статьи вспомнились строки из стихотворения Хомякова А.С. " Мы род избранный-говорили " : " Не терпит Бог людской гордыни, Не с теми Он, кто говорит: Мы соль земли, мы столп святыни, Мы Божий меч, мы Божий щит! " Людмила 17 ноября 2022, 01:57

http://pravoslavie.ru/149453.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010