Бурные события конца истории совершенно определенно представлены как проявление Божьего гнева ( Откр.14:9–11; 15:1 ), и, следовательно, эти события можно истолковать как образы Божьего наказания грешников. Это, в свою очередь, связано с ролью ангелов и бесов в последних событиях истории. С одной стороны, мы видим в Откровении множество ссылок на активные действия ангелов по донесению Божьего откровения, совершению суда и защите последователей Агнца. С другой стороны, показаны и бесовские фигуры – дракон, отождествляемый с сатаной, звери из моря и из земли и «бесовские духи» ( Откр.16:14 ). Основная характеристика обоих видов сверхъестественных существ – обладание сверхъестественной силой над людьми. Различие же их, в первую очередь, проявляется в том, что ангелы постоянно занимаются донесением откровения и раскрытием истины, а бесовские силы зла – изощренным обманом. Согласно видениям Откровения, последние дни будут характеризоваться напряженной духовной борьбой между добром и злом. В этой битве будет участвовать огромное число людей и сверхъестественных существ. Поэтому мы читаем о войне на небе ( Откр.12:7–12 ); войне дракона против семени женщины, то есть церкви ( Откр.12:17 ); о звере из моря, ведущем войну со святыми ( Откр.13:7 ); о царях земли, собравшихся у Армагеддона ( Откр.16:16 ); о земных воинствах, выступивших против Христа ( Откр.19:19 ), и о решающей битве, для которой народы «вышли на широту земли и окружили стан святых и город возлюбленный» ( Откр.20:7–9 ). Все эти образы характеризуют последние дни в целом, но в самом конце истории произойдет окончательный суд, наступит переходное время, когда нечестивые спустятся в ад, а верующие войдут в вечное блаженство на небе. В речи Иисуса на Елеонской горе этот суд изображен в нескольких притчах и в вызывающей трепетный страх сцене, где Бог отделяет овец от козлов. Другие образы судного дня показаны в запоминающихся поворотных местах Книги Откровение – видении точила Божьего гнева ( Откр.14:17–20 ), вынесении приговора Вавилону ( Откр.16:19 ), низвержении двух бесовских зверей в озеро огненное ( Откр.19:20 ), сцене с видением великого белого престола ( Откр.20:11–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Венец в Библии – символ царской власти (напр., Пс.88:20–21 ) или даже искупления ( Ис.62:3 ; Иак.1:12 ; 1Пет.5:4 ; Откр.2:10 ), но в Зах.6:11, 14 корона дается Первосвященнику Иисусу – что указывает метафорически на слияние должностей царя и священника в Иерусалиме после изгнания и предвещает служение Мессии ( Пс.109:4 ; см. также Евр.7:11–28 ). Довольно необычное символическое действие, хватание за полу одежды ( Зах.8:23 ), указывает на полную зависимость и часто бывает актом отчаяния со стороны хватающегося ( Ис.4:1 ; см. также впечатляющую историю о больной женщине, которая дотронулась до края одежды Иисуса в надежде на исцеление от хронического кровотечения, Мф.9:19–22 ). Один из наиболее известных мессианских образов у Захарии – это царь Иерусалима, который с триумфом въезжает в город на осле, символе смирения и мира в библейском мире (см. Мф.21:2, 5, 7 ; Ин.12:15 ). Образ пастуха и стада, часто встречающийся у ветхозаветных пророков, доминирует в пророчествах Захарии ( Зах.9–13 ). Особенно важно упоминание о поражении пастуха и рассеянии овец, еще одном мессианском отрывке Захарии, исполнившемся в жизни «доброго пастыря» Иисуса ( Ин.10:11 ; Евр.13:20 ; Откр.7:17 ; см. также Мф.26:31 ; Мк.14:27 ). Самый яркий момент в мессианских пророчествах Захарии – это предсказание о том, что дом Давида однажды признает Того, «Которого пронзили» ( Зах.12:10 ) – упоминание о распятии Иисуса, согласно Новому Завету ( Ин.19:37 ; Откр.1:7 ), метафора спасительной веры, согласно которой лишь те, кто признает свое участие в «пронзении» Христа своим личным грехом, смогут примириться с Богом ( Рим.5:6–11 ). Заключительная глава, Зах.14 , содержит ряд образов, особенно царской власти Бога – заключительная тема Ветхого и Нового заветов ( Зах.14:16 ; Откр.22:3 ); а также там присутствует образ света, символ славного присутствия Бога с Его народом по всей Библии ( Зах.14:7 ; Откр.21:5 ; см. также Пс.26:1; 35:10 ; Ин.8:12 ; 1Ин. 1:5 ). Аггей и Захария были пророками, дополнявшими друг друга после изгнания. Аггей был призван побуждать Божий народ к восстановлению иерусалимского храма. Захария призывал общину к покаянию и духовному возрождению. Его основной задачей было подготовить людей духовно к правильному поклонению и служению в храме, когда строительство будет завершено. После тщательного прочтения видений Захарии становится ясно, что он не просто развивал темы, уже затронутые Аггеем. Как отмечает Болдуин: «Если Аггей был строителем, ответственным за создание здания нового храма, то Захария был скорее художником, добавлявшим к строению новые окна, с их символикой, радостью и светом» (Baldwin, 59).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Откр.14:15 . И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела. Откр.14:16 .  И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата. «Великий глас» этого Ангела означает иносказательно моление всех сил небесных, желающих видеть прославление праведных и пресечение беззаконий грешников, чем отвергается все движимое и скоропреходящее и откроется твердое и вечное. «Изсше трава земная» – это указывает, что наступило конечное время, когда созревшее, подобно пшенице, принесшей плод земледельцу в тридцать, шестьдесят и сто раз, семя благочестия будет удостоено небесных житниц. Статья сорок четвертая Об Ангеле, обрезывающем лозу горечи Откр.14:17 . И другой Ангел вышел из храма, находящегося на небе, также с острым серпом. И Христос называется Ангелом Великого Совета ( Ис. 9:6 ), но здесь, как это видно из последующего, под Ангелом разумеется один из служебных духов. Он вышел из церкве, сущия на небесах, с острым серпом, чтобы посечь особенно нечестивых. Откр.14:18 . И иной Ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь гроздья винограда на земле, потому что созрели на нем ягоды. «Ин ангел изыде от олтаря, имый область на огни». Отсюда видно, что одни из начальствующих над тварями сил ангельских управляют водами, другие – огнем, иные же – какою-либо другою частью сотворенного. Этот поставлен над огнем, значит, он один из высших Ангелов, и дело его – наказывать, ибо он повелевает громким голосом имеющему серп обрезать грозды земного виноградника. «Гроздами» называются нечестивые и законопреступные, которые вместо вина веселия наполняют чашу гнева Божия и яростию змей и аспидов преследуют доброделателей. Откр.14:19 . И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия. «Точило ярости Божия» означает место наказания, уготованное диаволу и его ангелам; по множеству мучимых в нем оно называется великим, ибо «пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу» ( Мф. 7:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

Откр.19:14 . И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. «Воинства небесные идяху вслед Его» – это силы небесные, отличающиеся светлостию добродетелей и высотою разумения и удостоенные крепкого и тесного единения со Христом. Откр.19:15 . Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. «Оружие» означает наказание, которое постигает нечестивых грешников по праведному Суду повелением из уст Божиих. Они будут Им пасомы несокрушимым жезлом вечных мучений для пресечения их нечестия, чего не испытают святые, ибо, по слову Псалмопевца, «не оставит [Господь] жезла нечестивых над жребием праведных» ( Пс. 124:3 ). «Он топчет точило ярости», потому что Отец Сам «никого не судит» ( Ин. 5:22 ), но Ему как Человеку предоставил Суд, который Он имел от начала по существу, как Сын. Откр.19:16 . На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих». Имя «Царя царей» указывает на нераздельность естеств по воплощении, когда Он пострадал плотски, будучи Богом, и, будучи Человеком, есть Царь царей, то есть царствующих над страстями, Господь господ, то есть получивших власть над грехом при содействии Христа, Господь тех, кто получит Царство в будущем веке. Статья пятьдесят девятая Об антихристе и о вверженных вместе с ним в геенну Откр.19:17 . И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: Мы считаем этого Ангела одним из высших, потому что он повелевает другим радоваться наказанию грешников и прекращению греха. «Птицами» – Ангелы называются ради высоты и быстроты своего полета для нашего исправления и научения, ибо исполнение воли Божией служит для них пищею, в чем они подражают Христу. Они парят посреде неба, чтобы открыть доступ на него к предсказанному веселию и святым, ибо их ходатайства служат как бы ступенью для восхождения снизу на небо. Поэтому ими же святые будут «восхищены в сретение Господне» ( 1Фес. 4:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

Что означает и к чему обязывает вручение крещаемому свечи? Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи ( Лк.12:35 ). И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечник, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославили Отца вашего небесного ( Мф.5:15–16 ). Что означает облачение в белые одежды? Взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен, и колен, и народов, и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровью Агнца ( Откр.7:9,14 ). Возрадуемся и возвеселимся, и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых ( Откр.19:7–8 ). Почему бывает отречение от диавола при крещении? Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходить, как рыкающий лев, ища кого поглотить ( 1Петр.5:8 ). · О каком еще крещении говорится в слове Божием? О крещении страданиями и кровью мученическою: Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они сказали: можем. И говорит им: чашу Мою будете пить и крещением, которым Я крещусь, будете креститься ( Мф.20:22–23 ). Один из старцев спросил меня: сии облаченные в белые одежды кто и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровью Агнца. За это они пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них ( Откр.7:13–15 ). Объяснение. На этом основании не успевшие принять водного крещения, но умершие мученическою смертью и пролившие кровь за имя Христово, почитаются Церковью как крестившиеся кровью, на основании приведенных слов Иисуса Христа. О крещении младенцев: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божье ( Ин.3:5 ). Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть царство небесное ( Мф.19:14 ). Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, – и получите дар Святого Духа; ибо вам принадлежит обетование и детям вашим, и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш. Итак, охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч ( Деян.2:38–39,41 ). Крестилась она [Лидия] и домашние ее ( Деян.16:15 ). И немедленно крестился сам [темничный страж] и все домашние его ( Деян.16:33 ); крещение заступило место обрезания ( Кол.2:11–12 ), а обрезание совершалось над младенцами в восьмой день по рождении ( Быт.17:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Идолопоклонство как грех и мерзость . В отношении идолопоклонства в Библии используются самые сильные эпитеты: отвращение, ненависть, бунт ( 1Цар.15:23 упрямство ( Ос.4:16 ), непослушание, дикость (см. МЕРЗОСТЬ ). Пророки характеризуют идолопоклонство как упрямое и сознательное неподчинение Божьему закону и даже законам природы – как непослушание, которое не свойственно даже бессловесным животным, тем самым и подразумевалось, что идолопоклонники ведут себя хуже зверей ( Иер.8:7 ). Вместе с тем, в Библии и еврейском предании отмечается, что некоторые из героев прошлого (или из их окружения) поддавались синкретическому мышлению и обольстительной силе идолопоклонства: Иаков и Рахиль ( Быт.28:22; 31:19–35 ), Гедеон ( Суд.8:26–27 ), Миха ( Суд.17:5; 18:14–20 ), Давид ( 1Цар.19:13 ). Идолопоклонство как политическое блудодейство . В переменчивой политической ситуации политические браки были неустойчивыми ( 1Цар.18:26; 25:44 ; 2Цар.3:14 ). Как показывает опыт Соломона с его женами, политические союзы, скрепляемые браком, обусловливались политическо-религиозными проблемами и приводили к ним же, сопровождаясь непристойностями и идолопоклонством. Вследствие политических компромиссов Иудея стала похотливой блудницей ( Иез.16 ), Самария – неразборчивой в связях развратницей ( Иез.16:46 ), Вавилон – матерью блудниц ( Откр.17 ). Идолопоклонство как религиозная неверность . Наиболее распространенная и развернутая метафора соотносит идолопоклонство с половой нечистотой. Но в метафоре отражается также связь, лежащая, пожалуй, даже в ее основе, идолопоклонства с различными формами половой невоздержанности. Как половая чистота была при пророках правилом религиозного поведения ( Иез.22:7–11 ), так же идолопоклонство требовало противоположного. Культы плодородия поощряли демонстрацию человеческой сексуальности как средства обеспечения плодородия земли посредством симпатической магии. В историческом плане идолы символизировали богов природы, богов и богинь плодородия (Ваал и Астарта) и были тесно связаны с культами плодородия и их обрядами, считавшимися необходимыми для успешного выращивания урожая и разведения скота. Эти обряды предусматривали сакральную проституцию, как женскую ( Быт.38:21 ; Ос.4:14 ), так и мужскую ( 3Цар.14:24; 15:12 ; Откр.22:15 ), кровосмесительные связи ( Иез.22:9–11 ; ср. 1Кор.5:1, 11 ) и обладание одной женщиной мужчинами разных поколений ( Иер.5:7–8; 13:27 ; Ам.2:7 ). Каменный идол или деревянный столб с его фаллической символикой рассматривались как мистические производители потомства или даже народа ( Иер.2:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

В каждом конструкторском отделе есть в штате чертёжники. Они чертят чертежи различных объектов и небольших предметов. В данном случае эта проклятая печать является чертежом начерченная чертёжником. Что касается штрих- кода. То само название говорит, что это не начертание, не чертёж, а штрихи. Штрихи наносятся, а не чертятся. Далее, рассмотрим Откр.13: ст.18 (смотри выше), где говорится о числе зверя. Что говорят об этом святые. Вот, что пишет святой Ириней: «Он сводится к поиску имени антихриста. Буквы греческого алфавита, соответствующие определенным числам, подбираются так, чтобы сумма их составляла число 666, а сами они читались как имя. Таким образом, святой Ириней вывел имена: Евантас, Латинянин, Титан2 " Несколько имён привёл и Андрей Кесарийский. Хорошо можно понять это на таком примере. Возьмём имя кота Боря. Условно назовём его зверем. Число каждой буквы этого имени возьмём из русского алфавита как порядковый номер. (для упрощения вместо греческого). Что получаем. 1.Боря- имя зверя человеческое. 2.Число имени зверя - 2, 16, 18, 33. т.е. (Б-2, о-16, р-18, я-33). 3.Число зверя, равно сумме этих цифр- 69. Которых в печати не будет. Понятно, что цифры будут другие. Число зверя знаем, что это 666, а имя зверя и число имени его ещё не знаем. Кто нашёл здесь индификационный номер человека? Яко бы оно указано в Откровении. Где? Самовольно менять Откровение очень опасно см. Откр. 22; 18-19. Далее, рассмотрим, что за число 666. Откр.13; 17 и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь видим, что в этот перечень не входит число зверя 666. Ничего не говорится о числе зверя и в главе 14. Какой вывод? Это число простой инструмент, как бинокль. Им определяем, кто там, свой или чужой. Вначале своего мирового правления, антихрист будет показывать себя добрым и лояльным царём или другим правителем, а затем и богом. Вот этим человеческим числом 666 как и биноклем определим, кто есть кто. Этого числа должен бояться антихрист, а не мы. И название у этого инструмента есть- число зверя, т.е. определитель зверя. Это число 666 Господь дал в помощь не отдельным людям, а всему человечеству и названо это число человеческим. (см. Отк.13, 18). Этим числом может пользоваться любой человек.

http://isihazm.ru/1/?id=1778

Из представленных доказателъств, таким образом, легко усмотреть, что зло и грех свойственны природе человека от самой утробы матерней. Потому-то люди настолько склонны к греховным поступкам в зрелом возрасте. И эти греховные поступки, эта «тяга» ко злу и преступлению воли Божией вечно держали бы людей в отчуждении от Бога, – «ибо какое общение праведности с беззаконием? что общаго у света со тьмою»? ( 2Кор. 6:14 ). Но Милосердый Бог сжалился над своим падшим творением. «В определенное время» Он послал в мир Сына своего ( Рим. 5:6 ; Гал. 4:4 ), для избавления людей от царства греха и смерти. И Спаситель наш Своей земной жизнью, полной лишений и скорбей, Своими страданиями и смертью на кресте, Своим воскресением и славным вознесением на небо, действительно, принес за нас великую умилостивительную жертву Богу и «осудил грех во плоти» ( Рим. 8:2–3; 3:25 ; 2Кор. 5:21 ; Евр. 9:25, 26 ). Средостение вражды, отделявшее людей от Бога, пало со смертью Христовой ( Еф. 2:15,16 ; Кол. 2:13–15 ; 2Кор. 5:19 ). Отныне тем, «кто во Христе», открыт свободный доступ к Отцу Небесному ( Рим. 8:15 ; 2Петр. 1:10,11 ; Евр. 4:16; 9:12,14,24; 12:22–24 ). Этим людям нет уже «никакого осуждения» за грех адамский ( Рим. 8:1; 5:1 ; Лк. 2:14 ; Еф. 2:16 ). «Этим людям» – верующим во Христа нет ныне осуждения... Да разве Господь не весь мир искупил от греха кровию Своею? Господь Иисус Христос , пострадал за всех людей ( 1Ин.2:2 ). Он принес с Собой неисчерпаемый источник врачующей благодати Божией ( Ин. 1:15 ; Рим. 5:14 ). Но как для того, чтобы воспринять в себя заразу греховную, надобно по естеству родиться от «перваго» Адама, – так и для того, чтобы стать причастником спасающей благодати Божией, человеку необходимо придти ко Христу, «последнему Адаму», и свободно возродиться от Него в новую духовную жизнь ( 1Кор. 15:45, 48–49 ). Кто не придет ко Христу, не «омоется» в крови Его ( Откр. 1:5 ), того не касается и благодать искупления (Ср. Зах. 1:3 ; Флп. 2:12 ; Еф. 2:1–9 ; Рим. 11:17–23 ). Для таких людей эта благодать- все то же, что клад, зарытый в землю: ходят они по земле, топчут ногами своими скрытое сокровище, но сами и алчут, и жаждут, и наготуют ( Откр. 3:17 ). И будут они бедствовать до тех пор, пока, наконец, измученые, не откопают сокровища и не разделят его между собою... Вот почему, «в последний великий день праздника», Христос и возгласил: «кто может, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того... из чрева потекут реки воды живой» ( Ин. 7:37–38 ср. Ис.55:1; 12:3 ; Иоил. 3:18 ).– Отсюда видим, что не у всех людей из чрева потекут реки воды живой, а только у верующих; и не все напьются этой «воды», обещанной Христом жене Самарянке ( Ин. 4:10–14 ), а только «жаждущие», почерпающие ее из источников спасения ( Ис. 55:1 ; Сн. 21:3; 40:29–31).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Изменение поведения . Изменение поведения – самое заметное проявление покаяния. Тогда как нежелание воздать Богу славу свидетельствует о непокаянии ( Откр.16:9 ), большие успехи в новом направлении служат самым верным показателем покаяния. Воззвав к Богу, Давид сразу же намечает план действий: «Научу беззаконных путям Твоим», чтобы они покаялись, и «уста мои возвестят хвалу Твою» ( Пс.50:15–17 ). В его ревностном тоне проявляется решимость приложить все силы, чтобы внутреннее раскаяние вылилось во внешнее изменение. Изменение поведения пророки считают критерием подлинного покаяния; их послания переполнены призывами «отвратиться от идолов» (напр., Иез.14:6; 18:30 ). В Новом Завете эту мысль выражают Лука и Иоанн. В рассказе о блудном сыне Лука говорит о новых планах, которые строит сын после признания своего греха ( Лк.15:11–24 ); мы видим также потрясающее решение Закхея, продемонстрировавшего свое покаяние возвратом вчетверо добра, нажитого нечестным путем, когда он был мытарем ( Лк.19:8 ). О Симоне волхве читаем, что его отношение к силе Духа должно полностью измениться ( Деян.8:22 ); Лука отмечает, что Павел побуждал делать «дела, достойные покаяния» ( Деян.26:20 ). В обращении к семи церквам в Откровении Иоанн характеризует покаяние как необходимость «творить прежние дела» ( Откр.2:5 ). Осознание греха, сожаление об отделении и стремление вернуться в Божье присутствие наряду с изменением поведения изображаются этапами подлинного покаяния. Божье раскаяние. Взаимосвязь с нами Бога демонстрируется в Библии образами Божьего раскаяния. В рассказе о Ное показано раскаяние Бога в Своих делах по сотворению мира, приведших к появлению зла. Увидев развращение людей в поколении Ноя, Бог «восскорбел» и «раскаялся» в том, что создал людей ( Быт.6:7 ). Помимо этого, в Ветхом Завете есть несколько примеров Божьего раскаяния в разрушительных делах, предпринятых для наказания зла (см. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ ). В конце 2Царств, например, Бог раскаивается, что послал на Израиль язву в виде ангела, поражавшего народ. Увидев результаты бедствия – семьдесят тысяч умерших, – Бог остановил ангела на полпути, когда он был у гумна Орны Иевусеянина. Попросив у Бога милости, Давид купил гумно и соорудил жертвенник. Бог проявил твердость в Своем раскаянии и прекратил поражение ( 2Цар.24:15–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Бараний рог использовался как обрядовый инструмент ( Нав.6:4 ) или как сосуд для елея ( 1Цар.16:1 ). Вся хозяйственная жизнь основывалась на производстве овечьей шерсти ( 4Цар.3:4 ). Как сами животные, так и их шерсть ( Иез.27:18 ) были показателем благосостояния и могли служить средством выплаты дани ( 2Пар.17:11 ). Чистота шерсти (по-видимому, связанная с близостью к коже при стрижке) служила символом безгрешности ( Ис.1:18 ). Запрещение смешивать шерсть со льном также проистекало из стремления сохранить чистоту шерсти (или, быть может, из нежелания связывать себя оседлыми хозяйственными методами, то есть разведением льна, Лев.19:19 ). Уход за овцами требовал ответственного отношения ( Лк.15:4 ) и строгого учета ( Быт.31:39 ). Однако, в первую очередь, овцы служили в Библии моделью человеческого поведения. Человек – общественное существо и теряется, если не принадлежит к стаду. «Скиталец» выжить не может ( Быт.4:12 ). Люди поддаются внушению и легко сбиваются с пути ( Ис.53:6 ). Они беззащитны перед хищными волками ( Соф.3:3 ; Ин.10:12 ) или львами ( Иер.50:17 ) и отчаянно нуждаются в пастыре ( Зах.10:2 ). Если мы ходим Божьими путями, мы становимся Его овцами ( Пс.22; 94:7; 99:3 ). Иисус – наш Добрый Пастырь ( Ин.10:11–14 ) или Великий Пастырь ( Евр.13:20 ). Пастырь знает Своих овец по имени, а они знают Его голос ( Ин.10:3–4 ). Он называет их «овцами Моими» ( Иез.34 ; Ин.21:16–17 ). Очевидное сходство между людьми и овцами, а также аналогия в иерархических отношениях между Богом и смертным и между человеком и овцой легли в основу символической замены агнцем перворожденного мужского пола ( Исх.13:2,13 ) для ежегодного искупления ( Исх.12 ) и вечно действующей Пасхи ( Откр.5:6 ), освобождающей нас от самих себя ( Ин.1:29, 36 ). Христос – Агнец, ибо был «послушным даже до смерти» ( Флп.2:8 ), «пред стригущим его безгласен» ( Ис.53:7 ), безгрешным ( Евр.4:15 ) и идеальной жертвой «без порока» ( Чис.28:3 ). Козлы. В отличие от овец, козлы сообразительны, самоуверенны и символизируют житейскую мудрость.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010