Взаимная соотнесенность образов книги Откр 5: 1 и книжки Откр 10 2.3. Книжка Откр 10 как часть книги Откр 5: 1 и символ данного ап. Иоанну пророческого откровения 2.3.1. Интерпретация соотношения образов книги и книжки, предложенная Оригеном, и их связь с Апокалипсисом 2.3.2. Вывод о главах, в которых начинает раскрываться центральное пророческое откровение Апокалипсиса 2.3.3. Критика представленного мнения 2.4. Книга Откр 5: 1 и книжка Откр 10 содержат единый замысел Божий, раскрываемый в двух различных аспектах 2.4.1. Внутреннее единство образов книги и книжки, содержащих два аспекта замысла Божия, реализуемых Христом и христианами 2.4.2. Взаимное отношение содержания книги и книжки в тексте Апокалипсиса 2.4.3. Преимущества представленного мнения 3. Содержание запечатанной книги как видения Апокалипсиса 3.1. Предлагаемые границы текста, в которых завершается раскрытие содержания книги Откр 5: 1 3.2. Предлагаемые границы текста, с которых начинается раскрытие содержания книги Откр 5: 1 3.3. Версия 1: содержание книги начинает раскрываться по мере последовательного снятия печатей (Откр 6: 1) 3.3.1. Обоснование версии 3.3.2. Вывод: содержание обетованного откровения – осмысление земного зла и страданий верных 3.3.3. Иной возможный вывод о содержании обетованного откровения – начало суда над миром 3.3.4. Дискуссия о доступности содержания книги Откр 5прежде снятия всех печатей 3.4. Версия 2: содержание книги начинает раскрываться после снятия седьмой печати (Откр 8: 1) 3.4.1. Обоснование версии 3.4.2. Вывод: содержание обетованного откровения – воздаяние грешникам 3.4.3. Видения печатей как предваряющих содержание книги 3.4.4. 7-я глава как предваряющая содержание книги 3.4.5. Критика второй версии 3.5. Версия 3: содержание книги начинает раскрываться после возвещения 7-й трубы (Откр 12: 1) 3.5.1. Обоснование версии 3.5.2. Вывод: содержание обетованного откровения – главные события истории спасения человечества 3.5.3. Мнение К. Штариц, основанное на толковании книги Откр 5как «двойного документа»: видения Откр 12–22 являют суть и истинный смысл истории человечества 3.5.4.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

Откр.17:11 . «И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдёт в погибель». Объясн. «Зверь», который был и которого нет – не императоры, покровительствующие Христовой церкви, а – антихрист: Откр.13:5 . Царь-зверь-антихрист не приходил на землю и, когда придёт, не будет покровительствовать какой-либо вере: Деян.11:36–37 ; 2Фес.2:3–4 . Откр.19:19–20 . «И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его. И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серой». Объясн. Под «Зверем» разумеется лжепророк, которого пошлёт антихрист (дракон) вместе с другим лжепророком пред кончиной мира отвращать людей от истинного пути: срав. Откр.12:7–17:13:1–18:16:13:20:10 . Он будет иметь особенную власть и будет словами хулить Бога: Откр.13:2:6 . Действуя по власти и силе пославшего его сатаны: Откр.20:2 , он повелит тем, которые поверят ему, сделать «образ» (по-славянски «икону») зверя, т.е. изображение другого лжепророка: Откр.13:1–10 , и заставит их поклоняться этому образу. О вольнодумцах – слугах антихриста Откр.13:18 . «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть». Объясн. В этом тексте мудрые люди видят применимое к еретикам слово «вольнодум» (цифр. гражд. 2+70+30+50+70+4+400+40) ( славян. в о ль н о д у м) так как они не пленяют ум свой в послушание Христу: 2Кор.10:5 ; срав. Лк.10:16 . Основные места Священного Писания об антихристе 2Фес.2:3–4 . Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придёт, доколе не придёт прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святыней, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. 2Фес.2:8–9 . И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьёт духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

В Библии нигде не рисуется получившая большое распространение картина загробной жизни с облаченными в белое существами, которые с безразличным видом играют на арфах, сидя на облаках. Посмертная жизнь изображается как окончательное и полное возвращение Божьего народа на землю, игравшую такую большую роль в благословениях Ветхого Завета. Согласно Откр.22:1–6 , это своего рода возвращение в Едемский сад, изначальную благословенную землю. Здесь мы видим, как библейский рассказ об искуплении завершает полный цикл: освобождение во Христе конечной целью имеет возвращение Божьего народа к изначальному благословенному состоянию в Едеме. Обетование земли в Ветхом Завете служило лишь прелюдией к реализации более значительного обетования посмертной жизни, показанной в Откр.21 и 22. В конкретных картинах потусторонней жизни верующих выделяются шесть тем. Одна из них показывает, что благословенное состояние спасенных есть состояние победы, обычно символизируемой венцом ( 1Кор.9:25 ; 2Тим.2:5; 4:8 ; Иак.1:12 ; 1Пет.5:4 ; Откр.3:11; 6:2 ), а также образом власти ( Откр.2:26–27; 3:21 ) и суда ( 1Кор.6:2–3 ). Второй образ посмертной жизни – награда за стойкость в вере в этой жизни, то есть состояние, которое Иисус назвал «радостью господина твоего» ( Мф.25:21,22 ), а в других местах оно называется просто «наградой» ( 1Кор.3:14 ; Кол.2:18 награды – Откр.22:12 В-третьих, слава, полученная верующими в загробной жизни, нетленна или неувядаема ( 1Кор.9:25; 15:42–57 ; 1Пет.1:4; 5:4 ). В-четвертых, слава посмертной жизни уже сейчас присутствует на небе – это обитель, которую Иисус отправился приготовить ( Ин.14:1–3 ), и состояние, «предназначенное» для верующих ( 1Пет.1:4 , нетленное... хранящееся на небесах для В-пятых, человек превращается в более высокое существо, сохраняя при этом свои личные и даже телесные черты ( 1Кор.15 ; Откр.2:17 , где сказано, что каждый святой получает на небе «новое имя», известное только ему самому и Христу). Наконец, будущая жизнь святых на небе состоит из определенных дел в конкретном месте, из которых главное – прославление Бога ( Откр.4; 19:1–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Их основная задача заключается в поклонении, и при этом подразумевается, что в богослужениях церкви отражается небесное поклонение. В Кол.2:18 Павел призывает колоссян не поддаваться обольщению тех, кто восторгается своим доступом к «служению Ангелов», то есть небесному поклонению, совершаемому ангелами на небесном собрании (такое истолкование выглядит более вероятным, нежели «служение, направленное на ангелов»). Павел предостерегает против тех, кто проповедует строгий аскетизм, который якобы позволяет получить доступ к этому небесному поклонению ( Кол.2:20–23 ). В противовес этому Павел рисует образ верующих, «воскресших со Христом» и ищущих «горнего, где Христос сидит одесную Бога» ( Кол.3:1 ). Филиппийцам Павел напоминает, что их жительство – на небесах ( Флп.3:20 ), а ефесянам – что они получили благословение «в небесах» ( Еф.1:3 ), ибо Бог «воскресил [нас] с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» ( Еф.2:6 ). Однако наиболее полно тема божественного собрания разработана в Книге Откровение. В Откр.4–5 провидец вошел в небесный тронный зал, где увидел сначала Бога Отца, сидящего на престоле в окружении четырех живых существ, беспрестанно возносящих Ему хвалу ( Откр.4:6–8 ). Далее вокруг престола располагались двадцать четыре престола ( Откр.4:4 ), на которых сидели двадцать четыре старца – ангельские существа, которые падали в благоговении, полагали венцы свои пред престолом и воздавали Богу славу и честь. В руке у Сидящего на престоле находилась книга, открыть которую не был достоин никто, за исключением Агнца, «как бы закланного» и стоявшего между престолом и четырьмя живыми существами ( Откр.5:5–7 ). Агнцу в небесном собрании поклонялись так же, как и Сидящему на престоле. Число ангелов на собрании увеличилось и составило «тьмы тем и тысячи тысяч», а затем к ним в небесном прославлении присоединилась вся вселенная – «всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею и на море, и все, что в них» ( Откр.5:11, 13 ). В следующей сцене мы видим 144000 мучеников, «пришедших от великой скорби» ( Откр.7:14 ), стоявших пред престолом и пред Агнцем и возносивших хвалу Богу и Агнцу ( Откр.7:9–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Символика . Хотя образы в Откровении обращаются, в первую очередь, к воображению на чувственном или физическом уровне, важно сознавать, что эти образы и повествовательные мотивы служат символами будущей и/или трансцендентной реальности. В Книге Откровение в качестве символов выступают образы персонажей и событий, которые реально существуют или реально произойдут, но не в буквальном смысле. В видении четырех коней ( Откр.6:1–8 ), например, используются образы и символы для изображения грядущей эпохи, которую Иисус точно предсказал, охарактеризовав ее как время, когда «восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам» ( Мф.24:7 ). Другим герменевтическим ключом к пониманию смысла образов в Откровении служит Откр.12:1–6 , где речь идет о том, как рожденный женщиной младенец избежал козней дракона. Мы не воспринимаем эти подробности как реальные события, но они напоминают о действительных событиях, в частности о рождении Мессии (младенец, которому надлежит пасти все народы [ Отк. 12:5 ]) в народе Израиля (женщина в родах), о неспособности сатаны погубить Христа во время Его земной жизни и о вознесении Христа на небо. Символика присутствует уже в письмах к семи церквам. Здесь читаем о мече уст Иисуса ( Откр.2:16 ); о людях, которые не осквернили своих одежд ( Откр.3:4 ); о прославленных верующих, каждый из которых станет столпом в храме ( Откр.3:12 ); о христианах, которые ни холодны, ни горячи ( Откр.3:16 ); о стоящем у Двери и стучащем Христе ( Откр.3:20 ). Мы не воспринимаем эти образы буквально. Это физические символы духовной реальности. Для истолкования символических видений в Откровении нам не надо искать эзотерического смысла. Главный вопрос, который следует ставить при рассмотрении каждого конкретного отрывка, следующий: символическим вариантом какого богословского понятия (напр., искупление, суд, добро, зло) или события истории спасения (конечный суд, прославление на небе, грядущая скорбь и т.д.) служит данный отрывок. В частности, в книге неоднократно раскрываются основные моменты эсхатологических событий, предсказанных Иисусом в речи на Елеонской горе ( Мф.24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Венец в Библии – символ царской власти (напр., Пс.88:20–21 ) или даже искупления ( Ис.62:3 ; Иак.1:12 ; 1Пет.5:4 ; Откр.2:10 ), но в Зах.6:11, 14 корона дается Первосвященнику Иисусу – что указывает метафорически на слияние должностей царя и священника в Иерусалиме после изгнания и предвещает служение Мессии ( Пс.109:4 ; см. также Евр.7:11–28 ). Довольно необычное символическое действие, хватание за полу одежды ( Зах.8:23 ), указывает на полную зависимость и часто бывает актом отчаяния со стороны хватающегося ( Ис.4:1 ; см. также впечатляющую историю о больной женщине, которая дотронулась до края одежды Иисуса в надежде на исцеление от хронического кровотечения, Мф.9:19–22 ). Один из наиболее известных мессианских образов у Захарии – это царь Иерусалима, который с триумфом въезжает в город на осле, символе смирения и мира в библейском мире (см. Мф.21:2, 5, 7 ; Ин.12:15 ). Образ пастуха и стада, часто встречающийся у ветхозаветных пророков, доминирует в пророчествах Захарии ( Зах.9–13 ). Особенно важно упоминание о поражении пастуха и рассеянии овец, еще одном мессианском отрывке Захарии, исполнившемся в жизни «доброго пастыря» Иисуса ( Ин.10:11 ; Евр.13:20 ; Откр.7:17 ; см. также Мф.26:31 ; Мк.14:27 ). Самый яркий момент в мессианских пророчествах Захарии – это предсказание о том, что дом Давида однажды признает Того, «Которого пронзили» ( Зах.12:10 ) – упоминание о распятии Иисуса, согласно Новому Завету ( Ин.19:37 ; Откр.1:7 ), метафора спасительной веры, согласно которой лишь те, кто признает свое участие в «пронзении» Христа своим личным грехом, смогут примириться с Богом ( Рим.5:6–11 ). Заключительная глава, Зах.14 , содержит ряд образов, особенно царской власти Бога – заключительная тема Ветхого и Нового заветов ( Зах.14:16 ; Откр.22:3 ); а также там присутствует образ света, символ славного присутствия Бога с Его народом по всей Библии ( Зах.14:7 ; Откр.21:5 ; см. также Пс.26:1; 35:10 ; Ин.8:12 ; 1Ин. 1:5 ). Аггей и Захария были пророками, дополнявшими друг друга после изгнания. Аггей был призван побуждать Божий народ к восстановлению иерусалимского храма. Захария призывал общину к покаянию и духовному возрождению. Его основной задачей было подготовить людей духовно к правильному поклонению и служению в храме, когда строительство будет завершено. После тщательного прочтения видений Захарии становится ясно, что он не просто развивал темы, уже затронутые Аггеем. Как отмечает Болдуин: «Если Аггей был строителем, ответственным за создание здания нового храма, то Захария был скорее художником, добавлявшим к строению новые окна, с их символикой, радостью и светом» (Baldwin, 59).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Черный цвет . Определение «черный» в Библии редко используется для обозначения цвета ( Лев.13:31, 37 ; Песн.1:4; 5:11 ; Зах.6:2, 6 Откр.6:5 Оно часто ассоциируется с грозным присутствием Бога в темные времена Божьего суда над грехом и злом. В Ветхом Завете картины Божьего пришествия для суда рисуются в черных тонах. В гневе Своем Бог нисходит с неба на темных облаках под ногами; его окружает мрак, когда Он пускает Свои стрелы ( Пс.17:10,12 ). День Господень, день суда за грехи, изображается пророками как «день тьмы и мрака, день облака и мглы» ( Соф.1:15 ; Иоил.2:2 ). В евангелиях сообщается, что, когда Иисус умер на кресте, понеся Божье наказание за грех, всю землю покрыла тьма ( Мф.27:45 ; Мк.15:33 ; Лк.23:44 ). Характеристика «черный» относится обычно просто к цвету предмета, однако примерно в четверти случаев этот цвет связывается с Божьим судом. В Библии он не используется как образ греха. Белый цвет . В библейской символике белый цвет используется для противопоставления черному и тьме. Он встречается в сценах избавления от Божьего гнева и подразумевает отсутствие тьмы. Это цвет небесных одеяний, и он символизирует ослепительную чистоту, рассеивающую мрак божественного гнева ( Ис.1:18 ; Дан.7:9 ; Мк.16:5 ; Откр.3:4 ). Он часто используется при описании сияния света в противоположность тьме Божьего гнева, вызванного злом и грехом. Так, в отличие от образа Бога, окруженного мраком и спускающегося для суда (напр., Пс.17:8–12 ), Иисус при преображении на горе показан в «белых как свет» одеждах ( Мф.17:2 ). В Книге Откровение искупленные тоже носят белые одежды ( Откр.3:4; 6:11; 7:14 ; в древних религиях посвященных одевали в белое льняное полотно), сидят на белых конях ( Откр.6:2 ) и получают белые камни, на которых написаны новые имена ( Откр.2:17 ; ср. с ангелами в белом, Ин.20:12 ). Новое небо и новая земля в Откровении показаны белыми и наполненными светом. В них нет ничего черного или темного, ибо темная тень божественного суда никогда больше не падет на новое Божье творение, навеки очистившееся Кровью Агнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Эта версия толкования абсолютно необоснована и противоречит ясному библейскому тексту. В греческом оригинале Откр.20:5 употреблено слово λοιπο – оставшиеся, остальные, и оно явно относится к каким-то другим людям, нежели те, которые уже воскресли. Совершенно очевидно, что эти «остальные» люди являются теми же, что и в 13-м стихе: «отдало море мёртвых» ( Откр.20:13 ), где речь идет также и о тех, кто будет «брошен в озеро огненное» ( Откр.20:15 ). Текст Евангелий говорит об одном физическом воскресении, но ни о каком оживлении «в полном смысле слова», как у Свидетелей Иеговы нигде не говорится. Эта разница показывает не только заблуждение в вопросе последовательности воскресения, но и основательно рушит учение о 1000-м земном Царстве, поскольку 1000 лет входят в период от 1-го духовного воскресения до 2-го физического воскресения и суда. Также следует обратить особое внимание на то, что в Откровении не говорится о 1000-м Царстве, а лишь о царствовании в течении 1000 лет. Следовательно, учение о буквальном 1000-м земном Царстве, в частности, в интерпретации Свидетелей Иеговы, следует признать ложным. «В Откровении же «тысячу» следует понимать буквально, потому что в 20-й главе, стихах с 5-го по 7-й это слово три раза употребляется с определенным артиклем». (Откровение, его грандиозный апогей близок!, глава 40, стр. 289). Свидетели Иеговы также хотят выставить себя знатоками греческого языка, но это только выявляет их невежество и неспособность к объективному анализу. В оригинале 20-й главы Откровения слово χλια – тысяча, употребляется также и без артикля в стихах 2 и 4. Опять же, наличие артикля – это грамматическая категория, а не ключ к буквальному или символическому пониманию. Например, в книге Откровение используется выражение 24 старца с определенным артиклем: ο! εκοσι τεσσαρες ( Откр.4:10;5:8;11:16;19:4 ). Но Свидетели Иеговы непоследовательно здесь подразумевают, что число 24 не буквально, а символизирует 144000: «24 старейшины символизируют помазанных последователей Иисуса...»; «В конечном итоге будет образовано 24 группы по 6 000 побеждающих... составляет 144 тысячи (24 х 6 000). Поскольку число 12 символизирует гармонично устроенную организацию, число 24 удваивает, или усиливает, такое устройство». (Откровение, его грандиозный апогей близок!, глава 14, стр. 77);

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Новая эпоха. Мир будет восстановлен ( Зах.8:3–8 ). Народ получит то, что Бог задумал от начала ( Мф.25:34 ). Новое небо и новая земля станут обителью праведности ( 2Пет.3:13 ). Воскресение вернет к жизни всех, кто умер незаслуженной смертью ( Откр.20:4–6 ), и всех, кто когда-либо жил ( Откр.20:12–15 ). Боль, смерть, слезы и нечистота исчезнут навсегда ( Откр.21:4, 27 ). Исцеление будет доступно всем ( Откр.21:2–3 ). Темы апокалиптических произведений чаще всего выражаются с помощью смелых и наглядных образов. Эти образы могут быть связаны с какими-то ранее упоминавшимися библейскими понятиями, но при этом по-новому истолковываться. Например, тема «Сына Человеческого» в Мк.13:26 перекликается с Дан.7 , но смысл в этих двух местах разный. Символика Книги Откровение имеет много общего с книгами Иезекииля и Даниила, но значение отдельных образов нельзя считать идентичным в том и в другом случае. Символика апокалиптических книг достаточно расплывчата, и смысл ее может меняться в зависимости от конкретного контекста. Понимание апокалиптики. Пожалуй, никакая другая сторона библейской литературы не подвергается столь искаженному истолкованию, как апокалиптические образы. Объясняется это прежде всего временным расстоянием между читателями древности и современными толкователями. Для преодоления этого разрыва необходимо следующее: 1) смотреть на эти образы с точки зрения читателей древности. Апокалиптические формы мышления были весьма распространенными не только в Библии, и для понимания библейской апокалиптической литературы и ее символики современному читателю надо освоиться с такими мировоззренческими представлениями; 2) проникнуться пониманием кризисной ситуации. Авторы апокалиптических книг пользовались эффектными приемами, чтобы отвести взгляд отчаявшихся читателей от повседневных проблем и направить его на поразительное их разрешение, предлагаемое Богом; 3) быть готовым к встрече с символическим языком. События, описываемые в апокалиптической литературе, часто показываются с использованием методов, свойственных в большей степени поэтическим произведениям: метафор, гипербол, персонификаций, аллегорий, выражения идей с помощью чисел и так далее. Эти особые эффекты позволяли показывать небо и будущее во всей их привлекательной образности; 4) помнить об устном по своей сути характере древнего общества. Литературные произведения писались для того, чтобы читать их вслух или рассказывать по памяти. Слушатели уходили с чувством, которое можно сравнить с впечатлением, полученным, скорее, от картины импрессиониста, а не от фотографии. Конкретные детали оставались загадкой, но общая картина была вполне ясной; 5) четко представлять себе цель апокалиптических книг. Они были посланием надежды угнетенным, предупреждением угнетателям и призывом обратиться в веру к тем, кто еще не определился, кому отдать свою преданность.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

В Евр.1:5–2:18 речь идет о превосходстве Христа над ангелами. В Евр.1:5 сказано, что ни один ангел не может называться сыном Бога: «Ибо кому когда из Ангелов сказал [Бог Отец]: „Ты Сын Мой... " » Поскольку Иисус – несомненный Сын Бога, а ни один ангел не может называться сыном Бога, Иисус не может быть архангелом Михаилом. Спросите: Мы знаем, что ни один ангел не может именоваться сыном Бога ( Евр.1:5 ). Иисус, напротив, является Сыном Бога. Разве из этого не следует, что Иисус не может быть архангелом Михаилом? Далее, в Евр.1:6 мы читаем, что ангелы поклонялись (proskuneo) Христу. В этом стихе употреблено то же самое слово, которое описывает поклонение Иегове Богу. Христу поклонялись точно так же, как и Отцу. Иного объяснения не существует. Иисус не ангел; ангелы поклонялись Ему. Толкователь Рэй Стедман замечает, что «в Песне Моисея к ангелам обращен призыв поклониться Яхве (Иегове). Новозаветные писатели без колебаний применяли такие отрывки к Иисусу. Многие отрывки Писания свидетельствуют, что ангелы послушались этого призыва, – особенно Иов.38:7 , Лк.2:13 и Откр.5:11–12 . Евангелие от Мк.3:11 показывает, что даже бесы (падшие ангелы) склонялись при виде Иисуса и обращались к Нему как к Сыну Бога» 393 . Из текста Послания к евреям можно сделать еще один вывод. В стихе Евр.2:5 недвусмысленно сказано, что мир не находится (и не будет) в подчинении у ангелов. Интересно, что рукописи Мертвого моря (найденные в 1947 году в Кумране) выражают надежду на то, что архангел Михаил будет занимать высокое положение в грядущем Царстве Мессии. Возможно, некоторые читатели Послания к евреям испытывали соблазн поставить ангелов выше Христа. Но в Евр.2:5 предельно ясно сказано, что ни один ангел (включая и архангелов) не будет править в Царстве Бога. Верховная власть будет принадлежать прославленному Богочеловеку Христу ( Откр.19:16 ). Но если никакой ангел не может править миром ( Евр.2:5 ), то Христос не может быть архангелом Михаилом, поскольку Писание постоянно говорит, что именно Он будет правителем Царства Божьего (напр., Быт.49:10 ; 2Цар.7:16 ; Пс.2:6 ; Дан.7:13, 14 ; Лк.1:32, 33 ; Мф.2:1–2; 9:35; 13 и далее; Откр.19:16 ). Не позволяйте Свидетелю Иеговы уйти от этой проблемы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010