Взаимная соотнесенность образов книги Откр 5: 1 и книжки Откр 10 2.3. Книжка Откр 10 как часть книги Откр 5: 1 и символ данного ап. Иоанну пророческого откровения 2.3.1. Интерпретация соотношения образов книги и книжки, предложенная Оригеном, и их связь с Апокалипсисом 2.3.2. Вывод о главах, в которых начинает раскрываться центральное пророческое откровение Апокалипсиса 2.3.3. Критика представленного мнения 2.4. Книга Откр 5: 1 и книжка Откр 10 содержат единый замысел Божий, раскрываемый в двух различных аспектах 2.4.1. Внутреннее единство образов книги и книжки, содержащих два аспекта замысла Божия, реализуемых Христом и христианами 2.4.2. Взаимное отношение содержания книги и книжки в тексте Апокалипсиса 2.4.3. Преимущества представленного мнения 3. Содержание запечатанной книги как видения Апокалипсиса 3.1. Предлагаемые границы текста, в которых завершается раскрытие содержания книги Откр 5: 1 3.2. Предлагаемые границы текста, с которых начинается раскрытие содержания книги Откр 5: 1 3.3. Версия 1: содержание книги начинает раскрываться по мере последовательного снятия печатей (Откр 6: 1) 3.3.1. Обоснование версии 3.3.2. Вывод: содержание обетованного откровения – осмысление земного зла и страданий верных 3.3.3. Иной возможный вывод о содержании обетованного откровения – начало суда над миром 3.3.4. Дискуссия о доступности содержания книги Откр 5прежде снятия всех печатей 3.4. Версия 2: содержание книги начинает раскрываться после снятия седьмой печати (Откр 8: 1) 3.4.1. Обоснование версии 3.4.2. Вывод: содержание обетованного откровения – воздаяние грешникам 3.4.3. Видения печатей как предваряющих содержание книги 3.4.4. 7-я глава как предваряющая содержание книги 3.4.5. Критика второй версии 3.5. Версия 3: содержание книги начинает раскрываться после возвещения 7-й трубы (Откр 12: 1) 3.5.1. Обоснование версии 3.5.2. Вывод: содержание обетованного откровения – главные события истории спасения человечества 3.5.3. Мнение К. Штариц, основанное на толковании книги Откр 5как «двойного документа»: видения Откр 12–22 являют суть и истинный смысл истории человечества 3.5.4.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

Образы тайны и необычности . Хотя они и не входят в число основных образов при изображении неба, существа, никогда не существовавшие в человеческом воображении, присутствуют в видениях Иезекииля и в Откровении. В видении Иезекииля изображаются живые существа с четырьмя лицами, четырьмя крыльями и ступнями ног как у тельца ( Иез.1:6–7 ). Эти создания передвигаются взад-вперед, и между ними ходит нечто вроде горящих лампад ( Иез.1:13 ). Кроме того, рядом с ними движется небесная колесница со сверкающими колесами, ободья которых полны глаз ( Иез.1:15–18 ). Описание становится еще более загадочным, когда мы читаем, что «дух животных был в колесах» ( Иез.1:21 ). Крайне необычными выглядят и картины в Книге Откровение, где показаны существа с шестью крыльями и с глазами спереди и сзади ( Откр.4:6–8 ). Все это производит впечатление, подкрепляющее представление о коренном различии между небом и землей и усиливающее ощущение тайны, окружающей небо. В конечном счете речь идет о непостижимом: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ). Небесная жизнь . В сравнении с относительно подробными описаниями неба как места в Библии содержится мало информации о делах, которые там совершаются. Они сводятся почти исключительно к поклонению (напр., Откр.4; 5; 7:9–12 ). В Откр.14:4 к этому добавляется картина искупленных, следующих за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Хотя эта тема не получила достаточного развития, читаем также, что Бог будет «обитать» со Своим народом и «с ними будет» ( Откр.21:3 ). Преобразование земных реалий падшего человечества . Важное место в библейской символике неба занимает тема о преобразовании земных реалий. Первая часть уравнения заключается в устранении или искоренении условий жизни падшего человечества. Не будет ни голода, ни жажды, ни палящего зноя ( Откр.7:16 ). Бог отрет всякую слезу ( Откр.7:17; 21:4 ), исчезнут смерть, плач и болезни, «ибо прежнее прошло» ( Откр.21:4 ). Искоренение зла выражается и в том, что небо представляет собой защищенное место: «И не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи» ( Откр.21:27 ). Полное отсутствие признаков, указывающих на опыт падшего человечества, изображается на примере ворот, которые «не будут запираться днем, а ночи там не будет» ( Откр.21:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Откр.17:11 . «И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдёт в погибель». Объясн. «Зверь», который был и которого нет – не императоры, покровительствующие Христовой церкви, а – антихрист: Откр.13:5 . Царь-зверь-антихрист не приходил на землю и, когда придёт, не будет покровительствовать какой-либо вере: Деян.11:36–37 ; 2Фес.2:3–4 . Откр.19:19–20 . «И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его. И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серой». Объясн. Под «Зверем» разумеется лжепророк, которого пошлёт антихрист (дракон) вместе с другим лжепророком пред кончиной мира отвращать людей от истинного пути: срав. Откр.12:7–17:13:1–18:16:13:20:10 . Он будет иметь особенную власть и будет словами хулить Бога: Откр.13:2:6 . Действуя по власти и силе пославшего его сатаны: Откр.20:2 , он повелит тем, которые поверят ему, сделать «образ» (по-славянски «икону») зверя, т.е. изображение другого лжепророка: Откр.13:1–10 , и заставит их поклоняться этому образу. О вольнодумцах – слугах антихриста Откр.13:18 . «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть». Объясн. В этом тексте мудрые люди видят применимое к еретикам слово «вольнодум» (цифр. гражд. 2+70+30+50+70+4+400+40) ( славян. в о ль н о д у м) так как они не пленяют ум свой в послушание Христу: 2Кор.10:5 ; срав. Лк.10:16 . Основные места Священного Писания об антихристе 2Фес.2:3–4 . Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придёт, доколе не придёт прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святыней, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. 2Фес.2:8–9 . И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьёт духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

В Библии нигде не рисуется получившая большое распространение картина загробной жизни с облаченными в белое существами, которые с безразличным видом играют на арфах, сидя на облаках. Посмертная жизнь изображается как окончательное и полное возвращение Божьего народа на землю, игравшую такую большую роль в благословениях Ветхого Завета. Согласно Откр.22:1–6 , это своего рода возвращение в Едемский сад, изначальную благословенную землю. Здесь мы видим, как библейский рассказ об искуплении завершает полный цикл: освобождение во Христе конечной целью имеет возвращение Божьего народа к изначальному благословенному состоянию в Едеме. Обетование земли в Ветхом Завете служило лишь прелюдией к реализации более значительного обетования посмертной жизни, показанной в Откр.21 и 22. В конкретных картинах потусторонней жизни верующих выделяются шесть тем. Одна из них показывает, что благословенное состояние спасенных есть состояние победы, обычно символизируемой венцом ( 1Кор.9:25 ; 2Тим.2:5; 4:8 ; Иак.1:12 ; 1Пет.5:4 ; Откр.3:11; 6:2 ), а также образом власти ( Откр.2:26–27; 3:21 ) и суда ( 1Кор.6:2–3 ). Второй образ посмертной жизни – награда за стойкость в вере в этой жизни, то есть состояние, которое Иисус назвал «радостью господина твоего» ( Мф.25:21,22 ), а в других местах оно называется просто «наградой» ( 1Кор.3:14 ; Кол.2:18 награды – Откр.22:12 В-третьих, слава, полученная верующими в загробной жизни, нетленна или неувядаема ( 1Кор.9:25; 15:42–57 ; 1Пет.1:4; 5:4 ). В-четвертых, слава посмертной жизни уже сейчас присутствует на небе – это обитель, которую Иисус отправился приготовить ( Ин.14:1–3 ), и состояние, «предназначенное» для верующих ( 1Пет.1:4 , нетленное... хранящееся на небесах для В-пятых, человек превращается в более высокое существо, сохраняя при этом свои личные и даже телесные черты ( 1Кор.15 ; Откр.2:17 , где сказано, что каждый святой получает на небе «новое имя», известное только ему самому и Христу). Наконец, будущая жизнь святых на небе состоит из определенных дел в конкретном месте, из которых главное – прославление Бога ( Откр.4; 19:1–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Их основная задача заключается в поклонении, и при этом подразумевается, что в богослужениях церкви отражается небесное поклонение. В Кол.2:18 Павел призывает колоссян не поддаваться обольщению тех, кто восторгается своим доступом к «служению Ангелов», то есть небесному поклонению, совершаемому ангелами на небесном собрании (такое истолкование выглядит более вероятным, нежели «служение, направленное на ангелов»). Павел предостерегает против тех, кто проповедует строгий аскетизм, который якобы позволяет получить доступ к этому небесному поклонению ( Кол.2:20–23 ). В противовес этому Павел рисует образ верующих, «воскресших со Христом» и ищущих «горнего, где Христос сидит одесную Бога» ( Кол.3:1 ). Филиппийцам Павел напоминает, что их жительство – на небесах ( Флп.3:20 ), а ефесянам – что они получили благословение «в небесах» ( Еф.1:3 ), ибо Бог «воскресил [нас] с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» ( Еф.2:6 ). Однако наиболее полно тема божественного собрания разработана в Книге Откровение. В Откр.4–5 провидец вошел в небесный тронный зал, где увидел сначала Бога Отца, сидящего на престоле в окружении четырех живых существ, беспрестанно возносящих Ему хвалу ( Откр.4:6–8 ). Далее вокруг престола располагались двадцать четыре престола ( Откр.4:4 ), на которых сидели двадцать четыре старца – ангельские существа, которые падали в благоговении, полагали венцы свои пред престолом и воздавали Богу славу и честь. В руке у Сидящего на престоле находилась книга, открыть которую не был достоин никто, за исключением Агнца, «как бы закланного» и стоявшего между престолом и четырьмя живыми существами ( Откр.5:5–7 ). Агнцу в небесном собрании поклонялись так же, как и Сидящему на престоле. Число ангелов на собрании увеличилось и составило «тьмы тем и тысячи тысяч», а затем к ним в небесном прославлении присоединилась вся вселенная – «всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею и на море, и все, что в них» ( Откр.5:11, 13 ). В следующей сцене мы видим 144000 мучеников, «пришедших от великой скорби» ( Откр.7:14 ), стоявших пред престолом и пред Агнцем и возносивших хвалу Богу и Агнцу ( Откр.7:9–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Символика . Хотя образы в Откровении обращаются, в первую очередь, к воображению на чувственном или физическом уровне, важно сознавать, что эти образы и повествовательные мотивы служат символами будущей и/или трансцендентной реальности. В Книге Откровение в качестве символов выступают образы персонажей и событий, которые реально существуют или реально произойдут, но не в буквальном смысле. В видении четырех коней ( Откр.6:1–8 ), например, используются образы и символы для изображения грядущей эпохи, которую Иисус точно предсказал, охарактеризовав ее как время, когда «восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам» ( Мф.24:7 ). Другим герменевтическим ключом к пониманию смысла образов в Откровении служит Откр.12:1–6 , где речь идет о том, как рожденный женщиной младенец избежал козней дракона. Мы не воспринимаем эти подробности как реальные события, но они напоминают о действительных событиях, в частности о рождении Мессии (младенец, которому надлежит пасти все народы [ Отк. 12:5 ]) в народе Израиля (женщина в родах), о неспособности сатаны погубить Христа во время Его земной жизни и о вознесении Христа на небо. Символика присутствует уже в письмах к семи церквам. Здесь читаем о мече уст Иисуса ( Откр.2:16 ); о людях, которые не осквернили своих одежд ( Откр.3:4 ); о прославленных верующих, каждый из которых станет столпом в храме ( Откр.3:12 ); о христианах, которые ни холодны, ни горячи ( Откр.3:16 ); о стоящем у Двери и стучащем Христе ( Откр.3:20 ). Мы не воспринимаем эти образы буквально. Это физические символы духовной реальности. Для истолкования символических видений в Откровении нам не надо искать эзотерического смысла. Главный вопрос, который следует ставить при рассмотрении каждого конкретного отрывка, следующий: символическим вариантом какого богословского понятия (напр., искупление, суд, добро, зло) или события истории спасения (конечный суд, прославление на небе, грядущая скорбь и т.д.) служит данный отрывок. В частности, в книге неоднократно раскрываются основные моменты эсхатологических событий, предсказанных Иисусом в речи на Елеонской горе ( Мф.24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Венец в Библии – символ царской власти (напр., Пс.88:20–21 ) или даже искупления ( Ис.62:3 ; Иак.1:12 ; 1Пет.5:4 ; Откр.2:10 ), но в Зах.6:11, 14 корона дается Первосвященнику Иисусу – что указывает метафорически на слияние должностей царя и священника в Иерусалиме после изгнания и предвещает служение Мессии ( Пс.109:4 ; см. также Евр.7:11–28 ). Довольно необычное символическое действие, хватание за полу одежды ( Зах.8:23 ), указывает на полную зависимость и часто бывает актом отчаяния со стороны хватающегося ( Ис.4:1 ; см. также впечатляющую историю о больной женщине, которая дотронулась до края одежды Иисуса в надежде на исцеление от хронического кровотечения, Мф.9:19–22 ). Один из наиболее известных мессианских образов у Захарии – это царь Иерусалима, который с триумфом въезжает в город на осле, символе смирения и мира в библейском мире (см. Мф.21:2, 5, 7 ; Ин.12:15 ). Образ пастуха и стада, часто встречающийся у ветхозаветных пророков, доминирует в пророчествах Захарии ( Зах.9–13 ). Особенно важно упоминание о поражении пастуха и рассеянии овец, еще одном мессианском отрывке Захарии, исполнившемся в жизни «доброго пастыря» Иисуса ( Ин.10:11 ; Евр.13:20 ; Откр.7:17 ; см. также Мф.26:31 ; Мк.14:27 ). Самый яркий момент в мессианских пророчествах Захарии – это предсказание о том, что дом Давида однажды признает Того, «Которого пронзили» ( Зах.12:10 ) – упоминание о распятии Иисуса, согласно Новому Завету ( Ин.19:37 ; Откр.1:7 ), метафора спасительной веры, согласно которой лишь те, кто признает свое участие в «пронзении» Христа своим личным грехом, смогут примириться с Богом ( Рим.5:6–11 ). Заключительная глава, Зах.14 , содержит ряд образов, особенно царской власти Бога – заключительная тема Ветхого и Нового заветов ( Зах.14:16 ; Откр.22:3 ); а также там присутствует образ света, символ славного присутствия Бога с Его народом по всей Библии ( Зах.14:7 ; Откр.21:5 ; см. также Пс.26:1; 35:10 ; Ин.8:12 ; 1Ин. 1:5 ). Аггей и Захария были пророками, дополнявшими друг друга после изгнания. Аггей был призван побуждать Божий народ к восстановлению иерусалимского храма. Захария призывал общину к покаянию и духовному возрождению. Его основной задачей было подготовить людей духовно к правильному поклонению и служению в храме, когда строительство будет завершено. После тщательного прочтения видений Захарии становится ясно, что он не просто развивал темы, уже затронутые Аггеем. Как отмечает Болдуин: «Если Аггей был строителем, ответственным за создание здания нового храма, то Захария был скорее художником, добавлявшим к строению новые окна, с их символикой, радостью и светом» (Baldwin, 59).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Черный цвет . Определение «черный» в Библии редко используется для обозначения цвета ( Лев.13:31, 37 ; Песн.1:4; 5:11 ; Зах.6:2, 6 Откр.6:5 Оно часто ассоциируется с грозным присутствием Бога в темные времена Божьего суда над грехом и злом. В Ветхом Завете картины Божьего пришествия для суда рисуются в черных тонах. В гневе Своем Бог нисходит с неба на темных облаках под ногами; его окружает мрак, когда Он пускает Свои стрелы ( Пс.17:10,12 ). День Господень, день суда за грехи, изображается пророками как «день тьмы и мрака, день облака и мглы» ( Соф.1:15 ; Иоил.2:2 ). В евангелиях сообщается, что, когда Иисус умер на кресте, понеся Божье наказание за грех, всю землю покрыла тьма ( Мф.27:45 ; Мк.15:33 ; Лк.23:44 ). Характеристика «черный» относится обычно просто к цвету предмета, однако примерно в четверти случаев этот цвет связывается с Божьим судом. В Библии он не используется как образ греха. Белый цвет . В библейской символике белый цвет используется для противопоставления черному и тьме. Он встречается в сценах избавления от Божьего гнева и подразумевает отсутствие тьмы. Это цвет небесных одеяний, и он символизирует ослепительную чистоту, рассеивающую мрак божественного гнева ( Ис.1:18 ; Дан.7:9 ; Мк.16:5 ; Откр.3:4 ). Он часто используется при описании сияния света в противоположность тьме Божьего гнева, вызванного злом и грехом. Так, в отличие от образа Бога, окруженного мраком и спускающегося для суда (напр., Пс.17:8–12 ), Иисус при преображении на горе показан в «белых как свет» одеждах ( Мф.17:2 ). В Книге Откровение искупленные тоже носят белые одежды ( Откр.3:4; 6:11; 7:14 ; в древних религиях посвященных одевали в белое льняное полотно), сидят на белых конях ( Откр.6:2 ) и получают белые камни, на которых написаны новые имена ( Откр.2:17 ; ср. с ангелами в белом, Ин.20:12 ). Новое небо и новая земля в Откровении показаны белыми и наполненными светом. В них нет ничего черного или темного, ибо темная тень божественного суда никогда больше не падет на новое Божье творение, навеки очистившееся Кровью Агнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Новая эпоха. Мир будет восстановлен ( Зах.8:3–8 ). Народ получит то, что Бог задумал от начала ( Мф.25:34 ). Новое небо и новая земля станут обителью праведности ( 2Пет.3:13 ). Воскресение вернет к жизни всех, кто умер незаслуженной смертью ( Откр.20:4–6 ), и всех, кто когда-либо жил ( Откр.20:12–15 ). Боль, смерть, слезы и нечистота исчезнут навсегда ( Откр.21:4, 27 ). Исцеление будет доступно всем ( Откр.21:2–3 ). Темы апокалиптических произведений чаще всего выражаются с помощью смелых и наглядных образов. Эти образы могут быть связаны с какими-то ранее упоминавшимися библейскими понятиями, но при этом по-новому истолковываться. Например, тема «Сына Человеческого» в Мк.13:26 перекликается с Дан.7 , но смысл в этих двух местах разный. Символика Книги Откровение имеет много общего с книгами Иезекииля и Даниила, но значение отдельных образов нельзя считать идентичным в том и в другом случае. Символика апокалиптических книг достаточно расплывчата, и смысл ее может меняться в зависимости от конкретного контекста. Понимание апокалиптики. Пожалуй, никакая другая сторона библейской литературы не подвергается столь искаженному истолкованию, как апокалиптические образы. Объясняется это прежде всего временным расстоянием между читателями древности и современными толкователями. Для преодоления этого разрыва необходимо следующее: 1) смотреть на эти образы с точки зрения читателей древности. Апокалиптические формы мышления были весьма распространенными не только в Библии, и для понимания библейской апокалиптической литературы и ее символики современному читателю надо освоиться с такими мировоззренческими представлениями; 2) проникнуться пониманием кризисной ситуации. Авторы апокалиптических книг пользовались эффектными приемами, чтобы отвести взгляд отчаявшихся читателей от повседневных проблем и направить его на поразительное их разрешение, предлагаемое Богом; 3) быть готовым к встрече с символическим языком. События, описываемые в апокалиптической литературе, часто показываются с использованием методов, свойственных в большей степени поэтическим произведениям: метафор, гипербол, персонификаций, аллегорий, выражения идей с помощью чисел и так далее. Эти особые эффекты позволяли показывать небо и будущее во всей их привлекательной образности; 4) помнить об устном по своей сути характере древнего общества. Литературные произведения писались для того, чтобы читать их вслух или рассказывать по памяти. Слушатели уходили с чувством, которое можно сравнить с впечатлением, полученным, скорее, от картины импрессиониста, а не от фотографии. Конкретные детали оставались загадкой, но общая картина была вполне ясной; 5) четко представлять себе цель апокалиптических книг. Они были посланием надежды угнетенным, предупреждением угнетателям и призывом обратиться в веру к тем, кто еще не определился, кому отдать свою преданность.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Трудолюбивый муравей ставится в пример, потому что он «заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою», в укор ленивцам, любящим поспать ( Притч.6:8–9 ). Образ жатвы служит также источником метафор и сравнений: «Что прохлада от снега во время жатвы [намек на желание жнеца, чтобы во время жатвы стояла прохладная погода], то верный посол для посылающего его» ( Притч.25:13 ). «Как снег летом и дождь во время жатвы, так честь неприлична глупому» ( Притч.26:1 ). Жатва в символическом смысле . Люди, для которых сбор урожая играл первостепенную роль в их жизни, должны были неизбежно сделать жатву источником символов. В Библии принцип «что посеешь, то и пожнешь» применяется к различным жизненным ситуациям ( Иов.4:8; 13:26 ; Притч.22:8 ; Ос.8:7 ; Агг. 1:6 ; Ин.4:37 ; Рим.1:13 ; 1Кор.9:11 ; 2Кор.9:6, 10 ; Гал.6:7–8, 9 ). Яркие метафоры мы видим также в местах, где говорится о символическом севе правды и жатве милости ( Ос.10:12 ), о возделывании нечестия и жатве беззакония ( Ос.10:13 ), о грядущем апокалиптическом веке, когда «пахарь застанет еще жнеца» ( Ам.9:13 ), когда «жатва праведности... наступает через Иисуса Христа» ( Флп.1:11 NRSV) и «жатва правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» ( Иак.3:18 ). В обоих Заветах конкретные действия, связанные со временем жатвы, служат выражением образов Божьего суда над злом, например, серпы и точило ( Иоил.3:13 ), отделение и сжигание плевел ( Мф.13:30 ), сжигаемая или уносимая ветром мякина ( Пс.1:4 34:5 Мф.3:12 ) и сбор винограда, тесно связанный с выжиманием сока в точиле и вызывающий в воображении кровь суда ( Откр.14:17–20 ). Вместе с тем, важно отметить, что жатва сама по себе редко используется в качестве отрицательного образа суда ( Ос.6:11 ). Сбор урожая зерна в Мк.4:29 служит положительным образом собирания людей в Царство. В изображении Сына Человеческого с острым серпом ( Откр.14:14–16 ) тоже выражается, вероятно, положительный образ жатвы искупленных (пшеницы), на которую указывают «первенцы» из числа «искупленных» в Откр.14:1–5 , но за ней сразу же следует картина сбора винограда, то есть образ суда (Bauckham, 94–98).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010