3. Передать на решение очередного Архиерейского Собора вопрос об общецерковной канонизации митрополита Московского Макария (Невского; 1835-1926), протоиерея Алексия Мечева (1859-1923) и иеросхимонаха Алексия (Соловьева; † 1928). Слушали: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о состоявшемся заседании Центрального комитета Всемирного Совета Церквей (26 августа-3 сентября 1999 года). Постановили: 1. Доклад принять к сведению. 2. Одобрить позицию делегации Русской Православной Церкви. 3. Отделу внешних церковных сношений Московского Патриархата поручить формирование делегации Русской Православной Церкви для работы в Специальной комиссии по участию Православной Церкви во Всемирном Совете Церквей. Слушали: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, об изменении статуса ставропигиального Крестовоздвиженского храма в Мюнхене (Германия). Постановили: 1. Крестовоздвиженский храм в Мюнхене (Германия), включить в состав Берлинско-Германской епархии. 2. Архиепископу Берлинскому и Германскому Феофану осуществлять архипастырское попечение об общине Крестовоздвиженского храма в Мюнхене. Слушали: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о поступившем обращении настоятеля храма-памятника Покрова Пресвятой Богородицы в городе Оттава (Канада) протоиерея Димитрия Севера и Приходского совета данной общины, находящихся в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей, о принятии в лоно Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). Справка. Архиепископ Каширский Марк, Управляющий Патриаршими приходами в Канаде, в рапорте от 27 сентября сего года сообщил о состоявшемся 26 сентября 1999 года приходском собрании прихода храма-памятника Покрова Пресвятой Богородицы в городе Оттава (Канада), на котором обсуждался и был поставлен на голосование вопрос о присоединении данного прихода к Матери-Церкви. Все участники собрания (83 человека из 100 приписанных к приходу) поддержали предложение настоятеля прихода протоиерея Димитрия Севера и Приходского совета о воссоединении прихода Покровского храма-памятника с Матерью-Церковью, о чем и было направлено обращение настоятеля храма и Приходского совета Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию.

http://mospat.ru/archive/86368-opredelen...

Постановили: 1. Принять приход храма-памятника Покрова Пресвятой Богородицы в городе Оттава (Канада) в каноническую юрисдикцию Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). 2. Настоятелем храма-памятника Покрова Пресвятой Богородицы в городе Оттава (Канада), назначить протоиерея Димитрия Севера. 3. Архиепископу Каширскому Марку, Управляющему Патриаршими приходами Московского Патриархата в Канаде, осуществлять архипастырское попечение о вновь принятой общине Покровского храма-памятника в городе Оттава (Канада). Слушали: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Постановили: 1. Игумена Серафима (Мелконяна), члена Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, в связи с окончанием срока командировки освободить от должности духовника Горненского женского монастыря в Иерусалиме и направить в распоряжение Председателя Отдела внешних церковных сношений митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. 2. Протоиерея Виктора Мнояна, заштатного клирика Владимирской епархии, направить в Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме для прохождения пастырского служения в Горненском женском монастыре. Слушали: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о назначении настоятеля в храм святой мученицы Зинаиды в Рио-де-Жанейро Аргентинской и Южноамериканской епархии. Постановили: Настоятелем храма святой мученицы Зинаиды в Рио- де-Жанейро назначить игумена Сергия (Зятькова), клирика Смоленской епархии. Слушали: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о Спасо-Преображенском монастыре в городе Рославле Смоленско-Калининградской епархии. Постановили: 1. Игумена Сергия (Зятькова) в связи с направлением в длительную загранкомандировку освободить от должности настоятеля Спасо-Преображенского монастыря в городе Рославле Смоленской области. 2. Настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в городе Рославле назначить иеромонаха Корнилия (Ефимова), клирика Смоленско-Калининградской епархии.

http://mospat.ru/archive/86368-opredelen...

Слушали: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о визите в Москву с 26 по 29 ноября 1999 года Блаженнейшего митрополита Чешских земель и Словакии Дорофея. Постановили: Возблагодарив Господа за состоявшееся торжественное открытие в Москве Представительства Православной Церкви Чешских земель и Словакии и молитвенное общение Предстоятелей двух Поместных Православных Церквей, свидетельствовать о неразрывности и крепости братских духовных связей Русской Православной Церкви и Православной Церкви Чешских земель и Словакии, способствующих благословенному всеправославному единству. Слушали: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о состоявшихся межправославных подготовительных встречах членов Специальной комиссии по православному участию во Всемирном Совете Церквей декабря 1999 года, Шамбези (Швейцария)] и первом заседании Специальной комиссии по православному участию во Всемирном Совете Церквей декабря 1999 года, Морж (Швейцария)]. Постановили: 1. Доклад принять к сведению. 2. Одобрить позицию делегации Русской Православной Церкви. Слушали: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о V Всемирном Русском Народном Соборе, состоявшемся в Москве 6-7 декабря 1999 года. Постановили: 1. Выразить удовлетворение фактом проведения в Московском Свято-Даниловом монастыре V Всемирного Русского Народного Собора, прошедшего при участии его Главы — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия П, иерархов и священнослужителей Русской Православной Церкви, представителей высшей государственной власти, руководителей российских министерств, глав органов власти субъектов Федерации, лидеров фракций Государственной Думы и избирательных объединений, представителей общин нехристианских религий, видных ученых, деятелей культуры и образования, лидеров общественных организаций, руководителей региональных отделений ВРНС, делегатов русских общин ряда стран.

http://mospat.ru/archive/86367-opredelen...

Слушали: Прошение Преосвященного архиепископа Орловского и Ливенского Паисия о назначении монахини Антонии (Лошиной) настоятельницей женского монастыря святой Марии Магдалины села Никольского Должанского района Орловской области. Постановили: Утвердить настоятельницей женского монастыря святой Марии Магдалины села Никольского Должанского района Орловской области монахиню Антонию (Лошину) с возложением наперсного креста по должности. Слушали: Прошение Преосвященного архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия о благословении на открытие Свято-Троицкого мужского монастыря в городе Соликамске Пермской области и о назначении настоятеля. Постановили: 1. Благословить открытие Свято-Троицкого мужского монастыря в городе Соликамске Пермской области для возрождения в нем монашеской жизни. 2. Утвердить настоятелем Свято-Троицкого мужского монастыря г. Соликамска Пермской области иеромонаха Сергия (Литовченко). Слушали: Прошение Преосвященного архиепископа Ташкентского и Среднеазиатского Владимира о преобразовании подворья Ташкентского Свято-Троицкого Никольского монастыря в городе Кара-Балта (Республика Киргизия) в женский монастырь Казанской иконы Божией Матери и о назначении настоятельницы. Постановили: 1. Благословить преобразование подворья Ташкентского Свято-Троицкого Никольского монастыря в городе Кара-Балта (Республика Киргизия) в женский монастырь Казанской иконы Божией Матери. 2. Утвердить инокиню Ираиду (Гусарову) настоятельницей женского монастыря Казанской иконы Божией Матери города Кара-Балта (Республика Киргизия) с возложением наперсного креста по должности. Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о состоявшихся 15 января 1999 года в Кишиневе переговорах с делегацией Румынского Патриархата по проблемам, связанным с присутствием юрисдикции Румынского Патриархата на территории Молдавии. Справка. 5 января 1999 года согласно договоренности между Предстоятелями Русской и Румынской Православных Церквей в Кишиневе прошла очередная встреча делегаций Русской Православной Церкви и Румынского Патриархата по проблемам, связанным с присутствием юрисдикции Румынского Патриархата на территории Молдавии. Делегацию Московского Патриархата возглавил Председатель Отдела внешних церковных сношений митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. В переговорах также принял участие митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир. По результатам переговоров было подписано коммюнике, текст которого прилагается. Председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата принял Президент Республики Молдавии Петр Лучинский, с которым состоялась обстоятельная беседа о церковной ситуации в Молдавии.

http://mospat.ru/archive/86371-opredelen...

По словам Патриарха Кирилла, в то время Отдел внешних церковных сношений «был на самой передовой линии борьбы за существование нашей Церкви». В недрах этого учреждения велась мудрая и последовательная работа, чтобы приостановить гонения, сделать их неэффективными, убедить власти «прекратить порочную практику дискриминации верующих людей». «Это было единственное учреждение в нашей Церкви, которое на стыке церковно-государственных отношений защищало нашу Православную Церковь», — подчеркнул Святейший Владыка. Предстоятель Русской Православной Церкви также отметил, что без малого 20 лет сам возглавлял Отдел внешних церковных связей. Это было время смены государственного строя, время, когда разрушалась экономика. И руководство Отдела, с одной стороны, прилагало все силы, чтобы в очень трудных экономических условиях сохранить учреждение, а с другой — сделать его дееспособным и нацеленным на решение тех задач, которые возникали у Церкви. «Церковь изнутри пыталась воздействовать на народ с тем, чтобы сохранился его дух, вера православная, любовь к Отечеству», — свидетельствовал Патриарх Кирилл. Его Святейшество особо подчеркнул, что к числу важнейших задач, которые сегодня стоят перед Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата, относится «работа по преодолению расколов во Вселенском Православии, которые порождены незаконным, антиканоническим и безумным вторжением Константинопольского Патриарха на Украину». «Надеюсь, что Преосвященный митрополит Иларион, владыка Леонид, отец Николай, отец Филарет и весь коллектив Отдела внешних церковных связей будут делать все для того, чтобы был преодолен раскол в Православной Церкви. И чтобы мы в этом соборе вместе с главами Поместных Православных Церквей однажды смогли бы отслужить Божественную евхаристию и причаститься от одной чаши. Верим, что когда-нибудь это произойдет. Но для того, чтобы это произошло как можно скорее, как мы говорим, во благовремении, нужно всем вместе молиться. Вся Церковь должна молиться за преодоление разделений, а трудиться на этом поприще должны те учиненные братья и сестры, которые работают в Отделе внешних церковных связей», — сказал в завершение Предстоятель Русской Церкви и призвал на руководство и сотрудников Отдела Божие благословение.

http://radonezh.ru/2021/09/28/svyateyshi...

Скандальность этой ситуации в предельной форме обозначила непримиримое противоречие в оценке личности и деяний наиболее харизматичного, деятельного, эффективного и системно мыслящего иерарха наших дней. По одну сторону оказались Церковь, государство и общество современной России, по другую – воинствующий московский комсомолец Бычков. И совершенно очевидно, на чьей стороне здесь правда, до поры до времени остающаяся, к прискорбию, вне поля зрения руководства газеты, предоставляющей свои страницы для публикации нескончаемой и одиозной бычковианы. Собственно, на этом можно было бы поставить точку, если бы С.Бычков, глумливо пообещавший " внести свою лепту в славное празднование " 60-летия Владыки Кирилла, не повторил на страницах своего неразборчивого издания старые и давно опровергнутые ложные обвинения, добавив к ним новое вранье. Стремясь создать видимость объективности, С.Бычков начинает свою статью цитатой из поздравительного адреса сотрудников Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, направленного Владыке Кириллу: " ...Поскольку Отдел внешних церковных сношений был в нашей Церкви единственной центральной общецерковной структурой, обладавшей достаточно большим и квалифицированным аппаратом, Вы, по благословению Святейшего Патриарха, приступили силами Отдела к созданию церковно-социальных программ. Существующие ныне при Священном Синоде Отделы по религиозному образованию и катехизации, по церковной благотворительности и социальному служению, по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, Миссионерский отдел берут свои истоки в Отделе внешних церковных сношений, и это, бесспорно, Ваша заслуга перед Церковью " . Все вышесказанное, как говорится, не комплимент, а констатация факта. Вот только приведенный текст был написан ровно десять лет назад – к предыдущему, 50-летнему юбилею Владыки Кирилла. Почему же С.Бычков заставляет свою газету баловать читателя новостями десятилетней давности? Возможно, ему не под силу заставить себя цитировать нынешние поздравительные послания митрополиту Кириллу, поступившие от высшего политического руководства государства, от ведущих представителей общественных сил страны, а также от заслуженных и уважаемых соотечественников, составляющих славу нынешней России. Ведь дань высокого признания, воздаваемая ими созидательным трудам Владыки Кирилла и в его лице – Русской Церкви, согласитесь, неважно сочеталась бы с задушевной бычковской идеей о " митрополите-разрушителе " .

http://religare.ru/2_35501.html

2. Представителем Московского Патриархата в Эстонии назначить архимандрита Елисея (Ганабу), секретаря Отдела внешних церковных сношений по межправославным связям и загранучреждениям Русской Православной Церкви, с сохранением возложенного на него послушания в Отделе внешних церковных сношений. Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии по вопросу о мученической кончине священника Григория Ивановича Аверина (1889-1937), клирика Ивановской епархии, на предмет его канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Постановили: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Вопрос о канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских священника Григория Ивановича Аверина (1889-1937) для общецерковного почитания передать на решение очередного Архиерейского Собора. Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии по вопросу о святительском служении и мученической кончине Преосвященного Гермогена (Долганева; 1858-1918), епископа Тобольского и Сибирского, на предмет его канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Постановили: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Вопрос о канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских Преосвященного епископа Гермогена (Долганева; 1858-1918) для общецерковного почитания передать на решение очередного Архиерейского Собора. Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии по вопросу о святительском служении и мученической кончине Преосвященного Кирилла (Смирнова; 1863-1937), митрополита Казанского и Свияжского, на предмет его канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

http://mospat.ru/archive/86370-opredelen...

Здесь не " МК " , и потому подробно разбирать весь этот компромат на иерархов незачем. Имеет смысл подробно остановиться разве что на одном мифе " кирилло-мефодиевского " противостояния: это миф о том, что Мефодий, из бывших " чекистов в рясах " , в сегодняшнем политическом раскладе представляет интересы т.н. " питерских " , тогда как Кирилл, давно и прочно связанный с олигархами, скорее " семейный " . Применительно к митрополитам это звучит диковато, но лишь до тех пор, пока не становится понятно, что высший иерарх Церкви по уровню власти - количеству собственности и людей, находящихся в управлении - вполне сопоставим с федеральным министром, если не превосходит его. В этой ситуации аппаратная победа Кирилла случилась " в противоход " общей тенденции к " чекистскому реваншу " . И Кирилл это понимает - он остался один, в очень неприятной ситуации, когда все ждут от него предложений и гарантий, которых он не может дать. Сейчас он пытается, как может, " застолбить " фактическое положение фаворита этих странных " выборов " . Собственно, история с " объединением Церквей " - Московского патриархата и Зарубежной церкви - это тоже результат деятельности Кирилла (который, кстати говоря, возглавляет Отдел внешних церковных сношений МП). Более того: как говорят, именно на условиях организации объединения церквей президент Путин готов согласиться на Кирилла-патриарха. Технология объединения на данный момент выглядит так. Вместо разных зарубежных автокефалий, автономных и полуавтономных образований, входящих в структуру РПЦ, единая Зарубежная епархия, в которую и входят представители РПЦЗ - и которую, скорее всего, возглавит какой-то их представитель. Соответственно, отдел внешних церковных сношений расформировывается, полностью вливаясь во вновь создаваемую епархию, а его глава переходит с повышением " на другую работу " . Иными словами, шансов не согласиться на его избрание Патриархом у власти не Похожая ситуация в нашей церкви уже была - накануне смерти патриарха Пимена в 1989 году. Тогда вторым лицом в Синоде был украинс кий митрополит Филарет (Денисенко) - фактический глава Церкви при старом и больном Патриархе. Однако, когда поле смерти Пимена в 1990 году собрался церковный Собор, Филарету отказало в поддержке массовое духовенство. Филарет, так и не став патриархом Всея Руси, через год в церковный раскол, создав на Украине собственное национал-православие антимосковской направленности. Сейчас он официально именуется " Патриарх Киевский и всея Руси-Украины " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2003/1...

В советской прессе, печатавшей все постановления правительства, имеется также распоряжение СНК об учреждении Совета по делам РПЦ. Советское правительство создало специальный орган для «помощи» Церкви и реагирования на все острые проблемы, возникающие в церковной среде. Некоторые иностранные корреспонденты, приезжавшие в Советский Союз и желавшие убедиться в том, что никаких гонений на Церковь не существует, а наоборот, приглашались для беседы с представителями Совета. Чаще всего корреспондентов принимал Г.Г. Карпов, как Председатель Совета, чем оказывал высокую честь гостю. Во время беседы могли присутствовать и другие члены Совета, например И.И. Иванов или Г.Т. Уткин. Учитывая то, что идеологические вопросы стояли на первом месте в политике государства, Совет старался запросить вопросы предполагаемого интервью заранее. Хотя провокационных вопросов, как свидетельствуют архивные материалы, гости и не задавали. Видимость свободы вероисповедания была очевидна. Иностранцам показывали действующие православные церкви, где проходили богослужения, иногда, по предварительному согласованию с Советом, иностранных гостей мог принять Председатель Отдела внешних церковных сношений – митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич). Но, по-видимому, митрополит Николай не очень любил подобные приемы и чаще всего отказывался от встречи под благовидным предлогом. В Советском Союзе действовали духовные школы, функционировала Московская Патриархия – все это заставляло иностранных представителей, окруженных заботой и вниманием, поверить в полную свободу вероисповеданий, что имело отражение в публикациях иностранной прессы. При организации Совета по делам Русской Православной Церкви в круг его обязанностей никак не входила организация приемов и сопровождение иностранных гостей, но позже в 1948 году в Совете был создан Иностранный отдел, который состоял из двух человек. В круг обязанностей этого отдела входило взаимодействие с Отделом внешних церковных сношений Московской Патриархии, прием иностранцев, согласование их пребывания в СССР, а также их передвижение. Также отдел занимался аналитической работой – отслеживал публикации по религиозных вопросам в иностранной прессе, при необходимости осуществлял переписку с Посольствами, оказывал помощь в оформлении въездных виз и документов для выезда за границу.

http://bogoslov.ru/article/1603819

В этот момент в истории высшего церковного управления происходит, казалось бы, незначительное, но имевшее далеко идущие последствия событие: в его составе появляется 30-летний архимандрит Никодим (Ротов; †1978). В 1960 г. он возглавил Отдел внешних церковных сношений, а позднее и Издательский отдел (до 1963 г.). С этого момента постепенно центр церковного управления из Чистого переулка перемещается на улицу Рылеева (сегодня — Гагаринский переулок), куда вскоре переехал ОВЦС. Точнее, у высшего управления Русской Православной Церкви появляются несколько центров: центр легитимности остается в Патриархии, а центром эффективности становится ОВЦС. С 1961 года — с момента вхождения еп. Никодима (Ротова) в Священный Синод можно отсчитывать новый период в истории высшего церковного управления. Формально ничего не изменилось. Священный Синод лишь пополнился двумя постоянными членами. (Их теперь стало пять.) Но в ОВЦС епископ, затем — митрополит Никодим создает разветвленный, четко действующий аппарат. Теперь именно здесь концентрируются интеллектуальные силы Церкви. В 1959 г. в Отделе начинает работать выпускник богословского факультета в Варшаве будущий протопресвитер Виталий Боровой. Митр. Никодим лично занимается подбором кадров на ключевые церковные посты. В результате ему удается вырастить собственное поколение архиереев и церковных деятелей. Его активная международная деятельность во многом ослабила пресс государства . Известно, что именно приглашение студентов-африканцев в Ленинградскую духовную академию позволило предотвратить ее закрытие . В силу своей харизмы митр. Никодим становится фактическим главой Русской Церкви, и в силу этого Отдел берет на себя функции не только сугубо внешних связей, но и вообще связей с «внешним» миром , в частности, с государственными органами. В ведении Управления делами, возглавляемого архиеп. Пименом (Извековым), будущим Патриархом, de facto оказываются лишь внутренние дела Церкви. Никодимовская схема церковного управления за 20 лет своего «идеального» функционирования показала свою эффективность. Рассредоточение центров легитимности и эффективности церковного управления было блестящим тактическим ходом. Оно дало возможность высшему церковному управлению действовать даже в эпоху хрущевских гонений, не допустило его полного паралича и в конечном счете ослабило давление на Церковь. Но здесь был заложен и серьезный недостаток: рассредоточение функций между разными органами управления было чревато их взаимной изолированностью. Увеличение патриархийного аппарата имело следствием формализацию отношений внутри синодальных структур — недостаток, который мог бы быть компенсирован высокой идейной мотивацией их сотрудников. Однако «никодимовское» поколение архиереев не было так спаяно идейно, как послевоенное, похоже, оно вообще не имело общей идеологии. Его монолитность и монолитность бицентристского высшего церковного управления держалась исключительно на личности митр. Никодима и его энергии.

http://bogoslov.ru/article/405847

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010