9. Четверг. Отдание праздника Сретения Господня. Обретение мощей свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (службу зри 26 сентября) . Мч. Никифора. Обретение мощей свт. Иннокентия, еп. Иркутского (службу зри 26 ноября) . Прп. Панкратия Печерского, в Дальних пещерах. Прпп. Никифора и Геннадия, Важеозерских . Совершается славословная служба отдания праздника Сретения Господня (А) . Примечание. Служба мч. Никифора может быть перенесена на повечерие . Если настоятель изволит совершать полиелейную службу свт. Тихона, патриарха Московского и всея России, вместе с отданием праздника Сретения Господня, можно руководствоваться 1-й Марковой главой Типикона под 25 мая: «Аще ли случится Обретение главы Предтечевы в пяток 7-я недели по Пасце, во отдание Вознесения Христова, или в субботу пред Неделею Всех святых, во отдание праздника Пятьдесятницы» (Б) . А. На вседневной вечерне кафизма 12-я. На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 1-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Да отверзется дверь Небесная...». Входа нет. Прокимен дня. Паримий нет. На стиховне стихиры праздника, глас 7-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Иже на Херувимех носимый...». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды). Отпуст: «Иже во объятиих...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й. Канон праздника со ирмосом на 14 (ирмосы по дважды). Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия праздника: «Сушу глубородительную...». По 3-й песни – седален праздника, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 1-й. На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. (Совершается обычное каждение.) 1-й лик поет первый припев: «Богородице Дево, упование христианом, покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих» , и ирмос: «В законе сени и писаний...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-02-22/

Архив Пн 26. Понедельник 4-й седмицы, Крестопоклонной. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. Служба совершается по главе Типикона под 26 марта: «Аще случится отдание Благовещения Пресвятыя Богородицы в понедельник 4-я или 5-я, или 6-я недели постов» (Типикон, 26 марта, «Указ о отдании Благовещения Пресвятыя Богородицы»). Вечерня. Подробное изложение порядка богослужения в Неделю вечера см. 4 марта. Кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди, глас 8-й и глас 3-й – 3, праздника , глас 4-й 4 (первая стихира – дважды), и Архангела, глас 1-й 3 . «Слава, и ныне» праздника, глас 6-й: «Послан бысть...». Вход с кадилом. «Свете Тихий». Поется великий прокимен, глас 8-й: «Дал еси достояние...», со стихами (по обычаю). На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 4-й: «Днесь радость...» (см. на стиховне великой вечерни в сам день праздника) . Молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (без малых). Окончание вечерни великопостное (см. 4 марта). На малом повечерии в Неделю вечером поется служба мч. Саввы Стратилата (с 24 апреля). Примечание. «Повечерие малое, без поклонов, поклоны от Слава в Вышних..., на немже глаголем канон рядовый Минеи» (Типикон, 26 марта, «Указ о отдании Благовещения Пресвятыя Богородицы», «Аще случится отдание Благовещения Пресвятыя Богородицы в понедельник 4-я или 5-я, или 6-я недели постов»). Канон Богородицы (Октоиха) не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение. Поскольку Устав не приводит указаний, касающихся тропарей и кондаков малого повечерия в день Благовещения вечером, возможны следующие варианты: 1) По Трисвятом – кондак Архангела, глас 8-й (см. 26 марта, по 6-й песни канона на утрене). Ср.: Типикон, 7 января. 2) По Трисвятом – кондак Архангела, глас 8-й (см. 26 марта, по 6-й песни канона на утрене). «Слава, и ныне» – кондак Благовещения, глас тот же . Молитва прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами (окончание малого повечерия см. 4 марта).

http://patriarchia.ru/bu/

13. Понедельник. Отдание праздника Преображения Господня. Свт. Тихона, еп. Воронежского, Задонского, чудотворца. Прп. Максима Исповедника (службу зри 12 августа) . Обретение мощей блж. Максима, Христа ради юродивого, Московского. Иконы Божией Матери, именуемой «Страстная». Иконы Божией Матери, именуемой «Семистрельная». Минской иконы Божией Матери. Сщмч. Серафима, еп. Дмитровского . Совершается славословная служба отдания праздника Преображения (А) . Если настоятель изволит совершать службу отдания Преображения вместе с полиелейной службой свт. Тихона Задонского, можно руководствоваться 1-й Марковой главой Типикона под 25 мая: «Аще ли случится Обретение главы Предтечевы... во отдание Вознесения Христова...» (Б) . А. На вседневной вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 4-й – 6 (первые две стихиры – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Прообразуя Воскресение Твое...». Входа нет. Прокимен дня. Паримий нет. На стиховне стихиры праздника, глас 1-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Петру, и Иакову, и Иоанну...». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 7-й (единожды). Отпуст: «Иже на горе Фаворстей...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 7-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и 2-й без ирмосов на 6. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Крест начертав...». По 3-й песни – седален праздника, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 7-й. На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припев праздника: «Величай, душе моя, на Фаворе преобразившагося Господа» . (Совершается обычное каждение.) По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава, и ныне» – тот же светилен. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры праздника, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Поят Христос Петра...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-08-26/

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 29 июня 2024 года 16. Суббота Пятидесятницы. Отдание праздника Пятидесятницы. Перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского (службу зри 10 января) . Свт. Тихона, еп. Амафунтского. Прп. Тихона Калужского. Прп. Тихона Луховского, Костромского чудотворца. Прп. Моисея Оптинского . Совершается славословная служба отдания праздника Пятидесятницы (по Триоди) (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Феофана, Затворника Вышенского, в соединении со службой отдания праздника Пятидесятницы (по 1й Марковой главе Типикона под 25 мая: «Аще ли случится Обретение главы Предтечевы… в субботу пред Неделею Всех святых, во отдание праздника Пятьдесятницы») (Б) . Примечание. Службы святых, память которых пришлась на субботу Пятидесятницы и на Неделю Всех святых, переносятся: «поем единаго напреди, а другаго в настоящий пяток, на повечерии» (см. Типикон, гл. 50, «В понедельник Святаго Духа на полунощнице», 1е «зри»). Впрочем, это предписание Типикона не распространяется на святых полиелейных и выше (см., напр., 25 мая, 1я и 2я Маркова глава). А. На вседневной вечерне кафизма 18я. На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 1й и глас 2й – 6 (см. в самый день праздника). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8й: «Приидите, людие…». Входа нет. Прокимен дня. Паримий нет. На стиховне стихиры праздника, глас 6й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8й: «Языцы иногда…». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 8й (единожды). Отпуст: «Иже в видении огненных язык…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 8й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 16я и 17я . Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50й. Каноны: праздника 1й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и 2й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды). Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия Пятидесятницы: «Божественным покровен…» (ирмосы 2го канона праздника). По 3й песни – седален праздника, глас 8й. «Слава, и ныне» – тот же седален.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

31. Суббота по Рождестве Христовом и пред Богоявлением. Отдание праздника Рождества Христова. Прп. Паисия Святогорца . Прп. Мелании Римляныни (службу зри 30 декабря) . Совершается славословная служба отдания праздника Рождества Христова (А) . Приводим также порядок совершения службы отдания Рождества Христова в соединении с полиелейной службой прп. Паисия Святогорца (по 1-й Марковой главе Типикона под 25 мая: «Аще ли случится Обретение главы Предтечевы... во отдание Вознесения Христова...») (Б) . А. На вседневной вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 2-й – 6 (первые две стихиры – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Августу единоначальствующу...» (догматик гласа не поется; см. Типикон, 31 декабря, «зри»). Входа нет. Прокимен дня. Паримий нет. На стиховне стихиры праздника, глас 2-й и глас 3-й (со своими припевами). «Слава» – праздника, глас 4-й: «Веселися, Иерусалиме...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «В вертеп вселился еси...». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й (единожды). Отпуст: «Иже в вертепе родивыйся...» (с упоминанием прп. Мелании Римляныни). На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды). Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Христос раждается...». По 3-й песни – ипакои праздника, глас 8-й (единожды). По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 3-й. На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. (Совершается обычное каждение.) 1-й лик поет припев 1-го канона: «Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую Горних воинств, Деву Пречистую, Богородицу» , и ирмос 1-го канона: «Таинство странное вижу...». 2-й лик – то же. 1-й лик припев: «Величай, душе моя, от Девы...», тропарь: «Изрядное течение зряще...». 2-й лик припев: «Величай, душе моя, в вертепе...», тропарь: «Изрядное течение зряще...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-13/

Богослужебный устав Православной Церкви: Опыт изъяснительного изложения порядка богослужения Православной Церкви Источник Содержание Предварительные сведения об изменяемых богослужебных молитвословиях и о книгах, содержащих эти молитвословия Часть I. О богослужении в период времени пения Октоиха Отдел I. О богослужении недельных, или воскресных, дней Глава I. О богослужении воскресных дней, если не случится никакого праздника Глава 5. О богослужении воскресных дней, если случится богородичный двунадесятый праздник Глава 6. О богослужении воскресных, а равно седмичных и субботних дней, если случится господский двунадесятый праздник Главы 7 и 8. О богослужении воскресных дней, если случится одно предпразднство или попразднство господского или богородичного праздника, или же будет еще какое-нибудь торжество. Глава 9. О богослужении воскресных дней, если случится отдание господского или богородичного праздника Отдел II. О богослужении седмичных дней периода времени пения Октоиха Глава 11. О богослужении седмичных дней при двух святых, не имеющих в Типиконе праздничного знак Глава 12. О богослужении седмичных дней при святом, поемом на 6, именуемом шестеричным и отмеченном в Типиконе знаком черными чернилами Глава 13. О богослужении седмичных дней при святом, имеющем славословие и отмеченном в Типиконе знаком красными чернилами Главы 14 и 15. О богослужении седмичных дней, если случится святой, имеющий полиелей и отмеченный в Типиконе знаком , один или с предпразднством либо попразднством господского или богородичного праздника Глава 16. О богослужении седмичных дней, если случится святой, имущий бдение и отмеченный в Типиконе знаком Глава 17. О богослужении седмичных дней, если случится великий праздник святого, отмеченного в Типиконе знаком Глава 18. О богослужении седмичных, а равно и субботних дней, если случится богородичный дванадесятый праздник Глава 19. О богослужении седмичных, а равно и субботних дней, если случится отдание господского или богородичного праздника Глава 20.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

11. Среда 6-й седмицы по Пасхе. Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня. Равноапп. Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. Сщмч. Мокия. Сщмч. Иосифа, митр. Астраханского. Свт. Никодима, архиеп. Сербского. Прп. Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах. День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Приводим порядок совершения бденной службы равноапп. Мефодия и Кирилла, учителей Словенских , в соединении со службой Триоди . Примечание. При совершении богослужения можно руководствоваться 5-й Марковой главой Типикона под 8 мая: «...аще случится святаго апостола Иоанна Богослова в среду пред Вознесением, во отдание Пасхи». Начало великой вечерни – как в 1-й день Пасхи. Облачившись в епитрахиль и фелонь, иерей при открытых царских вратах с пасхальным трисвещником и Крестом в левой руке, с кадилом в правой руке, после начального возгласа: «Слава Святей...», поет: «Христос воскресе...» (трижды). Певцы также трижды повторяют тропарь. Иерей поет стихи пасхального начала: «Да воскреснет Бог...». Певцы после каждого стиха: «Христос воскресе...». Затем поется 103-й псалом: «Благослови, душе моя, Господа...». («Приидите, поклонимся» не поется.) Совершается каждение всего храма. По предначинательном псалме – великая ектения, и поется «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника Триоди (о слепом), глас 2-й, глас 4-й, глас 5-й и глас 8-й – 6, и святых, глас 2-й 4. «Слава» – святых, глас 6-й: «Апостолом единонравныя...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Кто возглаголет силы Твоя...». Вход. Прокимен дня. Паримии святых – 3. Ектения сугубая: «Рцем вси...». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю...», и молитва главопреклонения. На литии стихира храма. «Слава» святых, глас 8-й: «Яко учителие неложнии...», «И ныне» Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневестная Дево...». На стиховне стихира воскресная Триоди, глас 5-й: «Тебе, Воплощеннаго Спаса Христа...», и стихиры Пасхи, глас тот же (с их припевами). «Слава» – святых, глас 8-й: «Радуйся, двоице священная...», «И ныне» – Пасхи, глас 5-й: «Воскресения день...» (в конце «Христос воскресе...» – единожды, как окончание стихиры).

http://patriarchia.ru/bu/2023-05-24/

Вознесение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа Часть I. Мои мысли Лишь только мы отдали праздник Пасхи, как тотчас же, почти без подготовки, мгновенно явился другой светоносный праздник – Вознесения Господня… Душа почти еще не успела остыть от радостного хваления Воскресения, как уже нужно прославлять Возносящегося… Единственно, что о нем заранее напоминало, это Вознесенские ирмосы, которые стали петься вместо катавасии с 6-й недели до Пасхи и на отдание ее. Но это давало слишком мало… А главное – душа еще все жила воскресением… И как пред солнцем бледнеет луна, так перед «Царем дней», Пасхою, все другие праздники смиряются… Благодать Пасхи сильнее всех других праздников… Поэтому Пасху довели до самого крайнего срока, вплоть до Вознесения, и оттого не оказалось ни чувств в душе, ни места в уставе и богослужении для Вознесения… Поэтому-то почти нет предпразднства. Только в среду на утрене началось оно. Промежуточное во времени – менее дня… Но вчера начали читать канон Вознесению… И вдруг мне послышалось некое «благоухание» чего-то нового… Точно где-то в стороне зазвонили… Стал слушать чтение… Особенно живо воспринимается каждое слово… Но о богослужебных мыслях после напишу. Теперь же я остановился только на чувстве радости, которое тонкою струею откуда-то начало проникать… Маленький ручеек в широкую реку… Приблизившееся Вознесение в море радости Пасхи… И за то благодарю Господа… Но потом отдание Пасхи опять затопило все… Служим всенощную… Вышел я на литию… Немного сосредоточился на зрении Господа Вознесшегося… И вдруг стало ясно: НАШ Господь там! И это слово «наш» и осталось в душе… В самом деле: вознесся Господь ведь не Божеством, а человечеством… НАШЕ естество вознес Он. Или: В НАШЕМ естестве вознесся… Он – с воплощения еще НАШ, и там у Отца ЗА НАС ХОДАТАЙСТВУЕТ… Не может не ходатайствовать… Мы Ему – свои… Он – наш… Какая близость!.. И понятно: какие великие блага от этого должны проистекать для нас… Но об этом еще после… А сейчас – корень всего: НАШ Господь одесную Отца… Все прочее – следствия… Слава Тебе!

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Скачать epub pdf Отдание праздника Рождества Христова Как только Младенец Христос родился, на Него сразу началось гонение, которое продолжалось до самого Его крестного страдания. Господь на земле основал Церковь , которая есть продолжение Его дела и есть Тело Христово. И с самого начала своего существования Церковь Божия, все люди, которые носят в себе Христа, неизбежно бывают гонимы. Все, кто каким-то образом причастен к Богу, в этом мире гонимы – изначально от дьявола, а потом вообще от всяких носителей зла. Большинство людей привязаны к миру, и каждый чувствует, что нельзя одновременно быть приверженным и миру, и Церкви. Многие интуитивно, даже еще не зная закона Божия, понимают, что, если они станут членами Церкви, то от многого, что есть в миру, им придется отказаться. И поэтому у человека, который только начинает воцерковляться, всегда много вопросов такого рода: что можно, а что нельзя? Он прекрасно чувствует, что в Церкви очень много чего нельзя, а можно совсем немного, и то, что можно, еще очень трудно, оказывается, дается. То есть с точки зрения человека мирского, жизнь церковная – это жизнь каторжная. Потому что человек мирской не знает той радости, какую дает духовная жизнь и какую ни с какими радостями мирскими нельзя сравнить. Именно поэтому, когда люди вкушают эту радость, они становятся навеки учениками Христовыми и готовы отказаться от всех мирских соблазнов, которые раньше для них представляли ценность. И вот Христос начал Свою жизнь тем, что испытал злобу. Царь Ирод ополчился на Этого Младенца. Чем ему Христос мог помешать? Родился Царь Иудейский – значит, конкурент его власти. И вот Ирод убил четырнадцать тысяч детей в Вифлееме и его окрестностях. Ради чего? Оказывается, ни ради чего: через четыре года после рождения Христа он умер, то есть власть все равно от него отошла, а царство, которым он владел, было разделено на части и попало под полный протекторат римлян. Убийство тысяч детей оказалось бессмысленным. Вообще все то зло, которое человек в своей жизни делает, в результате всегда оказывается бессмысленным.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

24. Четверг 6-й седмицы, ваий. Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы. Прп. Захарии монаха. Свт. Артемия, еп. Солунского . Прп. Захарии, постника Печерского, в Дальних пещерах. Мчч. Стефана и Петра Казанских. Служба совершается по главе Типикона под 24 марта: «Предпразднство Благовещения Пресвятыя Богородицы» . На великом повечерии в среду вечером – канон Богородицы (Октоиха), служба отдания Благовещения Пресвятой Богородицы и служба Архангела Гавриила (с 25–26 марта). Примечание. В текущем году отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы (26 марта) выпадает на Лазареву субботу. Согласно Типикону, служба Минеи 26 марта (отдания Благовещения и Архангела Гавриила) переносится с Лазаревой субботы на повечерие 6-й седмицы Великого поста: «Аще случится отдание Благовещения Пресвятыя Богородицы в субботу Лазареву, или Неделю ваий, или во един от дней Страстныя седмицы, или Светлыя: тогда отдания Благовещения несть, и поются стихиры и канон попразднства, и Архангела на повечерии в мимошедших днех шестыя недели» (Типикон, 26 марта, «Указ о отдании Благовещения Пресвятыя Богородицы»). Примечание. На этом заканчивается пение служб святых, память которых приходится на время от Лазаревой субботы до Недели Антипасхи, совершавшееся на повечериях с понедельника 2-й седмицы Великого поста. Полунощница вседневная – по великопостному чину. Утреня – по великопостному чину (подробное изложение общего порядка богослужения см. 14 февраля; особенности его см. 17 февраля). Вместо «Бог Господь» – «Аллилуия» во глас Октоиха (в данном случае – глас 1-й) и Троичны гласа. Кафизмы 6-я, 7-я и 8-я. Малых ектений нет. По 1-м стихословии – седальны Октоиха (из приложения Триоди). По 2-м и 3-м стихословии – седальны Триоди (на ряду). Псалом 50-й. Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...», «Господи, помилуй» (12), «Милостию и щедротами...». Каноны: 1-я, 3-я, 5-я, 6-я и 7-я песни – канон предпразднства, глас 4-й . 4-я, 8-я и 9-я песни – канон предпразднства, глас 4-й, со ирмосом на 6 и трипеснцы на 8.

http://patriarchia.ru/bu/2023-04-06/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010