История же самого Израиля во всех своих важнейших моментах и на всем своем протяжении есть, по засвидетельствованию обоих пророков, беспрерывное откровение всемогущества Иеговы. Из страны рабства Израиль был выведен всемогущею рукою Иеговы; рукою Иеговы устранены были с пути его шествия до земли ханаанской все препятствия ( Ос.10:13 ): силою Иеговы истреблен были пред лицом Израиля могущественный Аморрей ( Ам.2:9–10 ); могуществом Иеговы Израилю дана в обладание земля ханаанская. И в стране чужих народов сынов Израиля хранила сила Иеговы, Который спасал их и укреплял мышцы их ( Ос.7:13, 15 ). К устроению блага Израиля призывалась Иеговой природа, ущедрявшая его своими дарами ( Ос.2:8–9 ). Могущественным распорядителем был Иегова и в политической жизни Израиля: в Его руках престолы и цари; Он поставляет царей и низвергает их ( Ос.10:7; 13:11 ; срв. 8:4). Всемогущая рука Иеговы, правящая Израилем в милости, поражает его в гневе. И здесь небо, земля, огонь и люди – в деснице наказующего Бога являются послушными слугами Его повелений. Его волею Израиль предается в плен. Но и снова: по Его же воле и силе Израилю возвращены будут утерянные им вещественные и духовные блага. Попытку устранить их, как вставки позднейшего времени, надо считать вполне неудачною. Серьезных оснований для такого выделения названных мест указать нельзя. В устах Амоса исполненные религиозного одушевления гимны величию Божию вполне понятны: Амос был пастух, прежде чрезвычайного призвания к пророческому служению он в уединении пастушеской жизни научился постигать Бога в Его творческом величии, наблюдать чудеса природы и благоговеть пред дивною мудростью и силою Иеговы. Обычная в таких случаях ссылка на то, что подобными местами нарушается связь речи пророка 98 , именно по отношению к данным изречениям не только не убедительна, но приводит как раз к обратному выводу. Решать вопрос о подлинности таких мест только на основании стилистического языка совершенно невозможно: пророческая речь, дышащая живым чувством напряженного волнения, никогда не может быть спокойна, и никогда не может вылиться в однообразные словесные формы: она бьет ключом и разбивает обычные правила стиля и литературной техники.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Амоса и Осии, где есть намеки на завет в библейском смысле или употреблен сам термин berith, несущественны для рассматриваемого вопроса о религиозной связи между Иеговой и Израилем, и должны быть отвергнуты или как интерполяция позднейшего времени или как не дающие удовлетворительного объяснения слову berith 52 . С тою же целью отстранить всякую необходимость мыслить в прошлой истории Израиля определенный акт торжественного вступления евреев в религиозный союз с Богом отдают – при установлении филологического смысла слова berith – предпочтение значению «повеления, закон, учение» 53 . Тогда дело с «заветом» для древнего времени представляется в виде существования между Иеговой и Израилем отношений божественного патронатства, – причем под понятие berith для того времени подводится вся совокупность религиозных знаний касательно Божества и богоугодной жизни (=культа), получаемых в разное время и по разным случаям. В таком смысле, говорят, употребляет это слово и пророк Осия в Ос 6:7; 8:1 (равно и Ос.2:20 ). Понятие berith у пророков Амоса и Осии. Пророки Амос и Осия знают слово berith. Амос, действительно, употребляет его не в религиозном смысле: именно, термин berith употреблен им ( Ам.1:9 ) в применении к дружественному (братскому) союзу между Израилем и Тиром (срв. 2Цар. 5:11 ; 3Цар. 5:1–12; 19:12–13 ), с существом которого (союза), по слову пророка, не согласуется жестокость тирян, выразившаяся в продаже израильских пленников Едому (идумеям). Пророк Осия употребляет berith двояко: Ос.10:4; 12:1 – в смысле политического союза («заключают союз – berith», «заключают они союз – berith с Ассуром»), в Ос.6:7; 8:1 – в религиозном значении и Ос.2:18 – не прямо в религиозном. Во 2 гл. 18 ст. говорится о заключении Иеговой в грядущие дни милости завета со всякими животными для того, чтобы они не причиняли более никакого вреда Израилю; в 6 гл. 7 ст. Иегова ставит в вину сынам Израиля то, что «они, подобно Адаму, нарушили завет» и в 8 гл. 1 ст. повторяется то же выражение – «нарушили завет Мой».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

После учения о божественном источнике пророческой проповеди главенствующую тему в богословии Амоса и Осии составляет вопрос об отношении Иеговы к народу израильскому. Как и вопрос о пророческом самосознании, так и этот вопрос выступает в пророческом понимании древнеизраильской религии не как проблема, подлежащая уяснению или требующая каких-либо нарочитых со стороны пророков обоснований для укрепления ее содержания в религиозном сознании современником, но как точно определенная в своих подробностях религиозно-историческая истина, как факт исторического опыта народа Израильского. Иегова есть Бог Израиля, Израиль есть народ Иеговы – этим коренным догматом религии Израиля обнимаются и определяются, по воззрению пророков, все стороны религиозно-нравственной жизни народа Божия в общей их связи и в частностях. Израиль есть избранный из всех народов земли и возлюбленный Иеговою народ. Эту мысль, как религиозную аксиому, оба пророка выдвигают с особенною силою, чтобы возможно резче подчеркнуть крайнюю степень неблагодарности Израиля к своему Богу и глубину его нравственного падения. Только Израиля Иегова признал из всех племен земли ( Ам.3:2 ). Когда Израиль был юн, Иегова возлюбил его, как Своего сына и вывел его из земли египетской ( Ос.11:1; 12:13 срв. Ос.3:1 ). От самой земли Египетской Иегова стал Богом Израиля ( Ос.12:9; 13:4 ; срв. Ам. 9:15 ; Ос.4:12; 5:4; 7:10; 8:2, 18; 9:1; 12:6; 14:1, 2 ), а Израиль Его народом ( Ам.7:8 ,.15; 8:2; 9:10, 14, 15; Ос.1:7, 9, 10; 2:1, 2, 23; 3: 5; 4:6, 8, 12; 6:11 ; 11:7), которого Иегова ущедрял в течение всей его истории многоразличными дарами Своей милости. Такое преимущественное внимание Иеговы к Израилю есть, по мысли пророков, выражение особых, заветных отношений между Ним и народом израильским. Израиль и Иегова связаны взаимно узами завета, как муж и жена связаны союзом брачным (образ брака у Осии Ос.1–3 , также Ос.6:7; 7:13, 14; 8:1 ); или (по другому сравнению) – также духовно близки друг к другу, как близки дети к Отцу ( Ос.1:10 : вы Сыны Бога живаго; Ос.11:1 : из Египта вызвал Сына Моего).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

«И помилую непомилованную и скажу не Моему народу: ты — Мой народ, и он скажет: Ты — мой Бог!» (Ос. 2:18–23).   Обличает пророк и священников, которые веру в Бога свели к бездушным обрядам, пренебрегая наставлением народа в законе Божием:   «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения. Так как ты отвергнул ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною. И как ты забыл закон Бога твоего, то и Я забуду детей твоих. Чем больше они умножаются, тем больше грешат против Меня; славу их обращу в бесславие. Грехами народа Моего кормятся они, и к беззаконию стремится душа их. И что будет с народом, то и со священником: и накажу его по путям его и воздам ему по делам его» (Ос. 4:6–9).   Далее пророк призывает тех, которые еще способны внимать его проповеди: «Итак, будем стремиться познать Господа. Как утренняя заря явление Его, и Он (Сын Божий) придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю». Вот, что Богу дорого в поступках людей: «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжении» (Ос. 6:1–3, 5–6).   При виде надвигающегося уничтожения Израильского царства, пророк напрягает все усилия, чтобы пробудить чувство покаяния. Но видит пророк и то, что будет после бедствий, что относится к концу времен, когда произойдет полное обновление народа Божия, когда все бедствия и самая смерть будут уничтожены: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» (Ос. 13:14). Отдельные фразы из книги пророка Осии часто цитируются новозаветными писателями (смотри: Ос. 11:1, Мт. 2:15; Ос. 6:6, Мт. 9:13; Ос. 2:23, 1 Пет. 2:10; Ос. 13:14, 1 Кор. 15:55; Ос. 10:8, Лук. 23:30 и другими).   Содержание книги пророка Осии следующее: о неверной жене и неверности Израиля (1–2), о верности Божией (3), обличение Израиля (4–7), суд Божий над Израилем (8-10), ряд кратких бесед на ранее затронутые темы (11–14). Заканчивается книга обещанием спасения праведным (14). Книга пророка Исайи В первой половине восьмого века до Р. Х. жил Исайя — один из величайших пророков всех времен. Наделенный от Бога высокими духовными дарованиями, Исайя принадлежал к высшему столичному обществу и имел свободный доступ в царский дом. Обладал пророк широким государственным кругозором и крупным поэтическим талантом. Сочетание в нем этих исключительных качеств делают его книгу уникальной в древней письменности. Книга пророка Исайи обилует предсказаниями о Мессии, о Его благодатном Царстве и о новозаветных временах, благодаря чему пророка Исайю называют «ветхозаветным Евангелистом».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Таким образом, одним простым фактом изведения из Египта, по мнению пророка, не покрывается все содержание понятия избрания. Это заставляет предполагать, как несомненное, что пророку известно было в прошлой истории Израиля нечто большое, чем одно промыслительное дело спасения Израиля из египетского рабства, нечто такое, что наложило на Израиля, избранный Иеговой народ, обязательства нравственного характера, т. е. заставляет предполагать, что пророк знал особенное возвещение Израилю воли Божией, исполнением которой он должен был оправдать свое чрезвычайное избрание. Мысль об этом возвещении не связывается у пророка непосредственно с изведением из Египта: о том, что избрание Израиля обусловлено было именно при выходе из Египта, пророк ничего не говорит и ничем не намекает на это, между тем особенную близость и продолжительное промыслительное участие Иеговы в судьбе избранного народа он относит к странствованию по пустыне, когда Иегова «водил Израиля по пустыне сорок лет, чтобы ему наследовать землю Аморрейскую» ( Ос.2:10 ). Точно также и Осия, несколько раз отмечающий выход евреев из Египта ( Ос.2:15; 11:1 , 12:9; 13:4), как время, с которого начинается в собственном смысле исторически-промыслительная деятельность Иеговы по отношению к древнему Израилю, как время, когда Израиль становится возлюбленным сыном Иеговы ( Ос.11:1 ), – считает делом великого благодеяния Иеговы для Израиля не только изведение его из Египта, но преимущественно руководительство его по пустыне через пророков ( Ос.12:13 ); причем время пустыни для пророка есть время, к которому именно и относится особенное признание Иеговой Израиля: «Я признал (глаг. ) тебя в пустыне, в земле жаждущей ( Ос.13:5 срв. Втор. 8:15 ); «как винограднике в пустыне Я нашел Израиля ( Ос.9:10 ). Именно это было время, когда Иегова приучал Ефрема ходить, носил его на руках Своих ( Ос.11:3 ), т. е. это было время особенного откровения воли Божией. Во образе брачных отношений между Иеговой и Израилем, и именно в той стороне этого образа, где идет речь о возвращении милости неверной жене, для пророка типическим отобразом милости представляется пребывание неверной жены, по воле Иеговы, в пустыне, а главнейшим моментом в отношениях Иеговы к Израилю является в этой картине не просто привлечение Иеговой к себе Израиля, но то, что Иегова тогда будет говорить к сердцу неверной жены, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

30:18, Ис. 33:1–5, Ис. 59:16–19, Иер. 9:23–24, Иез. 18:20–24, Дан. 9:7. О Божием всеведении: Иер. 17:9-10. О святости Божией: Ис. 6:3, Ис. 57:15, Ос. 11:9. О вечности Божией: Ис. 43:10. О Царстве Божием О Новом Завете: Ис. 55:3, 59:20-21Иер. 31:31–34, Дан. 9:24–27 (см. Деяния 13:34). О призвании язычников в Церковь: Ис. 2:2, Ис. 11:1-10, Ис. 42:1-12, Ис. 49:6, Ис. 54:12–14, Ис. 65:1–2, смотри Гал. 4:27, 1:9 и 2:23. О внутреннем обновлении: Ис. 44:3, Зах. 12:10–13:1, 14:5–9, Ис. 35:1–7, Ис. 55:1, Ис. 55:10–11, Ис. 12:3–5, Иоиль 2:28–32. Сердце единое и дух новый: Иез. 11:19–20, Из. 36:24-2. О Царстве Божием в образе горы Божией: Ис. 2:2–3, Ис. 11:1-10 (см. Рим. 15:12), Дан. 2:34, Иоиль 3:17, Авд. 17, Зах. 8:3. О добродетелях О благоговении перед Богом: Мал. 4:2, Мал. 3:16–18. О вере: Авв. 2:4. О надежде на Бога: Ис. 8:9-14, Ис. 25–27 гл., Ис. 26:2-12, Ис. 30:7, Ис. 30:15, Ис. 40:29–31, Ис. 51:7–8, Ис. 51:12–14, Ис. 54:10, Иер. 9:23–24, Иер. 15:20–21, Иер. 17:7–8, Иез. 34:14–16, Мих. 7:7-19, Авв. 3:17–19. О познании Бога: Ис. 2:2–3, Ис. 11:1-10, Ис. 54:13, Иер. 9:23–24, Иер. 31:31–34, Ос. 6:3. О смирении: Ис. 57:15–16, Ис. 66:1–2, Мих. 6:8. О стремлении к добродетели: Ис. 1:17, Ис. 33:14–16, Ис. 55:6–7, Вар. 4:4, Зах. 7:9-10, 8:16–17. О справедливости: Ис. 1:27, Мих. 6:8 . О милосердии: Ис. 1:17-Ис. 58:2-12, Ос. 6:6. Призыв к покаянию Обличительные речи: Ис. 1:3–6, Ис. 3:9-11, Ис. 5:20–23, Ис. 10:1–2, Ис. 19:13, Ис. 30:1, Ис. 42:18–20, Ис. 45:9-10, Ис. 57:20–21, Ис. 59:1–4, Иер. 2:13, Иер. 5:1–5, Иер. 7-я гл., Иер. 8:9-11, Иер. 9:8, Иер. 15:1–2, Иер. 17:1, Иер. 17:5, Иер. 22:13–17, Иер. 44:4–6, Иер. 48:10, Мих. 7:1–6, Соф. 3:1–5, Мал. 1:6. Призыв к покаянию: Ис. 1:16–20, Ис. 64:6–9, Иер. 8:4–5, Иез. 18:30–32, Ос. 6:1–3, Иоил. 2:11–17, Зах. 1:3–4, Мал. 1:9. О последних временах О духовным голоде: Ам. 8:11 . О лжепророках: Ис. 9:15, Иер. 14:14–16, Иер. 23:15–17, Иер. 23:26–28, Иез. 13:3-16, Иез. 14:9-11, Соф. 3:4, Мих. 3:5–7. О пастырях: добрых — Иер. 3:15; негодных — Ис.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Но на меня наводят великий страх, с одной стороны, блаженный Осия, когда говорит, что нас, священников и начальников, ожидает «суд, потому что были западнею в Массифеи, сетью, раскинутой на фаворе» ( Ос.5:1–2 ), воткнутой ловцами душ человеческих, и угрожает «пожать» непотребных пророков ( Ос.5:6 ), истребить «огнем судей их» ( Ос.7:7 ), удержаться на время, «чтобы ставить царей и князей» ( Ос.8:10 ), потому что они царствовали сами собой, а не Богом ( Ос.8:4 ), а с другой стороны, божественный Михей, который не терпит, чтобы «Сион созидаем был кровью», чьею бы ни было, «и Иерусалим неправдой», чтобы «главы его за подарки судили, священники учили за плату, и пророки предвещали за деньги» ( Мих.3:10–11 ). И чем угрожает за это? «Сион распахан будет как поле, Иерусалим сделается грудой развалин, и гора дома этого будет лесистым холмом» ( Мих.3:12 ). Оплакивая же такое оскудение добрых правителей, что едва остается где колос или стебель, когда и князь просит и судья говорит из угождения, и восклицая почти следующими словами великого Давида: «спаси меня, Господи, ибо не стало праведных» ( Пс.11:1 ). Пророк возвещает, что за это оскудеют у них блага, как бы «поядаемые молью» ( Мих.7:4 ). А Иоиль заповедует нам плач, он хочет, чтобы «служители алтаря рыдали» ( Иоил.1:13 ) в тяжкое время голода; он вовсе далек от того, чтобы дозволить нам роскошь среди бедствия других, не только повелевает «назначить пост, проповедать цельбу, собрать старцев и младенцев» ( Иоил.2:15–16 ) – эти жалкие возрасты, но требует, чтобы священники шли в храм в пепле и вретищах, с глубоким смирением поверглись на землю, «ибо опустошены поля» ( Иоил.1:10 ) от бесплодия, «прекратилось приношение и возлияние в доме Господнем» ( Иоил.1:9 ), и таким уничижением привлекли милость. А что скажет Аввакум? Его речь пламеннее, он с негодованием обращается к самому Богу и как бы вопиет на Владыку Христа за неправду судей, говоря: «Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не услышишь, буду вопить к Тебе о насилии, и Ты не спасешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие передо мной, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратным» ( Авв.1:2–4 ). Потом у Пророка угроза и следующие слова: «посмотрите и внимательно вглядитесь, и вы сильно изумитесь; ибо я сделаю дело» ( Авв.1:5 ). Но нужно ли приводить все слова угрозы? Напротив, по моему мнению, лучше присовокупить к сказанному, как Аввакум, вызвав сперва на среду и оплакав многих учинивших что-либо несправедливое и худое, вызывает, наконец, начальников и учителей злонравия, называя порок «развращением мутным», опьянением и заблуждением ума, и говорит, что через них напиваются этим ближние, «как взирают» ко тьме душ своих и «пещерам» гадов и зверей, то есть, обиталищам худых помыслов ( Авв.2:15 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Ос.10:13 ), с другой – пренебрежительно относящиеся к ним ( Ос.10:3 ). Одним словом, очи Господа Бога на греховное царство: оно будет истреблено с лица земли ( Ам.9:8 ). Из того, что нарушается в Израиле, само собой вытекает положительный идеал правды. Пророки очень скудно освещают эту сторону своего нравоучения, но и при краткости их речи положительные требования справедливости вытекают у них с тем большею внушительностью, что они касаются самой глубины вопроса. Вопрос об осуществлении Израилем справедливости есть вопрос об истинной его жизни. В таком направлении рассуждает пророк Амос: »ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых. Возненавидьте зло, и возлюбите добро и восстановите у ворот правосудие» ( Ам.5:14–15 ). Добро есть то, чтобы поступать справедливо, зло – заключается в попрании правды (срв. 10–12 ст.). А делать добро значит жить. – И если Израиль мечтает о счастливой жизни, связывая ее с наступлением дня Господня, т. е. воображая, что счастливая жизнь сама собой наступит по определению Иеговы, то он ошибается. Счастливую жизнь обеспечивает лишь полное торжество правды среди Израиля. Также точно излагает положительные требования доброго или справедливого поведения и ОсияОс.10:12 : сейте себе в правду (zedaqah, срв. Ос.12:6–7 : «наблюдай суд»), т. е. для себя самих позаботьтесь о плодах, которые дает справедливая жизнь. Но требование доброй или справедливой жизни по отношению к Израилю не есть только требование подчинения божественному правосудию: в этом случае положение Израиля ничем не отличалось бы от положения язычников, которые тоже, по выражению пророков, ответственны пред божественным судом. И мера наказания за нарушение божественной воли применяются к Израилю особенная, сравнительно с язычниками, вследствие особенных мотивов. To и другое требование мотивируется и обосновывается пророками в отношении Израиля на началах особенной обязательности, связывающей Израиля с Иеговой и потому в том и другом случае божественное правосудие получает отпечаток исключительной строгости. Израиль обязан исполнять требования божественной правды потому, что он кроме того есть народ Иеговы и что божественная воля ему известна, как положительно данная ему норма благоповедения. В этом случае разница между Израилем и миром языческим, хотя она прямо и не выражена пророками, в пророческом понимании подразумевается в форме новозаветного учения: язычники, не зная закона положительного исполняют законное по природе ( Рим. 2:14 ). Израиль закон нравственный имеет в положительной форме откровения и он в исключительной мере и отвечает за нарушение Божьей воли.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Ефрема Сирина , «Господь сотворил спасение народу Своему, освободив его от сатаны и от рук служителей его, которые воздвигли гонение на мучеников. Ибо они составляли то семя, которое Бог посеял впоследствии через Христа» 233 . Какое же состояние Израиля здесь разумеет пророк? или, что он желал сказать в частности об очистительном действии суда (=«Изреель» malo sensu) в этом общем программном отделе своего пророчества? Ответ на это дан в отделе Ос.2:2–23 , в котором мы имеем комментарий к первой части ( Ос.1:2–2:1 ). Первая часть этого отдела есть разъяснение частностей того наказания, которое было предсказано в Ос.1:2–6, 8–9 . Иегова накажет блудную мать Израиля 234 отторжением от союза с Собою (3–6). Божие наказание пробудит у наказанной жены желание снова соединиться с законным мужем (6–7). Для этого Господь увлечет преступную мать Израиля в пустыню, и будет говорить к ее сердцу (14 ст.). Т. о. то, что в предыдущем отделе представляет лишь в общих чертах вводную программу проповеди пророка и является несвязанным ( Ос.2:6, 8–9 и ст. 10 след.), здесь восполняется посредствующим моментом: счастье будущего, предрекаемое пророком, представляется актом снисхождения Божия к грешному, но под действием наказующей любви Божией, раскаявшемуся народу. Последний в погоне за идолами (Ваалами) забыл своего Бога (ст. 13). Но Господь вразумит его и напомнит ему о Себе, как о любящем Боге. После того, как вразумленный наказанием Израиль придет в себя и поймет пустоту своего увлечения «любовниками» (ст. 6 и 7), Иегова обратит снова к нему Свою любовь и восстановит истинные заветные отношения с помилованным народом. Тогда из религиозной жизни Израиля удалены будут главные препятствия, мешавшие до сих пор заветным отношениям осуществляться так, как нужно: Израиль поймет, что отношения к нему Иеговы были и есть отношения любящего мужа к супруге, а не отношения грозного властелина к подчиненным 235 . Народ израильский не будет называть Господа baali, а будет называть Его ischi; и из уст его удалены будут имена ваалов, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

4,6), и: «Горе им, трусливым, что отдалились от Меня» (Ос. 7,13); и опять же через Иеремию увещает он никого ничем не хвалиться, но всякому, кто хвалится, хвалиться единственно «тем, что разумеет и знает Меня, что Я — Господь " (Иер. 9,24). И через Давида: «Помедлите/успокойтесь/и познайте, что Я — Бог» (Пс. 45,11). Опять–таки, среди тех же самых пророков один предпочитает познание Бога всесожжению и восклицает, что «забыл Израиль Создателя своего» (Ос. 8,14), а другой говорит, что «переходят от одного зла к другому и Бога не знают» (Иер. 9,3). И снова: «Не захотели знать Бога» (Иер. 9, 6). Порой охватывает их ревность наставлять неразумных со словами: «Просветите себе свет ведения» (Ос. 10,12); и [слова] Давида: «Взыщите Господа и утвердитесь, взыщите лица Его всегда» (Пс. 104,4), «приступите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся» (Пс. 33,6), и продолжает он: «Я познал, что велик Господь» (Пс. 134,5), и: «Дивно ведение Твое для меня, — выше сил моих его!» (Пс. 138,6), и исповедуется Богу в том, что «буду насыщаться в узрении славы Твоей» (Пс. 16,15) и что «возвеселюсь и возрадуюсь в Тебе» (Пс. 9,3), и возвещает созерцающим божественное и духовное опьянение от тучности дома Господня (Пс. 35,9), чтобы ведали, по всей вероятности, способные к созерцанию и, тем самым, более побуждались [узнать], что же должны, очевидно, испытывать созерцающие Того, тучность чьего дома обыкновенно сообщает созерцателям божественное и духовное опьянение. А если таков дом, то что же должно думать о хозяине его? Каким исступлением не исполнилась бы естественно душа, пристально, насколько возможно, на него взирающая? Посему же и утверждает священный Павел, что «наше жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа Нашего Иисуса» (Флп. 3,20), не мысля притом о земном, но о небесном, во Христе Иисусе. И заповедует Он нам помышлять о горнем, «где Христос сидит одесную Бога» (Кол. 3,1), и возвышает мысль слушающих, говоря: «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Бога, держит все словом уст своих» (Евр.

http://predanie.ru/book/69133-kallist-an...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010