«возлежи (за столом), как муж, который избран,   и не бросайся, чтобы ты не опротивел:   знай, что ближний твой, как ты». Здесь первые два полустишия составляют притчу, параллельную 18 стиху, а третье – вариант первой части 17 стиха.   19–20 . Из вежливости следует кончить есть раньше других, особенно хозяев, чтобы не показаться алчным и ненасытным; если же приходится сидеть за столом в большом обществе, то не следует первым приниматься за еду, предоставив это другому. Сл.: «Престани первый (Остр.: прьвие), ради наказания, и не пресыщайся (Остр.: и не яждь лише сыти), да не преткнешися. И аще сядеши посреди многих (Остр. прибавляет: чадии), первее их не простри руки твоея». В одном из Гр. списков (55) и здесь стоит заглавие: «о воздержании», ср. 18:30. Сл. «наказания» передает Γρ. παιδεας, Евр. мусар «благовоспитанность», здесь, как и в 37:34, – «умеренность» в пище; это значение подтверждается и параллельным полустишием. Евр. текст здесь неразборчив, видны только отдельные буквы, но чтение его можно восстановить по Гр. В Сир. первая половина стиха неточно: «будь осмотрителен, ради благовоспитанности». Гр. и Сл. «преткнешися» передают, по-видимому, глагол , стоящий в варианте 18 стиха: «ты опротивеешь, будешь ненавидим, презираем», – этот глагол и был, вероятно, поставлен в 19 стихе; Евр. же читает здесь, как и в 18-м: «чтобы не быть презираемым». Далее после слов: «если сидишь» Сир. поясняет: «чтобы есть». Вместо Сир., Гр. и Сл. «первее их» в Евр. читается: «пред лицом ближнего», т.е. раньше соседа, – последнее чтение следует предпочесть, тогда как первое могло явиться для усиления мысли. Лат. вместо «не пресыщайся» ставит: «не будь неумерен», а после 20 стиха прибавляет: «и не проси пить первым».   21 . Для утоления голода немного нужно, и благовоспитанный человек довольствуется этим немногим, зная, как вредно излишество в пище. Сл.: «Коль доволно человеку наказанному малое: и на одре своем не постраждет зла», Остр.: «яко наказаное человеку доволно есть малое, и на одре его не стражет зла».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Сл.: «Полезно вино животу человечу (Остр.: равно животу человеком вино), аще пиеши е в меру его: Кий живот побеждаемому (Остр.: уморяющемуся) вином? сие бо на веселие человеком создано есть». Первая часть 31 стиха в Сл. переведена свободно, в Гр. она читается, как в Сл.-др.: «равно жизни вино для людей (В, 308: для человека)», а в Сир.: «как живая вода вино человеку»; отсюда видно, что в Евр. в начале стиха должно читать лэмê «вместо воды» или кэмê «как вода», а следующие слова гаййаûн хаййûм нужно поставить одно на место другого, – тогда получится: «как вода жизни вино человеку». Вино сравнивается с ключевою водой, оживляющею усталого, томящегося от зноя путника: нужно представить себе многодневное путешествие по безводной пустыне в жаркой стране, чтобы понять силу этого сравнения. Вместо Гр. и Сл. «пиеши» в Евр. и Сир. читается: «пьет», – смысл тот же. Сл. «побеждаемому» в 32 стихе передает Γρ. λασσομν, что здесь означает: «лишаемому»: «какая жизнь лишаемому вина», как и в Евр.; во второй же части стиха Гр. и Сл. «человеком» соответствует Евр. слову мере’шûт или меро’ш (в параллельной притче) «от начала», – последнее чтение подтверждается Сир. и Лат. переводами, и Климент Ал. вместо νϑρποις читает π’ ρχς «от начала». В Евр. 32 стих читается дважды: первый раз на своем месте, второй – после 33 стиха; эти два варианта различаются между собою только тем, что вместо одних слов поставлены другие, синонимичные. Лат. переводит с значительными отступлениями от Γρ., совпадая иногда с Сир. и Евр.: «равная жизнь (vita стоит, вероятно, вместо vitae: «равно жизни») людям вино в трезвости; если будешь пить его умеренно, будешь трезв». После первой части 32 стиха Лат. прибавляет: 33–34 . Мысль ο пользе вина, когда пьют его в меру, и ο вреде его, при неосторожном употреблении, выражается автором в двух одинаковых по строению притчах. Сл.: «Радование сердца и веселие души (Остр. опускает предшествующие слова) вино пиемо во время прилично (Остр.: доволно); Горесть души (Остр.: душам) вино пиемо много, в распри и клевете (Остр.: с гневом и клеветою)».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

К Афонской горе пристали мы кораблем с восточной стороны, к монастырю Пантократову, то есть Вседержителеву. 1421 А оная гора от материковой земли взялась и продолжается от ночи на полдень, с обеих сторон море, в длину 80-т верст, а поперег ея местами от моря до моря верст 15-т и болше, а в другом месте и 20-т или болше. 1-й Монастырь Пантократов на восточной стороне стоит близ моря, в коем началной храм Преображения Господня. Есть чудотворной образ Пресвятая Богородици, 1422 моши: глава апостола Андрея Первозваннаго, 1423 Иоанникия Великаго 1424 глава же, Иоанна Кущника – его Евангелие, 1425 Феодора Тирона и щита его часть, 1426 и протчих немало. Скит святаго пророка Илии, 1427 русской, от моря в гору версты 2-ве. В сем храме Ильи пророка и мощей части доволно. 2-й Монастырь, называемой Ставроникитской, ибо строитель его был Никита. 1428 Стоит на восточной же стороне, близ моря, от Рускаго скита верст 7-ми, в коем началной храм святителя Николая чудотворца и образ Николая Чудотворца, в прежние годы пришел по воде тот образ. 1429 И мощей доволно: кира Иоанна, Козмы и Дамиана, 1430 и протчих доволно. 3-й Монастырь Иверской, от иверскаго князя 1431 состроен, на восточной же стороне близ моря, в коем началной храм Успения Пресвятыя Богородици и чудотворной образ Пресвятыя Богородицы Иверской. А в другой церкве Богородицина икона: в шею ея лика варвар ударил ножем, и ныне кровь видна на шее. 1432 И мощей части много. 4-й Монастырь, называемой Филостей, ибо строитель его был Филостей. 1433 На восточной же стороне от моря в гору 3-ри версты, от Иверскаго расстоянием 10-ть верст. В нем началной храм Благовещения Пресвятыя Богородици, и мощей части немало. А Афонская гора, святогорские монастыри посему наречены. Когда Христос вознесься на небеса, и апостоли метнуша жребий, кому в которую страну идти проповедать христианскую веру, тогда и Богородица прия на себя жребий. И по жребию ей досталось оное место и гора Афонская, а в ней жители были все заблужденные идолопоклонники, кланялися идолом, а паче сказать – бесом, в них живущим. И Богородица по времени спустя собралась ехать во свою часть. И как она толко тронулась из Иерусалима, то во Афонской горе все идолы заплакали и сотворили плач велий, где-либо какой идол стояще. То народ все устрашились и думают: «Что будет сие? Все мы погибнем, ибо и боги наша погибают!» И стали спрашивать своих богов, отчего они плачут. И принужденые были Божиим промыслом, сказали, что Божия Матерь идет «и нас всех погубит, изгонит». И как Богородица кораблем приплыла ко брегу и вышла на брег, рекла: «Падите вы все, идолы!» По ея словесы все идолы пали и перекололись, и бесов всех изгна, и чудодействия не ста. 1434

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Егда душу свою преподобную непустити из телесе готовя(а)шеся, тогда, подобяся пастыреначалнику Христу, вручаше создавшему ю Господу, глаголя: в руки твоя (и), Господи, предаю духа моего. И тако во величайшей болезни величайшее показуя но себе благодарствие, отъиде духом своим во Господу, егоже всем сердцем любляше. Возможно бяше и четвертым образом искушения врагу душевному ратовати на святую душу его, еже есть к возгордению о добродетелех содеянных возбуждати, но сия кознь не повреди доблести мужа совершеннаго; ибо якоже во вся дни жизни своея смиряшеся пред Богом и человеки, тако и при самой смерти, грешника себе именуя и раба непотребнаго, сам оставления грехов своих у Господа моляше и вся посещавшая его о молитву умилно прошаше. Не знаяше он своих добродетелей являти, да Бог знает и воздаяти, знаше же согрешения своя в покаяние, да Бог не знает их в отмщение. Не возношашеся он о благих своих деяниих, аще и неизчисленна бяху, ведая оно великого учителя Григория святого слово: кииждо воспоминая добро, яже содея, егда сам у себя самого возносится, у виновника смирения падает. Напоследок негли и пятого искушения супостат не остави, еже есть, негли прилежа возбудити во уме его жаление стяжания мирскаго, но сам ничтоже успети на нем можаше, ибо он никогда же приложи сердце свое ко тленным богатством, поминая оно увеща(е)ние: богатство, аще течет, неприлагайте сердца ( Пс.61 ), но творцу их в жилище посвятив е, ему самому всею душею своею прилепляшеся. Не любляше он злата и сребра, но тех творца и даятеля. Темже его ради вся стяжания своя нещадно расточаше, да за тварь творца приобрящет, даяше он милостыню нищим, вдовам и сиротам повседневно, яко вторый Иоанн милостивый. Питание священные люди, монахи, и всяких чинов церковники и часто и доволно, приимаше странныя в дом свой, яко вторый авраам, всерадостно и доволно учредив, нескудная подаяния творяше; писменником же сущим он бе отец, дом его – пристанище, трапеза его – обилное препитание, не точию же телесное, но и духовное, ибо пряседяще те и толико насыщаху души своя словом Божиим, елико телеса ястиями; тамо бо не ины беседы бываху, точию рассуждения богословская о различных неудобствах священного писаная, тамо состязания филосовская совершахуся, тамо недоведомых разрешения содевахуся, даже вправду леть бяше дом его училище мудрости именовати, трапезу его – трапезу богословофилософскую нарицати.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

В той есть престолов три: греческой, армянской и франков, то есть католиков. Греческой престол на отъкрытие без иконостаса, а под престолом медной въниз дирой. Повествуют, что на том месте крест Христов был в землю водружен во время Христова страдания, а назади престола поставлен крест распятия Христова. 1335 [Листы с главами 20–27 утрачены и далее следует описание храма Успения Богородицы в Гефсимании] ...А ныне то место розрыто широко и глубоко, и в нем зделана церковь доволно велика, а сходит вниз в церковь лесница широкая, ступеней до 40-ка или болше. А на средине той лесници, в правой стране, стоят гробы богоотцев Иоакима и Анны. На одном гробе совершают литургию, а на другом проскомидию; и они стоят иа восточной стене. 28 На той же леснице, на сопротив тех гробов, в западной стене гроб Иосифа, обручника Богородицина. 1336 На том гробе армянской престол, 1337 которые места мы все целуем. 29 В средине церкви, к востоку, есть часовня неболшая, в которую входить в двери наклонившись. Ту стоит гроб пресвятыя Богородици мраморной белой с синими полосами, вышина от земли более аршина, а ширина в аршин, в длину более двух аршин. Стены у гроба прямые, сундуком, а над ним лампадов с елеем доволно, горят неугасимо греческих, армянских. И литургию на нем служат прежде по-гречески арабские христиане-священники, а когда отслужат, тогда и антимис убирают. А потом на том же гробе служат армяне, а наши христианские священники проскомидию совершают на особенном жертвеннике впереди часовни. А ко гробу, как Христову, равно и к Богородицину, всех вер христианские люди прикладываются. Так же и мы, грешные, удостоились прикладыватся; некоторые и турки прикладываются. 30 Выходя из церкви, влево, в потоке есть пещера болшая, в которой апостоли от страха пряталися, когда Христа распинали. И в нее же по Воскресении, дверем заключенным, взошел Христос к ученикам своим и глаголал им: «Мир вам!» 1338 Показывал им язвы гвоздинныя на руках и на ногах и пречистые ребра своя, язвы кровавыя и страдания своя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Возможно, что в условиях приходского богослужения лития не имела «Оглашения Студитова», отсюда, и тропаря преп. Фео-дору, который мог быть заменен тропарем празднуемого святого. В таком виде лития приближалась к молебну, что и дало основание отцам Стоглавого Собора назвать ее этим именем. В обиходнике Кирилло-Белозерского монастыря изложен следующий чин литии: «В час 2-й дни исходим со кресты с ли-тиею вне монастыря, поюще троп[ари] и конд[аки] праздника]. Зде же и во велицей России честнии манастыреви обычай имут: ударяют в великий камбан доволно и во вся железная. И облачится игумен во вся священная, прочии ж священ-ницы токмо в ризы и диякони. Начинает первый диякон: „Благослови, владыко». Игумен: „Благословен Бог наш». И мы поем: „Царю небесный», Трисвятое, по „Отче наш» „Господи, помилуй» триж, ,,Сл[ава,] и н[ыне«], „Приидите, поклонимся»] триж, псалом „Господи, услыши молитву мою», ,,Сл[ава,] и н[ыне«], „Аллилуиа» дваж, 3-ю поют на клиросе, и ектения вел [икая] „Миром Господу помолимся», „Бог Господь», глас 4, троп[арь] праз[днику] триж, псалом 50 „Помилуй мя, Боже», и исходим вне монастыря. Звонят во вся доволно. И поем канон праз[дника] со ирмофми] на 8, ирмос по дваж, тропари на 6, по 3-й пес[ни] сед[ален] праз[дника], ,,Сл[ава,] и н[ы-не»], тоиж разделяем же на три статии. На 1-й статии глаголет диякон „Спаси, Боже, люди Своя», крылошане поют „Господи, помилуй» 40. Творит игумен на коейждо статии осенение честным крестом триж крестообразно от четырех стран, диякон же глаголет велегласно „Господу помолимся. Рцем вси», и кадит честный крест триж, и на коемждо кажении творит поклон. Також игумен творит осенение честным крестом против кажения крестообразно триж, крылошане поют „Господи, помилуй» по триж на коемждо кажении, и кропит святою водою на две статии. Глаголет диякон ектению „Еще молимся о благоверном и богохранимом царе и великом князе (имярек)» всю до конца, „Господи, помилуй» 30. Игумен крестом осеняет на три статии. „Еще молимся о оставлении грехов рабу Бо-жию отцу нашему игумену (имярек)», „Господи, помилуй» 50. По 6-й пес[ни] ко[н]д[ак] и икос праз[дника]. Прямо олтарю став, игумен чтет Святое Евангелие праз[дника]; по чтении ж крылошане поют: ,,Сл[ава] Отцу и Сыну и Святому Духу», „Отче Слове и Душе», „Иныне», „Молитв ради Богородица», „Помилуй нас, Боже»; по сем стихира праз[дника], глас 2, „Благовестит Гавриил», пес[ни] 7 и 8-я; по сем стих „Владычице, приими молитву». И входим в монастырь, и вшед в церковь поем ирмос, 9-ю пес[нь] „На всход»; по сем Трисвятое по „Отче наш», троп[арь] праз[дника], ,,Сл[ава,] и н[ыне " ], ко[н] – д[ак]; по сем ектения „Помилуй нас, Боже, и отус (отпуст)» 871 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Обычно же пред трапезою благодарению бывшу, почти патриарх старца и выше всех московских протопопов посади его, много похваляя его и мужественна нарицая и крепка. По востании же от трапезы, одарив, с миром того отпустив. Во иные же дни старец Григорий о юзниках патриарху воспоминая, чтоб их разрешил, страждущих его ради. Патриарх же по всех повеле грамоты послати тот час. И писма, кои на него, патриарха, писаны к царю, и к протопопу Стефану, и прочим духовным братиям, все старцу Григорию отдал, глаголя: «Возми, старец Григорей, твои писма». И ярославского протопопа Ермила в то же время простил и писма ему отдал. Попроси некогда старец Григорий патриарха, рече: «Иностранные власти наших Служебников не хулят, но и похваляют». И патриарх рече: «Обои, де, добры; все, де, равно, по коим хощеш, по тем и служишь». И Григорей рек: «Я старых, де, добрых и держюся». И взем благословение, отъиде. Генваря в 13 день 423 , празноваху великомученице Татьяне. И государь царь, и патриарх у всенощные были в соборной церкви у Спаса в Верху. Старец же Григорий тамже был, и стояше на месте обычно, якоже лепо церкви. Во время же облачения вшед патриарх во святый олтарь, а государь царь, с своего места сошед, прииде к старцу и рече: «Не удаляйся от нас, старец Григорей». И старец ко царю рече: «Доколе, государь, тебе дотерпеть такову Божию врагу? Смутил всею Рускою землею и твою царьскую честь попрал, и уже твоей власти не слышат, – от него, врага, всем страх!» И государь, яко устыдевся, скоро от старца отъиде, ничтоже ему рече. По совершении же правила церковнаго, старец патриарху рече: «Время мне, владыко, в пустыню отъити». И патриарх того отпустих, и доволно милостыню дав. Генваря в 14 день, патриарх Никон приехал в Покровской монастырь, что на убогих дому, идеже лежат мощи отца Саватея, и быв у гроба старцова, пошел к строителю, старцу Кирилу, в келью. И в келье обычно, благословения и мир дав, седе, покивая же главою и плача, глаголя: «Старец Григорей!» Старец вопрошая его, глаголя: «Владыко святый, что вина плачю, егоже ради зело плачеши?» Патриарх же ничтоже рече строителю, но плакався доволно, отъиде.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

884 Во 190 м году месяца Маиа в 8, днь в царствующем граде Москве, по смерти Царя Феодора Алексиевича, бысть чюдо преславно и ужасно и удивления достойно: рукоп. уставная конца XVII века, в 12, в библиотеке И. Н. Царскаго, другая XVIII века у Профессора Погодина. 886 Послушаем сказание очевидца об окончании сего замечательного прения: «Народи же видевше отцов, вельми возрадовашеся, что без вреда из полаты изыдоша, и попдоша вон из Кремля Хованский же приказал дать 100 человек стрельцов и проводит их до двора, ради обережи. Егда-же изыдоша вон из града, народи же начаша молити отцев прилежно со слезами дабы на Лобнем месте почели для божественных писаний. Отцы же, по умолению их, сотвориша и начата на Лобнем месте чести Соловецкия тетради и толком разсказывати ереси. – И доволно поучивше от божественных писаний; беже народу многое множество с женами и детми слушающе прилежно и дивящеся Никоновы веры учению... И идоша за Таганския вороты, поюще; «Владычице, приими молитву раб своих – и о тебе радуется – Царь Небесный. Народи же вси по них идуще и друг другу возвещающе с радостию:» нам де Цари Государи приказали по старому креститься. «И приидоша за Яузе ко Всемилостивому Спасу, глаголемому в Чигасы, близ Титова приказу, и повелеша звонити доволно три часа. И егда инидоша в церковь и начата молебен совершити Пресвятей Богородице одигитрии, и после молебна поидоша в дом, идеже преже пребывающе; народи же проводивше их до двора, разыдошася с миром. Царевна же София, по исхождении отец из грановитыя палаты, поиде во свои царския полаты. И по мале прииде Патриарх к ней со властьми и поклонишася ей до земля, глаголюще: «Не дай, Государыня, благоверная Царевна, Софья Алексеевна, в понос и унижение и в посмех таковым раскольникам»... Онаже повеле призвати выборных всех полков. И егда приидоша выборные, и нача Царевна им говорити: «Молят вас благоверные Цари Государи и мы с ними же и вас царский сигклит и потом святейший Патриарх и Преосвященные Митрополиты и весь освященный собор, не променяйте вы нас и все Российское государство на шестерых чернцов и не дайте в поругание святейшаго Патриарха и потом всего освященнаго собора.» И поклонишася вси Царевны и Патриарх и власти стрельцам, слезами обливающеся; выборные же реша; « Нам, Государыня, благоверная Царевна, до того дела нет, что стоять за старую веру и не наше то дело; то дело святейшаго Патриарха и всего освященнаго собора».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

«О чюдесномъ зачатии и рождении великого князя Василиа Ивановича всея Русии самодержьца . Итако ему оть Бога прославлену и благоденьствено царствующу великому князю Ивану Василиевичю самодержьцу, дарова же ему Богъ и чадородие доволно: отъ первыа ему съжительница, отъ великиа княини Марии, дщери великого князя Тферскаго, родися ему сынъ великий князь тезоименитый ему Иванъ, зовомый Младый. И отъ вторыя же сожительницы его великиа княини царевны Софии родиша же ся ему три дщери изрядны; сына же тогда не усп родити ни единаго. Великий же князь Иванъ и его великая княини Софиа о семъ скорбь имяху и Бога моляху, дабы даровалъ имъ сынове родити въ наслдие царству своему, еже и получиша. И сего ради нкогда сиа христолюбивая великая княини Софиа отъ великиа вры и отъ сердечнаго желаниа, по благому совщанию благочестиваго си съпруга самодръжавнаго великого князя Ивана Василиевича всеа Русии, трудолюбно потщася пша шествовати съ Москвы въ преименитую обитель великую пресвятыя и живоначальныя Троицы и великаго свтилника преподобнаго чюдотворца Сергиа помолитися о чадородии сыновъ. Идущи же ей, и доиде монастырского села Клементиева зовома, оттуду же исходящи ей въ удоль, иже близъ самыя обители, и внезапу зритъ очивсть въ сртение грядуща священолпна инока, его позна по образу быти преподобнаго чюдотворца Сергиа, имуща въ руц отроча младо, мужескъ полъ, егоже напрасно вверже въ ндра великой княини абие невидимъ бысть. Она же отъ такова необычна видниа вострепета и начать изнемогати и къ земли прекланятися. Сущии же съ нею жены велможьскиа руками поддержаще ю и сами велми ужасошася и не вдущи, что случися ей. Она же сдши и рукама въ пазус своей ища вверженаго ей отрочати, егоже не ощути, и абие уразум быти посщению великаго чюдотворца Сергиа, и укрпися на ноз свои, и благонадежно и здраво прииде въ монастырь, и доволно молитвова, и цлбоносныя мощи преподобнаго Сергиа любезно цлова, умилно припадая къ честнй рац его, надежу имя получити, егоже прошаше, и братию любочестными брашны учреди, и съ радостию возвратися, отнюдуже прииде. И отъ того чюдеснаго времени зачатся во чрев ея Богомъ дарованный наслдникъ Русскому царствию. Подобну же времени достигшу, и родися благонадежный великому князю Ивану Василиевичю сынъ отъ царевны Софии, и нареченъ бысть Василей Гаврилъ, въ лто 6987, мсяца марта 25, въ самый праздникъ Благовщениа пресвятыя Богородица, въ 8 часъ нощи. Крещенъ же бысть у Троицы въ Сергиев монастыри, а крестилъ его архиепископъ Ростовский Васианъ да игуменъ Паисй Троецьский, Априля въ 4, въ недлю Цветоносную, у чюдотворивыхъ мощей преподобнаго чюдотворцаСергиа, о немже довлетъ быти особному сказанию. Сиа же повсть явлена бяше митрополитомъ Иоасафомъ всея Русии, еже онъ слыша отъ устъ у самого великаго князя Василиа Ивановича всея Русии самодержьца. Потомъ же родишася имъ и прочая сынове и дщери» .

http://bogoslov.ru/article/4635825

«Аще ли кто оскорбил [мене], не мене оскорби, но от части, да не отягчу всех вас». Апостол намеревался сказать нечто большее и показать, что все тело Церкви участвовало в скорби; но, оставив прочих, упомянул о них одних; ибо сие выражается словами: «от части» и «да не отягчу». Потом обнаруживает отеческое сердоболие. 2Кор.2:6 .  Для такого довольно сего наказания от многих. 2Кор.2:7 .  Так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью. «Доволно [бо] таковому запрещение сие, еже от многих: темже сопротивное паче вы даруете и утешите, да не како многою скорбию пожерт будет таковый». Апостол показал силу покаяния, назвав его «многою скорбию»; а подобно сему отпущение грехов именует благодатию, давая видеть, что грех превышает покаяние. Но изобразил и рачительность коринфян, ибо сказал: «Доволно таковому запрещение сие, еже от многих»; потому что все стали отвращаться от согрешившего, как повелел Апостол. Столько силы и в писании своем имел сей скинотворец, по обитавшей в нем Божией силе. «Пожертием» же назвал он отчаяние и совершенное отступление от веры. 2Кор.2:8 .  И по­тому про­шу вас оказать ему любовь. «Темже молю вы, утвердите к нему любовь». Присоедините член к телу, приобщите овцу к стаду, покажите горячее к нему расположение. 2Кор.2:9 .  Ибо я для того и писал, чтобы узнать на опыте, во всем ли вы послушны. «На сие бо и писах, да разумею искусство ваше, аще во всем послушливи есте». Ибо вам надлежит содействовать не только тому, кто отсекает, но и тому, кто присоединяет. 2Кор.2:10 .  А кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова. «Ему же аще что даруете, и аз». Когда произносил на него карательный приговор, тогда не дал им права оказать какую-либо пощаду, так как видел, что весы суда держат они неверно. Поскольку же дознал, что извлекли они пользу из написанного, то дает им право оказать щедрость и говорит: «ему же аще что даруете, и аз: Ибо аз аще что даровах, емуже даровах, вас ради». Слово сие наводит на ту мысль, что коринфяне чрез блаженных мужей Тимофея и Тита просили Апостола о согрешившем. И чтобы не подумал кто, будто бы Апостол из угождения людям вознерадел о справедливости, присовокупил:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010